В политическом сознании Запада
Одним из влиятельных идейно-политических течений современности, наряду с либерализмом, является консерватизм. Само название этого течения происходит от латинского "conservare" – сохраняю. Как идейно-политическое течение он представляет собой реакцию определенных социальных групп на идеи эпохи Просвещения и Великой французской революции. На французской почве оформляется и название этого направления. "Консерватор" – так назвал свой журнал в 1818 г. Р.Шатобриан. Подлинным родоначальником консерватизма является англичанин Э.Берк, который систематизировал принципы консерватизма. Видными его представителями в разное время являлись Ж. де Местр, Ф. де Ламенне, Б.Дизраэли, А.Токвиль, К.Поппер и др.
В целом консерватизм обозначает идейно-политическое течение общественной мысли, охватывающее широкий спектр сложных социально-философских, экономических и нравственных проблем и характеризующееся приверженностью его сторонников к сохранению традиций общественного устройства. Это тип мышления и поведения тех социальных слоев, положению которых в обществе угрожают объективные тенденции общественного прогресса.
В своем развитии консерватизм прошел длительный путь, но
основные его принципы остаются неизменными. К важнейшим из них относятся:
1. Нравственный абсолютизм. Консерваторы всегда выступали и выступают сторонниками объективности и неизменности нравственных ценностей, ценностный релятивизм равнозначен анафеме. По их мнению, ценности не только не зависят от воли человека, но общество само является актуализацией морального закона или, по крайней мере, содержит в себе этический компонент. Свобода, следовательно, никогда не может быть свободой от моральных предписаний. Деятельность общественных систем, правительства и частных лиц, согласно консерваторам, должна оцениваться в соответствии с неизменными нравственными стандартами. Легитимация политического руководства основывается на его этических достоинствах. Нравственный абсолютизм консерваторов наряду с другими прагматическими соображениями объясняет их недоверие к демократии, в особенности демократии популистского толка. В своем большинстве консерваторы отдают предпочтение элитарному правлению и выступают за формирование в обществе «демократических» элит. Отсюда политический процесс должен представлять собой смену демократических элит у власти.
Выступая за понижение уровня участия масс в политике, тем не
менее, консерваторы испытывают глубокое отвращение к авторитаризму и тирании.
2. Важным принципом консерватизма является отрицание неизбежности социального прогресса, что объясняет больной скептицизм консерваторов по отношению к переменам, происходящим в обществе. Выгоды стабильного существования, по мнению сторонников консерватизма, намного превосходят результаты, получаемые в итоге радикальных реформ. Даже тогда, когда консерваторы вынуждены признавать необходимость реформ, они настаивают па том, что часть общественного организма, которая подвергается переменам, должна быть значительно меньше той части, которая остается неизменной.
3. Характерен для консерватизма и политический реализм.
Консервативные политики, в общем и целом воздерживаются от
доктринерских подходов идеализации социального планирования,
социальных абстракций вообще.
4. Значительное место в теории консерватизма занимает проблема равенства, хотя различные консервативные течения расходятся между собой в его понимании. Но всех их объединяет решительное неприятие социального равенства, антиэгалитаризм. Принцип антиэгалитаризма базируется на следующих исходных посылках: общество представляет собой естественную иерархию его социальной стратификации; неразумно и несправедливо утверждать, что люди равны в своих способностях. И, наконец, существующее в обществе разделение труда требует сохранения различии в социальном положении людей, различающихся своими профессиями, квалификацией, качеством труда, уровнем самодисциплины.
Вершину пирамиды стратификации занимает «естественная аристократия» или меритократия, т.е. власть наиболее одаренных, выдвигающихся из всех слоев общества. Именно поэтому элитарное
правление является гарантией от социальных потрясений. Выступая против эгалитаризма, консерваторы считают, что социальное выравнивание всегда чревато утверждением господства посредственностей, моральной деградацией общества, резким понижением стимулов к творческому труду. Развитая система государственных социальных программ отвергается консервативными политиками, прежде всего за то, что она воздает одинаково лености и трудолюбию, безответственности и самодисциплине.
5. Еще одним важным консервативным принципом является
традиционализм, приверженность обычаям и традициям прошлого, считая, что прошлый опыт оказывает определяющее влияние на современность. Отсюда и конституции государств также должны представлять собой не результат спекулятивных предписаний, а вырастать из многовековых традиций.
6. Консерваторы активно выступают против политизации
человека, считая, что участие широких народных масс в политике
способствует дестабилизации общества. Поэтому они отстаивают
необходимость сильного правительства, создающего преграду возможным социальным беспорядкам. В то же время правительство должно быть ограничено в использовании власти посредством нравственного самоограничения и конституционных запретов.
7. Консерватизму свойственна приверженность локальным
ценностям. В существующей напряженности отношений между центром и периферией, симпатии консерваторов на стороне последней. По их мнению, амбиции относительно «переделки мира» зародились в центре. Провинция же, напротив, всегда демонстрировала приверженность традициям, многовековому народному опыту и здравому смыслу. Отсюда и активная разработка консерваторами идей местного самоуправления.
Принципы консерватизма активно воплощаются в политическую практику основными консервативными партиями.
В своем историческом развитии консерватизм проходит ряд
этапов, проявляясь в различных формах:
1) Исторически первой формой консервативной идеологии
является феодально-аристократический консерватизм, который
выступал против народного суверенитета, противопоставляя ему
идею абсолютного суверенитета, а также отстаивал принцип подчинения разума вере и идею сильного государства, вершиной которого является королевская власть.
2) Реформистский консерватизм начинает формироваться со
второй половины XIX в. и завершается превращением в буржуазную идеологию. Для него характерно сочетание преданности традициям и умеренного реформизма. Диапазон практических политических действий консерватизма весьма широк: от крайне правых репрессивных методов до серьезных уступок массам. Примером такой тактики является политика Бисмарка.
3) Развитие государственно-монополистического капитализма в XX в. привело к формированию рыночного консерватизма, который пытался сочетать элементы радикализма с идеями свободного от вмешательства государства предпринимательства. Особое распространение эта форма консерватизма получила в США.
4) После второй мировой войны консерватизм некоторое время
находился в обороне. В политической идеологии Запада доминировали либерализм и различные версии социал-реформизма. Новые импульсы развитию консерватизма были даны в 70-е годы в связи с развитием научно-технической революции. Кроме того, общество в этот период характеризовалось всемерным спадом производства, кризисом либеральной идеологии, возрастанием недовольства бюрократизацией общественной жизни, а также рядом внешнеполитических неудач западных стран. Все это дало реальные шансы консерватизму занять доминирующее идейно-политические позиции в западных странах. Укрепление позиций консерватизма в этот период происходит различными путями и в различных формах. Современными формами консерватизма являются: традиционализм, либертаризм и неоконсерватизм.
Традиционализм акцентирует внимание на необходимости
сохранения социальных устоев и соблюдения моральных традиций, присущих классическому рыночному капитализму, а в чем-то и феодализму с акцентом на признании закона и порядка «старых добрых времен». Можно сказать, что традиционализм это консерватизм, играющий на чувствах и массовых настроениях. В современных условиях в основном используется для обоснования
определенной практической политики.
Либертаризм выступает как крайняя приверженность идеям
неограниченной свободы индивида. Его вдохновители: Д.Хайек,
Дж.Роулс, Р.Позик. Основные положения либертаризма можно
свести к следующему: права индивида первенствуют над интересами коллектива; государственное вмешательство в экономику недопустимо, ибо оно разделяет основные ценности свободного общества; государство всеобщего благосостояния является лишь вариантом социализма. Либертаризм усилил свои позиции с конца 70-х годов с наступлением «рейганизма» и «тэтчеризма». Однако он не имеет достаточно значимой политической базы.
Слияние традиционного консерватизма с новой правой интеллектуальной волной в 70-е годы породило неоконсерватизм. В
научной литературе термин неоконсерватизма употребляется в двух
значениях. В широком смысле – для определения всех новых направлений консервативной идеологии и политики, и в узком – для обозначения суммы идей определенной группы теоретиков. Наиболее видными представителями неоконсерватизма являются Д.Белл, И.Кристел, М.Новак, С.Хантингтон, А.Гелен, Э.Юнгер, Г.Кальтенбруннер, А. де Бенуа, Р.Арон и др.
Каковы же отличительные особенности неоконсерватизма?
Он отстаивает традиционные для консерватизма идеи: 1) греховность и неизменность человеческой природы; 2) антиэгалитаризм;
3) противопоставление свободы равенству. Свобода трактуется,
прежде всего, как свобода распоряжаться частной собственностью, и отсюда признание только «равенства возможностей». Неоконсерватизм выступает за сильное государство, стоящее на страже законов, прав личности, и практически не вмешивается в предпринимательство.
Неоконсерваторы предлагают широко развернутую программу деятельности во всех сферах общественной жизни. В области
экономики, делая ставку на развитие свободного предпринимательства, они не отвергают государственного регулирования, хотя и сводят его к минимуму, отдают приоритет рынку. Развивая концепцию «экономики предложения», неоконсерваторы отстаивают необходимость создания благоприятных условий для накопления капитала и инвестиций путем снижения налогов, открытия новых рынков, предоставления различных льгот частному капиталу, за – работника и фирмы и т.д. Они отстаивают необходимость пересмотра сущности участия работников в управлении, изменяя цель этого участия и сводя ее к деятельности, обеспечивающей процветание фирмы.
В социальной сфере стратегия неоконсерватизма заключается в акцентировании внимания не на перераспределении национального дохода, а на его росте. Они поддерживают принцип так называемой субсидиарности, который означает помощь для содействия самопомощи и частной инициативе. Обеспечению этого принципа служат социальное законодательство, налоговая политика и политика распределения доходов, позволяющие трудящимся
делать сбережения, приобретать собственность независимо от государственного «социального попечительства».
Согласно концепции субсидиарности, размер социальной благотворительности должен быть ограничен действительными нуждами общества, а не создаваться искусственно политикой перераспределения. Поэтому по мере роста общественного богатства размер сферы социального обеспечения должен не расширяться, а наоборот, сокращаться. Социальная благотворительность – явление временное.
Претворение в жизнь неоконсервативной социальной политики дало противоречивые результаты. С одной стороны, улучшилось положение значительного большинства населения капиталистических стран, имеющего постоянный источник дохода. В то же время не удалось существенно сократить анклавы бедности. Более того, на первых порах экономические и социальные меры неоконсерваторов больно ударили именно по малоимущим слоям
населения. Социальная политика неоконсерваторов позволила
уменьшить нагрузку на государственный бюджет, снизить инфляцию, создала благоприятные условия для осуществления структурных изменений в экономике, но опять-таки за счет наименее обеспеченных слоев населения.
В политической области неоконсерватизм отстаивает связь,
существующую между рыночной экономикой и политической демократией, делает акцент на процедурно-правовой стороне ее функционирования. В то же время теоретики неоконсерватизма выступают против включения широких народных масс в политический процесс, отдавая предпочтение элитизму. Правление элит, считают они, неизбежно для любого индустриального общества и не противоречит демократии. Близкой к либерализму является
точка зрения неоконсерваторов на роль государства. Они считают, что государство перегружено управлением собственностью, социальной политикой. Поэтому оно должно сократить объем этой деятельности и заниматься своими прямыми обязанностями – вопросами законности, порядка, обеспечением оптимальных условий для развития бизнеса.
В области внешней политики неоконсервативная доктрина
претерпела существенные изменения за последние годы. Первоначально неоконсерватизм переносил свойственный ему антиэгалитарный подход на область внешней политики. Обосновывалась идея неравенства наций, права сильных демократических государств и, прежде всего, США диктовать свою волю развивающимся странам, выступать в качестве «защитника» демократии. Однако данная идеологическая установка вошла в явное противоречие с тенденциями развития современного мира. Открытая конфронтация, акцент на силовые методы решения внешнеполитических задач оказались крайне опасными формами ведения внешней политики в условиях обострения глобальных проблем. Коренные преобразования, произошедшие в Восточной Европе, привели к распаду СССР и утрате им политического могущества, что сделало невозможным обосновывать конфронтационный курс коммунистической угрозой. Все это заставило неоконсерваторов пересмотреть свои позиции. На смену доктрине глобального сдерживания коммунизма пришла концепция «умеренного сдерживания», а в последнее время появились признаки дальнейшего смягчения позиции неоконсерваторов. Существенно изменился и взгляд неоконсерваторов на проблему национальных отношений в мире. Они полагают, что в условиях всемирной хозяйственной системы небходимы свободное движение капиталов, товаров, рабочей силы,
конкуренция этносов, но не целых государственных единиц, а национальных фирм.
В целом, характеризуя неоконсерватизм, можно сказать, что
он, впитав в себя наиболее ценные принципы предыдущих собственных форм, дополнив их идеями классического либерализма и неолиберализма, обеспечил себе устойчивые идейно-политические позиции в современном обществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: