Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4 От психологии масс к социальной психологии 1 глава




 

Именно такое название лучше всего отражает суть той эволюции, которую претерпели социально-психологические знания и которая, в конечном итоге, привела к возникновению социальной психологии как самостоятельной психологической дисциплины.

Первая модель социальной психологии

Психология масс явилась первой попыткой научного, т. е. систематического, последовательного изучения и описания психологии как общества в целом, так и составляющих его

социальных групп. Вот почему известные американские социальные психологи М. Шериф и К. Шериф в 50-е годы прошлого столетия с полным основанием утверждали, что психология масс и, в частности, работы Габриэля Тарда и Густава Лебона заложили фундамент современной социальной психологии (Московичи С, 1996).

Практически все идеи, сформулированные в рамках психологии масс, в дальнейшем вошли в теоретический и практический арсенал психологии XX столетия. Нам еще не раз представится возможность убедиться в справедливости данного утверждения. Пока же отметим лишь, что такие фундаментальные психологические теории, как теория коллективного бессознательного аналитической психологии Карла Юнга, теория социального психоанализа Зигмунда Фрейда, теория социального научения Альберта Бандуры появились во многом благодаря идейному влиянию психологии масс.

Вновь сошлемся на мнение американских социальных психологов, на этот раз С. Милграма и Д. Точа. Они оба указывают на изобилие гипотез, выдвинутых психологией масс и, прежде всего, Густавом Лебоном (Московичи С, 1996). К сказанному добавим, что идеи психологии масс повлияли на дальнейшее развитие не только психологии как таковой, но и социологии, политологии, истории, культурологии, социальной антропологии, этнографии и так далее. Но, разумеется, самое значительное влияние, как уже говорилось, психология масс оказала на социальную психологию. Достаточно сказать, что уже первые учебные пособия по социальной психологии — Уильяма МакДуголла и Эдварда Росса, с которых, собственно, и начинается история социальной психологии, несут на себе отчетливый отпечаток идейного влияния психологии масс.

В дальнейшем, практически в каждом разделе данной книги, мы постараемся показать, как те или иные гипотезы и идеи психологии масс либо в чистом виде вошли в тематику современной социальной психологии, либо были ассимилированы и трансформированы с позиций определенного теоретического направления в приложении к конкретной социально-психологической проблеме (как, например, закон подражания, открытый Г. Тардом, интерпретировался с необихевиористских позиций Альбертом Бандурой в связи с проблемой социального научения).

Таким образом, у нас имелись все основания, чтобы более или менее подробно и развернуто охарактеризовать психологию масс — этот первоначальный вариант социальной психологии.

История социальной психологии

Официальной датой рождения социальной психологии, нового раздела в сфере психологических исследований, считается 1908 год. Именно в этом году вышли в свет и привлекли внимание две работы, в названиях которых фигурировало понятие "социальная психология". Первая — "Введение в социальную психологию" психолога Уильяма МакДуголла — была опубликована в Лондоне, вторая — "Социальная психология" социолога Эдварда Росса появилась в Нью-Йорке. Правда, само понятие "социальная психология" к тому времени уже не являлось совершенно новым. За десять лет до указанной даты, в 1898 году Габриэль Тард опубликовал "Очерки по социальной психологии", в которых изложил подробное описание феномена инициации и сформулировал основные принципы теории социального научения. (Более обстоятельный разговор об этих теориях пойдет ниже.)

В том же 1898 году, когда вышла в свет работа Г. Тарда, в США Норман Триплетт в "Американском психологическом журнале" опубликовал результаты своего эксперимента, который показал, что простое присутствие других людей влияет на деятельность индивида. Триплетт, студент-выпускник университета Индианы, заинтересовался тем, что спортивные результаты, полученные велосипедистами во время соревнований, выше результатов, достигнутых теми же спортсменами, когда они поодиночке просто ехали "на время". Основываясь на этих наблюдениях, Триплетт выдвинул гипотезу динамогенезиса, согласно которой присутствие других людей приводит к определенным изменениям в деятельности индивида. Проверяя свою гипотезу, Триплетт просил детей, чтобы они, соревнуясь на скорость, сматывали рыболовные катушки, и сравнивал результаты, достигнутые детьми, как в том случае, когда они действовали поодиночке, так и в том, когда они делали это вместе с другими детьми. По сути, это была первая экспериментальная попытка выяснить, как изменяется поведение индивида в присутствии других людей, причем не обязательно членов группы. Триплетт отмечал, что большинство детей сматывали катушки быстрее, если при этом присутствовали другие дети — или в качестве наблюдателей, или в качестве соперников. Позже, развивая и продолжая этот эксперимент, многие ученые провели большое количество схожих исследований.


В 1908 году, как уже говорилось, вышли книги У. МакДуголла и Э. Росса. Основная идея, содержащаяся в работах этих авторов, заключалась в том, что поведение людей, их мышление, планирование жизни, общение, взаимодействия и т. д. — все это происходит в рамках социальной психологии. Однако четкого определения, что такое социальная психология, какова область ее проявлений ни МакДуголлом, ни Россом сделано не было.

Отсутствие критериев в определении предмета социальной психологии привело к тому, что представления о социальной психологии у Росса и МакДуголла оказались различными. Отчасти это объясняется еще и тем, что авторы отражали взгляды различных научных направ-лений и традиций. Росс, будучи социологом, придерживался концепции коллективного группового разума, заимствованной им из арсенала идей французской социологической школы. И прежде всего идеи коллективного сознания Эмиля Дюркгейма и коллективных представлений Люсьена Леви-Брюля. Кроме того, поскольку в его книге рассматриваются такие темы, как дух толпы, поведение массы, общественное мнение, социальные конфликты и т. д., то можно с полной определенностью говорить о влиянии на Э. Росса идей теоретиков психологии масс — Густава Лебона и Габриэля Тарда.

МакДуголл шел не от социологической, а от психологической традиции и, как уже упоминалось, был автором теории инстинктов социального поведения. Поэтому основной его интерес сосредоточен на таких явлениях, как инстинкты, мотивации деятельности, чувства. Основной движущей силой социального поведения, по мнению МакДуголла, являются инстинкты. (Кстати, именно благодаря У. МакДу-голлу понятие инстинкт входит в научный оборот.)

МакДуголл дает описание инстинкта, выделяя в нем три части: афферентную (воспринимающую, подводящую), центральную и эфферентную (отводящую, двигательную). Первая, афферентная, часть дает нам возможность воспринимать, ощущать, чувствовать предметы. Вторая, центральная, формирует у нас определенные переживания воспринятого в ощущении. Третья, эфферентная, реализует нашу ответную реакцию. Позднее МакДуголл в качестве движущих сил социального поведения определил склонности, интенции, стремления.

Влияние концепций, как Росса, так и МакДуголла, оказалось ограниченным по той простой причине, что их базовые идеи — коллективного разума и инстинктов поведения — невозможно было применять в рамках методов экспериментальной психологии, ставшей к тому времени наиболее авторитетным и признанным научным направлением.

Собственная сфера исследований социальной психологии становится более отчетливой в первые десятилетия XX века, по мере того, как все большее число ученых проявляет интерес к новой психологической дисциплине, влияние которой растет. Понятие "социальная психология" все чаще начинает использоваться в названиях профессиональных журналов и изданий. В этот период на развитие социальной психологии наибольшее влияние оказали психология масс, психоаналитическая теория и бихевиоризм.

Психоаналитическая теория, созданная Зигмундом Фрейдом на основе его клинической терапевтической практики, особое внимание уделяет внутриличностным психическим процессам, которые обусловлены преимущественно конфликтом между индивидом и обществом. В концепции Фрейда впервые была изложена оригинальная теория социализации, включающая описание психических механизмов этого процесса — идентификации и интериоризации. Сегодня как сама фрейдовская теория социализации, т. е. процесса овладения навыками общественного поведения, так и введенные им новые понятия — идентификация, интериоризация, Сверх-Я (Идеал-Я) — являются общепринятыми и общеупотребимыми. Таким образом, психоаналитические идеи внесли исключительно важный вклад в развитие и становление теоретического арсенала современной социальной психологии. Концепции внутрипсихического развития, формирования социальной психологии личности и социальных конфликтов актуальны и по сей день, и оказывают сильное влияние на наши представления о человеческой природе и человеческом поведении.

Психоаналитическая теория возникла и развивалась в Европе. И лишь утвердившись там, она быстро завоевала популярность и авторитет в США.

А вот бихевиоризм, теоретическое направление, созданное Джоном Уотсоном, содержащее практически противоположные психоанализу идеи — это чисто американское явление, возникшее на американской почве. Уотсон, его последователи и сторонники признавали значение только экспериментальных методов исследования, а главными факторами, определяющими поведение, считали стимулы внешней среды. Программным можно считать следующее заявление Уотсона: "Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого


профиля — врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником — вне зависимости от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков" (Цит. по Шульц Д. и Шульц С, 1998, с. 299). Уотсон полагал, что главное для воспитательного и обучающего процесса — внешние обстоятельства, окружающие условия, в которых находится ребенок. Основоположник бихевиоризма полагал, что любые теоретические представления о внутренних психических процессах нельзя считать научными, поскольку их невозможно экспериментально подтвердить. Поэтому только наблюдаемые, экспериментально проверяемые поведенческие акты должны составлять сферу научной психологии. Сосредоточив внимание исключительно на исследовании поведения, Уотсон пытался, таким образом, по сути, исключить из сферы психологических изысканий изучение самой психики. Все многообразие психических проявлений бихевиоризм сводил к одной простой формуле:

П = СР, где 77— поведение, С — стимул, Р — реакция.

Конфликт интерпретаций. Взгляд на природу человека и сущность человеческого поведения

Бихевиоризм взял на вооружение провозглашенный Декартом принцип: Animal non agit, agtur (животное – объект, а не субъект действия). Т. е. все действия животного, живого организма, в том числе и человека, являются лишь реакцией, рефлекторной деятельностью в ответ на внешнее раздражение.

МакДуголл противопоставил декартову принципу другой подход: The healthy animal is up and doing (здоровое животное активно и действует). Источник этой самостоятельной активности У. МакДуголл видел в витальности, жизненной силе, которая спонтанно проявляется в деятельности животного и человека. Она реализуется через инстинкты, которые МакДуголл считал психофизической предрасположенностью, природными каналами для разрядки нервной энергии — склонности, стремления, интенции.

Хотя и в современной психологии признается требование учитывать, в первую очередь, наблюдаемые и проверяемые феномены, но, тем не менее, нынешние исследователи заняты изучением не только внешних факторов, а и протеканием глубинных, внутренних психических процессов.

Здесь необходимо отметить, что дальнейшее развитие социальной психологии в XX веке происходило преимущественно в США. Так, в 1918-1920 годах в США выходит пятитомное исследование У. И. Томаса и Ф. Знанецкого "Польские крестьяне в Европе и Америке". Благодаря этому исследованию такая тема, как "социальные установки", становится одной из центральных в социальной психологии, а само это понятие входит в научный арсенал социальных психологов.

В 1921 году американский "Журнал абнормальной психологии" переименован в "Журнал абнормальной и социальной психологии".

В 1924 году в США выходит "Социальная психология" Флойда Оллпорта, оказавшая большое влияние на последующее развитие этой дисциплины. Книга Оллпорта, в отличие от вышедших ранее работ Росса и МакДуголла, включала в себя как экспериментальную, так и теоретическую часть. Благодаря этой работе очертания современной социальной психологии становятся более отчетливыми. Кроме того, Ф. Оллпорт вводит в социальную психологию такую жизненно важную и актуальную тему, как социальное влияние.

В вышедшей в 1934 году книге Джорджа Герберта Мида "Разум, личность и общество" говорилось об исключительной важности влияния социального окружения на формирование человеком представлений о собственной личности. И в целом проблема взаимодействия взаимоотношений индивида и общества была главной для данной работы Дж. Г. Мида.

Вместе с тем еще и в 30-е годы оставалась некоторая неопределенность в вопросе о границах предмета социальной психологии. Об этом свидетельствует тот факт, что в вышедшем в 1935 году "Руководстве по социальной психологии" Карла Марчисона освещались такие темы, как жизнь и поведение "социальных" насекомых и домашних животных. Ныне эти темы, разумеется, вышли из сферы исследований социальной психологии и включены в исследовательскую проблематику зоопсихологии и этологии.

В 1936 году область социально-психологических исследований расширилась за счет включения в нее проблем социальной конформности, объяснение которой давалось в книге Музафера Шерифа "Психология социальных норм", опубликованной в указанном году.

После того, как Курт Левин с коллегами и студентами в лабораторных условиях смоделировали авторитарный, демократический и промежуточный (нейтральный) тип руководства, а


затем сравнили результаты деятельности лидеров названных типов, стала очевидной значимость экспериментальных методов исследования общественной жизни. Отчет об этом исследовании был опубликован Куртом Левином и его студентами Рональдом Липиттом и Ральфом Уайтом в 1939 году. Тем самым было положено начало исследованию социальных проблем в лабораторных условиях. В 30-е же годы К. Левин вносит значительный вклад в теоретическое развитие социальной психологии, разработав теорию "поля", в которой им была выведена формула социального поведения. Данная модель поведения учитывала как внешние, так и внутренние факторы и выглядела следующим образом:

П = ф (ЛО),

где 77 — поведение; Л — личность, включающая в себя такие аспекты, как наследственность, способности, особенности характера; О – окружающая среда. Сочетание внутренних, личностных и внешних факторов образуют переменную функцию — ф.

Чтобы проиллюстрировать эту формулу, возьмем простой пример: один и тот же человек ведет себя различным образом в разных местах — дома, на работе, в магазине, на концерте и т. д. И это — несмотря на то, что осуществляется поведение одного и того же человека. А различия в поведении объясняются различием окружающих условий. И в то же время различные люди в одной и той же ситуации или в одной и той же обстановке могут вести себя по-разному. Объяснение этому — в различии личностных, внутренних качеств индивидов.

Хотя сегодня открытие Курта Левина выглядит тривиальным, для того времени оно явилось поворотным пунктом в развитии социально-психологической теории и исследований. Вместе с тем, оно и поныне во многом сохраняет свое значение и актуальность. Кроме того, К. Левин особенно подчеркивал практическую значимость социально-психологических исследований. Все это в полной мере нашло подтверждение во время второй мировой войны в США, где, скажем, военные власти обращались к психологам за помощью в создании эффективных агитационно-пропагандистских материалов, фильмов, радиопередач, печатной продукции. Американское правительство во время войны также постоянно обращалось к психологам с просьбами об организации действенного влияния на население.

В том же 1939 году, когда К. Левин опубликовал отчет о лабораторных исследованиях лидерства, Джон Доллард и его исследовательская группа вводят в научный оборот теорию "фрустрация — агрессия".

В 1941 году Нил Миллер и Джон Доллард в работе "Подражание и социальное научение" изложили теорию, распространяющую принципы бихевиоризма на социальное поведение.

В 1945 году К. Левин создает Центр по исследованию групповых динамик. Окончание второй мировой войны ознаменовалось активизацией теоретических и исследовательских работ в области социальной психологии. Продолжилась разработка таких проблем, как изменение социальных установок (Карл Ховланд), конформизм, агрессия, общественные взаимодействия, формирование и социализация личности. Все это привело к открытию новых, сложных паттернов поведения. Возникло множество новых проблем, связанных с поведением человека: сущность любви, коммуникационные процессы, протекающие как на межличностном, так и на общественном уровнях, проблема восприя-тия и понимания человека человеком. Интерес к социальным проблемам вызвал проведение новых исследований по таким вопросам, как влияние средств массовой информации (СМИ), скученность, другие стрессовые ситуации, просоциальное поведение в экстремальных условиях. Прямым следствием возросшего интереса к социально-психологическим проблемам явился выход в свет в 1954 году первого современного "Руководства по социальной психологии", составленного Гарднером Линдзи.

В 1957 году Лион Фестингер издает свою работу "Теория когнитивного диссонанса", в которой подчеркивается значимость и важность соответствия между установками и между установками и поведением индивидов.

В следующем, 1958, году Фриц Хайдер заложил основания для теории каузальной атрибуции, опубликовав "Психологию межличностных отношений".

В 1959 году Джон Тибо и Харольд Келли издали "Социальную психологию групп", дав тем самым толчок к развитию теорий социального обмена.

В 1965 году американский "Журнал абнормальной и социальной психологии" разделяется на два издания — "Журнал абнормальной психологии" и "Журнал социальной психологии".

И, наконец, в 1985 году выходит уже третье издание "Руководства по социальной психологии", опубликованное Гарднером Линдзи и Элиотом Аронсоном.


На сегодняшний день в США издано несколько десятков учебников и пособий по социальной психологии. Почти каждый университет США, где имеются психологические факультеты и есть отделения социальной психологии, так или иначе, стремится к изданию собственных учебных пособий и другой методической и учебной литературы по социальной психологии.

Российские студенты и преподаватели получили возможность ознакомиться с современным уровнем развития и состояния дел в социальной психологии благодаря учебнику Дэвида Майерса "Социальная психология", который был опубликован у нас в 1997 году. Это пока что единственное, вышедшее у нас учебное пособие по современной социальной психологии, если не считать книги Т. Шибутани, которая издавалась в СССР в 1969 году и переиздана в настоящее время.

Данный беглый очерк истории социальной психологии может породить законный вопрос: а как же отечественная наука? Какой вклад внесли советские, а теперь уже и российские ученые и наука в целом в развитие и становление социальной психологии?

С сожалением приходится признать, что вклад этот минимальный. И основная причина в том, что вплоть до конца 60-х годов социальная психология в СССР считалась "буржуазной", вредной наукой и, следовательно, была наукой запрещенной, разделив тем самым судьбу социологии, политологии, генетики, кибернетики и так далее. Но и после того, как с социальной психологии было снято клеймо идеологически вредной науки, а в 1966 году даже начато преподавание курса марксистско-ленинской социальной психологии на психологическом факультете Ленинградского государственного университета, отношение к ней продолжало оставаться подозрительным, как, впрочем, и к психологии в целом. Поэтому адаптация социальной психологии в советской психологической науке проходила тяжело и непросто. Получив саму возможность употреблять понятие "социальная психология" и излагать проблематику этой дисциплины, не боясь быть уличенными в идеологических диверсиях и измене, советские авторы вынуждены были, тем не менее, ограничиться двумя видами деятельности в социальной психологии — критикой "буржуазной социальной психологии" и попытками "наполнить" заимствованные на Западе социально-психологические теории и методы "марксистско-ленинским" содержанием, т. е. попытками внедрить в социальную психологию марксистские (в советском идеологическом варианте) схемы. Разумеется, ни к чему продуктивному подобная деятельность привести не могла. Таким образом, со времени "разрешения" у нас социальной психологии и до сегодняшнего дня, т. е. за последние 30 лет, в СССР, а затем и в России, происходило не развитие социальной психологии, а скорее шла не очень интенсивная, робкая популяризация этой дисциплины. Да и то не в полном объеме, а лишь в той части, где ее хоть в какой-то мере можно было увязать с идеологическими штампами.

Думается, что такое положение дел уходит в прошлое. Сегодня мы не ограждены идеологическим "железным занавесом". И преподаватели, и студенты имеют самые широкие возможности для ознакомления с любыми зарубежными научными, периодическими, профессиональными социально-психологическими изданиями на языке оригинала. Кроме того, сейчас у нас появилось много переводной литературы по социально-психологическим проблемам. Достаточно сказать, что теперь российский читатель может работать с книгами таких классиков в области социальной психологии, как Лион Фестингер, Альберт Бандуpa, Гарднер Линдзи, Элиот Аронсон, Филип Зимбардо, Роберт Чалдини и многие другие. Все это может служить залогом того, что и в российской социальной психологии в скором времени появятся свои оригинальные теории и будут проведены такие социально-психологические исследования, которые не станут повторением западных исследований, т. е. не будут страдать вторичностью.

Популярность и интерес к социальной психологии, отмечаемые в настоящее время, также могут способствовать тому, что российская социальная психология обретет собственное лицо и займет достойное место в мировой психологической мысли.

Литература

1. Беллоу С. Литературные заметки о Хрущеве // Иностранная литература. 1999. № 6. С. 220. "

2. Гибш Э., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию / Пер. с нем. Т.А. Рябушкиной. М.: Прогресс, 1972. 295 с.

3. Грин Г. Еретик от марксизма // Иностранная литература. 1999. № 6. С. 221.

4. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. 432 с.

5. Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad marginem, 1997. 528 с.

6. Карлейлъ Т. Теперь и прежде. М.: Республика, 1994. 415 с.


7. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1896/1995 а. 316 с.

8. Лебон Г. Психология социализма. СПб.: Макет, 1908/1995 б. 544 с.

9. Макиавелли Н. Государь: Сочинения. СПб.: Кристалл, 1998. С. 45-120.

10. Москоеичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр. Т.П. Емельяновой. М.: Изд-во "Центр психологии и психотерапии", 1996. 478 с.

11. Райх В. Психология масс и фашизм / Пер. с англ. Ю.М. Донца. СПб.: Университетская книга, 1997.380 с.

12. Райх В. Сексуальная революция / Пер. с нем. В.А. Брун-Цехового. СПб.: Университетская книга; М.: ACT, 1997. 352 с.

13. Райх В. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии / Пер. с нем. В. Костенко. СПб.: Университетская книга; М.: ACT, 1997. 305 с.

14. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892/1997.

15. Тард Г. Общественное мнение и толпа // Психология толп. М.: Институт психологии РАН, Изд-во "КСП+", 1998. 416 с.

16. Фрейд 3. Психоаналитические этюды // Тотем и табу. М.: Олимп; Изд-во "АСТ-ЛТД", 1998. С. 400-446.

17. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я // Тотем и табу. М.: Олимп; Изд-во "АСТ-ЛТД", 1998. С. 279-349.

18. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 270 с.

19. Фромм Э. Психоанализ и религия //Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. С. 143-221.

20. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Изд-во "АСТ-ЛТД", 1998. 672 с.

21. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999. 272 с.

22. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1998.528 с.

23. Эббингауз Г. Очерк психологии // Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология. М.: Изд-во "АСТ-ЛТД", 1998. 544 с.

Раздел II. Теоретические и эмпирические основания социальной психологии

Глава 1. Социально-психологические теории

Теоретическое постижение мира Теории имплицитные и научные Теории в социальной психологии Модель научного развития Необихевиористская ориентация Эволюция бихевиоризма Необихевиоризм СОР – теории

Теория социального научения Теория социального обмена Теория взаимозависимости Интеракционистская ориентация Ролевая теория "Стэнфордская тюрьма" Применение ролевых концепций Когнитивистская ориентация Теоретические истоки когнитивизма Область исследований в когнитивной психологии

Глава 2. Социально-психологические исследования

Идеи и гипотезы Переменные в исследовании Правила и требования Выбор методов исследования Основные параметры анализа Этические проблемы исследования Информированное согласие Ложь во благо? Дебрифинг


Глава 3. Основные методы социально-психологического исследования

Эксперимент

Квазиэксперимент

Полевое исследование (наблюдение)

Архивное исследование

Имитативное исследование (ролевая игра)

Обзорное исследование (исследование обследованием)

Тщеславие и любопытство — вот два бича нашей души. Последнее побуждает нас всюду совать свой нос, первое запрещает оставлять что-либо неопределенным и нерешенным.

Мишель Монтенъ

Глава 1. Социально-психологические теории

Прежде всего, определимся с понятием – что же такое теория? Если говорить совсем уж просто, то теория – это попытка дать какое-то объяснение чему бы то ни было. Всякий процесс объяснения обязательно предполагает обнаружение, выявление каких-либо причинно-следственных связей, а именно это и есть основной признак теории. Установление причинных связей, в свою очередь, есть процесс исследования, изучения, познания чего-то, а буквальный перевод греческого слова "теория" и означает "исследую", "рассматриваю".

Легко можно догадаться, что любую мыслительную, когнитивную деятельность, направленную на обнаружение причинных связей, можно считать теоретической деятельностью, процессом создания теории. Следовательно, каждый человек, если он стремится что-то объяснить, то тем самым создает теорию, т. е. мыслит теоретически. Другое дело, насколько хорошо это у него получается.

Теоретическое постижение мира

Сегодня в это трудно поверить, но люди лишь относительно недавно испытали потребность в специальном объяснении происходящего как в окружающем их мире, так и в них самих. Иначе говоря, люди не всегда нуждались в теориях и не всегда умели их создавать. До того, как возникла потребность в теоретическом объяснении мира, сознание человека было мифическим, оно основывалось на коллективных представлениях. Французский философ и психолог Люсьен Леви-Брюль, который и предложил концепцию коллективных представлений, полагал, что благодаря коллективным представлениям мифическое сознание человека имело готовые ответы на все вопросы еще до того, как они могли в нем возникнуть (Леви-Брюль Л., 1994). Поэтому в мифическом сознании вопросы и не появлялись. Человек, носитель мифического сознания, "знает все", и ему не требуется никаких специальных объяснений. Мир для него и без того ясен и понятен.

Подобный способ восприятия реальности немецкий философ Эдмунд Гуссерль назвал "мифорелигиозной установкой" (Гуссерль Э., 1986). Почему эта установка изменилась? Почему человека перестали удовлетворять коллективные представления, где не нужны были теории, где им просто не было места? Почему человеку понадобилось выйти из ясного и понятного мифического мира и погрузиться в сложный и запутанный мир теоретического познания?

На все эти вопросы мы сегодня навряд ли найдем ответы. Поэтому просто констатируем вслед за Э. Гуссерлем, что в YII-YI вв. до н. э. в Древней Греции у человека почему-то возникла потребность объяснять мир и его прежняя мифо-религиозная установка, не объясняющая мир, а принимающая его как данность, сменилась новой – объясняющей, а значит, теоретической установкой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...