Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы дымковской росписи.




– В долгие зимние вечера на Руси люди изготовляли народные игрушки. У всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Веселый игрушечный народец отличается яркими красками.

– Рассмотрите дымковские игрушки и послушайте стихотворения про село Дымково.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

                      В. Фофанов

Деревня Дымково,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое

Дымково назвали.

           Народное творчество

– В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

– Рассмотрите дымковские игрушки и иллюстрации «Олень», «Индюк», «Барышня», «Конь».

У этого оленя золотые рога.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Краше всех индюк.

Вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

Да алеет гребешок.

– Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

           Народное творчество

– Даже кони приобрели яркий наряд.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

           Народное творчество

– Что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма.)

– Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
(Белой.)

– А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит – вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

– Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

– Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

– Какие узоры вы видите на игрушках? (Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.)

– Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

– Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз – когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка расколется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз. Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке. Самые любимые из них детворой – это свистульки.

– Рассмотрите игрушки-свистульки.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляска»,

Город весь пустился в пляс!

                      Народное творчество

– Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Барашек-свисток.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

                 Народное творчество

– Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик.

Демонстрируются игрушки «Дама с собачкой», «Водоноска».

Дети рассматривают и описывают каждую игрушку вместе с воспитателем.

– После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

– Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Обобщенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца.)

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

                  Народное творчество

– Давайте выполним на закладке приемы дымковской росписи.

Рефлексия.

– А теперь рассмотрим выставку из наших работ и выберем самые выразительные. Какие работы самые аккуратные?

Занятие 4
РАССКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
«НИКИТА КОЖЕМЯКА». ЛЕПКА ЖИВОТНЫХ. «ЗАЙЧИК»

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: закреплять умение лепить животных, передавать форму, строение и величину частей; упражнять в применении разнообразных способов лепки; учить передавать простые движения фигуры.

Целевые ориентиры дошкольного образования: выражает положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при прочтении сказки «Никита Кожемяка» и прослушивании музыкального произведения «Утро» Э. Грига; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения подвижной игры; с увлечением работает с пластилином по образцу и собственному замыслу, выполняя фигурки животных.

Материалы и оборудование: запись «Утро» Э. Грига; иллюстрации с изображением русских богатырей; зайцев; к сказке «Никита Кожемяка»; глина, доска; для подвижной игры – морковь или другие мелкие предметы; стихи, загадки.

Содержание
организованной деятельности детей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...