Для сотрудников органов ФСБ установлены социальные гарантии.
Так, военнослужащие органов ФСБ на всей территории Российской Федерации пользуются правом бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а в сельской местности - на попутном транспорте (за исключением личного) при предъявлении служебного удостоверения. Кроме того, им по месту жительства устанавливаются телефоны в срок, не превышающий одного года со дня подачи заявления. Органы ФСБ могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы ФСБ обязанностей на гласной и негласной (конфиденциальной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Нормативные правовые акты
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 07.06.2013). Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О Государственной тайне" (ред. от 08.11.2011). Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (ред. от 07.05.2013). Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 05.04.2013). Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. от 07.05.2013). Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (ред. от 08.11.2011). Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 318 "Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)" (ред. от 30.09.2011).
Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (ред. от 07.03.2014). Приказ ФСБ России от 5 апреля 2010 г. N 159 "Об утверждении Квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими органов Федеральной службы безопасности" (ред. от 30.08.2012).
Глава 18. ОРГАНЫ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.1. Понятие разведывательной деятельности, ее цели и принципы
В систему национальной безопасности России <1> входят специально создаваемые государством органы - органы внешней разведки Российской Федерации. -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" и Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки РФ - является составной частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств (ст. 1 ФЗ "О внешней разведке"). Эти органы представляют совокупность различных ведомств, включающих комплекс входящих в их организаций, осуществляющих разведывательную деятельность. Разведывательная деятельность - комплекс мероприятий, проводимых органами внешней разведки с целью добывания и обработки информации о событиях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Разведывательная деятельность проводится для выявления: - территориальных претензий к РФ; - фактов вмешательства во внутренние дела РФ; - попыток игнорировать (ущемлять) интересы РФ в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира; - наличия очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников; - создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях; - расширения военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ; - ввода иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств; - создания, оснащения и подготовки на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях РФ и ее союзников; - нападения (вооруженные провокации) на военные объекты РФ, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ, границах ее союзников и в Мировом океане; - враждебных, наносящих ущерб военной безопасности РФ и ее союзников информационных (информационно-технических, информационно-психологических) действий; - дискриминации, подавления прав, свобод и законных интересов граждан РФ в иностранных государствах; международный терроризм. Разведывательная деятельность осуществляется в целях (ст. 5 ФЗ "О внешней разведке"): - обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; - обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; - содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также иных не предусмотренных этим Законом целей. Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция РФ, международные правовые акты, регулирующие наиболее важные отношения в сфере разведывательной деятельности (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.), ФЗ "О внешней разведке", другие федеральные законы, указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1349 "О директоре Службы внешней разведки Российской Федерации") и постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 29 января 2005 г. N 45 "О порядке предоставления сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации и членам их семей единовременных выплат, предусмотренных статьей 22 Федерального закона "О внешней разведке"), касающиеся внешней разведки Российской Федерации. Органы внешней разведки России издают в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность. Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов: - разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации; - законности; - уважения прав и свобод человека и гражданина; - подконтрольности Президенту РФ и Федеральному Собранию; - сочетания гласных и негласных методов и средств. Органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия (ст. 6 ФЗ "О внешней разведке": 1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности; 3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации; 4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны; 5) заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности; 6) организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну; 7) обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания; 8) обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей; 9) взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном Законом; 10) создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий; 11) обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз; 12) создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации. В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Так, они вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства. Эти методы и средства не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде, не допустимы в отношении граждан Российской Федерации на ее территории.
Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации, содержание которых по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну. Получаемая органами внешней разведки разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют разведывательную деятельность как самостоятельно, так и через входящие в их структуру другие федеральные органы исполнительной власти. Служба внешней разведки РФ осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за пределы территории Российской Федерации ее граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (Главное разведывательное управление) -> в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах. Разведывательную деятельность осуществляют также и органы ФСБ России, но только во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О Федеральной службе безопасности". Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент РФ: - определяет задачи разведывательной деятельности; - контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки Российской Федерации; - принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой Российской Федерации, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки Российской Федерации и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств; - назначает руководителей органов внешней разведки Российской Федерации; - утверждает Положения об органах внешней разведки Российской Федерации. Закон предусматривает, что за деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется парламентский контроль. Парламентский контроль осуществляется Государственной Думой, Советом Федерации и Счетной палатой РФ. К его осуществлению допускаются только лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Действия членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, сотрудников аппаратов палат Федерального Собрания не должны создавать угрозу разглашения сведений о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, а также об используемых этими органами методах и средствах. Прокурорский надзор за исполнением федеральных законов органами внешней разведки осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченными им прокурорами. При этом сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) органам внешней разведки Российской Федерации конфиденциальное содействие, а также об организации, о методах и средствах осуществления деятельности органов внешней разведки Российской Федерации, в предмет прокурорского надзора не входят.
18.2. Система органов внешней разведки
Разведывательная деятельность органов внешней разведки осуществляется Службой внешней разведки, Главным разведывательным управлением Генерального штаба и Федеральной службой безопасности. Порядок взаимодействия этих органов в области обеспечения безопасности определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными актами. Служба внешней разведки РФ является самостоятельным органом внешней разведки. Историческая справка. В связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безопасности РФ был издан Указ Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. "Об образовании Службы внешней разведки РСФСР". Она была образована на базе Центральной службы разведки СССР. В соответствии с законодательством все здания и сооружения, материальная база, информационные банки и системы, служебная документация и иное имущество Центральной службы разведки перешли в государственную собственность РСФСР и переданы Службе внешней разведки РСФСР. В дальнейшем создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки РФ (Служба внешней разведки РФ - СВР России) осуществлялись в порядке, устанавливаемом Законом РФ от 8 июля 1992 г. N 3245-1 "О внешней разведке". 10 января 1996 г. принят новый Закон "О внешней разведке", который определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью. В настоящее время Службе внешней разведки Российской Федерации придан статус федеральной службы. В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 22.06.2010) определены задачи федеральной службы. Согласно п. 1 Указа Президента СВР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы. Службу внешней разведки РФ возглавляет директор. В пределах своей компетенции Служба внешней разведки РФ издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ. Организационная структура Службы внешней разведки РФ (схема 27).
Схема 27
Структура Службы внешней разведки Российской Федерации
┌───────────────────────────────┐ │ Директор СВР России │ └─────────────┬─────────────────┘ ┌─────────────────────────┼───────────────────────────┐ V V V ┌─────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ ┌─────────────────┐ │Аппарат директора СВР│ │ Первый заместитель директора │ │ │ │ │ │ СВР России │ │ Группа │ ├─────────────────────┤ ├──────────────────────────────┤ │ консультантов │ │ Протокольный отдел │ │ Заместители директора СВР │ │ │ ├─────────────────────┤ │ России │ └─────────────────┘ │ Пресс-секретарь │ └──────────┬───────────────────┘ ├─────────────────────┤ │ │ Бюро по связям с │ │ │общественностью и СМИ│ │ └─────────────────────┘ │ ┌──────────────────────┼─────────────┬───────────────┐ V V V V ┌────────────────────────┐ ┌───────────┐ ┌──────────────┐ ┌───────────────┐ │ Управления │ │Оперативные│ │ Служба │ │ Академия СВР │ ├────────────────────────┤ │ отделы │ │ эксплуатации │ │ России │ │- Анализа и информации │ │ │ │и обеспечения │ │ │ │- Внешней контрразведки │ └───────────┘ └──────────────┘ └───────────────┘ │- Экономической разведки│ │- НТР │ │- Опертехники │ │- Информатики │ └────────────────────────┘
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|