Занятие I. Вхождение в проблему конфликта
Стр 1 из 17Следующая ⇒ В.Н. Ковалев ТРЕНИНГ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ Севастополь УДК 316.49 (075) Автор: Ковалев Владимир Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Филиала МГУ им. М.В.Ломоносова в г. Севастополе. Рецензенты: Наличаева София Александровна -кандидат психологических наук, заместитель заведующего кафедрой психологии Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе. Кирейчев Андрей Вячеславович - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Севастопольского экономико-гуманитарного института Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Ковалев В.Н. Тренинг рационального поведения в конфликте: Учебно-методическое пособие. – Севастополь, 2013. - 68 с. Учебно-методическое пособие представляет собой детальную разработку тренинга рационального поведения в конфликте. В содержании тренинга представлены: краткие, но емкие теоретические модули по психологии конфликта, практические упражнения, ситуационные задачи, дидактические и психоаналитические игры. Пособие предназначено для педагогов, психологов, государственных служащих, руководителей организаций, учреждений, предприятий.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие……………………………………………………...4 Содержание занятий тренинга …………………...…… ………...6 Занятие I. Вхождение в проблему конфликта…..…….……….6 Занятие II. Основы анализа конфликтных ситуаций………....18 Занятие III. Мастерство анализа конфликтов…………….……25 Занятие IV. Ключи к разрешению конфликта…………….…...33 Занятие V. Ролевые техники разрешения конфликтов….…….44 Занятие VI. Конструктивное поведение в конфликте……..…..54
Занятие VII. Разрешение личностных конфликтов……......…..67 Список литературы…………..…..………………………………77 Приложение…………..…...………………………………….…..79
Предисловие История человечества с древних времен до настоящего времени свидетельствовала об объективности и неизбежности конфликтов. Они были всегда, и будут столько, сколько существует взаимодействие людей между собой. Конфликты выполняют конструктивную роль, когда свидетельствуют о назревшем противоречии между старым, отмирающим, и новым прогрессивным, побуждая к эффективным преобразованиям. Вместе с тем конфликты источник бед, стрессовых ситуаций, нарушений конструктивного взаимодействия между отдельными людьми и социальными группами. Конфликты болезненно переживаются всеми его участниками, часто являются причиной разрыва отношений, могут вызвать различные психосоматические заболевания, привести к раннему профессиональному выгоранию. Поэтому в обществе превалирует негативное отношение к конфликту. Нередко даже опытные профессионалы стремятся избегать конфликтов вместо того, чтобы научиться их разрешать. Между тем конфликты являются объективной реальностью, от которой нельзя уйти. Поэтому важно научить руководителей и специалистов распознавать, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, управлять ими. Исследования показали, что конфликт относится к той категории явлений, о которых известно много и, вместе с тем недостаточно для того, чтобы в сложившейся системе просвещения сформировать у специалистов потребность и способность к конструктивному, толерантному, бесконфликтному взаимодействию. Имеет смысл предположение, что человек просто не в состоянии быть конфликтологически компетентным во всех сферах жизнедеятельности. Конфликты касаются различных сторон жизни, начиная от отношений в детстве с родителями и близкими людьми, сверстниками, соседями, воспитателями до отношений в зрелом возрасте с собственными детьми, сослуживцами, единомышленниками и соперниками. Поэтому семейные, экономические, юридические, педагогические и другие отношения - это разные сферы человеческой жизни и каждая из этих сфер, несомненно, детерминирует свои особые конфликтологические компетенции в системе социально-важных качеств человека. Или же необходимо вести научный поиск таких конфликтологических базисных компетенций, которые в процессе личностной интериоризации могут быть действенными в любой сфере жизнедеятельности (например эмпатийное общение, толерантное отношение к мнению других людей).
Под базисной конфликтологической компетенцией мы понимаем определенный уровень развития той или иной компетенции или их интеграционного новообразования, выраженного в конструктивном поведении человека. Именно конструктивное поведение является главной целью обучения руководителей, специалистов, персонала. Оценка конфликтологической компетентности субъекта деятельности основана на профессиональных или социальных стандартах, на его способности справляться с конфликтными ситуациями и конфликтами (анализировать, разрешать их, управлять ими). В её структуру входят: - представление о феноменологии конфликта и его детерминантах; - ориентирование в факторах развития конфликтных ситуаций и стилях поведения в них субъектов межличностного (или внутригруппового) взаимодействия; - владение техниками психической регуляции в ситуациях включенности в конфликт; - способность анализировать конфликты, умение их прогнозировать и разрешать; - умение упреждать конфликты, переводить их в конструктивное русло развития; - способности к разрешению собственных личностных конфликтов. Для того чтобы продемонстрировать компетентность, профессионалы должны проявить свои компетенции. Понятие «компетентность» отражает конечный результат, свидетельствующий об эффективности деятельности человека в решении проблемы, о его способности достигать цели. Компетенции – это модели поведения, позволяющие ему быть компетентными. Таким образом, компетентность обычно характеризуют, как способность разрешать конфликты, а компетенции – как стандарты поведения, обеспечивающие эту способность и в идеале не допускающие конфликтов.
Мы считаем, что только тогда конфликтологические знания и умения специалистов станут действенными, когда они перерастут в социально-важные качества и способности. С этой целью нами был разработан и апробирован тренинг рационального поведения в конфликте, который и представлен в данном пособии.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТРЕНИНГА Занятие I. Вхождение в проблему конфликта Цель: формирование пониманиясущности конфликта и основ его анализа. Тренинг начинается с доведения до его участников целей занятия и с принятия правил работы Т-группы. Правила предлагает тренер, но дополняются, уточняются и принимаются они всей группой после обсуждения и голосования.
Читайте также: III этап, 30-е занятие Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|