Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль и место финансов в процессе распределения




 

Выбирая для анализа распределения воспроизводствен­ный процесс, мы не должны забывать, что в реальном дви­жении капитала нельзя ограничиваться только сферой ма­териального производства. Более того, мы должны понимать, что капитал не признает национальных границ, чему способ-' ствует не только специфика биржевой и банковской сфер, но и широкое развитие транснациональных компаний.

Вместо совокупного общественного продукта можно было бы выбрать для анализа валовой национальный продукт. Оба показателя обладают своими достоинствами и недостатками. Так, в валовой национальный продукт не включаются материальные затраты на производство продукции. В то же время, в совокупный общественный продукт не включаются непроизводственные услуги, на долю которых в высокоразвитом обществе приходится более трети затрат общества.

Однако если исходить из позиции многоступенчатости распределения, то предпочтительным выглядит показатель „совокупный общественный продукт", поскольку он более полно отражает важнейшую сферу воспроизводственного процесса — сферу материального производства.

Совокупный общественный продукт состоит из двух основ­ных частей:

1) стоимость израсходованных на производство продук­ции средств производства (орудий труда и предметов тру­да), обозначаемая в политэкономии символом С;

2) национальный доход (стоимость рабочей силы и приба­вочный продукт), соответственно обозначаемый символами Vи т.

Надо сразу оговорить условность всяких схем и формул, ибо в реальной жизни нет места теоретической очередности и последовательности операций. Так, чтобы организовать производство, надо воспользоваться либо государственны­ми субсидиями, либо банковским кредитом, которые форми­руются за пределами материального производства.

Безусловными в финансовой системе являются налоги. Чтобы разобраться в их механизме, мы и прибегаем к услов­ному примеру распределения совокупного общественного продукта (СОП).

Возмещение из стоимости СОП израсходованных средств производства (в виде амортизации, закупки новых материа­лов, сырья, полуфабрикатов, приобретения топлива и элек­троэнергии и т.п.) нельзя относить к процессам распределе­ния. Это возмещение вызвано необходимостью воспроизвод­ства, без чего, как уже отмечалось, общество не может су­ществовать. Однако формально это процесс распределения СОП, В процессе первичного распределения СОП, таким образом, выделяются три ингредиента:

С — стоимость израсходованных средств производства;

V — оплата труда (личный доход работников сферы мате­риального производства);

т — прибавочный продукт, который условно можно при­нять за прибыль.

Если бы сферу материального производства можно было принять за изолированную систему, то дальнейшее перерас­пределение (ибо только так можно обозначить распределе­ние уже распределенного) свелось бы только к еще одной итерации — уплате налогов из V и т. Однако в реальной сфе­ре распределения участвует не только государство через систему налогов, но и сфера услуг, образования, здравоохра­нения, банковская система и т.д.

Государство, сформировав свои доходы, выплачивает, в частности, зарплату работникам бюджетной сферы. Послед­ние тоже платят налоги, идущие на формирование доходов государства. Из личных доходов граждане оплачивают раз­личные услуги, производят взносы в страховые фонды, по­гашают проценты за пользование кредитами. Получившие доход за оказанные услуги и т.д. предприятия также выпла­чивают налоги, которые идут на формирование доходов го­сударства. И этой череде перераспределительных отноше­ний нет конца. Далеко не все отношения распределения яв­ляются финансами. Но вне пределов распределения нет финансов.

После первой стадии распределения, когда СОП распре­деляется на С и V+т, наступает вторая стадия, когда нацио­нальный доход (V+т) делится на фонд накопления и фонд потребления.

Фонд накопления состоит из двух частей — части, идущей на расширенное воспроизводство, и части, идущей на обра­зование резервных фондов. На этой стадии участие финан­сов проявляется через государственные вложения в эконо­мику (причины и формы такого участия будут рассмотрены в теме 5) и создание государственных резервов и страховых фондов. Этой стадии предшествует, естественно, стадия фор­мирования фондов. Но очередностью можно пренебречь. Тем более что все доходы и расходы производятся в пределах бюджета, утверждаемого до начала года. Бюджет во всех цивилизованных странах имеет силу закона, что и позволя­ет при изучении закономерностей распределительного про­цесса не обращать внимания на последовательность доходов и расходов. В реальной действительности часто происходит опережение расходов, т.е. необходимость произвести расход наступает раньше, чем сформированы доходы. Для решения проблем несовпадения расходов и доходов по срокам исполь­зуется механизм государственного кредита.

Соотношение между фондами накопления и потребления очень индивидуально как во времени, так и для отдельных субъектов воспроизводственного процесса, включая государ­ство. На уровень потребления оказывают влияние такие факторы, как уровень технологии, коммуникации, государ­ственное устройство, авторитет партий и движений и мно­гие другие. Так, в Советском Союзе нельзя было даже пред­ставить себе влияние профсоюзов на повышение оплаты тру­да, не говоря о забастовках и других формах воздействия рабочего движения на защиту классовых интересов.

Точно так же нельзя определить и тенденции в соотноше­нии между фондами накопления и потребления. При доста­точно высоком уровне фондов потребления возрастает доля накопления во внепроизводственном секторе, т.е растут лич­ные накопления. Если относительная доля потребления в национальном доходе более низкая, растут корпоративные накопления.

Это понятно, ибо весь созданный национальный доход есть не что иное, как вновь созданная стоимость. В основе всего воспроизводственного процесса лежит уникальная особен­ность товара „рабочая сила". Рабочая сила как товар обла­дает свойством создавать стоимость, превышающую затра­ты на ее воспроизводство. Этим свойством не обладают остальные компоненты производства — орудия труда и пред­меты труда.

В свою очередь и фонд потребления состоит из двух час­тей — фонда общественного потребления и фонда личного потребления. Соотношение между ними по отдельным госу­дарствам зависит от государственного устройства, традиций и т.п. Так, в социалистических государствах всегда фонд об­щественного потребления превалирует в общей величине фондов потребления. Это и понятно, ибо через фонды обще­ственного потребления государство организует финансиро­вание просвещения, здравоохранения, социальную помощь. Однако и во всех других государствах доля общественных фондов потребления достаточно велика, поскольку через эти фонды осуществляется финансирование расходов на управ­ление, оборону, поддержку промышленности и сельского хозяйства и т.п.

Здесь важно заметить, что формирование и использова­ние фондов общественного потребления обслуживают фи­нансы. Никакая другая экономическая категория не прини­мает непосредственного участия в этом процессе. Это нель­зя понимать дословно — система бухгалтерского учета, на­пример, создает предпосылку для определения величины налогов и отчислений, система цен и амортизационных от­числений влияет на сумму прибыли. Однако непосредствен­ный процесс формирования и использования общественных фондов потребления обслуживается только финансами.

Основная часть фондов общественного потребления реа­лизуется через бюджет государства. Часть этих фондов идет на формирование фондов социального страхования и соци­ального обеспечения. В большинстве стран с рыночной эко­номикой в формировании фондов социального страхования и социального обеспечения принимают участие своими пла­тежами и работодатели, и работники наемного труда. В по­следнем случае на формирование фонда общественного по­требления направляется часть фонда личного потребления.

Оставшаяся часть фонда личного потребления делится на две части — фонды личных накоплений и фонды потребле­ния. И именно эти две части фонда личного потребления и создают условия для функционирования товарного механиз­ма. Индивидуальный спрос создает предпосылки для разви­тия товарного производства.

Соотношение между фондами потребления и накопления и их физические величины во многом определяют темпы раз­вития государства в условиях рыночной экономики. Именно это мы имели в виду, говоря о налоговом пороге. Если госу­дарство изымает в виде налогов значительную часть первич­ных доходов, то тем самым оно сдерживает развитие эконо­мики. Все дело в специфике государства как органа управ­ления — его расходы либо избыточны (там, где речь идет о финансировании расходов государственного аппарата), либо неэффективны (в части расходов на экономику), либо нера­циональны (расходы на социальную сферу обходятся слиш­ком дорого и не стимулируют воспроизводство рабочей силы). Совсем не поддается оценке эффективность затрат на обо­ронные отрасли экономики и оборону страны. И дело не толь­ко в закрытости большинства подобных бюджетных статей — в условиях широкого распространения оружия массового уничтожения эффективность любых затрат на оборону не­возможно обосновать, ибо нет эффективной защиты от со­временного оружия.

Если государство изымает в виде налогов более 30% нацио­нального дохода, оно не оставляет экономике внутренних резервов для роста и модернизации. Доля налогового изъя­тия может быть и выше, но в этом случае затраты на вос­производство рабочей силы государство частично должно брать на себя. При высоком налоговом пороге расходы на сбор налогов относительно возрастают, поскольку усиливаются тенденции уклонения от налогов (подробнее см. тему 6).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...