Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика хоровых партий и составляющих их голосов




Каждый хор в зависимости от качественного и количествен­ного состава разделяется на хоровые партии — группы пев­цов, имеющих голоса приблизительно одинакового диапазо­на и родственного тембра.

Основных хоровых партий четыре. Это сопрано (дисканты), альты, тенора и басы.

Детские хоры обычно разделяются на партии дискантов (высокий детский голос) и альтов (низкий); женские — на партии сопрано (высокие голоса) и альтов (низкие); мужс­кие — на партии теноров (высокие) и басов (низкие); смешанные — на партии сопрано, альтов, теноров и басов.

Эти типовые обозначения лишь приблизительно обознача­ют характер составляющих партии голосов, поскольку в дей­ствительности каждый голос индивидуален и отличается от другого и окраской, и весомостью, и плотностью, и диапазоном. Так, партия сопрано может состоять из сопрано лирических, лирико-колоратурных, лирико-драматических и драматических; партия альтов — из меццо-сопрано, альтов и контраль­то; партия теноров — из теноров лирических, лирико-драма­тических и драматических; партия басов — из баритонов, басов и октавистов. Но и эта классификация лишь частично отражает все разнообразие голосов, встречающихся в хоре. Довольно часто хормейстеру приходится иметь дело с голоса­ми неясно выраженного характера. Например, голос может по окраске и диапазону в одинаковой степени соответствовать и драматическому тенору и лирическому баритону, драматичес­кому сопрано и меццо-сопрано. Поставить верный «диагноз», правильно определить тип голоса певца — очень ответствен­ный момент в работе руководителя хора, от которого зависит не только звучание хоровой партии и хора в целом, но, глав­ное, дальнейшее вокальное развитие, «вокальная судьба» че­ловека, посвятившего себя пению. К сожалению, на сегодняш­ний день наука не располагает каким-либо единым методом, который бы позволил безошибочно определять тип голоса. Прослушивая певца, хормейстер, как правило, опирается ис­ключительно на свой вокально-слуховой опыт, свои слуховые представления, интуицию, хотя, конечно, учитывает наибо-


Краткая характеристика типов голосов



лее характерные признаки, присущие данному голосу. К их числу относятся такие качества, как тембр (окраска), диапа­зон, место расположения переходных нот и примарных тонов, способность «выдерживания» тесситуры, а также анатомо-, физиологические особенности голосового аппарата.

По высоте голоса разделяются на высокие (сопрано, тенор), средние (меццо-сопрано, баритон) и низкие (контральто, бас). По тембру — на лирические и драматические. Драматичес­кие — более «тяжелые», «широкие» и сильные; лирические — более мягкие и легкие. Бывает, что тембр говорит за один тип голоса, а диапазон ему не соответствует. Встречаются голоса с очень широким диапазоном, захватывающим звуки, йехарак-терные для данного типа голоса. Не менее часты случаи, когда голоса имеют короткий диапазон, не достигающий нужных для пения в данном характере голоса тонов (обычно он бывает укоро­чен с одного края — либо в верхнем участке, либо в нижнем).

В определении типа голоса в таких ситуациях хормейстеру могут помочь так называемые примерные звуки, наиболее есте­ственно, легко и красиво звучащие у данного певца (чаще всего они находятся в средней части его диапазона), а также анализ переходных звуков, являющихся пограничными, переломными при переходе от одного голосового регистра к другому.

Различные типы голосов имеют переходные звуки на раз­ной высоте:

сопрано — ми, фа, фа-диез первой октавы;

меццо-сопрано — до, ре, ре-диез первой октавы;

тенор — ми, фа, фа-диез, соль первой октавы;

баритон— ре, ми-бемоль, ми первой октавы;

бас — си-бемоль, си малой, до, до-диез первой октавы.

У женщин этот регистровый переход находится в нижнем участке диапазона, у мужчин — в верхнем.

Краткая характеристика типов голосов

Женские голоса

Лирическое сопрано — легкий, светлый, серебристый, до­статочно подвижный высокий голос, обычно не отличающий­ся большой силой звука.


56 Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент»

Лирико-колоратурное сопрано — - голос, по окраске и диа­пазону похожий на лирическое сопрано, но более легкий и под­вижный. Наиболее тембрист и ярок в верхнем регистре, напо­миная колоратурное сопрано; в нижнем же сливается по тембру и колориту с лирическим сопрано.

Лирико-драматическое сопрано — «широкий» лирический голос насыщенного грудного тембра.

Драматическое сопрано — сильный, плотный, компакт­ный, богатый по тембру голос большого диапазона, напоми­нающий на нижних нотах меццо-сопрановое звучание. Вмес­те с тем по подвижности этот голос не уступает лирическому и лирико-колоратурному сопрано.

Меццо-сопрано — голос, занимающий промежуточное по­ложение между сопрано и контральто. Его характеризует пол­нота и сочность звучания в среднем регистре и мягкие, глубо­кие низкие звуки.

Контральто — самый низкий и редко встречающийся жен­ский голос. Для него типичны насыщенный грудной тембр на всем диапазоне, мощное звучание в нижнем регистре, устой­чивость и ровность — в среднем и напряженность на верхних тонах.

Мужские голоса

Лирический тенор — высокий мужской голос теплого, неж­ного, серебристого тембра, обладающий большой Певучестью и подвижностью.

Драматический тенор — сильный, яркий, насыщенный голос с несколько «металлическим» призвуком.

Лирико-драматический тенор — голос, соединяющий в себе черты лирического и драматического тенора. По своей характеристике он аналогичен лирико-драматическому сопра­но. Он также имеет развитый и сильный верхний регистр, крепкую середину и довольно сильный нижний регистр, од­нако уступает по силе и насыщенности чисто драматическому голосу.

Несколько особняком в группе теноров стоят характерный тенор и тенор-алътино; Первый обладает своеобразным тем­бром, не имеющим ни красоты и теплоты лирического голоса, ни насыщенности и силы драматического. Второй отличается


Краткая характеристика типов голосов 57

особенно высокими звуками, легкостью, подвижностью и звон­костью в верхнем регистре. В то же время нижний регистр у него довольно слабый и бледный в тембровом отношении. При громком пении звучит резко и плохо ансамблирует.

Группа басов по характеру и, в меньшей степени, по диапа­зону разделяется на лирических, лирико-драматических и драматических баритонов, высоких, центральных и низких басов и октавистов.

Лирический баритон по тембру близок тенору, но всегда имеет типичный баритональный оттенок.

Лирико-драматический баритон, обладающий светлой окраской, яркостью и силой, по характеру звучания еще боль­ше тяготеет к баритону.

Драматический баритон — голос более темной окраски, отличается силой и яркостью в центральном и верхнем участ­ках диапазона. Высокий бас, имеющий диапазон от фа большой октавы до фа первой октавы наверху, по тембру напоминает баритона. Иногда такие голоса называют баритональными басами.

Центральный бас, одинаково яркий во всех регистрах, по тембру носит ярко выраженный басовый характер. Ему дос­тупны не только партии с высокой тесситурой, но и низкие ноты, вплоть до фа большой октавы.

Низкий бас отличается глубокими и мощными низкими звуками. Его называют также «бас-профундо». Объем языков верхнего регистра незначителен.

Бас-октавист — украшение любого хора — исключитель­но редкий голос, ценный своими очень низкими нотами, до­ходящими до ля контроктавы. Основное назначение октавис­тов — исполнение басового голоса на октаву ниже и усиление басов в нижнем регистре. Верхним участком своего диапазо­на октависты чаще всего не пользуются, поскольку их голоса массивны, малоподвижны и не очень интересны по тембру.

Детские голоса

Вследствие малых размеров голосового аппарата детские голоса существенно отличаются от голосов взрослых. Типич­ные свойства детского голоса (независимо от возраста детей) — мягкое, «серебристое» звучание, фальцетное (головное)


58 Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент»

звукообразование и ограниченная сила звука. Но поскольку в отличие от взрослого человека детский организм развивается и формируется, что сказывается и на формировании голоса, ха­рактеристики детских голосов с возрастом существенно изме­няются.

С некоторой условностью процесс формирования и развития детского голоса можно разделить на пять этапов, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа:

от двух до семи лет;

от семи до десяти лет;

от одиннадцати до тринадцати лет;

от тринадцати до пятнадцати;

от шестнадцати до восемнадцати лет.

На первом этапе голоса мальчиков и девочек однородны, имеют чисто фальцетный характер и очень узкий (в пределах квинты) диапазон. С семи лет в голосовых складках ребенка начинается формирование специальных вокальных мышц, которое полностью заканчивается к двенадцати годам. Голо­са мальчиков и девочек в этом возрасте практически однород­ны — в основном это дисканты. Звучанию свойственно голов­ное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок. Тембр неровен, гласные зву­чат пестро. Диапазон в пределах октавы: от ре первой до ре второй.

Возраст от одиннадцати до тринадцати лет с точки зрения физиологии голоса определяют обычно как предмутационный период. В связи с развитием грудной клетки, легких и более глубокого дыхания в голосах детей к одиннадцати годам по­являются оттенки грудного звучания с большей полнотой и насыщенностью. В их певческом диапазоне появляются три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У де­вочек преобладает звучание головного регистра, у мальчиков — грудного. Основную же часть диапазона составляет централь­ный регистр, для которого характерен смешанный тип звуко­образования. Голоса девочек, не различаясь существенно по окраске, делятся по диапазону: сопрано чаще всего имеют диа­пазон от до первой до фасоль второй октавы, альты — от ля-соль малой октавы до реми второй. Тембровое различие го­лосов мальчиков более ощутимо. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон от ре первой до фа второй октавы; более плот­ные альты — диапазон си малой — до второй октавы.


Качества хоровой звучности



От двенадцати до пятнадцати лет в связи с половым созре­ванием детские голоса претерпевают переходный (мутацион­ный) период, продолжительность которого может быть различ­на — от нескольких месяцев до нескольких лет. В период мутации пение следует по возможности ограничить.

К шестнадцати годам мутация заканчивается. В этом воз­расте, который обычно определяют как юношеский, организм окончательно формируется. Голоса девочек обретают полно­ценное звучание женского голоса: они становятся более силь­ными, богатыми по тембру, широкими по диапазону. Голоса мальчиков, снизившись за время мутации примерно на окта­ву, приобретают полутораоктавныи диапазон натурального грудного звучания, сохраняя одновременно фальцетные воз­можности для верхнего участка диапазона (выше переходных нот). Диапазоны голосов в этой возрастной категории: сопра­но — до первой — сольлябемоль второй октавы; альты — ля малой — ре второй октавы; юноши — си большой — доми первой октавы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...