Геннадий массилийский «книга о церковных писателях» 10 глава
постулатов). И епископы разъехались с Ариминского собора в полной уверенности, что они не изменили никейскому символу веры. 55 Речь идет о последователях Новациана. Известно, что после смерти римского епископа Фабиана (236—250 гг., ум. 20 янв.) Римская церковь более года управлялась пресвитерами. Между ними выделялись Моисей, скончавшийся исповедником, и Новациан, самая известная тогда литературная сила Римской церкви: он был автором многих трактатов этического, философского и теологического содержания. Наиболее известен его труд о единстве Бога в Троице. В 250 г. он занимал высокое положение среди римского духовенства, о чем свидетельствуют его послания епископу Карфагена Киприану, которые он писал от имени всей столичной христианской общины [о дальнейшей его судьбе известно лишь то, что он умер смертью мученика при императоре Валериане (253-259 гг.)]. В марте 251 г. к Совету Римских пресвитеров обратилась партия Новата (пресвитер карфагенской церкви, создавший в 248 г. оппозицию недавно избранному епископом Карфагена Киприану; вместе со своими сторонниками он был отлучен от церкви в марте 251 г.) с просьбой о церковном общении, но Совет отказал им в этом. Однако Новат повел в Риме агитацию так успешно, что привлек на свою сторону Новациана. В начале марта 251 г. епископом был избран пресвитер Корнелий и был рукоположен 16 епископами. Однако его противники, недовольные как самим избранием Корнелия, так и его отношением к отступникам (падшим), противопоставили Корнелию пресвитера Новациана, не признававшего за церковью права принимать в свое общение падших. Этими своими сторонниками Новациан был рукоположен епископом Римским, т.е. стал антипапой (писатель VI в. Евлогий, патриарх Александрийский (580—607 гг.), цитируемый Фотием (Cod., 182), происхождение новацианского раскола объсняет тем, что папа Корнелий оскорбил Новациана: не желая иметь его своим преемником, он произвел его из архидиаконов в пресвитеры, поскольку в Риме было принято, чтобы архидиакон был преемником архиерея, т.е. папы). И Корнелий и Новациан обращались с общительными посланиями к различным епископам. Соборы Римский и Карфагенский поддержали Корнелия, чему немало способствовали Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский. Однако были свои сто-
ронники и у Новациана. На востоке это были Фабий, епископ Антиохийский, многие епископы на Антиохийском соборе во главе с Фирмилианом, епископом Кесарийским. На западе особенно энергично поддерживал Новациана Мар-киан, епископ Арльский, за это и низложенный. Новациане всегда стояли на стороне самой строгой церковной дисциплины. В принципе они были не против права церкви прощать кающихся грешников. Однако новациане считали, что гораздо целесообразнее предоставить это прощение Богу, поскольку раб не должен прощать согрешивших против его Господа. Поэтому они считали себя обществом «чистых». На католическую церковь они смотрели как на запятнавшую себя общением с грешниками (падшими). Кроме того, новациане считали, что осквернивший себя смертным грехом — отпадением от церкви — не может быть совершителем таинств. Поэтому переходящих к ним католиков, как и сторонников других направлений, новациане перекрещивали. Однако в догматических спорах они шли рядом с церковью и одинаково энергично боролись с арианством. А сочинение Новациана «О Троице» на западе всегда считалось православным. Распространившись не только на западе, но и на востоке, новациане нашли благоприятную почву там, где был распространен монтанизм: так, во Фригии произошло слияние монтанизма с новацианством. Вообще, со стороны многих христиан новацианство пользовалось уважением, поскольку с догматической точки зрения они были православными и их главное отличие от католиков состояло лишь в строгости нравов. Поэтому многие императоры, издававшие указы о преследовании еретиков и сектантов, делали прямое исключение для новациан. В эпоху господства арианства православные кое-где (например, в Константинополе) были расположены вступить в церковное общение с новациана-ми. Секта новациан существовала, видимо, до VII в. В VI в. в Александрии они представляли собой еще столь значительную силу, что православный патриарх Александрии Евлогий (597—607 гг.) должен был писать против них особое сочинение. Возникшая в XI в. в Южной Франции и Северной Италии религиозная группировка катар выводила свое название из идеологии последователей Новациана.
56 Полное имя — Турраний Руфин (Apollin. Sidon. Ер., 9, 5). Происходил из г. Конкордии (западнее Аквилеи). Руфин был современником Иеронима, с которым вместе обучался в Риме. Вскоре после 370 г. Руфин вступил в монастырь в Аквилее и принял там крещение от епископа Валериана. Затем Руфин отправился, как и Иероним, в паломничество на восток, в Египет, где встретил паломницу вдову Меланию, с которой осенью 373 г. прибыл в Палестину, однако вскоре вернулся в Египет. В 386—397 гг. Руфин принимает участие в первом оригенистическом споре в Палестине (см. подробнее прим. 87) как защитник Оригена. В 397 г. Руфин возвращается в Италию и прибывает в Рим, который покидает ок. 399 г. и уезжает сначала в Милан, а потом в Акви-лею. Еще будучи в Риме, он по просьбе Макария (см. прим. 85) переводит сочинение Оригена «О началах». Но понимая, что запад не в состоянии отнестись к этому произведению исключительно с исторической точки зрения, он воспользовался заметкой, сделанной им в переводе трактата «За Оригена», говорившей о том, что сочинения Оригена искажены в некоторых местах еретиками и он некоторые пункты переправил. А в предисловии он имел неосторожность с похвалою отозваться об Иерониме как почитателе Оригена. Однако даже в переправленном виде многое в переводе показалось западным иерархам ересью, и они усомнились в православии Иеронима. Иероним вспылил, и началась активная переписка его с Руфином, дошедшая вплоть до оскорблений: Иероним издевался над акцентом Руфина и называл его поэтому свиньей, а Руфин называл его учеником Вараввы, так как Иероним изучал еврейский язык под руководством иудея Барханина. В сентябре 410 г. Руфин прибывает на Сицилию, где искала спасения от готов семья Мелании. Вскоре после этого Руфин умирает.
57 Василий Великий, архиепископ Кесарийский. Родился в Кесарии Каппадокийской в 329 г. в богатой христианской семье. Его отец, Василий Старший, известный своей благотворительностью, был женат на знатной и богатой девушке Эмилии. Получив образование в Кесарии, Василий отправился в Афины изучать платоническую философию, где он познакомился с Григорием Богословом. Вернувшись в Кесарию, Василий преподавал риторику. Однако под влиянием сестры Макрины, которая стала монашкой, Василий решил посвятить себя христианской жизни. Ок. 356 г. он был крещен и возведен в должность чтеца Кесарийским епископом Дианием. Ок. 357 г. Василий предпринял путешествие в Египет, Палестину и Месопотамию с целью посетить знаменитых подвижников. Вернувшись на родину, Василий поселился в аскетическом уединении на берегу р. Ириса. Слава о его подвигах многих привлекла к нему, и на берегах Ириса стали возникать монастыри. В 362 г. после смерти еп. Диания на кесарийскую кафедру был избран Евсевий. Однако Евсевий, занимавший одну из высших должностей в городском управлении и очень популярный в народе, был не крещен. По требованию народа он был крещен и тут же посвящен в епископы. Евсевий приблизил к себе Василия и посвятил его в пресвитеры. Однако скоро отношения их испортились, так как популярность Василия среди бедноты и монахов все более выдвигала на первый план пресвитера, оставляя в тени епископа. Вскоре произошел разрыв, который едва не вызвал в Кесарии раскола. Однако Василий добровольно удалился сначала к Григорию, затем в Понт в свои монастыри. Евсевий же, опасавшийся насаждения арианства императором Валентом, обратился к Григорию Богослову с целью примирения с Василием, и Василий вернулся. В сер. 370 г. Евсевий умер. Василий был избран епископом, хотя против него были ариане, в том числе значительная часть епископов, подчиненных кесарийской кафедре. В ответ на требование императора Валента принять арианство Василий отказался это сделать. В 375 г. Валент прибыл в Кесарию и уже подписал указ об изгнании Василия, однако побывал на его службе и так ею впечатлился, что порвал указ и, уезжая из Кесарии, оставил Василию богатые пожертвования на дела благотворительности. Умер Василий 1 января 379 г. Среди основных произведений Василия Великого следует отметить трактаты «Беседы на Шестоднев», «Нравственные правила», «О Святом Духе», различные «Толкования» и «Беседы», полемические сочинения («Опровержение речи Евно-мия»). Большой интерес представляют и его письма (ок. 340). 58 Григорий Назианзин (Богослов) (329-389 гг.) был сыном епископа города Назианза и получил блестящее образование в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии и Афинах (где подружился с Василием Великим). Примерно в возрасте 30 лет он вернулся домой и крестился. В 362 г. он был посвящен в пресвитеры и помогал отцу в управлении. В 372 г. Василий Великий, ставший уже епископом, тягался с епископом Тианским из-за пределов своей архиепископии и, нуждаясь в своих людях на ключевых
постах в спорном районе, рукоположил Григория в епископы небольшого городка Сасима. Однако вооруженный отряд епископа тианского преградил Григорию путь в Сасиму, и он ушел в горы для аскетического уединения. После смерти родителей в 375 г. Григорий отправился в Селевкию в Исав-рии, где вел созерцательную жизнь. После вступления на престол Феодосия I в 379 г. православная община Константинополя пригласила к себе Григория. Успех в Константинополе Григорий имел чрезвычайный, поэтому когда Феодосии в 380 г. вернулся в столицу, он отнял церкви у ариан и фактически возвел Григория на константинопольскую кафедру. В 381 г. в Константинополе открылся собор, на котором Григорий председательствовал. Однако в догматических вопросах (прежде всего в воззрении на Св. Духа) он оказался далек от настроения большинства восточных членов собора и вынужден был покинуть собор и столичную кафедру. Он удалился в Назианз, где и умер в 389/390 г. Что касается сочинений Григория, то до нас дошло 45 его «Слов» (из которых особо важны «Пять слов о богословии»; «Слово о поставле-нии епископов и о догмате Св. Троицы»; «О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге»; «Защитительное слово по поводу бегства в Понт после посвящения в пресвитеры»), около 240 писем и собрание стихотворений.
59 Климент I (88-97 гг.), четвертый епископ Рима. Принял посвящение от ап. Петра (Tertul. De praescr., 32). Другие данные о нем отсутствуют. Согласно преданию, Климент после своего изгнания императором Траяном в Херсонес Таврический принял там мученическую смерть. Однако совпадение его имени с именем двоюродного брата императора Домициана — Тита Флавия Клемента, убитого в 96 г. по приказу императора, способствовало появлению в раннем Средневековье красочной агиографической легенды о чудесных странствиях и мученической смерти папы Климента I. С именем Климента связывается ряд литературных произведений, но из них с несомненностью ему принадлежит только «Первое послание к Коринфянам» (ок. 96 г.). Среди приписываемых ему трудов известны «Второе послание к Коринфянам»; «Два окружных послания к девственницам»; «Кли-ментины»; «Апостольские постановления и правила» и др. 60 Евсевий Кесарийский (ок. 260-339 гг.), церковный писатель, историк. Родился в Палестине, был учеником пресвитера Памфила в Кесарии, от которого заимствовал пре- клонение перед Оригеном. Участвуя в управлении кесарий-ским училищем, Евсевий во время гонений Диоклетиана (303—313 гг.) сохранил наличность кесарийской библиотеки, а затем был вынужден удалиться из Кесарии и путешествовал по Сирии и Египту. В 313 г. был избран епископом в Кесарии. Благодаря своей учености он вошел в доверие к императору Константину I и сохранял свое влияние на него до его смерти. С возникновением арианства Евсевий выступил против савеллианизма и поддержал Ария. За это его на Антиохийском соборе (324 г.) отлучили от церкви. Однако на Никейском соборе (325 г.) Евсевий в угоду императору проголосовал за формулу «единосущный». Однако после собора он становится видным деятелем антиникейской реакции. В 330 г. Евсевий присутствует на соборе, осудившем Евстафия Антиохийского, а в 335 г. — на соборе Тирском, осудившем Афанасия. При этом Евсевий оказал значительное влияние на христианскую литературу последующих столетий. Он написал мировую хронику, которую Иероним Стридонский затем расширил и перевел на латынь, а также первый труд по истории церкви, охватывающий период от основания церкви до 324 г. и содержащий многочисленные документы и выдержки из не дошедшей до нас литературы. Это принесло ему титул «отца истории церкви». Евсевий выступал также как собиратель литературы: ему принадлежат «Praeparatio» и «Demonstratio evangelica», содержащие множество выписок из не дошедших до нас сочинений. Известен Евсевий также и биографическими трудами (в числе прочих — панегирик «Житие императора Константина»). 61 Имеется в виду папа Сикст II (257-258 гг.). Со времен папы Виктора I (189—199(?) гг.) все Римские епископы имели латинские имена. В соответствии с этой традицией Сик-ста называли Ксистом. Он был по происхождению грек. Во время своего понтификата стремился к урегулированию спора с африканскими епископами (в 256 г. собравшиеся на синод в Карфагене епископы во главе с Киприаном постановили: еретиков при возвращении в лоно церкви следует перекрещивать; папа Стефан I (254—257 гг.), предшественник Сикста, осудил это решение, что было признано Киприаном и другими епископами недопустимым вмешательством Римского епископа в дела других церквей). Сикст погиб вместе со своим диаконом Лаврентием во время гонений императора Валериана (253-260 гг.). Описание их мученической смерти в катакомбах было темой многих агиографических легенд. 62Памфил (240—309 гг.), священномученик, знаменитый ученый. Родился в Берите (Финикия), получил отличное образование, занимал гражданские должности. Получив сан пресвитера в Кесарии Палестинской, Памфил предался занятиям христианской литературой, составил библиотеку из 30 тыс. томов (которую впоследствии подарил Кесарии). При своей церкви он устроил и школу. К своим работам по Св. Писанию Памфил привлек и Евсевия, который вместе с ним занимался перепиской и рецензией рукописей Библии. Из их совокупного труда образовалось новое издание перевода 70 толковников. Из сочинений Памфила сохранилась в переводе Руфина первая глава его «Апологии Ориге-на», написанной им уже в тюрьме во время гонения Макси-мина (307 г.) вместе с Евсевием (которому принадлежит 62-я глава «Апологии»). 63 Ориген родился ок. 185 г. в Александрии. Его отец был казнен как христианин во время гонения на христиан при императоре Септимии Севере. Имущество отца было конфисковано, и Оригену, старшему из в семье, пришлось в 17 лет содержать мать и 6 братьев. Ориген учился у неоплатоника Аммония Сакка, а затем Клемента Александрийского, вел аскетическую жизнь. Ок. 217 г. он возглавил христианскую катехитическую школу в Александрии — центр образования, высоко ценившийся и христианами и язычниками. Однако в 231 г. Ориген был смешен с поста наставника этой школы, лишен сана пресвитера и изгнан из Александрии. Он переселился в Палестину, в Кесарию, где основал свою школу. Во время гонений императора Деция (249—251 гг.) Ориген был заключен в тюрьму в Тире и умер там от пыток в 253/254 г. Благодаря латинским переводам Иеронима и Руфина важнейших сочинений Оригена его идеи и теологические методы получили распространение на Западе. Ориген был сторонником не буквального понимания текста Писания и разработал учение о трех смыслах Библии: буквальном («телесном»), моральном («душевном») и философском («духовном»), сам он отдавал предпочтение философскому истолкованию смысла Библии. Теологическая система Оригена сводилась к учению о том, что наш мир — не первый и не последний. Прежде нашего мира были и другие сотворенные миры, а после нашего мира будут также новые миры, так что творение мира надо понимать не как одноразовый акт, а как периодический процесс. Вторая составляющая теологических идей Оригена, логически следующая из первой, — учение об апокастасисе (восстановлении). Ориген считал, что спасение — удел всех душ и духов, которые (даже сам дьявол) в конце концов изменятся в лучшую сторону, станут просветленными и соединятся с богом. Из этого следует, что адские муки носят временный, а не вечный характер. Иными словами, все вернется к богу, ведь все имело его некогда своим началом. Третья составляющая его идей — учение о субординационизме, согласно которому Сын ниже Отца. Сам Ориген считал свою систему ортодоксальной, но уже в первой оригенистической дискуссии ок. 400 г. его ортодоксальность была поставлена под сомнение. В результате многолетних дискуссий в 543 г. эдиктом императора Юстиниана Ориген был объявлен еретиком, а на Вселенском соборе 553 г. был окончательно осужден. Из его основных сочинений следует упомянуть комментарии на все книги Библии, трактаты «Против Цельса» и «Об основных положениях христианства». 64 Быт. 49:1-28. 65 Тихон, донатистский епископ. Умер между 390 и 400 гг. Основной его труд — «Книга о семи правилах для исследования и нахождения смысла Св. Писания». Несмотря на принадлежность донатизму, церковь долго пользовалась его герменевтическими правилами как одним из лучших руководств к толкованию Библии. 66 Имеется в виду младший сын Феодосия I, Гонорий (395—423 гг.), император западной части империи. Еще при жизни отца, в 393 г., он был провозглашен августом и соправителем. 67 О его биографии см. соответствующий раздел вступительной статьи. 68 Мартин родился в 336 г. в семье римского трибуна из г. Сабария в Паннонии, образование получил в Павии. По воле отца пошел на военную службу, но вскоре принял крещение, оставил войско и отдал себя под духовное руководство Хилария Пиктавийского. Чтобы обратить своих родителей, он совершил трудное путешествие на родину, но обратить ему удалось лишь мать. Как в Паннонии, так и в Милане он подвергся преследованиям со стороны ариан. Арианский епископ Авксенций изгнал Мартина из Милана, после чего он некоторое время жил отшельником на островке около Генуи, откуда вместе с возвращавшимся с востока Хиларием перебрался в Галлию. В 370 г. он основал близ Пуатье на полученной от Хилария земле первый правильно организованный монастырь на западе (монастырь Литюже). Жители Тура провозгласили Мартина в 371 г. епископом. Сам он продолжал вести монашескую жизнь в хижине на берегу Луары. Вскоре здесь возник целый монастырь (знаменитый Мармутье). Умер Мартин в 397 г. Сульпиций Север был его учеником. 69Понтий Меропий Аниций Паулин (353—431 гг.), церковный писатель. Родился в семье богатого сенатора в Бордо, учился у знаменитого Авзония. Был сенатором, затем консулом и правителем Кампании. Частично под влиянием жены Ферасии, происходившей из Испании, он был крещен в Бордо в 390 г. После смерти единственного ребенка Паулин вместе с женой предался строгому аскетизму, а в 390 г. удалился в Испанию, где в Барселоне ок. 394 г. был рукоположен священником. В следующем году Паулин с женой поселились в Ноле. В 409 г. Паулин стал епископом Нолы. В качестве епископа он известен устройством акведука, строительством церквей, щедростью к бедным, некоторых из которых он приютил в своем доме. Он состоял в переписке со многими известными церковными деятелями того времени, в том числе и с Сульпицием Севером. От него дошло 51 письмо и 35 поэм, из которых 14 посвящены св. Феликсу: в обычае Паулина было писать поэму к ежегодной годовщине памяти святого (Паулин жил у могилы св. Феликса). 70 Лица эти более нигде не упоминаются. Согласно данным, которые мы можем почерпнуть из самого диалога, оба они были современниками Сульпиция Севера. Галл был учеником Мартина Турского, о Постумиане же сказано, что он провел некоторое время на востоке, откуда вернулся в Галлию, где и встретился с Галлом и Севером (S. Sever., Dial. I, I). "Антиох (ум. не позже 408 г.), епископ Птолемаиды в Финикии. Красноречивый оратор, выступавший среди противников Иоанна Хризостома в Константинополе. Он участвовал в т.н. соборе при Дубе (403 г., в предместье Халки-дона Руфиниане) и способствовал второму изгнанию Хризостома императором Аркадием (404 г.). Некоторые ранние церковные писатели критиковали его за подозрительность. "Севериан, епископ Габалы ок. 400 г. (Габала — город в Лидии). Он был одним из лидеров партии противников Иоанна Хризостома. В начале Севериан, известный своим красноречием, пользовался расположением Иоанна, и, когда Златоуст отправился в Эфес для расследования дела епископа Антонина, он оставил Севериана своим заместителем в Константинополе. Их вражда началась после вроде бы пустякового случая, когда однажды Севериан проходил мимо архидиакона Серапиона (сподвижник Иоанна, преданный ему), а последний не встал, потому, как оправдывался он позже, что не заметил его. Однако Севериан считал, что Се-рапион сделал это нарочно, желая его оскорбить. Хризос-том сделал Серапиону выговор и на время запретил ему служение. Но Севериан не довольствовался этим и требовал, чтобы ему навсегда было запрещено служение. Иоанн заявил, что, как лицо заинтересованное в этом деле, он отказывается от суда над Серапионом и передает дело собору. Затем он встал и вышел, а вслед за ним вышел и собор, тем самым признавая дело Серапиона правым. Севериан остался один. Таким образом, между ним и Хризостомом возникли неприязненные отношения. Тогда Иоанн предложил Севериану покинуть Константинополь и отправиться в свою епархию, потому что церкви неудобно долго оставаться без пастыря. Примирение между Северианом и Хризостомом произошло только при посредничестве самой императрицы Евдоксии: в церкви св. Апостолов, во время службы Иоанна, она положила ему на колени младенца Феодосия, крестника Хризостома, умоляя примириться с Северианом. Вследствие этих событий Севериан составил заговор против Хризостома и стал его главным обвинителем во время суда на соборе при Дубе. После того как он подготовил второе и окончательное изгнание Хризостома, Севериан вернулся к своей пастве в Габалу. 73 Иоанн Хризостом (Златоуст). Родился в Антиохии в 347 г. Научное образование получил в школе Либания. Недолго пробыв адвокатом, Иоанн обратился к изучению христианского богословия под руководством епископа Антиохии Ме-летия, который крестил его, а в 370 г. определил на должность чтеца. С 372 г. Иоанн продолжал богословское образование у Картерия и у одного из лучших христианских ученых того времени, Диодора (будущего епископа Тарсийского). Удалившись в пустыню, Иоанн провел там 4 года в обществе монахов, а затем два года в полном уединении. Однако аскетизм расстроил здоровье Иоанна, и он возвратился в Антиохию. В 381 г. он был посвящен в диаконы, а в 386 г. — в пресвитеры. В 397 г. Иоанн по настоянию Евтропия был избран архиепископом Константинополя, однако быстро нажил много врагов. Против него ополчился столичный клир, который Иоанн старался подчинить должной дисциплине: развив в своих воззрениях идеал священства до недосягаемой высоты, он называл клириков людьми негодными, стоящими три медных гроша; не заступался перед светской властью за духовное лицо, если оно было виновно, — известен случай, когда Иоанн выдал властям двух виновных пресвитеров; при рукоположении епископов Иоанн не советовался с клиром. Однако эти меры затрагивали не только столицу. Известно нашумевшее дело Антонина, епископа Эфесского, который был обвинен в том, что купил свой сан; в ходе следствия были выявлены еще 6 епископов в провинции Азия, которые также купили сан, и 7 таких же — в Лидии. Хотя Иоанн и старался смягчить их вину, не преследуя их самих, однако всех 13 лишил сана. Против Иоанна были настроены и зажиточные слои населения, опасавшиеся его благоволения к бедным (они считали, что Хризостом «соблазняет народ»). Знать и интеллигенция была затронута резкостью его языка, а особо затронутыми обличениями Иоанна (константинопольских дам в суетности и роскоши) почувствовали себя не только три наиболее влиятельные вдовы (Марса, Ка-стриция и Евграфия), но и сама императрица Евдоксия. В 403 г. был созван собор в Руфиниане («при Дубе») из личных врагов Иоанна, который осудил его, и Хризостом был отправлен в заточение. Едва он успел отбыть из Константинополя, как в столице произошло страшное землетрясение. Евдоксия увидела в этом знамение гнева небесного за гонения на праведника и поторопилась возвратить изгнанника с большой торжественностью. Но поскольку он не изменил своего поведения, то в 404 г. был созван собор (Иоанн сам настаивал, чтобы его оправдание совершилось на законном соборе и был инициатором его созыва), на котором партия противников Хризостома опять взяла вверх и последовало второе и окончательное его удаление с архиепископской кафедры (об обоих судах над Иоанном см. также прим. 91). Он был сослан в г. Кукуз в Армении, где пробыл 2 года. Оттуда его отправили в Питиунт (Пицунду), но Иоанн скончался в пути, в Команах, в 407 г. 74Феодосий II (401—450 гг.), восточно-римский император с 408 г., сын Аркадия и Евдоксии. В 402 г., еще ребенком, стал августом. В период его правления велись многочисленные войны на границах; с 430 г. Феодосии начал платить дань королю гуннов Аттиле. В 424-425 гг. Феодосии помог Ва-лентиниану III и его династии утвердиться в Западной Римской империи. В целях защиты в 413—439 гг. Константинополь был обнесен мощными стенами («стены Феодосия»), в 425 г. здесь был построен университет. Во время его правления духовенство вело дискуссии по христологическому вопросу, в котором император отдавал предпочтение моно-физитству. В 429-438 гг. Феодосии подготовил свод императорских законов («Кодекс Феодосия»), начиная с 313 г. действовавший в обеих частях Римской империи. 75 Правильное его имя Ницетий (Никита, Nicetas), миссионерский епископ и христианский писатель. Ок. 370 г. он стал епископом Ремесианы (совр. г. Бела Паланка), находящийся на римской дороге между Белградом и Константинополем, и достиг больших успехов в обращении в христианство диких племен. Никитий состоял в близкой дружбе в Паулином Ноланским, из трудов которого мы узнаем о двух визитах Никития в Италию. Многие же труды самого Ни-кития очень рано стали приписываться Никитию Аквилей-скому или Никитию Трирскому. 76 Олимпий, согласно одним источникам, епископ Толедо, согласно другим — епископ в Барселоне. Время его жизни можно определить, базируясь на данных Августина, который называет Олимпия среди наиболее известных, по его мнению, церковных писателей (С. Iul., И, 10, 33; III, 17, 32). Оба раза, когда Августин упоминает этих церковных деятелей, он называет их строго в определенном порядке: Ире-ний (130/140-202 гг.), Киприан (ум. 258 г.), Ретициан (начало IV в., участвовал в соборах 313-314 гг.), Олимпий, Хиларий (315-367 гг.), Амвросий (334-397 гг.), Григорий (330-390 гг.), Иннокентий (401-417 гг. понтификата), Иоанн (Хризостом, 347-407 гг.), Василий (Великий, 329-379 гг.). Итак, очевидно, что Августин намеренно раставляет этих отцов церкви в хронологическом порядке. Исходя из этого следует предположить, что время деятельности Олимпия приходится на первую половину IV в. Возможно, подтверждением этого является упоминание Оптатом (I, 26) некоего епископа Олимпия, который в 316 г. вместе с епископом Евномием был послан императором Константином в Карфаген для решения спора с донатистами. 77 Бахиарий, монах и поклонник Присциллиана. Пребывал в Галлии, Испании ок. 380 г. Вероятно, его можно идентифицировать с епископом Перегрином, составителем при-сциллианского канона писем св. Павла. 78 Быт. 12:1. 79 По всей видимости, это Савватий, крещеный еврей (ум. ок. 410 г.). Будучи новацианским пресвитером в Константинополе, он в царствование Феодосия I (379—395 гг.) провозглашал отмечание Пасхи согласно еврейскому календарю и пропагандировал большие строгости, чем это имело место в общине новациан (в своих воззрениях он был последователем решений собора, который собрали фригийские новацианские епископы в правление Валента (364—378 гг.) во фригийском селении Пазе; следует отметить, что самые известные новацианские епископы не присутствовали на этом соборе; согласно решению этого собора, Пасху следует праздновать вместе с иудеями). По этому поводу (прежде всего о дате Пасхи) Константинопольский новацианский епископ Маркиан созвал собор новацианских епископов в вифинском селении Сангаре. Отцы этого собора признали, что вопрос о Пасхе не может быть достаточным поводом для отделения от церкви, поэтому пусть каждый совершает Пасху когда хочет. Однако Савватий все-таки отделился от новациан, стал епископом, и в наказание за посвящение в новацианские епископы был сослан на о. Родос. Однако последователи продолжили его учение. Савватиане просуществовали до VI в. 80 Маркион был сыном епископа из Синопы. Будучи глубоко верующим, свою христианскую жизнь он начал с отречения от своего имущества. Тогда же он стал развивать свою доктину, и, по-видимому, его отец был вынужден отлучить его от церкви. Маркион удалился в Рим при папе Гигине (136(?)-140(?) гг.). Здесь он встретился с сирийским гностиком Кердоном, и под его влиянием доктрина Маркиона приобрела гностическую окраску. Маркион пожертвовал христианской общине Рима значительную сумму (200 000 сестерциев) и часть своей библиотеки. Однако Совет старейшин, отвергнув учение Маркиона, вернул ему деньги, но библиотеку оставил. При папе Элевтерии (175— 189 гг.) Маркион был отлучен от римской церкви и основал в Риме собственную общину. Секта маркионитов еще в IV в. была весьма многочисленной и на востоке и на западе, и просуществовала она вплоть до VI—VII вв. В своем учении Маркион пользуется каноническими священными книгами, но только одни из них он сокращает, другие отбрасывает. Он создал свое искаженное Евангелие, положив в его основу Евангелие от Луки, и свой апостольский кодекс из 10 посланий ап. Павла, исключая соборные, пастырские послания и послания к евреям. Кроме того, Маркион написал трактат «Антитезис», в котором доказывал, что Бог Нового Завета не может быть тождественен с Богом Ветхого Завета. Отличие же в обрядах от церкви заключалось в том, что его последователи (он их называл «товарищи его бедствий») делились на совершенных и оглашенных; и оглашенные обязаны были присутствовать при всех частях богослужения, поскольку им, как менее просвещенным, тем более нужно было поучаться в христианской истине.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|