Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геннадий массилийский «книга о церковных писателях» 4 глава




130 Адриан был в Греции дважды: в 126 г., о котором идет речь у Иеронима, и в 130 г.

131 Эти знаменитые мистерии проводились в Элевсине, городе, расположенном в 22 км от Афин и связанном с Афинами т.н. «священной дорогой», по которой двигалась процессия «Больших мистерий». Элевсинские мистерии отмечались в честь Деметры и были направлены на поддержание плодородия. Собственно мистериальные обряды происходили в Элевсине, в Священном храме (телестерионе). При этих ритуальных действах (дроменах) могли присутствовать только посвященные (мисты). И Адриан был посвящен в элевсинские таинства.

132 Адриан вообще был сторонником идей филэллинства. Кроме повящения в Элевсинские мистерии он велел украсить Афины роскошными постройками, в том числе был закончен Олимпейон, начатый еще при Писистратидах. Новый импульс получили Олимпийские игры. Однако мы не имеем данных о посвящении Адриана в какие-либо еще таинства в Греции.

133 Согласно Юстину Философу, Адриан, по прочтении этой апологии, издал указ на имя проконсула Каппадокии Минуция Фундана, запрещающий кого бы то ни было казнить без доноса и законного расследования.

134 По Евсевию, которому следует Иероним, Аристид представил апологию Адриану (ок. 124 г.). Это подтверждает один армянский фрагмент этой апологии. С другой стороны, по сирийскому тексту апология был адресована Антонину Пию, преемнику Адриана. Возможно, после смерти Адриана апология была представлена Аристидом новому императору.

135 В апологии Аристид делит людей на 4 класса — христиан, иудеев, греков и варваров — и показывает, что только христиане имеют истинное понятие о Боге. Известны еще два произведения, приписываемые Аристиду: это «Слово на воззвание разбойника и на ответ Распятого» и «Отрывок из письма Аристида философа ко всем философам».

136 Василид родился в Сирии в 125/130 г., переселился из Антиохии в Александрию, а в конце жизни уехал в Персию. Источниками своей системы он признавал, с одной сторо-

ны, тайное учение апостола Петра, а с другой — мудрость варваров. Абсолютное начало, по его теории, не имеет ничего общего с чем бы то ни было. Но оно имеет в себе возможность всякого бытия (Василид именует эту возможность панспермией). Проявление этой возможности обусловлено различием трех главных видов бытия: идеального, материального и духовного. Идеальное бытие поднимается и соединяется непосредственно с абсолютным божеством, материальное опускается и образует видимый мир. Но под оболочкой вещественных форм сохраняется семя духовной жизни, нуждающейся в очищении, поскольку существа и духовного и материального рода в этот период находятся в мучении. Высшая духовная потенция проявилась в воплощении Христа, привлекшего к себе силу Святого Духа, соединяющего материальный мир с идеальным. Христос возвестил миру Евангелие, т.е. открыл материальному миру истину идеального бытия. Услышав Евангелие, владыка видимого мира Архонт, считавший себя до того верховным существом, понимает свое подчиненное положение. Просвещенные Евангелием духовные существа очищаются познанием истины и возносятся вслед за Христом в сферу идеального бытия, а материальный мир, выделив из себя духовный элемент, составлявший причину его беспокойного движения, приходит в состояние полного равновесия, неведения и невинности.

137 а|3ра?а? — это, согласно Василиду, условное обозначение совокупности всего астрального мира. Это мир состоит из 365 сфер, а сумма букв этого слова в их цифровом значении равняется 365.

138 Основой гностицизма является попытка соединить идеи христианства с постулатами восточных религиозных верований и греческой философией. Представители гностицизма делятся на восточных, или сирийских (Василид, Маркион, пр.), и западных, или александрийских (Кар-пократ, Валентин). В восточном гностицизме более сильно влияние персидского дуализма, в западном — платонизма и неопифагорейства. Однако можно выделить некие общие признаки гностицизма. Это дуализм (противопоставление добра и зла); наличие Демиурга (существо, избавляющее благого Бога от непосредственного соприкосновения со злой материей при создании космоса); докетизм (учение о призрачности тела и телесной жизни, в особенности Иисуса

Хоиста, что является прямым следствие воззрения на материю как на зло; такому пневматическому существу, как Христос, нельзя было стать в непосредственную близость к злой материи, а если это было так, то это так лишь казалось, а не было в действительности); трихотомия (Демиург, как создание благого Бога, образует смешанный из Духа и материи мир; отсюда — трехчастность всего универса: благой Бог, смешанный мир и материя; этому соответствует тройное деление среди людей: на пневматиков, т.е. тех, в которых имел перевес божественный дух, психиков, у которых имело место смешение духовного начала с материей, и гиликов, или со-матиков, в которых господствовало материальное начало).

139 Бар-Кохба (точное имя Симон Бар-Косеба) был предводителем иудейского антиримского восстания в 132—135 гг. В начальный период восставшим удалось освободить значительную территорию Иудеи. Симона встречали как мессию и нарекли Бар-Кохба, т.е. «сын звезды». Однако в 135 г. восставшие потерпели поражение, и Бар-Кохба был убит. По преданию, он карал смертью всех христиан, отказавшихся признать его.

140 Гегесипп, христианин из евреев (ум. ок. 190 г.). После 155 г. он предпринял путешествие в Рим, где оставался долгое время. Его сочинение «Достопамятности» до нас не дошло. Однако это произведение неоднократно использовал Евсевий, в произведениях которого сохранились многочисленные отрывки труда Гегесиппа.

141 Существует множество списков римских пап с различными данными, однако согласно ныне принятой традиции Аникет был одиннадцатым римским епископом. Элевтерий был тринадцатым римским папой, в 175—189 гг. Более о нем ничего не известно.

142 Антиной — юноша, родом из Вифинии, отличался красотой и был любимцем Адриана. В 130 г. он утонул в Ниле. В его честь был основан город Антинополь, сооружен храм, изваяны статуи, отчеканены монеты.

143 Юстин родился в начале II в. Он последовательно изучил все ведущие философские школы и в период между 133 и 140 г. обратился в христианство. Проповедуя христианство, он путешествовал по различным областям, пока не остановился в Риме, где основал христианскую школу. Но по доносу его ученика-философа Кресцента Юстин был арестован, осужден и казнен в 166 г.

144 Город Флавий Неаполь (иудейский г. Сихем) в области Самарии.

145 Юстин проповедовал христианство в обличий философа, что и привлекало к нему многочисленных учеников. По словам Евсевия, он «продолжал носить одежду философа» (НЕ, IV, 11).

146 Т.н. «большая» апология была подана в 150 г. императору Антонину Пию и его приемным сыновьям Марку Аврелию и Луцию Веру. Она посвящена оправданию христианства от обвинений в безбожии, в нарушении общественного и государственного порядка, в безнравственности.

147 Т.н. «меньшая» апология написана ок. 162 г. и подана императорам Марку Аврелию и Луцию Веру (Марк Аврелий никогда не носил имени Вер; по всей видимости, его Иероним позаимствовал у Евсевия, который именует Марка Аврелия «Марком Аврелием Вером, называемым тоже Антонином», НЕ, IV, 14, 10). Эта апология представляет собой дополнение к первой и посвящена выяснению вопроса о смысле жизни христианина.

148 зт0 сочинение называется «Обличение всех бывших ересей» и направлено не против язычников, а против еретиков. Этим его трудом пользовались античные ересиологи — Ириней, Тертуллиан, Ипполит.

149 Трифон был одним из предводителей иудейского восстания 132—135 гг. и учеником Юстина. В этом диалоге раскрываются три главных положения, в соответствии с которыми сочинение и разделено на три книги. В первой книге выясняется вопрос об отношении христианства к иудейству и доказывается подготовительно-провиденческое значение иудейства, в основном на основании пророческих книг Ветхого Завета; во второй выясняется сущность христианства путем раскрытия его истин, прежде всего учения о воплощении Господа; в третьей проводится мысль о всеобщности христианства в противоположность националистическим взглядам иудеев.

150 Иероним упоминает два раза одно и то же произведение — «Обличение всех бывших ересей».

151 Данные о том, что именно Кресцент выдал Юстина, основываются на сообщениях самого Юстина о своих предчувствиях в отношении Кресцента (Апология, II, 3) и свидетельстве ученика Юстина Татиана о происках Кресцента (Речь против эллинов, 18). У Иеронима в пассаже о Кресценте

почти дословно использованы оба этих фрагмента. Юстин пишет: «Кресцент... любит вовсе не мудрость, а шумиху. Недостоин имени философа человек, который говорит о том, чего не знает. Он публично заявляет, что христиане безбожники и нечестивцы, и делает это, чтобы доставить удовольствие и радость людям, сбившимся с толку...» Татиан добавляет: «Кресцент, угнездившейся в великом городе, выделялся любовью к отрокам и был весьма сребролюбив. Советуя презирать смерть, он сам так боялся смерти, что постарался, как великому злу, предать смерти Юстина, потому что Юстин, проповедуя истину, изобличал в философах обжор и обманщиков». Следует также отметить, что текст Татиана неоднозначен. В нем содержится достаточно ясный намек на то, что Кресцент выдал Юстина под угрозой смерти.

152 Мелитон (ум. ок. 177 г.) был епископом города Сарды в области Лидия в Малой Азии. Апологию он подал ок. 172 г. Марку Аврелию. Из нее сохранились только отрывки. Сохранились также фрагменты его сочинений «О страстях Христовых» и «О душе и теле и страстях Господних», а также незначительные извлечения из других его трактатов.

153 Марк Корнелий Фронтон, римский оратор и адвокат из Цирты (провинция Нумидия в Северной Африке). Он был консулом 143 г. и являлся воспитателем будущих императоров Марка Аврелия и Луция Вера. Фронтон создал кружок, члены которого в рамках архаических тенденций избрали себе для образца доцицероновскую литературу. Из речей Фронтона, создавших ему славу оратора, не сохранилось ничего.

154 Феофил был с рождения язычником, получил хорошее образование, занимался философией и путем размышлений пришел к христианству. Став христианином, он стал его так же ревностно защищать, как раньше опровергал. Он был антиохийским епископом в 169-179 гг. Кроме перечисленных Иеронимом трудов Феофила известны книга «О демоне и о ничтожестве языческих идолов» и книга «О родословии патриархов». Однако до нас дошло только «Послание к Автолику о христианской вере».

155 Автолик — реальный человек, знакомый Феофила, язычник, человек образованный и ученый. Он резко настроен против христианства, между Феофилом и Автоликом часто происходили споры, что и послужило поводом для составления послания.

156 Гермоген — еретик II в., жил в Африке. Он был стоическим философом, принял христианство и хотел совместить христианскую доктрину с философской системой. Он допускал существование верховного существа, Бога. Вместе с тем он допускал существование несотворенной, совеч-ной Богу материи, поскольку в Писании нигде не сказано, кто творил материю. Он считал, что мир был сотворен Богом из этой материи, следовательно природа является жилищем Бога.

157 Клавдий Аполлинарий был епископом города Иера-поля во Фригии. Биографических данных о нем практически не сохранилось. Кроме перечисленных Иеронимом известно его сочинение о Пасхе и две книги трактата «К иудеям».

158 О ереси Монтана см. комментарии к Геннадию, прим. 23. Это религиозное течение возникло в 50-е годы II в. в ма-лоазийской области Мизии, сопредельной Фригии, и потому иногда называемой Катафригией.

159 Дионисий был епископом в Коринфе в 170-202 гг.

160 Амастрида — город в Пафлагонии, области на южном побережье Черного моря (Понта). По всей видимости, речь идет и о церквях других городов этого побережья.

161 Сотер был римским епископом в 166—175 гг. Других сведений о нем нет.

162 Дионисий коринфский в своем послании Пиниту убеждает его не накладывать насильно на «братьев» тяжкого бремени целомудрия, поскольку многие слабы. А Пинит в своем послании аллегорически обосновывает свою позицию по этому вопросу (ср. Euseb., HE, IV, 23, 7-8).

163 Татиан был сирийцем, родился в Ассирии. Будучи язычником, он предпринял далекие путешествия, во время которых стал философом и писателем. Прибыв в Рим, он сознательно принял христианство и стал учеником Юстина Мученика. Посте смерти Юстина ок. 172 г. Татиан удалился в Сирию, здесь вышел из Церкви и стал гностиком-энкратитом. Он посетил Антиохию, Киликию, Писидию. Умер ок. 175 г. Упоминаемая Иеронимом апология называлась «Речь против эллинов», в которой Татиан доказывает превосходство христианства перед язычеством по вероучению и нравоучению и по степени древности происхождения. Особенность этого труда — беспощадная критика языческой философии. Кроме того, известны и другие, не дошедшие до нас сочинения Татиана: «Диатессарон» (свод четырех

Евангелий, т.е. соединение четырех Евангелий в одно повествование; в нем Татиан опустил родословную Христа и все места, показывающие, что Христос по плоти происходил от рода Давида); «О совершенстве по учению Спасителя»; «Книга вопросов».

164 Энкратиты («воздержники») — христиане, которые воздерживались от мясной пищи, пьянящих напитков и брака. Энкратиты догматически мало чем отличались от других христиан: для евхаристии они употребляли воду вместо вина, исключили некоторые места из Ветхого Завета, но в канон включили апокрифы — деяния Андрея, Иоанна, Фомы, пр. Большинство церковных авторов считает Татиана основателем движения энкратитов, однако Ириней пишет, что это учение восходит к Сатурнину и Маркиону, а Климент Александрийский сообщает, что основатель ереси докетизма Юлий Кассиан был автором книги «О воздержании и об оскоплении» и приводит три отрывка из этого сочинения, написанных в духе энкратитов. Север был учеником Татиана, ставший после него главой энкратитов, которые поэтому стали называться северианами. Но Епифаний Кипрский называет Севера учеником Маркиона.

165 Дионисий хвалит епископа Филиппа за то, что его Церковь неоднократно засвидетельствовала свою верность, и вновь напоминает, что следует остерегаться ереси (ср. Euseb., НЕ, IV, 23, 5).

166 Сочинение Модеста не сохранилось, но Евсевий (IV, 25) считал этот труд более сильным из всех, написанных против Маркиона.

167 О Вардесане см. комментарии к Геннадию, прим. 17.

168 Виктор I был римским епископом в 189—199 гг. Он был родом из провинции Проконсульская Африка. О других фактах его биографии известно мало. Кроме борьбы за установление во всем христианстве единой даты празднования Пасхи Виктор осудил также сторонников монтанизма и адопциа-низма (приверженцы которого ставили под сомнение божественный характер личности Иисуса).

169 Эта деятельность Виктора была продолжением т.н. «пасхальных споров», начавшихся с сер. II в. (ср. прим. 15). По настоянию Виктора для рассмотрения этого вопроса были собраны соборы в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе. Однако азийские епископы твердо оставались на позициях иудейской даты. Тогда Виктор решил прервать

церковное общение с общинами Малой Азии и потребовал того же от других церквей. Однако Ириней Лугдунский, разделяя взгляды Виктора по этому вопросу, убедил римского епископа не нарушать единства веры ради различия обряда.

170 Л. Септимий Север (146-211 гг.) происходил из романизированной пунийской семьи, из города Лептис Магна в Северной Африке. При Марке Аврелии Север стал сенатором, управлял несколькими провинциями, в 190 г. стал консулом. Император Коммод назначил его наместником Верхней Паннонии. После убийства Коммода, а затем его преемника Пертинакса, легионы провозгласили Севера императором (в 193 г.). В течение нескольких лет Север победил своих противников — претендентов на трон (Дидия Юлиана, преторианского императора, в 193 г., Песценния Нигера, провозглашенного императором восточными легионами, в 194 г., Клодия Альбина, провозглашенного императором легионами в Британии и Галлии, в 197 г.). После разгрома противников-претендентов Север проводил активную внешнюю политику, причем именно в тех районах, которые были базами его противников: на востоке он провел две войны против парфян и захватил Адиабену, Осроену (в 195 г.) и Месопотамию (в 197—199 гг.), а в Британии Север возглавил успешный поход против каледонцев в 208-211 г. Умер император в Эборакуме (совр. Йорк) после окончания похода. Септимий Север был первым из т.н. солдатских императоров. Власть императора распространилась на все области, власть сената ослабла, оппозиция была уничтожена, административный аппарат укреплен за счет представителей муниципальной аристократии и всадников. Солдаты, как основная опора императора, получили большие привилегии. Италия же частично потеряла свои преимущества, и ее положение было приближено к положению рядовой провинции.

171 Ириней родился ок. 140 г. в Малой Азии, был учеником Поликарпа Смирнского. Во время смерти Поликарпа в 167 г. Ириней был уже в Риме. Во время гонений на христиан в Лионе и Вьенне (в 177 г.) Ириней, будучи пресвитером при епископе Лугдуна (Лиона) Потине, отвозил в Рим послание исповедников о событиях этих гонений. Возвра-тясь из Рима, он после смерти Потина стал епископом Лугдуна. Он был очень влиятельным иерархом, к которому прислушивались и римские епископы (в частности, Виктор). Скончался Ириней мученически во время гонений Септимия

Севера в 202 г. Важнейшим произведением Иринея является «Обличение и опровержение лжеименного знания», называемое сокращенно «Против ересей». Написано это сочинение по просьбе какого-то друга, который желал узнать учение Валентиниана и способы его опровержения. Ириней в первой книге дает разъяснение этого гностического учения, а в остальных четырех опровергает его на основании диалектическо-философских рассуждений и свидетельств Писания. Кроме перечисленных у Иеронима известны и другие произведения Иринея: «Слово о вере к диакону вьеннскому Димитрию» и «Слово о Пасхе».

172 Епископ Лугдуна Потин в 177 г. был глубоким старцем — ему было за 90 лет. Он был схвачен, посажен в тюрьму, где и умер через 2 дня. Единственные данные о нем — рассказ о его мученической кончине у Евсевия (НЕ, V, 29—31), который цитирует послание Лугдунских и Вьеннских исповедников.

173 Элевтерий был римским епископом в 175—189 гг. Других сведений о нем нет.

174 Власт — римский пресвитер. Его раскольническая деятельность была связана, по всей видимости, со спором Римской и Малоазийских церквей о дне празднования Пасхи.

175 Флорин (вторая пол. II в.) был последователем гностика Валентина и за это был лишен сана пресвитера. Флорин являлся бывшим учеником Поликарпа, отсюда и знакомство Иринея с Флорином.

176 Речь идет об октоихе — церковно-богослужебной нотной книге, в которой песнопения построены на восьми голосах (в древности называлась октаем, охтаем, охтаиком). По числу восьми голосов вся книга разделялась на восемь частей, каждая из которых содержала мелодии для песнопений одного из восьми голосов.

177 Т.е. азийскими и восточными епископами. Здесь Иероним имеет в виду, что Виктора не поддержали в данном вопросе даже те, кто был не согласен с восточными епископами. Среди тех, кто не поддержал Виктора, видное место занимал Ириней.

178 Марк Аврелий Коммод Антонин (161—192 гг.), сын императора Марка Аврелия. Уже в 166 г. был провозглашен цезарем, а в 177 г. — августом и соправителем отца. После смерти отца в 180 г. Коммод вступил на престол. Он заключил мир с маркоманами, квадами и сарматами, отказавшись

от наступательной политики в Подунавье. Сразу после этого он сумел подавить многочисленные восстания в Британии, Галлии, Германии, Африке. Коммод стремился к самодержа~ вию, требовал своего обожествления, опирался всецело на армию и поручил управление государством преторианским префектам и фаворитам. В 183 и 191 гг. он жестоко подавил заговоры против себя, и после последнего подавления, когда репрессии приняли особенно широкий характер, возникла оппозиция со стороны сената. Когда в 192 г. Коммод был убит в результате заговора своих же приближенных, сенат одобрил их поступок и объявил Коммода врагом отечества.

179 Пантен (ум. в 203 г.), по одним источникам, афинянин, по другим — сицилиец. До принятия христианства принадлежал к философам-стоикам. Со 179 г. Пантен преподавал в Александрийском богословском училище и руководил им до 190 г., когда его сменил его же ученик Климент Александрийский.

180 Речь идет о богословском училище в Александрии, основателем которого считается евангелист Марк. Первоначально это было обыкновенное училище при епископской кафедре для первоначального наставления в христианстве обращающихся в христианство. Позже это училище превратилось в богословское образовательное учреждение всехристианского значения. Этому особенно способствовал Пантен.

181 Димитрий был епископом Александрии в 188—231 гг.

182 О жизни и деятельности апостола Варфоломея известно очень мало. Иногда его отождествляют с упоминаемым евангелистом Иоанном Нафанаилом из Каны Галилейской, в котором, по словам Христа, «нет лукавства». По свидетельству одних источников, Варфоломей проповедовал христианство в Индии, по другим — в Аравии и Армении, где он и претерпел мученическую смерть, будучи распят вниз головой.

183 Марк Аврелий Север Антонин (186—217 гг.). Каракал-ла — его прозвище, данное за то, что он носил галльскую одежду, прежде всего плащ. Он был старшим сыном императора Септимия Севера и первоначально носил имя Сеп-тимий Бассиан. С 194 г. он сопровождал отца в военных походах, а в 197 г. самостоятельно подавил восстание иудеев. В 196 г. он стал цезарем, а в 198 г. — августом и соправителем отца. После смерти отца в 211 г. Каракалла взошел на престол и, не желая делиться властью с братом Гетой, убил его

и многих его сторонников. В 212 г. он вел войну с алеманами и хаттами в Германии, а в 214 г. — на Среднем Дунае. В 216—217 гг. он совершил поход против парфян, но был убит заговорщиками в г. Карры в Сирии. Главным делом внутренней политики Каракаллы стал эдикт 212 г. о даровании римского гражданства всему свободному населению империи.

184 Все, что известно о Родоне, представлено у Иерони-ма, который, в свою очередь, позаимствовал эту информацию из «Церковной истории» Евсевия.

185 Апеллес учил в Риме в 80-х гг. II в. и был последователем Маркиона. Евсевий, который был источником Иерони-ма, передает фрагмент сочинения Родона к Каллистиону, из которого становятся ясны воззрения Апеллеса: он отвергал Ветхий Завет, а Новый Завет, по его мнению, каждому следует изучать самостоятельно, т.е. отвергал всякие толкования Писания. Также он отвергал истинность пророчеств, которые исходят от дьявола. Кроме того, он считал, что верующие в Христа спасутся, только если они делали добрые дела. В отличие от Маркиона Апеллес признавал единого нерожденного Бога (НЕ, V, 13).

186 Тит Флавий Климент Александрийский был родом из Афин и изначально был язычником. Он получил прекрасное образование. Он увлекся философией и отправился путешествовать по разным странам. Ок. 180 г. Климент прибыл в Александрию, где, будучи уже крещеным, стал учеником Пантена. После смерти учителя Климент стал во главе Александрийского училища и оставался на этом посту до 202/203 г., когда во время гонений Септимия Севера он бежал из Александрии в Кесарию Каппадокийскую. В 211/212 г. он посетил Антиохию, и к 216/217 г. он уже умер.

187 зТ0 произведение называется «Увещевание к эллинам». Вообще, основной частью его литературного наследства считается т.н. Великая трилогия: «Увещевание к эллинам», «Педагог», «Строматы». Эти сочинения представляют собой первую попытку дать систематизацию христианского вероучения и нравоучения и определить правильное отношение христианства к античной культуре, в частности, античной философии.

188 Юлий Кассиан (II в.) — сторонник докетизма и энк-ратитов.

189 Аристобул—александрийский писатель (ок. 100 г. до н.э.), иудей родом, был учителем царя Птолемея IX. Написал по-гре-

чески толкование Пятикнижия. Пытался доказать, что еврейская мудрость много древнее греческой философии и послужила для нее источником и образцом. Димитрий (III в. до н.э.) — иудейский историк, автор сочинения «История иудейских царей» на греческом языке, которое дошло в отрывках. Эвполем (II в. до н.э.) — иудейский историк, автор сочинения «О царях иудейских», популярной истории, риторически изложенной. В частности, он утверждал, что евреев познакомил с письменностью Моисей, от евреев она перешла финикийцам, а финикийцы передали свои знания грекам. О самом Эвполеме известно только то, что он был в 161 г. до н.э. эмиссаром Иуды Маккавея в Риме.

190 После восстания Бар-Кохбы и его подавления в 135 г. Иерусалим был разрушен, а само имя Иерусалима было запрещено. Город был переименован в честь супруги Адриана Элии Капитолины. В пределах Палестины первенство перешло к епископу Кесарии, а епископы Элии, традиционно называемые Иерусалимскими епископами, отошли на второй план. Описываемые далее события истории Иерусалимской епархии известны только из сочинения Евсевия (см. НЕ, VI, 8, 7; 9-11,1-3).

Нарцисс был 15-м епископом Иерусалимским после разгрома Адрианом города (Euseb., HE, V, 12). Он вступил на этот пост ок. 196 г. Ок. 201 г. Нарцисс, имевший славу чудотворца, удалился в пустыню и стал вести отшельнический образ жизни. После него Иерусалимскими епископами были Дий (202-203 гг.), Германий (204-207 г.) и Гор-дий (208-212 гг.). В 212 г. Нарцисс вернулся из пустыни и за свое подвижничество вновь был избран епикопом Иерусалима. Однако он был уже глубоким стариком (116 лет), и поэтому занимал этот пост номинально. А для исполнения основных функций епископа был избран Александр. Скончался Нарцисс в 213 г.

Александр был епископом в КаппадокЪш и здесь, видимо, подвергся гонениям, поскольку в Иерусалиме он был известен как знаменитый исповедник. Поэтому когда Александр прибыл в Иерусалим, его в 212 г. избрали епископом Иерусалимским, товарищем епископа Нарцисса. После смерти Нарцисса Александр остался единовластным епископом Иерусалима. Он находился в тесной дружбе с Ори-геном. В период гонения Деция Александр был заключен в темницу, где скончался в 251 г.

191 Асклепиад был избран епископом Антиохии, поскольку прославил себя исповеданием Христа во время гонений. Он занимал этот пост в 213—221 гг.

192 Аполлоний, церковный писатель II в., жил в Малой Азии.

193 Серапион был епископом Антиохии в 192-212 гг. А 11-й год правления Коммода — это 191г.

194 Евангелие Петра — это апокрифическое произведение. Еще во II в. оно находилось в церковном употреблении. Серапион сначала считал его неопасным, но ок. 200 г. после тщательного изучения нашел в нем черты докетизма и запретил его в своей епархии. Из дошедших фрагментов этого Евангелия мы можем судить, что опасения Серапиона были не напрасными: некоторые подробности в истории распятия Христа намекают на то, что Иисус не испытывал страданий и не умер (докетизм, против которого тогда активно боролись церковные иерархи, является учением о призрачности телесной природы Христа, т.е. в соответствии с учением докетиков Христос не мог страдать и умереть).

195 Город Рос расположен не в Киликии, а в Келесирии, на морском побережье, в 20 км от Селевкии.

196 Аполлоний был в Риме известным философом. Он пострадал при префекте Переннии (183—186 гг.). Евсевий подчеркивает, что Переннии, будучи судьей, всячески уговаривал Аполлония отречься, жалея его (НЕ, V, 21, 4).

197 Речь идет о рескрипте императора Траяна, опубликованном в виде письма на имя Плиния Младшего: «...Выискивать их (т.е. христиан. — М.В.) незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т.е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы они и были под подозрением» (X, 97).

198 Речь идет о соборе палестинских епископов под председательством Феофила и Нарцисса Иерусалимского, который был собран ок. 196 г. в русле активизации т.н. Пасхальных споров по инициативе епископа Рима Виктора (см. прим. 120, 174).

199 Вакхил был председателем собора греческих епископов ок. 196 г., собранного по вопросу о праздновании Пасхи.

200 Собранный ок. 196 г. собор малоазийских епископов в Эфесе уполномочил епископа Эфеса Поликрата защитить азийскую практику.

201 Фрасей был епископом Евмении, города во Фригии, области в Малой Азии. Мученически скончался в 171 г.

202 Сагарис был епископом города Лаодикеи во Фригии. Мученически скончался ок. 166 г.

203 Речь идет о Папирии, мученике из Никомедии, города в Вифинии, области в Малой Азии. Дата его смерти неизвестна.

204 Речь идет о епископе Сард Мелитоне, см. о нем прим. 157.

205 Речь идет о маце, которая у иудеев изготовлялась во время празднования Пасхи. В греческом тексте Поликрата, цитируемом Евсевием (НЕ, V, 24, 1—7), сказано: «...Когда народ не употребляет квасного хлеба...» Иными словами, Иероним слегка подправляет текст Поликрата, делает вывод.

206 Даниил — один из четырех великих пророков израильского народа. Еще в молодости он был уведен в плен при взятии Иерусалима Навуходоносором (605 г. до н.э.). Благодаря своим способностям предсказателя Даниил особо выдвинулся при дворе вавилонских царей, а затем, после взятия Вавилона персами, — при дворе наместника Кара, Дария Мидянина. Даниил был ложно обвинен местными князьями и брошен в ров со львами. После чудесного спасения Даниил пророчествовал о будущих судьбах иудейского народа. Основной его идеей была идея Мессии как избавителя народа, и время пришествия его он вычислял на основании «седмин». В течение этих седмин (70x7=490 лет) должно было состояться освобождение иудеев из вавилонского плена, восстановление Иерусалима и храма и искупление мира смертью Христа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...