Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение № 5 «Арена»




Цель: развитие рефлексии, самопознание.

Время: 15 минут.

Оборудование и материалы: рабочие тетради и авторучки, раздаточный материал - карточки «Окно Джогари».

Тренер указывает на значимость для человека рефлексии, степени открытости его взаимоотношений с ближайшим значимым социальным окружением, уровня его активности в самопознании через взаимодействие с другими людьми. Чем адекватнее «Я» реальное с образом «Я», тем меньше вероятность возникновения конфликтно-стрессовых ситуаций с окружающими.

Тренер предлагает на рассмотрение членам Т-группы модель образа «Я» в интерпретации Джозефа Лафта и Гарри Инграма (см. таблицу 8).

Таблица 8

«Окно Джогари» (Модель образа «Я» по Д. Лафту и Г. Инграму).

АРЕНА(открытая зона) Мое «Я» открыто и мне и другим.   СЛЕПОЕ ПЯТНО Мое «Я» закрыто для меня, но открыто для других. Это то, что я не вижу и не осознаю в себе, но это видно другим.
ВИДИМОСТЬ(закрытая зона) Вижу в себе свое «Я», но не видят другие. Мое «Я» известно мне, но закрыто для других. НЕВЕДОМАЯ ЗОНА Неведомое во мне для меня и для других.

 

Участникам тренинга дается задание заполнить эту модель качествами, характерологическими чертами, свойствами собственной личности. На самостоятельную работу участникам отводится 5 минут.

Далее каждый участник тренинга рассказывает о своем собственном содержании модели.

Обсуждение и рефлексия.

 

Упражнение № 6 «Беспомощности - нет!»

Цель: избавление от непродуктивных чувств (снижение действия внутриличностных факторов стресса).

Время: 10 минут.

Начните упражнение с того, что сосредоточьтесь на осознании реального смысла вашего физического возраста. Посмотрите на себя в зеркало в полный рост. Проверьте, как Вы выглядите в фас, в профиль, со спины. Далее продолжайте изучение себя, постепенно спускаясь от макушки к ступням.

Начните подробный осмотр лица. Рассмотрите свою кожу, черты лица, волосы, какие они на самом деле. Соответствует ли Ваше представление о себе тому, как Вы выглядите на самом деле? Заметили ли Вы что-нибудь, чего не замечали в себе ранее? Это вызвало у Вас улыбку или заставило Вас нахмуриться? Вы ощущаете себя ребенком или понимаете, что Вы взрослый мужчина (женщина)?

Теперь определите, в каких областях своей деятельности Вы излишне зависимы или беспомощны. В принятии решений? В выборе решений? В финансовых вопросах? С кем Вы чувствуете себя беспомощным? С кем – знающим, умелым, сильным? В чем состоит отличие? Какие преимущества Вы получаете от того, что ведете себя беспомощно? Это позволяет Вам манипулировать кем-нибудь? Это избавляет Вас от чего-нибудь (например, от ответственности)?

Если Вы чрезмерно зависите от поддержки окружающих, вообразите обратное. Представьте себе ситуацию, в которой другие зависят от Вас. Выполняйте это упражнение несколько раз в неделю. Когда Вы почувствуете себя готовым перейти к действию, начните постепенно делать то, что Вы себе представили. Затем попытайтесь расширить область своей компетенции. Попробуйте испытать новые действия: добровольно участвовать в решении общественных проблем, спланировать семейный воскресный отдых, принять решение, которое давно висит на Вас, сделать что-нибудь для себя, что Вы обычно позволяли делать за Вас другим. Составьте краткий письменный отчет о проделанной аналитической работе и подготовьтесь поделиться своими мыслями с группой на следующем занятии.

Рефлексия.

Упражнение № 7 «Дерево жизни»

Цель: Проектирование программы личностного развития.

Время: 15 минут.

Закройте глаза и представьте дерево, которое вам нравится или дерево, в образе которого вы можете себя представить. Это дерево вашей жизни.

Представьте его корни - это ваш базис, ваша основа. Поразмышляйте о том, что составляет вашу основу, что вас «питает», что удерживает вас? Представьте ствол – это ваш стержень в жизни. Может это ваши принципы, может опыт, может качества, черты характера и др. Поразмышляйте об этом. Представьте ваши основные ветви кроны – это направления вашего личностного роста, цели, ориентиры. Подумайте, насколько они выросли и должны вырасти еще. Что надо сделать для этого?

Нарисуйте это дерево. Подпишите, что составляют ваши корни, ствол, ветви. Нарисуйте на больших ветках маленькие. Их должно быть столько, сколько составляющих, необходимых для роста в каждом направлении. Подпишите их. Это инструментарий, это ваши планы, это содержание вашей работы над собой.

Закройте глаза, представьте листья - это ваши эмоции, чувства и эмоциональные состояния. Какими они должны быть для личностного роста. Надо ли вам поработать со своими эмоциями и чувствами. А теперь представьте плоды. Какие плоды мечтаете вырастить вы?

Рефлексия.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...