Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

RÉSUMÉ 5 страница




 

[473] См.: Hessen J. Die Begrü ndung der Erkenntnis nach dem heiligen Augustins. Mü nster in. W., 1916, S. 23-26.

 

[474] См.: Schö pf A. Wahrheit und Wissen: Die Begrü ndung der Erkenntnis bei Augustin. Mü nchen, 1965, S. 47-48. О единстве веры и знания у Августина см.: Thonnard F. J, La Philosophie et sa mé thode rationelle en augustinisme. - Revue des é itudes augustiniennes. Paris, 1960, vol. VI/4. p. 27; Майоров Г. Г. Указ. соч., с, 224-229.

 

[475] Подробнее см.: Lü tcke К. П. «Auctoritas» bei Augustin: Mit einer Einleitung zur rö mischen Vorgeschichte des Begriffs. Stuttgart, 1968, S. 84-96.

 

[476] Jaspers K. Op. cit., S. 335.

 

[477] Основанный на этой евангельской мысли принцип «поиска» истины вообще присущ патриотической философии, особенно греческой, причем в значительно большей мере, чем последующей схоластике. (См.: Danié lou J. Recherche et tradition chez les Pè res. - SP. Berlin, 1975, vol. XII, p. 3-13. )

 

[478] Ср.: Rusch H.  Studien ü ber Augustinus. - Festschrift fü r F. Dornseiff. Leipzig, 1953, S. 145.

 

[479] Hoffmann W. Philosophische Interpretation der Augustinusschrift de arte musica. Marburg, 1931, S. 5. Далее В. Гофман подчеркивает, что и полярная категория stultitia (глупость) означает не просто незнание, но непонимание себя в своем бытии (das Sich-nicht-in-seinem-Sein-verstanden-haben).

 

[480] Подробнее о проблеме мудрости у Августина см.: Cayré F. La notion de Sagesse chez Saint Augustin. - L'anné e thé ologique. Paris, 1943, p. 433-456 (автор этой статьи выявляет 31 значение слова sapientia y Августина); Forster K. Metaphysische und heilsgeschichtliche Betrachtungsweise in Augustins Weisheitsbegriff. - Augustines Magister. 1955, Bd. III, S. 381-389; Stein W. Sapientia bei Augustinus. Bonn, 1973, а также практически во всех работах о теории познания Августина.

 

[481] Ср.: Edelstem H. Op. cit., S. 64; см. также: Offenberg M. Die scientia bei Augustinus. Freiburg. 1921.

 

[482] См.: Hessen J. Op. cit., S. 38, 116.

 

[483] Bourke V. J. Wisdom in the Gnoseology of St. Augustine. - Augustinus: Revista trimestral publicada por los Padres Augustinos recoletos. Madrid, 1958, p. 332.

 

[484] См.: Edelstein H, Op. cit., S. 62, 122; Stein W. Op. cit., S. 109.

 

[485] В оригинале она звучит еще лаконичнее и выразительнее: Deus semper idem, noverim me, noverim te. Oratum est.

 

[486] Мы не останавливаемся здесь на августиновском разделении мудрости на божественную и человеческую. См.: Stein W. Op. cit., S. 75 - 133.

 

[487] Sapientia simpliciter multiplex et uniformiter multiformis.

 

[488] invisibiles atque incommutabiles rationes rerum; ср.: Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers. Cambridge, 1956, vol. 1, p. 282.

 

[489] Подробнее на проблеме чувственного восприятия мы останавливаемся в гл. X; см. также: Попов И. В. Личность и учение Блаженного Августина, т. I, ч. 2, с. 20-65.

 

[490] Подробнее см.: Schö pf A. Op. cit., S. 95 - 171. Процесс познания понимается Августином как восхождение от телесного к бестелесному, к предметам высшего порядка, среди которых важное место занимают соразмерности и числа (см.: Kuypers K. Der Zeichen- und Wortbegriff im Denken Augustins. Amsterdam, 1934, S. 26).

 

[491] Ср.: Майоров Г. Г. Указ. соч., с. 266-267.

 

[492] Possunt et sic: pulchre de alio; pulchre per aliud; pulchra circa aliud: pulchre ad pulchrum; pulchre in pulchro; pulchre ad pulchritudinem; pulchre apud pulchritudinem.

 

[493] См.: Solil. I, 7. 14; I, 10, 17; De ord. II, 19, 51.

 

[494] Однако адекватно передать это racionabile по-русски затруднительно и примененные у нас далее термины «рациональное», «целесообразное», а также употребляемые другими переводчиками понятия «объективно разумное» или просто «разумное» достаточно непривычно воспринимаются в русском переводе соответствующих текстов Августина.

 

[495] Здесь и ниже De ord. II, 11, цит. с некоторыми уточнениями в перев. В. П. Зубова по: ПМЭМ, М., 1962, т. I, с. 275-276.

 

[496] Ср.: Jaspers К. Op. cit.. S. 346-347.

 

[497] Ср.: Ibid., S. 345.

 

[498] О влиянии Плотина на теологию Августина см. подробнее: Верещацкий П. И. Плотин и Бл. Августин в их отношении к тринитарной проблеме. Казань, 1911; Boyer Ch. Christianisme et né o-platonisme dans la formation de S. Augustin. Paris, 1920; Barion J. Op. cit.

 

[499] К. Ясперс, к примеру, выделяет у Августина следующие «бесчисленные» триады. В душе: бытие, познание, жизнь; бытие, знание, любовь; память, познание, воля; дух, знание, любовь. В отношении Бога: Бог в свете нашего познания, носитель нашей действительности, высшее благо наших действий; Он есть основа понимания, причина существования, порядок жизни; Он истина учения, первопричина природы, счастье жизни. Во всем сотворенном мире: существование, бытие в различии, соответствие; быть, знать, желать; природа, познание, польза. В самом Боге: вечность, истина, воля (см.: Jaspers К. Op. cit., S. 351-352).

 

[500] О методологическом значении аналогии в теории религиозного познания Августина см. в работе: Mader J. Die logische Struktur des personalen Denkens: Aus der Methode der Gotteserkenntnis bei Aurelius Augustinus. Wien, 1965, S. 127-151, 208-221.

 

[501] Попов И. В.  Указ. соч., т. 1, ч. II, с. 211-212.

 

[502] См.: Enar. in ps. 14, 4; 26, И; 77, 7; 101, 2, 2.

 

[503] По поводу мира и покоя как определенного идеала августиновской философии можно напомнить интересные замечания русского исследователя начала века: «От раздвоения и разлада временной действительности Августин ищет спасения в созерцании вечности. Основной мотив его философии есть искание такой новой, идеальной вселенной, которая преодолевала бы в себе контрасты временной действительности, ее дурную двойственность в единстве всеобщего мира и покоя»; «Центральный интерес всей философии Августина вращается вокруг этого основного вопроса: как спастись от смерти, от раздвоения нашей человеческой природы? Пред Августином носится идеал целостной личности, пребывающей в состоянии мира и покоя»; «Его идеал есть новая вселенная, как единство всеобщего покоя» (Трубецкой Е. Указ. соч., с. 27, 30, 31).

 

[504] О гносеологической значимости любви у Августина см.: Girkon P. Augustinus. Berlin, 1929, S. 209 f.; Arend H. Der Liebesbegriff bei Augustinus. Berlin, 1929; Burnaly J. Amor Dei. London, 1947.

 

[505] Э. Жильсон называет последний этап ступенью «мистического созерцания» (см.: Gilson E, Introduction à l'é tude de Saint Augustin. Paris, 1949, p. 10, 126 и др. ).

 

[506] См.: Ratzinger J. Der Weg der religiö sen Erkenntnis nach dem heiligen Augustinus. - Kyriakon: Festschrift Johannes Quasten. Mü nster (Westf. ), 1970, vol. 2, S. 553.

 

[507] На роли «свободных наук» в религиозной гносеологии мы останавливаемся подробнее в гл. 8.

 

[508] См., в частности, работы, указанные в сноске 1; а также - цитированные исследования И. В. Попова, Э. Жильсона, И. Гессена, К. Ясперса; многие положения августиновской теории познания нашли отражение в следующих работах: Kratzer A.  Die Erkenntnislehre des Aurelius Augustinus. Mü nchen, 1913; Kä lin B. Die Erkenntnislehre des hl. Augustinus. Freiburg, 1920; Hessen J. Die augustinische und thomistische Erkenntnislehre. Paderborn, 1922; Geyer J. Theorie Augustins von der Selbsterkenntnis der menschlichen Seele. Mü nster, 1935; Edlhoffer R. Die Erkenntnislehre des Aurelius Augustinus und ihr wesentlicher Zusammenhang mit der Lehre Platos. Wien, 1938; Korger M. E. Grundprobleme der augustinischen Erkenntnislehre. - Recherches augustuniennes. Paris, 1962, vol. 2.

 

[509] Ср.: Jaspers K. Op. cit., S. 368, 363-369.

 

[510] См. подробнее: Часть первая, гл. III/1 данной работы.

 

[511] См.: Ratzinger J. Op. cit., S. 555.

 

[512] Ibid., S. 555-561.

 

[513] См.: Ratzinger J. Volk und Haus Gottes in Augustins Lehre von der Kirche. Mü nchen, 1954, S. 41.

 

[514] Ratzinger J. Der Weg der religiö sen Erkenntnis, S. 557.

 

[515] Ср.: Van der Meer F. Augustinus der Seelorger. Kö ln, 1951, S. 306-307; 319.

 

[516] См.: Ratzinger J. Der Weg der religiö sen Erkenntnis, S. 561.

 

[517] Ср. также: De Gen. ad lit. imp. 5, 21; De Gen. ad lit. I, 3, 6; XII, 16, 32.

 

[518] См. подробнее: Kö rner F. Das Prinzip der Innerlichkeit in Augustins Erkenntnislehre. Wü rzburg, 1952, S. 117 - 165; Falkenhahn W. Augustins Illuminationstheorie im Lichte der jü ngsten Forschungen. Kö ln, 1948; Kö rner F. Die Entwicklung Augustinst von der Anamnesis zur Illuminationslehre im Lichte seines Innerlichkeitsprinzips. - Theologische Quartalschrift. Tü bingen, 1954, Bd. 134, S. 397-447; Balthasar H. U. von. Op. cit., Bd. 2, S. 111-112.

 

[519] Kö rner F. Das Prinzip der Innerlichkeit, S. 134.

 

[520] В своей теории порядка Августин во многом развивает, а иногда и буквально повторяет идеи Плотина. У последнего можно найти, в частности, и такую мысль: «Нелепо обвинять целое, исходя из его частей; следует соотносить части с самим этим целым, насколько они созвучны и прилажены к нему, а не рассматривать это целое под впечатлением от его незначительных частей» (En. III, 2, 3)

 

[521] Ср.: Svoboda К. Op. cit., p. 20-48; Chapman E. Op. cit., p. 38-44.

 

[522] Ср. у Плотина: «... если бы не было зла, универсум был бы несовершенным» (En. II, 3, 18).

 

[523] Ср. у Плотина: «Все представляет собой части живого универсума, и целое остается тождественным себе при постоянно борющихся друг с другом частях, ибо все происходит на основе логоса; необходимо же, чтобы этот единый логос складывался в своем единстве из противоположных друг другу логосов: его состав и сущность словно замешаны на этих противоположностях» (En. III, 2, 16).

 

[524] Перев. В. П. Зубова, цит. по: ПМЭМ, т. I, с. 277.

 

[525] Именно за это критикует идею всеобщего порядка Августина Е. Трубецкой, считая характер его теодицеи «антигуманным» (Трубецкой Е. Указ. соч., с. 74 - 75, 79).

 

[526] Плотиновский трактат Эн. VI, 6 («О числах») посвящен в основном онтологической природе числа, лежащего в основе всего бытия (см.: Лосев А. Ф. Диалектика числа у Плотина. М., 1928). У Августина речь больше идет о ритме и рациональных закономерностях универсума.

 

[527] Трубецкой Е. Указ. соч., с. 59.

 

[528] Платон во второй книге «Законов», говоря о каноничности египетского искусства, приравнивает живопись и ваяние к мусическим искусствам.

 

[529] А. Ф. Лосев пишет: « Аристид указывает на факт существования ритма в неподвижных телах, - например, в статуях. Это обстоятельство очень важно. Античность главным образом и чувствовала ритм в неподвижном. Такова ее специфическая особенность» (Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика. - В кн.: Античная музыкальная эстетика. М., 1960, с. 91).

 

[530] См. предисловие К. Перла к немецкому переводу трактата: Aurelius Augustinus. Musik. Paderborn, 1940, S. XII.

 

[531] Вряд ли, однако, можно согласиться со слишком уж категоричным утверждением Эдельштейна, заявлявшего на основе различного цитируемого Августином материала (в I-V книгах цитируются в основном античные авторы: Вергилий, Гораций, Катулл, Теренциан Мавр и др., а в VI книге - исключительно цитаты из Библии), что «первые книги и шестая книга происходят из различных миров: те - из мира античной научной и поэтической образованности, эта - из мира христианской веры» (Edelstem H. Op. cit., S. 120-121).

 

[532] О понимании музыки в античности см., в частности, работы: Gevaert F. A. Histoire et thé orie de la musigue dans l'antiquité. Paris, 1875 - 1881, vol. 1-2; Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика. - В кн.: Античная музыкальная эстетика. М., 1960; Lipman E. A. Musical Thought in Ancient Greece. New York; London, 1964; Татаркевич Вл. Античная эстетика. M., 1977. с. 208-219; Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1979, [т. 5]: Ранний эллинизм, с. 513 - 592.

 

[533] См. примечание А. Ф. Лосева к «Федону» в кн.: Платон. Соч.: В 3-х т. М., 1970, т. 2, с. 499, сн. 13; а также: Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1974, [т. 3]: Высокая классика, с. 59.

 

[534] Цит. по: Секст Эмпирик. Соч.: В 2-х т. М., 1976, т. 2, с. 192.

 

[535] Проблему этического значения музыки у античных мыслителей впервые ярко и полно осветил еще в конце прошлого века Г. Аберт: Abert Я. Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik. Leipzig, 1899.

 

[536] Цит. по: Античные мыслители об искусстве / Под ред. В. Ф. Асмуса. М., 1937, с. 194.

 

[537] Секст Эмпирик. Соч.: В 2-х т., т. 2, с. 194.

 

[538] Музыка, по мнению Аристотеля, непосредственно подражает эмоциональным, этическим, психическим состояниям человека, тогда как портретная живопись подражает только отображению этических свойств во внешнем виде человека, т. е. в музыке более глубокое и непосредственное подражание (Polit. VIII, 5, 5 - 7). Ср.: Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика, с. 108.

 

[539] В данной главе трактата «De musica» мы для краткости опускаем в скобках наименование трактата. Цитаты, обозначенные знаком *, даны в переводе В. П. Зубова по изданию: Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М., 1966.

 

[540] Плутарх считал музыку «изобретением богов» (De mus. 15).

 

[541] См.: Aristot. Polit. VIII, 5, 4; а также: Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.. 1975, [т. 4]: Аристотель и поздняя классика, с. 558-559.

 

[542] См.: Edelstein H. Op. cit., S. 74.

 

[543] К. Свобода не усматривает этого противоречия в августиновской формулировке, хотя и констатирует у него наличие «интересной антитезы»: «музыка как незаинтересованное, нравящееся само по себе движение и музыка музыкантов, исполняемая ради определенной практической цели. Эта антитеза влечет за собой и соответствующую антитезу в связи с понятием прекрасного» (Svoboda К. Op. cit., p. 68).

 

[544] Д. Золтаи подчеркивает антиномию средневекового понимания музыки. Хотя музыка как наука и занимала свое место среди семи «свободных искусств», в реальной действительности звучащая музыка была не свободным, но в прямом смысле слова «служебным искусством». Ее функция сводилась к подготовке и введению верующих в культовое действо (Zoltai D. Ethos und Affekt: Geschichte der philosophischen Musikä sthetik von dem Anfang bis zu Hegel. Budapest; Berlin, 1970, S. 77; Золтаи опирается здесь на работу; Schä fke R. Geschichte der Musikä sthetik in Umrissen. Berlin, 1934, S. 195). О типично средневековой функции музыки см.: Abert H. Die Musikanschauung des Mittelalters und ihre Grundlagen. Halle, 1905, S. 194-266.

 

[545] Как отмечал еще В. Гофман, термины ars, scientia, imitatio y Августина многозначны (см.: Hoffmann W.  Philosophische Interpretation der Augustinusschrift de arte musica. Marburg, 1931, S. 19)

 

[546] Цит. по: Perl С. Op. cit., S. 287.

 

[547] Ср.: Svoboda K. Op. sit., p. 71.

 

[548] О средневековой эстетике чисел см.: Abert H. Die Musikanschauung des Mittelalters und ihre Grundlagen. Halle, 1905.

 

[549] В эпилоге трактата «О порядке» Августин с огромным уважением отзывается о «почти божественном» учении Пифагора, с которым он познакомился из сочинений Варрона (De ord. II 20, 53).

 

[550] См.: Abert H. Die Musikanschauung des Mittelalters..., S. 28.

 

[551] Ibid., S. 31.

 

[552] Об абсолютности единицы много рассуждал Плотин в Эн. VI, 6.

 

[553] Для античности см.. в частности: Лосев А. Ф. История античной эстетики, [т. 5]. Ранний эллинизм, с. 566-588 и библиографию на с. 801-804; см. также Krusius F. Rö mische Metrik. Mü nchen, 1955.

 

[554] Как отмечает К. Перл в комментарии к своему переводу (Op. cit., S. 292), теория метра Августина во многих пунктах возвращается к уже утерянной метрике.

 

[555] Это «парадоксальное» объяснение слова versus, как и вся V кн., по мнению К. Перла, восходит не к Варрону и Теренциану Мавру, а, вероятно, к малоизвестной александрийской школе теории и практики стихосложения. До конца II в. эта школа была культурно-образовательным центром для многих известных ученых, и ее традиции сохранились еще в III и IV вв. (Op. cit., S. 293-294). Интересно, что в трактате «О порядке» Августин еще придерживался традиционной этимологии слова versus (см.: De ord. II, 14, 40).

 

[556] Об эстетике ритма в античности см.: Античная музыкальная эстетика, с. 90-104; 239-255.

 

[557] Мы цитируем их по изданию: Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Под ред. М. Л. Гаспарова. М., 1972

 

[558] В «Проблемах», восходящих к аристотелевскому кругу, уже предпринимаются попытки объяснить эстетическую значимость ритма: «Ритму же радуемся мы ввиду того, что он содержит известное упорядоченное число» (Probl. XIX, 38; ср.: Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977, с. 211). Исократ, впервые обративший внимание на эстетическую сторону речи, писал: «Поэты все говорят при помощи метров и ритмов... а это имеет такое очарование, что если дело плохо с словесным выражением и энтимемами, то все-таки самой эвритмией и симметрией они водительствуют над душами слушателей» (Serm. IX, 10f) - цит. по изд.: Античная музыкальная эстетика, с. 242. Плутарх связывал ритмы с красотой (De mus. 12).

 

[559] Для Цицерона уже малоактуальна этическая теория ритма, процветавшая в классический период (о ней подробнее см. в кн. : Abert H. Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik. Leipzig, 1899). Все его внимание привлечено к эстетической функции ритма. Подробнее об эстетике Цицерона см.: Svoboda К. Les idé es esthé tiques de Cicé ron. - Acta Sessionis Ciceronianae. Warszawa, 1960; Лосев А. Ф. История античной эстетики, [т. 5]: Ранний эллинизм, с, 477-492.

 

[560] См. подробнее: Grabar A.  Plotin et les origines de l'esthé tique mеdié vale. - Cahiers arché ologiques. Paris, 1945.

 

[561] Подробное изложение этого вопроса см. в работах: Лосев А. Ф. История античной эстетики, [т. 6]: Поздний эллинизм. М., 1980; Ананьин С. А. Учение Плотина о прекрасном. - Вера и разум. Харьков, 1903, № 2-3, с. 47-57; 93 - 104; Volkmann R. Die Hö he der antiken Ä sthetik oder Plotins Abhandlungen vom Schö nen. Stettin, 1860; Norst K. Plotins Aesthetik. Gotha, 1905; Krakowski E. Une philosophie de l'amour et de la beauté. Paris, 1929; Brennau R. E. The Philosophy of Beauty in the «Enneads» of Plotin. - The New Scholasticism, 1940, 19.

 

[562] Трактат Эн. I, 6 цитируется с некоторыми уточнениями по переводу, опубликованному В. Ф. Асмусом в издании: Античные мыслители об искусстве: Сборник высказываний древнегреческих философов и писателей об искусстве. М., 1937, с. 198-205; Эн. V, 8 даны в переводе А. Ф. Лосева по изданию: ПМЭМ. М., 1962, т. I, с. 224-235.

 

[563] См.: Stoic. veter. fragm. Arnim III, 392: «Красота тела - в симметрии частей, в хорошем цвете и физической добротности... » (ср.: Ibid., III, 278; 279; 472). Подобное понимание красоты было вообще характерным практически для всей доплотиновской греко-римской эстетики (см.: Татаркевич В. Античная эстетика, с. 323, 302).

 

[564] А. Ф. Лосев поясняет, что под эйдосом у Плотина «нужно понимать образ, или форму (буквально по-гречески «вид») нематериальной природы, но с ярко выраженной картинной и пластической структурой» (см.: ПМЭМ, т. I, с. 222).

 

[565] Следует отметить, что ни Плотин, ни затем Августин не делают четкого терминологического различия между красотой и прекрасным.

 

[566] Татаркевич В. Указ. соч., с. 307.

 

[567] Там же, с. 301

 

[568] См. подробнее: Бычков В. В. Византийская эстетика, с. 95-98; Perpeet W. Ä sthetik im Mittelalter. Freiburg; Mü nchen, 1977, S. 79.

 

[569] См.: Бычков В. В. Византийская эстетика, с. 35-41.

 

[570] Татаркевич В. Указ. соч., с. 306.

 

[571] Там же, с. 301. Анализируя теорию искусства Плотина, В. Татаркевич и сам приходит к «снятию» этой «парадоксальности»: «Пребывая в сем наименее совершенном из миров, человек стремится вернуться в мир высший, мир абсолюта, откуда происходит и он. Искусство - один из путей к такому возврату. Творческая природа искусства - отражение абсолютного, творчески совершенного бытия. Поэтому прекрасное и искусство оказались существенным элементом философской системы Плотина» (там же, с. 308).

 

[572] См.: Grabar A. Op. cit.

 

[573] См.: Татаркевич В. Указ. соч., с. 307.

 

[574] Там же, с. 309.

 

[575] Августин, отмечал русский исследователь, проявил особую восприимчивость именно к эстетической стороне неоплатонического учения (см.: Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина, т. 1., ч. I. с. 26).

 

[576] Perpeet W. Op. cit., S. 62.

 

[577] См.: Wikman A. Op. cit., S. 34; Chapman E. Op. cit., p. 49; Tatarkiewicz Wł. Estetyka ś redniowieczna, s. 60.

 

[578] Tatarkiewicz Wł. Op. cit., s. 60.

 

[579] См.: Chapman E. Op. cit., p. 45.

 

[580] Ср.: Wikman A. Op. cit., S. 69.

 

[581] Ibid., S. 52; Balthasar H. U. von. Op. cit., S. 97; о красоте как важнейшем атрибуте божества у Августина и Плотина см.: Manferdini T. Op. cit., p. 13-20.

 

[582] Ср.: Tatarkiewicz Wł. Op. cit., s. 66.

 

[583] См.: Balthasar H. U. von. Op. cit., S. 116.

 

[584] Ср.: De ord. I, 8, 26; De Gen. ad lit. imp. 16, 58 etc.

 

[585] Подробнее см.: Eschweiler K. Op. cit., S. 28-42; Chapman E. Op. cit., p. 53-54.

 

[586] Ср.: In Ioan ev. 3, 21; 32, 3; Enar. in ps. 44, 26.

 

[587] См.: Eschweiler K. Op. cit., S. 17-27; Svoboda K. Op. cit., p. 153, 163.

 

[588] Одно из определений justitia см. в De div. quaest. 31.

 

[589] Ср.: Chapman E. Op. cit., p. 52.

 

[590] См.: De ord. I, 10. 30; De Trin. X, 1, 2.

 

[591] Ср.: Wikman A. Op. cit., S. 66.

 

[592] Ita et ipso faciente pulchra sunt singula, et ipso ordinante pulchra sunt omnia.

 

[593] См.: Wikman A. Op. cit., S. 44-51; Svoboda K. Op. cit., p. 10-16; 144-145.

 

[594] См.: Wikman A. Op. cit., S. 47.

 

[595] Tatarkiewicz Wł. Op. cit., s. 62.

 

[596] Ibid., s. 66; ср. также: Balthasar H. U. von. Op. cit., S. 101-102.

 

[597] Ср.: Попов И. В. Указ. соч., т. 1, ч. II, с. 101.

 

[598] См.: Бычков В. В. Эстетика Филона Александрийского, с. 61; Воman Th. Das hebrä ische Denken im Vergleich mit dem griechischen. Gö ttingen, 1959. S. 69-71.

 

[599] Ср.: Eschweiler K. Op. cit., S. 13-14.

 

[600] См.: WikmanA. Op. cit., S. 89.

 

[601] Ср.: Serm. 243, 7, 6; Svoboda K. Op. cit.. p. 189-190; Wikman A. Op. cit.. S. 84.

 

[602] Wikman A. Op. cit., S. 95.

 

[603] Amata est foeda, ne remaneret foeda.

 

[604] Под «женихом» в библейских текстах христианская традиция понимает Христа, под «невестой» - Церковь.

 

[605] По-гречески Χ ρ ι σ τ ό ς - «Помазанник» Божий, а распятие на кресте - позорная казнь; римляне просто не могли понять, как это Сын Божий может отдать себя в руки палачей, обладая божественной силой и возможностью избежать этого.

 

[606] См., к примеру, изображения: Pü tz G. Deutsche Malerei. Leipzig; Jena; Berlin, 1964, Abb. S. 88; Vegas L. C. Die Internationale Gotik in Italien. Dresden, 1966, Abb. 60; Wolf H. Schä tze franzö sischer Buchmalerei: 1400-1460, Berlin. 1975, Abb. 12. 13.

 

[607] Ср.: Svoboda K. Op. cit., p. 141.

 

[608] Ср.: Tatarkiewicz Wł. Op. cit., s. 65.

 

[609] Показательны в этом плане живописные «Распятия» итальянских мастеров XIII в. Джунто Пизано, Коппо ди Марковальдо, Чимабуэ (см.: Bologna F. Die Anfä nge der italinischen Malerei. Dresden, 1964, Abb. 42-44, 67-69; Sindona E. L'opé ra complé ta di Cimabue e il momento figurativo pregiottesco. Milano, 1975. tav. I-VII, XXXVII-XLII)

 

[610] Ср.: Eschweiler K. Op. cit., S. 11-12; Wikman A. Op. cit., S. 61-67.

 

[611] Ср.: Попов И. В. Указ. соч., т. 1, ч. II, с. 111.

 

[612] Цит. по: Perl С. Op. cit., S. 287.

 

[613] Tatarkiewicz Wł. Op. cit., s. 62.

 

[614] В этом плане вряд ли можно согласиться с выводом А. Викмана о том, что в области чувственной красоты «Августин был в общем и целом формальным эстетиком (Formalä sthetiker)» (Op. cit., S. 100; ср. так же: S. 66, 70, 98).

 

[615] На глубокую внутреннюю связь формальных законов красоты с выражением и просвещением (illuminatio) справедливо указывал еще Э. Шепмен, постоянно подчерки вая, что именно она выявляет реальный смысл красоты у Августина (см.: Chapman E. Op. cit., p. 45, 50, 54-55).

 

[616] Ср.: Wikman A. Op. cit., S. 21.

 

[617] Ср.: Gilson E. Introduction à l'é tude de Saint Augustin. Paris, 1949, p. 246

 

[618] Здесь уместно вспомнить мысль Е. Трубецкого о том, что манихейский дуализм в разных обличьях вошел в систему Августина (см.: Трубецкой Е. Указ. соч., с. 82).

 

[619] Подробнее о сложном взаимодействии материи и формы по Августину см.: Gilson E. Op. cit., p. 256-274.

 

[620] По этому поводу автор новейшего русского перевода «Исповеди» замечает: «В этой изменяемости нет ничего определенного: материя одновременно и «ничто» и «нечто»; она и «есть» и «не есть». Материя Бл. Августина не соответствует первичной материи Аристотеля, мыслимой и существующей только в связи с формой; у Бл. Августина это некая парадоксальная реальность: это и полное отсутствие формы, и способность принимать самые разные формы. Плотин говорил о ней: «... она уже есть, поскольку она будет, но ее бытие только в будущем» (Эн. II, 5, 3-5). Антиномический характер материи обусловливает и антиномичность представления о ней: нужно примириться с тем, что ее знаешь, не понимая, что это такое. Ср. Эн. II, 4, 10: «Ее (материю) неясную мыслишь неясно, темную - темно; мыслишь, не мысля» (БТ, т. 12, с. 258, сн. 11).

 

[621] Ср.: Майоров Г. Г. Указ. соч., с. 289.

 

[622] sed omnia mensura et numero et pondè re disposuisti (но Ты всё расположил мерою, числом и весом) (Sap. 11, 12).

 

[623] Ср.: Бычков В. В. Византийская эстетика, с. 144-165.

 

[624] Ср.: Svoboda K. Op. cit., p. 146.

 

[625] Ср.: The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, p. 361.

 

[626] См.: Татаркевич В. Античная эстетика, с. 293-294.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...