Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная схема изучения личности школьника




1. Общие сведения (фамилия, имя, возраст, состояние здоровья).

2. Характеристика условий семейного воспитания (состав семьи, образование родителей, культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семье, забота о воспитании).

3. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе:

а) общая характеристика класса (развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива);

б) положение в коллективе (пользуется ли авторитетом, любовью и чем это определяется);

в) отношение к одноклассникам (любит их, равнодушен, не любит, дорожит ли вниманием коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с учащимися, в чем причина);

г) доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять;

д) дорожит ли пребыванием в школе и что ценит в ней;

е) отношение к учителям (любит, уважает, есть ли контакт).

4. Характеристика учебной деятельности:

а) успеваемость (преобладающие оценки, одинаково ли успевает по разным предметам, уровень знаний);

б) кругозор, начитанность;

в) развитие речи (ее образность, эмоциональность, запас слов, умение выразить свою мысль письменно и устно);

г) интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет склонность, как относится к отметке, похвале, порицанию учителей и родителей, основной мотив учения);

д) характеристика познавательных процессов:

– особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, распределенность);

– осмысленность восприятия учебного материала, его быстрота;

– уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, каковы быстрота и прочность запоминания, а также легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);

развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения);

развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности);

е) старательность в учебной работе;

ж) умение учится (соблюдение режима дня, организованность, самостоятельность в работе с книгой, заучивание материала, составление планов, конспектов, самоконтроль и пр.).

5. Направленность личности учащегося (личная, общественная, деловая, характеристика осознанных мотивов, интересы, их глубина, широта, устойчивость и действенность, наиболее ярко выраженные познавательные интересы, взгляды, убеждения, единство сознания и поведения, стремления, намерения, мечты и идеалы).

6. Особенности эмоционально-волевой сферы:

– характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия;

– развитие чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических, глубина и устойчивость чувств;

– степень эмоциональной возбужденности школьника: быстрота протекания и смены эмоций, внешняя выраженность эмоциональных переживаний, эмоциональная устойчивость в напряженной обстановки и при неудачах, умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их;

– волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание;

7. Способности (общие и специальные, наиболее выделяющиеся способности: технические, художественные, организаторские и др.).

8. Темперамент (его проявление в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности, преобладающий тип темперамента).

9. Характер и его черты, проявляющиеся в отношении:

– к учению: прилежание, активность, дисциплинированность и др.;

– к классу, школе: переживание успехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношения к мероприятиям, проводимым в классе, в школе;

– к труду: трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.;

– к товарищам, к взрослым: общительность, внушаемость и др.;

– к вещам: аккуратность, бережливость и неряшливость;

– к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость.

10. Общие психолого-педагогические выводы:

а) основные достоинства и недостатки формирующейся личности. Определение уровня умственного развития и нравственной воспитанности (высокий, средний, низкий). Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы);

б) определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем пути дальнейшей воспитательной работы с учеником.


Приложение 4

Ориентировочная карта-схема психологической характеристики

Школьника (по Абрамовой Г. С.)

Задача карты-схемы – помочь наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой, на которые должен строиться воспитательный процесс.

Карта-схема включает три раздела:

I. Общие сведения о ребенке (анкетные данные, сведения о состоянии здоровья, успеваемости, внешкольных занятиях).

II. Проявление личных качеств в поведении ребенка (направленность интересов, отношение к делу, к другим людям, отношение окружающих).

III. Особенности психических процессов и эмоций. Заполнение данной карты-схемы в основном строится по типу «нужное подчеркнуть», т. е. в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных появлений того или иного качества, учителю необходимо подчеркнуть присущую, по его мнению, данному ребенку степень выраженности этого качества.

Раздел I. Общие сведения о ребенке

1. Анкетные данные:

1) Фамилия, имя;

2) Дата рождения;

3) Школа, класс;

4) Специализация школы.

2. Сведения о состоянии здоровья:

1) Часто ли болеет (часто, средне, редко);

2) Хронические заболевания (какие);

3) Особенности функционирования нервной системы:

– быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

– быстро переходит от радости к грусти без видимой причины;

– адекватная схема настроения; стабилен в проявлении настроения;

– преобладает возбуждение; преобладает торможение;

– возбуждение и торможение уравновешены.

3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная).

4. Внешкольные занятия (систематические):

1) занятие общественно полезным трудом (каким);

2) занятия художественной самодеятельностью (какой);

3) занятия в кружках, клубах, штабах и др. (каких);

4) занятия спортом (каким);

5) занятия организационной работой (какой).

 

Раздел II. Проявление личностных качеств в поведении ребенка

Направленность интересов

1. Общественная активность:

1) Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

2) Принимает активное участие в общественных целях, но старается не тратить на это своего свободного времени.

3) Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

4) Редко принимает участие в общественных делах.

5) Отказывается участвовать в общественных делах.

2. Трудолюбие:

1) Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

2) Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

3) Редко охотно берется за работу.

4) Чаще всего старается уклониться от любой работы.

5) Всегда уклоняется, от выполнения любого дала.

3. Ответственность:

1) всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

2) В большинстве случаев хорошо и срок выполняет порученное ему дело.

3) Часто выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

4) Очень редко выполняет порученное ему дело.

5) Никогда не выполняет до конца порученное дело.

4. Инициативность:

1) Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.

2) Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

3) Редко сам начинает новое дело.

4) Никогда не выступает зачинателем, какого- либо дела.

5. Организованность:

1) Всегда правильно распределяет всю работу во времени и выполняет ее согласно плану.

2) В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

3) Умеет правильно распределяет и в срок выполняет свою работу только в том случае, если за каждый этап надо отчитаться.

4) Чаще не умеет правильно распределяет свою работу во времени, тратит время зря.

5. Любознательность:

1) Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

2) В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей и науки и культуры.

3) Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знания.

4) Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.

5) Равнодушен к новым знаниям.

6. Аккуратность:

1) Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

2) Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает, приводит в порядок общественное имущество (парты, инвентарь) скорее по обязанности.

3) Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественно имущество.

4) Часто не заботится о своем внешнем виде, состояние своих книжек, вещей не бережет общественное имущество, даже портит его.

5) Совершенно не заботясь о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям

7. Коллективизм:

1) Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и не знакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.

2) Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

3) Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его самого.

4) Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

5) Считает излишне проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».

8. Честность, правдивость:

1) Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему не выгодно.

2) Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

3) Часто говорит неправду ради своей выгоды.

4) Почти всегда говорит не правду.

5) Склонен говорит не правду.

9. Справедливость:

1) Активно борется с тем, что считает не справедливым.

2) Не всегда борется с тем, что считает не справедливым.

3) Редко выступает против того, что считает не справедливым.

4) Не добивается справедливости.

5) Совершенно равнодушен к проявлению не справедливости.

10. Бескорыстие:

1) В своих поступках руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгоды. Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

2) Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгоды.

3) В поступках, как правило, руководствуется соображениями собственной выгоды.

4) В поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

11. Общительность:

1) Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

2) Как правило, с удовольствием общается с другими людьми.

3) Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

4) Предпочитает индивидуальные формы работы.

5) Замкнут, не общителен.

12. Чувство товарищества:

1) Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

2) Как правило, помогает товарищам.

3) Помогает товарищам, когда его просят.

4) Очень редко помогает товарищам; если его просят, может отказать в помощи.

5) Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

13. Отзывчивость:

1) Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся своими заботами.

2) Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен своими думами.

3) Поглощен собственными думами настолько, что это мешает разделять чувства других людей.

4) Почти не умеет сочувствовать другим людям.

5) Совершенно не умеет сочувствовать другим.

14. Вежливость, тактичность:

1) Все его поступки и слова свидетельствую об уважении к другим людям.

2) Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

3) Часто бывает не вежлив и не тактичен.

4) Часто не допустимо резок, груб.

5) Всегда резок, не выдержан, как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

Отношение к себе

15. Скромность:

1) Никогда не выставляет напоказ свои заслуги.

2) Иногда по просьбе своих товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.

3) Сам рассказывает своим товарищам о своих действительных действиях, достоинствах.

4) Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень маленькое участие, к чему имеет мало отношения.

5) Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

16. Уверенность в себе:

1) Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

2) Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

3) Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

4) Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам справится.

5) Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.

17. Самоконтроль:

1) Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении своих недостатков.

2) В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

3) Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

4) К критическим замечаниям, советам относится не внимательно, но старается исправлять недостатки.

5) Отвергает любую критику. Отказывается принять очевидные свои промахи, ничего не делает для их исправления.

18. Умение рассчитывать свои силы:

1) Всегда трезво оценивает свои силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные.

2) Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания.

3) Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

4) В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

5) Почти никогда не умеет правильно соизмерять свои силы и трудности заданного дела.

19. Стремление к успеху, первенству:

1) Всегда и во всем стремится быть первым (в ученье, спорте и т. д.), настойчиво это добиваться.

2) Стремиться быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой либо одной области.

3) Стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха.

4) Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности легко довольствуется положением «середняка».

5) Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

20. Самоконтроль:

1) Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

2) Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

3) Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на везение.

4) Почти всегда поступает необдуманно; недостаточно тщательно контролирует себя.

5) Постоянно поступает необдуманно, в расчете «на везение».

Волевые качества личности

21. Смелость:

1) Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

2) В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

3) Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

4) В большинстве случаев отступает перед силой.

5) Всегда отступает перед силой, трусит.

22. Решительность:

1) Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

2) В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

3) Иногда колеблется перед ответственным решением.

4) Редко принимает какое-либо ответственное решение.

5) Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

 

23. Настойчивость:

1) Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

2) Как правило, стремится выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

3) Доводит до конца задуманное лишь в том случае, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

4) Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

5) Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

24. Самообладание:

1) Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

2) Как правило, умеет справиться со своими эмоциями.

3) Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

4) Часто не может подавить нежелательные эмоции.

5) Плохо владеет своими чувствами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...