Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Системный и ситуационный подходы к управлению




ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

ТЕОРИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА

Часть 1

История управленческой мысли

Учебно-методическое пособие

Для студентов заочной формы обучения

По направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»

(квалификация (степень) «Бакалавр»)

Санкт- Петербург

Пушкин


УДК 338.242.2

ББК 65.059.9(2)2я73

 

Научный руководитель проекта:

Юрий Алексеевич Козлов

первый проректор Института правоведения и предпринимательства,

кандидат юридических наук, доцент

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры менеджмента организации.

Рекомендован учебно-методическим советом Института правоведения и предпринимательства в качестве учебно-методического пособия по курсу «Теория менеджмента» для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (квалификация (степень) «Бакалавр»).

 

 

Теория менеджмента. Часть 1. История управленческой мысли: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.62 / авт.-сост. А.А. Клейман, О.А. Бабанчикова; под ред. Ю.А. Козлова. – СПб.: Изд-во ИПП, 2012. – 28 с.

 

УДК 338.242.2

ББК 65.059.9(2)2я73

 

 

© Клейман А.А., Бабанчикова О.А.,

составление, 2012

© ЧОУ ВПО «Института правоведения и предпринимательства», 2012

 


ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 1. Введение. Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления

Менеджмент как совокупность науки и искусства управления. Содержание и сущность понятий «менеджмент» и «управление». Процессный аспект менеджмента. Функциональный аспект менеджмента. Менеджмент как наука. Понимание менеджмента как искусства. Менеджмент как междисциплинарная область человеческой деятельности.

Менеджмент в системе экономических дисциплин, основные функции курса. Основные функции менеджмента как научной дисциплины: научная функция; познавательная функция; прогностическая функция; практическая функция.

Методологические основы дисциплины «Теория менеджмента». Методы научного познания в менеджменте как науке. Цель и задачи курса «Теория менеджмента». Структура дисциплины «Теория менеджмента».

 

Тема 2. Условия, факторы и этапы возникновения и развития теории и практики управления

Предмет и структура раздела «История управленческой мысли». Содержание и логика развития управления. Типы управления: традиционное управление; управление промышленной стадии; управление постиндустриальной стадии. Научно-техническая революция и коренное изменение управления.

Природа управления и исторические тенденции его развития. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.

Этапы и школы в истории менеджмента. «Одномерные» учения об управлении: научное управление; бихевиористские учения; организационные теории. «Синтетические» учения об управлении. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Перспективы менеджмента.

 

Тема 3. Становление и развитие школы научного управления

Школа научного управления (1885–1920 гг.). Начало формирования концепции научного управления: работы Ч. Бэббиджа по специализации работников на различных производственных операциях; Ф.У. Тейлора по организации труда.

Тейлоризм. Книги Ф.У. Тейлора «Управление предприятием» и «Принципы научного управления» (1911 г.).

Работы Ф.Б. Гилберта: «Основы научного менеджмента», «Исследование усталости», «Прикладная наука о движении». Работа Л. Гилберт – «Психология управления». «Деловая теория» Г. Форда как философия менеджера. Вклад Г. Эмерсона в теорию и практику управления: «Двенадцать принципов производительности».

 

Тема 4. Административная школа управления

Административная (классическая) школа (1920–1950). А. Файоль основатель школы: взгляд на управление как комплексный универсальный процесс. Основные произведения: «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда», «Позитивное управление», «Учение об управлении». Администрирование и/или управление. Специальные качества и знания менеджера. Изучение управленческого процесса. Принципы и функции управления. Последователи и сторонники взглядов А. Файоля. Их вклад в создание «универсальных принципов управления».

М. Вебер и его работы. Бюрократия как идеальная организация. Виды власти, административная система, бюрократия и организационная теория. Роль М. Вебера как одного из основоположников в исследованиях поведения людей.

 

Тема 5. Школа человеческих отношений и бихевиоризм

Школа человеческих отношений (1930–1950). Теоретические и методологические предпосылки формирования школы. Появление промышленной психологии: Г. Мюнстерберг и его “Психология промышленной эффективности”.

М.П. Фоллет о решающем влиянии на производительность труда психологических и социальных факторов. Становление школы человеческих отношений. Э. Мэйо и хоторнские исследования: философия социального человека, поведение в группе, организация как социальная система. “Человеческий фактор” в развитии менеджмента. Последователи Э. Мэйо: Ч. Бернард - связующее звено между административной теорией и школой человеческих отношений (работы «Функции администратора», «Организация и управление»);

Школа поведенческих наук (бихевиоризм) о влиянии человеческого фактора на профессиональное управление. Основные представители: А. Маслоу – создатель иерархической теории потребностей (его работы послужили исходной основой для исследований представителей школы); Ф. Герцберг - двухфакторная теория мотивации.

 

Тема 6. Системный и ситуационный подходы к управлению

Развитие идей комплексного подхода к управлению. Учение о менеджменте как о профессиональной дея­тельности и о менеджере как о профессии Питера Дракера (род. в 1909 г.). Три функции менеджера. Управление по целям. Теоретическое осмысление процесса управления в работах Г. Кунца и С.О’Доннелла. Новое содержание функций управления. Д. МакФарланд об управлении, как процессе объединения ресурсов для достижения организационных целей.

Системный подход к управлению как разновидность традиционных взглядов на вопросы структуры, управления, разделения власти, отношения к внедрению перемен, конфликтам и другим общим организационным проблемам.

Теория “7S” Томаса Питерса и Роберта Уотермана (“В поисках эффективного управления”), Ричарда Паскаля и Энтони Атоса (“Искусство японского управления: пособие для американских управляющих”). Джоан Вудворд о связи организационной структуры с технологиями различных типов производств. “Теория непредвиденных обстоятельств” Лоуренса и Лорша.

Cитуационный подход к управлению. Ральф Стогдилл о ситуации и характерных качеств лидеров. Концепции 1960-х годов об эффективности управления в различных ситуациях.Ситуационный подход как способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход как единство конкретных приемов и концепций с определенными ситуациями для эффективного достижения целей организации.

Ситуационный подход и ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность организации. Методология ситуационного подхода как четырехшаговый процесс.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...