Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логистические системы и принципы их построения. Потоки в логистических системах.




 

ОТВЕТ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ИХ ПОСТРОЕНИЯ.

Логистическая система – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними и (или) внешними целями организации бизнеса.

 

Большинству реально функционирующих на практике логистических систем присущи основные черты сложных (больших) систем, позволяющих применять к их анализу и синтезу системный подход, а именно:

- сложность – наличие большого числа элементов (звеньев); сложный характер взаимодействия между отдельными элементами; сложность функций, выполняемых системой; наличие сложно организованного управления; воздействие на систему большого количества стохастических факторов внешней среды;

- иерархичность – подчиненность элементов более низкого уровня элементам более высокого уровня в плане линейного или функционального логистического управления;

- эмерджентность – свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемое только логистической системой в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами;

- структурированность – наличие определенной организационной структуры логистической системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления, реализующих заданную цель.

В составе логистической системы выделяют три уровня подсистем:

1. элементный,

2. функциональный,

3. организационный.

Подсистемы элементного уровня представлены отдельными звеньями логистической цепи (основное производство, вспомогательные и обслуживающие хозяйства), работа которых не только должна быть эффективно организована, но и согласована между собой.

Функциональный уровень логистической системы характеризует группы процессов, разнохарактерных по содержанию, принципам и методам управления материальными потоками (организация материальных потоков в производстве, организация сбыта готовой продукции, организация закупок сырья и материалов, организация правового и информационного обеспечения логистических решений).

Организационный уровень включает подсистемы, интегрирующие все группы процессов в единый процесс – «закупка сырья и материалов – производство – распределение готовой продукции» (управление сквозным материальным потоком).

Различают макро- и микрологистические системы.

Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или групп стран.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем:

· с прямыми связями, когда доведение материального потока до потребителей осуществляется без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей;

· эшелонированные, когда материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит по крайней мере через одного посредника;

· гибкие, когда доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников.

Часто критерии формирования макрологистических систем определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями. Например, для улучшения экологической обстановки в регионе может быть создана макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая задачи оптимизации маршрутов, развязывания транспортных потоков, переключения перевозок с одного вида транспорта на другой и т.д. В макрологистических системах могут решаться такие задачи, как формирование межотраслевых материальных балансов; организация транспортировки и координация работы различных видов транспорта в транспортных узлах и т.п.

Микрологистические системы являются структурными составляющими макрологистических систем и представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы.

На уровне микрологистики выделяют внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные логистические системы.

Внутренние (внутрипроизводственные) логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Если задана программа выпуска готовой продукции, то основными задачами внутрипроизводственной логистической системы являются: эффективное использование сырья и материальных ресурсов, уменьшение запасов сырья, материальных ресурсов и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала предприятия, сокращение длительности производственного цикла, контроль и управление запасами в складской системе, оптимизация работы технологического транспорта. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем обычно являются минимум затрат на производство и минимум времени производственного цикла при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции.

Внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных потоков от источника к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Задачи внешних логистических систем – рациональная организация движения материальных ресурсов и готовой продукции в товаропроизводящих сетях, оптимизация затрат, связанных с логистическими операциями в отдельных ЗЛС (Звено) и общих затрат, сокращение времени доставки материальных ресурсов и готовой продукции, времени выполнения заказов потребителей, управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции, обеспечение высокого качества сервиса.

Границы интегрированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным циклом в целом, что обеспечивает наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления материальными потоками для достижения стратегических и тактических целей предприятия на рынке.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемой логистической цепью.

Логистическая цепь – это множество звеньев логистической системы линейно-упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических операций и (или) издержек. Как правило, логистическая цепь заканчивается либо операцией складирования (хранения), либо передачей прав собственности на продукцию.

Любая логистическая цепь состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения.

Звено логистической системы (ЗЛС) – это экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы, выполняющий свою локальную функцию, связанную определенными логистическими операциями.

Звенья логистической системы могут быть трех основных типов:

генерирующие (поставщики сырья – основное производство в сельском хозяйстве),

преобразующие (основное производство на предприятиях пищевой промышленности)

и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки (основные потребители продукции). Часто встречаются смешанные ЗЛС, в которых основные типы звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В ЗЛС материальные потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т.п. В качестве ЗЛС в макрологистической системе могут выступать предприятия-поставщики сырья и материальных ресурсов, предприятия пищевой промышленности и их подразделения, сбытовые, транспортные и другие предприятия. В микрологистической системе – производственные цехи, отделы снабжения и сбыта, склад, транспортное хозяйство и т.п.). При этом ЗЛС, как правило, имеет собственную организационно-функциональную структуру и критерии оптимизации функционирования, которые в общем случае могут не совпадать с глобальной целью логистической системы. Это усложняет формирование управления в логистической системе и приводит к необходимости создания органа высшего логистического менеджмента для координации и интеграции действий ЗЛС.

Ключевым понятием в логистике является понятие материального потока. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других перемещающих операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

 

ОТВЕТ ПОТОКИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ.

В логистике поток представляет собой совокупность объектов, существующую как процесс, и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период времени.

Основными параметрами потока являются:

- начальный, промежуточный и конечный пункты;

- траектория, длина пути, скорость и время движения;

- интенсивность - количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

В зависимости от вида объекта потока различают материальный, трудовой, сервисный, информационный, энергетический и финансовый потоки.

Материальный поток - то находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с физическим перемещением в пространстве и времени от поставщика ресурсов до конечного потребителя.

Материальный поток имеет следующие параметры:

- номенклатура, ассортимент, количество;

- габаритные и весовые характеристики;

- финансовые характеристики (цена, тариф);

- условия договоров транспортировки и купли-продажи;

- полезность времени и места, а также потребительская полезность.

Материальные потоки классифицируют по следующим признакам:

1. По отношению к логистической системе выделяют:

- внутренние материальные потоки, не выходящие за ее пределы;

- внешние материальные потоки, поступающие в систему из внешней среды (входные) и выходящие из нее во внешнюю среду (выходные).

2. По номенклатуре материальные потоки делятся на:

- однопродуктовые (простые), в котором имеется только один вид товаров;

- многопродуктовые (сложные), состоящие из нескольких видов продукции.

3. По степени непрерывности во времени различают:

- непрерывные материальные потоки (нефти и газа в трубопроводах);

- дискретные материальные потоки, образуемые объектами, перемещаемыми с интервалами времени.

4. По степени равномерности выделяют равномерные и неравномерные материальные потоки, перемещаемые с переменной скоростью.

5. По ритмичности отправок различают неритмичные и ритмичные материальные потоки, в которых синхронизированы сроки поставки (отгрузки) в соответствии с заранее спланированным графиком.

6. По роли в процессе распределения материальные потоки делятся на: ожидающие отгрузки, отгруженные, в пути, прибывшие, ожидающие разгрузки, принятые на склад.

7. По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки делятся на:

- совместимые и несовместимые;

- тяжеловесные (масса одного места более 500 кг), большой массы и легковесные;

- габаритные и негабаритные (высота более 3,8 м, ширина более 2,5 м);

- насыпные (зерно), навалочные (уголь) и наливные (перевозимые в цистернах, танкерах);

- тарно-штучные, измеряемые в мешках, рулонах, ящиках, контейнерах, поддонах, пакетах, флягах, бочках.

Сервисный поток представляет собой поток услуг, обеспечивающих высокий уровень обслуживания потребителей материальных потоков до продажи, во время и после продажи товаров.

Каждому материальному и сервисному потоку соответствует информационный поток. Это поток сообщений в речевой, документной, магнитной и электронной формах, генерируемый исходным материальным потоком в данной логистической системе и предназначенный для реализации управляющих функций.

Информационные потоки могут передаваться на бумажных, магнитных, оптических носителях и в виде видеограмм, посредством курьера, почты, телефона, факса, а также электронной почты и телекоммуникационных сетей.

Информация, относящаяся к материальным потокам может быть разделена во времени на три вида: опережающая (предварительная); поступающая одновременно с материальным потоком (например, о количественных и качественных его параметрах); поступающая вслед за материальным потоком (например, различные подтверждения, претензии). Управлением информационными потоками занимается информационная логистика.

Среди сопутствующих материальному и информационному потокам большое значение в логистике имеет финансовый поток, под которым понимают направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для эффективного движения данного материального потока.

Финансовые потоки классифицируют по следующим признакам:

1. По назначению выделяют:

- финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;

- инвестиционные финансовые потоки;

- финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;

- финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат и результатов в процессе производственной деятельности предприятия.

2. В зависимости от применяемых форм расчетов различают:

- денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств;

- информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств.

3. По видам хозяйственных связей выделяют:

- горизонтальные финансовые потоки, которые отражают движение финансовых средств между логистическими партнерами;

- вертикальные финансовые потоки, характеризующие движение финансовых ресурсов между подразделениями фирмы или между материнской и дочерними компаниями.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...