Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая идеология радикализма




Наряду с двумя традиционными идейно-политическими направлениями в капиталистических странах с середины XVII в. как более или менее самостоятельное течение выделился радикализм. Радикализм (лат. radix корень) социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение основных («коренных») общественных институтов или всей политической системы.

Радикализм прошел в своем развитии довольно длительную
историю. Современный радикализм – это неоднородное направление, объединяющее в себе различные течения, В нем традиционно выделяют правое и левое крыло. Но в целом для современного радикализма характерен экстремизм, т.е. выбор, отстаивание и применение в решении теоретических и практических социальных проблем крайне насильственных методов и средств, зачастую не соответствующих поставленным целям.

Определение социальной базы современного радикализма дело
чрезвычайно трудное. С большими оговорками можно сказать, что
в целом социальную базу радикализма составляет в основном мелкая буржуазия, а также часть трудящихся и деклассированных элементов. Нынешнее состояние всеобщей неуверенности и нестабильности создает благоприятную социально-психологическую почву для возникновения как «левых», так и «правых» радикальных идей и действий.

К правому крылу относятся неофашизм, сионизм и «новые
правые».

Неофашизм по своей сути представляет собой крайне реакционное политическое течение, отражающее взгляды наиболее агрессивных, милитаристских и шовинистических кругов крупной монополистической буржуазии. На практике пытается возродить основные идеи фашизма. Однако заметно изменение стратегии и тактики современного неофашизма. До конца 70-х годов главный упор делался на тактику террора и запугивания, политические
убийства, организацию правых переворотов. Однако в 80-е годы у крайне правых на первый план выходят те партии и группы, которые делают ставку на максимальное использование легальных возможностей укрепления своего влияния в рамках буржуазной демократии. Эти организации отвергают наиболее одиозные установки и лозунги «классического» фашизма и стремятся наладить сотрудничество с консервативными буржуазными партиями. Национализм и расизм дополняются «европеизмом» (воспитанием чувства «европейской идентичности»), активизируются выступления против иммиграции.

Экономическая стратегия неофашизма довольно часто смыкается с правыми неоконсерваторами, а иногда сводится к демагогическим призывам разрешения кризиса на основе социального сотрудничества капитала и труда. Свои демагогические призывы к борьбе с коррупцией, взяточничеством, необходимостью установления справедливости и порядка неофашисты используют с учетом специфики различных слоев населения. Городской мелкой буржуазии они обещают полную свободу социальной предпринимательской деятельности; мелким и средним производителям гарантируют защиту от «произвола концернов», мелких торговцев обещают оградить от конкуренции со стороны крупных магазинов и торговых фирм; обещают социальные гарантии рабочим на труд и т.д.

Эксплуатируя популярную тему, неофашисты призывают проводить «чистку» не только в природе, но и в обществе, а именно: избавиться от профсоюзов, левых политических партий, рабочих-иммигрантов – от всего, что «загрязняет социальную среду».

Происходит интенсивное омоложение неофашистских организаций; 84% членов – лица моложе 30 лет. Неофашистские партии и организации действуют более чем в 60 странах. Основной центр – ФРГ, где хотя и отсутствует крупная неофашистская партия, но зато насчитывается более 120 праворадикальных неофашистских организаций и групп. Влиятельные организации неофашистов можно назвать в Италии, партия Итальянское социалистическое движение – Национальные правые силы; во Франции – Национальный фронт Ж.-М. Ле Пена. В подполье действует международная неофашистская организация «Черный интернационал».

Сионизм – реакционная идеология и политика крупной еврейской буржуазии, сросшейся с монополистическими кругами развитых капиталистических стран. При поддержке империалистических кругов сионизм сформировался в крупную международную организацию. Центром данной системы является созданная в 1897 г. в Базеле Всемирная сионистская организация, имеющая штаб-квартиры в Израиле и США. Сионизм имеет широкий пропагандистский аппарат: издательство газет, журналов. Сионистские организации существуют более чем в 70 странах. Генеральная Ассамблея ООН в 1975 г. квалифицировала сионизм как форму
расизма, хотя в 1991 г. это решение было отменено.

Основная идеологическая функция сионизма обоснование
шовинистических планов объединения всех евреев в единую сионистскую общность. Сионисты исходят из концепции «всемирной еврейской нации», мифа об исключительности, богоизбранности еврейского народа, извечности антисемитизма. Идеология современного сионизма наряду с традиционными взглядами отстаивает идеи «национальной чистоты», «жизненного пространства», «двойного гражданства», пропагандирует идеи «социал-сионизма» и «кооператива-кибуцы».

В XX в. сионизм в определенной степени «территоризировался», создав на якобы «пустых», а на самом деле ранее заселенных арабами землях, многонациональное сообщество. Организовал воспринявшую его идеологию государственную структуру, постоянно ведущую агрессивные войны и оккупировавшую сопредельные провинции всех соседних государств.

После второй мировой войны укрепился тесный союз Израиля и США, которые через неформальные сионистские организации и прямо от конгресса ежегодно субсидируют Израиль многомиллиардовыми долларовыми дотациями. С учетом постоянно проводимой агрессивной политики сионизма, обычные социальные противоречия (безработица, жилищная проблема) усугубляются в Израиле и собственными противоречиями (милитаризация всей общественной жизни, оккупационный режим на захваченных землях Палестины и т.д.).

Движение «новых правых» организационно оформилось во второй половине 70-х годов и выражает интересы элитарно настроенных групп интеллигенции, технократии, некоторых слоев буржуазии, части высококвалифицированных наемных работников умственного труда, новых средних слоев. Особенно активно оно во Франции, Италии, США. «Новые правые» выступают с последовательной критикой идей равенства и социализма, и в то же время они критикуют многие социальные пороки буржуазного общества: упадок нравов, наркоманию, распад семей, эгоизм, потребительство, распространение «массовой культуры». Но эта критика не затрагивает эксплуататорской сущности капитализма.

«Новые правые» считают себя сторонниками чистой морали и
духовного здоровья общества. Путь к социальному возрождению
они видят через восстановление традиций прошлого. В последние
годы акцент в их пропаганде делается на существующей якобы угрозе биологического вырождения «белого человека». Отсюда скатывание на позиции расизма. Одновременно они ратуют за ускорение НТП, охрану окружающей среды, повышение качества образования, возрастание роли человека в общественной жизни.

Движение «новых правых» возникает в период переориентации в рамках политического сознания от теории «деидеологизации» к теории «реидеологизации». Значение идеологии начинает рассматриваться как мощное средство манипулирования массами в интересах монополитического капитала. И «новые правые» начинают претендовать на создание «эрзацидеологии», которая станет главенствующей в мире. Хотя подобные амбиции не имеют под собой реальной почвы, нельзя недооценивать опасность распространения «новой правой» идеологии.

В последние годы «новые правые» активизировали политическую деятельность, активно включились в избирательные кам­пании. Хотя в целом их взгляды носят весьма противоречивый характер, однако усиление их позиций больше всего проявляется в смыкании с правым консерватизмом.

Идеология и политика современного радикализма имеют свою
специфику и в своем левом проявлении. Взгляды современных
представителей левого радикализма обнаруживают преемственность со взглядами левых радикалов начала 20-х годов нашего века (которые в 60-е годы возродили П.Бэрэн, П.Суизи, Э.Мандель). Кроме того, на их идейные воззрения оказали влияние многочисленные мелкобуржуазные и реформистские течения. Современные «новые левые» оппозиция капитализму и противопоставление традиционным «левым» – коммунистам.

Движение «новых левых» приобрело влияние на политической арене в конце 50-х – начале 60-х годов. Первоначально это движение зародилось в академических кругах, вовлекая университетскую профессуру и студенчество. Достигнув своего апогея в период событий «бурной весны» 1968 г. во Франции (прямые столкновения с властями), с конца 70-х годов это движение пошло на убыль. Главная цель – выступления против авторитаризма. В начале 70-х годов движение «новых левых» распалось на
множество самых разнообразных группировок, включая религиозные секты. Именно в это время невиданные доселе масштабы приобрел левый экстремизм. Самая многочисленная составная часть движения студенческая молодежь. Активно поддерживают левое движение средние слои города и деревни.

Роль идеологов «новых левых» сыграли представители Франкфуртской школы (в первую очередь Г.Маркузе), которые передали движению «новых левых» «опыт» соединения марксистской фразеологии с традицией биологизаторской критики культуры. Определенное влияние на становление леворадикальной идеологии оказали парижские «неомарксисты» и левые экзистенциалисты. Термин «новые левые» ввел в 1960 г. Р.Миллс (американский леворадикальный социолог), опубликовав «Письмо к «новым левым».

Единой, четко выработанной теории у движения «новых левых» нет. Для него на раннем этапе было характерно пренебрежительное, нигилистическое отношение к теории и идеологии. Однако в дальнейшем его лидеры стали уделять все большее внимание теоретическим разработкам. «Новые левые» критикуют капитализм за социальное неравенство, подавление личности в угоду материальному богатству, эксплуатацию. И в то же время критикуют социализм за бюрократизацию и забвение принципов гуманизма. Отрицая революционную роль рабочего класса и коммунистической партии, объявляют марксизм-ленинизм устаревшей теорией. Но самое главное абсолютизируют насильственные методы деятельности. Обычно выделяют следующие направления левого радикализма: движения анархического толка, неотроцкистские группировки, экстремистские и террористические группировки и движения (ультралевые).

Анархизм как политическая идеология имел огромное влияние в конце XIX и начале XX вв. Первым теоретиком, назвавшим себя анархистом, был Прудон автор известной работы «Философия нищеты». Кроме Прудона идеологами этого движения в разные периоды и в различных странах выступали: Ж.Сорель, М.Штирнер, С.Нечаев, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин. Революционные движения, питаемые его доктринами, появились во многих
странах Запада. Его значение ослабло в наши дни, хотя многие и сейчас причисляют себя к анархистам. Анархизм вновь периодически возникает во время политических и общественных событий или споров. Анархисты не образуют однородную группу, и зачастую их общей чертой является признание единого для них врага государства. Точки зрения анархистов весьма различны: от защиты частной собственности и свободной конкуренции на рынке, до отстаивания общности всех благ, кооперативного труда и распределения в зависимости от потребности. Эти различия отражают разные позиции в отношении справедливости, свободы и возможностей человеческой природы. Тем не менее, все анархисты соглашаются с тем, что принудительные формы власти, из которых власть государства является наиболее завершенной формой,
должны быть ограничены или уничтожены. Вместе с тем они не отрицают некоторые другие формы власти. Большинство из них,
например, признает власть экспертов ученых и докторов, моральную власть, касающуюся всего человеческого существования. Анархисты выступают за свободное общество, где индивидуальная свобода была бы наиболее возможна, а материальные блага распределялись бы справедливо, общие задачи решались бы общим согласием. Традиционно выделяется четыре направления достижения этих целей: индивидуализм, мютюэлизм, коллективизм и коммунизм, соответствующие и направлениям анархизма.
Индивидуализм
принимает за точку отсчета верховенство
индивида. Каждая личность располагает неприкосновенной сферой действия, в которую никто не может вторгаться. Б.Такер подчеркивал, что каждый индивид должен пользоваться максимумом соответствующей свободы с равноценной свободой для других, иметь неограниченные права для приобретения благ на рынке и их свободного размещения. Индивидуалистский анархизм неоднократно возрождался. Сегодня это либеральное течение в идеологии. Его современные адепты чествуют капитализм и часто называют себя анархо-капиталистами.

Мютюэлизм находится в некотором роде на полпути между анархистским индивидуализмом и коллективистским анархизмом. По Прудону, каждый индивид может владеть своими средствами производства (орудия труда, земля) лично или коллективно. Но он должен вознаграждаться за свой труд на основе устранения прибыли и ренты и обеспечения равенства. Прудон указывал также на необходимость создания банка взаимного кредита, который должен предоставлять ссуду производителям по курсу минимального процента и служить для покрытия расходов на хозяйствование. Необходимость введения прямого обмена между производителями сама по себе устраняет государство.

Коллективизм представляет собой основную тенденцию анархистского движения под влиянием Бакунина. Коллективисты представляли будущее общество, в котором организованный труд будет экспортировать капитал, и каждая группа работников будет располагать своими собственными средствами производства. Они исходили из того, что распределение продуктов и прибыли станет объектом коллективного решения, распределения пропорционально по труду.

Сторонники коммунистического направления отвергали идею
о том, что коммунизм может быть навязан единственно авторитетным государством. Напротив, они считали, что природная человеческая солидарность может привести к уничтожению всяких различий, основанных на частной собственности. В анархическом обществе каждый будет использовать общие ресурсы в зависимости от своих потребностей. Выдвинутый Кропоткиным «биосоциологический закон взаимной помощи», определяет естественное стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом.

Анархистский коммунизм допускает, что люди будут работать без материальных стимулов и что в условиях отсутствия частной собственности проблема преступности снизится до такого уровня, когда можно будет избежать обращения к принудительному юридическому аппарату для решения проблем преступности. Защитники такого типа анархизма считают, что никакое человеческое общество не может уцелеть, если люди не сотрудничают и не испытывают хоть минимум альтруизма.

В течение 1880—1890 гг. большая часть анархистов рассматривала коммунизм как наиболее развитую общественную организацию, но она должна быть избрана добровольно, а не навязана силой. Они видели в коллективизме приемлемый переход для избавления полностью от различий, основанных на частной собственности.

Современный анархизм отдает предпочтение «самоуправлению», «самоорганизации общества», занимается детальным анализом таких явлений, как коллективизация, национализация, этатизация. Можно сказать, что современный анархизм полностью стоит на позиции эволюционного преобразования общества. Его отнесение к левому радикализму обусловлено, с одной стороны, его традиционными, классическими идеями, а с другой – существованием определенных ультралевых (радикал-бунтарских) групп прикрывающихся лозунгами классического анархизма и пытающихся использовать в политической практике насильственные террористические методы (наследие С.Нечаева и др.). Они стремятся превратить любую легальную форму протеста в нелегальную, увлечь все движение на путь провокаций.

Возникновение троцкизма связано с именем Л.Троцкого (Л.Д.Бронштейна) в российском рабочем движении. Основной политической идеей троцкизма является теория перманентной (непрерывной) революции, которая развивалась и уточнялась Троцким на протяжении всей его жизни. Он утверждал, что социалистическая революция может победить только во всемирном масштабе или в достаточно большой группе стран. Отсюда следовал вывод о необходимости искусственного подталкивания революции в других странах, даже при отсутствии в них необходимых для этого
внутренних условий. Классовая, политическая борьба после революции не ослабевает, а принимает лишь другие формы, отсюда выводилась необходимость военных принципов руководства.

Современный троцкизм в организационном отношении представляет собой целый ряд враждебно настроенных друг к другу
«секретариатов», слабо связанных с массами, но выступающих под громким названием IV Интернационала, существующего с 1938 г. Его сторонники рассматривают себя как некий интеллектуальный штаб, готовый в случае революции, где бы то ни было, примкнуть к любым массовым политическим течениям. В целом они остаются на позициях троцкизма. Пропагандируют «революционную ядерную войну», считая, что наиболее разрушительные войны ведут к более прогрессивным результатам. В 80-е годы для неотроцкизма были характерны стремление выйти из изоляции, отказ от сектантства и поиски сотрудничества. Отказываясь от наиболее экстремистских своих лозунгов, тем не менее, неотроцкисты сохраняют верность своему основополагающему принципу: «Рабочая революция – вот единственный путь сохранения мира».

Терроризм (левый экстремизм) выступает как крайне левое
течение радикализма и представляет собой такой способ властвования, который опирается на силу как основной инструмент политики. Терроризм как политическое течение имеет многоликое проявление, содержащий в своей основе экстремистскую государственную доктрину. Он может проявляться в деятельности различных организаций и групп (чаще всего нелегальных или полулегальных), хотя возможна и их легальная деятельность в рамках определенного государства, которое не контролирует (по каким-либо причинам) их деятельность. В данном случае можно говорить о терроризме как политической доктрине этих групп. Но возможен и другой вариант, когда по своим теоретическим основам группа или движение выражает интересы одной идейно-политической доктрины (анархизма, троцкизма и т.д.), а в практической деятельности использует методы террора.

Политический терроризм в отдельных случаях может стать и
идейно-политической основой внешней политики некоторых государств, как в целом, так и в частных эпизодах, событиях. Подобного рода государственный терроризм, опираясь на угрозу военной силы, выступает средством запугивания в международных отношениях. Примеров государственного терроризма в истории и в современном мире вполне достаточно. Прежде всего, следует обратить внимание на широко пропагандируемую концепцию США о борьбе с международным терроризмом. Она по своей сути обосновывает право США вмешиваться в дела других государств, прикрываясь лозунгом «борьбы с терроризмом».

Политический терроризм, проявляющийся в политике государств, деятельности отдельных групп и движений, представляет в современных условиях серьезную опасность для существования всей цивилизации, т.к. границы использования насилия и военной силы (в том числе и ядерного оружия) выходят из-под контроля мирового сообщества. И хотя для его оправдания используется различная политическая и идеологическая аргументация, в целом терроризм не может иметь морального оправдания, что в конечном итоге определяет его политико-идеологическую несостоятельность.

Многообразные проявления движения «новых левых» показывают его разобщенность, отсутствие разработанной теоретико-методологической базы, широкий разброс идейных позиций. Однако, несмотря на наличие указанных негативных моментов, идеология и политика «новых левых» имеет и положительное значение, привлекая внимание на игнорируемые реальной политикой социальные проблемы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...