Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и функции финансов




В теории финансов издавна дискутируется вопрос о нали­чии у финансов по крайней мере еще двух функций — регу­лирующей и контрольной.

Полемизируя с авторами дополнительных функций фи­нансов, талантливейший представитель советской финансо­вой науки проф. Э.А. Вознесенский обратил внимание на раз­личия между функциями и ролью экономической ка­тегории. Если через функции проявляется общественное на­значение экономической категории, то роль экономической категории выражается в результатах ее практического ис­пользования. Роль экономической категории представляет собой форму выражения экономической политики государ­ства, т.е. определенной организующей деятельности людей, практически использующих те или иные категории и зако­ны, по которым развиваются экономические формации. Раз­ные экономические категории могут обслуживать одни и те же процессы воспроизводства, не выходя за рамки своих спе­цифических функций. Такая возможность возникает имен­но благодаря различиям между ролью и функциями эконо­мических категорий. Так, например, процесс движения де­нег в обществе обеспечивается такими категориями, как цена, финансы, кредит, товар.

Только неосознанные различия между ролью и функцией экономической категории могли быть причиной выдвижения идеи регулирующей и контрольной функции финансов.

Происходит ли регулирование экономики государством? Очевидно. Формы этого регулирования достаточно многооб­разны. Наиболее простая форма регулирования — установ­ление предельной цены на товары и услуги. Прибегая к это­му методу, государство решает социальные задачи, обере­гая бедные и средние слои населения от предельных затрат на получение жизненно важных товаров и услуг. В предкри­зисных ситуациях такая мера государства означает ограни­чение попыток монополий получить сверхприбыль. В обоих случаях государство не извлекает дополнительных доходов.

Третий способ вмешательства государства в экономиче­ские процессы, также относимый к государственному регу­лированию, это финансирование различных отраслей. Это может быть произведено как в целях структурной пере­стройки экономики, так и в целях поддержания жизненно важных отраслей, обеспечивающих либо конкурентоспособ­ность конкретных отраслей, либо даже выживаемость госу­дарства. Конечно, в этом случае велика роль финансов как категории, опосредствующей использование фондов госу­дарства. Но дополнительная функция не просматривается, поскольку регулирование происходит в процессе принятия государством определенных решений политического или экономического характера.

Остается еще тезис о регулирующей функции финансов, связанной с системой налогов. Можно взимать больше или меньше налогов. Если величина налога зависит не от потреб­ностей государства в конкретной величине доходов бюдже­та, а от желания регулировать доходы внутри государства, то надо признать наличие у финансов еще одной функции. Однако очевидно, что у государства фискальные соображе­ния превалируют при выработке финансовой политики. Если при этом решаются и другие, кроме фискальной, задачи, то это свидетельствует о роли финансов в реализации эконо­мической политики государства.

Аналогичные рассуждения можно привести и по поводу наличия контрольной функции финансов.

В условиях ведения хозяйства на плановой основе, что ха­рактерно для стадии социализма, контроль за выполнением планов, имеющих силу закона, становится важнейшей функ­цией государства. Государства, но не отдельных категорий. Роль финансов в осуществлении государством этой функции огромна. Но это роль финансов, а не имманентная ей функ­ция. Не меньшее значение в осуществлении контроля финан­сы имеют и на других стадиях развития общества. Но кон­троль осуществляется лишь в пределах функций финансов — за полнотой и своевременностью поступления доходов и за целевым использованием расходов бюджета.

Мы уже отмечали, что когда речь идет о функции ка­тегории, то это то, что обособляет данную категорию от всех остальных, что присуще только этой категории. Но кон­троль присущ и цене, и кредиту, и прибыли, т.е. многим дру­гим экономическим категориям.

Следовательно, когда мы говорим о контроле, то это роль, а не функция финансов.

Чтобы до конца уяснить различия между функциями и ролью финансов, надо осмыслить связь финансов как эконо­мической категории с государством как органом управления обществом.

Мы отмечали, что финансы возникли только с появлением государства, и они существуют постольку, поскольку без них невозможно выполнение государством своих функций. Ни­какая другая экономическая категория не имеет такой зави­симости и связи.

Версий причин возникновения государства множество. Если исключить версию о божественном происхождении вер­ховной власти (когда в качестве доказательства использу­ется вера, против нее нет аргументов), то наиболее убеди­тельна позиция Ф. Энгельса. В работе „Происхождение се­мьи, частной собственности и государства" он писал: „Госу­дарство есть продукт общества на известной ступени разви­тия; государство есть признание, что это общество запута­лось в неразрешимом противоречии с самим собой, расколо­лось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для это­го стала необходима си/ха, стоящая, по-видимому, над обще­ством, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах порядка.

И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство".

Для выполнения функций регулятора общественных от­ношений государство, кроме всего прочего, должно располагать аппаратом насилия — армия, полиция, чиновники. Все это требует материальных затрат, т.е. отвлечения на нуж­ды государства части доходов общества. Форма, в которой присваивается государственная часть труда общества, зави­сит прежде всего от уровня развития экономики. В форма­циях с неразвитыми товарно-денежными отношениями по­требности государства покрываются либо путем непосред­ственной эксплуатации части членов общества на государ­ственных предприятиях (в данном случае к государственным мы причисляем и собственность государя, поскольку они были нераздельны), либо путем отчуждения части резуль­татов труда производителей в форме натуральных налогов и повинностей.

Здесь важна не столько сама форма присвоения, сколько появление в обществе дополнительных экономических отно­шений, носящих перераспределительный характер. Эти до­полнительные отношения организуются государством и ос­нованы на силе государства. Однако, если само государство и носит надстроечный характер, эти отношения перераспре­деления не выходят за рамки базисных, экономических от­ношений. Каждый класс и представитель каждого класса, а если быть точнее, все члены общества, охвачены этими до­полнительными экономическими отношениями. С возобла­данием в обществе товарно-денежных отношений государ­ство предпочитает изымать на свои нужды часть доходов членов общества в денежной форме.

Государство, т.е. надстройка, таким образом, оказывает определенное воздействие на экономические, т.е. базисные, отношения, вмешиваясь в стадию распределения и через нее в процесс обмена и потребления. Государство вмешивается и в процесс расширенного воспроизводства, направляя свои ресурсы на развитие тех или иных отраслей, вводя ограни­чения или поощряя развитие отдельных отраслей.

Государство может изменить систему налогов, объекты обложения, покровительствовать тем или иным отраслям, той или иной группе представителей эксплуататорского класса. Однако вмешательство государства в экономику име­ет определенные границы и эти границы устанавливаются не надстройкой (государством), а базисом общества, его про­изводственными отношениями.

Взаимодействие базиса и надстройки обуславливает ис­торический процесс развития. Определяющими в этом взаи­модействии выступают материальные общественные отно­шения. Однако надстройка играет роль не только средства защиты базиса, но и активной силы исторических преобра­зований, обладающей определенной самостоятельностью по отношению к породившему ее экономическому строю.

В теории финансов одним из наиболее сложных вопросов является понимание финансов, порождаемых надстройкой (государством), как базисных (экономических) отношений.

Как было сказано, из всей совокупности денежных отно­шений общества финансы выделяются тем, что они непо­средственно обусловлены фактом наличия государства. Дру­гие денежные категории, в частности заработная плата, при­быль, цена, являются порождением экономики, и ни в коей мере их существование не вытекает из факта наличия госу­дарства, а только из факта наличия производства и товар­но-денежных отношений.

Речь идет не о регулировании государством тех или иных денежных отношений — уже на стадии государственно-мо­нополистического капитализма (ГМК), особенно при социа­лизме, государство вмешивается во многие экономические процессы, устанавливая размеры и пропорции тех или иных категорий. Из факта вмешательства государства в экономи­ческие отношения нельзя делать вывод об императивной форме проявления сущности этих экономических процессов и категорий.

Речь идет не о роли государства в организации тех или иных экономических отношений, не в регламентации этих отношений. Государство регулирует многие экономические отношения. Но это регулирование не меняет экономической сути зарплаты, цены, прибыли, рентабельности, амортиза­ционного фонда, страховых фондов и т.д. Государство в та­кой же степени регламентирует и величину налогов. Разни­ца в том, что финансы — это только те денежные отноше­ния, которые непосредственно порождены самим фактом наличия государства.

Звенья финансов

 

Необходимость выделения отдельных звеньев финансов вызывается различиями в формах и методах образования фондов для нужд государства и их использования. На отдель­ных этапах общественно-производственного развития госу­дарства количество звеньев финансов может быть различ­ным. Сегодня в России можно выделить 4 звена финансов:

1) государственные финансы;

2) государственный кредит;

3) финансы государственных предприятий;

4) специальные фонды.

В федеральном государстве первое звено по организаци­онным признакам подразделяется на две подгруппы: центра­лизованные финансы и финансы субъектов федерации. Из последней подгруппы можно выделить местные (муници­пальные) финансы.

Такое деление не носит принципиального характера, по­скольку формирование доходов на различных уровнях управления в принципе мало отличается, тем более в фор­мировании нижестоящих бюджетов существенную роль иг­рают трансферты, субвенции и другие формы регулирова­ния бюджетов. Выделение подзвеньев важно с позиций управления финансами.

В унитарном государстве первое звено делится на обще­государственные финансы и местные финансы.

Вышестоящий уровень участвует, как правило, своими доходами в формировании нижестоящих. Все дело в объеме управленческих функций разных управленческих структур. Общим принципом организации финансов внутри государ­ства является необходимость наделения управленческих звеньев собственными доходными источниками для выпол­нения функций по управлению государством в пределах оп­ределенных конституцией (законом) полномочий.

Основой государственных финансов выступает бюджет. Строго говоря, в большой степени и два следующих звена (го­сударственный кредит и финансы государственных пред­приятий) тесно связаны с государственным бюджетом. В до­ходной части бюджета находят отражение все доходы бюд­жета, включая и доходы по государственному кредиту, и до­ходы от деятельности госпредприятий. Но если доходная часть бюджета отражает все поступление государства через налоговую систему, то по государственному кредиту мето­ды формирования доходов и расходов в значительной сте­пени выходят за пределы бюджета. Внутренние займы, меж­государственные заимствования, казначейские обязательст­ва', государственная вексельная система (она особенно раз­вита на уровне региональных бюджетов) — все это требует выделения госкредита в самостоятельное звено финансов.

Точно так же финансы госпредприятий как самостоятель­ное звено финансов имеют ряд специфических особенностей. Кроме результативных показателей, отражаемых в бюдже­те (доходы и расходы), в этом звене финансов мы находим сочетание различных экономических категорий, что требу­ет самостоятельного рассмотрения этого звена финансов. На результаты деятельности оказывают воздействие (подчас противоположное) такие категории, как цена, кредит, обо­ротные средства и т.п.

Достаточно обособленно выступают специальные фонды. Они создаются государством за счет как бюджетных, так и внебюджетных фондов, но используются для финансового обеспечения государственных предприятий. Обособление этих фондов вызвано политическими, социальными и эконо­мическими задачами.

В разных государствах действуют различные системы спе­циальных фондов. Они могут создаваться на определенный срок или действуют постоянно, различаются по принадлеж­ности и по целям использования. В каждом конкретном слу­чае используются самостоятельные методы сформирования и использования этих фондов. Именно по этой причине спе­циальные фонды выделены в самостоятельное звено финан­сов.

Звенья финансов как составная часть общей катего­рии должны отвечать тем же трем признакам, что и финан­сы. Но каждое из звеньев должно иметь и собственные при­знаки, отличающие одно звено от другого. Эти отличитель­ные признаки могут совпадать с признаками других катего­рий. Но никакая другая экономическая категория не имеет всех трех признаков вместе, кроме финансов и их звеньев. Так, государственный кредит имеет дополнительные при­знаки возвратности и платности, как и банковский кредит. Но у последнего нет признаков финансов. Отличительной особенностью звеньев финансов является и обособленная система управления каждым звеном. Госу­дарственными финансами управляет министерство финан­сов (или идентичный ему орган). В соответствии с государ­ственным устройством и бюджетным законодательством строятся и подведомственные министерству финансов ни­жестоящие органы управления. Почти все страны придер­живаются принципа „каждому органу государственного управления — свой бюджет". В России каждый субъект фе­дерации имеет свой бюджет и соответственно свое министер­ство финансов. В то же время в России исполнением доход­ной части бюджета занимаются такие самостоятельные фе­деральные органы, как налоговая служба, таможенный комитет, налоговая полиция. Относительно самостоятельно и казначейство. Расходная часть бюджета исполняется мини­стерством финансов и федеральными министерствами и ко­митетами. Аналогичные структуры есть в каждом субъекте федерации.

Можно спорить о необходимости содержания такого огромного числа чиновников, занимающихся составлением и исполнением бюджета в России. Число чиновников еще не свидетельствует об эффективности их деятельности. Однако это частный вопрос с позиции теории финансов — у каждой стра­ны возможны такие периоды, когда „высшая целесообраз­ность" побеждает рационализм. Стоит сократить число на­логов, упростить методы их начисления и взимания, и не будет необходимости в содержании этой непроизводительной системы исполнения бюджета в России. Теория финансов не может ответить, почему через 80 лет финансовая система России делает те же ошибки, что и после пролетарской ре­волюции.

Впрочем, по своим историческим последствиям эпоха перестройки не уступает эпохе пролетарской революции.

Остается надеяться на лучший исход.

Тема 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...