Раздел III. Теории личности
Тема № 12. Психодинамическая теория личности З.Фрейда Основные положения и принципы психоанализа Структура личности в теории З. Фрейда. Инстинкты как движущая сила поведения человека. Психосексуальные стадии развития личности Природа тревоги личности, типы тревоги, защитные механизмы личности. Основные положения о природе человека в теории личности З. Фрейда. Применение теории. Психоаналитическая терапия как исследование бессознательного.
Тема № 13. Индивидуальная теория личности А. Адлера Основные положения индивидуальной психологии. Индивидуум как единое самосогласующееся целое. Жизнь человека как стремление к совершенству. Индивидуум как творческое самоопределяющееся целое. Социальная принадлежность индивидуума Индивидуальная субъективность. Основные положения теории А. Адлера относительно природы человека. Применение теории - объяснение природы невроза и его лечение.
Тема № 14. Аналитическая теория личности К.Г.Юнга Структура личности в аналитической теории личности К.Г. Юнга. Архетипы в коллективном бессознательном и их функции: персона, тень, анима, анимус, самость. Эго-направленность личности – экстраверсия, интроверсия. Психологические функции: мышление, ощущение, чувство и интуиция. Развитие личности как уникальный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни. Достижение самости – динамичный процесс интеграции многих внутриличностных сил и тенденций. Конечная жизненная цель – полная реализация «Я», доступная способным и высокообразованным людям.
Тема № 15. Эго-теория личности Э. Эриксона Эго психология как результат развития психоанализа Центральное звено эго-теории личности - теории развития человека. Эго-положсние о прохождении универсальных для человека стадий развития в соответствии с принципами созревания. Психосоциальные стадии развития личности. Основные положения теории Э. Эриксона относительно природы человека Применение теории - игровое поведение детей, социальное поведение подростков, проблема идентичности подростков в годы ранней юности.
Тема № 16. Гуманистические теории личности Э.Фромма и К. Хорни Основные положения и принципы гуманистической теории Э.Фромма. Механизмы бегства, позитивная свобода, экзистенциальные потребности человека. Социальные типы характера. Социокультурная теория личности К. Хорни. Развитие личности, этиология неврозов, ориентация на людей, от людей и против людей.
Тема № 17. Диспозициональная теория личности Г. Олпорта Понятие личности по Г. Олпорту. Черты личности. Общие и индивидуальные черты Типы индивидуальных диспозиций. Развитие самости. Функциональная автономия. Основные положения теории личности Г.Олпорта относительно природы человека. Изучение ценностей человека (экономические, эстетические, социальные, политические, религиозные ценности). Подход к личности с позиций факторного анализа.
Тема № 18. Структурная теория личности Р.Кеттела Основные положения теории черт личности Р.Кеттела. Категории черт личности: поверхностные черты – исходные черты; конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой; способности, темперамент и динамичные черты; общие черты – уникальные черты. Источники данных для факторного анализа. Роль наследственности и окружающей среды.
Тема № 19. Теория типов личности Г. Айзенка Теория типов личности Г.Айзенка. Основные положения и принципы теории типов личности. Основные типы личности: интроверт-экстраверт – стабильный- невротичный. Нейрофизиологические основы черт и типов личности. Измерение черт личности. Различия между интровертами и экстравертами.
Тема № 20. Теория оперантного научения Б.Ф.Скиннера Научающе-бихевиоральное направление в теории личности Б.Ф. Скиннера. Теория оперантного научения как основополагающий подход в изучении влияния окружающей среды на поведение человека. Пренебрежение физиолого-генетическими концепциями поведения человека в теории Б.Ф.Скиннера. Соотношение респондентного и оперантного поведения в жизни человека. Режимы подкрепления, контроль поведения посредством аверсивных стимулов. Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения. Лечение, основанное на оперантном научении.
Тема № 21. Социально-когнитивное направление в теориях личности А. Бандуры и Д. Роттера Основные принципы социально-когнитивной теории А.Бандуры: зависимость поведения не только от внутренних, но и от внешних процессов; предвидение последствий своих поступков; соотношение саморегуляции и познания в поведении. Научение через моделирование. Подкрепление в начении через наблюдение. Самоконтроль в саморегулируемом поведении. Основные положения теории социального научения Д.Роттера: потенциал поведения и ожидание; ценность подкрепления; основная формула прогноза поведения. Интернальный и экстернальный локус контроля в поведении человека.
Тема № 22. Когнитивная теория личности Д. Келли Основы когнитивных теорий личности. Личностные конструкты Формальные свойства конструктов Социальные отношения и личностные конструкты. Основные положения теории Д.Келли относительно природы человека Применение когнитивной теории личности Д.Келли: эмоциональные состояния, психические расстройства, терапия фиксированной роли.
Тема № 23. Гуманистическая теория личности А. Маслоу Основные положения гуманистической психологии. Мотивация поведения человека, иерархия его потребностей. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Основные положения теории личности А.Маслоу относительно природы человека. Применение теории: определение характеристик самоактуали-зирующейся личности. Психологическая утопия А. Маслоу.
Тема № 24. Феноменологическая теории личности К. Роджерса
Точка зрения К.Роджерса на природу человека. Тенденция к актуализации как руководящий мотив в жизни человека. Феноменологическая позиция К.Роджерса. Я-концепция как конструкт самости. Становление Я-концепции. Переживание угрозы и процесс защиты. Психические расстройства и психопатология. Полноценно-функционирующий человек и его Я-концепция. Основные положения теории личности К.Роджерса относительно природы человека. Точка зрения К.Роджерса на научные исследования. Самопринятие личности и принятие других. Применение теории личности К.Роджерса: психотерапия, центрированная па человеке. Тема № 25. Теория личности А. Н. Леонтьева Понятие личности. Направленность личности. Мотивация как проявление потребностей. Осознанные и неосознанные мотивы. Самосознание личности. Влияние деятельности на развитие личности. Критерии возникновения и развития психики в филогенезе, представления о ведущих видах деятельности как основе периодизации развития психики. Иерархия мотивов и личностных смыслов как единиц строения личности. Центральная закономерность – развитие мотивов происходит через расширение и изменение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. Изучение мотивационно-смысловой сферы – основная проблема психологии личности, ее исторического и онтогенетического развития.
Тема № 26. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина Индивидуальность как интегральное многоуровневое образование, саморегулируемая функциональная система. Уровни свойств интегральной индивидуальности. Индивидуальность как иерархическая совокупность автономно существующих разноуровневых систем и подсистем. Каузальный и телеологический типы детерминации, гибкость много-многозначных и жесткость однозначных связей между индивидуальными свойствами. Индивидуальный стиль деятельности.
Тема № 27. Теория стиля индивидуальности Г.А. Берулава Понятие стиля индивидуальности. Индивидуальность как динамическая функциональная система психических свойств, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата, удовлетворяющего исходной потребности. Рассмотрение индивидуальности с позиций принципа функционального среза и принципа конкретности. Виды стилей индивидуальности: стиль межличностных отношений, стиль самоактуализации, когнитивный стиль. Диагностика стиля индивидуальности. Учет индивидуальных особенностей в различных сферах жизнедеятельности человека на основе диагностики стиля индивидуальности.
Тема № 28. Новые направления и перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности Ценность альтернативных направлений исследования личности. Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования. Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных. Их вклад в поведение человека. Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности. Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.
2.3 Примерные вопросы для подготовки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|