Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение № 7 «Узелки Лэнга»




Цели: 1) коррекция закомплексованного поведения, основанного на ложных идеях следования сложившимся стереотипам;

2) формирование гибкости поведения.

Время: 50 минут.

Материалы: листы ватмана (А-1) и маркеры (синие) по числу рабочих команд.

В упражнении используются «Узелки» шотландского психиатра Рональда Лэнга.
Рассчитана процедура на студентов старших курсов психологического факультета или на взрослых участников, которые уже «успели пожить свое» (ориентировочно с 25 лет). Процедура может являться частью профессионального психологического тренинга. Проводить упражнение следует только с хорошо разогретой группой, достаточно раскрепощенной и настроенной на рефлексию.

Упражнение проводится в командах по три участника в каждой. Если количества участников не хватает для тройки, то ведущий может дополнить собой микрогруппу. Если все равно в какой-то группе получается только два человека (вместе с ведущим), то тогда лучше образовать одну четвёрку. Тренер раздаёт «Узелки» в случайном порядке или же руководствуясь какими-то своими наблюдениями за группой, задачами тренинга.

«Узелок» Лэнга представляет собой цепочку рассуждений, которые мешают человеку жить. Перед каждой тройкой ставится задача проанализировать «узелок», придумать и разыграть ситуацию, связанную с этим «узелком». Процедура должна проводиться в достаточно просторном помещении, позволяющем каждой тройке спокойно обсуждать.
Итак, участники тренинга получают «узелки», каждая микрогруппа получает свой «узелок». Предлагается проанализировать «узелок», разыграть небольшую сценку, иллюстрирующую особенности данного узелка.

Предварительно ведущий рассказывает в общих чертах про суть «узелков». Он говорит, что это цепочка суждений, которые выглядят для человека как истинные, но таковыми не являются и поэтому мешают жить. Времени на подготовку отводится 20 минут. Проигрывание ситуации осуществляется следующим способом. Два участника играют, а третий как бы отстранен, играет роль аналитика-наблюдателя. После того, как двое разыграли сценку, аналитик-наблюдатель подвергает публичному анализу эту сценку. После анализа наступает вторая часть сценки, в которой участники ведут себя уже более рационально, не так закомплексовано.

Если ведущий присоединился к какой-то тройке, то лучше будет, если эта тройка будет выступать первой, и тогда ведущему лучше взять роль аналитика-наблюдателя. Тем самым он продемонстрирует образец анализа, рассуждений. Перед тем, как начнётся разыгрываться первая сценка, ведущий предлагает всем участникам тренинга приготовить блокнот для записывания мыслей, которые будут приходить на ум во время наблюдения за разыгрываемыми ситуациями.

В конце процедуры происходит коллективное обсуждение, в основу которого берутся записи из блокнотов. Для придания процедуре обсуждения более конструктивного вида необходимо на доске или ватмане фиксировать (визуализировать) ценные идеи, рождённые в ходе обсуждения.

Библиографическая ссылка 1. Тренинговая процедура "Узелки Лэнга" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 16.12.2009.– Режим доступа: http://azps.ru/training/kit/uzelki.html (16.12.2009).
Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...