Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочитайте текст и установите его функционально-стилевую принадлежность, дайте обоснование своего решения.




Николай Иванович Лобачевский (1792 – 1856) – русский математик, создатель неевклидовой геометрии (геометрии Лобачевского). Ректор Казанского университета (1827 – 1846). Открытие Лобачевского (1826, опубликованное в 1829-30), не получившее признания современников, совершило переворот в представлении о природе пространства, в основе которого более 2-х тысяч лет лежало учение Евклида, и оказало огромное влияние на развитие математического мышления. Широко известны среди специалистов его великолепные и оригинальные труды по алгебре, математическому анализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии.

 

Определите, какой текст приводится ниже: научный (собственно академический), учебно-научный (научно-учебный), научно-популярный или научно-художественный? Мотивируйте свой ответ.

 

1.Запишите, пожалуйста, тему нашей лекции: «Двойное лучепреломление». Когда же наблюдается явление двойного лучепреломления? Это явление наблюдается при переходе луча света из среды изотропной в среду анизотропную. Анизотропными являются кристаллические вещества, которые кристаллизуются в системе со сравнительно низкой симметрией. Благодаря низкой: симметрии кристаллов их физические свойства, такие, например: как теплопроводность, электропроводность и др. по различным направлениям различны. К числу таких анизотропных веществ -относятся и кристаллы исландского шпата. В его кристаллах и наблюдается двойное лучепреломление. Двойное лучепреломление состоит в том, что в результате преломления в анизотропной среде распространяется не один, а два луча. Предметы, которые рассматриваются сквозь такое вещество, кажутся раздвоенными.

Давайте остановимся поподробнее на некоторых особенностях явления двойного лучепреломления.

 

 

2.Геометрия Лобачевского

Построенная в 1826 году Н. И.Лобачевским геометрическая теория основана на тех же основных посылках, что и обычная евклидова геометрия за исключением аксиомы (постулата) о параллельных. Евклидова аксиома гласит: в плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести одну, и только одну прямую, параллельную данной, т.е. ее не пересекающую. В геометрии Лобачевского эта аксиома заменена следующей: в плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести более одной прямой, не пересекающей данной. В геометрии Лобачевского многие теоремы отличны от аналогичных теорем евклидовой геометрии: например, сумма углов треугольника меньше двух прямых, два подобных треугольника всегда равны между собой. Несмотря на внешнюю парадоксальность этих выводов, геометрия Лобачевского, оказалась логически совершенно равноправной с евклидовой. Открытие неевклидовой геометрии Лобачевского внесло коренные изменения в представления о природе пространства.

Открытие неевклидовой геометрии означало переход всей ма­тематики к ее новому виду, который характерен для современ­ного периода. Именно в настоящее время большое внимание уде­ляется точным логическим выводам, анализу аксиом и т. д. Со­гласно общей теории относительности физическое пространство является евклидовым лишь приближенно, хотя его «неевклидовость» и не совсем такова, как представлял себе Н. И. Лоба­чевский.

 

3.Был ли счастлив Лобачевский?

Не только для гения, для простого смертного, что может быть печальнее равнодушия? Подумать страшно: человек всю жизнь шел к великой цели, достиг ее, поймал свою жар-птицу, но никого это не интересует: ни коллег, ни друзей, ни жену, сам смысл трудов ото всех сокрыт, жар-птицу никто не видит, а те, кто и видит, считают, что вряд ли стоит громко о том говорить.

Я много думал: счастлив ли был Лобачевский? Нищее детство. Утонул любимый брат. Умер любимый сын. Дом сгорел. Интриговали вокруг людишки, мелко, но больно огорчали. Жена, влюбленная в картежную игру, истерики с требованием денег. Слепота, отнявшая все краски у заката его жизни…Но ведь была и веселая озорная молодость, хохот, скачки верхом на корове в городском саду. Выносили выговоры, записывали на черную доску, даже в карцер сажали – ему все нипочем. Была ранняя ревнивая страсть к науке и раннее признание таланта. Преданные взоры учеников. Спасение университета от холеры. Государем дарованный перстень. И девочка, еще не ведающая о картах, лучистая от любви, и сладкое бессилие от взгляда ее…

(«Этюды об ученых» Я Голованов)

 

Переведите» научно-популярный текст лекции историка Т.Н.Грановского на «язык» научной статьи.Определите все различия между данным и получившимся текстами.

 

 

…нельзя не оглянуться назад и не поискать ключ к открытию причин тех загадочных явлений, на которые мы смотрим и смотрим с удивлением. Этот ключ найти нетрудно. Мы уже однажды заметили, что к истории надобно приступать с большою простотою мысли и чувства. Надобно отказаться от всякого наперед составленного построения истории - она наука сложная и вместе простая: сложная потому, что в состав свой принимает все другие науки, и простая потому, что требует простого взгляда, отсутствия всех предрассудков, предубеждения, ложных толкований, парадоксов и всяких чисто самолюбивых толков.

 

4.Определите, какой из вариантов произношения уместен в непринужденной речи и какой – в официальной. Почему? Как можно охарактеризовать эти произносительные различия?

 

Тогда                    тлгда                      - тлда

Товариш               тлварьш                 -тььш      

Мария Ивановна  млриь иванъвнъ    -млрванъ    

Сейчас                   с и ч ас                     -ш ас

Сколько                 скол къ                   -скокъ

 

 

Прочитайте приведенные слова. Охарактеризуйте их частотность и особенности разговорного произношения, вспомнив книжно-литературную норму произношения (полный стиль) и сниженно-разговорную (неполный, беглый стиль произношения).

Здравствуйте, значит, конечно, надо, наверное, говорит, когда, сейчас, тысяча, двадцать, тридцать, пятьдесят, человек, несколько, столько.

 

6..Какие из приведенных глагольных форм не характерны для разговорной речи?

 

Читал, думали, восстанавливаемые, стремящийся, достигая, приехать, старавшийся, старался, давайте, добавить, читая, понравившаяся, пойдемте, гонимый, возникнув, создающие.

 

7..Как в непринужденной обстановке,в условиях неофициального общения будут названы следующие предметы? Дайте словообразовательную и стилистическую характеристику этим номинациям.

 

1)Сгущенное молоко;

2)консервированное тушеное мясо;

3)манная крупа;

4) газированная вода;

5)калорийная булочка;

6)безопасная бритва;

7)комиссионный магазин;

8)оптовый рынок;

9)пригородный электропоезд;

10)вечерняя газета;

11)зачетная книжка;

12)минеральная вода.

 

8. Прочитайте предложения и найдите слова с разговорной функцонально-стилистической окраской. Объясните, по какой словообразовательной модели они образованы.

 

1.Бегите в пожарку! Скажите, что сарай горит!

2.Ну и штормяга! Давно такого не было!

3.Ни одной запаски, с чем ехать-то?

4.В город сгоняешь, буха надо отвезти.

5.А сестра твоя тоже медик?

6.В экспедиции у нас газик старенький был…

7.Идет-бредет там старушенция такая…

8.У тебя житьишко такое серенькое!

9.Во жадюги, ничего не оставили!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...