Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для сотрудников органов ФСБ установлены социальные гарантии.




Так, военнослужащие органов ФСБ на всей территории Российской Федерации пользуются правом бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а в сельской местности - на попутном транспорте (за исключением личного) при предъявлении служебного удостоверения. Кроме того, им по месту жительства устанавливаются телефоны в срок, не превышающий одного года со дня подачи заявления.

Органы ФСБ могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы ФСБ обязанностей на гласной и негласной (конфиденциальной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

 

Нормативные правовые акты

 

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 07.06.2013).

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О Государственной тайне" (ред. от 08.11.2011).

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (ред. от 07.05.2013).

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 05.04.2013).

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. от 07.05.2013).

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (ред. от 08.11.2011).

Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 318 "Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)" (ред. от 30.09.2011).

Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (ред. от 07.03.2014).

Приказ ФСБ России от 5 апреля 2010 г. N 159 "Об утверждении Квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими органов Федеральной службы безопасности" (ред. от 30.08.2012).

 

Глава 18. ОРГАНЫ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

18.1. Понятие разведывательной деятельности,

ее цели и принципы

 

В систему национальной безопасности России <1> входят специально создаваемые государством органы - органы внешней разведки Российской Федерации.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" и Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

 

Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки РФ - является составной частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств (ст. 1 ФЗ "О внешней разведке").

Эти органы представляют совокупность различных ведомств, включающих комплекс входящих в их организаций, осуществляющих разведывательную деятельность.

Разведывательная деятельность - комплекс мероприятий, проводимых органами внешней разведки с целью добывания и обработки информации о событиях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность проводится для выявления:

- территориальных претензий к РФ;

- фактов вмешательства во внутренние дела РФ;

- попыток игнорировать (ущемлять) интересы РФ в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;

- наличия очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников;

- создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;

- расширения военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ;

- ввода иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;

- создания, оснащения и подготовки на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях РФ и ее союзников;

- нападения (вооруженные провокации) на военные объекты РФ, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ, границах ее союзников и в Мировом океане;

- враждебных, наносящих ущерб военной безопасности РФ и ее союзников информационных (информационно-технических, информационно-психологических) действий;

- дискриминации, подавления прав, свобод и законных интересов граждан РФ в иностранных государствах; международный терроризм.

Разведывательная деятельность осуществляется в целях (ст. 5 ФЗ "О внешней разведке"):

- обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

- обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

- содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также иных не предусмотренных этим Законом целей.

Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция РФ, международные правовые акты, регулирующие наиболее важные отношения в сфере разведывательной деятельности (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.), ФЗ "О внешней разведке", другие федеральные законы, указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1349 "О директоре Службы внешней разведки Российской Федерации") и постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 29 января 2005 г. N 45 "О порядке предоставления сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации и членам их семей единовременных выплат, предусмотренных статьей 22 Федерального закона "О внешней разведке"), касающиеся внешней разведки Российской Федерации.

Органы внешней разведки России издают в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность.

Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:

- разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;

- законности;

- уважения прав и свобод человека и гражданина;

- подконтрольности Президенту РФ и Федеральному Собранию;

- сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия (ст. 6 ФЗ "О внешней разведке":

1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;

4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны;

5) заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

6) организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;

7) обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;

8) обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

9) взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном Законом;

10) создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;

11) обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;

12) создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Так, они вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства. Эти методы и средства не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде, не допустимы в отношении граждан Российской Федерации на ее территории.

Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации, содержание которых по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.

Получаемая органами внешней разведки разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют разведывательную деятельность как самостоятельно, так и через входящие в их структуру другие федеральные органы исполнительной власти.

Служба внешней разведки РФ осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за пределы территории Российской Федерации ее граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (Главное разведывательное управление) -> в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательную деятельность осуществляют также и органы ФСБ России, но только во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О Федеральной службе безопасности".

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент РФ:

- определяет задачи разведывательной деятельности;

- контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

- принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой Российской Федерации, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки Российской Федерации и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;

- назначает руководителей органов внешней разведки Российской Федерации;

- утверждает Положения об органах внешней разведки Российской Федерации.

Закон предусматривает, что за деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется парламентский контроль.

Парламентский контроль осуществляется Государственной Думой, Советом Федерации и Счетной палатой РФ. К его осуществлению допускаются только лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Действия членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, сотрудников аппаратов палат Федерального Собрания не должны создавать угрозу разглашения сведений о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, а также об используемых этими органами методах и средствах.

Прокурорский надзор за исполнением федеральных законов органами внешней разведки осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченными им прокурорами. При этом сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) органам внешней разведки Российской Федерации конфиденциальное содействие, а также об организации, о методах и средствах осуществления деятельности органов внешней разведки Российской Федерации, в предмет прокурорского надзора не входят.

 

18.2. Система органов внешней разведки

 

Разведывательная деятельность органов внешней разведки осуществляется Службой внешней разведки, Главным разведывательным управлением Генерального штаба и Федеральной службой безопасности.

Порядок взаимодействия этих органов в области обеспечения безопасности определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными актами.

Служба внешней разведки РФ является самостоятельным органом внешней разведки.

Историческая справка. В связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безопасности РФ был издан Указ Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. "Об образовании Службы внешней разведки РСФСР". Она была образована на базе Центральной службы разведки СССР. В соответствии с законодательством все здания и сооружения, материальная база, информационные банки и системы, служебная документация и иное имущество Центральной службы разведки перешли в государственную собственность РСФСР и переданы Службе внешней разведки РСФСР. В дальнейшем создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки РФ (Служба внешней разведки РФ - СВР России) осуществлялись в порядке, устанавливаемом Законом РФ от 8 июля 1992 г. N 3245-1 "О внешней разведке". 10 января 1996 г. принят новый Закон "О внешней разведке", который определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.

В настоящее время Службе внешней разведки Российской Федерации придан статус федеральной службы.

В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 22.06.2010) определены задачи федеральной службы. Согласно п. 1 Указа Президента СВР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы.

Службу внешней разведки РФ возглавляет директор. В пределах своей компетенции Служба внешней разведки РФ издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ.

Организационная структура Службы внешней разведки РФ (схема 27).

 

Схема 27

 

Структура Службы внешней разведки Российской Федерации

 

┌───────────────────────────────┐

│ Директор СВР России │

└─────────────┬─────────────────┘

┌─────────────────────────┼───────────────────────────┐

V V V

┌─────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ ┌─────────────────┐

│Аппарат директора СВР│ │ Первый заместитель директора │ │ │

│ │ │ СВР России │ │ Группа │

├─────────────────────┤ ├──────────────────────────────┤ │ консультантов │

│ Протокольный отдел │ │ Заместители директора СВР │ │ │

├─────────────────────┤ │ России │ └─────────────────┘

│ Пресс-секретарь │ └──────────┬───────────────────┘

├─────────────────────┤ │

│ Бюро по связям с │ │

│общественностью и СМИ│ │

└─────────────────────┘ │

┌──────────────────────┼─────────────┬───────────────┐

V V V V

┌────────────────────────┐ ┌───────────┐ ┌──────────────┐ ┌───────────────┐

│ Управления │ │Оперативные│ │ Служба │ │ Академия СВР │

├────────────────────────┤ │ отделы │ │ эксплуатации │ │ России │

│- Анализа и информации │ │ │ │и обеспечения │ │ │

│- Внешней контрразведки │ └───────────┘ └──────────────┘ └───────────────┘

│- Экономической разведки│

│- НТР │

│- Опертехники │

│- Информатики │

└────────────────────────┘

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...