Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мужчина и Женщина. За порогом Рая 12 глава




По­вы­шать са­мо­оцен­ку?

То­гда чи­тай­те фран­цу­зов и ара­бов.

А что мож­но с этим де­лать?

Это мо­жет стать ду­хов­ной прак­ти­кой. Де­лать мож­но все, что угод­но. Как вся­кая фор­ма — это пус­тая фор­ма. Чем за­пол­нишь…

В. Мо­жет это стать ме­стом раз­ви­тия эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ной сфе­ры?

Да, в пер­вую оче­редь это мо­жет стать ра­бо­той ду­ши, ос­вое­ни­ем энер­гий, ко­то­рые до это­го бы­ли про­сто не зна­ко­мы. Вы знае­те, ведь муж­чи­ны бо­ят­ся жен­щин, по­это­му так с ни­ми и об­ра­ща­ют­ся. Ес­ли жен­щи­на рас­кры­та, то она смот­рит на муж­чи­ну и его по­полз­но­ве­ния дру­ги­ми гла­за­ми. И на­до со­от­вет­ст­во­вать.

В. Вы объ­яс­ни­ли, что та­кое рас­кры­та, а вы­жже­на?

Вы­жже­на — это зна­чит, что ее энер­ге­ти­че­ская сис­те­ма функ­цио­ни­ру­ет без ис­ка­же­ний и по­ло­мок. Ме­ж­ду ее ор­га­низ­мом и ее энер­ге­ти­че­ской сис­те­мой пол­ный ба­ланс.

В. Вы­жи­га­ние — это уже ра­бо­та про­фес­сио­на­ла.

Обыч­но эти прак­ти­ки пе­ре­да­ют­ся в эзо­те­ри­че­ской жен­ской ли­нии. Это ино­гда про­ис­хо­дит спон­тан­но, в пе­ри­од ост­рой влюб­лен­но­сти.

В. Су­ще­ст­ву­ет ли жен­ская энер­ге­ти­ка у муж­чи­ны? Как по­зна­ко­мить­ся со сво­ей внут­рен­ней жен­щи­ной?

Жен­ской энер­ге­ти­ки не су­ще­ст­ву­ет. Мы это вы­яс­ни­ли. Но су­ще­ст­ву­ет тра­ди­ция, что вол­на — это фор­ма, за­да­вае­мая жен­щи­ной энер­ге­ти­че­ско­му по­то­ку. Про­во­да мо­гут быть пря­мые и кри­вые, но ка­че­ст­во энер­гии от это­го не ме­ня­ет­ся, ме­ня­ет­ся фор­ма.

Как по­зна­ко­мить­ся со сво­ей внут­рен­ней жен­щи­ной? В про­цес­се со­циа­ли­за­ции на­ка­п­ли­ва­ются суг­ге­стив­ные за­пе­чат­ки, ко­то­рые фор­ми­ру­ют моде­ли по­ве­де­ния, ко­то­рые в дан­ном со­циу­ме при­ня­то на­зы­вать жен­ски­ми.

Ес­ли это сов­па­да­ет с та­кой ор­га­ни­за­ци­ей нерв­ной сис­те­мы, при ко­то­рой вы­со­кая чув­ст­ви­тель­ность и под­виж­ность не обес­пе­чен­ны си­лой, то мо­жет воз­ник­нуть до­ми­ни­ро­ва­ние жен­ских мо­де­лей по­ве­де­ния как бо­лее тон­ко диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных, чем муж­ские. То­гда маль­чик на­чи­на­ет вес­ти се­бя как де­воч­ка, тут же на­ты­ка­ет­ся на не­га­тив­ную ре­ак­цию ок­ру­жаю­щих и на­чи­на­ет кор­рек­ти­ро­вать свое по­ве­де­ние и унич­то­жать в се­бе эту жен­скую стра­те­гию, но в си­лу уст­рой­ст­ва ни­че­го унич­то­жить не­воз­мож­но, по­это­му это все вы­тес­ня­ет­ся.

В этом смыс­ле на об­раз­ном язы­ке и го­во­рит­ся, что в ка­ж­дой жен­щи­не есть муж­чи­на, а в ка­ж­дом муж­чи­не есть жен­щи­на… То есть не­ко­то­рая сис­те­ма кон­ден­си­ро­ван­но­го опы­та, кон­цен­три­рую­щая­ся во­круг по­ня­тий «муж­чи­на» и «жен­щи­на». Мож­но ее ак­ти­ви­зи­ро­вать, то есть из­влечь из па­мя­ти жен­ский об­раз, ко­то­рый не реа­ли­зо­вал­ся по­то­му, что вы муж­чи­на. Вот это и бу­дет ва­ша внут­рен­няя жен­щи­на. Ес­ли вы за­хо­ти­те сыг­рать жен­щи­ну, то вы бу­де­те под­ра­жать ка­ко­му-то внеш­не­му об­раз­цу, и это бу­дет за­ви­сеть от ва­ших ак­тер­ских да­ро­ва­ний, на­сколь­ко это бу­дет убе­ди­тель­но. А вот ес­ли вы за­хо­ти­те сыг­рать жен­щи­ну все­рь­ез, то то­гда вам при­дет­ся из­влечь из се­бя эту внут­рен­нюю жен­щи­ну, по­зна­ко­мить­ся (что ж там та­кое вы­тесне­но у ме­ня, что не по­на­до­би­лось в си­лу мое­го муж­ско­го ка­че­ст­ва) и тем или иным спо­со­бом ис­поль­зо­вать это. Ес­ли есть для че­го.

В. Влюб­лен­ность — это ин­фан­ти­лизм, или схва­ты­ва­ние, или еще что-ни­будь?

Влюб­лен­ность? Это ре­зо­нанс. Как до­ка­за­но, влюб­лен­ность, лю­бовь, они все­гда толь­ко с пер­во­го взгля­да. Дру­гой во­прос, что это не все­гда уда­ет­ся осоз­нать, но это сра­ба­ты­ва­ет ме­ха­низм за­пе­чат­ле­ния (им­при­тинг). Вот ты идешь по ули­це, зву­чишь, ми­мо идет мно­же­ст­во осо­бей про­ти­во­по­лож­но­го по­ла, од­на из них зву­чит в ре­зо­нанс с то­бой. На час­то­те сек­су­аль­но­го цен­тра про­ис­хо­дит ре­зо­нанс, ре­зо­нанс уси­ли­ва­ет ам­пли­ту­ду, уси­ле­ние ам­пли­ту­ды вы­зы­ва­ет в пси­хо­ло­ги­че­ском ас­пек­те вспыш­ку сек­су­аль­но­го вле­че­ния. Ты вы­де­ля­ешь эту фи­гу­ру из фо­на, впол­не воз­мож­но, что и она вы­де­ля­ет те­бя из фо­на по тем же при­чи­нам. Даль­ше во­прос со­ци­аль­ных норм, пра­вил и про­че­го, и ес­ли и тут все со­шлось, то даль­ше — по об­стоя­тель­ст­вам.

В. И ни­ка­кой ана­ха­ты?

И ни­ка­кой ана­ха­ты. Мо­жет быть так, а мо­жет быть и на­обо­рот. Ты идешь, зву­чишь, она то­же зву­чит. Про­ис­хо­дит ре­зо­нанс на час­то­те эмо­цио­наль­но­го цен­тра. По­сколь­ку по­треб­ность в эмо­циональ­ном кон­так­те у со­вре­мен­ных лю­дей на­хо­дит­ся в ущем­лен­ном со­стоя­нии, то по­вы­ше­ние ам­плиту­ды в этом цен­тре вы­зы­ва­ет эмо­цио­наль­ное вле­че­ние. Вы ми­ло улы­бае­тесь друг дру­гу, кто-то ре­ша­ет­ся ска­зать пер­вое сло­во, сло­во за сло­во, а не вы­пить ли нам ко­фе, все ми­ло, за­ме­ча­тель­но, мож­но вас про­во­дить, а не зай­де­те ли вы ко мне на чаш­ку ко­фе, по­слу­шать му­зы­ку, за­шли. А даль­ше сцена­рий. Что ж так до ут­ра про звез­ды го­во­рить? По­ло­же­но же хо­теть, в смыс­ле сек­су­аль­ном. По­ло­же­но. Лич­ность всту­па­ет, как же так не хо­теть? Ну, по­шли в по­стель, про­ве­ли «вза­им­ный мас­саж по­ло­вых ор­га­нов», при­чем с ог­ром­ным удо­воль­ст­ви­ем, по­то­му что в это вре­мя ис­пы­ты­ва­ли ог­ром­ное чув­ст­во эмо­цио­наль­но­го вза­им­но­го на­сла­ж­де­ния. Мо­жет со­еди­нить­ся, мо­жет не со­еди­нить­ся. Ес­ли со­еди­нит­ся, то уж лю­бовь.

В. Ко­гда же на­чи­на­ет­ся схва­ты­ва­ние?

Схва­ты­ва­ние на­чи­на­ет­ся так: все, это мое. Ты моя, и толь­ко моя. И та­кая, как мне на­до.

В. Так рев­ность — это схва­ты­ва­ние?

Рев­ность — это чув­ст­во соб­ст­вен­но­сти, а раз соб­ст­вен­ность, то, ко­неч­но, схва­ты­ва­ние. При встре­че сдру­гим у нас есть три воз­мож­но­сти взаи­мо­дей­ст­вия.

1. Ото­жде­ст­вить дру­го­го с со­бой, то есть это ни­ка­кое не дру­гое и не дру­гой — это Я.

2. Ото­жде­ст­вить се­бя с дру­гим. Ме­ня нет, есть дру­гой. Я — часть это­го дру­го­го.

3. Са­мое труд­ное. Есть Я, есть дру­гой, и на­до стро­ить диа­лог.

В си­туа­ции влюб­лен­но­сти, «лю­бо­вей», ко­то­рые мор­ко­ви, про­ис­хо­дит ото­жде­ст­в­ле­ние. Ли­бо ты ото­жде­ст­в­ля­ешь се­бя с ней, ли­бо она ото­ж­дест­в­ля­ет се­бя с то­бой. Это мо­жет быть вза­им­ный про­цесс, ис­че­за­ет дру­гой. Об этом на­пи­са­но столь­ко кра­си­вых сти­хов: «Ко­гда из двух вы ста­не­те од­ним»… Ко­то­рым из двух? Мне все­гда хо­те­лось уточ­нить у по­эта. Это и есть схва­ты­ва­ние.

В. Так что же по­лу­ча­ет­ся, что ес­ли жен­щи­на предъ­яв­ля­ет муж­чи­не пре­тен­зии в том, что он ее не рев­ну­ет, она хо­чет быть схва­чен­ной?

Это зна­чит, что она про­сто зна­ет, ее так на­учи­ли, со­об­щи­ли ей, что ес­ли муж­чи­на не рев­ну­ет, то он не очень лю­бит. Есть еще бо­лее кру­тые ва­ри­ан­ты в рус­ской де­рев­не. Не бьет, зна­чит, не лю­бит. Та­кой са­до­ма­зо­хи­ст­ский ва­ри­ант.

Да­вай­те по­смот­рим, что ре­аль­но, объ­ек­тив­но дос­тав­ля­ет че­ло­ве­ку на­сла­ж­де­ние в от­но­ше­ни­ях с про­ти­во­по­лож­ным по­лом? Это ли­бо сек­су­аль­ное на­сла­ж­де­ние, ли­бо эмо­цио­наль­ное удо­воль­ст­вие, это мо­жет быть ин­тел­лек­ту­аль­ное удо­воль­ст­вие. Это мо­жет быть смесь этих удо­воль­ст­вий. При не­сов­па­де­нии ие­рар­хии цен­но­стей в этом мес­те у вас и ва­шей парт­нер­ши очень лег­ко про­счи­тать, как это все бу­дет раз­ви­вать­ся, ка­кие пре­тен­зии друг к дру­гу бу­дут предъ­яв­лять­ся и чем это за­кон­чит­ся. Этот мо­мент очень ва­жен.

Есть муж­чи­ны, ори­ен­ти­ро­ван­ные на сек­су­аль­ное удо­воль­ст­вие, а есть муж­чи­ны, ори­ен­ти­ро­ван­ные на эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ное удо­воль­ст­вие. И по­лу­ча­ет­ся так: для эро­ти­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­но­го муж­чи­ны сек­су­аль­ность — сред­ст­во, а для сек­су­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­но­го эро­ти­ка — сред­ст­во. Раз­ни­ца вы­ра­жа­ет­ся в том, что яв­ля­ет­ся сред­ст­вом, а что це­лью. А по­го­во­рить? А о чем?

Эту под­роб­ность очень по­лез­но знать про се­бя. Ак­цен­туа­ция мо­жет и из­ме­нить­ся, но в ка­ж­дый кон­крет­ный мо­мент знать это очень по­лез­но. Че­го же я хо­чу?

Ино­гда так: «Я про­сто хо­чу, что­бы ме­ня хо­тели». Это из сис­те­мы под на­зва­ни­ем быть нуж­ным. То есть ост­рая не­реа­ли­зо­ван­ность мо­жет при­вес­ти к то­му, что ин­тим­ные от­но­ше­ния, сек­су­аль­ные от­но­ше­ния ис­поль­зу­ют­ся по прин­ци­пу: я хо­чу быть нуж­ным, что­бы ме­ня хо­те­ли. И все. А что со мной при этом де­ла­ют — это все не важ­но. Ме­ня хо­тят. Мне непри­ят­но, боль­но, раз­дра­жа­ет, не хо­чет­ся, но я все сде­лаю, по­то­му что ме­ня хо­тят.

По­это­му чис­тый секс — это од­но, чис­тая эро­ти­ка — это дру­гое, чис­тое удо­воль­ст­вие от ин­тел­лек­ту­аль­но­го об­ще­ния — это третье, а есть еще мас­са бы­то­вой пси­хо­па­то­ло­гии. Это не кли­ни­ка, это не бо­лезнь, это та­кая суб­ли­ма­ция. Я уже не го­во­рю о со­ци­аль­ных фор­мах. Есть муж­чи­ны-со­рев­но­ва­те­ли. В спор­тив­ном со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ском ми­ре про­сто при­ня­то вес­ти бое­вой счет. Там ни­кто не го­во­рит об удо­воль­ст­вии. Пе­ре­спал или не пе­ре­спал. Про­изош­ло, до­бав­ля­ешь еще од­ну к сче­ту. Как-то я уже рас­ска­зы­вал о та­ком раз­го­во­ре: «У те­бя сколь­ко бы­ло жен­щин?» — «Очень не ма­ло». — «А со сколь­ки­ми те­бе бы­ло хо­ро­шо?» И, не за­ду­мы­ва­ясь, мгно­вен­но че­ло­век от­ве­ча­ет: «С тре­мя». Но в этом ми­ре та­кая нор­ма по­ве­де­ния. Это спорт, часть спор­тив­ной жиз­ни — со­ци­аль­ное ис­поль­зо­ва­ние сек­су­аль­ных кон­так­тов.

В. Как быть, ес­ли бы­ла оди­на­ко­вая ори­ен­та­ция — ска­жем, на сек­су­аль­ное удо­воль­ст­вие, а по­том что-то ме­ня­ет­ся и пред­поч­те­ния ста­но­вят­ся раз­ны­ми.

Си­ла по­треб­но­сти рав­на ве­ли­чи­не пре­пят­ст­вия, ко­то­рое ты го­тов пре­одо­леть для реа­ли­за­ции этой по­треб­но­сти. Фун­да­мен­таль­ный за­кон по от­но­ше­нию к лю­бой ак­тив­но­сти лю­бо­го жи­во­го су­ще­ст­ва, не толь­ко че­ло­ве­ка. Ты хо­чешь, а она нет. Она что, раз­лю­би­ла? Нет, про­сто у нее си­ла по­треб­но­сти это­го дру­гая, но ес­ли ты зна­ешь ее, то ты нач­нешь не со сво­его «хо­чу», а с ее «хо­чу» и в ре­зуль­та­те по­лу­чишь свое «хо­чу». Это не ма­ни­пу­ли­ро­ва­ние, это зна­ние и его прак­ти­че­ская реа­ли­за­ция. Не­ко­то­рые воз­ра­жа­ют, это же не­ес­те­ст­вен­но, ес­ли в этот мо­мент на­до ду­мать. Ду­мать во­об­ще не­ес­те­ст­вен­но. Но имен­но бла­го­да­ря это­му че­ло­век от­ли­ча­ет­ся от жи­вот­но­го. Ес­те­ст­вен­но — есть, спа­ри­вать­ся, ох­ра­нять по­том­ст­во, ес­те­ст­вен­но — это то, что мы на­блю­да­ем у стай­ных жи­вот­ных. Это ес­те­ст­вен­но и для нас как стай­ных жи­вот­ных.

В. Ска­жи­те, та­кие со­бы­тия, как рас­кры­тие ка­на­ла у жен­щи­ны и вы­жи­га­ние, они как-то свя­за­ны со сту­пе­ня­ми сек­са?

Да, ко­неч­но. Без это­го вы­со­ких сту­пе­ней до­стиг­нуть не­воз­мож­но. Без это­го не­воз­мож­но, во-пер­вых, про­пус­тить та­кой объ­ем энер­гии, а во-вто­рых, при­дать ей нуж­ное ка­че­ст­во.

В. А мож­но ли со­от­не­сти эти со­бы­тия с кон­крет­ны­ми сту­пе­ня­ми сек­са?

У ко­го вы спра­ши­вае­те? У пя­ти­дя­ся­ти­вось­ми­лет­не­го муж­чи­ны или у Мас­те­ра? Мас­тер вам ска­жет толь­ко од­но: что вы хо­ти­те этим сде­лать? Хо­ти­те по­лу­чить мак­си­мум удо­воль­ст­вия? На здо­ровье, учи­тесь. Что вы хо­ти­те этим сде­лать? Вы хо­ти­те вый­ти за пре­де­лы на­лич­но­го бы­тия? Вы­ход воз­мо­жен. Что вы хо­ти­те? От это­го все и за­ви­сит.

В. Мы хо­тим, как обыч­но, ви­нег­ре­та, и про­жечь, и вы­бить проб­ку, и мак­си­мум на­сла­ж­де­ния, да еще и за пре­де­лы на­лич­но­го бы­тия вый­ти.

Мои жи­тей­ские вы­ска­зы­ва­ния без­от­вет­ст­вен­ны, по­то­му что име­ют та­кое же пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние, как и вы­ска­зы­ва­ния лю­бо­го из вас. Мои вы­ска­зы­ва­ния, как Мас­те­ра, про­фес­сио­наль­ные — это дру­гое де­ло. Лич­но я че­ло­век от­гра­ни­чен­ный, то, что ме­ня ин­те­ре­су­ет, свя­за­но с реа­ли­за­ци­ей за­да­чи, по­став­лен­ной Тра­ди­ци­ей. С этой точ­ки зре­ния ме­ня ин­те­ре­су­ют жен­щи­ны или муж­чи­ны с жен­щи­на­ми, па­ры, ко­то­рые в состоя­нии вый­ти за пре­де­лы ба­наль­но­сти, вот и все. В этой об­лас­ти в том чис­ле, по­то­му что от­ра­жа­ет­ся на ха­рак­те­ре зву­ча­ния и на воз­мож­но­стях че­ло­ве­ка дей­ст­во­вать и пре­бы­вать в про­стран­ст­ве в дру­гом ка­че­ст­ве. Ес­ли вы спра­ши­вае­те у пси­хо­ло­га И. Н. Ка­ли­нау­ска­са, то он вам уже все ска­зал на эту те­му.

А ес­ли го­во­рить серь­ез­но, то во­прос взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной са­мый не­чис­тый в со­ци­аль­ном соз­на­нии. Во­круг это­го на­вер­че­но столь­ко раз­но­го, все это так пе­ре­пу­та­но, что, да­же имея на­ме­ре­ния что-то сде­лать, это на­ме­ре­ние очень труд­но реа­ли­зо­вать, по­то­му что, ко­гда не один уже, а двое, со­гла­со­ва­ние на­ме­ре­ний — вещь очень слож­ная. Двум му­жи­кам до­гово­рить­ся ме­ж­ду со­бой слож­но, а уж муж­чи­не с жен­щи­ной еще слож­нее. Я не вме­ши­ва­юсь в жизнь тех, кто ко мне об­ра­ща­ет­ся, за ис­клю­че­ни­ем тех слу­ча­ев, ко­гда че­ло­век за­яв­ля­ет, что он го­тов и эту це­ну за­пла­тить, лишь бы про­рвать­ся…

С мо­ей точ­ки зре­ния, в от­но­ше­ни­ях с жен­щи­ной глав­ное, что­бы я не тор­го­вал со­бой, а зна­чит, был ис­кре­нен, дру­го­го спо­со­ба не тор­го­вать со­бой я не знаю. Вто­рое со­сто­ит в том, что я ста­ра­юсь быть за­ня­тым ею, а не со­бой. Она мне ин­те­рес­на. Ес­ли она мне не ин­те­рес­на, то то­гда луч­ше пе­ре­жить ор­газм на­еди­не с со­бой, ес­ли гор­мон да­вит.

В. Что зна­чит быть за­ня­тым ею?

Быть за­ня­тым ею — это зна­чит быть за­ня­тым ею. Тут не нуж­на ни­ка­кая тех­но­ло­гия. Про­сто все за­ви­сит от то­го, где на­хо­дит­ся твое вни­ма­ние. Мо­жешь ли ты по­лу­чить удо­воль­ст­вие от удо­воль­ст­вия, ко­то­рое ты дос­та­вил дру­го­му, от его удо­воль­ст­вия, или ты мо­жешь по­лу­чать удо­воль­ствие толь­ко в се­бе са­мом? То­гда на­до ид­ти к про­фес­сио­нал­ке. Она те­бе дос­та­вит мак­си­мум удо­воль­ст­вия, ты ей за это за­пла­тишь, и на этом все от­но­ше­ния за­кон­чат­ся.

Ни­ко­гда не ис­поль­зуй для дос­ти­же­ния бли­зо­сти обе­ща­ние же­нить­ся, ес­ли ты дей­ст­ви­тель­но не со­би­ра­ешь­ся это сде­лать. Сре­ди при­лич­ных муж­чин это счи­та­ет­ся за­пре­щен­ным прие­мом. У жен­щин это глу­бо­ко впе­ча­та­но. Есть два спо­со­ба овладеть жен­щи­ной — на­си­лие или убе­ж­де­ние, причем на­си­лие — это не обя­за­тель­но фи­зи­че­ская гру­бость. Что те­бе ин­те­рес­но? Сам факт, что ты с ней был в по­сте­ли и у вас все про­изош­ло, или то, что она за­хо­те­ла быть с то­бой. Вот в чем мо­жет муж­чи­на со­рев­но­вать­ся, ес­ли уж ему хо­чет­ся со­рев­но­вать­ся. С кем хо­чет жен­щи­на быть, а с кем не хо­чет. Про­явить в этом твор­че­ские уси­лия, до­быть со­от­вет­ст­вую­щие зна­ния, со­вер­шить со­от­вет­ствую­щие по­ступ­ки, что­бы она за­хо­те­ла быть со мной. Это ин­те­рес­но и дос­тав­ля­ет удо­воль­ст­вие. Взять ее — это не слож­но, как и жен­щи­не взять муж­чи­ну не слож­но. Ведь кноп­ка «власть» име­ет две сто­ро­ны — вла­ст­во­вать и под­чи­нять­ся, как и кноп­ка «день­ги»: быть бо­га­тым и быть прин­ци­пи­аль­но ни­щим. И кноп­ка «удо­воль­ст­вие» име­ет две сто­ро­ны — удо­воль­ст­вие или стра­да­ния как удо­воль­ст­вие. По­это­му взять не про­бле­ма, но за­чем?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не знаю, мож­но ли счи­тать наш раз­го­вор за­кон­чен­ным. Не знаю, мож­но ли во­об­ще за­кон­чить раз­го­вор на эту те­му, или он по­до­бен ре­мон­ту, о ко­то­ром ска­за­но: за­кон­чить его нель­зя, мож­но толь­ко ос­та­но­вить­ся.

По­это­му, по­со­ве­щав­шись, мы вы­бра­ли ос­та­но­вить­ся.

Он ска­зал:

Вла­ст­во­вать над муж­чи­на­ми про­сто, лю­бить их труд­но.

Она ска­за­ла:

Я те­бя боль­ше люб­лю, чем хо­чу.

Ко­гда они встре­ти­лись, власть уже кон­чи­лась, а лю­бовь еще не на­ча­лась. И они за­сты­ли в ожи­да­нии.

Она ска­за­ла: Я ищу не люб­ви, а уме­ния.

Он мол­ча кив­нул и про­дол­жал си­деть, гля­дя в тем­но­ту но­чи, в веч­ном ожи­да­нии муж­чи­ны — в ожи­да­нии жен­щи­ны, умею­щей лю­бить.

Она всмат­ри­ва­лась в эту же ночь с вновь об­ре­тен­ной без­за­щит­но­стью и лю­бо­вью, ко­то­рую еще не уме­ла от­дать.

Ме­ж­ду ни­ми тем­не­ла про­пасть, и где-то за­те­ря­лись чер­те­жи мос­та.

Они про­дол­жа­ли ид­ти, ка­ж­дый по сво­ему бе­ре­гу.

Со сто­ро­ны мог­ло по­ка­зать­ся, что они идут вме­сте.

Я по­зво­ли­ла се­бе про­ци­ти­ро­вать се­бя са­му, и мы с мо­им со­бе­сед­ни­ком по­ду­ма­ли, что, мо­жет быть, на­ши бе­се­ды по­слу­жат для ко­го-ни­будь имен­но та­ки­ми чер­те­жа­ми.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пе­ре­чи­тав на­ши бе­се­ды, мы по­ня­ли, что до­воль­но час­то поль­зу­ем­ся тер­ми­на­ми и по­ня­тия­ми, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в ме­то­ди­ке са­мо­ре­гу­ля­ции, из­вест­ной дос­та­точ­но ши­ро­ко, но все же не на­столь­ко, что­бы быть уве­рен­ны­ми, что все на­ши чи­та­те­ли зна­ко­мы с ней или хо­тя бы о ней на­слы­ша­ны. Речь идет о ме­то­ди­ке диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных функ­цио­наль­ных со­стоя­ний (ДФС), или в про­сто­ре­чии — ме­то­ди­ке «Ог­нен­но­го цвет­ка», ав­то­ром ко­то­рой яв­ля­ет­ся И. Н. Ка­ли­нау­скас.

По­это­му нам по­ка­за­лось спра­вед­ли­вым по от­но­ше­нию к на­шим чи­та­те­лям по­мес­тить это при­ло­же­ние, в ко­то­ром И. Н. Ка­ли­нау­скас ко­рот­ко и по­пу­ляр­но из­ла­га­ет как об­щий фон, на ко­то­ром эта ме­то­ди­ка су­ще­ст­ву­ет вот уже три­дцать лет, так и смысл, со­дер­жа­ние и про­ис­хо­ж­де­ние ее ос­нов­ных прин­ци­пов и ис­поль­зуе­мых тер­ми­нов и по­ня­тий.

Об­щие прин­ци­пы са­мо­ре­гу­ля­ции

Все зна­ют об ау­то­ген­ной тре­ни­ров­ке (АТ) или хо­тя бы слы­ша­ли о ней. Стран­ная вещь с ней про­ис­хо­дит. Се­ан­сы АТ про­во­дят­ся во мно­гих мес­тах. Лю­дей пы­та­ют­ся обу­чить в до­мах от­ды­ха и са­на­то­ри­ях, но тех, кто де­ла­ет это са­мо­стоя­тель­но, еди­ни­цы. Су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во ув­ле­ка­тель­ных книг на эту те­му. Не­смот­ря на это, лю­дей, ко­то­рые по­сто­ян­но прак­ти­ко­ва­ли АТ, очень ма­ло. Пре­иму­ще­ст­вен­но это те, ко­му та­кая прак­ти­ка не­об­хо­ди­ма су­гу­бо для функ­цио­наль­ных, слу­жеб­ных дел.

Впол­не ве­ро­ят­но, что так об­сто­ит де­ло с лю­бой, са­мой со­вер­шен­ной ме­то­ди­кой, по­сколь­ку это об­щее пра­ви­ло че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти: что-ли­бо но­вое че­ло­век де­ла­ет толь­ко в том слу­чае, ес­ли не сра­ба­ты­ва­ет при­выч­ный на­бор средств. При­выч­ный на­бор средств — это те сред­ст­ва, ко­то­рые че­ло­век по­лу­ча­ет в про­цес­се со­циа­ли­за­ции, об­ра­зо­ва­ния, обу­че­ния про­фес­сио­наль­ным на­вы­кам, при об­ще­нии с людь­ми. Ими он поль­зу­ет­ся не за­ду­мы­ва­ясь, и это, ко­неч­но, не спе­ци­аль­ные сред­ст­ва, а то, что яв­ля­ет­ся при­выч­ным.

На­при­мер, для че­ло­ве­ка в си­туа­ци­ях ин­фор­ма­ци­он­ной не­оп­ре­де­лен­но­сти мо­жет быть при­выч­ным при­ни­мать ре­ше­ния, под­бра­сы­вая мо­нет­ку — «орел» или «реш­ка». Вы­яс­ня­ет­ся, что это не столь и бес­смыс­лен­но. Од­на­ж­ды был про­де­лан ин­те­рес­ный экс­пе­ри­мент: в се­зон рыб­ной лов­ли ка­пи­та­нам ры­бо­лов­ных сей­не­ров бы­ло пред­ло­же­но, в слу­чае ес­ли они не смо­гут при­нять од­но­знач­но­го ре­ше­ния для вы­бо­ра рай­она рыб­но­го ло­ва, опи­ра­ясь на свои про­фес­сио­наль­ные зна­ния и ин­туи­цию, за­га­ды­вать «орел» или «реш­ка» и под­бра­сы­вать мо­не­ту. В этот се­зон улов уве­ли­чил­ся на 15%. Ока­за­лось, что та­кой пус­тя­чок иг­ра­ет очень боль­шую роль.

Су­ще­ст­ву­ет сис­те­ма са­мо­вну­ше­ния в клас­си­че­ской на­род­ной фор­ме: на шел­ко­вой ни­точ­ке под­ве­ши­ва­ет­ся об­ру­чаль­ное коль­цо, и та­ким об­ра­зом про­ис­хо­дит га­да­ние. Ре­зуль­тат га­да­ния, его зна­че­ние вос­при­ни­ма­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от то­го, как бу­дет ка­чать­ся коль­цо — вдоль, по­пе­рек или как-то еще. Эта­кий «го­во­ря­щий ма­ят­ник». Су­ще­ст­ву­ет и «усо­вер­шен­ст­во­ван­ное» об­ру­чаль­ное коль­цо — ло­за. С ней свя­за­но ло­зо­ход­ст­во. Сей­час поя­ви­лись ра­моч­ки.

В од­ной ла­бо­ра­то­рии от­де­ла тео­ре­ти­че­ских про­блем АН СССР про­во­ди­ли ис­пы­та­ния, в ко­то­рых вы­яс­ни­ли, что все эти ве­щи дей­ст­ву­ют как не­кий уси­ли­тель по от­но­ше­нию к той ин­фор­ма­ции, ко­то­рую че­ло­век по­лу­чает на под­по­ро­го­вом уров­не, то есть уси­ли­ва­ет­ся не ин­фор­ма­ци­он­ный вход, а вы­ход (че­ло­век не по­лу­ча­ет боль­ше ин­фор­ма­ции че­рез ра­моч­ку, а спо­со­бен та­ким об­ра­зом вы­дать боль­ше ин­фор­ма­ции уже имею­щей­ся, но не имею­щей вы­хо­да). Пра­виль­но или не пра­виль­но от­ве­тит ма­ят­ник, за­ви­сит от то­го, ка­кая не­уч­тен­ная ин­форма­ция есть в че­ло­ве­ке, ко­то­рый при­бе­га­ет к та­кому спо­со­бу.

Ма­ят­ник уси­ли­ва­ет этот сла­бый сиг­нал до 10 раз, ра­моч­ка — до 100—200. Ино­гда у тре­ни­ро­ван­но­го, спе­ци­аль­но обу­чен­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый этим за­ни­ма­ет­ся про­фес­сио­наль­но, — до 1000 раз. А ви­зуа­ли­за­ция, ес­ли ее ис­поль­зо­вать соз­на­тель­но, — до 10 ты­сяч раз. Та­ким об­ра­зом, че­ло­век мо­жет во сне уви­деть не­что, что по­мо­жет ему ре­шить ка­кую-то слож­ную про­бле­му за счет то­го, что ви­зуа­ли­за­ция яв­ля­ет­ся очень эф­фек­тив­ным спо­со­бом уси­ле­ния сла­бых сиг­на­лов. Та­ким об­ра­зом, мож­но ска­зать, что са­мо­ре­гу­ля­ция — это весь­ма об­шир­ная об­ласть дея­тель­но­сти, на­прав­лен­ная на са­мо­го се­бя.

Это мо­жет быть дея­тель­ность по са­мо­управ­ле­нию в со­от­вет­ст­вии с за­дан­ной про­грам­мой, это мо­жет быть дея­тель­ность по са­мо­фор­ми­ро­ва­нию в со­от­вет­ст­вии с ко­неч­ным про­дук­том, это мо­жет быть дея­тель­ность по управ­ле­нию ка­ки­ми-то свои­ми функ­ция­ми в со­от­вет­ст­вии с тех­ни­че­ски­ми или функ­цио­наль­ны­ми тре­бо­ва­ния­ми. Ко­ро­че го­во­ря, в ка­ж­дом слу­чае мы име­ем пе­ред со­бой три ра­бо­чих мо­мен­та:

1. Об­на­ру­же­ние в се­бе са­мом уже имею­ще­го­ся, но еще не осоз­на­вае­мо­го.

2. Фор­ми­ро­ва­ние в са­мом се­бе то­го, что хо­те­лось бы иметь.

3. Со­вер­шен­ст­во­ва­ние на­вы­ков управ­ле­ния сво­им внут­рен­ним ми­ром.

Это все со­вер­шен­но раз­ная дея­тель­ность. Зна­чит, ду­мая о са­мо­ре­гу­ля­ции, мы име­ем в ви­ду две боль­шие и раз­ные об­лас­ти дея­тель­но­сти. Дея­тель­ность по из­ме­не­нию се­бя в со­от­вет­ст­вии с ка­кой-ли­бо мо­де­лью и дея­тель­ность по ак­ти­ви­за­ции в се­бе воз­мож­но­стей са­мо­управ­ле­ния, ска­жем, функ­цио­наль­ных воз­мож­но­стей, ко­то­рые по­тен­ци­аль­но при­сут­ст­ву­ют, но не ак­ти­ви­зи­ро­ва­ны. В со­от­вет­ст­вии с этим даль­ней­шая ло­ги­ка по­строе­ния ка­кой-ли­бо ме­то­ди­ки са­мо­ре­гу­ля­ции долж­на вес­ти к то­му или ино­му ва­ри­ан­ту.

Прин­ци­пы ме­то­ди­ки ДФС

Ме­то­ди­ка диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных функ­цио­наль­ных со­стоя­ний (ДФС), или, про­ще го­во­ря, ме­то­ди­ка пси­хо­энер­ге­ти­че­ско­го ре­зо­нан­са, по­строе­на на струк­ту­ри­ро­ва­нии тех смут­ных, вна­ча­ле ма­ло ощу­щае­мых эле­мен­тов вос­при­ятия, ко­то­рые свя­за­ны с та­ки­ми по­ня­тия­ми, как энер­гия, суб­сен­сор­ная чув­ст­ви­тель­ность, эмо­цио­наль­ная сфе­ра.

Ка­ким об­ра­зом фор­ми­ру­ет­ся эта ме­то­ди­ка? На­ше глу­бо­кое убе­ж­де­ние со­сто­ит в том, что ко­неч­ным про­дук­том лю­бой сис­те­мы са­мо­ре­гу­ля­ции яв­ля­ют­ся из­ме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие в «Я»-кон­цеп­ции, и с дос­та­точ­но боль­шой ве­ро­ят­но­стью по ана­ли­зу этих из­ме­не­ний мож­но ска­зать, по ме­то­ди­ке ка­ко­го ти­па вы за­ни­ма­лись. По­это­му мы соз­на­тель­но идем от та­кой за­да­чи: что нуж­но вве­сти в «Я»-кон­цеп­цию, что­бы по­лу­чить воз­мож­ность управ­лять струк­ту­рой эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­но­го, пси­хо­энер­ге­ти­че­ско­го вос­при­ятия?

Ре­ше­ние этой за­да­чи по­тре­бо­ва­ло ис­поль­зовать идею ин­ст­ру­мен­таль­ной со­став­ляю­щей «Я»-кон­цеп­ции. Эта идея, вы­ра­жен­ная через раз­лич­ные опи­са­ния, ро­ди­лась ты­ся­чи лет назад. По­ня­тие трие­дин­ст­ва «те­ло—ду­ша—дух» или древ­не­ки­тай­ская сис­те­ма «трех кот­лов», де­ле­ние энер­гии по прин­ци­пу «зем­ля, че­ло­век, не­бо». Трех­член­ное де­ле­ние су­ще­ст­ву­ет во всех куль­ту­рах из­древ­ле, вез­де вы­де­ля­ют­ся три ос­нов­ные фор­мы, по ко­то­рым мож­но клас­си­фи­ци­ро­вать че­ло­ве­че­скую ак­тив­ность:

1) ак­тив­ность в ос­нов­ном мы­шеч­ная, фи­зи­че­ская, ви­таль­ная;

2) ак­тив­ность в ос­нов­ном эмо­цио­наль­ная, чув­ст­вен­ная;

3) ак­тив­ность в ос­нов­ном ког­ни­тив­ная, мен­таль­ная.

Для то­го что­бы ре­шить свои за­да­чи имен­но в об­ласти пси­хо­энер­ге­ти­ки, пре­ж­де все­го сле­ду­ет вве­сти, так на­зы­вае­мую, ин­ст­ру­мен­таль­ную со­став­ляю­щую, то есть вве­сти в свою «Я»-кон­цеп­цию по­ня­тие об ин­ст­румен­те, об от­но­ше­нии: те­ло как ин­ст­ру­мент, пси­хо­эмоцио­наль­ная сфе­ра как ин­ст­ру­мент, соз­на­ние как ин­ст­ру­мент. Имея в ви­ду ту часть об­щих от­но­ше­ний с телом, с пси­хо­эмо­цио­наль­ной сфе­рой, с соз­на­ни­ем, о ко­то­рой мож­но ска­зать: «Этим я умею де­лать то и то».

До­пус­тим, я умею ду­мать тре­мя спо­со­ба­ми, или я умею ак­ти­ви­зи­ро­вать па­мять в та­ком-то объ­е­ме, или я умею счи­тать со ско­ро­стью ком­пь­ю­те­ра — это все ха­рак­те­ри­сти­ки мое­го соз­на­ния как ин­ст­ру­мен­та. То есть ин­ст­ру­мен­таль­ные харак­те­ри­сти­ки, све­ден­ные во­еди­но. По­че­му это важ­но? По­то­му что, ко­гда мы го­во­рим о трех основ­ных ви­дах ак­тив­но­сти, это не то же са­мое, что го­во­рить об ин­ст­ру­мен­тах.

Все три фор­мы ак­тив­но­сти (до­ми­ни­ро­ва­ние ви­таль­ной, чув­ст­вен­ной или мен­таль­ной ак­тив­но­сти) мо­гут быть при­су­щи ка­ж­до­му из трех ин­ст­ру­мен­тов.

Та­кой под­ход дав­но су­ще­ст­ву­ет в ду­хов­ных тра­дици­ях. Дос­та­точ­но по­хо­же он опи­сан у Ус­пен­ско­го в рас­ска­зах о сис­те­ме Гурд­жие­ва как пси­хо­тех­ни­че­ской тра­ди­ции. Тут ни­че­го но­во­го нет. Речь идет о том, что с по­мо­щью спе­ци­аль­ных уп­раж­не­ний и осоз­на­ва­ния соз­да­ет­ся ин­ст­ру­мен­таль­ная ус­та­нов­ка, вы­яс­ня­ет­ся, к при­ме­ру, что че­ло­век мо­жет де­лать с по­мо­щью пси­хо­энер­ге­ти­ки. Есть ли у не­го что-ни­будь ин­ст­ру­мен­таль­ное в этой об­лас­ти? Это ис­ход­ная по­зи­ция, наш из­на­чаль­ный под­ход.

Да­лее мы пред­ла­га­ем спе­ци­аль­ный язык. В дан­ном слу­чае имен­но язык яв­ля­ет­ся клю­че­вым момен­том, по­то­му что для то­го, что­бы офор­мить все свои смут­ные пе­ре­жи­ва­ния ти­па: «что-то ощу­щаю», «жжет», «по­ка­лы­ва­ет», «ка­жет­ся», «чув­ст­вую что-то», «чу­дит­ся» — в об­лас­ти пси­хо­энер­ге­ти­че­ской сфе­ры, ну­жен спе­ци­аль­ный язык. Язык этот очень про­стой. До­ми­ни­ро­ва­ние той или иной фор­мы ак­тив­но­сти обо­зна­ча­ет­ся сло­вом «уро­вень» и за­ко­ди­ро­ван сле­дую­щим об­ра­зом.

Уро­вень 1 — это ак­тив­ность с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем ви­таль­но­го на­ча­ла.

Уро­вень 2 — это ак­тив­ность с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем пси­хо­эмо­цио­наль­но­го на­ча­ла.

Уро­вень 3 — это ак­тив­ность с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем ког­ни­тив­ной, ин­тел­лек­ту­аль­ной сфе­ры.

Уро­вень 4 — это та­кая ра­бо­та пси­хо­энер­ге­ти­че­ско­го ин­ст­ру­мен­та, при ко­то­ром все эти уров­ни ак­тив­но­сти пред­став­ле­ны рав­но­знач­но и в «уни­сон».

Да­лее вво­дят­ся по­ня­тия о рит­мах. Что име­ет­ся в виду под рит­мом? Под рит­мом име­ет­ся в ви­ду ха­рак­теристи­ка вос­при­ятия сре­ды, на ко­то­рую на­прав­ле­на ак­тив­ность. Это глав­ный от­ли­чи­тель­ный мо­мент этой ме­то­ди­ки. Здесь в язы­ке уч­те­но, что со­стоя­ние — функ­цио­наль­ное, пси­хо­эмо­цио­наль­ное, пси­хо­энер­ге­ти­че­ское — фор­ми­ру­ет­ся не толь­ко в за­ви­си­мо­сти от форм ак­тив­но­сти, но и в за­ви­си­мо­сти от то­го, на ка­кую сре­ду на­прав­ле­на эта ак­тив­ность и как эта сре­да вос­при­ни­ма­ет­ся.

Про­ис­хо­ж­де­ние это­го по­ня­тия бе­рет на­ча­ло от поня­тия «тем­по­ритм», имею­ще­го­ся в ак­тер­ской про­фес­сии. В по­ня­тии «ритм» за­ко­ди­ро­ва­но оп­ре­де­лен­ное вос­при­ятие сре­ды, до­ми­ни­ро­ва­ние оп­ре­де­лен­но­го вос­при­ятия и пе­ре­жи­ва­ние чув­ст­ва вклю­чен­но­сти в эту сре­ду, по­то­му что ак­тив­ность обя­за­тель­но со­про­во­ж­да­ет­ся чув­ст­вом вклю­чен­но­сти в сре­ду.

Та­ким об­ра­зом, у нас по­лу­чи­лось че­ты­ре рит­ма или че­ты­ре спо­со­ба ре­зо­ни­ро­ва­ния.

Ритм A — вос­при­ятие сре­ды как кон­ти­ну­аль­ной, рас­ши­ряю­щей­ся сфе­ры, ритм бес­ко­неч­но­го.

Ритм B — ритм жи­во­го, вол­на, по­ток.

Ритм C — вос­при­ятие сре­ды как дис­крет­ной, мно­же­ст­во дис­крет­ных объ­ек­тов, сим­вол — им­пульс.

Ритм D — вос­при­ятие сре­ды как де­ст­рук­тив­ной раз­ру­шаю­щей­ся, хао­ти­че­ской.

Вот та­кие че­ты­ре ва­ри­ан­та. Со­от­вет­ст­вен­но воз­мож­ны ше­ст­на­дцать со­че­та­ний, ше­ст­на­дцать слов, ше­ст­на­дцать ко­до­вых обо­зна­че­ний для шест­на­дца­ти функ­цио­наль­ных со­стоя­ний. Во­круг это­го во вре­мя учеб­ных за­ня­тий по­сте­пен­но фор­ми­ру­ет­ся се­ман­ти­че­ское по­ле, ко­то­рое по­зво­ля­ет по­том это вос­при­ятие ак­ти­ви­зи­ро­вать.

Прак­ти­ка, а мы уже обу­чи­ли не­сколь­ко ты­сяч че­ло­век, по­ка­зы­ва­ет, что язык этот ос­ваи­ва­ет­ся лег­ко, что код крат­кий, се­ман­ти­че­ское по­ле об­ра­зу­ет­ся дос­та­точ­но проч­но, но толь­ко язы­ка не дос­та­точ­но. По­че­му? По­то­му что для то­го, что­бы поль­зо­вать­ся ин­ст­ру­мен­том, он дол­жен иметь ка­кую-то фор­му.

Зна­чит, сле­дую­щая про­бле­ма — про­бле­ма фор­мы, кон­ст­рук­ции ин­ст­ру­мен­та, тем бо­лее та­ко­го не со­всем обыч­но­го ин­ст­ру­мен­та, как пси­хо­энер­ге­ти­ка. Для это­го не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать не­кий ар­хе­ти­пи­че­ский об­раз.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...