Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

RÉSUMÉ 6 страница




 

[627] См.: Голенищев-Кутузов И. Н.  Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 58; Meter G. Die sieben freien Kü nste im Mittelalter. Einsiedeln, 1886.

 

[628] См.: Assunto R. Die Theorie des Schö nen im Mittelalter. Kö ln, 1963, S. 19.

 

[629] О тенденциях религиозной утилитаризации «свободных наук» у Августина см.: Grabmann M. Op. cit., S. 126-129.

 

[630] Августин воспринял эту традицию от Варрона (см.: Alfaric В. P. Op. cit., p. 445).

 

[631] Это же членение он сохранил и в поздний период (см.: De doctr. chr. II, 27; Enar. in ps. 150, 8).

 

[632] Подробнее об этом Августин писал в трактате «О музыке» (см. гл. V).

 

[633] Позже Августин будет упрекать себя за излишнюю увлеченность «свободными науками» (Retr. I, 3, 2).

 

[634] Перев. В. П. Зубова цит. по: ПМЭМ, т. I, с. 275.

 

[635] Там же, с. 267.

 

[636] Ср.: Tatarkiewicz Wł. Op. cit., s. 66-67; 337.

 

[637] В. Татаркевич писал по этому поводу: «Если он сохранил теорию подражания, то лишь соединяя с убеждением, что искусство ищет красоты. При этом он так преобразил ее, что она перестала быть выражением натурализма, а стала его противоположностью. Допуская, что каждый предмет имеет свою красоту, что в каждом находятся следы красоты, он утверждал, что если искусство подражает предметам, то не в целом, но только в меру отыскания в них и усиления этих следов» (Tatarkiewicz Wł. Op. cit., s. 67).

 

[638] Ibid., s. 67-68.

 

[639] См. подробнее: Бычков В. В. Эстетика поздней античности, с. 171; 173.

 

[640] См.: Perry В. Е. The Ancient Romances: A Literary-Historical Account of Their Origins. Berkeley; Los Angeles, 1967.

 

[641] Плиний Младший. Письма. M.; Л., 1950, с. 289.

 

[642] См. : Бычков В. В. Античные традиции в эстетике раннего Августина - Традиция в истории культуры. М., 1978, с. 103, сн. 21.

 

[643] Ср.: Svoboda К. Op. cit., p. 101, 137.

 

[644] Анализ художественной специфики этого отрывка см. у Э. Ауэрбаха (Указ. соч.. с. 85-93).

 

[645] См.: Часть первая, гл. III/2 (зрелищные искусства); специально об эстетике римского цирка и амфитеатра см.: Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н. э. М.: Изд. МГУ, 1979, с. 45-55.

 

[646] Ср.: Tat. Adv. gr. 23; Tertul. De spect. 12; Cypr. Ad Donat. 6; Lact. Div. inst. VI, 20. 8-13.

 

[647] См.: Svoboda K. Op. cit., p. 99, 192.

 

[648] См.: Marcus R. A. Christianity in the Roman World. London, 1974.

 

[649] См.: Svoboda K. Op. cit., p. 192.

 

[650] Ср. уже приводившиеся высказывания о «ложности» басни и поэзии из Solil. II, 11, 20; De Gen. ad lit. I, 10, 21.

 

[651] Один из историков средневековой эстетики писал: «Новый поворот аллегорическая экзегеза получила у Августина. Именно у него александрийское учение об экзегезе непосредственно объединилось с течением позднеантичной традиции. Анализ его трактата «De doctrina christiana» наглядно показывает, как могла стать необходимой практика и передача опыта филологической интерпретации Библии в позднелатинских школах. При этом существенным вспомогательным средством служили 'Ε γ κ ύ κ λ ι ο ι π α ι δ ε ί α ι известные уже со времен софистов семь искусств, с помощью которых писатель проводил формальное и предметное толкование (см.: Glunz H. H. Die Literarä sthetik des europä ischen Mittelalters. Bochum: Langendreer, 1937. S. 102 - 103; ср.: S. 104).

 

[652] Ср. решение этого вопроса Горацием:

Что придает стихам красоту: талант иль наука?

Вечный вопрос! а по мне, ни старанье без божьего дара,

Ни дарованье без школы хорошей плодов не приносит:

Друг за друга держась, всегда и во всем они вместе.

(De art. poet. 408-411). Перев. M. Гаспарова цит. по: Квинт Гораций Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. М., 1970, с. 393).

 

[653] Ср.: Наставление оратора, XI, 1.

 

[654] Августин подчеркивает, что он использует здесь латинский перевод Иеронима, который стоит ближе к еврейскому оригиналу, чем соответствующее место Септуагинты (De doctr. chr. IV, 7, 15).

 

[655] Г. Глунц усматривал специфику экзегезы Августина в том, что он подходил к Библии как к произведению словесного искусства (См.: Glunz H. H. Op. cit., S. 104).

 

[656] См.: Eggersdorfer F. X. Der heilige Augustinus als Pä dagoge und seine Bedeutung fü r die Geschichte der Bildung. Freiburg i. Br., 1907; Gerg R. Die Erziehung des Menschen: Nach den Schriften des heiligen Augustinus dargestellt. Kö ln, 1909; Kevane E.  Translatio imperii: Augustine's De doctrina christiana and the Classical Paideia. - SP. Berlin, 1976, vol. XIV, p. 446-460.

 

[657] Хронологически этот трактат был закончен значительно раньше, чем IV кн. «О христианской науке», но в последней многие идеи сформулированы более полно, поэтому основное изложение вопроса мы даем по ней, привлекая более ранний трактат только в качестве дополнения.

 

[658] См.: Besseler H. Musik des Mittelalters und der Renaissance. - Handbuch der Musikwissenschaft. Potsdam, 1931; Perl С. J. Augustinus and die Musik. - Augustinus Magister. Paris, 1954, vol. 3, p. 439-452; Nowak A. Die «numeri judiciales» des Augustinus und ihre musiktheoretische Bedeutung. - Archiv fü r Musikwissenschaft. 1975, Bd. 32, S. 196-207.

 

[659] Ср.: Perl C. J. Die Geburt der abendlä ndischen Musik, - Theologie und Glaube. Paderborn, 1953, Hf. 2.

 

[660] Ср.: Perl С. J. Augustinus und die Musik, S. 452.

 

[661] «Юбиляция, - пишет К. Перл, - этот прекраснейший из даров, которые Восток мог принести западной церкви, это как бы «свободнейшее» дитя сакрального искусства, побудила Августина к таким замечаниям, которые стоят совершенно изолированно в патриотических текстах, указывают на его понимание музыки, его любовь к музыке и которые, впрочем, также выводят его мистиком, которым он в иных аспектах вряд ли являлся» (Perl С. J. Augustinus und die Musik, S. 441).

 

[662] См.: Hammerstein R. Die Musik der Engel: Untersuchungen zur Musikanschauung des Mittelalters. Bern; Mü nchen, 1962, S. 41.

 

[663] Abert H. Die Musikanschauung des Mittelalters, S. 208.

 

[664] По поводу словесной ограниченности в передаче внутреннего знания хорошо сказала М. И. Цветаева:

Да вот и сейчас, словарю

Предавши бессмертную силу -

Да разве я то говорю,

Что знала, - пока не раскрыла

Рта, знала еще на черте

Губ, той - за которой осколки...

И снова, во всей полноте,

Знать буду - как только умолкну.

(Цветаева Марина. Избранные произведения. М.; Л., 1965, с. 306).

Аналогичное ощущение было близко многим мыслителям поздней античности, ранней патристики, Средневековья.

 

[665] Ср.: Edelstein H. Die Musikanschauung Augustins nach seiner Schrift «De musica», S. 126-127.

 

[666] См.: Perl C. J. Augustinus und die Musik, S. 444.

 

[667] Ibid., S. 452.

 

[668] Ср.: Abert H. Op. cit., S. 194-210.

 

[669] См.: Reese G. Music in the Middle Ages. New York, 1940.

 

[670] Ср.: Abert H. Op. cit., S. 216-220.

 

[671] Ср.: Svoboda K. Op. cit., p. 197.

 

[672] О современном понимании знака в его различных аспектах см. в работе: Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976, с. 68-134.

 

[673] Ср.: Marcus R. A. St. Augustine on Signs, - Phronesis: A Journal for Ancient Philosophy. 1957, vol. 2, № 1, p. 70.

 

[674] Интересно отметить, что в трактате «О музыке» Августин, напротив, уделяет внимание только ритмо-метрическому значению слова и практически нигде, за исключением редких оговорок, относящихся не к предмету трактата, а к форме исследования, не говорит о смысловой, содержательной стороне слова.

 

[675] Ср.: Marcus R. A. Op. cit., p. 73.

 

[676] О трактате «Об учителе» подробнее см. специальную работу: Ott W. Ueber die Schrift des hl. Augustinus De magistro. Hechingen, 1898; Jonson D. W. «Verbum» in the early Augustine (386 - 397). - Recherches augustiniennes. Paris, 1972, vol. 8.

 

[677] См.: Marcus R. A. Op. cit., p. 64-65.

 

[678] res quae significantur, pluris quam signa esse pendendas.

 

[679] Ср.: ChydeniusJ. The Theory of Medieval Symbolism. - Societas Scientiarum Fennica: Commentationes Humanarum Litterarum. Helsingfors, 1960, t. 27/2, p. 5 - 8. 681

 

[680] См.: Colish M. L. The Mirror of Language: A Study in the Medieval Theory of Knowledge. New Haven; London, 1968, p. 60.

 

[681] Цит. по: Секст Эмпирик. Соч.: В 2-х т. М., 1976. т. 2, с. 58 - 59. Следует иметь в виду, что скептики в этом вопросе опираются на традицию Платона, который в «Кратиле» пришел к выводу, «что не из имен нужно изучать и исследовать вещи, но гораздо скорее из них самих» (Crat. 439b; цит. по: Платон. Соч.: В 3-х т. М., 1968, т. 1, с. 489).

 

[682] Ср.: Kuypers K. Der Zeichen- und Wortbegriff im Denken Augustins. Amsterdam. 1934, S. 18, 23-24; Marcus R. A. Op. cit., p. 68.

 

[683] Проблема внутреннего и внешнего слова подробно изложена у И. В. Попова (Указ. соч., т. 1, ч. II, с. 279-281).

 

[684] Там же, с. 280.

 

[685] Здесь Августин развивает теорию воспоминания (ά ν ά μ ν η σ ι ς ) знаний, заложенных в душе, при обучении, изложенную Платоном в «Меноне».

 

[686] См.: Бычков В. В. Византийская эстетика, с. 134-136.

 

[687] Эти две функции языка у Августина отмечены в работах: Rotta P. La filosofia del linguaggio nella patristica e nella scolastica. Torino, 1909, p. 112-113; Colish M. Op. cit., p. 56.

 

[688] См.: Marcus R. A. Op. cit., p. 72.

 

[689] Подробнее см. гл. X.

 

[690] Ср.: Colish M. L. Op. cit.. p. 22.

 

[691] См.: De vera relig. 50, 99: De civ. Dei X, 15; De fid. et symb. 2, 3-3, 4.

 

[692] β λ έ π ο μ ε ν γ ά ρ ά ρ τ ι δ ι ' έ σ ό π τ ρ ο υ έ ν α ί ν ί γ μ α τ ι, τ ό τ ε δ έ π ρ ό σ ω π ο ν π ρ ό ς π ρ ό σ ω π ο ν. Канонические латинский и русский переводы звучат так: Videmus enim nunc per spé culum et per aenigma, tunc autem coram cernemus; «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» (1 Кор 13, 12).

 

[693] См.: Colish M. L. Op. cit., p. 79-81.

 

[694] В трактате «Об ораторе» Цицерон писал: «Итак, при употреблении отдельных слов больше всего яркости и блеска сообщают речи переносные выражения, а из переносных выражений и уже не по отдельности, а из нескольких подряд складывается, в свою очередь, следующий прием того же рода: тот, при котором говорится одно, а подразумевать следует иное» (De orat. III, 41, 166; перев. Φ. А. Петровского; цит. по: Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972, с. 238). Цицерон, в свою очередь, опирался на Аристотеля, писавшего в «Риторике»: «метафора заключает в себе загадку, так что ясно, что загадки - хорошо составленные метафоры» (Ret. 2, 12). Из греческих христианских писателей особенно активно проблему энигмы в связи с библейскими текстами поднимали Климент Александрийский, Ориген, Григорий Нисский.

 

[695] Эти же четыре способа он называет и в другом трактате того же времени (392 г. ). Ср: De util. cred. 5.

 

[696] См.: Schö pf A.  Wahrheit und Wissen: Die Begrü ndung der Erkenntnis bei Augustin, S. 21; Г. Глунц, как уже указывалось, акцентировал внимание на филологически-философском подходе (См.: Glunz H. H. Op. cit., S. 102).

 

[697] Подробнее о знаковых проблемах в XIII кн. «Исповеди» см. : Hott A. Die Welt der Zeichen bei Augustin. Wien, 1963.

 

[698] И в «Исповеди», и в ряде других трактатов Августин подробнейшим образом исследует эту фразу, показывая, в каких различных смыслах могут пониматься и все ее слова («в начале», «сотворил», «небо», «земля»), и сама фраза в целом.

 

[699] Ср.: Colish M. L. Op. cit., p. 8.

 

[700] См.: Allard G. -H. L'articulation du sens et du signe dans le De doctrina christiana de S. Augustin // SP. Berlin, 1976, vol. 14, p. 388.

 

[701] Glunz H. H. Op. cit., S. 104.

 

[702] В. Отт, посвятивший специальную работу августиновскому учению о чувственном познании, показывает многие почти буквальные совпадения у Августина и Плотина по этому вопросу. См.: Ott W. Des hl. Augustinus Lehre ü ber die Sinneserkenntnis. - Philosophisches Jahrbuch. Fulda, 1900, Bd. 13, S. 45-59; 138-148.

 

[703] См.: En. V, 1, 10; 3, 9; 9, 1.

 

[704] Ср.: Ott W. Op. cit., S. 46; The Cambridge History of Later Greek and Early Mé dié val Philosophy, p. 376-377.

 

[705] Cp.: Попов И. В. Личность и учение Блаженного Августина, т. 1, ч. II, с. 39.

 

[706] См.: в частности, работу: Грегори Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М., 1970; Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа: (Исследование деятельности зрительной системы). М.: Изд. Моск. ун-та, 1969.

 

[707] Читателя не должен смущать тот факт, что теория зрительного восприятия Августина, изложенная здесь в основном по его поздним работам, вроде бы полагается нами в основу теории, разработанной им в раннем трактате. Основные идеи концепции зрительного (или чувственного) восприятия, во многом заимствованные у Плотина, т. е. еще до начала его литературной деятельности, просматриваются и в его ранних трактатах, и в самой VI кн. «De musica», как мы убедимся ниже. Однако наиболее подробно они были изложены в поздних работах Августина, что и определило целесообразность анализа их здесь по этим работам. Г. Г. Майоров справедливо подчеркивает, что теория зрения в «De Trinitate» только развивает идеи, намеченные в ранних работах (см.: Майоров Г. Г. Указ. соч., с. 256).

 

[708] Августин использует здесь неканонический текст Библии, ибо в канонических переводах слово «число» отсутствует.

 

[709] Ср.: Ott W. Op. cit., S. 54-59.

 

[710] Представление об активности души в процессе восприятия восходит к Плотину (ср.: Edelstein H. Op. cit., S. 96). Подробнее о влиянии Плотина и, в частности, его теории чувственного восприятия, на Августина см. в работе: Alfaric В. P. L'é volution intellectuelle de Saint Augustin. Paris, 1918; об активной деятельности души в процессе эстетического восприятия у Августина см.: Manferdini T. Op. cit., p. 62-68.

 

[711] В. Отт также предлагает понимать под non latere сознание (Ott W. Op. cit., S. 52).

 

[712] См.: Perl K. Augustinus Aurelius: Musik, S. 298.

 

[713] latente istorum judicialium nutu modificantur.

 

[714] О проблеме эстетического суждения у Августина см. также: Manferdini T. Op. cit., р. 69-80.

 

[715] Специально проблеме памяти Августин посвятил многие страницы «Исповеди» (Conf. X, 8, 12-19, 28).

 

[716] О художественной значимости этого гимна Амвросия см. в работе: Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 66.

 

[717] В самом перенесении названия judiciales с одного вида чисел на другой современный исследователь видит сложную диалектику чувственного и рационального моментов в августиновской концепции эстетического суждения (см. : Nowak A. Die «Numeri judiciales» des Augustinus und ihre musiktheoretische Bedeutung, S. 201).

 

[718] См.: Perl K. Op. cit., S. 298.

 

[719] Ср.: Hoffmann W. Op. cit., S. 71-72.

 

[720] См.: Edelstein H. Op. cit., S. 106.

 

[721] Delectatio quippe quasi pondus est animae.

 

[722] Ср.: En. IV, 3, 29-32; Georg R. Die Erziehung des Menschen: Nach den Schriften des heiligen Augustinus dargestellt. Kö ln, 1909. S. 140f.; Alfaric B. P. Op. cit., p. 471.

 

[723] См.: Manferdini T. Op. cit., p. 89-96.

 

[724] Это определение дано в форме риторического вопроса: «Тогда не считаешь ли ты, что это искусство является чем-либо иным, как не некоторым настроением духа художника? » (hanc artem num aliud putas quam affectionem quamdam esse animi artificis? )

 

[725] Qui aiment la pourriture, как переводит К. Свобода (Op. cit., p. 83).

 

[726] См.: Бычков В. В. Эстетика поздней античности.

 

[727] Edelstein Я. Op. cit., S. 107.

 

[728] Вспомним викмановскую классификацию эстетики Августина как «формальной» (Wikman A. Op. cit., S. 100).

 

[729] Подводя итог платоновским исследованиям метра и ритма, А. Ф. Лосев пишет: «... в музыкальной структуре его в конце концов вовсе не интересует ни ритмика, ни метрика; хорошая размеренность звуков диктуется для него только словами, которые сопровождаются музыкой. Если словесный текст высок в моральном отношении, то и сопровождающая его музыкальная мелодия тоже оказывается моральной и вполне допустимой, независимо от ее ритмико-метрического построения» (Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1974, [т. 3]: Высокая классика, с. 137). На близкой к этой позиции стояли и Климент Александрийский, и Василий Великий, и Иоанн Дамаскин, и многие другие Отцы Церкви.

 

[730] См.: Taterkiewicz Wł. Op. cit., s. 63 - 64; ср.: Svoboda K.  Op. cit., p. 79. Для сравнения можно указать, что в одноименном трактате Плутарха проблеме восприятия посвящено всего три маленьких параграфа, суть которых сводится к следующему. «Восприятие должно идти вровень с запоминанием», оно должно распознавать мелодию, ритм и текст и в каждом из этих элементов должно находить «ошибки и красоты» (Demus. 34-36).

 

[731] Ср.: Svoboda К. Op. cit., p. 199.

 

[732] См.: Tatarkiewicz Wł . Op. cit., s. 69.

 

[733] Perpeet W. Op. cit., S. 25.

 

[734] См.: Tatarkiewicz Wł. Op. cit., s. 71.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...