Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геннадий массилийский «книга о церковных писателях» 3 глава




69 Керинф — один из первых гностиков, современник апостолов. Образование получил в Александрии и действовал в конце I в. в Малой Азии, где он и родился. Он различал Иисуса и Христа как две особые индивидуальности. Иисус — обыкновенный человек, сын Иосифа и Марии, достигший высокой степени добродетели: отличался справедливостью, благоразумием и мудростью. При крещении в Иордане с ним соединилось небесное существо Христос, сошедшее от Предвысшего Начала (некой евангельской силой, сотворившей мир) в виде голубя. Его силой Иисус творил чудеса. Перед смертью Иисуса Христос отделился от человека Иисуса, и страдал один Иисус, а Христос, будучи духом, свободен от страданий.

70 Евиониты — так называемые иудействующие, обитавшие среди общин иудейской секты ессеев, в пустыне в районе Мертвого моря. Они считали, что Божественный Дух, обитавший в Адаме, научил его истинной религии. Но под влиянием злого начала материи человечество утратило эту религию. Для ее поддержания и освобождения людей от зла Бог посылает в мир своего Божественного Духа, который не раз являлся в лице еврейских праведников и патриархов, а также в лице Моисея. Моисей сообщил свое учение 70 разумным мужам, но под влиянием чувственности еврейского народа это учение извратилось и было утрачено и сохранилось только в обществе ессеев. Для восстановления истинной религии и Моисеева закона Бог послал в мир Божественного Духа, который явился в лице Христа.

71 Иоанн Креститель, или Предтеча, был сыном священника Захарии и Елизаветы и родился за 6 месяцев до рождения Иисуса. Уже в юности он удалился в пустыню. В возрасте 30 лет он начал проповедовать в пустыне народу, который отовсюду стекался к нему. Иоанн строго обличал пороки и призывал к покаянию, поскольку уже был близок час пришествия Мессии. Внешним признаком этого покаяния он избрал крещение, т.е. омовение в водах Иордана. Многие принимали этот обряд. Иоанн крестил и Иисуса и стал проповедовать о нем как о Мессии. Царь Ирод также слушал Иоанна (Мк. 4, 20). Но Иоанн прямо в лицо обличал царя за его незаконную связь с женой его брата Иродиадою, которая к тому же приходилась царю племянницей. Ирод Агриппа велел заключить Иоанна в крепость Махерус. В день рождения Ирода Соломея, дочь Иродиады, так хорошо танцевала, что царь предложил ей просить, чего она хочет. По совету матери Соломея потребовала у царя голову Иоанна на блюде. Поскольку Ирод поклялся выполнить любое желание, он послал оруженосца, который отрубил Иоанну голову и принес ее на блюде. Ученики похоронили тело Иоанна и пришли к Иисусу.

72 94 г. Тит Флавий Домициан был младшим сыном императора Веспасиана и братом императора Тита, родился в 51 г. Он стал императором после смерти брата в 81 г. и проводил довольно активную внешнюю политику. Домициан победил хаттов, организовал строительство лимеса для обороны т.н. Декуматских полей от вторжений германцев и основал провинции Верхняя и Нижняя Германии.

В 85—92 гг. он вел войны против племен даков, маркоманов, квадов и сарматов. Во внутренней политике Домициан систематически ограничивал влияние сената, опираясь на всадников, войско и провинции. Он первым из императоров велел называть себя господином и богом. После подавления восстания в 89 г. возросло число процессов по обвинению в оскорблении величия и казней, прежде всего — среди сенатской аристократии.

73 Изначально у Домициана не было намерения преследовать именно христиан. Император нуждался в деньгах. Одним из способов пополнения казны были иудеи, которые платили налог «с обрезания». Эта подать, т.н. «иудейский фиск», выродился из подати на иерусалимский храм, и этот налог вносился в храм Юпитера Капитолийского. Чтобы избежать этой подати, многие отказывались от иудейства. Тогда было решено подвергать всех заподозренных в иудействе медицинскому осмотру с целью выявления обрезания и принуждения к уплате налога. Более того, Домициан решил преследовать всех, кто придерживался иудейской религии без заявления об этом, т.е. без уплаты налога. Среди подозреваемых в иудействе и, следовательно, подвергаемых фискальным проверкам оказались и христиане. Христиане не принадлежали к обрезанным и поэтому отказывались платить. Поэтому на них было обращено особое внимание. Возможно, что после этого император, чувствительно относившийся к религиозным вопросам, именовавший себя господином и богом, подверг некоему преследованию группу неиудеев, не плативших подать, но и не почитавших императора богом (ср. сообщение Гегесиппа о том, что Домициан опасался потомков рода Давида (apud Euseb., HE, III, 19—20,1—7), по всей видимости, как наследников иудейского царства). Однако о гонении на собственно христиан можно говорить лишь в последних 8 месяцев жизни императора. В 96 г. был казнен двоюродный брат императора Тит Флавий Климент, а его жена Флавия Домицилла была сослана. Считается, что они были репрессированы по обвинению в христианстве (Климент был осужден по обвинению в безбожии). Однако и Гегесипп (apud Euseb., Ill, 20, 5—6) и Тертуллиан (Apol., V, 4) подчеркивают, что гонения на христиан были прекращены по указанию самого Домициана.

74 Домициан был убит в результате заговора в 96 г. и был проклят сенатом.

75 Марк Кокцей Нерва родился в 30 г., происходил из сенаторского рода из Умбрии. В 71 и 90 гг. был консулом, после убийства Домициана был провозглашен императором. Нерва правил в согласии с сенатом, который он восстановил в правах. С помощью экономии была приведена в порядок государственная казна, осуществлялась раздача земель безземельным гражданам. В 97 г. под нажимом военных Нерва усыновил Траяна, сделав его соправителем и наследником трона.

76 Марк Ульпий Траян родился в Испании в 53 г. При Нерона отец Траяна стал сенатором. В Испании Траян командовал легионом в армии Домициана. В 91 г. он стал консулом, в 96 г. — наместником Верхней Германии. После смерти Нервы в 98 г. Траян стал императором. Он проводил активную внешнюю политику: в 101—102 и 105—106 гг. вел войны в Дакии, превратив ее в 107 г. в римскую провинцию; в 106 г. превратил Набатейское царство в римскую провинцию; в 114—117 гг. вел войну с Парфией и присоединил к Риму Армению и Месопотамию. Во внутренней политике Траян охранял интересы сената, укрепил государственную власть, расширив сеть государственных учреждений, усилив армию и ужесточив контроль за провинциями. Умер Траян в 117 г. в Киликии, по дороге в Рим после победы над парфянами.

77Учитывая, что смерть Иисуса Иероним датирует 30 г., смерть Иоанна следует отнести к первому году правления Траяна, т.е. к 98 г.

78 О Ерме известно очень мало. Вся основная информация — из его произведения «Пастырь». Он жил в Риме во времена папы Климента (ум. 101 г.), был богат, имел жену, детей, но впоследствии богатство потерял.

79 Римлянин Флегонт был одним из 70 апостолов и впоследствии стал епископом города Марафона во Фракии.

80 Патробан, один из 70 апостолов, был одним из ближайших спутников апостола Павла. Он был епископом в Неаполе и в Путеолах (в Кампании) и умер мученической смертью.

81 Ермий был одним из 70 апостолов и впоследствии стал епископом в Далмации.

82 Данная цитата из послания апостола Павла приведена у Иеронима не полностью: первым в списке приветствуемых упоминается Асинкрит (один из 70 апостолов, был епископом в Гиркании, города в Лидии), Рим. 16:14. По всей

видимости, в данном случае следует говорить об ошибке переписчика труда Иеронима.

83 Филон Александрийский (ок. 25 г. до н.э. — до 50 г. н.э.) — философ, пытался научно обосновать иудейскую религию и теологию и связать ее с греческой философией. Филон происходил из знатной семьи — недаром именно он возглавлял посольства александрийских иудеев в Рим.

84 Деян. 2:44; 4:32.

85 Гай Цезарь Германик, римский император (37—41 гг.). Он был сыном племянника императора Тиберия, Германи-ка, и родился в 12 г. Вырос в военных лагерях в Германии, где его отец командовал римскими войсками. Еще в детстве ему сшили детскую военную форму, в том числе и маленькие солдатские сапожки, из-за которых солдаты его и прозвали Калигула (от caligae — сапоги) — Сапожок. В избрании Калигулы императором после смерти Тиберия большую роль сыграл префект претория Маркой. Правление Калигулы отличалось притеснениями, произволом, бессмысленным расходованием казенных средств и ростом налогов, многочисленными конфискациями. Калигула требовал, чтобы его чтили как бога. В конце концов он был убит в результате заговора трибунов преторианской гвардии. Калигула, очевидно, был сумасшедшим (т.н. кесарево безумие), что, в принципе, и неудивительно, поскольку мать Калигулы, Агриппина Старшая и его два старших брата, Нерон Цезарь и Друз Цезарь, были сосланы и убиты по приказу Тиберия, а сам Калигула с 31 г., т.е. с 19 лет, находился по приказу Тиберия при его дворе, под постоянной угрозой смерти.

86 В 38 г. в Александрии вспыхнул иудейский погром, причиной которого было недовольство александрийского эллинистического населения не только богатством иудейского населения, но и тем, что иудеи в массовом порядке старались получить и получали александрийское гражданство, которое, кроме возможности жить в любой части города давало и ощутимые финансовые выгоды — александрийские граждане освобождались от подушной подати. Однако став гражданами, иудеи оставались иудеями, т.е. продолжали посещать синагоги и пренебрегали языческими храмами, что также вызвало недовольство остальных александрийцев. С начала погрома наместник Александрии Авиллий Флакк встал на сторону александрийцев прежде всего потому, что одним из первых лозунгов погромщиков стала идея поста-

вить в синагогах статуи императора и превратить синагоги в храмы императора, а Флакк, впавший в немилость к императору Калигуле, решил использовать этот предлог для демонстрации своей преданности императору. В результате иудеям было разрешено жить только в одном из пяти кварталов города, дома иудеев в остальных кварталах были разграблены, а изгнанные из них жители расположились на морском берегу. Были также разграблены лавки, корабли и мастерские иудеев, торговая жизнь замерла, а 38 членов совета старейшин, стоявшего тогда во главе александрийской иудейской общины, публично высекли в цирке розгами. Тогда иудеи отправили к императору депутацию во главе с Филоном с просьбой о защите. Александрийцы также отправили в Рим депутацию во главе с ученым Апионом. Встреча с Калигулой состоялась только весной 40 г., и александрийцы во главе с Апионом выиграли, поскольку Калигула, считавший себя богом, болезненно отнесся к нежеланию иудеев ставить его статуи в своих синагогах.

87 Тиберий Клавдий Нерон Германик, римский император (41-54 гг.). Он родился в 10 г. и всю юность и часть зрелых лет занимался науками, в частности историей. После убийства Калигулы преторианцы провозгласили его императором, как последнего из династии Клавдиев, и хотя в период его правления большую роль играли его фавориты — вольноотпущенники, однако был проведен ряд прогрессивных мероприятий: дарование полного гражданства внеита-лийским общинам, внесение изменений в наследственное и брачное законодательства, основание многочисленных колоний и возведение технических сооружений, присоединение к империи Южной Британии и Мавретании. После казни Мессалины, жены Клавдия, его следующей женой стала его племянница Агриппина Младшая, которая отравила Клавдия, поскольку боялась, что император лишит престола ее сына от первого брака Нерона.

Что касается сообщения о втором прибытии Филона в Рим уже к Клавдию, то, по всей видимости, это второе посольство александрийских иудеев к новому императору следует связать с известным письмом Клавдия александрийцам, написанным в самом начале его правления, где он призывает александрийцев прекратить раздоры с иудеями и не нарушать их прав, но и иудеи в свою очередь не должны претендовать на те привилегии, которые были предоставлены

эллинам. Таким образом, это посольство во главе с Филоном следует отнести к 41/42 г.

88 Комментарии на книги Бытия являются наиболее значительными произведениями Филона, в которых он дает истолкование этих книг в рамках греческой философии: истина, приспособляясь к человеческой немощи, облекается в иносказательную форму; иными словами, все Писание — это аллегория, и задача толкователя в том, чтобы раскрыть смысл этой аллегории.

89 Скиния — это подвижной шатер, который Моисей сделал священным для служения в нем Богу. Впоследствии другая скиния была устроена царем Давидом для установления в ней Ковчега Завета. Иными словами, это был главный переносной иудейский храм вплоть до того момента, когда Соломон соорудил храм в Иерусалиме, куда перенесли все содержимое скинии.

90 Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) был сыном известного писателя, тоже Луция Аннея Сенеки Старшего. Сенека Младший родился в Кордове, в Испании. Начав свою политическую деятельность, стал известен как оратор. Но впоследствии прославился также как философ и писатель. При Калигуле Сенека входит в сенат. Но при Клавдии он был обвинен в прелюбодеянии с опальной племянницей Клавдия и был сослан на Корсику, где находился в 45-48 гг. В 49 г. Агриппина Младшая призвала его обратно, и Сенека становится воспитателем Нерона, а после вступления того на престол вместе с префектом претория Бурром Сенека фактически руководил всей внешней и внутренней политикой. После убийства Нероном Агриппины (в 59 г.) отношения Сенеки с императором ухудшились, а после смерти Бур-ра в 62 г. Сенека отходит от политической деятельности. В 65 г. Нерон вынудил Сенеку покончить с собой, подозревая, что он знал о заговоре Гнея Кальпурния Пизона против императора. Сенека был очень плодовитым писателем. До нас дошла масса его произведений из самых разных областей науки и искусства, начиная от «Естественно-научных вопросов» и «Писем на моральные темы» и кончая 9 трагедиями и сатирой на императора Клавдия.

91 Сотион — стоический философ из Александрии, член кружка Секстиев. Известен его трактат «О гневе».

92 Марк Анней Лукан (39-65 гг.), сын брата Сенеки, Аннея Мела, родился в Испании, но рос и воспитывался у сво-

его дяди. В Риме он быстро стал известен как прекрасный поэт. Лукан входил в круг друзей Нерона, однако впоследствии оказался в опале из-за зависти императора к его литературной славе. В 64 г. Лукан принял участие в заговоре Пизона и по приказу Нерона покончил с собой. Из его многочисленных произведений сохранилась лишь историческая поэма «Фарсалия».

93 Эти письма явно апокрифического происхождения, поскольку у нас нет данных о переписке Сенеки с Павлом. По всей видимости, возникновение этих писем связано с тем, что старший брат Сенеки, Анней Новат, получивший по усыновлении имя Галлион, будучи проконсулом провинции Ахайя, отказался судить апостола Павла (Деян. 18:12—15).

94 Тит Флавий Веспасиан (9-79 гг. н.э.), первый римский император несенатского происхождения. Он был сыном откупщика из италийского города Реате. При Тиберии он вошел в состав сената. Веспасиан командовал одним из рейнских легионов, а также участвовал в завоевании Южной Британии. В 67 г. Нерон поручил ему подавление иудейского восстания. В 69 г. легионы восточных провинций провозгласили Веспасиана императором. На его сторону перешли и дунайские легионы, что помогло Веспасиану победить своего соперника Вителлия. В декабре 69 г. Веспасиан был признан сенатом. В течение своего правления Веспасиан продолжил активную внешнюю политику: были захвачены Декуматские поля (73—74 гг.) и Северная Британия (77 г.). Во внутренней политике Веспасиан восстановил порядок в империи, прежде всего в сфере финансов и правосудия.

95 Иосиф бен Маттафия (37 — ок. 100 гг. н.э.) происходил из знатного рода: по отцу среди его предков были первосвященники, по матери его род восходил к царскому иудейскому роду Хасмонеев. Он получил хорошее образование и в 60 г. был послан в составе делегации в Рим к Нерону с просьбой освободить из заключения нескольких иудейских священников. Иосиф провел в Риме несколько лет, а вскоре после возвращения был втянут в события, связанные с Иудейским восстанием 66—70 гг. Хотя он был сторонником «партии мира», т.е. считал войну с римлянами неразумной, он был назначен военачальником Галилеи. Он возглавил оборону крупной крепости Иотапата от войск Веспасиана в 67 г., а после ее падения попал в плен. Вскоре он был освобожден Веспасианом, вследствие чего принял имя

Флавий и стал именоваться Иосифом Флавием. 1 июля 69 г. египетские легионы провозгласили Веспасиана императором. Веспасиан отправился в Александрию, а затем в Италию, а Иосифа он отправил в качестве советника и переводчика к своему сыну Титу, который остался командующим римскими войсками в Палестине. В этом качестве Иосиф был свидетелем окончательного подавления восстания и разгрома римлянами Иерусалима в 70 г.

96 Тит после подавления Иудейского восстания вернулся в Рим, где в 71 г. стал соправителем отца и префектом претория.

97 По всей видимости, эта статуя была воздвигнута самими римлянами (ср. Euseb., HE, III, 9).

98 94 г. Сам Иосиф датировал это свое произведение 13-м годом правления Домициана (XX, 11, 1).

99 Речь идет о т.н. IV книге Маккавеев, которая посвящена мученической кончине старца Елеазара, Соломонии и семи ее сыновей, замученных за веру по приказу сирийского царя Антиоха VI Эпифана (175—164 гг. до н.э.), который пытался насильственно эллинизировать евреев, вводя в Палестине идолопоклонство. Сама по себе эта книга является апокрифической и даже не входит в кодекс традиционных книг Маккавеев. Авторство Иосифа Флавия в отношении этого произведения вполне обоснованно отвергается многими исследователями.

100 Фарисеи — название одной из древнееврейских сект, возникших в эпоху расцвета Маккавеев (ок. 150 г. до н.э.). В идеологическом плане они, признавая незаменимость Моисеева закона, считали, что закон существует для его добросовестного исполнения. А поскольку это исполнение не согласовывалось с требованиями современной жизни, то они стали толковать закон, т.е. придавать ему такой смысл, при котором проведение закона в жизнь не противоречило бы основной, с их точки зрения, цели законодательства — служить благу людей. Незадолго до рождества Христова фарисеи разделились на две фракции — школу Шаммая (они крепче держались буквы закона и не допускали большой свободы его толкования) и школу Гиллеля. Что касается утверждения Иеронима о том, то Иосиф Флавий приписывает осуждение Иисуса на смерть именно фарисеям, то непосредственно в тексте «Иудейских древностей» нет такой сентенции. И это естественно, поскольку сам Иосиф при-

надлежал к фарисеям. По всей видимости, на данный пассаж Иеронима повлияли библейские сюжеты, прежде всего обличительные речи Иисуса против фарисеев (см., например, Мат. 23).

101 Иудейские древности, XVIII, 3, 3.

102 Юст был современником Иосифа и также участвовал в Иудейском восстании. Его сочинение «Венец иудейских царей» было написано до 93/94 г., т.е. до выхода в свет «Иудейских древностей». В нем Юст, по всей видимости, обрушился с критикой на Иосифа за его деятельность в ходе восстания, обвиняя его, в частности, в том, что Иосиф выступил как безответственный поджигатель войны, чем и навлек погибель на свой народ. Возможно также, что речь может идти и о нападках на личные качества Иосифа и сомнения в его происхождении. В ответ Иосиф написал произведение, известное как «Жизнеописание», которое являлось приложением к «Иудейским древностям» и в котором Иосиф полемизирует с Юстом, сообщая некоторое количество биографических сведений, но посвящая большую часть книги истории приготовления к войне в Галилее.

Нам неизвестны другие произведения Юста. Что же касается упоминаемых Иеронимом толкований на Священное Писание, то речь может идти только о книгах Ветхого Завета, поскольку нет никаких оснований причислять Юста к христианам.

103 См. комментарии к Геннадию Массалийскому, прим. 59.

104 Лин был епископом в 67-76 гг. Другие сведения о нем отсутствуют.

105 Анаклет, называемый также Ананклетом или Клетом, был епископом в 88—97 гг. О нем известно лишь то, что он был по происхождению греком из Афин.

106 По мнению большинства историков, это послание было написано в правление Домициана, между 93 и 97 гг. Оно было написано по поводу возникших в Коринфе нарушений иерархического строя церкви.

107 III, 38, 5: «С недавнего времени стали приписывать ему (т.е. Клименту. — М.В.) многословные, длинные диалоги Петра с Аппионом. Никто из древних о них не упоминает, и нет в них чистого апостольского правоверия».

Ю8 это юо г. По всей видимости, у Иеронима здесь хронологическая неточность, поскольку общепринято, что Климент умер в 97 г.

109 Игнатий родился в Сирии, был учеником апостола Иоанна Богослова. Он был рукоположен в антиохийские епископы апостолом Петром и возглавлял антиохийскую церковь в 69—107 гг. В 107 г. он был осужден и отправлен в Рим, где принял мученическую смерть. Впоследствии Игнатий был позван Богоносцем, поскольку когда звери растерзали его тело, они не тронули сердце, и, по преданию, когда язычники рассекли мечом его сердце, они увидели буквенное изображение имени Иисуса Христа.

110 Еще в начале своего правления Траян издал указ против тайных обществ, который имел отношение прежде всего к Вифинии, области в Малой Азии, поскольку там любили шумно праздновать по разным поводам, а также были созданы специальные общества для тушения пожаров, от которых сильно страдали города. Траян считал, что подобные собрания могут служить благоприятной почвой и зародышем политических заговоров. Проконсул Вифинии Плиний Младший, назначенный прежде всего для ликвидации беспорядков в области, стал в 103—105 гг. применять этот указ Траяна и в отношений сообществ христиан. Однако поскольку христиан было слишком много для тайного общества и, кроме того, это было религиозное общество, то Плиний обратился с запросом к императору, следует ли преследовать христиан за то, что они христиане (кроме участия в тайном обществе вина христиан была в том, что они отказывались приносить жертвы перед изображениями богов и императора, а последнее расценивалось как признание нелояльности к императору). Траян ответил в форме указа, что христиан не следует специально разыскивать и выявлять полицейскими мерами, но если они предстанут перед судом и будут уличены в христианстве, то они должны быть наказаны. Фактически речь идет о запрещении христианства.

111 Все послания Игнатия — к церковным общинам городов, которые, по всей видимости, Игнатий проплывал на своем пути в Рим: Смирна, Эфес, Магнезия, Траллы, Филадельфия — города в Малой Азии. И будучи в Смирне, Игнатий, видимо, имел контакты с представителями этих общин.

"408 г.

113 Впоследствии мощи Игнатия были возвращены в Рим и положены в церкви св. Климента.

114 Поликарп родился ок. 80 г. в г. Смирне и был воспитан христианкой Каллистой. После ее смерти Поликарп

роздал свое имущество и стал служить бедным. Он был посвящен епископом Смирны Вуколом во диаконы, а затем в пресвитеры. Перед смертью Вукол завещал Поликарпу смирнскую кафедру. Еще будучи диаконом, Поликарп сопровождал апостола Иоанна в его путешествиях. Скончался Поликарп мученически в 167 г.

115 Вопрос о дне празднования Пасхи дискутировался в церкви с сер. II в. На Востоке, прежде всего в церквях Малой Азии, практиковалось празднование Пасхи одновременно с иудеями (14 день месяца нисан). На Западе Пасху никогда не связывали с Пасхой иудейской и праздновали ее в первый после полнолуния воскресный день. В 160 г. Поликарп посетил епископа римского Аникиту для достижения соглашения в том вопросе, но неудачно, и каждая из сторон осталась при своем мнении.

116 Антонин Пий (86-161 гг.), римский император с 138 г. Он был выходцем из галльского сенаторского рода, в 120 г. был избран консулом, затем был проконсулом провинции Азия. В 138 г. он был усыновлен императором Адрианом в качестве преемника. Время его правления отмечено тем, что Антонин не вел внешних войн, лишь укрепляя границы империи: в Британии, Германии и Реции. Однако ему пришлось подавлять антиримские восстания в Британии, Мав-ретании, Египте и Иудее. В целом его правление было весьма благоприятным для империи.

117 Аникет был римским папой в 155—166 гг. Данные о его биографии отсутствуют.

118 О них см. подробнее комментарии к Геннадию, прим. 80,81.

119 Марк Аврелий Антонин (121—180 гг.), римский император с 161 г. Он родился в сенаторской семье испанского происхождения. В 138 г. по желанию императора Адриана был усыновлен наследником Адриана Антонином Пием, который приходился дядей Марку. В 145 г. он женился на дочери императора Антонина Пия Фаустине и после смерти последнего взошел на престол в 161 г. До 169 г. он правил вместе со своим сводным братом Луцием Вером. Период его правления был весьма беспокойным в военном отношении — кроме подавления антиримских и сепаратистских восстаний в провинциях (в Британии — в 162 г., в Египте и Сирии — в 175 г.) Марк был вынужден вести многочисленные внешние войны: на Востоке (с парфянами в 162— 166 гг.) и главным образом на Западе (знаменитые Марко-

манские войны 166—180 гг.). Однако наиболее известен Марк стал благодаря своим научным занятиям философией. Марк Аврелий, именуемый в античных источниках зачастую «Марком Антонином философом», был одним из наиболее выдающихся представителей поздней Стой.

Под именем Луция Аврелия Коммода фигурирует император Луций Вер, полное имя которого было Луций Элий Аврелий Коммод, а после вступления вместе с Марком на престол он стал зваться Цезарь Луций Аврелий Вер Август. Луций был сыном Элия Вера, усыновленного императором Адрианом. По настоянию Адриана Луций Вер был усыновлен Антонином Пием вместе с Марком Аврелием. Традиция рисует Вера, в противоположность Марку, как склонного к распущенности и разгульной жизни. Однако известно, что именно под его руководством была проведена блестящая победоносная кампания против парфян (162—166 гг.). Луций Вер внезапно скончался в 169 г. во время похода против германцев.

120 Гонения начались серией указов, которыми было предписано не только арестовывать известных христиан, но и целенаправленно отыскивать их. Для этого поощрялись доносы на христиан, а доносчик получал имущество обвиняемого. Впервые были четко предписаны особенности наказания христиан: их подвергали пыткам, чтобы принудить к отречению, но если они не отрекались, то их казнили. Уже в этот период христиан стали широко обвинять в тягчайших преступлениях — убийствах, людоедстве и пр., так что даже отрекшихся от христианства продолжали держать в тюрьме как убийц (см. Euseb., HE, V, 1). Это гонение охватило различные регионы империи: Малую Азию (мучения в 167 г. в Смирне Поликарпа и 11 христиан из Филадельфии), Галлию (мучения ок. 40 христиан в Лугдуне и Виенне в 177 г.), Рим (мученическая смерть Юстина Философа и 6 его учеников в 167 г.). Евсевий (V, 5) отмечает, что гонение прекратилось по приказу самого Марка Аврелия. И хотя дата этого приказа, приводимая Евсевием (174 г.), вызывает резонные возражения исследователей, вполне возможно, что какой-то аналогичный указ был издан после 177 г.

121 Кроме этого послания из трудов Поликарпа известны несколько «Ответов», содержащих разъяснение некоторых изречений Христа. Упоминаются также его послание в афинской церкви и книги «Учение» и «Против Евиона».

122 См. комментарии к Геннадию, прим. 45. Следует отметить, что дальнейшая цитата из труда Папия является цитатой из труда Евсевия (III, 39, 3—5).

123 Филипп — апостол из числа 12, родом из города Виф-саиды в Галилее. Он был призван Иисусом к апостольской деятельности на другой день после того, как за Иисусом последовали Петр и Андрей. Через год после этого он был избран Иисусом в число ближайших 12 апостолов. Он был женат и имел трех дочерей. После распятия Иисуса Филипп проповедовал в Скифии и Фригии. В правление Домициана он был распят головой вниз в г. Иераполе.

124 Фома — один из 12 апостолов, был родом из галилейского города Пенеады, по всей видимости, из рыбаков. Фома уже был среди учеников и последователей Иисуса, когда он избирал 12 апостолов. После распятия Иисуса Фома проповедовал в Палестине, Месопотамии и других странах (церковные писатели упоминают Парфию, Эфиопию, Индию, а индийские христиане возводят основание своей церкви к Фоме). Фома мученически пострадал в Индии, в городе Малипуре, за обращение в христианскую веру жены местного правителя и его сестры.

125 Матфей — апостол и евангелист, автор первого канонического Евангелия. Его имя было Левий, и он был сборщиком пошлин, и с этой должности был призван Иисусом. После распятия Иисуса он в течение 15 лет проповедовал в Иерусалиме, а затем отправился проповедовать другим народам: по одним источникам, в Эфиопию и Парфию, по другим — в Персию и Мидию. О его смерти также нет точных данных. По одним сведениям, он был сожжен в Эфиопии, по другим — умер своей смертью.

126 Аристион — один из учеников Иисуса. Сведений о нем дошло очень мало. Известно, что он был епископом в г. Смирне.

127 По всей видимости, речь идет о Марке Евангелисте (см. прим. 66), который первоначально носил имя Иоанн, а затем двойное Иоанн-Марк.

128 Эти два послания Иоанна Богослова значительно более кратки в отличие от первого и адресованы «избранной госпоже» (II послание) и «возлюбленному Гаю» (III послание). В этих посланиях автор предостерегает от лжеучителей и злонамеренных людей.

129 Известен больше как Кодрат. Он был первым апологетом христианской церкви. Исторические сведения о нем

очень скудны. Свой апологетический труд он подал Адриану в 126 г. Известно также, что, будучи епископом в Афинах, он после 126 г. стал епископом в г. Магнезии в Фессалии, где и мученически скончался в правление Адриана.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...