Сущность государства и его основные признаки
Функционирование государства в обществе преследует две основные цели: 1) «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества», т.е. управление делами всего общества; 2) специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами, т.е. формирует в обществе отношения «господства-подчинения». Государство как основной элемент политической системы общества характеризуют такие специфические признаки или сущностные черты: 1) наличие публичной власти, т.е. особой группы людей, занимающихся исключительно управлением общества и охраной его экономической и социальной структуры. Для управления делами всего общества государство формирует государственный аппарат. Понятия государство и государственный аппарат нетождественны. Государственный аппарат — это часть государства, хотя и самая важная. Он не исчерпывает сущности государства. Будучи составным элементом государства, государственный аппарат имеет свою внутреннюю структуру: < органы государственного управления (исполнительные, законодательные, распорядительные; высшие, центральные, местные; органы общей компетенции и специальные (отраслевые)); < правоохранительные органы: правосудие, прокуратура, полиция, МВД, КГБ и т.д. (при диктаторском режиме — органы подавления, боевые отряды реакции и т.п.) и < контрольные органы, осуществляющие конституционный контроль, экономический, финансовый и т.д. 2) взимание налогов с населения, необходимых для содержания государственного аппарата и формирования общенационального бюджета; 3) территориальное деление подданных взамен деления по кровнородственному признаку. Государство защищает интересы граждан от посягательств других государств и поддерживает интересы господствующей социальной группы, прежде всего, в границах данной территории;
4) определенная система права, с помощью которой государство охраняет собственность господствующей социальной группы. Государство, обеспечивая политическую организованность классового общества, является основой политической системы, придает ей целостность и устойчивость. 5) суверенитет государства, который следует рассматривать как внутренний и как внешний.Внутренний суверенитетпроявляется в верховенстве и неделимости политической власти. Внешний суверенитет предполагает независимость и территориальную целостность государства на международной арене. Обладая всей полнотой власти в обществе, государство занимает ведущее место в политической жизни. В этом смысле необходимо обратить внимание на свойства, которые выделяют его среди элементов политической организации как основной институт политической системы общества: < монополия на принудительную власть в отношении населения; < универсальность организации, распространяющей свое действие на всю территорию страны и всех ее граждан; < олицетворение публичной власти и подчинение себе всех проявлений иных общественных властей властными методами, вплоть до принуждения; < правовое регулирование общественных отношений и придание своим велениям общеобязательного смысла; < наличие специального профессионального аппарата, выполняющего основной объем управления делами общества и распоряжающегося его ресурсами; < обладание суверенным правом издания законов и правил, обязательных для населения; < наличие права и возможности осуществлять внешнюю и внутреннюю политику от имени всего общества; < а также наличие подданства (гражданства) для граждан, необходимость которого приобретает правовой характер. Отсутствие принадлежности к государству (апатритизм) рассматривается Всеобщей декларацией прав человека как ненормальное явление.
Будучи надстроечным элементом, государство, тем не менее, обладает относительной самостоятельностью по отношению к своим экономическим основам. Это проявляется в следующем: государство может самостоятельно воздействовать на основные сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на экономику (государственное планирование). Возрастание роли государственного аппарата ведет к расширению функций государства, что выражается в сращивании звеньев государственного аппарата с монополистической верхушкой и росту бюрократии. Типология государств
Пройдя длительную историю своего развития, государство видоизменялось, приобретало новые черты, утрачивало старые в соответствии с конкретно-историческими условиями своего существования. Поэтому при анализе конкретного государства необходимо определять его тип и форму. Тип государства определяется тем, какой социальной группе (классу) оно служит, т.е., в конечном счете, тип государства зависит от характера господствующего способа производства и соотносится с типом общественно-экономической формации. Исторически известны следующие типы государства: рабовладельческое (в двух его разновидностях: античное и азиатское); феодальное, буржуазное, социалистическое. Все они отличаются различным уровнем развития экономических основ и соответственно развитостью политических структур. В то же время на этапе перехода от одной общественно-экономической формации к другой существовали и существуют государства смешанного типа. Это государства исторически переходного типа (государство диктатуры пролетариата), которое существует временно и предполагает полный слом старого государственного аппарата и постепенное создание нового типа государства. От типа государства принято отличать его форму, которая характеризуется совокупностью способов и методов осуществления власти той социальной группой (классом), которой принадлежит государственная власть. Форма государства определяется, формой правления, формой государственного устройства, типом политического режима.
Форма правления — организация власти, характеризуемая ее формальным источником, определяемая законодательным путем, а также порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением. В соответствии с этим традиционно выделяются: < монархия (абсолютная и конституционная); < республика (парламентская, президентская, теократическая, смешанная и т.д.). Форма государственного устройства определяет территориальное устройство государства, а также распределение функций между различными органами, внутреннюю структуру и динамику государственных институтов и характер взаимоотношений между его частями и государством в целом. Государства подразделяются на: < унитарное — простое, единое государственное образование; < федерация — союз юридически относительно самостоятельных государственных образований, имеющих наряду с собственными конституциями, законодательствами, правительствами, общесоюзную конституцию, законодательство, правительство, регламентирующие взаимоотношения на общей территории; < конфедерация — союз государств, сохраняющих независимое существование и объединяющихся лишь для координации некоторых своих действий (обычно внешнеполитических или военных). Это государственно-правовое объединение. Политический режим — система методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственной власти к правовым основам собственной деятельности. Выделяют следующие основные типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Таким образом, характеристика конкретного государства предполагает указание его типа и формы, что и определяет специфику его деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|