Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геннадий массилийский «книга о церковных писателях» 12 глава




96 Неизвестное лицо.

97 Симплициан был священником в Милане, затем духовником Амвросия Медиоланского и с 397 г. стал преемником Амвросия на посту епископа (см. эпиграмму Энно-дия Тициненса № 48: «Амвросий, покинув лишенный занятия плебс // Вверил его твоим, Симплициан, заботам»). Симплициан занимал должность катехизатора (его обязанностью было готовить к крещению катехуменов и обучать их основам христианского вероучения). Он обладал великолепным даром слова и способностью живо и интересно изложить любое учение. Видимо, знакомство Амвросия и Симплициана состоялось еще во время пребывания Амвросия в Риме, и Симплициан, узнав об избрании Амвросия, сам вызвался помочь ему разобраться в тонкостях христи-

\

анской доктрины. Теологически образованный и знаток неоплатонической философии, Симплициан сыграл определенную роль в обращении Мария Викторина и Августина. Духовному формированию Симплициана весьма способствовал Амвросий МедиолаЦский. Сохранилось несколько писем Амвросия, адресованных ему. Умер Симплициан в 400/401 г.

98 Вигилий, третий епископ Тридента (385(?)—405 гг.). Получил в начале исполнения своей должности письмо Амвросия с пастырскими наставлениями. Житие Вигилия (написано в VI в.) рассказывает о его миссионерской деятельности и о строительстве многочисленных церквей. В 397 г. его коллеги Сисиний, Мартирий и Александр приняли мученическую смерть. Вигилий отправил рассказ об их смерти Симплициану, епископу Милана. Позднее он отправил рассказ и мощи Иоанну Хризостому. Согласно сообщениям жития, Вигилий также преследовался язычниками.

99 Аврелий Августин родился в 354 г. в Тагасте (совр. Сук-Арас в Алжире), провинция Нумидия. Отец Августина Патриций был чиновником местного муниципалитета. Мать его Моника была ревностной христианкой, и своим духовным развитием он во многом обязан ее влиянию. В 370 г. отец отправил Августина в Карфаген для получения риторического образования. Обучаясь, Августин попадал под влияние манихейства и в течение 9 лет был сторонником учения, в котором окончательно разочаровался в 383 г., когда в Карфаген прибыл манихейский иерарх Фавст, с которым Августин имел беседы. С 374 г. Августин преподает риторику в Карфагене. В 383 г. он отправляется в Рим для преподавания риторики. В Риме по рекомендации друзей-манихеев Августин был назначен на должность придворного ритора в Милане и в 384 г. переезжает туда. Попав под влияние Амвросия, а также матери, которая приехала к нему, Августин вместе с сыном Адеодатом (он родился в 372 г. в Карфагене от любовницы Августина) в 387 г. был крещен Амвросием. После этого Августин решает расстаться со всем, что связывает его с прежней жизнью, и подает прошение об отставке и собирается отплыть в Африку, но перед отплытием в Ос-тии умирает его мать, и Августин задерживается в Риме. Осенью 388 г. он возвращается в Тагасту, продает родительское имение, деньги раздает бедным. Для себя он оставляет только маленький домик, где живет с друзьями монашеской жизнью. Постепенно он приобретает известность в округе.

В 391 г. по просьбе жителей города Гиппона Регия епископ города Валерий посвящает Августина в пресвитеры, и Августин перебирается в Гиппон. Он строит неподалеку от города небольшой монастырь и поселяется в нем с друзьями. В начале 390-х гг. Августин активно разоблачает манихейство, а также начинает обширную полемику с донатистами. В 396 г. умер епископ Гиппона Валерий. Перед смертью он зимой 395/396 г. вместе с епископом г. Каламы Мегалием и другими епископами посвятил Августина в сан епископа Гиппона. Годы епископства были наиболее плодотворными в литературном отношении, Августин вместе с епископом Карфагена Аврелием становится крупнейшим авторитетом, активно участвует в полемике с донатистами и пелагианами. В 426 г. Августин препоручил дела епархии своему преемнику Ираклию для того, чтобы все свободное время отдать ученым занятиям. Летом 430 г. вандалы, переправившиеся в 429 г. через Гибралтар, достигли Гиппона. В августе 430 г. Августин скончался в осажденном городе. Его останки в начале VI в. были вывезены на Сардинию, а в VIII в. перевезены в Павию, где и покоятся до сего дня.

Следует отметить, что в конце жизни Августин боролся против полупелагианства, процветавшего в Южной Галлии, прежде всего в Массилии. И одним из защитников этого течения (см. о нем прим. 136) в той борьбе был Геннадий Массилийский. Отсюда, по всей видимости, этот ехидный и недоверчивый тон при описании трудов Августина, что резко контрастирует с последующей апологетикой жизни и творчества Августина.

100 Орозий Павел родился в конце IV в., был пресвитером в Лузитании. Подвергся сильному идейному влиянию Августина, к которому ездил в Африку в 414 г., и Иеронима, которого посетил в Палестине. Орозий деятельно помогал Августину в борьбе против присциллиан и пелагиан. По настоянию Августина он написал к 417 г. главное свое сочинение «Исторические книги против язычников», всемирную хронику от Адама до своего времени, первую попытку рассмотрения истории с точки зрения христианства. В этом труде Орозий следует Даниилу в разделении истории на 4 периода. Это деление на эпохи сохранилось в исторической литературе до XVIII в. Кроме этого, Орозий написал трактаты «Рассмотрение, или Наставление к Августину об ошибках присциллиан и оригенистов» и «Апология о власти свободы».

101 Совр. река Дон. В устье Танаиса с III в до н.э. находился город Танаис.

102 Стефан, архидиакон и первомученик. Избранный в число первых 7 диаконов церкви, он как образованный эллинист не ограничивался служением в трапезах, а смело и убедительно проповедовал Евангелие и вел прения о вере в синагогах. Фанатики обвинили его в богохульстве и с помощью ложных свидетелей добились его осуждения на смерть. Он был побит камнями. Стефан принадлежал к числу 70 апостолов. Император Константин Великий построил в честь Стефана храм в Константинополе. Мощи Стефана были открыты близ Иерусалима в декабре 415 г. и перенесены в Иерусалим. Оттуда мощи ок. 428 г., при императрице Пульхерии, были перенесены в Константинополь и положены в часовне св. Лаврентия, а потом в основанный Пульхерией в честь Стефана храм в Константинополе.

103 Максим, епископ города Augustae Taurinorum (совр. Турин). Умер между 408 и 423 гг. Геннадий сообщает, что он умер во время правления Гонория и Феодосия II. Однако Максим, епископ Турина, был жив ко времени собора в Милане (451 г.) и Риме (465 г.). Скорее всего, это два разных человека.

104О нем см.: Hieronim., XCVI.

105 Лаврентий, мученик, архидиакон епископа Рима Сик-ста II (257—258 гг.). Родом Лаврентий из Испании. Был сожжен на железной решетке в 258 г.

106Петроний, епископ Болоньи (431/432—450 гг.). Его отец был префектом претория в Галлии. Сам Петроний занимал гражданские должности до занятия церковных. Он восстановил церкви Болоньи, которые были разрушены готами. Эти церкви Петроний построил, явно имитируя святые места в Палестине. Так, базилика св. Стефана являлась фактически моделью базилики Константина в Иерусалиме. Построенные Петронием церкви были разрушены только в X веке.

107 Флавий Плацид Валентиниан III (419—455 гг.), император Западной Римской империи с 425 г. Валентиниан был сыном полководца Констанция и дочери Феодосия I Галлы Плацидии. После смерти Гонория Феодосии II сделал Ва-лентиниана III правителем Западной Римской империи. До 437 г. регентшей при нем состояла его мать Галла Плацидия. Резиденциями Валентиниана III были попеременно Равенна и Рим. Он заботился об улучшении административного управления и обороны. В 445 г. он укрепил положение папы,

признав за ним высшие судебные полномочия. Довольно долгое время Валентиниан III находился под влиянием талантливого полководца Аэция (в частности, Аэций разбил гуннов на Каталаунских полях в 451 г.). В 454 г. Валентиниан III казнил Аэция, однако вскоре после этого сам был убит приверженцами Аэция, объединившимися с сенатской знатью. Валентиниан III был последним представителем династии Валентиниана-Феодосия.

108 Пелагий — кельт по происхождению. Его собственное имя — Морган, в греческой транскрипции. Родился ок. 360 г., по одним сведениям — в Бретани, по другим — в Шотландии. Достоверные сведения о нем начинаются лишь с прибытия его в Италию в первые годы V в. Здесь Пелагий обратил на себя внимание добрым нравом, вел монашескую жизнь и заслужил дружбу Паулина Ноланского. В Риме Пелагий был поражен распущенностью мирян и клириков, которые оправдывали себя немощью человеческой природы перед неодолимой силой греха. Пелагий же выступил с утверждением, что неодолимого греха не бывает: если он есть дело необходимости, то это не грех, если же дело воли, то его можно избегнуть. Пелагий старался высказывать свои мысли в общепринятых выражениях, избегая прямого столкновения с церковью. Однако его ближайший последователь Целестий довел дело до разрыва с церковью. В 411 г. Пелагий с Целестием прибыли в Африку. Пелагий, съездив к Августину и дружелюбно им принятый, отправился в Палестину, а Целестий остался в Карфагене, открыто высказал свои взгляды и был в 412 г. собором отлучен от церкви. Пелагий же приобрел доверие палестинских епископов и был оправдан ими (на двух местных соборах, в Иерусалиме и Диосполе) в 415 г. по обвинению, возбужденному против него Иеронимом и прибывшим из Африки пресвитером Павлом Орозием (см. о нем прим. 100). Главным обвинительным пунктом было утверждение Пелагия, что всякий человек легко может быть безгрешным, если только захочет. Пелагий отвечал: «Да, я говорил, что можно быть безгрешным, но не говорил, что это возможно без помощи Бо-жией». Его объяснения признали удовлетворительными, но окончательное решение дела было предоставлено римскому папе. Пелагий отправил ему свое исповедание веры, в котором обходил сущность спорного вопроса. Между тем в Африке продолжалась сильная борьба против пелагианства.

Новый собор в Карфагене (416 г.), распространив осуждение Целестия и на его учителя, Пелагия, обратился к папе Иннокентию I за подтверждением своего приговора, которое и получил. Оправдательное послание Пелагия к папе было рассмотрено преемником Иннокентия, Зосимой, к которому обратился также и Целестий, прибывший в Рим. Заявление Целестия вместе с благовидными богословскими толкованиями Пелагия побудило папу обратиться к африканским епископам с посланием в пользу обвиняемых. Но африканцы не уступали. На нескольких соборах, и окончательно в 418 г. на consilium generale в Карфагене, с участием испанских епископов, они объявили, что приговор папы Иннокентия был окончательным и отменен быть не может. После некоторого колебания Зосима отказался от своего заступничества. Указом императора Гонория в 419 г. были предписаны обычные меры против основателей и приверженцев новой ереси, а папа объявил об ее осуждении в послании ко всей церкви. Преемник Зосимы, Бонифаций I, побуждая Августина к усиленной полемике против пелагианства, старался вместе с тем, но безуспешно, искоренить ересь с помощью светской власти. Между тем сам Пелагий, оставшись на востоке, незаметно сходит со сцены. Умер он, вероятно, в Египте в 427 г. Пелагианство довольно широко распространилось в Западной империи, прежде всего в Галлии, см., например, рескрипт Валентиниана III в 425 г. против пелагианства в Южной Галлии. Вселенский собор в Эфесе в 430 г. отнесся к пелагианству как к ереси уже осужденной. Свое продолжение пелагианское учение нашло в V—VI вв. в виде полупелагианства.

Главные свои воззрения Пелагий изложил в толкованиях на апостола Павла (сохранившихся лишь в переделке Кас-сиодора), а также своем послании к Димитриаде. Согласно Пелагию, человек по природе добр. Действием своей свободной воли он может уклониться от добра; такие уклонения, накопляясь, могут стать греховным навыком и получить силу как бы второй природы, не доходя, однако, до непреодолимости, так как свобода воли не может быть потеряна разумным существом. Человек всегда мог успешно бороться с грехом и достигать праведности. Особенно же это возможно, легко и обязательно после того, как Христос своим учением и примером ясно показал путь к высшему благу. Следовательно, если человек должен, то он и может исполнять

заповеди Божьи, запрещающие злое, повелевающие доброе и советующие совершенное. Таким образом, исполнение евангельских советов имеет достоинство лишь у тех, кто прежде повинуется запрещениям и предписаниям. Не отрицая пользы монашеского аскетизма как духовного упражнения, Пелагий ставит его на второй план. Человек спасается не внешними подвигами, не с помощью особых средств церковного благочестия и не правоверным исповеданием учения Христова, а лишь его действительным исполнением, через постоянную внутреннюю работу над своим нравственным совершенствованием. Человек сам спасается, как сам и грешит. Пелагий признает первородный грех лишь в смысле первого дурного примера, данного Адамом, но отрицает реальную силу греха, переходящего на потомков Адама. Отделяя грех от природы, видя в нем только сознательный акт единичной воли, Пелагий не может признавать его причиной смерти. С другой стороны, отрицание греха ведет к отрицанию благодати как особой реальной силы добра, действующей в человеке, но не от человека. Пелагий допускает благодать лишь в смысле вообще всего доброго, что Бог дает человеку в природе и в истории, начиная с самого существования и кончая фактом откровения высшей истины через Христа.

109 Иннокентий I (401—417). Происходил из Альбано, близ Рима. После него осталось 36 посланий, которые сви-детельстуют о его неуклонном стремлении к централизации церковной власти в руках Римского епископа как в сфере управления, так и в сфере христианского культа. Иннокентий впервые высказал папские притязания в форме теории. Он основывает положение Римского епископа как «правителя церкви» на связи римской кафедры с князем апостолов Петром, пребывание которого епископом Антиохии было лишь временным и учеником которого, а не им самим, положено было начало александрийской кафедре. Отсюда право римской кафедры на наиболее авторитетное решение вопросов о католичности соборных постановлений. Истолкователем римской и, следовательно, истинной традиции является только папа, которому принадлежит право издавать постановления для всей церкви, высшая судебная, дисциплинарная, административная власть в церкви. Иннокентий посылает в Галлию «правила и решения римской церкви», отстаивая тот принцип, что Риму принадлежит ве-

дение наиболее важных дел. Те же постулаты выдвигает Иннокентий и в сношениях с африканским епископатом по поводу пелагианского дела. В Иллирике он укрепляет положение епископа Фессалоник, заканчивая начавшееся уже ранее превращение его в викария папы. К Иннокентию обращаются с востока и низложенный Иоанн Хризостом и Феофил (см. прим. 73,91). Папа принимает сторону Хризос-тома, требует Вселенского собора и разрывает (407-415 гг.) общение с востоком. Во время понтификата Иннокентия король вестготов Аларих 24 августа 410 г. разорил Рим, но церковных зданий не тронул. Папа находился в это время в Равенне под покровительством императора Гонория.

"°3осима (417—418 гг.), грек по происхождению. После него осталось 16 посланий. Пытаясь утвердить авторитет папы, он неудачно пытался вмешаться в вопрос осуждения взглядов Пелагия (см. прим. 108). Во время его короткого понтификата произошло еще одно событие: Зосима предоставил Патроклу, епископу Арля, титул папского викария в Галлии и сделал его митрополитом провинции Вьенны (Вьенна — один из крупнейших городов Нарбоннской Галлии) и Нарбонны. Это нарушение status quo вызвало сильный протест со стороны епископов Галлии, и преемник Зо-симы отменил это назначение.

111 Целестий (ум. 429 г.). Родился, вероятно, в Италии. Происходил из патрициев, получил образование правоведа, но стал монахом. Впервые встретил Пелагия ок. 405 г. во время пребывания в Риме. После падения Рима, в 411 г., Целестий прибыл вместе с Пелагием в Африку и после отбытия Пелагия в Палестину остался в Карфагене. Здесь он открыто высказывал свои взгляды и был обвинен перед собравшимися на собор епископами в следующих еретических положениях:

1) Адам умер бы, если бы и не согрешил;

2) его грех есть его собственное дело и не может быть вменяем всему человечеству;

3) младенцы рождаются в том состоянии, в каком Адам был до падения, и не нуждаются в крещении для вечного блаженства;

4) до Христа и после него бывали люди безгрешные;

5) закон также ведет к царствию небесному, как и Евангелие;

6) как грехопадение Адама не было причиной смерти, так воскресение Христа не есть причина нашего Воскресения.

Опровергнутый Августином (в двух трактатах) и присужденный (условно) Карфагенским собором в 412 г. к отлучению от церкви, Целестий отправился в Эфес, где ему удалось получить сан пресвитера. В 417 г., когда папа Зосима рассматривал оправдательное послание Пелагия, Целестий прибыл в Рим через Константинополь, где епископ Аттик отверг его как еретика (в 416 г.). В своем письменном заявлении Целестий высказывался смелее и яснее, чем Пелагий, но настаивал на прежнем своем утверждении, что его учение есть дело умственного исследования, а не ересь, так как оно не относится к вопросам веры, по которым он заранее принимает все, что принимается папой, и осуждает все, что им осуждается. И хотя это заявление вкупе с посланием Пелагия произвело на папу весьма благоприятное впечатление, попытка Зосимы поддержать их оказалась неудачной. После осуждения Зосимой (в 418 г.) Целестий уехал на несколько лет в изгнание, а затем опять вернулся в Рим, где и умер.

112 Юлиан, родился в Апулии в знатной семье, получил хорошее классическое образование. Его свадьба с Тицией, дочерью Эмилия, епископа Беневентского (ок. 403 г.), была воспета Паулином Ноланским. В молодости он был посвящен в епископы Экланума, города близ Беневента, в Кампании, и приобрел большую известность, особенно благодаря своей широкой благотворительности. Он был сторонником Пелагия, и когда в 419 г. папа Бонифаций I объявил об осуждении пелагианства в послании ко всей церкви, 17 италийских епископов, в том числе и Юлиан, не подчинились. Эдиктом Гонория и epistola tractatoria папы Зосимы Юлиан был смещен с должности епископа. Покинув свою кафедру, Юлиан стал ревностным защитником и толкователем идей Пелагия. Как богослов, Юлиан активно выступал против Августина, учение которого о предопределении он искусно уличал в скрытом манихействе. Когда ранее написанное послание Юлиана к Валерию вызвало ответ Августина в сочинении «О браке и конкубинате», Юлиан в 420 г. написал 4 книги своего сочинения «К Турбанцию», главной задачей которого было доказать естественную доброту человеческой природы как следствие создания человека богом. Так как сочинение Августина было направлено против брака, то Юлиан написал свое главное сочинение — 8 книг к Флору. Старания Флора и его товарищей при дворе Феодосия II о реабилитации Юлиана остались без успеха.

В Эфесе в 431 г. Юлиан был осужден. Точная дата смерти его неизвестна.

1'3 Здесь явная ошибка Геннадия (или переписчика). Судя по датам жизни и деятельности Юлиана Валентиниан — это Валентиниан III (425—455 гг.). Среди тех, кто занимал императорский престол в V в., известен только один Константин — Флавий Клавдий Константин, известный как Константин III. В 407 г. римские войска в Британии провозгласили его императором. Он перебросил свои отряды в Галлию, победил варваров и получил поддержку местной знати. Император Гонорий был вынужден признать Константина соправителем, однако вскоре нарушил договор, и в 411 г. Константин был разбит под Арлем и убит в месте со своими сыновьями. Таким образом, он погиб задолго до рождения Валентиниана III (419 г.). С другой стороны, известно, что у Валентиниана III и его жены Лицинии Евдоксии, дочери Феодосия II, было только две дочери — Евдокия и Плацидия, а сыновей не было. По всей видимости, речь идет о Флавии Констанции, который был отцом Валентиниана III. Констанций, родом из Иллирии, поступил на службу к Феодосию I и участвовал во многих военных кампаниях. В 416 г. он освободил дочь Феодосия I Галлу Плаци-дию, которую в 414 г. пленил и сделал своей женой король вестготов Атаульф. В 417 г. Констанций в награду за освобождение Галлы Плацидии получил ее в жены. 8 февраля 421 г. Констанций был провозглашен августом вместе с Гонори-ем, однако уже 2 сентября 421 г. он умер.

""Лукиан, пресвитер церкви в Кафар Гамала, рядом с Иерусалимом. Откровение на него снизошло ок. 415 г.

115Авитиз Браги (ум. в Vb.), священник, изгнанный варварскими нашествиями из Галлии, Испании в Иерусалим, где он защищал антиоригенистические усилия Орозия (415 г.). Мощи св. Стефана, которые Авит послал своему епископу с помощью Орозия, обрели покой на Минорке.

116 О нем см. прим. 69.

117 Имеется в виду Сульпиций Север.

118 В 388 г. Феодосии I устранил узурпатора Магна Максима в Италии и передал власть над Италией Валентиниану II. После убийства последнего Арбогастом Феодосии в 394 г. предпринял второй поход в Италию и разбил войска узурпатора Евгения. Епископом Паулин стал в 409 г., так что имеются в виду оба этих похода.

119 Паулин Ноланский был двоюродным братом св. Ме-лании. Мелания Старшая (342—409 гг.), римлянка из патрицианского рода Антониев. После того как в 22 года овдовела, встретила Иеронима и посвятила свою жизнь аскетизму на востоке (с 372 г.). С помощью своего духовного наставника Руфина Аквилейского Мелания построила женский монастырь в Иерусалиме (ок. 387 г.). Во время посещения Запада (400—403 гг.) она встречалась со своим двоюродным братом Паулином Ноланским. Она приехала не только для этой встречи, но и прежде всего, чтобы поддержать свою внучку, Меланию Младшую, в ее желании посвятить жизнь Христу.

120Евтропий вел, по всей видимости, аскетический образ жизни. Ему приписывают 4 сохранившихся духовных труда (395-415 гг.).

121 Евагрий, монах из Южной Галлии.

122 Вигилий написал Regula orientalis, вероятно, в Галлии в 420 г. Этот монастырский устав, который включает в себя 47 глав (в отличие от провозглашаемых Пахомием 33 глав), весьма близок к длинной версии Устава Пахомия, который переводил Иероним.

123 Аттик (ум. в 425 г.), епископ Константинопольский (406-425 гг.). Он выступил против Иоанна Хризостома на соборе «при Дубе» в 403 г. и позднее преследовал его последователей. Схизма, возникшая вследствие его политики, была прекращена, когда он восстановил имя Хризостома в диптихах в 421 г. Попытки Аттика уравнять юрисдикцию епископа Константинополя на востоке с юрисдикцией епископа Рима на западе завершилась некоторым успехом, когда Феодосии II утвердил закон, требующий согласия епископа Константинополя для посвящения в епископы на Геллеспонте, Вифинии и Малой Азии. Но император отменил закон, дающий Аттику юрисдикцию над апелляциями из Иллирика, когда папа Бонифаций I стал возражать (421 г.). Соборы в Эфесе (431 г.) и Халкидоне (451 г.) поддержали Аттика в борьбе против пелагианства и новацианства. Его сохранившиеся труды включают письма к Кириллу Александрийскому и Каллипу из Никеи, а также части трактатов против Нестория и проповеди.

124 Всего у Аркадия и его жены Евдоксии было 5 детей. В 414 г. их старшая дочь Пульхерия была провозглашена ав-густой и регентшей при малолетнем Феодосии. Тогда же она принесла в Софийском храме обет безбрачия. Ее малолетние

сестры Аркадия и Марина принесли такой же обет и провели всю свою жизнь как благочестивые монахини. В 417 г. епископ Аттик преподнес Пульхерии и ее сестрам упомянутую у Геннадия книгу- Пульхерия, в отличие от сестер, после смерти Феодосия сняла с себя обет безбрачия и выбрала в мужья Маркиана, который был провозглашен императором. '"Несторий (ок. 381 — ок. 451 гг.), архиепископ Константинополя в 428—431 гг. Родился в Германикии в Восточной Сирии в персидской семье, учился в Антиохии. Стал монахом, был посвящен в священники и достиг большой известности как проповедник (одна из его проповедей даже приписывалась Иоанну Златоусту). В 428 г. он прибыл в Константинополь из Антиохии и получил поддержку Феодосия. В 429 г. Несторий пустил в обращение сборник своих проповедей, который попал в Рим и Александрию. Тем временем недовольные Кириллом Александрийским и папой Целестином обратились к Несторию, который не отклонил жалоб и тем вызвал негодование в Александрии и Риме. Кирилл отправил Несторию догматическое послание, и из обвиняемого в нарушениях превратился в обвинителя. В то же время он вел агитацию в столице. Почти все монахи и их архимандриты в Константинополе перестали бывать при богослужении. Папа же в 430 г. созывает собор и отправляет Несторию ультиматум — отказаться в 10-дневный срок от своих заблуждений под угрозой отлучения. Одновременно папа возбуждал население столицы уверениями, что Несторий «воюет с апостолами, ратует против пророков». Кирилл отправил Несторию свое соборное послание с 12 анафематизмами и объявил принятыми в общение всех пострадавших от Нестория. Несторий ответил Кириллу также 12 анафематизмами. Между тем в Константинополе началась смута, в которой Феодосии прямо обвинил Кирилла. На собор, созванный в Эфесе в 431 г., прибыл Кирилл с 50 египетскими епископами, к нему присоединился Мемнон Эфесский с более чем 50 епископами азийского диоцеза. Иоанн Анти-охийский и восточные епископы, а также легаты папы запаздывали. Перевес сил был на стороне Кирилла. В результате Несторий был низложен и отлучен за то, что не явился на собор и за нечестивое учение, которое обнаружено частью из писем, частью из других сочинений, частью из бесед, которые он вел в Эфесе. Хотя затем его отлучение было отменено, Феодосии II был настроен против Нестория, так как

считал что даже если он прав, то это именно из-за него шли непрекращающиеся волнения в столице. Несторий получил позволение вернуться в монастырь Евпрепия около Анти-охии Но в 435 г. его отправили в ссылку сначала в Петру, затем в оазис в Египет. Здесь он подвергся нападению кочевников влеммиев, которые его отпустили. Прибыв в Па-нополь, он просит назначить ему новое место ссылки. Умер Несторий ок. 451/452 г. по дороге на Халкидский собор, куда его вызвал Маркиан. Уже в ссылке он написал апологию «Книга Гераклида» на сирийском языке. Она состоит из 3 частей: 1) о всех ересях; 2) против Кирилла; 3) апология. В своих воззрениях Несторий был сравнительно умерен. Так, не он, а его пресвитер Анастасий первый бросил вызов проповедью против «Богородицы», а Дорифей Маркиано-польский провозгласил анафему тому, кто св. Деву называет «Богородицей». Развивая свое учение, Несторий считал, что в Константинополе многие сбиваются на аполлинаризм (отчасти это выражалось в наименовании Девы Марии Богородицей) или на арианство (Человекородицей). Несторий предложил примирительный термин Христородица, не возбраняя, однако, и название Богородица, лишь бы оно не понималось в том смысле, что божество сына восприняло свое начало от святой Девы (однако подобное наименование не совсем желательно, поскольку это слово употребляют ариане и аполлинаристы, отрицающие два естества). Несторий считал, что Мария родила не божество, потому что рожденное от плоти плоть есть; тварь (т.е. сотворенная) родила не Творца, а человека, орган божества. Из-за этого Не-стория обвинили в ереси Павла Самосатского (который считал, что Христос — человек). Однако это не так. Несторий наименование Сын Божий почти всегда употреблял только в приложении к «Слову воплотившемуся». Слово было Сыном Божьим до воплощения; после воплощения оно не может так называться отдельно от человеческого естества. Соединение Слова с плотью произошло с момента Благове-щания. При этом Несторий допускал, что единство этих природ следует понимать в том смысле, что между ними произошло полное смешение, полное слияние и поглощение одной природы другой. Однако объективную и реальную сторону в личности Христа Несторий усматривает в раздельном существовании самих природ его; причем единство их он допускал только в мысли, представлении. Иными словами,

Несторий разделяет две неслиянные природы, хотя отнюдь не допускает расторжения их единства. Поэтому он допускал, что вследствие того, что Христос есть Богочеловек, между божественной и человеческой природами его установилось общение.

Несторианское учение нашло свое продолжение в восточном христианстве. К V в. связи с халдейскими (месопо-тамскими) христианами поддерживала только Эдесская школа Сирии. После собора 431 г. епископ Эдесский Ива и его сторонники увидели в осуждении Нестория порицание всему восточному богословию и переориентировались на Персию. Когда Эдесская школа подверглась разгрому, ее учителя ушли к персидским христианам. Школа в Нисибе (Персии) сделалась ее преемницей. На большом соборе в Ктесифоне в 499 г. несторианство было провозглашено официально. Во главе несториан стоял католикос, или патриарх Ктесифонский. Разрыв с греческой церковью успокоил персидское правительство: отношение его к христианам стало лучше. Христианские общины процветали. При императоре Маврикии во главе персидского посольства оказываются несторианские епископы. Вообще, образованные христиане служили при дворе, стояли в первых рядах знати. Когда в VII в. на место персов пришли арабы, несториане ничего не потеряли. Они занимали высшие государственные должности, места провинциальных администраторов, служили при дворах эмиров и халифов. С VIII в., после перенесения халифами резиденции из Дамаска в Багдад, несториане становятся во главе арабского просвещения. Несторианские школы поднимаются на небывалую высоту. Несторианская церковь развила обширную пропаганду не только в пределах халифата, но и Китае, Индии, Средней Азии (одно из монгольских племен Средней Азии было обращено в христианство целиком и образовало несторианское государство, существовавшее до XIV в.). К XIII в. несториан-ский католикос имел под своей властью 25 митрополий и ок. 150 епископий. Монголы разгромили халифат, а вместе с ним и несторианскую церковь. Во втор. пол. XIV в. нашествие Тимура практически ее уничтожило. Спаслись только те, кто ушел в горы Курдистана. С начала XVI в. несториане стали селиться в Сирии и Месопотамии и приняли турецкое подданство. Часть их осталась в пределах Урмийского и Ван-ского озер. К сер. XV в. кипрские несториане присоединились

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...