Физическое вопитание детей
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение системы физического воспитания.
Ответ: Система физического воспитания – система задач, содержания, средств, методов и форм организации физического воспитания.
Система физического воспитания – есть единство общественно-исторических взглядов, научно-методических положений, программно-нормативных основ. Единство всех организаций, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание.
2. Перечислите группы средств физического воспитания.
Ответ:
- Гигиенические факторы: режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков.
- Естественные силы природы, как средство закаливания: солнце, воздух, вода.
- Физические упражнения, т. е. Специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом движения, основанные на активных действиях произвольного характера. Виды движений – ходьба, бег, прыжки, метание.
3. Каким образом может быть увеличена или уменьшена сила воздействия закаливающих процедур на ребенка?
Ответ:
- Усиление закаливающих воздействий воздуха: снижение температуры воздуха в помещении; увеличение времени его воздействия на ребенка; увеличение площади открытых кожных покровов.
- Нарастание силы воздействия воды: обтирание, обливание, душ, купание в закрытом водоеме, открытом водоеме.
- Постепенное увеличение времени пребывания на солнце, увеличение облучаемой поверхности кожи.
4. Перечислите виды работы по физическому воспитанию и формы ее организации.
Ответ: Учебная работа – занятия,; физкультурно-оздоровительная работа в течение дня – утренняя гимнастика, физкультминутки, прогулка; активный отдых – досуг, праздник, день здоровья; самостоятельная двигательная деятельность; индивидуальная работа с детьми совместно с семьей; каникулы.
5. Раскройте содержание гигиенических факторов физического воспитания.
Ответ: Одна группа факторов обеспечивает нормальные условия жизни и деятельности детей: гигиена окружающей среды, питания, сна, отдыха, лечебно-профилактические мероприятия.
Другая группа факторов обеспечивает охрану нервной системы ребенка:
а) режим – рациональное, четкое чередование бодрствования и сна, питания, различных видов деятельности. Его черты: ритмичность и постоянство основных элементов
Основы режима: оптимальное соотношение бодрствования и сна, соотношение физических и умственных нагрузок, учет ритма пищеварения.
Педагогические требования к построению режима:
а) постоянство и подвижность, целесообразность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, потребность в питании, движении, учет сезона, климата.
б) Рациональное питание.
в) Гигиеническая обстановка.
6. Раскройте содержание группы средств, относящихся к естественным силам природы.
Ответ: Закаливание – система мероприятий, направленных на воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к физическим воздействиям внешней среды. Характеристика закаливающих процедур. Требования к проведению. Постепенное усиление воздействия закаливающих процедур.
ЭКСПРЕСС – ОПРОС.
1. Перечислите задачи физического воспитания.
Ответ:
- Оздоровительные: охрана и укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закаливание.
- Образовательные: обучение движениям, формирование знаний о пользе физических упражнений, о гигиене.
- Воспитательные: формирование нравственно-волевых качеств, объективной самооценки, доброжелательных взаимоотношений.
2. Перечислите виды физических упражнений.
Ответ:
- Гимнастика: основные движения, общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танцевальные упражнения.
- Игры: подвижные (сюжетные и бессюжетные), с элементами спортивных игр (городки, баскетбол.
- Спортивные упражнения: летние – плавание, велосипед, самокат; зимние – лыжи, санки, коньки.
- Туризм:пеший, лыжный.
ВОПРОСЫ для КОЛЛОКВИУМА.
1. Раскройте задачи физического воспитания и обоснуйте их значение для развития ребенка.
Ответ:
- Оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие (формирование осанки, потребность в двигательной активности, повышение физической и умственной работоспособности, закаливание). В дошкольном возрасте происходит быстрый рост и развитие всех органов и систем. Однако организм ребенка крайне несовершенен; слабо развиты защитные свойства организма, дети легко подвергаются неблагоприятным воздействиям среды.
- Образовательные задачи: обучение движениям (ходьбы, бега, прыжков, плавания, лазания, метания); формирование двигательных качеств (ловкости, выносливости, силы, координации движений); формирование знаний о пользе физических упражнений о необходимости физического совершенствования, о гигиене тела, движений, о культуре движений, о здоровом образе жизни. Формирование интереса к двигательной деятельности, элементам спорта. Физическое развитие ребенка тесно связано с интеллектуальным и морально-волевым развитием, с развитием всех физических функций. Детям сообщаются разные знания: о пользе физической культуры, о назначении физических пособий, о правилах выполнения упражнений. Эти знания содействую развитию психических и мыслительных процессов, побуждают запоминать, сравнивать, обобщать, способствуют осознанному выполнению предлагаемых движений.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Воспитательные задачи: формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, уверенности); объективной самооценки, нравственно-ценных мотивов деятельности; доброжелательного отношения к сверстникам. В процессе физического воспитания формируются положительные черты характера, нравственно-волевые качества, вырабатываются полезные привычки (к опрятности, чистоте, ежедневным занятиям физкультурой), стремление к здоровому образу жизни. Физические упражнения и игры поддерживают бодрое жизнерадостное настроение, активность.
2. Раскройте основные положения теории физического воспитания.
Ответ:
- Общее положение о взаимосвязи всех сторон воспитания, о гармоническом развитии человека, о ведущей роли воспитания и условий жизни (социальных и природных) в формировании личности.
- Естественно-научной основой физического воспитания является учение И. П. Павлова о единстве организма и среды, о целостности организма, регулирующей роли центральной нервной системы.
Учение об условно-рефлекторных временных связях.
И. М. Сеченов показал, что человек родится с незначительным числом инстинктивных движений. Все остальные движения – произвольны и строятся под влиянием воздействий на органы чувств ребенка.
Признание социальной обусловленности развития моторной функции организма порождает убежденность в возможности планомерного воздействия на физическое развитие ребенка.
Учение о динамическом стереотипе, т. е. системе условных складывающихся связей, позволяющих приспособиться к условиям внешней изменяющейся среды.
Учение о типах ВНД.
Положение о единстве всех процессов в организме: организм единое целое, т. к. работа всех органов и систем взаимообусловлена; организм единое целое, т.к. физические и психические процессы взаимообусловлены; организм как единое целое взаимодействует с окружающей средой.
3. Раскройте принципы, на основе которых разрабатывается теория физического воспитания. Поясните каждый из принципов.
Ответ:
- Признание ведущей роли воспитания, обучения и среды в физическом развитии ребенка.
- Утверждение о всестороннем характере физического воспитания.
- Признание тесных связей физического воспитания с общим развитием ребенка.
- Принцип осознанности при овладении движениями, гигиеническими навыками.
- Обеспечение ведущей роли игры, положительных эмоций в системе физического воспитания.
Подвижные игры детей дошкольного возраста
Врачебно-педагогический контроль в процессе проведения занятий по физической культуре
|
Врачебно-педагогический контроль предусматривает наблюдение врача непосредственно в процессе учебных, тренировочных занятий, во время спортивных сборов и соревнований. Врачебно-педагогический контроль включает: — оценку организации и методики проведения занятий физическими упражнениями с учетом возраста, пола, состояния здоровья, общей физической подготовленности и тренированности; — оценку воздействия занятий, тренировок, соревнований на организм занимающихся; — проверку условий санитарно-гигиенического содержания мест занятий, оборудования, а также спортивной одежды и обуви занимающихся; — проверку мер профилактики спортивного травматизма, выполнение правил безопасности.
Результаты врачебно-педагогического наблюдения для устранения выявленных недостатков доводят до сведения руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, спортивных организаций, преподавателей физического воспитания, тренеров.
Одной из главных задач врачебного контроля является установление тесного контакта в работе между врачом и преподавателем физкультуры (тренером). Такой контакт лучше всего можно осуществлять в процессе врачебно-педагогических наблюдений. Эту форму деятельности врача часто еще называют врачебно-педагогическим контролем, имея в виду, что врач обязан интересоваться содержанием учебных, тренировочных занятий и систематически присутствовать на этих занятиях.
Наблюдения врача в ходе учебно-тренировочных занятий непосредственно в спортивном зале, на площадке и других местах занятий физкультурой и спортом имеют очень большое значение. Врач может дать существенные указания преподавателю физкультуры о характере физической нагрузки как для всей группы, так и для отдельных лиц, занимающихся физическими упражнениями. Такая нагрузка может быть чрезмерной, не соответствующей силам и подготовленности физкультурников и спортсменов. В результате наблюдения врач может выявить признаки переутомления и своевременно предупредить его вредные последствия. Иногда, однако, когда урок физкультуры проводится вяло, общая нагрузка может быть явно недостаточной, занимающиеся физическими упражнениями много стоят или сидят, а упражнения выполняют только отдельные занимающиеся. Такое положение может создаться при недостатке инвентаря для занятий или неправильном построении урока. При этом оправдывает себя метод хронометража урока. Врач устанавливает наблюдение над 1—3 физкультурниками на протяжении всего урока. При помощи секундомера он отмечает время, потраченное на выполнение всякого рода упражнений. Отдельно отмечают время, потраченное на отдых, объяснения преподавателя, ожидание своей очереди и т. п.
Г. А. Минасян предложил метод непрерывного хронометрического наблюдения, который проводят следующим образом. Перед началом занятия (тренировки) определяют частоту пульса в покое, в положении сидя (по 10-секундным отрезкам времени в течение минуты). С момента подачи команды, оповещающей о начале урока, включают секундомеры и ведут непрерывное наблюдение. Полученные данные заносят в протокол, составленный по форме, принятой для записи результатов функциональной пробы сердечно-сосудистой системы (см. стр. 103); при этом количество минут соответствует продолжительности хронометрируемого урока. Запись ведут так: если обследуемый выполняет физическую нагрузку, то в клетке соответствующей минуты и 10-секундного отрезка времени урока ставится тире (—); в случае отдыха, если обследуемый находится вдали от хронометриста и нет возможности определить частоту пульса в ту же клетку записывают ноль (0), а при подсчете частоты пульса — полученное число, например 15, 14, 13 (в течение урока хронометрист старается выбрать место, наиболее близкое к обследуемому).
В подготовительной части урока, когда занятия бывают групповыми и поточными, через каждые 3—5 минут по команде методиста включают 10—20 секунд отдыха, во время которого определяют частоту пульса; затем занятия продолжают. В последний раз частоту пульса определяют перед окончанием подготовительной части урока и вертикальной линией выделяют количество минут.
В основной части урока, когда занятия проводят индивидуально (гимнастика, легкая атлетика и т. д.), хронометрист располагается рядом с обследуемым и, непрерывно определяя частоту пульса, записывает полученные данные в протокол наблюдения. Показатель пульса обследуемого по окончании работы на снаряде (гимнастика) обводят кружочком, что позволяет впоследствии хронометристру определить число подходов обследуемого к снаряду. Пульс подсчитывают до подхода очереди обследуемого к работе на снаряде; затем обследуемый выполняет физическую нагрузку, продолжительность которой отмечают в протоколе черточками (—). После выполнения упражнения обследуемый занимает первоначальное место рядом с хронометристом, который начинает снова подсчитывать пульс и т. д. При замене снарядов в протоколе делают соответствующую запись. Аналогично подготовительной части, отделяют количество минут основной части урока. В заключительной части урока, если ее проводят, как и в подготовительной части, хронометраж осуществляют в том же порядке, как и в подготовительной части. По команде, оповещающей о конце урока, хронометрист останавливает секундомер и записывает в протоколе длительность урока. В последний раз высчитывают показатель частоты пульса и заносят его в протокол. Впоследствии цифровые значения протокола наблюдения изображают графически. Этот метод по подсчету пульса в процессе урока и по его восстановлении дает наиболее точные сведения о реакции организма на нагрузку, что в свою очередь позволяет методически правильно строить урок в отношении распределения нагрузки.
Имеет значение определение так называемой физиологической кривой урока, которая представляет собой графическое изображение нагрузки, определяемой путем подсчет пульса в разные периоды проведения занятия. Во второй половине урока пульс учащается до 140—150 ударов в минуту, а в конце занятия он должен достигнуть исходной величины.
Присутствуя на занятиях по физкультуре и спорту, врач обязан проверять, насколько проводимые занятия соответствуют возрасту и полу занимающихся, а также программным требованиям. Особенно большое значение врачебно-педагогический контроль имеет в организации правильной спортивной тренировки.
Осуществляя врачебно-педагогический контроль в процессе занятий спортом, врач может оказать помощь тренеру в том случае, если он сам достаточно знаком с основами спортивной тренировки, физиологическими особенностями данного вида спорта, принципами обучения, нормами нагрузок в зависимости от возраста и пола. Такой врач будет пользоваться уважением у тренера и всегда найдет общий с ним язык. Только систематически наблюдая за спортсменами на занятиях, во время тренировок и соревнований, врач может получить полное представление о постановке учебной работы в физкультурном коллективе и о каждом отдельном спортсмене. Важнейшей задачей врачебно-педагогического контроля является оказание помощи преподавателям и тренерам в постановке учебно-тренировочного процесса. Анализируя и обобщая свои наблюдения, врач может помочь тренеру полнее раскрыть функциональные возможности отдельных спортсменов и подсказать наиболее верные и быстрые пути и средства для повышения их спортивно-технических результатов.
Для решения этих вопросов врачу необходимо: — периодически сопоставлять результаты медицинских обследований с данными педагогических наблюдений; — систематически вместе с преподавателями (тренерами) анализировать правильность избранных методов тренировок; — вместе с преподавателями (тренерами) регулярно обсуждать результаты отдельных занятий и итоги тренировок за определенный период времени; — обсуждать и уточнять вместе с преподавателями (тренерами) индивидуальные планы тренировок, особенно тогда, когда длительные занятия не достигают намеченных целей; — изучать условия внешней среды, в которых проводят тренировки, добиваясь ее оздоровления и соответствия задачам учебно-тренировочных занятий; — помогать преподавателям физкультуры и тренерам повышать специальные знания в области медицины, анатомии, физиологии, гигиены. Врачебно-педагогические наблюдения помогают врачу расширить свои представления о состоянии здоровья спортсменов, степени их тренированности, характере учебно-тренировочных занятий; все это значительно сближает врача и преподавателя физкультуры (тренера) в осуществлении стоящих перед ними общих задач.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: