Характеристика хоровых партий и составляющих их голосов
Каждый хор в зависимости от качественного и количественного состава разделяется на хоровые партии — группы певцов, имеющих голоса приблизительно одинакового диапазона и родственного тембра. Основных хоровых партий четыре. Это сопрано (дисканты), альты, тенора и басы. Детские хоры обычно разделяются на партии дискантов (высокий детский голос) и альтов (низкий); женские — на партии сопрано (высокие голоса) и альтов (низкие); мужские — на партии теноров (высокие) и басов (низкие); смешанные — на партии сопрано, альтов, теноров и басов. Эти типовые обозначения лишь приблизительно обозначают характер составляющих партии голосов, поскольку в действительности каждый голос индивидуален и отличается от другого и окраской, и весомостью, и плотностью, и диапазоном. Так, партия сопрано может состоять из сопрано лирических, лирико-колоратурных, лирико-драматических и драматических; партия альтов — из меццо-сопрано, альтов и контральто; партия теноров — из теноров лирических, лирико-драматических и драматических; партия басов — из баритонов, басов и октавистов. Но и эта классификация лишь частично отражает все разнообразие голосов, встречающихся в хоре. Довольно часто хормейстеру приходится иметь дело с голосами неясно выраженного характера. Например, голос может по окраске и диапазону в одинаковой степени соответствовать и драматическому тенору и лирическому баритону, драматическому сопрано и меццо-сопрано. Поставить верный «диагноз», правильно определить тип голоса певца — очень ответственный момент в работе руководителя хора, от которого зависит не только звучание хоровой партии и хора в целом, но, главное, дальнейшее вокальное развитие, «вокальная судьба» человека, посвятившего себя пению. К сожалению, на сегодняшний день наука не располагает каким-либо единым методом, который бы позволил безошибочно определять тип голоса. Прослушивая певца, хормейстер, как правило, опирается исключительно на свой вокально-слуховой опыт, свои слуховые представления, интуицию, хотя, конечно, учитывает наибо-
Краткая характеристика типов голосов лее характерные признаки, присущие данному голосу. К их числу относятся такие качества, как тембр (окраска), диапазон, место расположения переходных нот и примарных тонов, способность «выдерживания» тесситуры, а также анатомо-, физиологические особенности голосового аппарата. По высоте голоса разделяются на высокие (сопрано, тенор), средние (меццо-сопрано, баритон) и низкие (контральто, бас). По тембру — на лирические и драматические. Драматические — более «тяжелые», «широкие» и сильные; лирические — более мягкие и легкие. Бывает, что тембр говорит за один тип голоса, а диапазон ему не соответствует. Встречаются голоса с очень широким диапазоном, захватывающим звуки, йехарак-терные для данного типа голоса. Не менее часты случаи, когда голоса имеют короткий диапазон, не достигающий нужных для пения в данном характере голоса тонов (обычно он бывает укорочен с одного края — либо в верхнем участке, либо в нижнем). В определении типа голоса в таких ситуациях хормейстеру могут помочь так называемые примерные звуки, наиболее естественно, легко и красиво звучащие у данного певца (чаще всего они находятся в средней части его диапазона), а также анализ переходных звуков, являющихся пограничными, переломными при переходе от одного голосового регистра к другому. Различные типы голосов имеют переходные звуки на разной высоте: сопрано — ми, фа, фа-диез первой октавы; меццо-сопрано — до, ре, ре-диез первой октавы;
тенор — ми, фа, фа-диез, соль первой октавы; баритон— ре, ми-бемоль, ми первой октавы; бас — си-бемоль, си малой, до, до-диез первой октавы. У женщин этот регистровый переход находится в нижнем участке диапазона, у мужчин — в верхнем. Краткая характеристика типов голосов Женские голоса Лирическое сопрано — легкий, светлый, серебристый, достаточно подвижный высокий голос, обычно не отличающийся большой силой звука. 56 Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент» Лирико-колоратурное сопрано — - голос, по окраске и диапазону похожий на лирическое сопрано, но более легкий и подвижный. Наиболее тембрист и ярок в верхнем регистре, напоминая колоратурное сопрано; в нижнем же сливается по тембру и колориту с лирическим сопрано. Лирико-драматическое сопрано — «широкий» лирический голос насыщенного грудного тембра. Драматическое сопрано — сильный, плотный, компактный, богатый по тембру голос большого диапазона, напоминающий на нижних нотах меццо-сопрановое звучание. Вместе с тем по подвижности этот голос не уступает лирическому и лирико-колоратурному сопрано. Меццо-сопрано — голос, занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто. Его характеризует полнота и сочность звучания в среднем регистре и мягкие, глубокие низкие звуки. Контральто — самый низкий и редко встречающийся женский голос. Для него типичны насыщенный грудной тембр на всем диапазоне, мощное звучание в нижнем регистре, устойчивость и ровность — в среднем и напряженность на верхних тонах. Мужские голоса Лирический тенор — высокий мужской голос теплого, нежного, серебристого тембра, обладающий большой Певучестью и подвижностью. Драматический тенор — сильный, яркий, насыщенный голос с несколько «металлическим» призвуком. Лирико-драматический тенор — голос, соединяющий в себе черты лирического и драматического тенора. По своей характеристике он аналогичен лирико-драматическому сопрано. Он также имеет развитый и сильный верхний регистр, крепкую середину и довольно сильный нижний регистр, однако уступает по силе и насыщенности чисто драматическому голосу. Несколько особняком в группе теноров стоят характерный тенор и тенор-алътино; Первый обладает своеобразным тембром, не имеющим ни красоты и теплоты лирического голоса, ни насыщенности и силы драматического. Второй отличается
Краткая характеристика типов голосов 57 особенно высокими звуками, легкостью, подвижностью и звонкостью в верхнем регистре. В то же время нижний регистр у него довольно слабый и бледный в тембровом отношении. При громком пении звучит резко и плохо ансамблирует. Группа басов по характеру и, в меньшей степени, по диапазону разделяется на лирических, лирико-драматических и драматических баритонов, высоких, центральных и низких басов и октавистов. Лирический баритон по тембру близок тенору, но всегда имеет типичный баритональный оттенок. Лирико-драматический баритон, обладающий светлой окраской, яркостью и силой, по характеру звучания еще больше тяготеет к баритону. Драматический баритон — голос более темной окраски, отличается силой и яркостью в центральном и верхнем участках диапазона. Высокий бас, имеющий диапазон от фа большой октавы до фа первой октавы наверху, по тембру напоминает баритона. Иногда такие голоса называют баритональными басами. Центральный бас, одинаково яркий во всех регистрах, по тембру носит ярко выраженный басовый характер. Ему доступны не только партии с высокой тесситурой, но и низкие ноты, вплоть до фа большой октавы. Низкий бас отличается глубокими и мощными низкими звуками. Его называют также «бас-профундо». Объем языков верхнего регистра незначителен. Бас-октавист — украшение любого хора — исключительно редкий голос, ценный своими очень низкими нотами, доходящими до ля контроктавы. Основное назначение октавистов — исполнение басового голоса на октаву ниже и усиление басов в нижнем регистре. Верхним участком своего диапазона октависты чаще всего не пользуются, поскольку их голоса массивны, малоподвижны и не очень интересны по тембру. Детские голоса Вследствие малых размеров голосового аппарата детские голоса существенно отличаются от голосов взрослых. Типичные свойства детского голоса (независимо от возраста детей) — мягкое, «серебристое» звучание, фальцетное (головное)
58 Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент» звукообразование и ограниченная сила звука. Но поскольку в отличие от взрослого человека детский организм развивается и формируется, что сказывается и на формировании голоса, характеристики детских голосов с возрастом существенно изменяются. С некоторой условностью процесс формирования и развития детского голоса можно разделить на пять этапов, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа: от двух до семи лет; от семи до десяти лет; от одиннадцати до тринадцати лет; от тринадцати до пятнадцати; от шестнадцати до восемнадцати лет. На первом этапе голоса мальчиков и девочек однородны, имеют чисто фальцетный характер и очень узкий (в пределах квинты) диапазон. С семи лет в голосовых складках ребенка начинается формирование специальных вокальных мышц, которое полностью заканчивается к двенадцати годам. Голоса мальчиков и девочек в этом возрасте практически однородны — в основном это дисканты. Звучанию свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок. Тембр неровен, гласные звучат пестро. Диапазон в пределах октавы: от ре первой до ре второй. Возраст от одиннадцати до тринадцати лет с точки зрения физиологии голоса определяют обычно как предмутационный период. В связи с развитием грудной клетки, легких и более глубокого дыхания в голосах детей к одиннадцати годам появляются оттенки грудного звучания с большей полнотой и насыщенностью. В их певческом диапазоне появляются три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра, у мальчиков — грудного. Основную же часть диапазона составляет центральный регистр, для которого характерен смешанный тип звукообразования. Голоса девочек, не различаясь существенно по окраске, делятся по диапазону: сопрано чаще всего имеют диапазон от до первой до фа — соль второй октавы, альты — от ля-соль малой октавы до ре — ми второй. Тембровое различие голосов мальчиков более ощутимо. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон от ре первой до фа второй октавы; более плотные альты — диапазон си малой — до второй октавы. Качества хоровой звучности От двенадцати до пятнадцати лет в связи с половым созреванием детские голоса претерпевают переходный (мутационный) период, продолжительность которого может быть различна — от нескольких месяцев до нескольких лет. В период мутации пение следует по возможности ограничить.
К шестнадцати годам мутация заканчивается. В этом возрасте, который обычно определяют как юношеский, организм окончательно формируется. Голоса девочек обретают полноценное звучание женского голоса: они становятся более сильными, богатыми по тембру, широкими по диапазону. Голоса мальчиков, снизившись за время мутации примерно на октаву, приобретают полутораоктавныи диапазон натурального грудного звучания, сохраняя одновременно фальцетные возможности для верхнего участка диапазона (выше переходных нот). Диапазоны голосов в этой возрастной категории: сопрано — до первой — соль — ля — бемоль второй октавы; альты — ля малой — ре второй октавы; юноши — си большой — до — ми первой октавы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|