Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карта-схема комплексного картографического анализа конфликта




I. УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА 1. Реально присутствующие а) актуальные; б) потенциальные; 2. Опосредованные (вероятные) ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАСТНИКОВ - их ранг и сила; - стили поведения в конфликте; - индивидуальные и возрастные особенности субъектов; 3. Инициирующая сторона III. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА - демонстрируемые; - реальные; - подспудные; - основные; - сопутствующие; ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСТРОТУ КОНФЛИКТА - личностные ресурсы; - условия протекания конфликта; - временные рамки.
  Предмет конфликта  
Суть конфликтной ситуации
II. БАЗИС ПРОТИВОРЕЧИЙ 1. Интересы, потребности, цели сторон; 2. Опасения сторон; 3. Предубеждения и установки; 4. Мотивы конфликтного поведения; 5. Восприятие конфликта актуальными участниками - Оценка сторонами равновесия в системе вклад/благо; - Образы «Я», «Ты», «Мы» в конфликте в представлении сторон; - Эмоциональные переживания участников; - Значимость конфликта для каждого участника. IV. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА 1. Тип конфликта - деятельности; - поведения; - отношений. 2. Фаза конфликта (латентная, демонстративная, агрессивная, батальная) 3. Характер нарушений общения в конфликте (легитимных, прагматичных, коммуникативных). 4. Прогнозируемые исходы конфликта и варианты взаимоотношений сторон после разрешения конфликта
       

 

Порой конфликтогенным фактором выступает деструктивная (жесткая) модальность общения индивидов. По модальности легко определить инициирующую сторону, фазу конфликта и вероятность несовпадения индивидуальных систем мировосприятия. Под модальностью общения в данном случае понимается совокупность доминирующих парадигм индивида, используемых им в обращении к оппоненту. Мягкие парадигмы авансируют доверительное, уважительное отношение к человеку, апеллируют к самым добрым чувствам личности. Жесткая парадигма, характеризующая авторитарный стиль общения, выражается в стратегии подавления личности. Она унижает собеседника, оскорбляет его достоинства, посягает на свободу действий и способствует развитию конфликтной ситуации.

В правильной оценке ситуации нередко играют роль индивидуальные и возрастные особенности личности. Несовпадение темпераментов, характеров, эмоциональных и интеллектуальных свойств и качеств индивидов порождают или обостряют уже имеющиеся противоречия между ними. Различный жизненный опыт оппонентов, особенно детей и взрослых, в конфликтной ситуации ставит их в неравные позиции. Поэтому учету рассматриваемых факторов в картографии конфликта мы придаем важное значение.

Второй блок карты-схемы обеспечивает возможность выработать пути, методы, и средства решения конфликта. Он дает представления об интересах, потребностях, опасениях и мотивах поведения сторон. Конфликты возникают на основе столкновения интересов, желаний, намерений, потребностей и ценностей. Поэтому первостепенной задачей картографии является определение и сопоставление интересов оппонентов, связанных с проблемой.

Интерес в ситуации определяет предмет конфликта, как элемент желаемой или не желаемой для его участников ситуации, проблему конфликта, а в общем виде - проблему общения. Учитывая и фиксируя на карте разнообразие интересов, мы расширяем представления о конфликтной ситуации и создаем условия для широкого круга ее возможных решений.

Особую роль в анализе конфликта играет учет опасений его участников. Опасения доминируют над интересами, вызывая у конфликтующих искажение представлений о действительности за счет деструктивного воздействия негативных эмоций на когнитивную систему каждого индивида. Сравнение опасений участников конфликта позволяет получить ясную картину нарушений общения. Их открытое обсуждение дает возможность исключить ложные страхи и тем самым локализовать конфликт. Категорию опасений можно эффективно использовать для определения мотиваций, не выявленных при анализе интересов. Интересы и опасения участника конфликта, интегрируясь в контексте конфликтной ситуации, конкретизируются в виде позиции участника, которая определяется ответом на вопрос, чего он хочет и ожидает от другого.

Анализ интересов и опасений в картографии дает возможность уточнить позиции участников конфликта, конкретизировать конфликтную ситуацию, а, главное, те ее значения, которые не удовлетворяют оппонентов. Последнее дает возможность определить меры устранения межличностных противоречий.

Позиция участника связана с его целями и являет собой конкретное представление о желаемой ситуации. Когда желания оппонентов не принимаются во внимание и не учитываются во время принятия решения, то каждый участник рассматривается противоположной стороной как преграда в достижении своей цели. В этом случае активность субъектов конфликта направлена не на достижение цели, а на личность, оппонента. Их действия становятся иррациональными, что обусловлено смещением вектора цели. В результате проблема остается нерешенной.

Особенности межличностных взаимоотношений сторон в конфликтной ситуации определяются не только интересами и опасениями, но также предубеждениями и установками участников конфликта. Предубеждения и установки влияют на систему ожиданий личности. Если эти ожидания носят позитивный характер, то вероятность конструктивного разрешения конфликта достаточно высока. Если же они негативны, то стороны уже заранее настроены друг к другу враждебно.

Предубеждения формируются у индивида на основе искажения информации о конфликтной ситуаций. Установки кристаллизуются в процессе длительного развития личности и зависят от системы ее воспитания, Негативные установки и предубеждения блокируют когнитивную систему индивида и такой человек не в состоянии объективно оценивать ситуацию. В рассматриваемом случае первый этап работы с оппонентом должен быть направлен не столько на решение проблемы, сколько на снятие опасений и формирование у них доверия друг к другу. Именно доверие, хотя бы одного человека к другому, может создать благоприятные возможности для урегулирования межличностных взаимоотношений.

Интересы, опасения и ситуативные предубеждения выявляются на основе постановки прямых вопросов. Например: «Какие интересы Вы преследуете? Чего Вы опасаетесь?». Устойчивые негативные предубеждения и конфронтационные установки личности, выражающие ее определенные социальные ориентации, могут быть определены по известным методикам Т. Лири и К. Томаса, показывающим степень потенциальной конфликтности личности.

Рассматриваемый блок карты-схемы предусматривает оценку восприятия конфликта его участниками. Центральное место в этой системе занимают образы. Образы включают в себя представления участников о себе, об оппонентах, о среде и условиях, в которых протекает конфликт. Очень часто трансформированные образы сторон, а не реальные противоречия между ними, определяют конфликтное поведение. Изменение образов оппонентов - одно из эффективных средств разрешения конфликта. Это объясняется тем, что образ оцениваемой личности субъективен, также как субъективно наше восприятие объективного мира. Люди воспринимают других через призму своих ощущений, понятий, взглядов, воззрений, норм, установок, которые могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Не имея достаточного опыта общения с другим человеком или не имея должной информации о проблемной ситуации, мы порой приписываем оппоненту ожидаемые качества, поведенческие реакции: положительные или отрицательные. Последнее во многом зависит от эмоционального фона восприятия ситуации. Несоответствие реального образа и ожидаемого порождает противоречие в осознании роли оппонента в конфликтной ситуации. Индивид начинает восприниматься как препятствие на пути решения нашей проблемы. Это дает пищу нашему воображению для «выращивания» образа врага.

К типичным искажениям восприятия участников конфликта относится «иллюзия собственного благородства» - Феномен достаточно известный в психологии. Его суть заключается в том, что сознание человека работает избирательно, вбирая то, с чем согласно, и оставляя за своим порогом то, что противоречит сложившимся установкам. Поэтому в большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только собеседник этого не хочет.

Правильно оценить реальность - образов «Я» а «Ты» в конфликте дает возможность методика МАКС В.А. Смехова, изложенная нами выше.

В секторе III карты-схемы мы предлагаем определить причины и повод конфликта. Здесь важно четко зафиксировать, какие причины являются реальными, а какие демонстрируемыми. Это несложно установить, соотнеся интересы и цели, преследуемые личностью, с характером действий в конфликте. Если действия индивида по отношению к оппоненту не согласуются с первоначально поставленной целью, то демонстрируемые им причины конфликтного поведения будут носить оправдательно - обвинительный, но не истинный характер.

Немаловажно учитывать возможность сопутствующих причин (событий, не связанных непосредственно с решаемой проблемой), так как они влияют на эмоциональную сферу личности и могут обострять конфликтную ситуацию, трансформируя ее восприятие.

В картографии конфликта обязательно учитываются условия его протекания. К таковым автор относит пространственно-временные (место и время протекания конфликта), социально-психологические (тип и уровень межличностного взаимодействия, степень конфронтации, эмоциональное состояние участников конфликта и др.), социальные (степень вовлеченности в противоречие интересов различных социальных групп; микроклимат в социуме и др.).

В секторе IV характеризуется тип конфликта, динамику его развития, характер нарушений в межличностном взаимодействии оппонентов. Определение типа конфликта дает возможность установить направление его решения. Например, разрешение конфликтов поведения, возникающих в связи с нарушением нравственно-этических норм одной из конфликтующих сторон, предусматривает поиск методов и средств в нормативном аспекте, конфликтной проблемы. Сравнение поведения оппонентов с моральными нормами, принятыми в социуме, позволяет установить, чьи действия спровоцировали конфликт.

Рассмотрение конфликтов деятельности, возникающих по поводу выполнения индивидами трудовых или учебных функций и ролей предполагает вести поиск решения на основе сравнения качества выполнения этих ролей и функций, с обозначенными в договорных или нормативных обязательствах.

Несмотря на разнообразие типов конфликтов, все они развиваются по единому закону и имеют строго определенное число фаз: латентную, демонстративную, агрессивную и батальную. Каждая фаза характеризуется определенной степенью развития легитимных, коммуникативных, прагматичных нарушений и имеет свои симптомокомплексы. Они хорошо описаны А.Т. Ишмуратовым. По ним сравнительно легко определить на какой стадии развития конфликта находятся межличностные взаимоотношения конфликтующих. Установление фазы развития конфликта дает нам возможность определить целесообразные для данной ситуации стратегии и тактики поведения сторон.

Картографический метод дает возможность провести глубинный анализ сложных межличностных конфликтов. Вместе с тем, при определенном его упрощении, он может быть эффективно использован как экспресс-анализ зарождающегося конфликта.

Анализируя конфликты, психологи могут самостоятельно модифицировать методики, объединяя отдельные блоки уже известных, упрощая или дополняя их. При этом важно обеспечить системный подход в его исследовании, тогда видение конфликта от начала конфликтной ситуации до инцидента и исхода будет полным, что позволит четко определить программу действий по разрешению острого межличностного противоречия.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...