Введение игрового момента.
– Послушайте стихотворение В. Лунина: Волк ужасно разъярён – Съесть ежа не может он. Ёж, хотя он и съедобен, Для съеденья неудобен: Съёжась, выставил иголки – Объегорил злого волка. – Почему волк разозлился на ежика? – Что вы знаете про ежика? Ежик приглашает нас в лес. Он хочет познакомить нас со своими друзьями и врагами. Рассказ воспитателя о ежах. – Одни животные питаются растениями. Как их можно назвать? (Растительноядные.) – Другие животные употребляют в пищу животных. Как их можно назвать? (Хищники.) – А к какой группе можно отнести ежа? – Еж – это хищник. – Составим цепь питания ежа. – Еж – хищное животное, которое питается растительноядными животными – мышами, а мыши питаются растениями. Обыкновенный еж широко и хорошо известен, относится он к отряду насекомоядных млекопитающих. Тело ежа приземистое, длиной до 30 см, с коротким, малозаметным хвостом. Ноги короткие. Голова клиновидной формы, с вытянутой в короткий хоботок носовой частью. Уши и глаза хорошо развиты. Спина и бока унизаны иглами, на остальных частях тела – длинные и грубые волоски. Иглы длиной до 3 см окрашены чередующимися буроватыми и светлыми поясками. Шерстный покров рыжевато-бурый. Под кожей, покрытой иглистым панцирем, почти сплошным слоем расположены продольные и кольцевые мышцы, при сокращении которых еж свертывается, приобретая форму колючего шара. Обоняние и слух у ежа хорошо развиты. Издаваемые им звуки несколько напоминают тихое хрюканье и ворчание. В пуще он встречается в основном по опушкам лесного массива, на полянах, в кустарниках и запущенных садах. Летом прячется в любых укромных местах: в чаще кустов, в пустотах поваленных стволов, в углублениях среди корней. Зимой, с конца октября – начала ноября по март – апрель, ежи впадают в глубокую спячку, предварительно отложив жировые запасы.
Перед залеганием в спячку ежи устраивают крупные гнезда из сухой травы, листьев и других мягких растительных остатков под кучами валежника, под корнями деревьев, под старыми пнями. Кормов на зиму никогда не заготавливают, хотя часто принято изображать ежа на рисунках несущим яблоко на иглах для зимних запасов. Пробуждаются весной, когда в лесах еще не всюду сошел снег. За время спячки настолько сильно худеют, что тело становится уплощенным и низ иглистого покрова на боках кажется висячим. В это время он ненасытен и очень деятелен не только ночью, но и днем. В другую пору года еж охотится только в сумеречные и ночные часы. Бег ежа всегда торопливый и шумный. Рыскающего в поисках корма зверька можно хорошо слышать в тихие ночи. Питается насекомыми и их личинками, червями, лягушками, ящерицами. Иногда поедает яйца и птенцов гнездящихся на земле птиц. Ловит менее подвижных мелких грызунов. Часто на иллюстрациях изображают ежа, съедающего гадюку, но в природе это явление довольно редкое, хотя ему и свойственна удивительная устойчивость к яду. Ежи обладают высокой живучестью и могут долго обходиться без пищи. Иглистый панцирь отлично защищает ежа от врагов, но такие хищники, как лисица и филин, приспособились одолевать это препятствие. Ежи приносят пользу, истребляя большое количество вредных насекомых, таких как майские хрущи, гусеницы бабочки-монашенки и непарного шелкопряда и др. Но наряду с пользой могут приносить некоторый вред, поедая яйца птиц и птенцов. – Как вы думаете, какими качествами должны обладать хищники, чтобы выслеживать и хватать добычу? (Они должны быть выносливые, сильные, с развитым слухом, зрением, обонянием.) Не зря говорят:
Хитрый, как… (лиса). Храбрый, как… (лев). – А какими качествами должны обладать растительноядные животные, чтобы спастись от хищников? (Быстротой, ловкостью, хорошим слухом и т. д.) Недаром говорят: Быстрая, как… (лань). Трусливый, как… (заяц). Разучивание и исполнение танцевальных элементов и движений. «Гусеницы и муравьи» (муз. Г. Левкодимова). Рисование по представлению «Деревья в инее». – Скажите, что делает ежик зимой? (Он крепко спит в своей норе.) – Как вы думаете, видел ли ежик когда-нибудь деревья в инее? (Нет.) – Давайте сделаем ему подарок и нарисуем деревья в инее. Вспомните, какие красивые стояли деревья на участке детского сада в инее. – Ребята, сегодня мы будем рисовать палочками сангины. Возьмите их в руки. Обратите внимание на то, что caнгина хрупкая, ее нельзя сильно сжимать в пальцах и нажимать ею на бумагу. – Сангина красиво передает шершавую кору деревьев. Какие цвета нам потребуются для работы? (Коричневый, черный для веточек и стволов, а синий – для инея на ветках деревьев.) Рефлексия. – Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные. Объясните свой выбор. – Ежик благодарит нас за рисунки-подарки. Занятие 4 Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора. Цели: познакомить учащихся с творчеством Л. Н. Толстого; обогащать словарный запас детей; учить вырезывать и наклеивать предмет, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.); упражнять в вырезывании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой; закреплять умение красиво располагать изображения на листе бумаги. Целевые ориентиры дошкольного образования: выражает свои эмоции при прочтении литературного произведения Л. Н. Толстого «Косточка»; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры; интересуется изобразительной детской деятельностью (аппликация на тему «Пароход»). Материалы и оборудование: цветная бумага для вырезывания кораблей; бумага разного цвета для моря (на выбор); картинки с изображением пароходов; стихотворения, рассказы о кораблях. Содержание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|