Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

RÉSUMÉ 4 страница




 

[328] Ср. платоновскую теорию «подражания» в связи с искусством, в частности: Лосев А. Ф. История античной эстетики, [т. 3]: Высокая классика. М., 1974, с. 32-56, 160-173.

 

[329] См. подробнее: Struker A. Die Gottebenbildlichkeit des Menschen in der christlichen Literatur der ersten zwei Jahrhunderte: Ein Beitrag zur Geschichte der Exegese von Genesis I, 26. Mü nster i. Westf., 1913.

 

[330] Ibid., S. 55-57.

 

[331] Издание: Die Pseudoklementinen. Berlin, 1953 - 1965, Bd. I-II; PG, t. 1; ср. также: Struker A. Op. cit., S. 60-69.

 

[332] Столь сильно выраженный эллинский эстетизм у представителя древнееврейского гносиса вызывает удивление, хотя и не противоречит главной тенденции того времени, направленной на синтезирование греко-римской и ближневосточных культур.

 

[333] См.: Struker A. Op. cit., S. 41.

 

[334] Подробному анализу этого вопроса посвящен большой раздел в монографии А. Штрукера (с. 76-128).

 

[335] Balthasar H. U. von. Op. cit., S. 56.

 

[336] См.: Brox N. Offenbarung, Gnosis und enostischer Mythos bei Irenä us von Lyon. Salzburg, 1966.

 

[337] Ср.: Struker A. Op. cit., S. 100-102.

 

[338] Ibid., S. 121.

 

[339] О развитии этих идей в греческой патристике см.: Merki H. Ό μ ο ί ω σ ι ς θ ε ώ: Von der platonischen Angleichung an Gott zur Gottä hnlichkeit bei Gregor von Nyssa. - In: Paradosis: Beiträ ge zur Geschichte der altchristlichen Literatur und Theologie. Freiburg i. Schw.. 1952, Bd. 7, S. 45 ff.

 

[340] По мнению Евсевия Кесарийского, Климент был знаком с трудами Иринея (Eccl. hist. VI, 13, 9).

 

[341] У Филона функцию «этически-гностического пути» к Богу выполнял образ - ε ί κ ώ ν (ср.: Willms H. Op. cit., S. 94-112).

 

[342] В последнее время появилась интересная, но спорная работа о «праведности» у Климента, автор которой, в частности, вопреки установившейся в науке точке зрения предлагает новое истолкование проблемы образа у Климента. По мнению М. Фарантоса, «Адам не был создан совершенным - κ α θ ' ό μ ο ί ω σ ι ν, но только - κ α τ ' ε ί κ ό ν α, т. е. он имел возможность стать совершенным (κ α θ ' ό μ ο ί ω σ ι ν ) путем дальнейших усилий и сохраняя верное отношение к Богу». Он не только не осуществил этого, но «с грехопадением потерял человек и κ α τ ' ε ί κ ό ν α (не κ α θ ' ό μ ο ί ω σ ι ν )». Под κ α τ ' ε ί κ ό ν α у Климента автор предлагает понимать не разум, который был сохранен человеку и после грехопадения, а правильное отношение к Богу и к обыденной действительности (Farantos M. Op. cit., S. 132-133, Anm. 7; S. 134, Anm. 2; S. 135). Думается все же, что вся Доклиментова эйконология и его собственные суждения не дают оснований для подобных выводов.

 

[343] Ср. понимание образа как пути у Филона: Willms H. Op. cit., S. 94-112.

 

[344] Ср. у скептиков: Sext. Emp. Adv. Math. I, 38.

 

[345] См.: Kuypers K. Der Zeichen- und Wortbegriff im Denken Augustins. Amsterdam, 1934; Marcus R. A. St. Augustine on signs. - Phronesis, Assen, 1957, vol. 2, N l, p. 60-83; Бычков В. В. Античные традиции в эстетике раннего Августина. - В кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978, с. 98-101; см. также: Часть вторая, гл. IX данной книги.

 

[346] DVC цит. в перев. М. М. Елизаровой по: Тексты Кумрана. М., 1971, вып. I, e. 378, 383.

 

[347] См.: Bourguet P. Les Symbols des quatre é vangé listes. - Revue ré formé e, 1959, vol. 10; Crozet R. Les quatre É vangé listes et leurs Symboles. - Cahiers techniques de l'Art, 1966.

 

[348] Ср.: Гуревич А. Я. Указ. соч.. с. 266.

 

[349] Ср.: Boer W. den. De Allegorese in het Werk van Clé ments Alexandrinus. Leiden, 1940.

 

[350] См.: Vö lker W. Op. cit.. S. 17; Osborn E. F. Op. cit., p. 168-174.

 

[351] О некоторых конкретных этимологических толкованиях Климента (как составной части аллегорических) и их происхождении, а также о символике Египта у Климента см.: Treu U. Etymologie und Allegorie bei Klemens von Alexandrien. - SP, Berlin, 1961, Bd. IV (TU, 79), S. 191-211; см. также: Danié lou J. Typologie et allé gorie chez Clé ment d'Alexandrie. - SP, Bd. IV, S. 50-57.

 

[352] Подобное толкование см. и у Филона (De vit. Mos. II, 88).

 

[353] Ср.: Osborn E. F. Op. cit., p. 170.

 

[354] Уже Августин рассматривал четыре способа «изъяснения» Писания: исторический, аллегорический, аналогический и этиологический (De Gen. ad lit. imp. 2, 5), кроме того, он знает и другие подходы (см.: De Gen. contr. Man. II, 2, 3 - подробнее см. в части второй данного тома). В XII в. Петр Коместор в прологе своей «Схоластической истории» указывает на три способа понимания Писания - исторический, аллегорический и тропологический (см.: Неретина С. С. Специфика сознания развитого средневековья (На примере «Схоластической истории» Петра Коместора): Автореф. дис. М., 1978, с. 11; с толкованием этого места С. С. Неретиной, однако, трудно согласиться). А. Я. Гуревич называет в своей монографии четыре наиболее распространенных в западном Средневековье способа понимания Писания: исторический, аллегорический, тропологический и анагогический. См.: Гуревич А. Я. Указ. соч., с. 75-76.

 

[355] См. подробнее: Stein E. Philo und der Midrasch. - Beihefte zur Zeitschrift fü r die alttestamentliche Wissenschaft, Berlin. 1931, Bd. 57; Heinemann J. Altjü dische Allegoristik. Breslau, 1932; Heinemann J. Philons griechische und jü dische Bildung. Breslau, 1932.

 

[356] Как отмечал немецкий ученый начала века, в аллегористике язычников и христиан разделяла лишь тонкая перегородка. И те и другие стремились на основе аллегорезы построить из старых руин новое здание. См.: Geffcken J. Zwei griechische Apologeten, S. 246.

 

[357] Здесь его критика во многом смыкается с критикой античного аллегоризма скептиками. См.: Geffcken J. Op. cit., S. 246.

 

[358] О различных аспектах античной литературной критики см. : Очерки истории римской литературной критики. М., 1963; Древнегреческая литературная критика. М., 1975.

 

[359] Против понимания богов античного пантеона в качестве аллегорий природных явлений выступал и Татиан. См.: Adv. gr. 21.

 

[360] Богословско-философским идеям Оригена посвящена огромная литература. См., в частности: Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице. СПб., 1879; Елеонский Ф. Учение Оригена о божестве Сына Божия и Духа Святого. М., 1881; Danié lou J. Origè ne. Paris. 1948; Balthasar H. U. von. Origenes: Geist und Feuer. Ein Aufbau aus Origenes Schriften. Salzburg, 1951; Crouzel H.  Theologie de l'image de Dieu chez Origè ne. Paris, 1956; Nautin P. Origè ne. Paris, 1977; см. также библиографию: Crouzel H. Bibliographie critique d'Origè ne. - Instrumenta patristica. Steenbrugge: Den Haag, 1971, t. VIII: 1982, VIII a; Farina R. Bibliografia Origeniana: 1960-1970. Roma, 1971.

 

[361] Работы Оригена цитируются в основном по изданию GCS с учетом PG, t. 11 -17 и русских переводов изданных в России трактатов «О началах», «Против Цельса», «О молитве» и «Увещание к мученичеству».

 

[362] Для Климента и Оригена гносис,  как уже отмечалось, еще не был негативным понятием, связываемым более поздними Отцами Церкви с ложным гносисом, хотя Ориген употреблял этот термин уже более осторожно, чем Климент; он знал учение гностика Валентина (ум. ок. 160 г. ) и не разделял многих его положений.

 

[363] Vö lker W. Das Vollkommenheitsideal des Origenes: Eine Untersuchung zur Geschichte der Frö mmigkeit und zu den Anfä ngen christlicher Mystik. Tü bingen, 1931. S. 84.

 

[364] См. его специальный трактат «Увещание к мученичеству».

 

[365] Подробнее см., например: Vö lker W. Op. cit., S. 98 - 144.

 

[366] Ibid., S. 138-144.

 

[367] Ibid.. S. 144.

 

[368] Русский перевод трактата «О началах» цит. по изданию: Творения Оригена, учителя александрийского, в русском переводе. Вып. I: О началах. Казань. 1899.

 

[369] См.: Contr. Cels. VI, 69; De princ. I, 2, 2; Ι, 8, 3.

 

[370] Здесь Ориген ссылается на греческий текст Книги Притчей Соломоновых (2, 5): «ты чувство божественное обретешь» (α ϊ σ θ η σ ι ν θ ε ί α ν ε ύ ρ ή σ ε ι ς ).

 

[371] Подробнее о библейской экзегетике Оригена см. : Gö gler R. Zur Theologie des biblischen Wortes bei Origenes. Dü sseldorf, 1963.

 

[372] Эти идеи впоследствии лягут в основу концепции «неподобных подобий» Псевдо-Дионисия Ареопагита (см., например: Бычков В. В.  Малая история византийской эстетики. Киев, 1991, с. 89-92).

 

[373] В их лексиконе, как мы видели, так обозначаются статуи языческих богов - идолы, к которым у ранних христиан было резко отрицательное отношение.

 

[374] Ориген вслед за Платоном (Ер. VI, 322 de) и Псалмопевцем различает две мудрости - божественную и человеческую.

 

[375] Анализу оригеновских образов и символов и отысканию их платоновских прототипов посвящена диссертация: Lettner M. Zur Bildersprache des Origenes: (Platonismen bei Origenes). Ausburg, 1962.

 

[376] Ср.: Bö hringer Fr.  Origenes und sein Lehrer Klemens, oder die alexandrinische und innerkirchliche Gnosis des Christentums. Stuttgart, 1874, S. 373.

 

[377] Подробнее об аллегорическом методе Оригена см.: Hanson С. Allegory and Event: A Study of the Sources and Significance of Origenes' Interpretation of Scripture. London, 1959.

 

[378] Здесь и далее первые две гомилии на Книгу Бытия цитируются в переводе А. Г. Дунаева. Изданы в GCS (Origenes Werke, Bd. 6).

 

[379] Bö hringer Fr, Op. cit., S. 373.

 

[380] Важной заслугой Оригена в богословии считается введение понятия «трех ипостасей» (In Ioan. Com. II, 6) применительно к Троице (см.: Болотов В. В.  Указ, соч., с. 251-252).

 

[381] Ср.: Болотов В. В. Указ. соч., с. 209, 380.

 

[382] Там же, с. 243.

 

[383] Уточнено по греческому тексту Септуагинты. которым обычно пользовались греко-язычные Отцы Церкви и многие латинские: 'Έ ο τ ι ν γ ά ρ έ ν α ύ τ ή.

 

[384] Цитаты из Плотина даны в переводе А. Ф. Лосева.

 

[385] Ср.: Прем 7, 25-26.

 

[386] В античной философии (у Аристотеля, Плутарха) так обозначались «неподвижные звезды» в отличие от движущихся планет.

 

[387] Здесь у Оригена явно слышны отзвуки атомистической картины мира, разработанной древнегреческими философами Демокритом и Эпикуром.

 

[388] У ап. Павла читаем: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтожении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор 15, 42-44).

 

[389] Именно эта концепция апокатастасиса явилась одной из причин зачисления Оригена в еретики.

 

[390] Подробнее см.: Crouzel H. Thé ologie de l'Image de Dieu chez Origè ne. Paris, 1956; Maloney G. A. Man, the Divine Icon: The Patristic Doctrine of Man made according to the Image of God. New Mexico, 1973, p. 68-87.

 

[391] Ориген пользовался, видимо, текстом Септуагинты, где стоит только одна эта фраза: κ α τ ' ε ί κ ό ν α θ ε ό ύ έ π ο ί η σ ε ν α ύ τ ό ν («по образу Божию сотворил его»); в синодальном же переводе, восходящем к древнееврейскому оригиналу, стоит и то и другое, что делает толкование Оригена неубедительным: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (1, 27). Это же чтение дает и Вульгата, а вот церковнославянский перевод повторяет версию Септуагинты.

 

[392] См.: Bienen W. A. Dionysius von Alexandrien: Zur Frage des Origenismus im dritten Jahrhundert. Berlin; New York, 1978, S. 177.

 

[393] См.: Harnak A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Leipzig, 1958, Bd. 2, S. 58.

 

[394] Bienert W. A. Op. cit., S. 174.

 

[395] Ibid., S. 132.

 

[396] См.: Opitz H. -G. Dionys von Alexandrien und die Libyer. - Quantilacumque: Studies presented to K. Lake. London, 1937, p. 42.

 

[397] Работы Дионисия сохранились только во фрагментах, которые собраны в следующих изданиях: PG, t. 10; PL, t. 5; Feltoe Ch. L. Δ Ι Ο Ν Υ Σ Ι Ο Υ Λ Ε Ι Ψ Α Ν Α: The Letters and other Remains of Dionysious of Alexandria. Cambridge, 1904; Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского, в русском переводе А. Дружинина. Казань, 1900. В данной работе использован русский перевод с отдельными уточнениями по греческим оригиналам.

 

[398] Дионисий имеет в виду Первое Послание Иоанна. Два других небольших послания, включенные в Новый Завет под именем Иоанна, видимо, ему не были известны.

 

[399] ά γ α θ ό ν ή δ ο ν ή ν ε ί ν α ι.

 

[400] Творения св. Дионисия, с. 173.

 

[401] Jaspers K. Die grossen Philosophen. Mü nchen, 1957, Bd. I, S. 390-391.

 

[402] См.: Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode. Freiburg i. Br., 1909, Bd. l, S. 125-147.

 

[403] См.: The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. /Ed. by A. H. Armstrong. Cambridge, 1967. p. 348; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979, с. 181 - 340.

 

[404] Jaspers К. Op. cit., S. 392.

 

[405] Ibid., S. 393-394.

 

[406] См. гл. I.

 

[407] Svoboda K. L'esthé tique de Saint Augustin et ses sources. Brno, 1933, p. 199.

 

[408] Tatarkiewicz Wł. Estetyka Sredniowieczna, s. 58.

 

[409] См.: Трубецкой Е. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. М., 1892, ч. I: Миросозерцание Блаженного Августина, с. 54-55; Jaspers К. Op. cit., S. 386; Gilson E. The Christian Philosophy of Saint Augustine. London, 1961.

 

[410] См.: Andresen C. Bibliographia Augustiniana. Darmstadt, 1973 г. и выходящие ежегодно с 1955 г. «Revue des Etudes augustiniennes. Bulletin Augustinien», Paris, в каждом из которых содержится не менее 400 названий новых работ по Августину.

 

[411] Berthaud A.  Sancti Augustini doctrina de pulchro ingenuisque artibus. Poitier, 1891; Thimme W. Literarisch-ä sthetische Bemerkungen zu den Dialogen Augustins. - Zeitschrift fü r Kirchengeschichte. Gotha, Bd. 29, 1908; Hruban J. Esthetika sv. Augustina. Olomü tz, 1920.

 

[412] См.: Eschweiler K. Die ä sthetischen Elemente in der Religionsphilosophie des hl. Augustin. Euskirchen, 1909; Wikman A. Beiträ ge zur Ä sthetik Augustins. Weida i. Th., 1909.

 

[413] См.: Wikman A. Op. cit., S. 9.

 

[414] Ibid., S. 11; 101.

 

[415] См.: Edelstem H.  Die Musikanschauung Augustins nach seiner Schrift «De musica». Freiburg im Br.. 1929.

 

[416] См. сноску 7.

 

[417] См.: Svoboda K. Op. cit., p. 196.

 

[418] См.: Chapman E. Saint Augustine's Philosophy of Beauty. New York; London, 1939.

 

[419] См.: Manferdini T. L'estetica religiosa in S. Agostino. Bologna. 1969.

 

[420] См.: Balthasar H. U. von. Herrlichkeit: Eine theologische Ä sthetik. Einsiedeln, 1962, Bd. II. S. 95-144.

 

[421] См. сноску 8, с. 58-80.

 

[422] См.: Спасский А. А. Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1913.

 

[423] Основными источниками биографии Августина являются его «Исповедь» и его жизнеописание, составленное Поссидием. епископом Каламенским, другом и учеником Августина (см.: PL, t. 32). Из современных исследований лучшей биографической работой, пожалуй, можно считать монографию П. Брауна: Brown P. Augustinus von Hippo. Leipzig, 1972; английский оригинал: Brown P. Augustine of Hippo. London, 1967. По-русски см. очерк А. А. Столярова в издании: Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонийского. М., 1991. с. 5 - 50.

 

[424] Работы Августина цитируются по изданиям: CSEL (отдельные тома); PL, t. 32-47; частично использован русский перевод: Творения Блаженного Августина Епископа Иппонийского, 2-е изд., Киев, 1901 - 1915, ч. 1 - 8; «Исповедь» и «Об обучении оглашаемых» цитируются в новых переводах M. E. Сергеенко, опубликованных в «Богословских трудах», - М.. 1976, т. 15; 1978, т. 19. При цитации даются общепринятые сокращения названий трактатов с указанием последовательно цифрами книги (римская), главы и параграфа (арабские) трактата.

 

[425] До нас дошли только отрывки «Гортензия», написанного Цицероном по образцу также сохранившегося только фрагментарно аристотелевского «Протрептика». Ища утешения после смерти дочери Туллии в философии. Цицерон утверждал, что мудрость выше всех земных благ и невзгод, что только жизнь духа является истинной жизнью человека. Здесь же он дал и краткий очерк истории философии. Содержание «Гортензия» см.: Plasberg О. De M. Tulii Ciceronis Hortenzio dialogo. Lipsiae, 1892.

 

[426] Подробнее о манихействе см. в работах: Alfaric P. Les é critures maniché ennes. Paris, 1918, v. 1-2; Burkitt F. С. The religion of the Manichees. Cambridge, 1925; Schaeder H. H.  Urform und Fortbildungen des manichä ischen Systems. Leipzig, 1927; Peuch H. C.  Le maniché ism, son fondateur. Paris, 1949; Widengren G.  Mani und der Manichä ismus. Stuttgart, 1961; Dé cret Fr. L'Afrique maniché ene (IV-V siè cle): É tude historique et doctrinale. Paris, 1978, v. 1-2.

 

[427] См.: Brown P. Op. cit., S. 39-51.

 

[428] См.: Прохоров Г.  Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского. СПб., 1912, с. 52-110; Courcelle P. Recherches sur les «Confessions» de S. Augustin. Paris, 1950, p. 106-138.

 

[429] О Викторине и его философских взглядах см.: Benz E. Marius Viktorinus und die Entwicklung der abendlä ndischen Willensmethaphysik. Stuttgart, 1932; Майоров Г. Г. Указ. соч., с. 169 - 176.

 

[430] См.: Boyer Ch. Christianisme et Né o-Platonisme dans la formation de Saint Augustin. Paris, 1953; Theiler W. Porphyrios und Augustinus. Halle, 1933; Courcelle P. Op. cit.

 

[431] Трубецкой Е. Указ. соч., с. 41.

 

[432] Как отмечал К. Ясперс, после обращения изменился смысл философского мышления Августина. Он начал философствовать на библейской основе, осуществляя «рефлексию над тем, что в Библии было нерефлектированным» (Jaspers К. Op. cit., S. 323-324).

 

[433] См.: Possid. Vita August. 3.

 

[434] Подробнее о донатистском движении см.: Thü mmel W. Zur Beurteilung des Donatismus. Halle, 1893; Frend W. H. The Donatist Church: a Movement of Protest in Roman North Africa. London, 1952; Brisson J. -P. L'Autonomisme et le Christianisme dans l'Afrique romaine. Paris, 1958; Белоликов В. Литературная деятельность Бл. Августина против раскола донатистов. Киев, 1912; Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV-V веках. М., 1961.

 

[435] Possid. Vita August. 7.

 

[436] См.: Дилигенский Г. Г. Указ. соч., с. 217; Brown P. Op. cit., S. 119-125.

 

[437] пелагианстве и борьбе с ним у Августина см.: Brown P. Op. cit., S. 298-308; там же дана и специальная библиография вопроса.

 

[438] Подробнее о епископской деятельности Августина и его духовной жизни в этот период см.: Possid. Vita August.; Brown P. Op. cit.

 

[439] О философских взглядах этих мыслителей см.: Майоров Г. Г. Указ. соч.. с. 101 - 142.

 

[440] По этому же пути, кстати, шли и первые христианские школы, например александрийская, руководимая Климентом, Оригеном и их последователями.

 

[441] Altaner B. Patrologie: Leben, Schriften und Lehre der Kirchenvä ter. 5. Aufl. Freiburg, 1958, S. 378.

 

[442] Ср.: Трубецкой Е. Указ. соч., с. 23; среди главных негативных сил той эпохи Э. Ауэрбах отмечает «садизм, кровожадность, перевес магически-чувственного над разумным и этическим. & lt;... & gt; Против плебейского омассовления, против иррациональных и безмерных желаний, против магических сил с их чарами у просвещенной классической культуры было оружие - аристократическое, индивидуалистическое, рациональное, исполненное меры владения собою». Однако в период поздней античности это оружие было уже малоэффективным. Ему на смену пришло оружие христианское. «У христианства в борьбе с магическим опьянением есть иное оружие, не то, что у рациональной индивидуалистической античной культуры, достигшей своего наивысшего развития. Христианство недаром есть движение, идущее из глубин непосредственного чувства; христианство способно побивать врага его же собственным оружием. У христианства тоже магия, но это не та магия, что опьяняет кровью, она сильнее, потому что человечнее и богаче надеждами» (Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.. 1976. с. 85).

 

[443] Ср.: Jaspers K. Op. cit., S. 391.

 

[444] См.: Часть первая, глава III настоящего тома.

 

[445] Попов Я. В. Личность и учение Блаженного Августина. Сергиев Посад, 1917, т. I, ч. 1: Личность Бл. Августина, с. 15.

 

[446] Там же, с. 2.

 

[447] De civitate Dei - точнее: «О государстве Божием» или «О божественном обществе», однако русскому уху представляется более благозвучным традиционный перевод «О граде Божием».

 

[448] О работе Августина над «De civitate Dei» см.: Brown P. Op. cit., S. 261-273.

 

[449] См.: Бычков В. В. Эстетика поздней античности, с. 50-55.

 

[450] См. работы: Ziegenfuß W.  Augustinus, christliche Transzendenz in Gesellschaft und Geschichte. Berlin, 1948; Burleigh J.  The City of God: A study of St. Augustine's Philosophy. London, 1949; Markus R. A. Saeculum: History and Society in the Theology of S. Augustine. Cambridge, 1970; Deane H. A. The political and social ideas of St. Augustine. New York; London. 1963; Майоров Г. Г. Указ. соч., с. 330-340.

 

[451] De cat. rud. 24, 12; De civ. Dei I, 35. 57.

 

[452] Ср.: Adam A.  Der manichä ische Ursprung der Lehre von den zwei Reichen bei Augustin. - Theologische Literaturzeitung. Leipzig, 1952, № 77, S. 385-390.

 

[453] Подробный анализ древнеримских концепций культуры см. в работе: Кнабе Г. С. Понимание культуры в древнем Риме и ранний Тацит. - История философии и во просы культуры. М., 1975, с. 62 - 130

 

[454] Полный анализ использования Августином латинских авторов см. в работе: Hagendahl H. Augustine and the Latin Classics. Gö teborg, 1967, Vol. 1-2.

 

[455] Подробнее о понятии времени у Августина см.: Wundt M. Der Zeitbegriff bei Augustin. - Neue Jahrbü cher fü r das klassische Altertum: Geschichte und Literatur. Leipzig. 1918; Boros L. Das Problem der Zeitlichkeit bei Augustinus. Mü nchen, 1954; Lampey E. Das Zeitproblem nach den Bekenntnissen Augustins. Regensburg. 1960.

 

[456] Августин цитирует Библию (Исх 3, 14).

 

[457] Ср.: Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979, с. 79.

 

[458] Августиновской экклесиологии посвящена работа: Benz E. Augustins Lehre von der Kirche. Mainz, 1954.

 

[459] Подробнее см.: Nvgren G. Das Prä destinationsproblem in der Theologie Augustins. - Studia Theologica. Lund, 1956, vol. 12: Brown P. Op. cit., S. 348-356.

 

[460] См: De vera relig. 19, 37; De civ. Dei XI, 10.

 

[461] См. подробнее: Бычков В. В. Византийская эстетика, с. 26-27.

 

[462] См. там же, с. 23-43.

 

[463] Подробнее об эпикурейской эстетике см.: Лосев. А. Ф. История античной эстетики, [т. 5]; Ранний эллинизм, с. 179-317.

 

[464] Достаточно, в частности, сослаться хотя бы на следующие работы: Mausbach J. Die Ethik des hl. Augustinus. Freiburg, 1909, Bd. 1-2; Schmaus M. Die psychologische Trinitä tslehre des hl. Augustinus. Mü nster, 1927; Ritter J. Mundus intelligibilis: Eine Untersuchung zur Aufnahme und Umwandlung der neuplatonischen Ontotogie bei Augustinus. Frankfurt, 1935; Hendrix E. Augustins Verhä ltnis zur Mystik. Wü rzburg, 1936; Stumpf M. Selbsterkenntnis und illumination bei Augustinus. Mü nchen, 1944; Burnaby J. Amor Dei: A Study of the Religion of St. Augustin. London, 1947; Hessen J. Die Philosophie des hl. Augustinus. Glock, 1948; Kö rner F. Das Prinzip der Innerlichkeit in Augustins Erkenntnislehre. Wü rzburg, 1952; Berlinger R. Augustins dialogische Methaphysik. Frankfurt, 1962; Schö pf A. Wahrheit und Wissen: Die Begrü ndung der Erkenntnis bei Augustin. Mü nchen, 1962; Mandouze A. Saint Augustin: L'aventure de la raison et de la grâ ce. Paris, 1968; Sage A. La vie religieuse selon Saint Augustin. Paris, 1972; Попов И. В. Указ. соч.; Майоров Г. Г. Указ. соч., с. 181-340.

 

[465] См., в частности, работы: Barion J.  Plotin und Augustinus: Untersuchungen zum Gottesproblem. Berlin, 1935; Dahl A. Augustinus und Plotin: Philosophische Untersuchung zum Trinitä tsproblem und der Nuslehre. Lund, 1945.

 

[466] См.: Drewniok P. De Augustini contra Academicos libris III. Breslau, 1913; специально полемике Августина со скептиками посвящена статья: Гаджикурбанов А. А. Августин и академический скептицизм. - Из истории западноевропейской культуры. М.: Изд. МГУ, 1979, с. 53-67.

 

[467] См.: Бычков В. В. Византийская эстетика, с. 14-64.

 

[468] Как убедительно показал А. Ф. Лосев, вся греческая философия теснейшим образом связана с эстетикой и без последней не может быть понята (см.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, т. 1, с. 84 и далее).

 

[469] Один из русских исследователей творчества Августина писал: «Вся философия Бл. Августина носит на себе печать эстетического направления его духа. На мир, на все явления природы и истории он смотрит преимущественно с точки зрения красоты» (Попов И. В.  Личность и учение Блаженного Августина, т. I, ч. 1, с. 22). О платоновских и неоплатонических корнях августиновской притчи о филокалии и философии см.: Svoboda К. Op. cit., p. 17-19.

 

[470] Ср.: Svoboda К. Op. cit., p. 185.

 

[471] Ср.: Gercken J. Inhalt und Aufgabe der Philosophie in den Jugendschriften Augustins. Mü nster, 1939.

 

[472] О влиянии на мировоззрение Августина античных традиций см., в частности: Edlhofer R. Die Erkenntnislehre des Aurelius Augustinus und ihr wesentlicher Zusammenhang mit der Lehre Platos. Wien, 1938; Leder H. Untersuchung ü ber Augustins Erkenntnistheorie in ihren Beziehungen zur antiken Skepsis, zu Plotin und Descartes. Marburg, 1901; Testard M. Saint Augustin et Cicé ron. Paris, 1958, vol. 1-2; Hagendahl H. Augustine and the Latin Classics. Gö teborg, 1967, vol. 1-2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...