Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика музыкального исполнительства




" Жизнь музыкального произведения в его исполнении, то есть в раскрытии его смысла через интонирование для слуша­телей...»2 — в этих словах академика Б. Асафьева ясно и точ-

1 Гуренко Е.Г. Указ. соч. — С. 109.

2 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1971. — С. 264.


16 Глава 1. Исполнительское искусство

но сформулировано значение исполнителя в музыкальном ис­кусстве. Действительно, только с момента исполнения, кото­рое должно быть органичным продолжением и завершением композиторского замысла, начинается подлинная жизнь му­зыкального сочинения. Отсюда понятна огромная роль испол­нителя в музыке, которого можно назвать соавтором произве­дения. Образы, созданные композитором, в исполнительском воплощении приобретают черты, определяющиеся мировоз­зрением исполнителя, его творческой манерой, темперамен­том, фантазией, вкусом, уровнем мастерства. В результате исполнительский художественный образ, с которым в значи­тельной степени связана оценка произведения слушателями, нередко обретает в нашем сознании самостоятельное значение, поскольку в нем могут выявляться такие ценности, которых не было в первичном образе. Тем не менее первоосновой любо­го музыкального исполнения является нотный текст произве­дения, без которого исполнительская деятельность невозмож­на. Зафиксированный в нотной записи, он требует не просто грамотного прочтения, а угадывания, расшифровки намере­ний автора, а также тех сторон его музыки, о которых он мог и не подозревать. Дело в том, что нотная запись — это всего лишь эскиз по сравнению с реальным звучанием музыки. Ха­рактерно в этом смысле высказывание известного американс­кого композитора А. Копленда: «Некоторые исполнители с религиозным благоговением взирают на печатную страницу: каждая люфтпауза, каждое слигованное staccato, каждое мет-рономическое обозначение воспринимается ими как святыня. Я всегда колеблюсь, по крайней мере внутренне, прежде чем подорвать их доверчивую иллюзию. Мне бы очень хотелось, чтобы наша нотная запись, наши принятые указания темпов и динамики были абсолютно точны, но справедливость требу­ет признать, что печатная страница — это всего лишь некое приближение к желаемому. Это лишь указание на то, насколь­ко близко в изложении на бумаге композитор подошел к сво­им сокровенным мыслям. И за пределами этого исполнитель предоставлен самому себе»1.

Однако несовершенство способов записи — не главный до­вод в пользу относительной самостоятельности исполнитель­ского творчества и исполнительской свободы. Гораздо важнее

1 Копленд А. Музыка и воображение // Сов. музыка. —1968. — № 4. — С. 120.


Специфика музыкального исполнительства



в этом смысле такая специфическая особенность музыкально­го образа, как многозначность.

Отдельные музыкальные средства — мелодические рисун­ки, ритмы, ладовые обороты, гармонии и т.д., являясь сред­ствами выражения (отражения композитором действительно­сти), а следовательно, средствами содержательными, не имеют раз и навсегда заданных, фиксированных выразительно-смыс­ловых значений: одно и то же средство может применяться в неодинаковых по характеру произведениях и содействовать различным, даже противоположным выразительным эффек­там. Каждое средство обладает своим кругом выразитель­ных возможностей, обусловленных как объективными свойствами и жизненными связями данного средства, так и сложившейся в ходе музыкально-исторического процес­са способностью этого средства вызывать определенные представления и ассоциации. Реализация же какой-либо из возможностей зависит всякий раз от контекста, в котором данное средство выступает. Так, в пределах даже одного го­лоса выразительный смысл, например, мелодического рисун­ка в огромной степени зависит от метроритма, темпа, ладо­вого значения тонов, регистра, тембра, динамики, способа извлечения звука, т. е. от всего комплекса, в который вклю­чено данное средство. Типичные интонационно-ритмические обороты, охватывая несколько элементов музыки, образуют некий простейший, как бы первичный, комплекс, существу­ющий в общественном музыкальном сознании в виде комп­лекса частичного, неполного, поскольку он охватывает не все элементы музыки, а лишь некоторые. Каждый такой комп­лекс в разных условиях может вызывать представление о раз­личном характере музыки. Например, чтобы движение по то­нам трезвучия, лежащее в основе многих классических тем, вызвало представление об активном, мужественном харак­тере, необходимо соблюдать метрическую акцентирован-ность, весомость звуков и связанную с этим соответствующую артикуляцию, известные темповые границы и достаточную громкость. В иных же условиях, например при спокойном темпе и ритме, умеренной динамике, такие ходы по тонам трезвучия могут вызвать представление об образе пастораль­ном, созерцательном.

Естественно, что в исполнительском мышлении содержа­тельно-выразительный смысл музыки связывается с истори-


18 Глава 1. Исполнительское искусство

чески сложившимися средствами или комплексом средств, причем исполнитель может трактовать эти средства по-свое­му, в соответствии со своим восприятием музыкального обра­за. Именно многозначность музыкального образа и вытекаю­щая из нее возможность различной расшифровки одной и той же нотной записи и придает работе музыканта-исполнителя творческий характер, ибо каждое исполнительское прочтение того, что заложено «между строк» нотной записи, требует от исполнителя не только знаний и умений, но прежде всего ху­дожественного дара, интуиции, таланта.

Музыкально-исполнительский процесс включает два компонента, лишь отчасти друг с другом связанных, — по­стижение сути произведения (восприятие) и его передачу (воспроизведение). Второй, несомненно, зависит от первого, но отнюдь не вытекает из него. Можно постичь сущность со­чинения, но не суметь выразить ее, поскольку для творчес­кого художественного воспроизведения требуются не только глубина и тонкость чувств, интуиция, аналитические дан­ные, но и специфические исполнительские способности — темперамент, вдохновение, артистизм, воля, техническое ма­стерство. Многих людей отличает глубокое понимание музы­ки при отсутствии необходимых исполнительских данных, и наоборот, бывают случаи технически совершенного, но неин­тересного, формального исполнения, свидетельствующего о не­достаточном понимании исполнителем содержания произве­дения. Сознавая это как объективную реальность, нужно тем не менее помнить, что только диалектическое единство глу­бокого восприятия и творческого воспроизведения, единство чувства и мысли, рационального и эмоционального предпо­лагают яркую, убедительную интерпретацию. Мысль, не со­гретая чувством, может привести музыканта-исполнителя к надуманному, абстрактному, сухому исполнению. Но и чув­ство, не регулируемое сознанием, часто приводит исполни­теля к ложной чувствительности и сентиментальности.

Строго говоря, постижение произведения и передача его сути — это не просто компоненты исполнительского процес­са, а его последовательные этапы. В свою очередь каждый из них включает относительно самостоятельные разделы. Пости­жение подразумевает изучение произведения во всех деталях и создание на этой основе исполнительского замысла, испол­нительской концепции; под передачей имеется в виду реали-


Специфика музыкального исполнительства 19

зация этого замысла в процессе репетиционной работы и в ходе публичного концертного выступления.

Такова общая структура музыкального исполнительства. Сутью же его является творческая художественная интерпре­тация музыкального произведения, проявляющаяся в озвучи­вании, произнесении, интонировании музыкального текста для слушателей с помощью специфических исполнительских музыкально-выразительных средств: тончайших интонацион­ных нюансов, агогических, динамических, тембровых и тем­повых отклонений, разнообразных способов звукоизвлечения и артикуляции.

Вопросы и задания

1. В чем заключается сущность искусства как формы эсте­тической художественной деятельности?

2. Расскажите о способах классификации искусств.

3. Назовите характерные особенности исполнительского искусства.

4. Раскройте смысл понятий «исполнение» и «интерпрета­ция».

5. Дайте формулировку термина «исполнительское искус­ство».

6. Расскажите о значении исполнителя в музыкальном ис­кусстве.

7. Что лежит в основе творческого характера деятельности музыканта-исполнителя?

8. Каковы составляющие исполнительского процесса в му­зыке?


Глава 2

СПЕЦИФИКА

ХОРОВОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Хоровое искусство является одной из разновидностей музы­кального искусства, а хоровое исполнительство — одной из разновидностей музыкального исполнительства. В его осно­ве лежат закономерности, присущие любому музыкально-исполнительскому искусству как творческому процессу воссоздания музыкального произведения исполнительскими средствами. Так же, как и другие виды музыкального испол­нительства, хоровое исполнительство представляет собой вто­ричную, относительно самостоятельную художественно-творческую деятельность, творческая сторона которой проявляется в форме художественной интерпретации и мате­риализации в живом звучании замысла композитора; так же как и в других видах и жанрах музыкального исполнительства в хоровом жанре исполнители воздействуют на слушателя при помощи звука, используя изменения его временных и простран­ственных качеств: темпоритмические, агогические, интонаци­онные, тембровые, динамические, артикуляционные от­клонения, разнообразные способы звукоизвлечения.

Однако хоровое исполнительство имеет свои специфические особенности. Назовем лишь некоторые из них, имеющие непос­редственное отношение к механизму интерпретации: а) челове­ческий фактор (хор — живой организм, состоящий из мыс­лящих и чувствующих людей); б) синтетический характер (связь со словом); в) специфика инструмента (человеческий го­лос); г) коллективный характер; д) наличие дирижера, яв­ляющегося творческим посредником между автором (авто­рами) и певцами, непосредственно воздействующими на слушателей.

Каждая из этих особенностей достойна специального рас­смотрения.


Человеческий фактор



Человеческий фактор

В большинстве хороведческой литературы специфика хора связывается в первую очередь с его вокальной природой и, со­ответственно, с качествами и навыками, необходимыми для вокальной деятельности. Остается без должного внимания тот факт, что хор составляют не голоса, а обладатели голосов — живые, мыслящие и чувствующие люди, вступающие в про­цессе творческой деятельности в определенные отношения как друг с другом, так и с дирижером.

Между тем это весьма важный момент, определяющий спе­цифику и хорового «инструмента», и хорового исполнитель­ства, ибо качество хора зависит не только от звучания хоро­вых голосов, но и от того, как относятся певцы друг к другу и к своему руководителю, насколько сходны их эстетические по­требности, интересы, мотивы, устремления; от того, какова творческая, нравственная, эстетическая атмосфера в коллек­тиве, насколько едино их понимание художественных требова­ний. Ведь известно, что если хор монолитен, если он движим единым желанием как можно лучше выполнить требования дирижера, он способен делать чудеса. Поэтому одной из глав­ных задач, стоящих перед руководителем хора, является согласование индивидуальных художественных устремле­ний участников хорового коллектива и направление их творческих усилий в единое русло иначе говоря, установ­ление с певцами творческого и делового контакта. Одним это удается практически сразу, для других эта составляющая ди­рижерской деятельности остается трудным искусством, при­обретаемым вместе с опытом. Многие дирижеры именно из-за отсутствия контакта с коллективом теряют веру в свои силы; ощущение «комплекса неполноценности» заставляет их рас­статься с дирижерской профессией.

Объектом воздействия дирижера является человек, его ум, душа и сердце, и это сближает дирижерскую деятельность с педагогической и воспитательной. Причем воспитательная сторона дирижерского, режиссерского, педагогического твор­чества имеет особенно много общего именно в эмоционально-коммуникативной сфере, связанной с непосредственным вза­имодействием педагога и учеников. Дирижер и режиссер, как И педагог-воспитатель, фактически разрабатывают драматур-


22 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

гию педагогического действия, определяют зоны его развития, создают видение того или иного сюжета, выступают как ак­тивные «трансляторы» воспитательных идей и установок. Эти столь различные творческие процессы роднит прежде всего стадия общения, взаимодействия, которая является важней­шей движущей силой их творчества, коммуникативного по своему содержанию.

Другой существенный признак общности дирижерского, режиссерского и педагогического процессов — известное сход­ство цели: воздействие человека на человека и вызов пережи­вания у партнеров. Третий показатель их однотипности — общ­ность инструмента воздействия, которым во всех этих случаях выступает психофизическая природа воздействующего субъекта (дирижера, режиссера, педагога).

Таким образом, мы наблюдаем общность дирижерской, ре­жиссерской и педагогической деятельности по цели (воздействие человека на человека и вызов переживания), по содержанию (ком­муникативные творческие процессы), по инструменту (психофи­зическая природа дирижера, режиссера, педагога).

Контакт, взаимосвязи, взаимоотношения с другими людь­ми в любой деятельности — явление очень сложное, тем более в деятельности дирижерской. Среди факторов, способствую­щих установлению контакта, можно назвать творческий об­лик руководителя и его музыкальный и человеческий автори­тет, природную одаренность и артистизм, практический опыт и, конечно, педагогические способности.

Современная педагогическая наука выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:

1) дидактические способности, дающие возможность раз­рабатывать и применять методы передачи учащимся знаний и навыков с учетом общих закономерностей обучения;

2) конструктивные способности, помогающие формировать личность учащегося, предвидеть результаты педагогической работы, предугадывать поведение учащегося в различных си­туациях;

3) перцептивные способности, то есть способности к воспри­ятию и пониманию психологии учащегося и его психологи­ческого состояния;

4) экспрессивные способности, то есть способности к внеш­нему выражению своих мыслей, знаний, убеждений и чувств посредством речи, мимики и пантомимики;


Человеческий фактор



5) коммуникативные способности, помогающие уста­
новлению правильных отношений с аудиторией (педагоги­
ческий такт, учет индивидуальных и возрастных особен­
ностей);

6) организаторские способности.

Если рассматривать перечисленные способности под уг­лом зрения музыкально-исполнительской деятельности, то можно отметить, что первые две относятся скорее к ее анали­тическому аспекту, тогда как четыре последних — к живой практике. Так, перцептивные способности подразумевают прежде всего наблюдательность, умение «читать по лицам», определять психическое состояние партнера по внешним при­знакам и соответственно реагировать на него, корректируя свое поведение и способы воздействия. Экспрессивные — настойчивость в достижении цели, умение эмоционально воз­действовать на слушателя, обращаясь не только к его разуму, но и к чувству; умение пробудить ассоциации, активизиро­вать работу воображения и фантазии. Коммуникативные — умение создать атмосферу общения, способствующую взаи­мопониманию с помощью использования речевых и невер­бальных знаковых средств (жеста, мимики, интонации). Орга­низаторские — умение организовать учебно-воспитательную работу, создать благоприятные психолого-педагогические ус­ловия для совершенствования исполнительского мастерства хора в целом и каждого его участника в отдельности, разви­тия творческого потенциала певцов и их личностных ценност­ных качеств.

Следует отметить, что качества личности, характеризующие ту или иную способность, могут быть составляющими и других способностей. Например, воля, настойчивость в достижении цели являются частью и организаторских, и коммуникативных, и экспрессивных способностей. Понимание психологического со­стояния адресата общения — непременное условие и перцептив­ных, и коммуникативных способностей. Умение выражать свои чувства и самоконтроль относятся как к коммуникативным спо­собностям, так и к экспрессивным. Кроме того, все перечислен­ные способности подразумевают наличие суггестивных (от лат. suggestio — внушение) и адаптивных (от лат. adaptatio — при­способление) качеств личности, которые в процессе коммуни­кации во многом предопределяют степень проявления других ка­честв, корректируя их ситуационно.


24 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

Остановимся подробнее на проблеме коммуникации, без которой невозможен процесс управления коллективом в ши­роком и полном значении этого слова1.

Коммуникация (от лат. communicare — совещаться с кем-либо) — категория, обозначающая общение. Чаще всего этот термин и употребляется в широком смысле как связь, обще­ние. В определении же понятия общение как необходимого условия коллективной деятельности человека словарные ста­тьи выделяют в качестве смыслообразующих значения: взаи­мосвязь, взаимодействие, взаимоотношения. Например, в «Философском словаре» читаем:

«Общение — способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми»2. В процессе об­щения осуществляется обмен информацией, возникают соци­ально-психологические контакты и конфликты, реализуется познавательная активность, совершенствуется способность оценки состояния адресата и прогнозирования его поведения в тех или иных обстоятельствах.

Способы общения могут быть весьма разнообразны, по­скольку они возникают и корректируются в зависимости от со­держания, условий, задач, установок и мотивов деятельности и коммуникативной деятельности в частности. Так, в дирижерс­кой профессии — профессии управленческой, подразумевающей целенаправленное воздействие на других людей, на первый план выступает педагогическое общение. Среди определений этого Тер­кина, впервые введенного А. А. Леонтьевым немногим более двад­цати лет назад3, наиболее удачное, на наш взгляд, принадлежит З.С. Смелковой: «Педагогическое общениеэто взаимодей­ствие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, ре­зультативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности»4.

Данная формулировка без каких-либо корректив может быть применима и к дирижерско-хормейстерской работе, ко­торая немыслима без постоянного педагогического общения руководителя со всем хором и с каждым певцом в отдельнос-

1В большинстве учебников по хороведению хороуправление понимает­ся как синоним дирижирования, что, конечно, неверно.

2 Философский словарь. — М., 1980. — С. 255.

3 Леонтьев А. Педагогическое общение. — 2-е изд. — М., 1966. — С. 20.

4 Смелкова 3. Педагогическое общение. Теория и практика учебного ди­
алога на уроках словесности. — М., 1999. — С. 6.


Человеческий фактор 25

ти. От уровня такого общения в большой мере зависят творчес­кая атмосфера репетиции, подразумевающая взаимопонимание, доброжелательность, интерес, увлеченность, удовлетворение.

Средствами педагогического общения дирижера с хором являются исполнительский показ (голосом или на инструмен­те), речь, а также неречевые средства общения — облик, жес­ты, мимика, интонация.

О роли и значении яркого исполнительского показа дири­жером своей интерпретации сочинения сказано достаточно много, о речи же и других средствах общения — явно недоста­точно. Между тем речь является важнейшим средством полу­чения и передачи информации, средством коммуникации. С ее помощью руководитель разъясняет коллективу свои художе­ственно-эстетические критерии, эмоционально заражает хор своим «видением» произведения, поощряет и критикует, орга­низует процесс репетиции, поддерживает дисциплину, регу­лирует рабочую атмосферу. Такое многообразие функций сви­детельствует о том, что в своей работе дирижер использует все три коммуникативные стороны речи: информационную, выразительную и волеизъявителъную.

Информативная сторона проявляется в передаче знаний и предполагает умение найти слова, точно воплощающие мысль. Выразительная сторона помогает передать чувства и отноше­ние говорящего к предмету сообщения. Наконец, волеизъяв­ление направлено на то, чтобы подчинить действия слушате­ля замыслу говорящего.

В ходе работы между дирижером и певцами складывается стиль речевого общения, который определяет действенность коммуникации. В зависимости от возраста участников, их музыкальной грамотности, культурного уровня этот стиль, естественно, несколько видоизменяется. Тем не менее суще­ствуют определенные правила речевого общения, знание ко­торых облегчит начинающим руководителям путь к достиже­нию контакта с хором.

Прежде всего нужно помнить о том, что психологической природе восприятия соответствует речь ясная, достаточно краткая, образная, эмоциональная, но не обязательно стериль­но правильная. Дирижер должен излагать мысли сжато, почти афористично, пользуясь немногими, но точными словами. Мно­гословие дирижера, как правило, вызывает негативную реак­цию хора, особенно если его высказывания не подкрепляются


26 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

ясными и убедительными вокальными и дирижерскими по­казами, с помощью которых можно быстрее и эффективней достичь желаемого результата. Языку дирижера противопо­казаны нарочитая «красивость», «кокетничание» словом, ибо высокие слова, употребляемые слишком часто, теряют свое истинное значение. По той же причине дирижеру не следует долго говорить в повышенном или раздраженном тоне. Вооб­ще же следует помнить, что верно найденный тон общения — половина успеха в достижении контакта с аудиторией.

Огромное значение для активизации интереса и развития коммуникативных связей имеет образность речи. Обращение к разнообразным аналогиям, параллелям и ассоциациям, ис­пользование сравнений, метафор воздействует на воображение исполнителей, делая их восприятие более острым. Шутка, юмор — тоже вид образной речи. Умение руководителя быть остроумным и в меру веселым имеет важное значение для ус­тановления доброжелательной атмосферы, снятия напряжен­ности. Артистка Республиканской русской хоровой капеллы И. Корнилова вспоминает о такой особенности репетиционной работы А.А. Юрлова: «В самый разгар репетиции, когда ощу­щалась некоторая усталость коллектива, Александр Алексан­дрович умел очень живо, я бы сказала, артистично и неожи­данно весело снять напряжение. Например, он мог очень образно определить нашу манеру или интонацию в исполне­нии такими словами: «Вы знаете, когда я вас слушаю, у меня возникает такой образ: стоит огромная будка, из нее вылезает огромная морда и вдруг оттуда раздается: гав!!!, потом опять — гав!!!" Надо было видеть, с какой выразительной мимикой он это делал. Веселая шутка запоминалась момен­тально — в другой раз уж так не запоешь. Вообще сочетание напряженных занятий в капелле с "веселыми паузами" (но в меру) снимали чувство усталости, и творческая продуктив­ность была огромна»1.

Очень важный момент речевой выразительности — нахож­дение нужной интонации. Интонация (от лат. intonatre — громко произносить) означает тон речи, ее ритмико-мелоди-ческую характеристику, чередование повышений и пониже­ний голоса. Она всегда признавалась важнейшей приметой устной речи, средством уточнения коммуникативного смыс-

1 Юрлов А. Статьи и воспоминания. Материалы. — М., 1983. — С. 134.


Человеческий фактор



ла и эмоционально-экспрессивных оттенков любого слова или высказывания. А поскольку восприятие интонации обычно опережает восприятие смысла, неправильное интонирование может привести к нарушению коммуникации. В зависимости от интонации одно и то же замечание может стать обидным и ласковым, подбадривающим и уничтожающим. По речевой интонации можно определить не только что дирижер хочет, но и заинтересован он или безразличен, доволен или огорчен, искренен или фальшив. Интонация, с какой произносится фраза, может быть добродушной или злобной, грубой или мяг­кой, растерянной или уверенной, вялой или энергичной. Она конкретизирует истинный смысл любого высказывания, вы­являя целеустановку говорящего, его отношение к предмету речи и к собеседнику. Иначе говоря, кроме коммуникатив­ной (установление и поддержание контакта между говорящи­ми), интонация выполняет и смыслоразличительную функ­цию. Со смыслоразличительной связана кульминативная, или вершинообразующая, функция интонации, суть кото-рой — в выделении в потоке речи наиболее важных слов и сло­восочетаний. Способы такого акустического выделения в уст­ной речи многообразны: изменение интенсивности (силы) ударного гласного в выделяемом слове или главного слова в фразе, замедление темпа, повышение тона, увеличение гром­кости. Наконец, интонация выполняет синтезирующую (фор­мообразующую) функцию: с ее помощью слова объединяются во фразы и предложения. Каждому предложению соответствует единый тональный контур, единая мелодическая кривая.

Наряду с интонацией выразительности и доходчивости речи способствуют ее темп, ясность артикуляции, продуман­ное использование логических и психологических пауз.

В установлении контакта с хором большую роль играют и неречевые средства общения, характеризующие облик и по­ведение дирижера, — жест, мимика, манера держаться и т.п. По ним часто можно определить истинное его состояние. Так, порывистые движения, живые глаза выражают радость; опу­щенные плечи, «пасмурное» лицо, тусклый взгляд — грусть; резкие, «бурные», решительные жесты, горящие глаза, иска­женное лицо — гнев; скупые движения, неподвижный взгляд, сжатые губы — упрямство. А поскольку для дирижера поза, жест, движение, мимика являются не только знаками выяв­ления его творческих намерений, но и средствами воздействия


28 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

на исполнительский коллектив, они должны быть объектом внимательного изучения.

Подобно актерской профессии мимика в профессиональной деятельности учителя, хормейстера, дирижера выполняет осо­бую функцию — служит индикатором эмоциональных прояв­лений, тонким регулятивным «инструментом» общения. Для музыканта-педагога владение этим «инструментом» особенно важно, поскольку многие художественно-коммуникативные задачи предполагают невербальные способы решения. Неред­ко на уроке музыки, на хоровой репетиции взгляд учителя, хормейстера действует гораздо сильнее, чем продолжительная беседа. Поэтому дирижеру как и актеру, оратору, подвижность лица и выразительность жеста нужно воспитывать.

К.С. Станиславский рекомендовал начинающим актерам упражнения, в которых взгляд, мимика, жест не дополняют, а заменяют словесный текст. Особое значение он придавал уме­нию выражать чувства с помощью взгляда, утверждая, что часто только глаза способны передать то, что не сказано сло­вами. Этот вид общения он называл «лучеиспусканием». Рас­шифровывая этот термин, режиссер писал: «Вот это невидимое общение через влучение и излучение, которое, наподобие под­водного течения, непрерывно движется под словами и в молча­нии, образует ту невидимую связь между объектами, которая создает внутреннюю сцепку»1. Станиславский подчеркивал также необходимость для актера по выражению глаз партне­ра определять его состояние, чтобы с верной «ноты» начинать общение с ним на сцене.

Думается, для педагога, дирижера, хормейстера этот на­вык не менее важен.

Внешние признаки, в которых проявляется внутреннее со­стояние человека, давно зафиксированы и описаны. Назовем некоторые из них.

Знаки сосредоточенности: взгляд фиксирован, мышцы лица напряжены, брови несколько сдвинуты к переносице. Знаки заинтересованности: выразительный внимательный взгляд, блеск глаз, поиск зрительного контакта с партнером по общению. Знаки удивления, сомнения: поднятые брови, вопросительный взгляд. Знаки несогласия: напряженность мимики и позы, плохо сдерживаемые жесты неодобрения (от-

1 Станиславский К.С. Собр. соч. — М., 1954. — Т. 2. — С. 269,


Человеческий фактор



рицательное покачивание головой, разочарование, недоброже­лательность в глазах, иногда демонстративно-ироническая улыбка). Знаки усталости: расслабленность позы, неподвиж­ность лица, опущенные глаза. Знаки радости: улыбка, смех, открытый взгляд, раскованное живое лицо, сокращение ниж­ней круговой части глаза, которую иногда называют «мыш­цей приветливости»...

В большинстве случаев руководитель, хорошо знающий каждого из участников хора, видит и «прочитывает» невер­бальные знаки, выражающие их эмоциональное состояние, уровень заинтересованности и сосредоточенности, отношение к разучиваемому произведению и к работе дирижера. Однако довольно часто молодые хормейстеры не обращают должного внимания на реакцию коллектива, что ведет к размежеванию с ним и как неизбежное следствие — к потере авторитета. Что­бы избежать этого, можно порекомендовать всем, претендую­щим на контакт с аудиторией, более внимательно и уважитель­но к ней относиться, оценивая и уровень восприятия ею излагаемого материала, и общую атмосферу репетиции. «Де­кодирование» мимических знаков, которыми обозначаются проявления душевных движений участников хора, поможет руководителю скорректировать процесс и приемы общения с коллективом и выбрать оптимальный вариант воздействия на него.

Рассматривая «эмоциональную речь» дирижера с точки зрения педагогического общения с исполнителями и уста­новления с ними рабочего контакта, следует отметить, что для певцов наиболее значимыми являются те признаки его обли­ка и поведения, которые говорят о профессиональном мастер­стве, заинтересованности, увлеченности, вдохновении, воле, обаянии, такте, искренности, объективности и справедливос­ти, доброжелательности, убежденности в исполнительском замысле и приемах его реализации, педагогических и органи­заторских навыках, способности отстаивать интересы коллек­тива и отдельных его членов. К сожалению, даже при нали­чии всех этих качеств участники хора далеко не всегда могут разглядеть и оценить их по достоинству, из-за чего может воз­никнуть скептическое, даже резко отрицательное отношение к дирижеру, порой переходящее в агрессивность. Это проис­ходит потому, что, обладая коммуникативными способностя­ми, руководитель зачастую не владеет коммуникативными


30 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

умениями, которые обеспечивают эффективность общения на всех уровнях.

Характеризуя это понятие, социальная психология выде­ляет и разграничивает два аспекта таких умений: 1) умение использовать личностные способности для достижения ком­муникативной цели (то, что иногда называют самоподачей; 2) владение технологией общения и контакта — как вербаль­ной, так и невербальной1. В то же время нужно признать, что существуют врожденные качества, которые трудно, а может быть, и невозможно обрести. Это относится, например, к дару, который Б. Вальтер определил как «воспитательный ин­стинкт»2, или к такому таинственному свойству человека, как обаяние.

Когда мы говорим об обаянии, о его секрете, то невольно размышляем о тех, кто удачливей в контактах, кто легче при­влекает к себе симпатии окружающих. Обаяние — понятие неоднозначное. Существует обаяние молодости, обаяние эф­фектной внешности, обаяние юмора и обаяние серьезности, обаяние женственности и мужское обаяние, обаяние мудрос­ти и обаяние простодушия. Существует даже термин «факци-нация», переводимый как «завораживание». Среди способов факцинации выделяют прежде всего особый голос (богатый по тембру, гибкий по модуляциям); особый ритм речи (подобный изменчивому музыкальному ритму — то возбуждающий, то успокаивающий); богатство речевых интонаций — то повыша­ющихся, то понижающихся; разнообразие громкости речи — от звуков большой силы до шепота; особый взгляд (он должен быть прямым, лучистым, если и твердым, то теплым), особую улыбку, выразительную мимику... Может быть, этим в какой-то мере объясняется действительно «магическое» воздействие выдающихся дирижеров на управляемый ими коллектив? Об этом таинственном, но тем не менее объективно существую­щем явлении французский дирижер Ш. Мюнш писал: «Сила воздействия дирижера будет ограничена, если он не сможет полагаться на магическое влияние своей личности. Некоторым достаточно лишь появиться на эстраде. Даже если они не ус­пели поднять руку, чтобы призвать оркестр к вниманию,

1 Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — 2-е изд. — М., 1966. — С. 56.

2 Вальтер Б. Тема с вариациями//Исполнительское искусство зарубеж­
ных стран. — М., 1969. — Вып. 4. — С. 95.


Человеческий фактор



атмосфера в зале уже меняется. Аудиторию волнует уже само присутствие дирижера, оно наэлектризовывает воздух»1. В этом высказывании содержится очень важная предпосылка успеха управленческой и, в частности, дирижерской деятель­ности — вера в себя. А для этого педагог, руководитель, дири­жер должен не только «знать себе цену», но и знать общие за­кономерности и правила человеческой коммуникации и владеть техникой педагогического воздействия, технологией общения. Характерно в этом смысле признание А.С. Макарен­ко: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда на­учился говорить "иди сюда" с 15—20 оттенками, когда научил­ся давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то не подойдет или не прочувству­ет того, что нужно»2.

Упомянутые коммуникативные приемы не являются уни­версальными и обязательно эффективными. Некоторые из них отвечают общечеловеческой природе участников хора, дру­гие — возрастным особенностям, третьи — их индивидуаль­ному складу, психике, культурному уровню, склонностям, взглядам, вкусам. В зависимости от этого одни из них могут быть востребованы и действенны, а другие — нет. Тем не ме­нее стремиться к самосовершенствованию и развитию качеств, необходимых для педагогического общения, воздействия на людей дирижеру необходимо. «Я убежден, что в будущем в пе­дагогических вузах обязательно будет преподаваться и поста­новка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владе­ние своим лицом, и без такой работы я не представляю себе работу воспитателя, — писал Макаренко. — Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что зна­ет, что у вас на душе происходит, а потому, что видит вас, слу­шает вас»3.

Следует отметить, что эффективность воздействия лю­бых педагогических и коммуникативных приемов зависит от авторитета руководителя. Если руководитель автори­тетен, пользуется уважением, доверием, а еще лучше — лю­бовью участников хора, он вызывает у них естественную по­требность к подражанию (особенно в области его музыкальной

1 Мюнш Ш. Я — дирижер. — М., 1965. — С. 6—7.

2 Макаренко А.С. Избр. педагогические сочинения. — 1946. —С. 206.

3 Там же. —С. 120.


32 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

и вокально-хоровой компетентности), к стремлению в творче­стве и жизни поступать так, как он, что способствует активиза­ции интереса к работе и созданию благоприятной творческой ат­мосферы. Однако в дирижерской деятельности завоевание авторитета — дело довольно трудное. Как и в любой музыкаль­ной специальности, это требует преданности искусству, уст­ремленности к цели, высокого профессионализма. Кроме того, дирижер ежедневно, ежечасно должен подтверждать свое право руководить людьми, свое безусловное лидерство и, глав­ное, свою способность влиять на певцов с целью их нравствен­но-эстетического и профессионального совершенствования. Эту комплексную и, как ни странно, немузыкальную способность, взаимодействующую, конечно, с высшими музыкальными способностями, психолог В.Г. Ражников назвал «продуктив­ным воздействием». Раскрывая глубинные корни такого воз­действия, К.П. Кондрашин в качестве ведущих в комплексе дирижерской одаренности называл помимо повышенных му­зыкальных данных волю, пластические способности, админи­стративный талант, добавляя, что здесь административные функции тесно связаны с педагогическими, а также «вежли­вость в обращении, круг интересов, помимо музыки, жертвен­ность по отношении к искусству, аккуратность в поведении (опоздать на репетицию — позор для руководителя!) и даже элегантность в одежде. Обо всем этом дирижер должен постоян­но помнить. Иначе он не сможет влиять на свой коллектив. Не­даром говорят, что есть "воспитанные оркестры", так сказать аристократические, где каждый музыкант гордо несет честь при­надлежности к своему коллективу, и такие, где считается добле­стью противопоставить себя дирижеру, возразить на любое его замечание и продемонстрировать свою незаинтересованность в тщательной работе»1. Вышесказанное без каких-либо поправок можно отнести к хоровому дирижеру, добавив лишь, что важ­нейшим условием создания авторитета любого руководителя является единство слова и дела. Ничто не наносит такого ущерба репутации хормейстера, как разрыв между декларируемыми им сентенциями и реальной практикой, отсутствие внутренней чес­тности. О каком авторитете может идти речь, если дирижер не вызывает доверия?

1 Кондрашин К.П., Мир дирижера: (Технология вдохновения). — Л., 1976.— С. 12.


Связь со словом



Конечно, руководитель хорового коллектива — это всегда конкретный человек со своими положительными и отрицатель­ными качествами, со своим характером, темпераментом, скла­дом ума, культурным развитием, интеллигентностью, уровнем музыкальной и специально-хормейстерской подготовки, образ­ного и ассоциативного мышления, артистизма. Кто-то больше располагает к себе как музыкант, кто-то — как педагог, кто-то — как личность. Абсолютно равномерная «дозировка» ка­честв, необходимых для дирижерской деятельности, в каждом отдельном случае едва ли возможна. Тем не менее стремиться к постоянному их развитию и совершенствованию каждый руко­водитель обязан, ибо ему вверяют свой талант, свои голоса, свое время живые люди, а это огромная ответственность.

Связь со словом

В отличие от таких искусств, как литература, живопись или скульптура, описывающих и изображающих конкрет­ную предметную сторону явлений или событий, музыка спо­собна раскрыть лишь общий их характер, выражающий то или иное эмоциональное состояние. Когда же она вступает во взаимодействие с каким-либо немузыкальным средством — словом, картиной, конкретным зрительным образом, ее выра­зительные возможности значительно расширяются и усили­ваются.

Особенно четко просматривается такая связь, если музыка написана на поэтический текст. В этом случае у музыканта-ис­полнителя и у слушателя появляется возможность постигать содержание произведения не только интонационным путем, но и через смысловое значение текста. К тому же соединение му­зыки и речи усиливает ее воздействие на слушателей: текст де­лает более конкретными и определенными мысли, выраженные в музыке; она же, в свою очередь, образной и эмоциональной стороной усиливает воздействие слов.

. Возможности прочтения и толкования литературного тек­ста в музыке чрезвычайно широки. Очень часто он рождается вместе с музыкой, иногда же музыка возникает раньше, тогда поэту или композитору приходится подтекстовывать мелодию. Но в большинстве случаев музыка хорового произведения

 


34 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

пишется на готовый текст. При выборе текста композитора интересуют прежде всего идея, образ, настроение, заключен­ные в нем, содержание, которое было бы ему близко, нашло бы отклик в его душе. И приступая к сочинению музыки, ком­позитор стремится по-своему выразить основную мысль и со­держание текста. Тем не менее и в этом случае музыкальный образ не всегда адекватен образу поэтическому; они действу­ют в синтезе, дополняя друг друга.

Высокохудожественное поэтическое произведение, как правило, обладает образной и смысловой многогранностью текста, и каждый композитор вправе прочесть его по-своему, расставив свои смысловые акценты, выделив те или иные сто­роны художественного образа. Отсюда возможность разных музыкальных трактовок одного и того же стихотворного тек­ста. Композитор может подчеркивать и углублять доминиру­ющее настроение поэтического произведения или заострять контраст, порой едва намеченный в нем, так как возможности музыки в выявлении эмоционально-психологического «под­текста» огромны. Следуя за подтекстом, музыкальный образ может порой даже противоречить внешнему значению слов. В таком случае композитор музыкальными средствами дори­совывает то, о чем не говорится прямо, создает звуковые кар­тины, дополняющие поэтический образ.

Хоровому дирижеру нужно учитывать то обстоятельство, что качество музыки и качество поэтического первоисточни­ка могут быть далеко не равноценны. Известно немало случа­ев, когда даже на плохой текст писалась прекрасная музыка и, напротив, когда великолепные стихи не могли получить в музыке адекватного воплощения. Поэтому осмысление цен­ности текста и степени взаимопроникновения музыки и слова имеет исключительно важное значение для максимальной ре­ализации выразительных, эмоциональных, драматургичес­ких возможностей, в них заложенных.

Если в инструментальном музыкальном исполнительстве путь создания и воплощения художественного образа обычно представляют как цепочку: композитор — исполнитель — слу­шатель, то в вокально-хоровом исполнительстве этот путь пра­вильней обозначить так: поэт — композитор — исполнитель — слушатель, ибо исполнитель здесь служит посредником не только между композитором и слушателем, но и между поэтом и слушателем. В связи с этим может возникнуть вопрос: кому


Связь со словом



должен отдавать предпочтение исполнитель: композитору или поэту? Безусловно, композитору, поскольку вокально-хоровое исполнительство-— это жанр музыкального искусства. И ин­терпретатор музыки должен рассматривать литературный текст под углом зрения композитора. Проанализировав, ка­кие образы, мысли, идеи поэта нашли в музыке наиболее яр­кое воплощение, исполнитель может сделать вывод о том, что привлекает композитора в данном стихотворении, что он счи­тает главным, в чем видит суть его содержания. Результатом такого сопоставительного анализа будет установление сход­ства или расхождения замыслов поэта и композитора и нахож­дение путей ликвидации такого расхождения.

Значение поэтического текста для объективной интерпре­тации хорового сочинения становится еще более понятным, если вспомнить о том, что главной, определяющей чертой пер­вичного музыкального образа является его многозначность, позволяющая найти множество вариантов исполнительского воплощения. Благодаря же взаимодействию со словом грани­цы вариантной множественности содержания значительно су­жаются, а само содержание предстает более определенным.

Синтетический характер хоровой музыки оказывает влия­ние не только на содержание, форму, строение сочинений, но и на их исполнительское интонирование. Законы музыкаль­ной формы в хоровом жанре вступают во взаимодействие с за­кономерностями поэтической речи, что вызывает специфичес­кие особенности формообразования. Более обобщенный или более детализированный подход к поэтическому тексту в зна­чительной степени определяют характер вокальной мелодии, выбор композитором той или иной структуры, того или иного метра и ритма. Поэтому анализ дирижером поэтического текста должен быть двусторонним, требующим подхода как со стороны образно-смысловой, так и конструктивной, поскольку и та и другая в сильнейшей степени влияют на ха­рактер музыкальной выразительности и форму (в широком и тесном смысле) хорового произведения. Такой подход, есте­ственно, требует от дирижера определенных знаний в области поэтических жанров, форм и временной организации поэти­ческого текста.

Прежде всего нужно знать, что ритмическая организация текста в большинстве случаев опирается на тенденцию сохра­нения в стихах одинакового количества главных ударений,


36 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

которые подчиняют себе другие ударения, а также безударные слоги и слова, создавая своеобразные ритмико-смысловые группы. Ритмическая организация речевого акцентного сти­ха обусловливается чередованием ударных и безударных сло­гов, в зависимости от расположения которых различают три его типа: силлабический, тонический и силлабо-тонический.

Силлабической системой стихосложения пользовались рус­ские поэты-виршевики XVIII в. Ими было разработано более десятка размеров, которые по количеству слогов в строке на­зывались пятнадцатисложным, четырнадцатисложным, тринадцатисложным и т.д. Главная особенность силлабичес­кого стихосложения — сохранение одинакового количества слогов в стихах, которые в большинстве случаев объединены парной рифмой и более или менее сходным расположением ударений внутри строк.

В тоническом стихосложении отсутствует присущая сил­лабическому стихосложению равное ложность. Ударения внут­ри строк могут варьироваться за счет различного количества безударных слогов. Этот тип стиха встречается в былинах, при­читаниях и некоторых других фольклорных жанрах, а также в творчестве Маяковского, Блока, Асеева и других поэтов.

Наибольшее же распространение в русской поэзии XIX— XX вв. получило силлабо-тоническое стихосложение, в кото­ром учитывается как число слогов, так и количество ударе­ний и место их расположения. Поскольку ударения здесь повторяются регулярно, то повторяемое сочетание ударяемо­го и одного или нескольких безударных слогов образует наи­меньшую единицу членения — стопу, характерную для того или иного размера.

Основных размеров пять. По числу слогов, составляющих стопу, они называется двухсложными и трехсложными. Ямб — двухсложный размер: ﮟ –1, хорей — двухсложный размер: – ﮟ, дактиль — трехсложный размер: –ﮟﮟ, амфибрахий — трехслож­ный размер: ﮟ – ﮟ, анапест — трехсложный размер: ﮟ ﮟ –.

В зависимости от количества стоп, входящих в стих, его именуют двухстопным, трехстопным, четырехстопным, пяти­стопным и т.д. (четырехстопный ямб, шестистопный хорей).

Чтобы определить размер стихотворения, нужно просле­дить порядок чередования ударных и безударных слогов на

1 Знаком (ﮟ) обозначается безударный слог, знаком (–) ударный.


Связь со словом



протяжении нескольких строк. Только в этом случае харак­терные признаки размера проявляются вполне отчетливо.

Следующая после стопы единица членения — строка (стих) разделяет стихотворную речь на отрезки, обладающие, вне за­висимости от синтаксиса, определенным интонационным единством. Поэтому в конце стиха обязательно возникает ин­тонационная каденция, а каждый стих отделяется от другого цезурой.

Сочетание двух или нескольких поэтических строк, объе­диненных системой рифм, образует наиболее крупную едини­цу членения стихотворной речи — строфу.

Таким образом, возникают три постоянно увеличивающи­еся в масштабах структурно-временные единицы стихотворе­ния: стопа, стих (строка), строфа.

Как следует из сказанного, поэтическая речь имеет, подоб­но музыке, определенную метроритмическую организацию, расчленяясь на сопоставимые между собой отрезки. К тому же силлабо-тоническая система с ее равномерным периодическим чередованием однородных стоп в чем-то аналогична регуляр­ному метру в музыке. Наконец, такие единицы членения му­зыки, как «фраза», «предложение», явно заимствованы из строения речи. Все это говорит о наличии существенных пред­посылок взаимодействия музыкального метра и синтаксиса со строением текста, о связях временной организации поэтичес­кой речи и музыки.

Естественно, что пристальное внимание дирижера к раз­меру стиха, к количеству ударных и безударных слогов и месту их расположения может оказать ему существенную помощь в метроритмической организации музыкального текста и фразировке. Вместе с тем дирижеру нельзя не учи­тывать, что реальные словесные ударения, возникающие при живом исполнительском прочтении стихотворения, далеко не всегда соответствуют всякому метрически (т.е. условно) удар­ному слогу стопы. Накладываясь на метрическую схему, как на канву, но не совпадая с ней целиком, они часто образуют свой ритмический узор. Такие ритмические перебои, не раз­рушая общей стопной системы стиха, на нарушая размерен­ности скандирования, придают стиху живость и гибкость, осо­бенно важные при декламации и восприятии его на слух. Этот момент для исполнителей весьма существен, поскольку вока­лизация стихотворения, его музыкальное прочтение компо-


38 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

зитором (а тем более исполнителем) в чем-то подобны искус­ству декламации. Превращая стихотворение в музыкальную речь, композитор определенным образом интонирует его, учи­тывая и темп его «произнесения», и смысловые акценты, и цезуры, и общую метрическую схему стиха, и особенно ее внут­реннее ритмическое наполнение.

Простейшие правила вокализации стихотворной речи пре­дусматривают совпадение ударных слогов с сильными доля­ми такта, безударных — со слабыми. Элементарный прием во­кализации классического стиха предполагает точное соответствие музыкального метра поэтическому: выбор двух­дольных размеров для ямба и хорея, трехдольных — для дак­тиля, амфибрахия и анапеста. Длительность слога приравни­вается к определенной музыкальной длительности — четверти или восьмой, при подтекстовке соблюдается совпадение акцен­тируемых слогов с метрическими музыкальными акцентами. Однако такое решение сводится лишь к простейшему сканди­рованию стиха и при долгом повторении производит впечат­ление однообразия и монотонности (естественно, что такой прием имеет право на существование, если он продиктован определенной художественной задачей). Обычно, даже в слу­чае совпадения музыкального и поэтического метра, компози­торы стараются избегать единообразия ритмического рисунка. Чаще всего разнообразие вносится средствами музыкального ритма: увеличением длительности отдельных слогов по срав­нению с избранной в качестве нормы единицей длительности, распеванием слогов и т.д. В случае, если за основу развития му­зыки берется характерная ритмическая формула (ритмичес­кое зерно), возникает явление, обычно называемое «встречным музыкальным ритмом» (термин Е.А. Ручьевской), — один из важнейших факторов музыкального общения. Все эти сред­ства, подчиненные определенным музыкально-выразитель­ным задачам, предохраняют от «скандирования» метрической схемы стиха.

В поэтической и прозаической речи помимо словесных воз­никают еще фразовые ударения, выделяющие наиболее важ­ное по смыслу слово семантико-синтаксической группы. Каж­дое достаточно обширное речевое высказывание (предложение) распадается на несколько взаимоподчиненных фразовых групп, объединенных ударениями, различными по своей силе. Ставя слово в метрически ударное положение, композитор


Связь со словом



средствами музыкального метра (а также ритма и звуковысот-ности) может акцентировать его значение. Кроме того, подчер­кивание смысловых акцентов с помощью фразовых (логичес­ких) ударений способно сгладить и сделать незаметными «неправильности» декламации — несовпадение ударных сло­гов с сильными, безударных — со слабыми долями такта.

В зависимости от своей содержательной и художественно-выразительной функции знаки препинания отображаются композитором в музыке с помощью цезур (ритмических оста­новок, пауз, люфтпауз). Характер цезур в вокальной речи, совпадение или несовпадение их с тем или иным видом цезур в стихе имеет большое выразительное значение.

По отношению к строению стиха музыкальные цезуры под­разделяется на три вида:

1)рифмические, или стиховые, — то есть соответствующие рифме и окончанию каждой строки;

2) синтаксические — соответствующие синтаксическим отрезкам, отделяемым знаками препинания;

3) асинтаксические — не связанные ни с окончанием сти­ха, ни с синтаксическими отрезками и определяемые главным образом музыкально-выразительными задачами.

Все это дирижер должен учитывать, ибо осознание им ло­гико-грамматических, формообразующих и художественно-выразительных функций пунктуации благотворно скажется на формировании объективной трактовки сочинения.

Конечно, желательно, чтобы дирижер учитывал и другие средства поэтической выразительности: разнообразные виды аллитерации (повторы однородных гласных), звукоподража­ния, преобладание тех или иных звуков и звукосочетаний — все то, что придает стихотворению определенную тембровую окраску, как бы инструментовку. Результатом такой инстру­ментовки становятся различные звукоизобразительные харак­теристики (шелест, свист, рокот), влияющие на образно-эмо­циональный строй сочинения. Естественно, что учет и отражение этих характеристик в музыкальном исполнении су­щественно влияет на тембр и характер звучания хора.

Итак, синтетический характер хорового исполнительства обусловливает необходимость рассмотрения дирижером по­этического текста и музыки в их единстве. При этом взаи­модействие музыки и текста должно оцениваться с точки зрения соответствия формы и структуры стихотворения


40 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

и музыки (композиционный уровень), взаимодействия музы­кальных и поэтических средств выразительности (художе­ственно-выразительный уровень), общего соответствия поэти­ческих тем и образов музыкальным.

Специфика инструмента

В отличие от музыканта-инструменталиста инструментом хорового исполнителя является певческий голос. Понятно по­этому, что хоровое исполнение зависит как от качества пев­ческих голосов, составляющих хор, так и от умения каждого участника хора владеть своим голосом.

Если скрипки или флейты, тромбоны или контрабасы даже при разнице в качестве каждого инструмента имеют все же много общего в характере звучания и тембре, то певческие го­лоса даже одной группы (например, сопрано), как правило, су­щественно отличаются друг от друга и тембром, и силой, и диапазоном. И когда они соединяются вместе, хормейстеру нужно приложить массу усилий, чтобы из многих индивиду­альностей, подчас никак не «стыкующихся» друг с другом ни по силе, ни по тембру, ни по певческой манере, сделать ров­ную, слитную, единую по звучанию хоровую партию.

Певческий голос — чрезвычайно сложное, многогранное, таинственное и противоречивое понятие. С одной стороны, это самый совершенный и гибкий исполнительский инструмент, поскольку он непосредственно связан с исполнителем, с его мыслями, чувствами и эмоциями, являясь одновременно и средством и орудием общения, коммуникации, воздействия. К тому же это единственный инструмент, способный суще­ственно изменять качество звука и тембровые характеристи­ки в зависимости от жанра, стиля, образно-эмоциональной сферы музыкального произведения.

С другой стороны, как и всякий музыкальный инструмент, певческий голос обладает рядом свойств, степень выраженно­сти и развитости которых говорит нам о вокальном мастерстве певца. Так, различают певческие голоса поставленные (про­фессиональное пение) и непоставленные, бытовые; «откры-тые» и «прикрытые», подвижные и «тяжелые». Кроме того, каждый певческий голос характеризуется высотой, диапазо-


Специфика инструмента,



ном, силой, тембром, степенью выраженности вибрато и не­которыми другими особенностями, которые формируются и совершенствуются только при условии долгой, сложной и обя­зательно грамотной педагогической работы. Следует особо от­метить последний момент, поскольку главная трудность ра­боты с голосом состоит в том, что управление процессом пения и контроль за ним осуществляются исключительно с помощью качественной оценки звучания. Певец не может взять свой ин­струмент в руки, рассмотреть его устройство, следить глаза­ми за его работой. Придать гортани нужное, наиболее удобное и выгодное положение он может только интуитивно. Способ извлечения звука — дыхание — также не поддающийся на­блюдению сложный процесс. Недоступны наблюдению и спо­собы повышения и понижения звука, поскольку выполняют­ся скрытыми в гортани голосовыми связками, функции которых чисто рефлекторны. Наконец, певцу приходится со­провождать свое исполнение произношением слов, что для него является обязательным и трудноодолеваемым процессом.

Все эти особенности объясняют, почему главным методом вокальной педагогики всегда был и остается метод самонаб­людения, качественной оценки звучания и передачи ученику собственных (субъективных) педагогических ощущений, ос­нованных чаще всего на интуиции. Поэтому одним из глав­ных факторов в верной организации процесса пения становит­ся развитие вокального зонного слуха, тонко реагирующего на отклонения от нужного тона и улавливающего богатую гам­му красок человеческого голоса. Не случайно именно в вокаль­ной работе многие педагогические приемы строятся на чисто физиологических ощущениях певцов и на их слуховых пред­ставлениях, для чего используются всевозможные образные сравнения, пространственные ассоциации и т.д.

Нужно признать, что различие индивидуальностей певцов, разнообразие вокально-педагогических приемов, частое несо­ответствие наших собственных ощущений ощущениям друго­го лица оказываются порой существенным препятствием в обу­чении вокальному искусству.

Тем не менее вокальная практика и многовековая история музыкального исполнительства выработали определенные критерии владения голосом. Очень полно и практически ис­черпывающе эти критерии сформулировал известный русский вокальный педагог И.П. Прянишников: владеть голосом —


42 Глава 2. Специфика хорового исполнительства

«значит уметь распоряжаться дыханием, давать звук мягко и чисто, без всяких посторонних немузыкальных примесей, вре­дящих его качеству, владеть всеми ступенями силы и тембра, разными способами связывания звуков, в возможно большей степени владеть вокализацией и, наконец, обладать хорошей дикцией, то есть правильным и отчетливым произношением текста.

Все это, соединенное с впечатлительной натурой, с музы­кальным чувством, способным понимать и чувствовать всякий род музыки, а также с разносторонним общим и музыкальным развитием, образует первоклассного артиста»1.

Приведенные критерии, сформулированные главным обра­зом по отношению к индивидуальному вокальному обучению» сохраняют свою значимость для обучения хорового певца — ведь в основе хорового пения также лежит вокально-техничес­кая культура исполнения. Разница лишь в том, что хоровой дирижер имеет дело не только с отдельным певцом, но и с кол­лективной звучностью хоровых партий и всего хора в целом. Именно работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются остальные элементы учеб­но-хоровой работы. Поэтому хормейстер должен очень хоро­шо знать и чувствовать певческий процесс, сам владеть голосом, быть в певческой форме, постоянно совершенство­вать свое вокальное мастерство, чтобы в любой момент быть готовым показать тот или иной прием, штрих, нюанс. Если хочешь обучать пению других — сам должен быть хорошим певцом и специалистом в области вокала. Только тогда ты бу­дешь иметь авторитет как хормейстер — эту истину нужно хорошо осознать многим хоровым дирижерам.

В то же время было бы неверно рассматривать коллектив­ную звучность только как простую сумму многих слагаемых, а хоровой вокал — как вокальное обучение многих певцов сра­зу. Конечно, коллективная звучность отнюдь не является ре­зультатом простого суммирования ряда индивидуальных звуч-ностей. Это абсолютно новое качество, характеризующееся новым тембром, иной плотностью и насыщенностью, иным объемом, иными динамическими и красочными возможнос­тями. Естественно, что и критерии коллективной звучности

1 Прянишников И.П. Советы обучающимся пению. —М., 1958. —С. 10.


Коллективный характер



существенно отличаются от идеального представления о зву­чании отдельного голоса. Многое из того, что хорошо в сольном пении, совершенно неприемлемо в коллективном ансамблевом исполнительстве. Поэтому и педагогические задачи руководи­теля хора, несмотря на сходство по многим позициям с зада­чами вокального педагога, имеют свои особенности, опреде­ляемые в первую очередь коллективным характером хорового исполнительства.

Коллективный характер

Коллективная основа, коллективный принцип хорового пения пронизывает все стороны учебно-педагогического про­цесса работы с хором и концертного хорового исполнительства. Здесь успех зависит от каждого в отдельности и от коллектива в целом. Именно во взаимоотношении певца и коллектива, как элемента целого, заключается суть ансамблевого исполнитель­ства. Научить петь каждого индивидуально и одновременно научить его петь в ансамбле — такова двуединая задача вокаль­но-хорового обучения. Чем выше вокально-техническая осна­щенность, общая и музыкальная культура, художественный вкус каждого участника хора, тем больше возможностей для достижения высоких художественных результатов открыва­ется у хорового коллектива в целом. Только развитый в во­кальном и музыкальном отношении член коллектива будет податлив, гибок, эмоционально отзывчив на художественно-исполнительские требования дирижера.

Хоровой коллектив — понятие сложное, ибо состоит он из разных людей, индивидуально неповторимых, разного воспи­тания, разной культуры, разного характера и темперамента, подчас разного возраста, не говоря уже о различных вокаль­ных данных и музыкальных способностях. Общие определе­ния «здоровый коллектив», «сильный коллектив», «способ­ный коллектив» еще не означают, что каждый его участник нравственно здоров, силен и способен. Коллектив — понятие не административное, организационное. Он не создается при­казом — он складывается постепенно, иногда годами. Коллек­тив не может возникнуть, если состав его беспрестанно меня­ется. Но и годами не обновляющийся состав приводит к тому,



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...