Раздел II. Методологические основы исследования личности
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Программа Государственной итоговой аттестации Направление подготовки: 37.03.01 «Психология» Профиль подготовки: «Общий»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Объекты профессиональной деятельности: психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
Сочи
ББК 74.0 УДК 338 С 64 Печатается по решению Редакционно-издательского совета ОЧУВО «Международный инновационный университет»
Автор-составитель: Сагилян Э.М.- кандидат психологических наук, доцент
Рецензенты: Котова И.Б. – член-корреспондент ГАН РАО, доктор психологических наук, профессор; Войтенко Л.М. – кандидат психологических наук, доцент
Программа государственной итоговой аттестации для студентов направления подготовки 37.03.01. «Психология» /Э.М. Сагилян – Сочи: Международный инновационный университет, 2016. - 70с.
Программа ГИА предназначена для студентов выпускного курса направления 37.03.01 «Психология». Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, определяет содержание, объем и критерии оценки знаний выпускника в соответствии с ФГОС ВО.
© Международный инновационный университет, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
Итоговой аттестации отводится роль в формировании у студентов следующих компетенции: -способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); -способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2); -способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
-способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6); - обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11).
способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
-способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и
Программа составлена с учетом квалификационной характеристики бакалавра на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 «Психология». Итоговая аттестация бакалавра по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» включает выпускную квалификационную работу и итоговый экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач. Задачей государственного экзамена является: · оценка степени подготовленности выпускника к основным видам профессиональной деятельности; · выявление уровня сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника в соответствии с образовательным стандартом; · оценка знаний выпускников в области профессиональных дисциплин, необходимых для компетентного выполнения профессиональной деятельности; · систематизация студентами в период подготовки к экзамену знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения по психологическим дисциплинам;
Цель проведения итогового экзамена: установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников направления подготовки 37.03.01 «Психология» требованиям ФГОС ВО; оценка качества освоения ООП и степени обладания выпускниками необходимыми компетенциями. Дисциплина «Психология личности»» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла. · выявление уровня подготовленности выпускника к самостоятельной работе, в т.ч. в условиях неопределенности и быстро меняющихся факторов; стимулирование к определению выпускниками личностно-профессиональной позиции при осуществлении психологической деятельности. Данная программа предназначается для подготовки студентов к сдаче итогового экзамена по направлению подготовки 37.03.01 «Психология личности», профиль «Общий» и включает: - рассмотрение основных вопросов по дисциплине: «Психология личности». - примерные вопросы для подготовки; - рекомендуемые источники и литературу; - методические указания студентам по подготовке к итоговому экзамену. Программа предлагает следующую последовательность подготовки к итоговому экзамену. Прежде всего, необходимо ознакомиться с предложенными в программе примерными вопросами по дисциплине «Психология личности», наличием проблем, которые предопределяют структуру ответа на итоговом экзамене. Затем обратиться к материалам установочных лекций, учебникам и учебным пособиям, иной рекомендованной в программе специальной литературе. Использование программы позволит студентам надлежащим образом подготовиться к итоговому экзамену по направлению подготовки Содержание программы ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» Тема № 1. Человек в зеркале природы Проблема природы человека как одна из основных в психологии. Решение задачи по установлению общего, объединяющего представления о природе человека. Обнаружение большого разнообразия основополагающих ценностей и устремлений человека, его стилей жизни. Сложность понимания человеческого поведения, сущности человека. Исторический аспект развития психологии личности.
Тема № 2. История и индивидуальная жизнь человека. Научное определение понятия «личность» Наличие множества определений данного понятия, как фактора многогранности и сложности феномена личности Различие в содержании и объеме понятий индивид, личность, индивидуальность. Направленность личности Понятие о мотивах поведения человека. Мотивация как проявление потребностей личности Осознанные и неосознанные мотивы Роль самосознания в становлении «чувства-Я», «образа-Я», «Я-концепции». Самопознание как компонент самосознания. Понятие о механизмах психологической защиты.
Тема № 3. Движущие силы и условия развития личности Объяснительная и предсказательная функции теории Полная и неполная теории личности. Основные компоненты полной теории личности, раскрывающие ее концептуальную область, содержание теории и границы ее применения: структура личности, мотивация, развитие личности, психическое здоровье, психопатология, изменение личности с помощью психотерапевтического воздействия.
Тема № 4. Критерии оценки теорий личности Проблема оценки большого количества близких к друг к другу и альтернативных теорий личности. Подходы к разрешению данной проблемы мирового научного сообщества. Возможность проверки ценности теории, которая обеспечивается ясностью и однозначностью изложения концептуальных основ, предложений и гипотез, как один из основных критериев оценки теории личности (критерий верифицируемости). Эвристическая ценность теории личности. Внутренняя согласованность. Экономичность. Широта охвата поведенческих проявлений личности. Функциональная значимость теории личности. Тема № 5. Основные положения, касающиеся природы человека Понятие основных положений о природе человека как основа разработки теории личности. Полярность основных положений о природе человека. Свобода-детерминизм. Рациональность-иррациональность. Холизм-элементализм. Наследственность-среда. Изменяемость–неизменность. Субъективность-объективность. Проактивность–реактивность. Гомеостаз-гетеростаз. Познаваемость-непознаваемость.
Раздел II. Методологические основы исследования личности Тема № 6. Общие положения исследования личности Значение исследования личности. Обязательность эмпирической проверки научных идей. Преимущества эмпирического подхода к изучению личности. Основные типы стратегий исследования личности, используемые психологами: изучение клинических случаев, использование корреляционного анализа, использование эксперимента.
Тема № 7. Метод наблюдения Наблюдение, как фундаментальный метод эмпирического исследования личности. Смысл и значение наблюдения в организации исследования. Естественное наблюдение Ограничения естественного наблюдения. Сочетание естественного наблюдения и экспериментального контроля в исследовании личности. Тема № 8. Метод анамнеза Детальное изучение поведения отдельного человека в течение продолжительного времени как метод изучения клинических случаев, удовлетворяющий требованиям исследования личности Оценка метода анамнеза Ограничения метода анамнеза. Тема № 9. Корреляционный метод Корреляционный метод как фактор стремления исследователей в преодолении ограничений метода клинических случаев. Корреляционный метод как способ установления взаимосвязей между переменными, характеризующими личность. Оценка корреляционного метода.
Тема № 10. Экспериментальный метод Особенности экспериментального метода Естественный и лабораторный эксперимент. Абсолютный и обучающий эксперимент Оценка экспериментального метода Соблюдение этических требований при проведении эксперимента.
Тема № 11. Оценка личности, типы методов оценки Критерии методов оценки личности - стандартизация, норма, надежность, валидность. Типы методов оценки. Тестирование и интервью как методы оценки. Методика самооценки. Проективные методы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|