Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Либерализм — традиционная форма буржуазной политической идеологии




В политической традиции стран Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с эпохой буржуазных революций XVII—XIX вв.Однако корни его основополагающих идей восходят кклассической древнегреческой и древнеримской мысли.

Термин либерализм в переводе с латинского (liberalis) означает «свободный». Но специфику либерализма составляет не сам по себе «дух свободы», а разработка институционально-правовых условий его обеспечения. Идеологи классического либерализма А.Смит, Дж.Локк, Ш.Монтескье, Дж.Медисон, Г.Джефферсон и др. выражали интересы буржуазии, ведущей борьбу с феодальной реакцией, и разработали основные принципы либерализма как буржуазной идеологии.

Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы, в противовес абсолютной подавленности личности при феодальном абсолютизме. Основоположники либерализма выдвинули и обосновали доктрину естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность. Согласно ей, наилучшей формой самореализации отдельного индивида является предоставление ему как можно большей степени свободы для осуществления диктуемых его разумом действий. Свобода понималась представителями классического либерализма как состояние, характеризующееся отсутствием внешних ограничений на реализацию сознательных действий человека и его способностей.

Важнейшие черты классического либерализма можно выразить в следующих основных идеях:

В политической области идеалом либерализма является номократия (примат права) — законы должны носить характер запретов, а не предписаний, и власть должна следить за исполнением этих законов. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом (изономия), защищал демократию и парламентаризм. Для него был характерен надклассовый подход к демократии: предполагалось, что она служит в одинаковой степени всем классам. По мнению идеологов классического либерализма, из политической свободы, гарантированной законом, вытекает свобода экономической деятельности индивидов

В экономической области либерализм защищал идеалы свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, «частной» конкуренции, осуждал всякий протекционизм, корпоративизм, политическое вмешательство в экономическую жизнь. Либеральные теоретики активно поддерживали выдвинутый торгово-промышленными кругами того времени лозунг «свобода действий», требующий полного освобождения экономической деятельности из-под опеки государства.

В социальной области либерализм исходил из «естественного неравенства» людей, которые даже при одинаковых условиях
непременно покажут разные результаты. Социальное неравенство
не идеал, а естественный биологический, социальный и исторический факт. Либерализм ориентировался на людей, прочно стоящих на ногах, уверенных в своей способности адаптироваться к реальности.

Все эти основные идеи, положенные в основу классического
либерализма, были позднее сформулированы как его основополагающие принципы и провозглашали:

1) абсолютную ценность человеческой личности и изначальное (от природы) неравенство всех людей;

2) автономию индивидуальной воли;

3) сущностную рациональность и добродетель человека;

4) существование определенных неотчуждаемых прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

5) создание государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека;

6) договорный характер отношений между государством и
индивидом;

7) верховенство закона как инструмента социального контроля и «свобода в законе» как право и возможность жить в обществе
в соответствии с законом и быть свободным;

8) ограничение объема и сфер деятельности государства;

9) свободу человека (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни и его защищенность от вмешательства государства;

10) существование высших истин разума, доступных усилиям мысли индивида, которые должны играть роль ориентиров.

Одно из центральных мест в идеологии либерализма занимает концепция социального прогресса. Либералы рассматривали буржуазное общество как механизм, находящийся в процессе непрерывного совершенствования, обусловленного свойственной рыночной экономике способностью к саморегулированию. Свобода частнокапиталистических отношений, с точки зрения либералов должна была автоматически обеспечить социальную гармонию в обществе, его стабильность и бескризисное развитие.

Классический либерализм исходил из того, что существует
два типа общественной эволюции: а) естественная, характеризующая процессы, протекающие в гражданском обществе, и б) искусственная, насаждаемая государством сверху. Благополучно обстоят дела в тех обществах, где гражданское общество активно, а государство пассивно. Поэтому главной проблемой становится проблема деполитизации прогресса, которая является давней проблемой либерализма. В XIX в. он решил ее, утверждая принцип свободной рыночной саморегуляции. Однако со вступлением капитализма в монополистическую стадию развития, обострением его противоречий в начале XX века объективной потребностью стало регулирование рыночной экономики. Реформы стали постепенно рассматриваться как необходимое условие не только обновления и совершенствования буржуазного общества, но и решения
новых проблем, возникающих по мере развития капитализма.
Инструментом политики реформ, отражающим объективные потребности развития капитализма, и должно было стать государство.

Изменение сути капитализма, завершившееся затяжным кризисом в 20-30 годы XX в., потребовали и существенной перестройки либеральной идейно-политической теории. На смену классическому либерализму приходит социальный либерализм (или неолиберализм). Значительный вклад в разработку его теории внесли Дж.Милль, Дж.Кейнс, Л.Хобхауз и др. Неолиберализм впитал идеи У.Джеймса, Дж.Дьюи и других прагматиков. Его представители произвели переоценку роли государства и начали отстаивать постоянное вмешательство государства и повышение его регулирующей роли в социально-экономических отношениях, расширение государственного сектора в экономике, значительно расширили социальные программы и выступают за расширение системы социального обеспечения, за политику прогрессивного налогообложения. Они считают необходимым введение государственного, доступного всем категориям медицинского обслуживания, бесплатного образования, развитие эффективного механизма социального страхования, обеспечивающего различного рода социальные пособия. Представители неолиберализма отстаивают концепцию «плюралистической демократии», которая обеспечивает учет интересов всех социальных групп общества в области политической власти и включает принцип разделения властей, открытость принятия политических решений, свободу создания всевозможных партий, союзов, организаций и ассоциаций. В связи с этим главное значение имеет «политическая справедливость», как основа будущего общества. Провозглашая основные права человека, либералы между тем считают, что его положение в обществе полностью зависит от него самого, от его способностей.

Особенно много внимания неолибералы уделяют проблеме
местного самоуправления. Они считают, что усиление выборных
начал местной власти призвано сломить отчуждение населения от
власти и способствовать развитию различных гражданских инициатив.

В духовной сфере неолибералы отстаивают полную свободу
личности, провозглашают индивидуализм, свободу совести, слова,
печати, социального и национального самосознания.

Практическая реализация программы неолиберализма была
предпринята в ходе реализации экономической теории Дж.Кейнса
и концепции «государства всеобщего благосостояния».

Экономическая программа Дж.Кейнса, разработанная под
влиянием мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., включала: всемерное увеличение экономических расходов государства, в том числе милитаризацию экономики; расширение общественных работ; инфляционную и циклическую налоговую политику; циклическое балансирование бюджета; ограничение зарплаты и регулирование занятости.

Главной целью этой программы было достижение «эффективного спроса и полной занятости», что связывалось, прежде всего, с проведением государством прогрессивных социальных мероприятий.

Выдвинутая в 60-е годы «концепция государства благосостояния» носила в теоретическом плане неопределенный характер, т.к. идея «ответственности государства» за благосостояние всех граждан, лежавшая в ее основе, противоречила принципу рыночного регулирования распределительных отношений.

Практическая реализация концепции «государства благосостояния» привела к противоречивым результатам. С одной стороны, вырос жизненный уровень населения, несколько сократился разрыв между неимущими и «средним классом», расходы на социальные нужды стали самой большой статьей американского бюджета. С другой стороны, программы «государства благосостояния» породили новые проблемы. Прежде всего, это так называемая «революция растущих притязаний». Занятость, образование, медицинская помощь и т.п. стали рассматриваться рядовыми гражданами как права, которые государство обязано обеспечить. Любые сбои в социальной политике правительства усиливали политическую напряженность в обществе.

Идеи неолиберализма начали реализовываться в практике
«нового курса» Ф.Рузвельта. А его «звездный час» пробил в 60-е
годы ХХ в., в период правления администрации Кеннеди и Джонсона,
чьи программы осуществлялись под лозунгами «конца идеологии» и наступления «эры технократии». Это выразилось в высоких темпах экономического роста, которые в 2 раза превысили предыдущие показатели, в экспансии американского капитала, стимулировании потребления, обеспечении высокого уровня занятости, стабильности общественного развития.

Однако в 70-е годы начавшаяся технологическая перестройка привела к падению темпов роста экономики ряда капиталистических стран. Время несбалансированного бюджета, инфляция, ухудшение состояния окружающей среды и качества жизни в целом стали рассматриваться в общественном сознании как слишком дорогая цена за достижения «государства благосостояния», и во второй половине 70-х годов идеология либерализма вступила в полосу затяжного кризиса. Положение усугублялось тем, что потребности развития современного капитализма вошли в противоречие с либеральной стратегией.

В поисках выхода из кризиса либеральные теоретики предлагают различные рецепты. Левое крыло по-прежнему связывает
решение экономических и политических проблем с расширением
функций государства, считая, что гибкая государственная политика сможет способствовать успешному развитию. Эту точку зрения
разделяет известный американский экономист В.Леонтьев, который возглавляет Национальный комитет в поддержку планирования. Однако это направление постепенно утрачивает свое влияние. Значительное большинство теоретиков и политиков либерального толка является сторонниками возрождения идей классического либерализма, что отразилось в укреплении позиций традиционных либеральных партий в Великобритании, США, Германии и др. странах. Кроме того, основные положения классического либерализма пытается использовать и неоконсервативная идеология, а неоконсервативные правительства ряда стран стремятся воплотить их в практику.

В последнее десятилетие расширилась сфера распространения либеральных идей, в первую очередь за счет стран Восточной Европы. В настоящее время либеральное движение насчитывает около 110 партий, в которых состоят свыше 3 млн. человек. Из них 60 – объединены в Либеральный Интернационал, образованный в 1947 г. вЛондоне. Однако это расширение масштабов влияния либерализма ни в коем случае не означает повышения его идейно-политического значения. В целом влияние либеральной идеологии значительно снизилось, и постепенно либерализм уступает свои позиции неоконсерватизму и социал-демократии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...