Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И составление его характеристики




Главным методом сбора материала (помимо анкетирования, беседы, социометрии) должно быть включенное наблюдение, которое предполагает участие самого наблюдателя в деятельности коллектива. В этом случае наблюдение ведется как бы изнутри общности, с позиции участника всех дел. Оно самое результативное.

1. Общие сведения о классном коллективе и история его формирования:

– количество учащихся, из них мальчиков и девочек;

– возрастной состав;

– число второгодников;

– время возникновения, были ли слияния с другим классом, смена классных руководителей и т.д.

2. Содержание и характер деятельности:

а) учение: общая характеристика успеваемости и дисциплины:

– наличие контроля за оценками отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива и всего класса;

– взаимопомощь, ее формы и организация;

– дисциплина класса на уроках и при выполнении домашнего задания;

– отрицательные моменты в учебе: шпаргалки, подсказки, списывание;

б) жизнь класса вне учебных занятий:

– интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту, коллекционированию и т.д., формы проявления этих интересов: читательские конференции, посещение театра, кино, обсуждение увиденного, диспуты и т.д.;

– участие класса в общественной жизни;

в) общественно-полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива, виды труда и характер его выполнения, проявления сознательной дисциплины. Связь с шефствующими организациями, формы ее выражения, влияние на класс родительской общественности.

3. Руководство классным коллективом и его организация:

а) актив класса, староста и его работа, характеристика активистов (их идейный уровень, инициативность, самостоятельность и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, организаторские способности, забота об отдельных учениках, отношение к общественному мнению, положение в системе межличностных отношений);

б) наличие в коллективе неофициальных вожаков и причины их влияния на класс, отношение к ним актива, наличие «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей;

в) взаимоотношения внутри коллектива: степень сплоченности, ценностноориентационное единство класса, проявления взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи, гуманизма, уважения, коллективизма:

– наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса;

– критика и самокритика в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками, проявления товарищества и дружбы между отдельными учениками, внутренняя основа этих отношений, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных учащихся;

г) личность классного руководителя и его влияние на класс:

- образованность;

- общая культура;

- организаторские способности;

- знание психологии школьников, их интересов;

- общий стиль руководства;

- отношение класса к классному руководителю, его авторитет у учеников.

Анализ конкретных примеров влияния коллектива на личность того или иного ученика и личность на коллектив.

5. Общие выводы:

– уровень (стадия) развития коллектива;

– характер общего эмоционального климата в классе: бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.;

– дисциплинированность.

Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.


Приложение 6

Схема анализа урока

1. Дата. Класс. Предмет. Учитель.

2. Тема, тип урока. Цели и задачи урока.

3. Структура урока.

4. Содержание урока: научная и идейная направленность материала, связь с жизнью, воспитывающий характер. Объем и система сообщаемых знаний, последовательность изложения материала, его образность, доступность, связь с ранее пройденным материалом.

5. Методы преподавания. Какие методы используют учителя для изложения нового материала, его закрепление, проверки знаний учащихся. Соответствуют ли данные методы содержанию материала и возрастным особенностям учащихся. Насколько выбранные методы развивают мышление, творческую активность и самостоятельность учащихся. Методы организации самостоятельной работы и сообщение домашнего задания.

6. Поведение учащихся на уроке. Готовность к уроку. Внимание и интерес учащихся на разных этапах урока. Дисциплина и прилежание на уроке. Активность познавательной деятельности всех учеников класса.

7. Характеристика учителя. Знание материала. Педагогическое мастерство. Увлеченность предметом. Педагогический такт. Стиль и темп работы. Внешний вид. Культура речи. Контакт с учащимися.

8. Результат урока. Выполнение плана. Достижение цели. Воспитательное и образовательное значение урока.

9. Общее заключение об уроке. Общие выводы и оценка урока. Положительные стороны и недостатки. Какие улучшения и изменения вы предлагаете внести в работу учителя по данной теме.


Приложение 7

 

Примерная схема психологического анализа урока

Целеполагание

1.1. В чём заключаются цели урока? Каковы они с точки зрения встроенности в логику изучения других тем?

1.2. Какова по замыслу структура урока? Можно ли сказать, что она логически соответствует его целям? Как определяется состав знаний, умственных действий, способов мышления, умений, навыков и т.д., над которым предстоит работать с учащимися?

1.3. Как предполагается учитывать наличный уровень подготовленности учащихся?

1.4. Есть ли в составе целей урока замыслы, относящиеся к построению (развитию) отношений с учащимися, к педагогическому общению?

Психология организации познавательной активности учащихся

2.1. Как и насколько успешно учитель влиял на внимание учащихся, может быть он использовал какие-либо специальные способы организации внимания?

2.2. Если имело место объяснительно-иллюстративное обучение, то какова работа педагога по дифференциации понятий: насколько богат фактический материал, варьировался ли он в целях обобщения, проводились ли особые факты, а также факты, чем-то близкие данному понятию, но к нему не относящиеся?

2.3. Какие логические формы мышления (индукция, дедукция и др.), мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение), эвристические (творческие) процессы инициировались деятельностью учителя?

2.4. Использовались ли какие-нибудь формы совместной учебной деятельности школьников? Как комплектовались малые группы, как работали учащиеся в группах с точки зрения психологии сотрудничества и общения?

2.5. Имели ли место какие-нибудь способы дифференциации или индивидуализации работы учащихся на уроке, насколько они эффективны?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...