Геннадий массилийский «книга о церковных писателях» 7 глава
329 См. комментарии к Геннадию, прим. 53. 330 Флавий Феодосии I Великий (347—395 гг.), родился в Северной Испании, сын полководца Валентиниана I, сам стал офицером. После победы готов над армией Валента в 378 г. Грациан провозгласил его в 379 г. августом в Сирмии. В 382 г. Феодосии заключил мир с вестготами и расселил их в качестве федератов южнее нижнего течения Дуная. В 388 г. Феодосии устранил узурпатора Магна Максима и передал власть над Италией Валентиниану П. После убийства Валентиниана в 394 г. Феодосии предпринял второй поход в Италию, в ходе которого разбил войска узурпатора Евгения под Аквилеей и объединил всю империю под своей властью. В вопросах религии Феодосии отказался от арианства в пользу учения Афанасия, провоглашенного единой (католической) государственной религией в 381 г. на II Вселенском соборе в Константинополе. Одновременно Феодосии преследовал язычников: в 391 —392 гг. он запретил языческие культы, в 394 г. — Олимпийские игры. 331 См. комментарии к Геннадию, прим. 34. 332 Город Элибери (совр. Гранада), на реке Сингилис, расположен в Испании, в области Бетике (совр. Андалузии). 333 См. комментарии к Геннадию, прим. 41. 334 См. выше, прим. 70. 335 Фебадий (у Иеронима он назван Федабием, но скорее всего это ошибка переписчика), епископ Агена (совр. Ажан, недалеко от Тулузы), был одним из самых твердых адептов никейского символа веры на Западе. Даже когда в 359 г. члены Арминского собора подписали компромиссную (с ариа-нами) т.н. «датированную веру» (IV сирмийская формула, в которой было обозначено точное время ее составления), Фебадий был один из немногих, кто протестовал против этого. Его сочинение «Против ариан» было первым подобным произведением на Западе. Причиной его написания была т.н. II сирмийская формула, присланная на Запад с письмами членов Сирмийского собора 351 г.
336 Дидим (310—395 гг.) более 50 лет управлял Александрийским училищем. Он был учеником и преемником по училищу Афанасия Великого, и вслед за ним Дидим активно боролся против арианства. Кроме перечисленных у Иеронима известны два трактата — «О Троице» и «Против манихеев». 337 Пророк Захария был одним из т.н. малых пророков. Он родился во времена вавилонского плена, дожил до возвращения, после чего много содействовал нравственному возрождению народа. Ему принадлежит особая книга, написанная в 520 г. до н.э. 338 См. комментарии к Геннадию, прим. 22. 339 См. выше, гл. ХСШ. 340 Кирилл (315—386 гг.) стал епископом Иерусалима в 351 г. Он был трижды свергнут арианами с кафедры. Тем не менее среди православных он одно время считался ариа-нином, поскольку посвящен был в епископы арианином Акакием, епископом Кесарии, а затем долго дружил с полу-арианами. Но уже на II Вселенском соборе (381 г.) Кирилл присутствовал как православный епископ, выступавший против ариан. 341 Евзой был ближайшим сподвижником Ария: вместе с ним Евзой в 335 г. подал императору Константину свое изложение веры. В 360 г. Евзой был назначен епископом Антиохии. Однако все христиане города, считавшие себя православными, прервали с Евзоем церковное общение. 342 Епифаний (367—403 гг.) был по происхождению фракийцем, получил образование в доме богатого иудея, поэтому сначала был иудеем. После смерти своего воспитателя Епифаний принял христианство, роздал наследство бедным и удалился в Египет. Возвратясь в Палестину, он предался аскетической жизни в пустыне. Наконец, он переселился на Кипр, где в 367 г. стал епископом Саламина и находился на этом посту 36 лет. Епифаний принимал самое активное участие в борьбе с арианами. Упоминаемые Иеронимом труды — это «Анкорат» (якорь), в котором раскрывается православное учение о Троице, воплощении, воскресении (против ариан, полуариан, македониан, аполлинариев) и «Панарий» (аптека), в котором описываются и опровергаются 20 дохристианских ересей и 80 христианских.
343 См. комментарии к Геннадию, прим. 16. 344 См. комментарии к Геннадию, прим. 57. 345 Мазака — Кесария располагалась у подножия горы Аргей, вблизи истоков реки Мелас (совр. Кайзирие). 346 См. комментарии к Геннадию, прим. 35. 347 Флавий Грациан (359-383 гг.), сын Валентиниана I. В 367 г. он стал соправителем отца, а после смерти последнего принял в Трире управление западной частью империи и опекунство над своим сводным братом Валентинианом II. Под влиянием своего наставника Авзония Грациан старался наладить отношения с сенатом. В 378—383 гг. по инициативе Грациана шла борьба с варварами на Рейне и Дунае. После поражения у Адрианополя войск Валента Грациан назначил Феодосия императором Востока. Когда начался мятеж Максима в Британии, Грациан был покинут своими войсками и убит. Император был ревностным христианином и под влиянием епископа Медиолана Амвросия сложил с себя обязанности великого понтифика, покончил с терпимостью в отношении язычников и еретиков (ариан и донатистов). 348 См. комментарии к Геннадию, прим. 58. 349 В 380 г. в Константинополь из Египта явился Максим философ, который носил два имени: латинское Максим и греческое Герон. Максим ревностно посещал богослужения. Григорий Богослов, который тогда был фактически епископом Константинополя, увидел в нем подвижника и произнес в честь него слово. Однако однажды ночью, когда Григорий был болен, разнесся слух, что явились епископы из Египта и под влиянием Петра, епископа Александрии, рукополагают Максима во епископа Константинополя. Народ ворвался в церковь и изгнал оттуда Максима и епископов. Григорий после этого произнес слово против Максима. После этих событий Максим отправился в Египет и потребовал от Петра Александрийского, чтобы тот уступил ему свою кафедру или дал другую. Затем Максим отправился в Рим, но папа римский Дамас не стал его и слушать. Дело Максима разбиралось на II Вселенском соборе в Константинополе в 381 г. Собор признал Григория Богослова епископом Константинополя, а Максиму отказал в этом посту, поскольку его хиротония не была доведена до конца в церкви (после изгнания из церкви египетские епископы, чтобы придать рукоположению вид законности, все-таки закончили обряд, но уже на дому). Однако в том же 381 г. состоявшийся в Риме собор, в пику восточным епископам, признал Максима законным епископом Константинополя, поскольку совершение обряда хиротонии на дому, а не в церкви, оправдывали тем, что якобы в Константинополе были тяжелые времена из-за гонений со стороны ариан. Римский собор постановил отправить ходатайство Феодосию об утверждении Максима в этом сане. Но в Константинополе уже рукоположили нового епископа, Нектария. В 382 г. вновь состоялись соборы в Константинополе и Риме. Епископы, собравшиеся в Константинополе, отправили на римский собор трех послов с посланием, в котором подчеркивалось, что в Константинополе считают хиротонию Нектария совершенно канонической. Поскольку одновременно между Константинополем и Римом дискутировался вопрос о замещении поста епископа Антиохии, то западные епископы, желая добиться успеха в вопросе о епископе Антиохии, отказались от своей поддержки Максима.
350 После того как в 361 г. арианский епископ Александрии Георгий был убит, на кафедру в очередной раз вернулся из изгнания Афанасий Великий. В том же году он опять бежал от Юлиана и вернулся в 364 г. Но в октябре 365 г. он вновь был сослан по приказу императора Валента, который был сторонником ариан и назначил епископом Александрии арианина Луция. Уже в январе 366 г. по настоянию народа Александрии Луций был низложен, а Афанасий возвращен на свою кафедру. После смерти Афанасия в 373 г. его место занял Петр, однако в 375 г. он был вытеснен все тем же сторонником ариан Луцием, который оставался епископом Александрии до 378 г. 351 Диодор (ум. 391/392 г.) был одним из виднейших богословов антиохийской школы, учитель Иоанна Златоуста. Диодор стал епископом Тарса в 378 г., участвовал в 381 г. во II Вселенском соборе. В указе императора, изданном с ведома собора, он упоминается среди тех епископов, согласие с которыми является мерилом православия. Однако впоследствии, уже после смерти, во время т.н. христологических споров, Диодор был причислен к еретикам, его называли предшественником Нестория. В результате из всего его литературного наследия сохранились лишь отрывки: известно, что он писал комментарии на многие книги Ветхого и Нового Завета, против манихеев, против аполлинаристов, против астрологического фатализма.
352 Присциллиан, епископ испанского города Абила, происходил из богатого и знатного рода. Когда он стал проповедовать свое учение, к нему примкнули многие, в том числе и некоторые епископы. В 380 г. в Цезареавгусте (совр. Сарагоса) на соборе испанских и аквитанских епископов Присциллиан и его сторонники были осуждены. Именно после этого сторонники рукоположили Присциллиана епископом, т.к. до того он не имел духовного сана. Тогда наиболее ярые противники Присциллиана, и главным образом испанский епископ Идаций, обратились к императору Грациану, который по их ходатайству издал указ, предписывающий изгнать еретиков за пределы Римской империи. Присциллиане же направились в Рим к Дамасу за защитой, но папа не принял их, хотя и не осудил. Тогда они обратились к Амвросию Медиоланскому, но с тем же успехом. Тогда присциллиане обратились к Македонию, начальнику императорской канцелярии, с помощью которого добились указа Грациана о принятии их в лоно церкви. В результате проконсул Волвенций поддерживал присциллиан, а префект Галлии Григорий, наоборот, приютил бежавшего Ифация. Однако после прихода к власти узурпатора Максима присциллиане лишились опоры на светскую власть. Ифаций с Гидацием добились указа Максима о проведении собора по делу присциллиан, который состоялся в Бургидале (совр. Бордо) в 384 г. На соборе ближайший сторонник Присциллиана Инстанций был лишен епископского сана, а Лрисциллиан потребовал императорского суда. В 385 г. светский суд признал Присциллиана виновным в распространении пагубного учения. Максим приговорил Присциллиана с 4 сподвижниками к смертной казни (на основании закона Феодосия против манихеев), и они были казнены в Трире. Остальные члены секты подверглись ссылкам, конфискации имущества, телесным наказаниям, а также казням. Секта существовала еще ок. 100 лет, и после 600 г. присциллиане уже не упоминаются. Идеологические расхождения присциллиан с ортодоксами были невелики. Хотя их и пытались обвинить в безнравственности, но твердо известно, что присциллиане, наоборот, были сторонниками аскетизма. Из сохранившихся фрагментов можно указать лишь на некоторые особенности их догматических воззрений: Писание нуждается в истолковании и исследовании основ веры, поскольку это дает возможность понять смысл писания. При этом Ветхий Завет сохраняет свое значение только при аллегорическом понимании. Целью всей высшей мудрости является единение с Христом, а если считать Христа началом всего, то и человек является местом обитания Христа.
353 Идаций и Ифаций, испанские епископы, были самыми принципиальными противниками Присциллиана. Именно они в 380 г. обратились к Грациану с просьбой запретить эту секту. После того как присциллиане получили поддержку императора через Македония, Ифацию пришлось бежать, и он нашел приют у префекта Галлии Григория. И в 383 г. Идаций и Ифаций обратились уже к Магну Максиму с просьбой созвать собор против присциллиан. Однако осуждение и казнь Присциллиана и его соратников вызвала возмущение среди самых видных представителей церкви, в том числе у Мартина Турского и Амвросия Медиоланского. Мартин, Амвросий и римский папа Сириций отказались общаться с епископами, осудившими Присциллиана, а Идаций даже лишился своей кафедры. В 386 г. в Трире состоялся собор, который оправдал Ифация, обвиненного в смерти Присциллиана. 354 В 383 г. в Британии вспыхнул мятеж, и войска провозгласили императором испанца Магна Максима. Император Грациан в это время находился в Парисиях (совр. Париж). Когда Максим начал наступление на Галлию, галльские войска изменили Грациану, и император был убит. Под властью Максима оказались Британия, Испания, Галлия. В 384 г., после победы Максима над галлами, Валентиниан II признал Максима и заключил с ним мир (фактически от имени 12-летнего Валентиниана правила его мать Юстина, а скорее всего Феодосия). Под властью Валентиниана остались Италия и Иллирия. И в 387 г. Максим захватывает Италию. Валентиниан и Юстина бежали в Фессалонику и обратились за помощью к Феодосию. В 388 г. Феодосии двинулся на запад, разбил войска Магна Максима и убил его самого. 355 Амвросий родился ок. 340 г. в Галлии. Он принадлежал к знатному роду, его отец был префектом Галлии. Амвросий получил образование в Риме, где рано стал известен благодаря своему ораторскому таланту. К 374 г. Амвросий был консуляром Верхней Италии. В том же году умер епископ Медиолана Авксентий, и в городе разгорелись ожесточенные споры между православными и арианами о его преемнике. Обе стороны сошлись на кандидатуре Амвросия, который явился их успокаивать на собор. Несмотря на то что Амвросий не был клириком, его единодушно избрали. Довольно скоро новый епископ стал признанным авторитетом в богословии и в православии вообще: в результате упорной борьбы 385—386 гг. Амвросий не дал арианам захватить ме-диоланскую базилику. Вся антиязыческая политика императора Грациана и его преемников фактически определялась именно Амвросием. Умер епископ Медиолана в 397 г. Литературное наследство Амвросия весьма обширно. Так, известны его 91 письмо к различным адресатам и 4 речи (три из которых надгробные). Из его догматических сочинений известны следующие: трактаты «Об обязанностях служителей», «О девственницах», «О девстве», «О вдовах», «О воспитании девы», «Одобрение девства», «О вере», «О Святом Духе», «О воплощении Господнем», «О таинствах», «О раскаянии». Большое место в творчестве Амвросия занимают экзегетические произведения: «О рае», «О Каине и Авеле», «Апология пророка Давида», «О Товите», «Комментарии к Евангелию от Луки», «Комментарии к псалму 118», «О Ное», «Об Аврааме», пр. Кроме того, Амвросий практически первым на Западе сочинил церковные гимны и преобразовал церковное пение (ввел т.н. антифонное, т.е. попеременно на двух клиросах) пение. 356 Имя Евагрия связано с расколом павлиниан-евстафиан в Антиохии (см. подробнее комментарии к Геннадию, прим. 15). Павлин, вставший во главе раскола, был рукоположен епис- копом Антиохии для павлиниан. Перед смертью, в 389 г., Павлин рукоположил своим преемником на посту епископа раскольников Евагрия. Евагрий был пресвитером в церкви павлиниан, и в 373 г. именно он был в Риме у папы Дамаса, который благоволил к павлинианам. Умер Евагрий в 392 г. 357 См. прим. 354. 358 Григорий (ок. 335 — ок. 394 гг.) был младшим братом Василия Великого и образование получил главным образом под руководством старшего брата. Григорий первоначально неохотно вошел в клир и даже одно время вышел из него. Ему больше по душе были занятия наукой и аскетическими упражнениями. В 371 г. Василий посвятил Григория в епископа небольшого каппадокийского города Ниссы. В 376 г. ариане низложили его, но после смерти Валента в 378 г. он вернулся на свой пост. В 379 г., во время пребывания в Малой Армении, он был практически против воли избран митрополитом Севастийским, однако через несколько месяцев покинул этот пост. В 382 г. он присутствовал на II Вселенском соборе, и в указе Феодосия, изданном после собора, Григорий был среди тех, единомыслие с которыми служило мерилом православия. Особенностью догматических воззрений Григория было то, что, придерживаясь общепринятого православного учения, он был почитателем Оригена, а также признавал некоторые элементы неоплатонической философии. Литературное наследие Григория дошло до нас в практически полном виде и представляет собой достаточно солидный корпус экзегетических и догматических сочинений: «Толкование на шестиднев», «Об устроениии человека», «О жизни Моисея», «Большое огласительное слово», «Против Евномия», «Опровержение мнений Аполлинария», «Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому», «К Симпликию о вере», «Против язычников», «К Авлалию о том, что не три Бога», «Слово против Ария и Савеллия», «Слово о Св. Духе против Македония», «Слово о божестве Сына и Духа в похвале праведному Аврааму», «Против учения о судьбе», «О душе и воскресении», «Об истинном подвижничестве», пр. Кроме того, известны немногочисленные проповеди и 26 писем Григория. 359 По всей видимости, речь идет о молодом тогда (ок. 392 г., когда Иероним написал этот свой труд) Иоанне Златоусте, который родился в 347 г. (см. подробнее комментарии к Геннадию, прим. 73). Известно, что Иоанн был учеником Дидора, впоследствии ставшего епископом Тарса. Евсевий Эмесский также мог быть среди учителей Иоанна, поскольку последнее время перед смертью он провел в Антиохии, где и умер в 360 г. Что касается сочинения, упоминаемого Иеро-нимом, то это «Слово о священстве», которое Иоанн написал в ответ на упреки, что он отказывается от сана епископа. 360 О Геласии известно крайне мало. Он был подвижником, неплохим оратором, явно антиарианином. Известно о его присутствии на соборе в Константинополе в 382 г. в числе православных епископов. 361 Феотим был славянином по рождению. В 390 г. он стал епископом г. Томы в Малой Скифии (области во Фракии). Известно о его присутствии на соборе в Константинополе в 399 г. Затем он принял участие в распре в Константинополе Иоанна Златоуста, епископа Константинополя, и Епи-фания Кипрского, став фактически на сторону Иоанна. Впоследствии Феотим путешествовал по Дунаю с евангельской проповедью. Умер он не позже 412 г. Из его произведений известны следующие: «Об учении Спасителя», «Против идолов», «На Бытие», «О посте». 362 Флавий Люций Декстр, расцвет творчества приходится на середину 90-х гг. IV в. 363 Амфилохий (род. в 344 г.) был епископом Иконии, главного города области Ликаонии в Малой Азии (совр. Ко-ния). Он был другом Василия Великого. Известно о его присутствии в 381 г. на II Вселенском соборе в Константинополе, на котором Амфилохий вместе с епископом Антиохии Писидийской Оптимом стал архиепископом малоазииских областей. В 383 г. он был на аудиенции у императора Феодосия, и именно его влиянию приписывают появление эдикта Феодосия против еретиков. Умер Амфилохий после 394 г. Из приписываемых ему сочинений одни явно подложные, подлинность других вызывает сомнения. 364 Годы жизни неизвестны. Расцвет его деятельности приходится на 492 г. Возможно, является автором греческого перевода данного сочинения Иеронима. 365 Речь идет о знаменитом культе Сераписа в Александрии. Это святилище было разрушено христианами в 391 г. 366 Иларион Великий, христианский аскет IV в. Он родился близ Газы, изучал науки в Александрии, где и принял христианство. Впоследствии он вернулся на родину и стал вести жизнь отшельника в пустыне близ Газы. Иларион был основателем нескольких монастырей и первым распространителем монашества в Палестине. 367 Подробнее об Иерониме см. комментарии к Геннадию, прим. 2. 368 Стридон находился на дороге между совр. Гламочем и совр. Грахово. Первое упоминание этого городка относится к 282/284 г. Он находился в провинции Далмация, в районе совр. Грахово Поле, почти на границе Далмации и Пан-нонии. Христианство в Стридоне появляется рано, о чем свидетельствуют акты Никейского собора 325 г., в которых упоминается provinciae Pannoniae Domnus Stridonensis. После поражения войск Валента в сражении при Адрианополе в 378 г. готы осадили Константинополь, но затем «отошли оттуда и рассыпались по северным провинциям и свободно прошли их до самого подножия Юлиевых Альп, которые в древности назывались Венетскими» (Amm. Marc, XXXI, 16, 7). По всей видимости, именно тогда Стридон и был разгромлен. Маловероятно, что город был впоследствии восстановлен, поскольку в списке городов Прокопия Кесарийского Стридон не упоминается. 369 См. комментарии к Геннадию, прим. 5. 370 Павел Препростой был крестьянином и до старости жил в мире, терпеливо перенося оскорбления от своей злой и неверной жены. Потеряв надежду на ее исправление, в возрасте 60 лет Павел ушел в пустыню к Антонию Египетскому и здесь безропотным послушанием достиг совершенства, получив дар прозорливости и чудотворства. Умер Павел в 340 г. 371 См. комментарии к Геннадию, прим. 89. 372 Павла (346—404 гг.) происходила и богатой и знатной римской фамилии. После смерти мужа она посвятила себя благотворительности и в 385 г. с дочерьми отправилась на Восток. На дороге между Вифлеемом и Иерусалимом Павла построила мужской монастырь, где Иероним, с которым Павла познакомилась еще в Риме в 381—384 гг., был настоятелем. В самом Вифлееме Павла основала обширный женский монастырь, где и скончалась. У Павлы было три дочери, Блезилла, Юлия и Евстохия, к которым адресованы многие послания Иеронима, упоминаемые в тексте. Упоминаемая там же Марцелла также является римской знакомой Иеронима. 373 Филимон, апостол из числа 70, соратник апостола Павла, богатый и знатный гражданин Колосса, обращенный к Христу либо самим Павлом, либо епископом Колосса (Архиппом или Епафрасом). По одним данным, Филимон стал епископом Колосса и при Нероне был казнен приказу префекта Эфеса, либо он был епископом Газы. Послание Павла к Филимону вызвано тем, что один из рабов Филимона бежал в Рим, там был крещен Павлом и решил возвратиться к Филимону, а Павел просит Филимона принять раба как брата. 374 Михей, один из 12 малых пророков. Он родился в Иудее и проповедовал в VIII в. до н.э. Под его именем известна книга, состоящая из 7 глав. В ней предсказывается падение Иудейского царства и содержится указание причин этого. В частности, именно у Михея встречается упоминание Вифлеема как места рождения Мессии. 375 Софония, один из малых пророков. Жил в VII в. до н.э. и происходил, по всей видимости, из царского рода. Книга Софонии предсказывает катастрофу (распад) Иудейского царства с призывом к покаянию. 376 Наум, один из малых пророков. Жил в VII в. до н.э., был родом из Елкоса. Его книга состоит из трех глав и посвящена предсказанию разрушения Ниневии. 377 Аввакум, один из малых пророков. Родился и умер, вероятно, в Иудее. Вся книга Аввакума состоит из трех глав, в которых он предсказывает нашествие халдеев, но подчеркивается, что иудеи в конце концов будут спасены Богом от погибели. 378 Аггей, один из последних пророков Ветхого Завета. Он пророчествовал во второй половине VI в. Речи Аггея направлены к первосвященнику и паше, которых пророк упрекает в бездействии и побуждает к возобновлению реставрации Иерусалимского храма. Геннадий Массилийский КНИГА О ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЯХ Сегодня известно около 100 рукописей сочинения Геннадия. Самые старые кодексы — это Римский, Веронский, Верчельский, Монпелье, Парижский, Мюнхенский и Венский. Печатных изданий книги Геннадия несколько меньше, чем труда Иеронима, поскольку они не всегда издавались вместе. Из отдельных публикаций наиболее известны издания 1612 и 1703 годов. Первым относительно критическим изданием текста считается веронское издание сочинений Иеронима 1734—1742 годов, предпринятое Валарси, которое учитывает не только традиционные кодексы, особенно Корвейский и Сен-Галленский, на которых основывались предыдущие издания, но также и Вольфенбюттельский, Мюнхенский, экземпляр из Бодлеянской библиотеки, Нюрнбергский и другие. Именно на это издание ориентировался аббат Минь, готовя текст произведения Геннадия для своей Патрологии. В 1895 году «Книга» была опубликована вместе с «каталогом» Иеронима в упоминавшемся издании Бернулли. Кроме того, это сочинение Геннадия неоднократно издавалось с другими аналогичными каталогами средневековых писателей (например, кельнское издание (1580 г.) вместе с трудами Иеронима, Исидора Севильского, Гонория Августодунского, Сигиберта Гемблаценского, Генриха Ган-давенского; антверпенское издание (1639 г.) того же состава со схолиями Обера Миро и др.). В настоящем издании перевод с латинского выполнен М.Ф. Высоким по изданию Ж.-П. Миня: Gennadii Massiliensis Liber de scriptoribus ecclesisticis // Patrologiae cursus completus. Series latina. T. LVIII. Paris, 1862. Col. 1053-1120. * * * 1 Пресвитер — вторая степень священного сана после епископа. Обязанности пресвитера были следующие: благословение верующих; председательствование в собраниях верующих в отсутствие епископа (в его присутствии пресвитеры занимали второе место); произнесение проповеди с благословения епископа, которому это право принадлежало; совершение таинств и священнодействий. 2 Иероним (347—419/420 гг. н.э.), родился в богатой семье в г. Стридоне в Далмации, учился в Риме, был учеником грамматика Элия Доната, наиболее знаменитого в IV в. Крещеный папой Либерией (352-366 гг.) ок. 365 г., Иероним отправился в Трир для изучения теологии. Вернувшись в Аквилею, он ведет в 368—374 гг. аскетический образ жизни с группой друзей. Затем Иероним отправляется пилигримом в Иерусалим, но заболевает в Антиохии и, воспользовавшись вынужденной задержкой, слушает Аполлинария Лаодикей-ского и совершенствует свои познания в греческом. В течение трех лет (375—378 гг.) он жил отшельником в Халкидской пустыне близ Антиохии и изучал еврейский. Посвященный в духовный сан в 379 г., Иероним отправился из Антиохии в Константинополь, где посещал лекции Григория Назиан-ского. В 382 г. он сопровождает Павлина Антиохийского и Епифания в Рим на собор, который был собран для борьбы с антиохийской ересью. Здесь Иероним стал другом и секретарем папы Дамасия (366—384 гг.), который попросил его сделать латинский перевод Библии (впоследствии перевод Иеронима стал весьма популярен и получил название Вульгата «Vulgata» — «Общеупотребительный»). Острая критика Иеронимом церковных злоупотреблений создала ему столько врагов среди клира, что в 385 г., после смерти папы Дамасия, он опять покинул Рим. Во время своего пребывания в Риме Иероним был духовником нескольких благочестивых женщин, и в Антиохии к нему присоединились две из них — богатая вдова Павла и ее дочь Евстохия. Вместе они отправились в Иерусалим, но сначала посетили Египет. В конце концов они поселились в Вифлееме, где основали мужской и женский монастыри и где Иероним продолжил свои писательские труды вплоть до смерти. 3 Прямого соответствия в каноническом Евангелии нет. Возможно, это реминисценция какого-либо апокрифа. У Луки сохранился рассказ о том, что младенец Иисус лежал в яс- лях (Лук. 2:7—17), однако конкретный образ «благоразумного вола» в канонических текстах не присутствует. 4 До нас дошло 117 его писем. 5 Феодосии I, император Римской империи в 379-395 гг.; Аркадий, провозглашен отцом императором в 383 г., император Восточной Римской империи в 395—408 гг.; Гонорий, провозглашен отцом императором в 393 г., император Западной Римской империи в 395—423 гг. 6 Яков, первый епископ Нисибса. Посвящен в сан в 308/309 г. и основал там церковь в 313-320 гг. Согласно утверждению Феодорита (II, 30), Яков был и светским правителем Нисибса. Умер он в 337 г. Ему приписывалось совершение множества чудес, например воскрешение мертвых (Theodorit. I, 7). 7 Гай Валерий Галерий Максимин Дайа (Даза), римский император (309—313 гг.). Он был выходцем из Иллирии, племянником императора Галерия (305—311 гг.). С 1 мая 305 г. он — цезарь восточной части империи, а в 309 г. получил титул августа. 30 апреля 313 г. потерпел поражение от своего соперника Лициния в битве при Адрианополе. Во время своего правления Максимин продолжил начатую Диоклетианом политику жестоких преследований христиан. 81 Вселенский собор в Никее в 325 г. Основатель учения — Арий, родом из Ливии, был пресвитером церкви в Бав-калии, районе Александрии. В 318—319 гг., когда Александрийским патриархом был Александр, Арий выступил с проповедью собственного христологического учения. Александр осудил учение Ария и собрал египетских епископов для обсуждения этого вопроса. Их было около 100, и только 2 оказались на стороне Ария. Эти двое, а также 6 пресвитеров и 6 диаконов были низложены. Арий со своими сторонниками покинул Египет и прибыл в Кесарию к своему соратнику епископу Евсевию. На соборе, созванном арианами в Вифинии, Евсевий требовал от Александра отменить отлучение, но тот отказался. Арий со своими сторонниками вернулся в Египет. В Александрии возникла смута, начались стычки между сторонниками и противниками Ария. Император Константин I, считавший спор чисто богословским, написал Александру и Арию письмо, в котором призывал их к согласию и миру. Посланник императора, доставивший письмо в Египет, убедился, что о мире не может быть и речи. Тогда Константин I решил созвать собор. На соборе в Никее Арий был осужден и сослан, в 328 г. реабилитирован в связи с заступничеством Евсевия Кесарий-ского перед императором. С этого времени основной противник Ария — Афанасий, диакон Александра, который после смерти последнего стал Александрийским патриархом. В 333 г. вновь осужден Константином I, а в 335 г. вновь реабилитирован собором в Тире и Иерусалиме. Вскоре после этого Арий умер. Учение Ария состоит в следующем: Бог-Отец есть один Бог нерожденный. Сын от Отца имеет свое бытие. Творение Сына — абсолютно первичный момент бытия Сына. Бог, одаренный премудростью и словом и, следовательно, всесовершеннейший, почувствовал нужду в сыне лишь при сотворении мира, так как мир не мог выдержать непосредственного прикосновения руки Божьей. Поэтому Бог творит Сына, посредством коего создает мир низших существ, по отношению к которым созданный стоит как Создатель. Святой Дух, по мнению Ария, также не извечен, он сотворен, но уже Сыном. 9 Речь идет об императоре Флавии Валерии Константине I Великом (306—337 гг.) и его сыне императоре Флавии Юлии Констанции II (337—361 гг.). Константин I умер 22.05.337, а Констанций II еще при жизни отца, в 324 г., был титулован цезарем и в 335 г. получил в правление азиатские провинции империи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|