И составление его характеристики
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Главным методом сбора материала (помимо анкетирования, беседы, социометрии) должно быть включенное наблюдение, которое предполагает участие самого наблюдателя в деятельности коллектива. В этом случае наблюдение ведется как бы изнутри общности, с позиции участника всех дел. Оно самое результативное. 1. Общие сведения о классном коллективе и история его формирования: – количество учащихся, из них мальчиков и девочек; – возрастной состав; – число второгодников; – время возникновения, были ли слияния с другим классом, смена классных руководителей и т.д. 2. Содержание и характер деятельности: а) учение: общая характеристика успеваемости и дисциплины: – наличие контроля за оценками отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива и всего класса; – взаимопомощь, ее формы и организация; – дисциплина класса на уроках и при выполнении домашнего задания; – отрицательные моменты в учебе: шпаргалки, подсказки, списывание; б) жизнь класса вне учебных занятий: – интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту, коллекционированию и т.д., формы проявления этих интересов: читательские конференции, посещение театра, кино, обсуждение увиденного, диспуты и т.д.; – участие класса в общественной жизни; в) общественно-полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива, виды труда и характер его выполнения, проявления сознательной дисциплины. Связь с шефствующими организациями, формы ее выражения, влияние на класс родительской общественности. 3. Руководство классным коллективом и его организация: а) актив класса, староста и его работа, характеристика активистов (их идейный уровень, инициативность, самостоятельность и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, организаторские способности, забота об отдельных учениках, отношение к общественному мнению, положение в системе межличностных отношений);
б) наличие в коллективе неофициальных вожаков и причины их влияния на класс, отношение к ним актива, наличие «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей; в) взаимоотношения внутри коллектива: степень сплоченности, ценностноориентационное единство класса, проявления взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи, гуманизма, уважения, коллективизма: – наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса; – критика и самокритика в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками, проявления товарищества и дружбы между отдельными учениками, внутренняя основа этих отношений, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных учащихся; г) личность классного руководителя и его влияние на класс: - образованность; - общая культура; - организаторские способности; - знание психологии школьников, их интересов; - общий стиль руководства; - отношение класса к классному руководителю, его авторитет у учеников. Анализ конкретных примеров влияния коллектива на личность того или иного ученика и личность на коллектив. 5. Общие выводы: – уровень (стадия) развития коллектива; – характер общего эмоционального климата в классе: бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.; – дисциплинированность. Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления. Приложение 6 Схема анализа урока 1. Дата. Класс. Предмет. Учитель.
2. Тема, тип урока. Цели и задачи урока. 3. Структура урока. 4. Содержание урока: научная и идейная направленность материала, связь с жизнью, воспитывающий характер. Объем и система сообщаемых знаний, последовательность изложения материала, его образность, доступность, связь с ранее пройденным материалом. 5. Методы преподавания. Какие методы используют учителя для изложения нового материала, его закрепление, проверки знаний учащихся. Соответствуют ли данные методы содержанию материала и возрастным особенностям учащихся. Насколько выбранные методы развивают мышление, творческую активность и самостоятельность учащихся. Методы организации самостоятельной работы и сообщение домашнего задания. 6. Поведение учащихся на уроке. Готовность к уроку. Внимание и интерес учащихся на разных этапах урока. Дисциплина и прилежание на уроке. Активность познавательной деятельности всех учеников класса. 7. Характеристика учителя. Знание материала. Педагогическое мастерство. Увлеченность предметом. Педагогический такт. Стиль и темп работы. Внешний вид. Культура речи. Контакт с учащимися. 8. Результат урока. Выполнение плана. Достижение цели. Воспитательное и образовательное значение урока. 9. Общее заключение об уроке. Общие выводы и оценка урока. Положительные стороны и недостатки. Какие улучшения и изменения вы предлагаете внести в работу учителя по данной теме. Приложение 7
Примерная схема психологического анализа урока Целеполагание 1.1. В чём заключаются цели урока? Каковы они с точки зрения встроенности в логику изучения других тем? 1.2. Какова по замыслу структура урока? Можно ли сказать, что она логически соответствует его целям? Как определяется состав знаний, умственных действий, способов мышления, умений, навыков и т.д., над которым предстоит работать с учащимися? 1.3. Как предполагается учитывать наличный уровень подготовленности учащихся? 1.4. Есть ли в составе целей урока замыслы, относящиеся к построению (развитию) отношений с учащимися, к педагогическому общению? Психология организации познавательной активности учащихся 2.1. Как и насколько успешно учитель влиял на внимание учащихся, может быть он использовал какие-либо специальные способы организации внимания?
2.2. Если имело место объяснительно-иллюстративное обучение, то какова работа педагога по дифференциации понятий: насколько богат фактический материал, варьировался ли он в целях обобщения, проводились ли особые факты, а также факты, чем-то близкие данному понятию, но к нему не относящиеся? 2.3. Какие логические формы мышления (индукция, дедукция и др.), мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение), эвристические (творческие) процессы инициировались деятельностью учителя? 2.4. Использовались ли какие-нибудь формы совместной учебной деятельности школьников? Как комплектовались малые группы, как работали учащиеся в группах с точки зрения психологии сотрудничества и общения? 2.5. Имели ли место какие-нибудь способы дифференциации или индивидуализации работы учащихся на уроке, насколько они эффективны?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|