Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геннадий массилийский «книга о церковных писателях» 16 глава




49 Хабетдей был епископом города Теудалис в Проконсульской Африке. Изгнан в где-то между 439 и 454 гг.

50 Евстратий был епископом города Суфес в Бизацене. Был изгнан где-то между 439 и 454 гг. Однако впоследствии вернулся на свой пост и оставался на нем как минимум до 484 г., когда был упомянут в списке епископов Бизацены (Notitia, Byzac, 21).

51 Вицис (или Вицес), епископ Сабраты, как и Креско-ний, епископ города Оея, были изгнаны где-то между 439 и 454 гг. Но Кресконий впоследствии вернулся на свой пост и находился на нем как минимум до 484 г. (Notitia, Tripol., 4).

52 Феликс был епископом Адруметы в Бизацене. Был изгнан после 439 г. Возможно, вскоре умер, поскольку в 450 г. епископом Адруметы был уже Аврелий.

53 Деограций был избран епископом Карфагена 24 октября 454 г. Он пробыл на этом посту вплоть до смерти в 457 г. После его смерти пост епископа оставался вакантным в течение 24 лет.

54 В 455 г. император Валентиниан III был убит в результате заговора. Из всех претендентов утвердился Максим, который захватил дворец с помощью взяток. Он насильно женился на вдове Валентиниана Евдоксии. Своего сына Максим женил на Евдокии, дочери Евдоксии, которая уже была обручена с Гунерихом, сыном Гейзериха. Когда слухи об этом дошли до Гейзериха, он возглавил экспедицию в Рим. Некоторые авторы (Гидаций, Иоанн Антиохийский) сообщают, что Евдоксия, узнав от Максима о его участии в заговоре против Валентиниана, воспылала гневом и написала Гейзериху, чтобы он захватил Рим. 31 мая 455 г. флот

вандалов появился в Остии. Император Максим был убит. 2 июня вандалы ворвались в Рим и грабили город в течение 14 дней.

55 Мавры активно участвовали в походе Гейзериха на Рим и в других экспедициях вандалов в Италию. Это племена гарамантов и арзугов (обитали в районах Бизацены и Южной Триполитании), автололов (из Мавретании), гетулов (Apoll. Sidon. V, 335 sqq.).

56 Единственный четко зафиксированный факт из жизни Фомы — рукоположение Деограция в епископы Карфагена в 454 г. Возможно, именно этот Фома упоминается в 411 г. на соборе в Карфагене среди католических епископов как епископ Кубдена, города в Проконсульской провинции.

57 Винцентий был епископом Зигги, города в Проконсульской провинции (название города, передаваемое Виктором как Гига, впоследствии превратилось в Зигва). Винцентий пробыл долго на своем посту — он упоминается в 484 г. как епископ Зигги (Notitia, P 41).

58 Павел был епископом города Синнуара в Проконсульской провинции и оставался на этом посту как минимум до 484 г. (Notitia, P 3).

59 По всей видимости, это тот же самый Павел, епископ Синнуара.

60 Возможно, это Квинтиан, епископ города Уруси в Проконсульской Африке. Он стал епископом после 430/431 г., когда в качестве епископа Уруси упоминается Мансует (см. прим. 14), и явно был его преемником. Несмотря на изгнание, Квинтиан оставался на своем посту как минимум до 484 г., когда упоминается среди епископов Проконсульской провинции (Notitia, P 20).

61 Эдесса — город в Македонии, недалеко от Пеллы, столицы страны (совр. Водена).

62 Милленарии (Прокопий Кесарийский именовал их на греческий манер хилиархами, Bell. Vand., I, 5, 18) были командирами крупных подразделений войска вандалов, а в период мирной жизни, по-видимому, занимали значительное место в иерархии местного управления: в их подчинении находилось до 1 тыс. воинов с женами, детьми и рабами.

63 Монастырь находился в Зевгитане, на побережье. Вообще, описанные здесь и далее события относятся к 477 г.

64 О нем практически ничего другого не известно. Однако интересно, что его имя, по всей видимости, не германское.

Вероятно, Сесаон происходил из аланского рода, который находился в родстве с королевским домом вандалов. С другой стороны, известен некий родственник Гейзериха, который командовал морским походом вандалов в Кампанию в 458 г. (Sidon. Apollinar. Carm., V, 437-438). Вполне возможно, что им и был Сесаон.

65 Царство Капсура находилось в юго-западных районах Бизацены.

66 Точное местонахождение данной местности неизвестно. Однако известны Капрариенские горы, которые идентифицируются с горами Атласа, той их частью, которая примыкает к южным и юго-западным районам Мавретании Ситифенской. Возможно, что местность Капрапикта находилась где-то в этом районе.

67 Речь, видимо, идет об одном из изгнанников, который являлся митрополитом той области, к которой примыкало царство Капсура.

68 Фауст был епископом города Буруни в Проконсульской провинции. Судя по тексту Виктора, он оставался на своем посту и после 477 г.

69 Феморалия — испорченное латинское feminalia: род коротких брюк, спускавшихся чуть ниже колен.

70 Валериан был епископом города Абенсы в Проконсульской провинции. Визит к нему, который описывает Виктор, имел место в промежутке между 454 и 477 гг.

71 Либо это город Регий в провинции Нумидия (Ad Lacum Regium, совр. Хенхир Таукух в Алжире) или сокращенное название Гиппона-Регия в Проконсульской провинции.

72 Тунузуда — город в Проконсульской провинции (совр. Сиди Мескине в Тунисе), Гале — город в Проконсульской провинции (совр. Хенхир эл-Карруба). Точная локализация Вики Аммонийской неизвестна. Возможно, это та самая Вика, епископы которой упоминаются в 411 г.: католик Астерий и донатист Урбан. Судя по наличию сразу двух епископов в городе, можно предположить, что в Вике была достаточно крупная церковная организация. Учитывая месторасположение предыдущих упомянутых Виктором городов, можно предположить, что Вика находилась в Проконсульской провинции.

73 История с Армогастом интересна тем, что, судя по имени, Армогаст был вандалом. Иными словами, перед нами весьма редкий случай, когда вандал перешел в католичество.

Судя по тексту, до репрессий Армогаст находился на службе при дворе Теодориха.

74 Теодорих был сыном Гейзериха, братом Гунериха. Принадлежавшие ему земли располагались, по всей видимости, в Бизацене и в округе Карфагена. Вскоре после смерти отца и вступления на престол Гунериха (477 г.) Теодорих был отправлен Гунерихом в изгнание, где он вскорости и умер.

75 Это тот самый Иукунд, который впоследствии станет патриархом арианской церкви в Африке и будет сожжен в Карфагене по приказу Гунериха за близость к дому Теодориха (см. II, 5).

76 Архимим — главный мим, актер на главных ролях. Столь значительное внимание, уделяемое самим царем актеру объясняется тем, что у вандалов театр играл большую роль в жизни общества: «Все они (вандалы. — М.В.) по большей части носили золотые украшения... проводя время в театрах, на ипподромах и среди других удовольствий, особенно увлекаясь охотой. Они наслаждались хорошим пением и представлениями мимов; все удовольствия, которые ласкают слух и зрение, были у них весьма распространены. Иначе говоря, все, что у людей в области музыки и зрелищ считается наиболее привлекательным, было у них в ходу» (Procop. Bell. Vand., II, 6.7-8, пер. А.А. Чекаловой).

77 Т.е. арианином.

78 Сатур, судя по имени, был римлянином и, учитывая его знатность и богатство (см. далее 1,16), являлся одним из тех знатных и богатых римлян, которых Гейзерих передал в полное подчинение своим сыновьям Гунериху и Гендзону (Procop. B.V., I, 5, 11), см. выше прим. 33.

79 Сатур был procurator. При вандалах этот титул носили сборщики налогов, которые назначались по отдельным городам или местностям из числа состоятельных римлян (Vita Fulgentii, I, 4-5; XVII, 35).

80 Гунерих большинством источников признается старшим сыном Гейзериха. Однако существует версия, что к моменту смерти Гейзериха он был старшим из выживших, поскольку собственно старшим сыном был Гендзон, умерший до того. Дата рождения Гунериха неизвестна. В 435 г. он был отдан отцом Валентиниану III как заложник в обеспечение соблюдения договора. Однако вскоре он был возвращен (до 439 г., когда вандалы в одностороннем порядке нарушили договор). Гунерих женился на дочери короля

вестготов Теодориха I, но ок. 445 г. этот союз был расторгнут. Ок. 445 г. Гунерих был обручен с Евдокией, дочерью Валентиниана III и Евдоксии. В 455 г. Евдокия была привезена в Африку (после захвата Рима вандалами) и ок. 457 г. стала женой Гунериха. В 472 г. Евдокия бежала из Карфагена в Иерусалим, где вскоре умерла. Таким образом, к моменту смерти отца в 477 г. Гунерих был вдовцом.

81 См. Быт. 3:1-7; 2 Кор. 11:3; 1 Тим. 2:13.

82 Иов имел большое богатство, многочисленную семью и был знаменит своим благочестием. Сатана объяснял перед Богом благочестие Иова тем благосостоянием, которое тот имел. Бог решил испытать Иова: Иов вскоре лишился всего богатства, всех детей и был поражен проказой. Однако он остался тверд в своем благочестии, и благословение Божие снова возвращается к Иову: он получает многочисленное семейство и живет 140 лет. Ссылка Виктора относится, по всей видимости, к знаменитой фразе, произнесенной Иовом во дни испытаний: «Наг я вышел из чрева матери, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1:21).

83 О нем см. подробнее комментарии к Геннадию, прим. 197.

84 В 474/475 г. Зенон отправил к Гейзериху посольство во главе с сенатором Севером, которого император возвел в сан патриция, желая подчеркнуть уважение королю вандалов. Зная о прибытии посольства, Гейзерих совершил нападение на берега Эпира и захватил город Никополь. Север, прибыв в Карфаген после продолжительной остановки на Сицилии, резко упрекал короля вандалов за разбой. Достоинство Севера, его отказ принять обычные в таких случаях подарки произвели впечатление на Гейзериха. Он согласился выдать Северу без выкупа тех пленников, которые при разделе достались ему и его сыновьям. Остальных Север выкупал на деньги, которые выручил от продажи с аукциона своей обстановки и вещей. В 475/476 г. был заключен мир. Зенон официально признал за Гейзерихом права на Африку, Сицилию, Корсику, Сардинию и Балеарские острова. Византия гарантировала неприкосновенность вандальского государства и признавала его полную независимость.

КНИГА II

1 Гейзерих умер 24 января 477 г., а уже 25 января Гунерих взошел на престол. Незадолго до смерти Гейзерих ввел закон

о престолонаследии (в соответствии с Прокопием, этот закон был введен в по завещанию Гейзериха уже после его смерти, однако это довольно маловероятно), в соответствии с которым власть в королевстве наследовалась по т.н. сеньорату, когда престол наследовал не старший сын короля, а старший член королевского рода (Procop. B.V., 1,7,29; Jord., Get., 169).

2 Плацидия была дочерью Валентиниана III и Лицинии Евдоксии. В 455 г., после взятия вандалами Рима, она вместе с матерью и сестрой Евдокией была захвачена и по приказу Гейзериха увезена в Карфаген. Ок. 462 г. Гейзерих, по требованию императора Льва I, отослал Евдоксию с Плаци-дией в Константинополь. Здесь Плацидия вышла замуж за римского сенатора Аниция Олибрия, с которым была помолвлена еще при жизни отца. В переговорах с вандалами Плацидия могла иметь значительный вес, поскольку она была родственницей королевского дома вандалов — ее сестра Евдокия была замужем за Гунерихом.

3 К моменту описываемых событий Олибрий уже умер. В 472 г., когда римский император Анфимий был осажден войсками выступившего против него главнокомандующего войсками Западной империи Рехимера, император Лев отправил в Рим на помощь Анфимию Олибрия, который происходил из римской знати и был одновременно членом и константинопольского, и римского сенатов. Олибрий отправился в Рим, оставив семью в Константинополе. Согласно легенде, вскоре Лев стал опасаться Олибрия, поскольку Гейзерих, с которым Олибрия связывали родственные и имущественные связи, выдвигал его кандидатуру на римский престол. И Лев направил Анфимию гонца с письмом, в котором рекомендовал хитростью убить Рехимера и казнить Олибрия. Однако Рехимер, осадивший Рим, перехватил гонца, сообщил содержание письма Олибрию и предложил ему содействие в занятии римского престола. Вскоре (4 июля 472 г.) Рим был взят, и Олибрия сенат под нажимом Рехимера провозгласил императором. Однако 23 октября того же года Олибрий скончался от чумы.

4 Этот титул (inlustris), явно позаимствованный Виктором из текста приведенного ниже эдикта, являлся почетным званием высших сановников. В данном случае Александр уже в 478 г. имел титул vir illustris (Cod.Just., XI, 35,11).

5 Данные события имели место в 479-481 гг. В Карфаген прибыло посольство императора Зенона во главе с прокуратором

Плацидии Александром для ведения мирных переговоров, среди которых был не только упоминаемый Виктором вопрос о восстановлении католической епископской кафедры в Карфагене, но и, в частности, вопрос о возмещении Византией убытков, которые понесли карфагенские купцы во время войны вандалов с Византией. По всей видимости, Александру удалось уладить спорные вопросы. Вместе с ним Гунерих прислал Зенону ответное посольство, посредством которого выразил готовность поддерживать добрые отношения с империей. Зенон принял вандальских послов с большой честью, а Александр был награжден назначением на пост комита императорских имуществ (rerum privatarum).

6 Ко времени Гунериха берберские племена заняли значительную часть бывшей римской Африки: ими были заняты полностью провинции Мавретания Ситифенская и Мав-рентания Цезарейская, часть Нумидии и значительная часть Бизацены. На этих территориях были созданы племенные государства во главе с берберскими вождями, центрами которых являлись Алтава, Джедар, Цезарея, Фертум, Таблатум, Фамаллула, Капса, Ола. Однако практически это были бер-беро-римские государства, в которых романизированное население стало практически равноправным берберам: так, вождь государства в Алтаве Масуна именовался царем мавров и римлян, а вождь Мастиес (титулуемый императором) сообщает в надписи, что не нарушил верности ни по отношению к римлянам, ни по отношению к маврам. В результате и государственная структура была частично скопирована с римской: во главе стоял царь или император, наместниками на местах являлись прокураторы и префекты. Таким образом, ссылка католиков в эти районы не могла быть для ссыльных слишком опасной. Поэтому, скорее всего, имеются в виду горные и пустынные районы первоначального обитания берберских племен (ср. кн. I, прим. 66).

718 июня 480 или 481 г.

8 О жизни Евгения до 480/481 г. ничего не известно. В качестве епископа Карфагена он принимал участие в соборе в Карфагене в феврале 484 г. После собора Евгений был изгнан Гунерихом в Туррис Тамаллени. В 487 г. он был возвращен из изгнания, но несколькими годами позже был вновь изгнан в Галлию, в город Альбу, где и умер в 505 г.

9 В данном случае Виктор использует греческий термин ё\ег|ц.ост1>уг|, что весьма нехарактерно для него. По всей

видимости, Виктор не знал греческого или очень плохо знал — термин передан в латинской транскрипции, притом не точно (elemosynas).

<yj)10 Практически все, что известно об арианском епископе Кириле, это его роль во время собора в Карфагене в 484 г. Однако судя по описанию событий собора различными авторами, Кирила был главным действующим лицом из ари-анских иерархов. Так что, по всей видимости, он был ариан-ским епископом Карфагена.

11 Утика — город в Зевгитане, на берегу моря. Зевгитана, как известно, была отдана во владение вандальскому войску и именовалась «землями вандалов». Таким образом, видимо, представители вандальской знати были сосланы для сельскохозяйственных работ в их собственные владения.

12 Из его сыновей достоверно известен лишь Хильдирик. Хильдирик был сыном Гунериха от Евдокии. О его частной жизни практически ничего не известно. Возможно, благодаря своей нелюбви к военному делу, о которой сообщает Прокопий (I, 9, 1—2), Хильдирик, не участвуя в войнах, не попал на страницы хроник. В 523 г. Хильдирик после смерти своего двоюродного брата, короля Тразамунда, взошел на трон. Он был сторонником тесных связей с Византией, находился в хороших личных отношениях с Юстинианом. В русле этой политики Хильдирик сделал существенные уступки католической церкви, вернув из изгнания католических епископов и предписав заместить католические епископские кафедры. Однако войска вандалов в период его правления потерпели ряд весьма существенных поражений от берберов. В 530 г. он был свергнут Гелимером, предводителем группировки в королевской семье, стремившейся к проведению традиционной политики вандалов. Хильдирик со своими сторонниками был заключен в тюрьму и в 533 г. был казнен вместе с ними после высадки Велизария, полководца Юстиниана, в Африке. Что касается других сыновей Гунериха, то их имена неизвестны.

13 Гунерих умер 22 декабря 484 г., не успев ввести в действие изменения в законе о престолонаследии.

14 Их было как минимум двое. Первый был старшим из внуков Гейзериха и должен был наследовать престол после Гунериха. Заговор против Гунериха был им составлен, скорее всего, после того, как стало известно намерение Гунериха изменить закон о престолонаследии. Под угрозой

лишения возможности занятия престола старший сын Теодориха, его мать и, видимо, арианский патриарх Иукунд, близкий к семье Теодориха, и составили заговор. Старший сын Теодориха, судя по намеку Виктора, был также казнен по приказу Гунериха вскоре после казни его матери. Младший же сын Теодориха был значительно младше — к моменту смерти отца он был еще младенцем. Вскоре после смерти отца он был изгнан вместе с двумя сестрами (см. Виктора далее).

15 У Гендзона было 4 сына. О старшем, Годаге, см. прим. 18. Вторым был Гунтамунд. Он наследовал Гунериху и взошел на престол 22 декабря 484 г. В противовес Гунериху он идет навстречу католической церкви, и в 487 г. он разрешает католическим епископам вернуться из ссылки в их епархии. Более того, в 494 г. были восстановлены владения католической церкви. Тем не менее политика в отношении Византии оставалось настороженной. Однако внешняя политика Гунтамунда была неудачной. Берберы продолжали теснить вандалов на границах, создавая и укрепляя свои государства. На Сицилии вандалы попытались вновь оккупировать остров, пользуясь борьбой Одоакра и остготского короля Теодориха Великого, но безуспешно. Готы оттеснили вандалов и в 491 г. полностью захватили остров. Гунтамунд умер 3 октября 496 г. от болезни.

Третий сын Гендзона, Тразамунд, наследовал своему брату Гунтамунду и взошел на престол 3 октября 496 г. Он продолжал гибкую политику по отношению к католикам и стремился доказать превосходство арианства в идеологической полемике, стимулируя переход в арианство дополнительной милостью со стороны властей. При этом он иногда преследовал католических клириков, отправляя их в ссылку. После женитьбы Тразамунда на сестре остготского короля Теодориха произошло политическое сближение остготов с вандалами, в результате чего вандалам была возвращена область Лилибея на Сицилии. Но в борьбе с берберами Тразамунд потерпел поражение, города Тамугади и Багаи в Ну-мидии были ими захвачены. Тразамунд умер 7 июня 523 г. в Карфагене. У Тразамунда было две жены. Первая умерла до 500 г. Второй его женой была Амалафрида, сестра короля остготов Теодориха Великого, на которой Тразамунд женился ок. 500 г. (впоследствии, после смерти Тразамунда, Амалафрида составила заговор против его преемника Хильди-

рика, но заговор был раскрыт, она бежала, в городе Капсе задержана, посажена в тюрьму и казнена).

Четвертым сыном Гендзона был Гейларит. О нем прак-

, тйчески ничего не известно, кроме того, что он был отцом

последнего вандальского короля Гелимера. Умер Гейларит,

скорее всего, до 530 г., когда его сын Гелимер был самым

старшим в королевском роду (Ргосор. B.V., I, 9, 6).

16 Прокопий считает Гендзона старшим сыном Гейзери-ха (I, 8, 1), но судя по тексту Виктора (II, 1), этот последний считает старшим Гунериха. Гейзерих предоставил Гендзону обширные поместья. В трудной войне с Византией в 468 г. Гендзон принимал активное участие (Ргосор. B.V., I, 6, 24) и, возможно, командовал флотом. Он умер между 468 г. и 477 г., раньше своего отца.

17 Иукунд был пресвитером при дворе Теодориха (см. Виктора, I, 14), был явно предан представителям этой семьи и, по всей видимости, принимал участие в заговоре против Гунериха в пользу старшего сына Теодориха.

18 О нем практически ничего не известно. Умер Годаг, видимо, до 484 г., поскольку его младший брат стал преемником Гунериха.

19 Речь идет о жене Гундериха, старшего брата Гейзериха (поскольку Гундерих умер в 428 г., она была его вдовой).

20 Река Ампсага (у Виктора — Ансага) отделяет Нуми-дию от Мавретании, в своем нижнем течении протекает по Нумидии и впадает в Средиземное море у нумидийского города Пакциана (совр. Ваб эль Кебир).

21 Цирта, впоследствии Константина, столица Нумидии, расположена на берегу реки Ампсага.

22 Гонения начались в 482 г., так что знамения имели место в 480-481 гг.

23 Базилика в Карфагене, уже упоминавшаяся Виктором. По всей видимости, эта базилика была главным католическим храмом Карфагена.

24 Известен город Зигва в Проконсульской провинции. Возможно, что эта гора находилась в окрестностях города Зигва.

25 См. о нем прим. 58, кн. I.

26 См. о нем прим. 60, кн. 1.

27 Оба города расположены в бывшей Проконсульской провинции. Сикка Венерия в 100 км от Карфагена, совр. Ле Кеф в Тунисе, Лар (Лариб) недалеко от Сикки, совр. Хенхир Лорбеус в Тунисе.

28 В 482 г.

24 Солид — золотая римская монета, равная 25 денариям.

30 Вандалы-ариане никогда не относились к католическим монахиням с почтением. Так, известно, что через 15 лет после прихода вандалов в Мавретании Цезарейской количество изнасилованных монахинь было столь велико, что папа Лев советовал считать их особой категорией верующих (LeoMagn. Epist., II, 12).

31 Феликс был епископом города Аббира (известно два города с таким названием — Большой, или Целленский, и Малый, или Германикский, и неизвестно, в каком из них Феликс был епископом) в бывшей Проконсульской провинции. По всей видимости, именно он является тем Феликсом, епископом Аббиританским, упоминаемым среди католических епископов в 484 г. (Notitia, P 2).

32 Уже в правление Гунериха у вандалов появились серьезные проблемы в отношениях с берберами. Так, берберские племена заняли горные районы в Нумидии (горы Аврасия) и, судя по тексту Прокопия (I, 8, 5), отвоевали данную территорию у вандалов. Сикка Венерия и Лар были расположены недалеко от этого района. Поэтому появление здесь берберов скорее всего является набегом на сопредельную территорию. Однако вполне возможно, что подобный набег был «согласован» с вандалами. Описываемые события относятся к концу 482 или началу 483 г. Виктор сообщает о 4966 изгнанниках, но, по другим сведениям, их было 4000 (Victor de Tunnuna, Chron., 479/1). По всей видимости, именно к этим людям относится надпись из Аубуцца (места, расположенного ок. 20 км к югу от Сикка Венерия), где упомянуты мученики или исповедники: «...Военный трибун Фортунат, Бененат, Абундий, Виктор мученик, Роман диакон, Петий, Феликс, Рогат трибун, Феликс, Цинам, Феликс, Грегорий, Феликс, Рогат, Донат мученик, Либертин, Феликул, Кресконий Патерни (отцовский?), Рогат, Контросар Филаргири (от греч. Сребролюбивый?), Абундантий, Донатиан, Марикл, Виктриан, На-талик, Тин, Гауциос, Роман, Инул, эти имена в нашем собрании (от греч. o^uXia) претерпели мучения каждый» (CIL, VIII, 16396).

33 Епископ города Зура в бывшей Проконсульской провинции. Единственным известным епископом этого города был Паулин, упоминаемый в 411 г. Однако он не мог быть

отцом упоминаемой женщины, поскольку слишком большой временной промежуток отделяет его от 482 г.

34 Иеремия, второй из т.н. больших библейских пророков. Упоминаемые события относятся к периоду правления иудейского царя Седекии (597-586 гг. до н.э.), когда вавилоняне осадили Иерусалим и Иеремия советовал покориться без сопротивления во избежание большого кровопролития. Поскольку Иеремия упорствовал в своих советах, его посадили в грязную яму во дворе стражи, где он и умер бы от сырости и голода, если бы его не спас своим ходатайством царедворец Авемелех. Иеремию с большими усилиями вытащили из рва и оставили во дворе стражи (см. Иер. 37—38).

35 Киприан был епископом города в Бизацене. Он упоминается в списке католических епископов в 484 г. (Notitia, В 41).

36 Регин был послан в Африку в 483 г.

37 К первому февраля.

38 20 мая 483 г.

39 Видимо, вскоре после этого послания Евгений написал послание своей пастве, которое приводится у Григория Турского (Hist. Francor, II, 3): «Епископ Евгений возлюбленным и во Христовой любви сладчайшим сыновьям и дочерям церкви, врученной мне Богом.

По королевскому эдикту нам велено прибыть в Карфаген, так как мы исповедуем католическую веру. Вот почему, дабы, уходя от вас, я не оставил Божью церковь в сомнении или недоумении или чтобы молча, как неверный пастырь, не покинул паству Христову, я счел необходимым направить вашей святости вместо себя это послание, в котором слезно молю, прошу и напоминаю и со всей силой заклинаю во имя величия Божия и ради страшного судного дня, а также ради устрашающего сияния грядущего пришествия Христа, чтобы вы твердо придерживались католической веры, утверждая, что у Сына с Отцом и у Святого Духа с Отцом и Сыном едино божество. Храните благодать единого крещения и соблюдайте священное миропомазание. Пусть никто после воды не возвращается к воде, будучи возрожден водою. Ведь по воле Божией соль получается из воды, но если ее вернуть в воду, она тотчас теряет свой вкус. Вот почему Господь в Евангелии справедливо говорит: "Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой?" Во всяком случае, это значит потерять силу ума, если хотеть во второй раз приправить то, что было приправлено достаточно. Не слышали ли вы слов Христа:

"Кто однажды омылся, тот не имеет нужды мыться вторично?" Братия, сыны и дочери мои во Господе, пусть вас не печалит мое отсутствие, ибо если вы будете придерживаться истинного вероучения, я вас и вдали не забуду, и смерть не разлучит меня с вами. Знайте, что куда бы борьба меня ни занесла, пальма победы будет со мной: если я уйду в изгнание, передо мной пример блаженного евангелиста Иоанна; если умру, "для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение". Если я возвращусь, братия, то исполнит Господь ваше желание. Для вас же достаточно того, что я, по крайней мере, не смолчал, ободрил, научил как мог. Не я повинен в крови всех гибнущих, и я знаю, что это письмо будет прочитано перед судом Христа в их присутствии, когда Христос придет, чтобы воздать каждому по делам его. Если я возвращусь, братия, я увижу вас в этой жизни, если нет, увижу в будущей жизни. Говорю вам: здравствуйте, молитесь за нас и поститесь, ибо пост и милостыня всегда склоняли к милосердию. Помните одно место из Евангелия:" Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто после убийства может погубить и душу и тело и бросить в геенну"». Упоминаемые в письме аллегории, связанные с водой и солью, относятся к перекрещиванию, которое практиковалось при переходе из католичества в донатизм или в арианство.

Судя по тексту Виктора, первое послание Евгения было адресовано не самому королю, а Обаду, «наместнику царской области», т.е. Зевгитаны. Карфаген как административно-территориальная единица находился в составе Зевгитаны, и поэтому епископ обращался прежде всего к наместнику как представителю государственной власти.

40 По всей видимости, это Секундиан Мимианенский, епископ города в Бизацене, упоминаемый среди католических епископов в 484 г. (Notitia, В 72; т.е. после экзекуции он остался жив).

41 Президий был епископом города Суфетула в Бизацене. Был жив в 484 г., когда упоминается среди католических епископов (Notitia, В 20).

42 По всей видимости, это Мансует, епископ Афуфени-енский из Бизацены. Также упоминается среди католических епископов в 484 г. (Notitia, В 2).

43 Возможно, это Герман, епископ города Феради Малый в Бизацене. Также упоминается среди католических епископов в 484 г. (Notitia, В 31).

44 Эту легенду об исцеленном слепце излагает Григорий Турский (Hist. Francor, II, 3), но в несколько иной редакции. Арианский епископ Кирила, основной оппонент Евгения на соборе, нанял за 50 золотых некоего зрячего ариа-нина, который должен был, притворившись слепым, попросить Кирилу исцелить его. И когда Кирила возложит на него руки, «прозреть». И когда Кирила вместе с Евгением проходил по улице, арианин так и сделал. Однако когда Кирила возложил свою руку на голову этого человека, у того сильно заболели глаза, и он ослеп на самом деле. Тогда ослепший воззвал к Евгению и сопровождавшим его католическим епископам помочь ему, признав правоту католического символа веры («Верую во всемогущего Бога-Отца, верую, что сын божий Иисус Христос равен Отцу, верую, что Дух Святой единосущен с Отцом и сыном и вечен, как они»). Евгений возложил руку на голову несчастного, осенил его глаза крещением, и больной прозрел.

45 Иоан. 11:1, 2, 5, пр. Лазарь и его сестры Марфа и Мария хорошо знали Христа («Иисус же любил Лазаря и сестер его»). И когда Лазарь умер, Христос воскресил его на четвертый день после смерти. Узнав об этом, власти Иудеи решили убить не только Иисуса, но и воскрешенного Лазаря, поскольку вследствие данного чуда многие уверовали во Христа. Предание говорит, что после воскрешения Лазарь жил 30 лет, стал епископом на Кипре, где и скончался.

46 Лет был епископом города Непта в Бизацене. Он упомянут в списке католических епископов 484 г. (Notitia, В 14). Он был казнен 24 сентября 484 г.

47 Всего на собор прибыло ок. 460 католических епископов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...