Система федеральных органов государственной охраны РФ (схема 28). 2 глава
│ ФСКН России │ │ (центральный аппарат) │ └─────────────┬──────────────┘ ┌─────────────┴──────────────┐ V V ┌────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────┐ │ Региональные органы │ │ Организации и │ │ Главные управления ФСКН по │ │ подразделения, созданные │ │ федеральным округам │ │ для реализации задач, │ └──────────────┬─────────────┘ │возложенных на ФСКН России:│ V │- образовательные; │ ┌────────────────────────────┐ │- медицинские; │ │ Территориальные органы │ │- научные и другие │ │(управления, отделы) ФСКН по│ └───────────────────────────┘ │ субъектам РФ │ └──────────────┬─────────────┘ V ┌────────────────────────────┐ │ Межрайонные, городские │ │ (районные) органы │ │ наркоконтроля │ └────────────────────────────┘
Общее руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент РФ, который, в частности, утверждает Положение о ФСКН России, ее структуру (основные положения), геральдический знак-эмблему и флаг, устанавливает предельную штатную численность этой Службы и ее центрального аппарата, назначает на должность и освобождает от должности директора ФСКН России и его заместителей. ФСКН России возглавляет директор Службы, который организует работу ФСКН России и руководит ее деятельностью на принципах единоначалия. Полномочия директора ФСКН России определяются Президентом РФ. Директор ФСКН устанавливает полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между заместителями директора ФСКН, устанавливает полномочия других должностных лиц органов наркоконтроля по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции ФСКН России. В ФСКН России образуется коллегия в составе директора ФСКН (председатель коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии ФСКН (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ. Основными структурными подразделениями центрального аппарата ФСКН России являются: руководство Службы (директор, первый заместитель директора, статс-секретарь - заместитель директора, заместитель директора, заместитель директора - руководитель аппарата Государственного антинаркотического комитета, заместитель директора - руководитель Оперативно-розыскного департамента), коллегия Службы и департаменты. В центральном аппарате ФСКН России действует 10 департаментов: организационно-административный департамент; оперативно-розыскной департамент; следственный департамент; департамент специального и криминалистического обеспечения; аппарат Государственного антинаркотического комитета; иные департаменты.
Департаменты Службы в свою очередь подразделяются на управления и отделы. Например, Следственный департамент состоит из следственного управления, зонально-следственного управления и методико-аналитического управления. В целях реализации возложенных задач ФСКН России создает, реорганизует и упраздняет территориальные органы и организации ФСКН России, которые входят в ее систему ФСКН и находятся в ее подчинении. Территориальные органы и организации являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, другие необходимые для своей деятельности печати, штампы, бланки, а также счета. Территориальные органы осуществляют свою деятельность на основании Типового положения о региональном управлении Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и управлении ФСКН по субъекту РФ, утвержденного Приказом директора ФСКН <1>. -------------------------------- <1> См.: Приказ ФСКН России от 27 июня 2008 г. N 199 "Об утверждении Типового положения о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации" (ред. от 28.03.2014).
Территориальный орган возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности директором ФСКН России. В качестве совещательного органа в территориальном органе образуется коллегия в составе начальника территориального органа (председатель коллегии), его заместителей и начальников структурных подразделений. Персональный состав коллегии утверждается директором ФСКН России. Виды территориальных органов ФСКН России: - региональные управления ФСКН (в настоящее время их 6 - по Алтайскому краю, по Архангельской области, по Астраханской области, по Краснодарскому краю, по Магаданской области, по Хабаровскому краю); - управления ФСКН по субъектам Российской Федерации. В настоящее время имеются в абсолютном большинстве субъектов России, например, Управление ФСКН России по Республике Башкортостан, Управление ФСКН России по Ивановской области, Управление ФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
- межрайонные, городские (районные) отделы наркоконтроля осуществляют свои полномочия на территории соответствующих районов, городов субъекта Российской Федерации. В крупных субъектах Российской Федерации межрайонные и городские отделы могут быть объединены в самостоятельные подразделения. Так, в Московской области они объединены в территориальные службы. Кроме того, в составе межрайонных отделов могут создаваться территориальные отделения.
20.3. Правовое положение сотрудников органов по контролю за оборотом наркотиков
Сотрудник органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков - гражданин, проходящий службу в органах ФСКН России, которому присвоены специальные звания. В органах ФСКН России сотрудники проходят государственную службу, замещая должности правоохранительной службы либо замещая должности федеральной государственной гражданской службы. Кроме того, в целях технического обеспечения деятельности органов ФСКН России в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников, не являющихся государственными служащими. Для граждан, поступающих на службу ФСКН России, устанавливаются определенные требования и ограничения (см. табл. 20 (СД)). Гражданин при поступлении на службу в органы ФСКН России представляет: личное заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное образование; справку из налогового органа о представлении сведений об имущественном положении; медицинское заключение военно-врачебной комиссии о состоянии здоровья; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; другие документы, предусмотренные федеральным законом. Сотрудники органов ФСКН не вправе: - заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- совмещать службу в органах ФСКН России с исполнением обязанностей депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления; - заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; - состоять членом органа управления коммерческой организации; - быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органах ФСКН России; - использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество, служебную информацию; - получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением им должностных обязанностей; - получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением им должностных обязанностей; - получать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; - выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами (договоренностями); - принимать участие в забастовках; - использовать свое служебное положение в интересах политических партий, иных общественных, а также религиозных объединений. В органах ФСКН России недопустимо образование структур политических партий, иных общественных, а также религиозных объединений, за исключением профессиональных союзов. Для гражданина, впервые поступающего на службу в органы ФСКН России, может устанавливаться испытание продолжительностью от 3 до 6 месяцев, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он назначается. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания и заключения контракта о прохождении службы в органах ФСКН. Гражданин, принятый на службу в органы наркоконтроля, не позднее чем через 2 месяца со дня присвоения ему первого специального звания принимает присягу. В соответствии с Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сотрудникам, а также гражданам, принятым на службу в органы наркоконтроля и назначенным на соответствующие должности, присваиваются следующие специальные звания:
Служба в органах ФСКН РФ предусматривает ношение сотрудниками форменной одежды, а также выдачу сотрудникам служебных удостоверений и служебных знаков. Сотрудникам ФСКН России предоставляются социальные гарантии: пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах наркоконтроля, и членов их семей; предоставление жилых помещений; медицинское и санаторно-курортное обеспечение; вещевое обеспечение; обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников. За добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам органов ФСКН могут применяться поощрения. За нарушение служебной дисциплины они могут привлекаться к дисциплинарной ответственности. Поощрения к сотрудникам органов наркоконтроля применяются, а дисциплинарные взыскания на них налагаются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.
Нормативные правовые акты
Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. от 01.03.2012). Указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" (в ред. от 10.07.2014). Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (в ред. от 07.06.2012). Приказ ФСКН от 8 октября 2009 г. N 444 "Об утверждении Инструкции о порядке приема на службу, испытания при приеме на службу, назначения на должности, заключения контракта о прохождении службы, освобождения от должностей и присвоения специальных званий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (в ред. от 12.09.2012). Приказ ФСКН России от 27 июня 2008 г. N 199 "Об утверждении Типового положения о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации" (ред. от 28.03.2014). Приказ ФСКН России от 19 января 2009 г. N 20 "Об утверждении Регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков".
Глава 21. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21.1. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации
Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации (ст. 2 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Таможенное дело - деятельность специально уполномоченных государственных органов - Федеральной таможенной службы и ее таможенных органов, направленная на обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации. Таможенная деятельность является особым видом государственной деятельности. Она направлена на решение особых задач, осуществляется особым кругом субъектов, в особом порядке, специфическими способами и средствами. Деятельность таможенных органов преследует как экономические, так и правоохранительные цели. Экономические цели таможенной деятельности направлены на пополнение доходной части государственного бюджета за счет обеспечения движения товаров и транспортных средств через таможенную границу и взимания таможенных платежей; стимулирование развития отечественной экономики и защиту интересов национальных производителей посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, установления квот; обеспечение привлечения иностранных инвестиций. Осуществление этой деятельности связано с соблюдением установленного порядка перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, охраной прав и законных интересов граждан, организаций и государства, то есть с правоохраной. Правоохранительные цели таможенных органов направлены на обеспечение безопасности России, защиту общественного порядка, жизни и здоровья людей, защиту прав интеллектуальной собственности, охрану окружающей природной среды, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Для осуществления этих целей таможенные органы уполномочены проводить оперативно-розыскную деятельность, осуществлять производство по делам об административных правонарушениям, а также уголовное преследование по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции. Поэтому таможенные органы относятся к правоохранительным органам. 6 октября 2007 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация заключили договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. 27 ноября 2009 г. Межгосударственный совет ЕврАзЭС принял Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза <1>, который вступил в силу с 6 июля 2010 г. Поэтому правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. -------------------------------- <1> См.: решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17 "О договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза".
Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство РФ о таможенном деле состоит из Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы РФ регулируется законодательством РФ о Государственной границе Российской Федерации. Правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации могут регулироваться также указами Президента РФ. На основании и во исполнение федеральных законов в области таможенного дела в РФ, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела в РФ. Предмет таможенного регулирования (п. 2 ст. 1 Закона о таможенном регулировании): - регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров, их перевозкой по территории РФ под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой платежей; - определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования таможенного дела; - определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; - установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов РФ; - регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в РФ и вывозимыми из РФ. Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - Федеральная таможенная служба. Федеральная таможенная служба в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством РФ осуществляет функцию по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории РФ таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.
21.2. Понятие и система таможенных органов
Таможенные органы Российской Федерации являются федеральными органами исполнительной власти, призванными осуществлять таможенное дело в Российской Федерации. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Система таможенных органов - иерархически построенная совокупность таможенных органов в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними едиными целями и задачами в области таможенного дела. Таможенные органы РФ (ст. 10 Закона о таможенном регулировании в РФ): - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - Федеральная таможенная служба; - региональные таможенные управления; - таможни; - таможенные посты. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляется в Порядке, определенном Правительством РФ <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений".
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых Федеральной таможенной службой. В общих положениях о региональном таможенном управлении, таможне, таможенном посте и в индивидуальном положении о таможенном органе определяются: полномочия таможенного органа в установленной сфере деятельности; права, предоставленные таможенному органу с целью реализации своих полномочий; порядок организации деятельности; полномочия начальника таможенного органа. Федеральная таможенная служба имеет свои представительства в иностранных государствах. Кроме того, в ведении Федеральной таможенной службы находятся таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, информационно-вычислительные центры, печатные издания и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия. Эти учреждения и предприятия обеспечивают деятельность таможенных органов, способствуют решению задач, возложенных на таможенные органы, но правоохранительными органами не являются. Все звенья системы таможенных органов являются федеральными органами, их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций. Основные принципы деятельности таможенных органов (ст. 11 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ"): - законность; - равенство лиц перед законом, уважение и соблюдение их прав и свобод; - единство системы таможенных органов и централизованного руководства; - профессионализм и компетентность должностных лиц таможенных органов; - ясность, предсказуемость, гласность действий должностных лиц таможенных органов, понятность требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступность информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве РФ о таможенном деле; - единообразие правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций; - недопущение возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела; - совершенствование таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах РФ. Основные функции (обязанности) таможенных органов (ст. 12 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ"): 1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации; 2) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота; 3) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику; 4) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию; 5) обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза; 6) обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации; 7) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; 8) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации; 9) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию; 10) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования; 11) содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов; 12) обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков; 13) разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки; 14) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; 15) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|