Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геннадий массилийский «книга о церковных писателях» 17 глава




48 Во главе их был Евгений. Среди остальных были Вин-демиал, епископ города Капса в Бизацене (Notitia, В 60; Greg. Tour. Hist. Francor., II, 3), и епископ Лонгин (Greg. Tour. Hist. Francor., II, 3), которого, возможно, следует идентифицировать с Лонгином, епископом города Помария в Маврета-нии Цезарейской (Notitia, MC 43). Вскоре после окончания собора оба епископа попали в опалу: в частности, Лонгин был отправлен в ссылку (Petrides S. Pomaria // The Catholic Encyclopedia. Vol. 12, 1908). Среди непосредственных участников собора был, возможно, сожженный впоследствии Лет (см. о нем выше). Кроме того, известно еще 4 епископа, которые принимали непосредственное участие в соборе: Яну-арий Заттаренский из Нумидии, Виллатик, епископ Казы

Медианы из Нумидии, Бонифаций Форатианский из Бизацены и Бонифаций Гацианский из Бизацены — их подписи стоят под текстом «Книги католической веры» (Vict.Vit., Ill, 23).

КНИГА КАТОЛИЧЕСКОЙ ВЕРЫ

'Евр. 1:3. 2Иер. 9:10.

3 Там же.

4 Иер. 23:22. 5Иер. 23:18.

6 Прем. 16:21.

7 Иоан. 6:32. 8Иоан. 6:41.

9 Пс. 77:25.

10 Иоан. 14:10; 10:30.

11 Иоан. 5:18.

12 Иоан. 5:19. "Иоан. 5:21.

14 Иоан. 5:23.

15 Иоан. 17:10.

16 Иоан. 14:9.

17 Иоан. 14:1.

18 Мат. 11:27. "Мат. 16:17.

20 Иоан. 14:6.

21 Иоан. 6:44.

22 Иоан. 14:7.

23 Иоан. 14:28.

24 Иоан. 6:38.

25 Мат. 26:39.

26 Мат. 27:46.

27 Пс. 21:11.

281 Иоан. 5:20.

29 Там же.

30 Иоан. 14:6.

31 Ис. 53:8.

32 Иоан. 3:18. "Иоан. 1:14. 341 Иоан. 1:5.

35 Иоан. 1:4-5.

36 Иоан. 1:9.

37 Евр. 1:3.

38 Пс. 109:3.

39 Ис. 7:9.

40 Быт. 1:1-2.

41 Иоан. 8:25.

42 Пс. 32:6.

43 Ср. Сир. 24:5.

44 Мат. 28:19.

45 2 Кор. 13:13.

46 Быт. 1:26.

47 Числ. 6:23-26.

48 Пс. 66:7-8.

49 Ис. 6:3.

501 Кор. 12:4-6.

51 1 Кор. 12:11.

52 1 Иоан. 5:7.

53 Иов. 33:4.

54 Пс. 103:30. 551 Тим. 6:13.

56 Иоан. 10:27-28.

57 Иоан. 6:64.

58 Дан. 13:42.

59 Иоан. 6:65.

60 Мат. 9:4.

61 Иоан. 16:13.

62 1 Кор. 2:10.

63 Там же, 11. 64Деян. 5:3.

65 Там же, 4.

66 Мат. 12:31-32. 671 Цар. 2:25.

68 Иер. 23:23-24.

69 Мат. 18:20.

70 Иез. 36:27.

71 Прем. 1:7.

72 Пс. 138:7-10.

73 2 Кор. 6:16.

74 Иоан. 15:4.

75 2 Кор. 13:5. 761 Иоан. 4:13. 771 Кор. 3:16.

78 Там же, 6:20.

79 Пс. 49:16.

80 Там же, 21.

81 Пс. 6:2.

82 Иоан. 16:8.

83 Пс. 138:7.

84 Пс. 118:68.

85 Иоан. 10:11.

86 Пс. 142:10.

87 Мат. 5:22.

88 Деян. 21:11.

89 Ним. 4:1. 90Гал. 1:1. "Деян. 13:2.

92 Там же, 4.

93 Деян. 20:28.

94 1 Иоан. 2:1.

95 Иоан. 14:16.

96 2 Кор. 1:3-4.

97 1 Кор. 6:11.

98 Пс. 98:5.

99 1 Пет. 1:12.

100 Деян. 7:51.

101 1 Кор. 14:24-25.

102 Иоан. 14:13.

103 2 Кор. 13:13.

104 Позднее Бонифаций Грацианский участвовал в Карфагенском соборе 525 г.

КНИГА III

1 Гунерих ссылался на законы Кодекса Феодосия против еретиков и особенно на закон 412 г. против донатистов. В 411 г. в Карфагене был организован совместный собор католической и донатистской церквей под председательством нотария императора Западной империи Гонория, Флавия Марцеллина. После того как представители обеих сторон изложили свои позиции, Марцеллин официально объявил о запрещении донатизма, и донатистам под страхом жестоких репрессий было приказано перейти к католической церкви. Гонорий утвердил это решение Марцеллина, под руководством которого было организовано широкое преследование донатистов.

2 Имеются в виду Зевгитана (бывш. Проконсульская провинция) — «земли вандалов» и, возможно, Бизацена.

3 Речь идет о греческом термине оцооиаю?, который переводится как «единосущный». По результатам Никейского собора 325 г. в символ веры была включена следующая фраза: «Сын единосущен Отцу». И хотя этого термина не было в Священном Писании, но, по мнению католиков, он верно выражает его смысл. Ариане же оспаривали право употреблять небиблейские термины в отношении Отца и Сына.

4 О соборе в Аримине см. комментарии к Геннадию, прим. 54. На собор в Аримине была представлена т.н. «датированная вера» (или IV Сирмийская формула), — символ веры, составленный арианами и подписанный императором, в котором отвергался термин oixjta, который, какиоцоошю?, не содержался в Писании, но был введен на Никейском соборе в символ веры («...А так как слово oucria, по простоте введенное отцами, но неизвестное народу, производит соблазн, потому что оно не встречается в Святом Писании, то богоугодно изъять это слово из употребления...»). Западные епископы, практически поголовно католики, собравшиеся в Аримине, отвергли этот символ веры, провозгласив приверженность Никейскому символу. Но про термин бцоошю? не было сказано ни слова. Однако впоследствии под давлением императора Констанция отцы Ариминского собора подписали «датированную веру» (именно поэтому впоследствии ариане ссылались на этот собор, как на вполне правомочный).

5 Собранный в том же 359 г. собор в Селевкии был фактически второй, «восточной» частью собора в Аримине. Практически все присутствовавшие на нем были ариане. В результате обсуждений вынесли постановление исключить из употребления термин ojioouaio? как не присутствующий в Писании.

6 Один римский фунт был равен 327,45 г.

7 Основной корпус законов против еретиков был издан при Феодосии I: «Привилегиями в делах веры должны пользоваться только соблюдающие католический закон. Мы желаем, чтобы еретики и раскольники не только были чужды этих привилегий, но и подвержены различным повинностям. Заклейменные позорным именем еретиков, они кроме осуждения божественного правосудия должны ожидать еще тяжких наказаний, которым по внушению небесной мудрости заблагорассудит подвергнуть их наше величие» (Cod. Theod., XVI, 1, 2). Вообще, за период своего правления Феодосии издал 15 законов против еретиков (Cod. Theod., XVI, 5,6-23),

которыми сильно ограничивались их гражданские и религиозные права: им запрещено было собираться в пределах городской черты на общественную молитву, проповедовать, рукополагать. Эту линию продолжил император Гонорий. В 404 г. Карфагенский собор ходатайствовал перед Гонори-ем о распространении на донатистов карательных законов, направленных против еретиков. Просьба была удовлетворена. Об аналогичном законе 412 г. см. кн. III, прим. 1. В 418 г. Гонорий, опять-таки по желанию африканских епископов, издал эдикт, по которому пелагиане подвергались гражданскому преследованию.

8 Фидеикомисс — термин из римского права, означающий завещание, обязывающее передать наследство третьему лицу, которое непосредственно не может быть сделано наследником.

9 Inlustres (illustres) — титул высших чиновников империи. Им титуловались префекты преторий (Восточной, Иллирийской, Италийской и Галльской), на которые была разделена империя, а также префекты Рима и Константинополя. Кроме того, им титуловались командующие войсками (пехотой и конницей) на Западе и Востоке, начальники дворцовой стражи на Западе и Востоке, начальники императорской казны на Западе и Востоке, главные спальники на Востоке и Западе, а также консулы и комиты.

10 Spectabiles — также титул высших сановников, но рангом ниже сиятельных. Всего по империи их было 62: первые спальники на Востоке и на Западе, императорские комиты, первые императорские нотарии, магистры канцелярий на Востоке и Западе, проконсулы Азии, Ахайи и Африки, префекты Египта, викарии диоцезов на Востоке и на Западе, военачальники на Востоке и Западе.

11 Принципал — старшее должностное лицо в городе.

12 Декурион — член общинного совета в римском городе (до 100 человек).

13 Циркумцеллионы — в основном сельские жители африканских провинций, среди которых значительное число составляли колоны, которые составляли христианскую секту (сами себя именовали агностиками) и боролись против католических клириков и крупных землевладельцев и были весьма многочисленны. Судя по упоминанию циркумцеллионов как отдельного сословия, данная цитата в эдикте Гунериха приведена из декрета Гонория от 412 г. (Cod. Theod., XVI, 5,52),

в котором они упоминаются в качестве одной из категорий лиц, подлежащих наказанию за приверженность донатизму: «30 января 412 г. Императоры Гонорий и Феодосии Августы Селевку префекту претория. Сим аннулируются прагматические санкции, т.к. даже по предписанию нашей руки они не могли быть исполнены, и устанавливаются следующие, которые уже давно сверх этого были определены и сохранялись санкцией прежних императоров строго со дня расширенного закона: все, в отношении которых будет известно, что они донатисты, а также клирики и миряне, которые, будучи католиками, святотатственно отложатся [от католической церкви], тогда каждому назначается наказание: illustres должны внести в нашу казну 50 фунтов золота, spectabiles 40 фунтов золота, сенаторы 30 фунтов золота, clarissimi 20 фунтов, духовенство 30 фунтов золота, принципалы 20 фунтов золота, декурионы 5 фунтов золота, купцы 5 фунтов золота, плебеи 5 фунтов золота, циркумцеллионы 10 фунтов серебра».

14 Специфическую особенность крупной земельной собственности в Африке в период Поздней империи составляла сдача в аренду крупных имений. Причем арендатору передавались основные хозяйственные функции. Упоминаемый в тексте эдикта Гунериха прокуратор — это управляющий крупным имением, который осуществлял контроль над арендаторами. А уже арендаторы (всего имения или его части) организовывали непосредственное производство посредством небольших хозяйств колонов.

15 До III в. императорские имения (сальтусы) постоянно увеличивались в размерах и появились практически во всех африканских провинциях. Но с началом IV в. императорское землевладение стало уменьшаться: при Константине началось раздача части государственных земель в собственность частным лицам. В течение IV и в начале V вв. практиковалась продажа императорских имений. Однако многие императорские земли сдавались в аренду на принципах долгосрочной аренды (т.к. многие земли императорских имений пустовали). Это арендное владение могло передаваться по наследству и не могло быть отнято у арендатора. Арендная плата с этих владений представляла собой постоянную и неизменяемую величину (Cod. Just., XI, 65, 2).

16 Эта плата именовалась canonica и consueta (Cod. Theod., XI, 16, 2).

17 Термин conductores (арендаторы) относится, видимо, как и в римские времена, к арендаторам крупных государственных имений, которые перешли в собственность вандальских королей в Бизацене, Абаритане, Гетулии, части Нумидии (см. выше, I, 4). Непосредственно обрабатывали землю, как и в римские времена, колоны (см. далее, о предоставлении Гунерихом ссыльным католическим епископам земли для обработки на правах колонов (colonatusjure), III, 3). Землевладельцы-посессоры — это как средние землевладельцы-вандалы, которые имели наделы в Зевгитане, отданной войску, так и вандалы, владевшие крупными имениями (представители знати). Все эти категории землевладельцев использовали наряду с трудом колонов труд многочисленных рабов, захваченных вандалами в набегах и разделенных пропорционально между участниками этих набегов (Vict.Vit, I, 8; Malch., fr. 3). К этой же категории посессоров относятся крупные и средние римские землевладельцы, сохранившие свои имения главным образом в Бизацене (как мы видим из биографии Фульгенция, Vita Fulgentii, I, 4; XIV, 28), но также, возможно, и в Зевгитане (Vict.Vit., I, 5 — insignes viri). Что касается римлян-землевладельцев, то здесь отдельно следует сказать о сенаторах. Среди исследователей существует мнение, что в вандальском государстве сенаторы сохранились как сословие. У Виктора (и только у него) сенаторы упоминаются лишь в двух случаях: в тексте данного декрета Гунериха, но это прямая цитата из декрета императора Гоно-рия 412 г., и в 1,4, но там речь явно идет о сенаторах Карфагена (senatores urbis), т.е. муниципальной знати. А учитывая многочисленные свидетельства о репрессиях, обрушившихся на сословия знатных и богатых римлян после вандальского завоевания (см. кн. I, прим. 20, 33), весьма маловероятно, что сенаторы как сословие смогли сохраниться в вандальском государстве.

18 Речь идет о высших чиновниках государства (primatibus officiorum). Вообще, государственный аппарат королевства был организован по римскому образцу. Существовал штат чиновников (officiales), разделенный на различные ведомства (offlcia). Центральное управление возглавлял praepositus regni. Наместниками на местах были комиты и префекты. Имелся личный королевский совет (domestici).

19 Социальная структура городов по сравнению с римским периодом претерпела сильные изменения. В связи с завоева-

нием и последующими репрессиями многие города сильно обезлюдели, и многие средние муниципальные землевладельцы лишились своих владений (Декреты Валентиниана III от445 и 451 гг.; Vict.Vit., I, 3; Procop. De aedif., VI, 4, 1-6). Но главное — города перестали быть политическими центрами, была разрушена сама муниципальная система. Советы городских землевладельцев (ordines), там где сохранились, занимались главным образом проведением в жизнь королевских распоряжений. В результате изменился баланс сословий: поредели сословия, связанные с муниципальным землевладением, а увеличились сословия, связанные с торговлей, особенно в портовых городах, — купцы, судовладельцы. Это связано с тем, что вандалы были заинтересованы в сбыте сельскохозяйственной продукции и покровительствовали морской торговле (Procop. B.V., I, 14; 24; Malch., fr. 13). Однако следует отметить, что к концу V в. наблюдается усиление сословия богатых граждан в городе (Dracontius, Romulea, lib. V). 201 июня 484 г.

21 24 февраля 484 г.

22 Гортулан был епископом Бенефенским из Бизацены (Notitia, В 4), а Флорентиан был епископом Мидиленским из Нумидии (Notitia, N 41).

23 О Хильдирике см. прим. 12, кн. II.

24 Имеется в виду Византия, которую вандалы считали потенциальным противником, и, видимо, справедливо. Последняя крупная интервенция византийских войск в вандальскую Африку была не так давно, в 468—470 гг.: тогда многочисленная византийская армия высадилась в Триполитании, а флот блокировал побережье. И хотя Гейзериху удалось отбить это нападение, память о нем осталась. В 475 г. Византия заключила мир с вандалами, однако Гейзерих вскоре его нарушил. В 477 г. взошедший на престол Гунерих заключил новый мир с Византией (Малх объясняет эту политику Гунериха тем, что вандалы боялись войны — fr. 13). И через 7 лет после этого Гунерих опасался, что византийцы воспользуются его смертью и по призыву католических епископов вновь попытаются захватить Африку. Подобное настороженное отношение к Византии характерно и для преемников Гунериха. Так, при короле Гунтамунде (484—496 гг.), во многом пошедшем навстречу католической церкви, проявление симпатии к Византии по-прежнему расценивалось как

государственное преступление: поэт Драконций был посажен в тюрьму за то, что он, как предполагалось, в своем стихотворении прославлял византийского императора, не называя его по имени.

25 Мат. 5:34.

26 Дионисия интересна тем, что была знатной вандалкой (ср. вандальское имя ее сына — Майорик).

27 См. о нем прим. 43, а также фрагмент из Виктора, II, 16.

28 Известны два города под похожим названием: Тубур-бис Малый, расположенный в Северной Зевгитане, ок. 30 км юго-западнее Карфагена, на берегу реки Баградас (совр. Ту-берсоле), и Тубурбис Большой, расположенный в Южной Зевгитане (совр. Тубурбо).

29 Кулузий (Кулузитан) — город в Зевгитане.

30 Гадрумет — прибрежный города в Северной Бизацене.

31 В период господства вандалов проконсулы выполняли главным образом судебные функции, ср. судей и судей из провинции, упоминаемых в декрете Гунериха (кн. III, IV, 2). Проконсул Карфагена был главой римского самоуправления (proconsul almae Carthaginis, Dracontius, Romulea, lib. V).

32 Тамбайен — город в Бизацене.

33 Аквы Регийские — город в Северной Бизацене.

34 Город Типаза находился в Мавретании Цезарейской (совр. Типаса в Алжире). Во времена господства вандалов обе Мавретании были захвачены маврами, но в руках вандалов осталась узкая полоска побережья. Епископ города Типаза Репарат умер в 484 г. (Notitia, MC 99), поэтому был прислан епископ-арианин.

35 Чин субдиакона (в греческой церкви — иподиакона) — один из низших чинов клира. Он возник в дополнение к диаконам. В клире прихода могло быть не более 7 диаконов в соответствии с постановлением Неокесарийского собора 315 г. Это постановление было отменено лишь в 692 г. Трулльским собором. Поэтому в дополнение к диаконам, которых не хватало, особенно в городах, появились в качестве их помощников субдиаконы, количество которых первоначально также не превышало семи (Euseb. H.E., IV, 43).

36 Ариадна, старшая дочь императора Льва I, была ок. 466 г. выдана замуж за вождя племени исавров Тарасикодиссу, который принял имя Зенон. В 474 г., когда Зенон взошел на престол, она стала императрицей. После смерти Зенона в 491 г. Ариадна способствовала избранию на престол Анастасия,

за которого вышла замуж через 40 дней после его венчания на царство. Умерла она в 515 г.

37 Многие пострадавшие от гонений бежали в Константинополь. Так, комит Марцеллин видел среди них людей с отрезанными языками, которые говорили совершенно ясно (Cron.min., II, 93 = Cod.Iustin., I, 37,4). И Ураний в 484 г. был послан в Карфаген просить Гунериха смягчить свой гнев.

38 Диаконы — помощники высших чинов церковной иерархии (прежде всего епископов) при совершении богослужения. Они посвящались в сан лишь одним епископом не для священства, а для служения. Вообще, функции диакона — наблюдать за народом во время богослужения, передавать ему распоряжения епископа, призывать к порядку и в целом — надзирать за поведением мирян. В церковной иерархии диаконы стояли после епископов и пресвитеров. ВIII в. на Западе диаконы тем не менее с соизволения епископа становились во главе какого-либо прихода и иногда совершали евхаристию. Но на соборе в Арле в 314 г. было составлено правило против этого: диаконы были законодательно поставлены ниже пресвитеров и не могли совершать литургию. Это правило подтвердил Никейский собор (правило 18). Однако на Западе (в том числе и в Африке, которая в церковно-географическом отношении тяготела к Западу) диаконы продолжали считать себя выше пресвитеров. Так, Иероним отмечает, что в Риме диаконы, за отсутствием епископа, позволяли себе садиться между пресвитерами и за столом преподавали благословение пресвитерам (письмо к Евангелу). И подобное превышение диаконами своих полномочий на Западе продолжалось и в V в.: на соборе в Арле в 452 г. подчеркивалось, что если есть пресвитер, то диакон не должен подавать тело Христово. Данная ситуация с диаконами явно касалась и Африки. Так, уже в VI в. в Нубии первым лицом епархии после епископа был диакон Иосия.

39 Архидиакон — постоянный спутник епископа при богослужении. Он избирался диаконами из своей среды и фактически руководил административной сферой епархии. Архидиакон обычно был представителем епископа на соборах и в сношениях с другими епископами. В делах маловажных архиепископ имел право суда над диаконами и мог даже отлучить их (судя по актам Никейского и Халкидонского соборов). Вообще, у архидиакона было право надзора за нравственной жизнью членов церкви. Именно архидиакон был

одним из наиболее вероятных кандидатов на епископскую кафедру, особенно на Западе. Так, епископ Александрии Евлогий (580—607 гг.) пишет: «В Риме было принято, чтобы архидиакон был преемником архиерея» (apud Phot., Cod. 182).

40 До сер. Ill в. чтецы не были членами клира. Потом их включили в состав низших клириков (в одной группе с привратниками и заклинателями, Euseb. H.E., VI, 23). В середине — третьей четверти III в. чтецы играли значительную роль в клире, особенно в Африке: при Киприане чтецы по достижении определенного возраста посвящались сразу в пресвитеры. До начала IV в. чтецы еще сохраняли некоторое значение: во время гонений Диоклетиана именно им было поручено сохранение кодексов Священного Писания, а среди подписей Арльского собора 314 г. встречаются 2 чтеца. Но впоследствии за ними сохранились только механические функции — чтение Писания в церквях. Соответственно по достижении определенного возраста чтецов посвящали в субдиаконы.

41 Вандальское государство было заинтересовано во внешней торговле, в сбыте сельскохозяйственной продукции. Вандальские короли покровительствовали купцам (так, в 478 г. во время переговоров Гунериха с императором Зено-ном одним из основных был вопрос о возмещении убытков, которые понесли карфагенские купцы во время войны вандалов с Византией, Malch., fr. 13). Африканские купцы торговали с Испанией напрямую, а со всем остальным Средиземноморьем через Сиракузы, которые стали центром их транзитной торговли (Procop. B.V., I, 24, 11; 14, 7—8). Что касается данного фрагмента, то известно, что в Карфагене имелся целый район, населенный местными и иностранными купцами (Procop. B.V., I, 20, 5-6; 22).

42 См. о них далее «Рассказ о страданиях 7 монахов».

43 Хабетдей, епископ города Тамаллума в Бизацене, упомянут среди католических епископов в 484 г. (Notitia, В 55).

'"Апок. 14:9. Классический текст Апокалипсиса несколько отличается от текста Виктора: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией...»

45 Коллегия пресвитеров возникла еще в апостольские времена, причем формировалась из пожилых христиан и повиновалась епископу. Впоследствии пресвитеров избирали из заклинателей или мучеников и исповедников. После из-

брания пресвитеры рукополагались епископом, но мученики и исповедники становились пресвитерами без рукоположения. В функции пресвитеров входило ассистирование епископам при богослужении, прежде всего при причащении. Кроме того, пресвитеры контролировали имущество церкви и его расходование (правило 24 Антиохийского собора 341 г. и правило 26 Халкидонского собора). С сер. III в. пресвитеры становятся приходским духовенством. Дело в том, что в древней церкви в каждом селении, где возникала христианская община, ставился епископ. Постепенно, в связи с увеличением количества христиан в городах и появлением христиан в небольших отдаленных местечках, там стали формироваться приходы (в городах — по приходу в каждом квартале), и в эти приходы посылали пресвитеров, которые оставались там постоянно. Этих пресвитеров также выбирали на собрании в кафедральной церкви, к которой относился приход. И ко времени появления и распространения арианства (перв. четв. IV в.) эта приходская система была уже сильно развита. Поэтому в арианской церкви было достаточно большое количество пресвитеров. В то время католическая церковь в Африке отличалась консервативностью и сохранила систему епископов на местах, даже в небольших поселениях. Так, уже в начале Vв., когда в крепости Фуссале (ок. 60 км от Гиппона Регия) появилось достаточное количество католиков, Августин поставил туда нового епископа. Поэтому в Африке было много католических епископов, но мало пресвитеров.

46 Имеется в виду Стефан первомученик, который, будучи среди первых диаконов церкви, активно проповедовал Евангелие и вел прения в синагогах. Его обвинили в богохульстве и осудили на смерть. Мощи св. Стефана были открыты в 415 г. и ок. 428 г. были перенесены в Константинополь.

47 Видимо, гора располагалась невдалеке от города Зиква в юго-восточной Зевгитане.

48 Возможно, это город Мизигитан в Зевгитане.

49 Ср. сентенцию Прокопия о богатстве вандалов, удивительно похожую по содержанию на сентенцию Виктора: «Вандалы издавна грабили Римскую державу и свезли в Ливию огромное количество богатств, и поскольку земля их здесь была очень хороша, изобилуя плодами и всем необходимым для жизни, то сюда следует еще прибавить и доходы, появлявшиеся от того, что они, получая все, что было в этой

земле, не тратили денег на покупку продовольствия в какой-либо другой стране, имея его здесь же» (B.V., II, 3, 26).

50 Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.), видный римский общественный, политический деятель и писатель. После его смерти осталось поистине огромное литературное наследие — трактаты, речи, письма. Гай Саллюстий Крисп (86—35 гг. до н.э.) — римский историк. Он активно участвовал в политической деятельности, в частности был политическим противником Цицерона и сторонником Цезаря. После убийства Цезаря Саллюстий отошел от политической деятельности и полностью посвятил себя составлению исторических трудов. Известны его труды «Заговор Катили-ны», «Югуртинская война» и «История». Кроме того, известны его политические труды — «Ивектива к Цицерону» (пасквиль против него как человека и как политика) и два послания к Цезарю «О государстве».

51 О Евсевии Кесарийском см. комментарии к Геннадию, прим. 60; о Руфине см. комментарии к Геннадию, прим. 56; об Амвросии Медиоланском см. комментарии к Иерониму, прим. 355; об Иерониме см. комментарии к Геннадию, прим. 2; об Августине см. комментарии к Геннадию, прим. 99.

52 Известно о том, что при короле Тразамунде (496—523 гг.) в Карфагене было немало римских поэтов (именующих себя viri clarissimi), которые воспевали в своих стихах вандальского короля: Луксорий, Коронат, Флавий Феликс, самый известный из них — Драконций (Cod. Salmasianus. Antologia latina; Dracontius. Romulea). Возможно, что аналогичные римские авторы были и во времена Гунериха.

53 В римской мифологии Мезенций был царем этрусского города Цере, жестокий тиран, изгнанный своими подданными и бежавший к Турну, на стороне которого воевал против Энея и погиб в поединке с последним. Мезенций считался врагом богов, поскольку требовал, чтобы ему приносили предназначавшиеся богам первые плоды нового урожая.

54 Речь идет об апостоле Павле (см. о нем комментарии к Иерониму, прим. 44—46). Павел подчинил свои деяния по проповедованию Евангелия идее вселенского христианства, предназначенного объять весь мир. Именно в этом смысле он и упоминается Виктором.

55 Sacerdotes ejus et seniores — речь идет о епископах и пресвитерах.

56 Эта большая цитата состоит из трех самостоятельных цитат: слова considerate et videte («смотрите и обдумывайте») — I Сам. 23:23 (в православной традиции 1 Цар. 23:22); до слов inimicos suos («недругов своих») — Плач. 1:17; остальной текст — Плач. 1:10.

57 Пс. 68:21-22.

58 Патриархами в Писании именуются родоначальники народа евреев, жившие до Синайского закона; они были исключительными носителями истинной религии и связанного с нею обетования о Спасителе. Первые 10 патриархов, как жившие до потопа, называются допотопными: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусаил, Ламех, Ной. Из патриархов, живших после потопа, наиболее примечателен Авраам, как родоначальник нового поколения верующих, а затем Исаак, Иаков и Иосиф. Со смертью Иакова и Иосифа оканчивается патриархальная эпоха в библейской истории.

59 О Петре см. Иеронима «О знаменитых мужах», гл. I.

60 Гунерих умер 22 декабря 484 г.

61 Судя по намеку Виктора, Никазий, явно донатист, перешел на службу к вандалам и играл значительную роль в использовании закона императора Гонория 412 г., направленного против донатистов (см. кн. III, прим. 1), против католиков в эдикте Гунериха 484 г.

62 В конце IV — начале V вв. донатистская церковь, включавшая в себя все слои общества, в том числе и значительное количество сенаторов, крупных землевладельцев, фактически проповедовала сепаратизм: донатистскими богословами вырабатывалась концепция о том, что Писанием было предопределено пребывание истинной церкви только в Африке, соответственно толкуя различные места Библии (против этого активно боролся Августин, поскольку эта концепция окрепла именно в его время). Сепаратистские настроения донатистов выражались в присоединении к восстаниям берберской аристократии. Уже в начале V в. у донатистов появляется соответствующая ориентация на варваров. Так, в 417 г. Августин сообщал Бонифацию, что некоторые донатисты теперь рассчитывают на поддержку готов и в связи с этим пытаются сблизить свои религиозные взгляды с арианством (Aug., Ер., 185, 1, 1). Вполне логично предположить, что через 10 лет, когда пришли ванда-лы-ариане, сближение позиций донатизма с арианством продолжилось. Косвенным подтверждением этого может служить

тот факт, что в 30-х гг. в районах, сохраненных римским правительством в своем управлении, активизировалось донатист-ское движение и, следовательно, его гонения (известны эпитафии донатистских мучеников в церкви в Мавретании Цезарейской, построенной в 434/439 гг.). К сожалению, практически ничего не известно о положении донатистской церкви в период вандальского господства. Имеются лишь незначительные данные о распространении донатизма в это время, особенно в Нумидии и Мавретании. Однако, учитывая все вышеизложенное, а также смысл данного фрагмента Виктора, можно предположить, что донатистская церковь не подвергалась гонениям, а наоборот, могла быть противопоставлена католической как лояльная к властям.

63 В 487/488 г. в Риме заседал собор, который решал, как поступить с католиками, которые во время гонений Гунери-ха перешли в арианство. Дата собора удивительно совпадает с датировкой труда Виктора (60-й год господства вандалов в Африке — это 488/489 г.). При этом следует учесть тот факт, что большинство упомянутых у Виктора мучеников и исповедников были провозглашены в Риме святыми, а также на то, что наиболее подробно освещено именно гонение Гунериха. Таким образом, стоит согласиться с мнением некоторых исследователей, что сочинение Виктора было подготовлено специально к собору, видимо, как некие материалы к заседанию.

Но труд Виктора не был единственным источником по событиям гонений в Африке. У Григория Турского сохранился большой фрагмент истории католической церкви в Африке при вандалах (II, 2—3). Интересно то, что, с одной стороны, события, описываемые источником Григория, хронологически совпадают с периодом, описываемым Виктором (от завоевания Африки до смерти Гунериха), а с другой стороны — практически абсолютно не совпадают с ним по содержанию (освещаются гонения вандалов на католиков еще в Испании, подробно излагаются события собора 484 г., упоминаются имена участников собора, которые не упоминаются у Виктора, — епископы Виндемиал и Лонгин, архидиакон Октавий, католический епископ по прозвищу Отступник, который перешел в арианство). Вероятно, автором данного произведения был кто-то из современников Виктора. Судя по точному цитированию текста неизвестного письма епископа Карфагена Евгения и подроб-

 

нейшему изложению событий собора 484 г. и событий, последовавших за разгоном собора, автором этого труда был очевидец собора. Как кажется, этим автором вполне мог быть Евгений, епископ Карфагена, который впоследствии был изгнан в Галлию и был известен своими трудами, о которых пишет Геннадий (XCVII): среди них упоминается именно цитируемое Григорием послание Евгения пастве, а также труд о диспуте с арианами, в который явно был включен прежде всего материал собора 484 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...