Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геннадий массилийский «книга о церковных писателях» 6 глава




275 Марк Аврелий Кар родился в Южной Галлии. При императоре Пробе он занимал должность префекта претория, а после смерти Проба был провозглашен императором легионами Реция и Норика в сентябре 282 г. Он также вел пограничные войны и одержал победы над германцами и сарматами на Дунае и над персами в Месопотамии, причем захватил столицу Ктесифон. Но во время похода Кар внезапно скончался в июле 283 г.

276 Петавион (Петавоний, Патаоний), — город в Панно-нии, на реке Драва (совр. Петтау). Епископ этого города Викторин мученически скончался в период гонений Диоклетиана 303-305 гг.

277 См. комментарии к Геннадию, прим. 62.

278 Речь идет о Максимине Дайе (см. подробнее комментарии к Геннадию, прим. 7). Он активно поддержал гонения на христиан, начатые еще Диоклетианом, в 306 г., вскоре после вступления на престол вновь разослал по всем областям Востока последний указ Диоклетиана о гонениях: всех христиан вносили в списки и вызывали поименнб для исполнения обряда языческого жертвоприношения. По приказанию Максимина товары, продававшиеся на рынках, должны были быть окропляемы жертвенными возлияниями; в баню можно было войти, только принеся предварительно жертву. По его же приказу были пущены в обращение некие акты Пилата, в которых Христос описывается в самых неприглядных чертах. Списки этих актов были прибиты на столбах на всеобщее обозрение, а в школах ученики их заучивали наизусть.

Гонения эти продолжались в течение всего правления Мак-симина, до 313 г., и, по свидетельству Евсевия (НЕ, IX, 6), были тяжелее гонений Диоклетиана. В частности, в своей книге «О палестинских мучениках» Евсевий называет 74 мученика только в Палестине, указывая при этом, что многие остались в живых, но были сосланы в рудники.

279 Руководил Александрийским катехетическим (богословским) училищем в 265—281 гг. Есть данные, что претерпел мученическую кончину. Кроме упоминаемого Иеронимом «Слова на пророка Осию», известны его книги «О Пасхе», «На Евангелие от Луки». Однако сочинения Пиерия до нас не дошли.

280 Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (245—316 гг.) был родом из Далмации, сын вольноотпущенника. При императоре Каре он был командиром преторианцев, а после смерти в 284 г. императора Нумериана в Никомедии Диоклетиан (тогда — Диокл) был провозглашен своими отрядами императором. Став императорм, он переменил свое греческое имя Диокл на Диоклетиан. Вскоре, в 285 г., Диоклетиан провозгласил своего друга Максимиана Геркулия цезарем, а в 286 г. — августом и соправителем, а также передал ему в управление западную часть империи. Диоклетиан поручил Максимиа-ну подавить восстание багаудов в Галлии в 285—286 гг., а сам вел войны на рейнской и дунайской границах: в 288 г. — против алеманнов, в 289 и 292 гг. — против сарматов. В 298-299 гг. Диоклетиан подавил восстание в Египте и в те же годы отнял у персов Армению и Месопотамию. Он ввел новую систему управления империей: было два августа, которые управляли восточной и западной половинами империи, при сохранении верховного управления в руках Диоклетиана. С 293 г. каждому августу был назначен цезарь из лучших полководцев (Галерий у Диоклетиана и Констанций Хлор у Максимиана), которые считались официальными преемниками августов. Столицей официально оставался Рим, но тетрархи управляли из городов-резиденций (Никомедии, Анти-охии, Медиолана, Трира, Сирмия, Фессалоник). Была проведена и реформа административного деления империи: деление на сенатские и императорские провинции было упразднено, империя была разделена на 12 диоцезов и приблизительно 100 провинций. Для устранения влияние сената, прежде всего на войска, власть цезарей была подкреплена многочисленным аппаратом чиновников. В целях идеоло-

гического укрепления государства Диоклетиан поощрял культ Юпитера, единообразный для всей империи. Этим и было вызвано гонение на христиан, начатое с 303 г. В 305 г. Диоклетиан отрекся от престола в своей резиденции в Никомедии и заставил отречься Максимиана, а цезари наследовали правление в качестве августов. Диоклетиан до смерти жил у себя на родине, в гигантском дворце в Салонах (совр. Сплит).

281 Феона был епископом Александрии в 282—300 гг. Сохранилось его письмо начальнику постельничих императорского двора, написанное в первые годы правления Диоклетиана, которое является наставлением христианину.

282 В 311 г. император Галерий издал указ, прекращавший гонения на христиан. В нем говорится, что поскольку христиане упорно не желают возвращаться к древним законам римлян, им разрешено исповедовать свою религию и строить дома для богослужебных собраний.

283 Осия, сын Беерия, — пророк, книга которого сохранилась в Ветхом Завете. Он был родом из Вифлеема, вероятно, священником. Выступление его падает на последние годы правления иудейского царя Иеровоама II (835-794 гг. до н.э.).

284 Лукиан (220-312 гг.) был родом из Самосат, сын богатых родителей, получил хорошее образование. После смерти родителей он прибыл в Эдессу, где начал изучать Евангелие под руководством исповедника Макария. Переселившись в Антиохию, Лукиан был сделан пресвитером и основал христианское училище. В 311 г., во время гонений Максимина, Лукиан был схвачен и отвезен в Никомедию на суд императора. При этом он составил апологию (упоминаемая у Иеро-нима книга «О вере»). Лукиан был в оковах брошен в тюрьму и замучен. Но уже в 326 г. царица Елена воздвигла над его мощами великолепный храм. Главный труд Лукиана — пересмотр и исправление греческого перевода 70 толковников Ветхого Завета, а также всего текста Нового Завета. В его редакции Ветхий Завет был представлен в трех параллельных столбцах: тексты на еврейском, сирийском и переводы 70 толковников с исправлениями. Этот текст был весьма распространен в Сирии, Малой Азии, частично в Египте.

285 Этот город в Вифинии назывался Дрепан и находился на азиатском берегу Пропонтиды (совр. Эрсек). Император Константин дал ему новое название — в честь своей матери, императрицы Елены.

286 Филей, епископ Тмуита, был обезглавлен в 307 г. Известны два его послания: «Увещевание к мученикам», написанное к его пастве, и «Послание к Мелетию, епископу Ликопольскому».

287 Арнобий (ум. ок. 327 г.) был учителем риторики в городе Сикке в Нумидии, христианином стал ок. 300 г. Желая изложить епископу, который должен был его крестить, свое вероисповедание, Арнобий написал апологетический трактат «Против народов 7 книг», в котором опровергает обвинения язычников против христианства.

288 фирмиан Цецилий Луций Лактанций родился ок. 250 г. в языческой семье, вероятно, в Северной Африке. Он получил образование ритора, обучаясь в школе Арнобия в Сикке. В Никомедию Лактанций был приглашен ок. 290 г. для преподавания латинской риторики при дворе. Считается, что именно здесь он и стал приверженцем христианства. Вскоре после начала гонения Диоклетиана (303 г.) Лактанций удалился в Галлию к Констанцию Хлору, где также служил при дворе ритором. Здесь его учеником был сын Константина Великого Крисп. Умер Лактанций ок. 325 г. Кроме упоминаемых у Иеронима трудов Лактанция известно его сочинение «О смертях гонителей», созданное в 315/316 г. Фактически это единственное дошедшее до нас сочинение апологета.

289 Флавий Валерий Константин I Великий (272—337 гг.) был сыном августа Констанция Хлора. При Диоклетиане и Га-лерии служил в армии. После смерти отца Констанция Константин был войсками провозглашен августом в Эбуракуме (совр. Йорк). Константин успешно воевал на рейнской и дунайской границах. В 310 г. он лишил власти Максимиана, бывшего соправителя Диоклетиана, и после смерти Галерия в 311 г. одержал в 312 г. победу в союзе с Лицинием над Мак-сенцием, сыном Максимиана Геркулия, в битве у Мальвие-ва моста близ Рима. Первоначально победители разделили империю, но к 316 г. Константин отвоевал у Лициния большую часть Балканского полуострова и после победы над Лицинием и его казни стал единоличным правителем империи. Константин провел реформу управления и административного деления. В период 317—333 гг. три его сына (Константин II, Констанций, Констант) были провозглашены цезарями, соправителями и наследниками. Соответственно государство было разделено на 4 префектуры (Восточную,

Иллирик, Италию и Галлию), подразделявшиеся на 14 диоцезов и 114 провинций. В 326 г. Костантин окончательно избрал столицей Византии, который в 330 г. переименовал в Константинополь. Константин усилил чиновничий аппарат и учредил консисторий (тайный императорский совет). Но при этом сенаторы активно привлекались к управлению. Также Константин провел реформу армии: войска были разделены на подвижные и постоянно дислоцирующиеся в приграничных районах, а преторианцы были распущены. Кроме того, приток в армию германцев принял массовый характер. Поворот у христианству произошел у Константина в период борьбы с Максенцием. В 313 г. Миланским эдиктом христианство было признано равноправной религией. С этого времени Константин активно вмешивался во внут-рицерковные дела. В 325 г. Константин созвал в Никее I Вселенский собор, поощряя деятельность церкви в распространении христианства. К 337 г. персы заняли области, приобретенные Диоклетианом на берегах Тигра. Константин сам выступил во главе войска в поход, но смертельно заболел и скончался в Никомедии. Незадолго перед смертью он принял крещение от Евсевия Кесарийского.

290 Крисп был старшим сыном Константина от Минер-вины, простой женщины, с которой Константин жил до своего брака с Фаустиной, дочерью Максимиана Геркулия. Крисп был хорошим полководцем, и, став в 17 лет цезарем, он получил в управление Галльские провинции, где одержал несколько побед над племенами германцев. Во время войны Константина с Лицинием в 314—316 гг. Крисп командовал частью войск отца и победил флот Лициния в Геллеспонте. Но впоследствии Константин по непонятным причинам изменил свое отношение к Криспу, — он отобрал у него провинции и держал при себе на положении пленника. Появились слухи, что Крисп причастен к заговору против отца. В 326 г. Константин отправился в Рим для празднования двадцатилетия своего правления. Он взял с собой Криспа и в Риме приказал арестовать его, увезти из города и убить.

291 См. комментарии к Геннадию, прим. 60.

292 См. прим. 14, 229.

293 Флавий Юлий Констанций II (317-361 гг.) — сын Константина I. В 324 г. был титулован цезарем, а в 335 г. по-тучил в управление азиатские провинции. После смерти отца в 337 г. Констанций стал августом. Он вел активную внешнюю

политику: в 338—350 и 359—361 гг. вел успешные войны против персов. После гибели братьев (Константина II в 340 г. и Константа в 350 г.) и победы над узурпатором Магненци-ем в 352 г. Констанций стал единоличным правителем империи. В 355 г. он назначил цезарем своего двоюродного брата Юлиана. Блестящие успехи Юлиана в Галлии и его независимое поведение Констанций счел столь опасным, что в 360 г. заключил мир с персами и двинулся в Галлию, но по пути умер. В период своего правления Констанций активно вмешивался в религиозные вопросы: языческие культы были запрещены, а в христианской церкви Констанций поддерживал арианство, преследуя его противников.

294 Августодун — город в области эдуев (совр. Отен во Франции). Епископ Ретиций был среди галльских епископов, посланных Константином в 313 г. на собор в Рим для принятия решения по жалобе донатистов: донатисты просили императора признать за ними название католической (т.е. правоверной) церкви и рассмотрение этого дела просили передать на суд галльских епископов, поскольку во время гонений Галлия была под властью Констанция Хлора и там фактически не было гонений, а значит, судьи оттуда могут быть беспристрастными в решении спора об отступниках. Появление этого прошения было вызвано указом Константина о милостях и щедротах по отношению к африканской церкви, но только той, которая именуется католической.

295 Мефодий ум. в 311 г. Из упомянутых его произведений до нас дошли: «О свободе воли, против валентиниан», «О воскресении», «Пир десяти дев» (последнее направлено против древних эротических культов и некоторых еретиков).

296 Евстафий был родом из главного города Памфилии, получил прекрасное образование, прежде всего светское, и был епископом города Берии (Беройи) в Сирии (позднее город назывался Алеппо или Халеб). С этого поста в 323/324 г. он, вопреки церковному правилу, но по желанию народа, одобренному Никейским собором, был за свои заслуги перемещен на епископскую кафедру Антиохии. Евстафий был яростным борцом против арианства. Арианский епископ Никомедии Евсевий сообщил императору Константину, будто бы Евстафий оскорбительно отзывался о его матери. Евстафий был сослан во Фракию и умер в ссылке ок. 345 г.

297 Об арианах см. комментарии к Геннадию, прим. 8.

298 Маркелл (ум. ок. 374 г.) был противником Ария и сподвижником Афанасия Великого. Он защищал единосущие такими аргументами, которые позволяли восточным епископам подозревать его в савеллианстве. Однако эти аргументы были вполне приемлемы для западных епископов. В результате Маркелл на Востоке (Анкира — город в Галатии, в Малой Азии) был отлучен и изгнан. Он прибыл в Рим и пользовался покровительством папы Юлия. Маркелл всегда подчеркивал единство Троицы: Слово вечно пребывало в Отце и выступало из Отца, не отделяясь от него, дважды, — во время творения мира и во время спасения людей (т.е. земной жизни Христа).

299 Юлий был епископом в 337—352 гг. Будучи родом римлянином, Юлий стремился утвердить право Римского епископа решать споры других епископов и контролировать принятые синодами и соборами решения. Юлий самолично попытался созвать Вселенский собор в Сердике (совр. София), но на него восточные епископы не приехали. На этом соборе западные епископы в 343 г. признали Римского епископа апелляционной инстанцией в спорах между епископами.

300 Афанасий Великий (293-373 гг.) начинал свою карьеру с низших постов александрийского клира. Он был анагнос-том, т.е. чтецом, а к 325 г. он стал диаконом, близким епископу Александру, которого и сопровождал на Никейский собор. Уже на соборе Афанасий резко выступил против ари-ан. В 326 г. он становится епископом Александрии. Ариане интригуют против него, и в результате в 335 г. Константин удалил Афанасия в Трир (Галлию). После смерти Константина, при поддержке его сыновей, управлявших Западом, Афанасий вернулся в Александрию в 337 г. Но восточный император Констанций поддерживал ариан, и он вынудил Афанасия удалиться в 339 г. в Рим к папе Юлию. Юлий же в 340 г. на соборе в Риме объявил Афанасия свободным от всяких обвинений. В это время в Александрии место епископа занял каппадокиец Григорий (340-345 гг.). Несмотря на это, Афанасий участвовал в 343 г. в соборе в Сардике как полноправный член (с благословения императора Константа). Однако восточные епископы, считавшие его низложенным, потребовали его удаления, и, не добившись этого, сами уехали в Филиппополь. Когда в 345 г. умер Григорий Александрийский, Констанций в 346 г., под давлением Константа, позволил Афанасию вернуться в Александрию на пост

епископа. Однако вскоре после смерти Константа (в 350 г.) Афанасия стали обвинять в поддержке узурпатора Магнен-ция. В 353 г. на соборе в Арле Афанасий был осужден. Римский папа Либерии, желая поправить дело, потребовал созвать новый собор, который состоялся в Медиолане в 355 г. Констанций настоял на низложении Афанасия, и даже был послан военный отряд для этого. Афанасий в 356 г. скрылся в пустыню к монахам, где пребывал до 362 г., когда император Юлиан разрешил вернуться всем изгнанникам. В 362 г. Афанасий созвал собор в Александрии, где постарался сблизить позиции сторонников никеиского символа веры и т.н. омиусиан, или полуариан (сторонники Василия, епископа Анкирского, которые считали, что Сын подобосущен (ojioioixjio?) Отцу). Юлиан, сторонник возрождения язычества, решительно противился любому единению христиан, поэтому в том же 362 г. Афанасий опять был изгнан к монахам в Верхний Египет. После смерти Юлиана Афанасий поспешил навстречу его преемнику Иовиану, и в 364 г. он вновь вернулся на свой пост в Александрию. Но в том же году Иовиан умер, и его сменил Валент, который был сторонником ариан. Валент потребовал удаления всех епископов, изгнанных Констанцием и возвращенных Юлианом. В октябре 365 г. Афанасий вновь покинул Александрию, но уже в январе 366 г. он по требованию народа вернулся и оставался на посту епископа до своей смерти в 373 г.

Кроме упомянутых у Иеронима известны следующие труды Афанасия: «Четыре слова на ариан», «Четыре послания к Серапиону, епископу Тмуисскому», «Окружное послание против ариан к епископам Египта и Ливии», «Защитительное слово перед императором Констанцием», «Защитительное слово в оправдание бегства во время гонения», «Послание к монахам о том, что сделано арианами при Констанции» (история ариан), «Послание к Серапиону и смерти Ария», «Послание о соборах, бывших в Ари-мине Италийском и Селевкии Исаврийской», «Изложение веры», «Послание об определениях собора Никеиского», «Послание к Эпиктету, Адельфию, Максиму», послания к Драконтию, Орсисию, Амуну, к императору Иовиану и др. Упоминаемое Иеронимом сочинение «Апология против язычников» распадается на две книги: «Слово на язычников» и «Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти».

301 Об Иовиане см. комментарии к Геннадию, прим. 11. Флавий Юлий Констант (ок. 320—350 гг.), младший сын Константина Великого. В 333 г. он был провозглашен цезарем, в 335 г. получил в управление Иллирику, Италию и Африку. После смерти отца брат Константа, Константин II, вступил с ним в борьбу, но в 340 г. был убит, и Констант завладел всем западом империи. Впоследствии Констант вел успешные войны на границах: в 338 г. — с сарматами на Дунае, в 431—342 гг. — с франками на Рейне, в 343 г. — с пиктами и скотами в Британии. В церковной политике он придерживался католических взглядов, поддерживал Афанасия и боролся против язычников, донатистов и иудеев. В 350 г. против него выступили заговорщики во главе с Магненци-ем, и Констант был низложен. Во время бегства он был убит.

302 Флавий Валент (328-378 гг.) родился в Паннонии, в семье офицера. Как его отец и старший брат Валентиниан, Валент был офицером. Когда его брат Валентиниан был провозглашен императором в 364 г., в том же году Валент в Константинополе был провозглашен августом и соправителем. Валент управлял восточной частью империи. В 365—366 гг. он сверг узурпатора Прокопия, в 367—369 гг. победил готов на Нижнем Дунае, в 370—378 гг. вел войны с персами. В 377 г. вестготы, осевшие во Фракии в качестве федератов, возмущенные произволом римских чиновников, подняли восстание. Валент, не дожидаясь вспомогательных частей императора Грациана, сына Валентиниана, вступил в сражение с вестготами, но потерпел поражение и был убит.

303 События, связанные с Валентом и Урсакием, относятся к собору в Аримине в 359 г. — см. комментарии к Геннадию, прим. 54. Валент был епископом города Мурсия в Верхней Паннонии, на реке Драва, основанном в качестве колонии Адрианом (совр. Ежег). Урсакий был епископом Сингидуна, города в Нижней Мезии, на берегу Дуная, при впадении в него реки Сабы (совр. Белград).

304 Антоний Великий родился ок. 250 г. в деревне Кома в Среднем Египте в семье зажиточных христиан-коптов. В возрасте 20 лет он роздал свое имущество и стал подвизаться под руководством одного старца, но вскоре оставил его и ушел в пещеру на берегу Нила. Здесь он пробыл около 20 лет. Во время гонений Максимина в 311 г. Антоний ходил в Александрию, одобрял христиан. Когда гонение стихло, Антоний ушел на берег Красного моря, где и остался, лишь

иногда посещая лиц, начавших в Фиваиде монашескую жизнь под его руководством. Около 335 г. Антоний вновь пришел в Александрию по настойчивому приглашению Афанасия для обличения ариан. Затем Антоний вернулся в пустыню и здесь умер ок. 355 г. Двум своим ученикам он завещал не открывать места его погребения из опасения своего обожествления.

305 Арсиноя — город в Египте, юго-западнее Мемфиса, между Нилом и озером Мерис.

306 Василий еще до своего избрания епископом Анкиры был известен как серьезный богослов. Он был избран вместо епископа Маркелла, также известного богослова, который был противником ариан и поэтому был с их подачи низложен. На Сердикском соборе 343 г. западные епископы поэтому не признали Василия епископом. Тем не менее Василий и его партия пользовались милостью императора Констанция. Так в 351 г., когда осужденный епископ Сиримя Фотин подал прошение императору, чтобы его выслушали, для диспута с ним в присутствии сановников был избран именно Василий. В 357 г. против Василия и его партии выступил епископ Антиохии Евдоксий. Тогда в 358 г. Василий собрал в Анкире собор, который направил депутатов к Констанцию для противодействия Евдоксию. Депутаты действовали так успешно, что Евдоксий был низложен и отправлен в ссылку. В результате долгих богословских споров в 359 г. перед лицом императора Констанция в Константинополе состоялись прения между ветвями арианской партии — партией Василия (они признавали, что Сын совершенно подобен Отцу и по самому существу) и партией Акакия и Ев-доксия (они признавали Сына подобным Отцу или без точного обозначения пункта сходства, или с отрицанием подобия по существу). Василиане были неуступчивы, а акакиане, наоборот, пошли на уступки, чем и склонили на свою сторону Констанция. В феврале 360 г. в Константинополе был созван собор по случаю освящения церкви св. Софии. На нем под предлогом различных канонических обвинений были низложены Василий Анкирский и еще 10 выдающихся членов его партии. По приказу императора Василий был сослан в Иллирию, где и умер.

307 Евстафий (ок. 355 — ок. 380 гг.) родился в Каппадо-кии, став епископом, ревностно вводил монашество в Понте и Армении. Основанная им секта монахов-евстафиан от-

личалась строгим аскетизмом: они отвергали брак, не принимали мясную пищу, не причащались у женатых священников. Ок. 365 г. эта секта была осуждена на Гангрском соборе и вскоре после этого исчезла. Евстафий одно время примыкал к партии Василия Анкирского, но главным образом был последователем Василия Великого. Однако впоследствии он перешел в партию македониан.

зов у Иеронима в данном месте путаница. Василий Анкирский был лидером партии омиусиан, или василиан (по его имени), которые считали, что Сын совершенно подобен Отцу, в том числе и по самому существу. Главный же постулат македониан касался ипостаси Св. Духа: они или признавали его сотворенным, или как минимум не допускали наименование Св. Духа Богом (т.н. партия «духоборов»). Подробнее о ма-кедонианах см. комментарии к Геннадию, прим. 48. Возможно, что подобная путаница у Иеронима связана с тем, что Евстафий Севастийский, упоминаемый здесь же, будучи одно время последователем Василия Анкирского, впоследствии перешел в партию македониан.

309 Феодор был сторонником арианства и, как епископ Гераклеи Фракийской, был председателем (митрополитом) на соборе в Константинополе в 336 г., на котором, по поручению императора Константина I, разбирались воззрения Маркелла, православного епископа Анкиры. Поскольку на соборе было большинство ариан и сам Феодор был ариани-ном, Маркелл был признан неправославным (ариане сами себя считали и называли православными), низложен и отправлен в ссылку. После Антиохийского собора 341 г. Феодор был среди трех арианских епископов, посланных к императору Константу для предъявления формулы веры собора.

310 Евсевий родился в Эдессе, был учеником Евсевия Кесарийского. Он стал весьма известен как писатель, и на соборе в Антиохии в 338 г. ему даже предложили место епископа Александрии вместо низложенного Афанасия, однако Евсевий отказался. С 341 г. он — епископ Эмесы, города в Сирии. Умер он в Антиохии в 360 г.

311 Трифиллий (ум. ок. 370 г.), ученик святителя Спири-дона Тримифунтского, был епископом города Левкусии. Трифиллий был родом из Константинополя и за добродетельную жизнь был поставлен епископом.

312 См. комментарии к Геннадию, прим. 19.

313 Т.е. католиками.

314 Астерий был ритором из Каппадокии, ученик Лукиа-на Самосатского. В гонение Диоклетиана он отрекся от христианства, а впоследствии опять вернулся в лоно церкви. Он был арианином и имел поддержку арианских епископов. Он составил свое учение, основой которого был анализ в софистических традициях догматов защитников никейского символа веры. Так, анализируя послание к римлянам, Астерий делает вывод, что если Сын есть ипостасная сила Отца, то Сын и есть ипостасная божественность Отца. Иными словами, Сын, по мнению православных, по словам Астерия, есть причина божественности Отца, причина того, что Отец есть Бог.

315 См. комментарии к Геннадию, прим. 51. Караль — столица Сардинии, совр. Кальяри.

316 Флавий Валентиниан I (321-375 гг.) родился в Пан-нонии, в семье офицера, и также стал офицером. После смерти императора Иовиана войско, стоящее в Никее, провозгласило Валентиниана императором. Своего брата Валента Валентиниан провозгласил августом и своим соправителем в восточной части империи. В 366 г. Валентиниан изгнал алеманнов из Галлии, в 367—374 гг. вел успешные войны на рейнской границе. В Британии восстановил римское владычество вплоть до вала Адриана, в Африке было подавлено восстание 372-374 гг. По приказу Валентиниана вдоль Рейна и Дуная была возведена разветвленная система пограничных укреплений. Валентиниан был христианином, но терпимо относился к язычникам. В 367 г. он сделал своего сына Грациана соправителем, основав новую династию.

317 Евсевий (ум. в 371 г.) родился на Сардинии, учился в Риме, в 340 г. стал епископом Верчеллы (Верцеллы), столицы Либиции, области в Галлии Трансподанской, на реке Сессит (совр. Борго Верчелли). Он вел псевдомонашеский образ жизни вместе с некоторыми из своих клириков. Евсевий был ведущей фигурой в борьбе с арианством, и был сослан Констанцием в 355 г. в Скифополь в Палестине за то, что он отказался осудить Афанасия на соборе в Арле в 353 г. и на соборе в Медиолане в 355 г. После амнистии, дарованной Юлианом, Евсевию было разрешено покинуть место ссылки и принять участие в соборе в Александрии. Затем он отправился в Антиохию, где был вовлечен в события, положившие начало павлинианской схизме (см. комментарии к Геннадию, прим. 15). Вернувшись в Италию, Евсевий

объединился с Хиларием Пиктавийским в борьбе против арианского влияния.

318 Либерии, родом римлянин, был епископом Рима в 352—366 гг. В 355 г. Констанций отправил Либерия в ссылку во Фракию за то, что папа отказался осудить Афанасия и поставил епископом Феликса. Тогда Либерии осудил Афанасия, подписал компромиссный символ веры, приближенный к арианам. Констанций помиловал Либерия, и последний вернулся в Рим.

319 Акакий (ум. в 363 г.) был учеником Евсевия Кесарий-ского и преемником его на кафедре. Он был крупным деятелем арианской партии и лидером партии омиев (они считали, что Сын лишь подобен Отцу (o^oiov), обычно с отрицанием подобия по существу; иными словами, в Сыне вполне и точно отражаются благость, сила и энергия Отца). Акакий был осужден и низложен на двух соборах — Антиохий-ском (341 г.) и Селевкинском (359 г.). Но в 360 г. акакиане сумели победить своих основных соперников василиан. Однако после этого Акакий постепенно склонялся к компромиссу с православными. Так, он подписался под актом собора в Антиохии 363 г., в котором содержался никейский символ веры с той поправкой, что Сын рожден из существа Отца и подобен Отцу по существу.

320 Феликс II был антипапой. Его посадил на престол Констанций в 355 г. вместо изгнанного Либерия.

321 Ок. 282 г. Серапион был назначен начальником Александрийского катехитического училища. Во время арианских смут Серапион оставил этот пост и удалился в пустыню, чтобы вести монашескую жизнь. Довольно быстро вокруг Серапиона сформировалась большая монашеская община. Когда в 326 г. Афанасий вступил на Александрийскую кафедру, он вернул Серапиона из пустыни и рукоположил его епископом города Тмуита в Нижнем Египте. На Сардикском соборе 347 г. именно Серапион выступил защитником Афанасия. В 355 г. Серапион от лица египетских епископов отправился ходатайствовать за Афанасия перед Констанцием. Этим он навлек на себя гнев императора и был отправлен в ссылку. Вскоре Серапион получил возможность вернуться на свою кафедру. Год кончины Серапиона неизвестен: одни полагают, что до Селевкийского собора 359 г., другие относят к 366 г. Кроме перечисленных произведений известны составленные Серапионом «Монашеские правила».

322 См. комментарии к Геннадию, прим. 52.

323 Собор был созван в 356 г. в Битерре (совр. Безье). Единственное решение этого собора — ссылка Хилария.

324 См. комментарии к Геннадию, прим. 54.

325 Саллюстий был префектом у Юлиана (Theodorit., III, 11). Хотя события, описываемые Феодоритом, происходят в Анти-охии, Саллюстий не был префектом Востока, т.к. им был Юлиан, дядя императора. По всей видимости, это Саллю-ций Секунд, который был префектом претория у Юлиана.

326 Авксентий был арианским епископом Медиолана с 355 г., когда он был назначен Констанцием вместо низложенного православного епископа Дионисия. В 369 г. в Риме состоялся собор по поводу деятельности Авксентия и омиев в Галлии. Собор низложил и отлучил Авксентия и его единомышленников. Однако сместить Авксения не удалось: пользуясь поддержкой императора Валентиниана I и части населения Медиолана Авксентий оставался на посту епископа вплоть до своей смерти в 374 г.

327 Гай Марий Викторин кроме сочинений против Ария написал комментарии посланий апостола Павла.

зге уит (у,^ в 372 г.), епископ города Бостры в Аравии, получил послание от императора Юлиана в 362 г. о том, что Юлиан возлагает на него ответственность за беспорядки, проводимые христианами. Тит отвечал, что христиане никогда не будут в них повинны, поскольку послушны пастырю. Тем не менее беспорядки имели место, и Тит был сослан.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...