Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность государственного бюджета




 

Государственный бюджет представляет собой централь­ное звено финансовой системы. Именно с момента, когда го­сударство начинает регулярно составлять бюджет, можно считать, что финансы приобретают всеобщий характер.

Через государственный бюджет образуется и использует­ся общегосударственный централизованный фонд денежных средств. Именно через государственный бюджет государст­во организует перераспределение средств между производ­ственной и непроизводственной сферами народного хозяй­ства, между регионами государства, между отраслями на­родного хозяйства.

Государственный бюджет, таким образом, представляет систему денежных отношений, имеющих императивную форму, выражающих движение главным образом чистого дохода общества, в процессе которого образуется и исполь­зуется централизованный фонд государства в целях выпол­нения им своих функций. Выступая как система денежных отношений, государст­венный бюджет, будучи экономической категорией, выража­ет экономические отношения в обществе — отношения ме­жду социальными группами и классами.

По форме государственный бюджет выступает как роспись доходов и расходов государства на определенный срок, ут­верждаемая в законодательном порядке. Утверждение бюд­жета парламентом придает бюджету силу закона.

Сущность и содержание бюджета определяются функция­ми государства, важнейшей из которых является воспроизводство производственных отношений, превалирующих на том или ином этапе развития государства. В этом плане наи­более интересным становится переходный этап от одной об­щественной формации к другой, когда в недрах одной фор­мации зарождается другая, более прогрессивная, В этом слу­чае в бюджете находит отражение борьба классов и групп за свои интересы.

Учитывая, что основной доходной базой бюджета являют­ся налоги, бюджет отражает не только отношения эксплуа­тации, но и отношения дополнительной эксплуатации тру­дящихся. Таким образом, сущность бюджета в антагонисти­ческих формациях заключается в том, что он является ору­дием классового господства, орудием дополнительной экс­плуатации трудящихся.

Государственный бюджет появляется практически с по­явлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобретает форму документа, утвер­ждаемого законодательным органом. Родоначальником бюд­жета и процесса его утверждения является Англия. После революции 1686—1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента.

Расходы государства были разделены на две части — на расходы гражданские (цивильные) и расходы военные. Во­енные расходы утверждались ежегодно, а гражданские (рас­ходы по цивильному листу) — только в том случае, когда ко­роль вносил в них изменения. В процессе ограничения коро­левской власти в цивильном листе остались лишь расходы на содержание короля- и королевского двора.

В России первая роспись государственных доходов и рас­ходов была составлена в 1722 году на 1723 год. С 1802 года эти росписи стали составляться ежегодно, но лишь с 1811 года начинается составление бюджета России. Однако этот бюд­жет носил формальный характер, так как каждое министер­ство распоряжалось выделенными ему средствами бескон­трольно. Этот порядок в России установлен еще с XVI века, когда каждый приказ имел свои собственные источники доходов. Только с 1862 года в результате разработки бюджет­ного устройства под руководством одного из главных специа­листов министерства финансов Татаринова средства мини­стерств стали концентрироваться в руках государства по принципу единства кассы. Государственный бюджет России не публиковался и держался в строгой тайне. Даже члены Государственного Совета не знали фактическое состояние финансов России. С 1894 года государственные доходы и рас­ходы России стали делиться на обыкновенные и чрезвычай­ные. В последние стали выделяться военные расходы, дохо­ды и расходы по железной дороге и займы, С этого времени бюджет России стал гласным.

На современном этапе отличительной чертой государст­венных бюджетов является их возрастающая роль в пере­распределении национального дохода. Объемы этого пере­распределения составляют 36—40% валового внутреннего продукта; Это перераспределение осуществляется в интере­сах господствующих классов. Следует отметить, что процесс перераспределения национального дохода происходит по трем направлениям:

1) часть доходов трудящихся перераспределяется в поль­зу класса капиталистов через систему налоговых льгот и ссуд, субсидий и т.д.;

2) часть доходов мелких и средних капиталистов пере­распределяется в пользу монополий через распределение госзаказов и монопольные цены; г

3) изменяются пропорции первичного распределения на­ционального дохода на V и т в сторону увеличения т.

Характеризуя сущность бюджета, необходимо ука­зать; что он является орудием вмешательства государства в экономику. Именно концентрация огромной части нацио­нального дохода в руках государства позволяет последнему осуществлять стимулирование развития наиболее перспек­тивных отраслей экономики, финансировать программы по энергетическому развитию, поддерживать на достаточно высоком уровне темпы научно-технического прогресса, в том

 

числе и через финансирование науки. Расширение государ­ственного потребления и государственных капиталовложе­ний позволяют поддерживать на достаточно стабильном уровне отдельные отрасли экономики и даже обеспечивать повышение нормы накоплений.

В системе государственного потребления важнейшее ме­сто занимают военные расходы. Военный рынок поглощает большую часть продукции таких отраслей, как производст­во электронной аппаратуры, приборостроение, авиа- и ра­кетостроение, значительную часть продукции нефтеперера­батывающих отраслей и т.д. В бюджетах ведущих капита­листических стран огромные средства предусмотрены на закупки стратегического сырья.

Государственный бюджет является основным ору­дием экономической экспансии, т.е. вмешательства в эко­номику и политику развивающихся стран. Это достигается главным образом через систему государственного кредита, вытесняющего ссудный кредит с рынка капиталов. Это про­изводится в интересах крупного капитала развитых капи­талистических стран. В целом экономическая экспансия на­правлена на завоевание рынков сбыта и сырьевых рынков. То есть эти расходы бюджета производятся также в интере­сах крупной буржуазии.

И, наконец, классовая сущность бюджетов в на­стоящее время проявляется в использовании государствен­ного бюджета для поддержания монопольных цен и моно­польной прибыли. Мы отмечали, что это осуществляется через установление пониженных цен на продукцию государ­ственных предприятий (отсюда их убыточность и общий не­значительный размер доходов от госпредприятий и имуществ), высокие государственные закупочные цены на про­дукцию монополий, налоговые льготы, государственные суб­сидии монополиям и т.д.

В процессе своего развития, особенно на стадии борьбы буржуазии за власть, выработались четыре принципа, ко­торым должен соответствовать бюджет:

1) полнота бюджета;

2) единство бюджета;

3) реальность (правдивость) бюджета;

4) гласность бюджета.

Под полнотой бюджета понимаете я включение в бюджет полностью всех доходов и расходов правительствен­ных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы госу­дарства и валовые расходы, а в бюджет нетто — только чис­тые доходы и расходы. Например, расходы на государствен­ные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюдже­те нетто отражается только разница между доходами и рас­ходами.

На стадии борьбы за власть буржуазия выступала за бюд­жет брутто, ибо это позволяло ей полнее контролировать деятельность правительства. С приходом к власти буржуа­зия отказалась от этого принципа, ибо бюджет нетто позво­ляет тщательнее затушевать классовый характер бюджета.

Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Должен быть один бюджет, в котором отражают­ся все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

В настоящее время применяются четыре основных вида бюджетной классификации доходов и расходов бюджета:

1) ведомственная (административная, министериальная, распорядительная);

2) предметная (отраслевая, реальная, функциональная);

3) экономическая;

4) смешанная (комбинированная). Ведомственная классификация группирует доходы

и расходы по министерствам и ведомствам.

Предметная — военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.д., т.е. по отраслям государственного управ­ления.

Экономическая — группирует расходы по хозяйст­венным признакам — капиталовложения, зарплата, пенсии, ссуды и т.д.

Смешанная — сводится к группировке расходов в шахматном порядке по двум видам бюджетной классифика­ции в вертикальном и горизонтальном направлениях (напри­мер, по горизонтали — по экономическим признакам, а по вертикали — по предприятиям).

Доходы бюджета обычно классифицируются по источни­кам — основной подоходный налог, налог с корпораций, кос­венные налоги и т.д., т.е. это предметная классификация.

Единство бюджета в современных условиях нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т.д.

Правдивость, т.е. реальность, бюджета, предполагает, что все суммы доходов и расходов бюджета должны быть обоснованы и правильны.

Современные бюджеты характеризуются затушевывани­ем направления расходов и сокрытием реальных соотноше­ний классов в формировании доходной части бюджета, т.е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее время ни в одной стране, хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные бюджеты.

Гласность бюджета предполагает открытое обсужде­ние бюджета и утверждение его законодательным органом страны. На самом деле этот принцип не реализуется. Бюджет публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что по­зволяет затушевывать его действительную сущность.

 

Бюджетный процесс

 

Бюджетный процесс представляет регламентированную деятельность государственных органов по составлению, рас­смотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Государственный бюджет обычно составляется на год.. Однако бюджет может составляться и на более продолжи­тельный период. Срок, на который составляется бюджет, называется бюджетным периодом. Бюджетный год не всегда совпадает с календарным годом. Так, в США до 1977 года бюджетный год начинался с 1 июля, а с 1977 года — с 1 октября. В Японии и ФРГ бюджетный год начинается 1 апреля, в Италии — с 1 июля и т.д.

Кроме бюджетного года существует еще льготный срок — время для завершения финансирования отдель­ных объектов, закрытия финансовых отчетов.

Составлением проекта бюджета занимается обычно мини­стерство финансов (в США, где президент является и гла­вой правительства, составлением бюджета занимается Бюд­жетное бюро при президенте).

Отличительной особенностью бюджетов большинства стран является их ориентировочный характер, поскольку вся хозяйственная жизнь подчинена законам стихийного рын­ка, т.е. если достаточно точно можно определить величину расходов, то поступления в бюджет зависят, от сложивших­ся фактических доходов предпринимателей, рабочих, слу­жащих, государственных предприятий.

При исчислении доходов и расходов бюджета применяет­ся три метода:

1) автоматический;

2) метод мажораций и минораций;

3) метод непосредственной оценки.

При автоматическом методе итоги бюджета по доходам и расходам за прошлый период переносятся в бюд­жет на новый период. Этот метод применяется к отдельным разделам и статьям бюджета.

Метод мажораций и минораций основан на статистической обработке динамического ряда за 15—10 лет. Определяется тенденция ряда, находится тренд, и по нему корректируют отдельные статьи доходов и расходов бюдже­та. При этом тенденция роста называется мажорацией, а уменьшения — минорацией.

Метод непосредственной оценки основан на изучении реальной конъюнктуры. При помощи непосредст­венной оценки составители бюджета пытаются определить ожидаемые поступления в государственный бюджет и изме­нение расходов бюджета.

В последние десятилетия в практике большинства госу­дарств получило большое развитие долгосрочное бюджет­ное прогнозирование и программирование'. Внешне это на­ходит выражение в составлении цепных и скользя­щих бюджетов. Цепной бюджет составляется на несколько лет вперед по правительственным программам гражданских капиталовложений, военного строительства, разработки но­вых видов вооружений и т.п. По этим программам суммы ав­томатически включаются в бюджеты соответствующих лет без дополнительного утверждения.

Скользящий бюджет составляется по принципу пятилет­них планов, т.е. бюджет первоначально составляется на 5 лет, и по мере составления годовых бюджетов пятилетний бюд­жет передвигается на год вперед. При этом вносятся коррек­тивы в годовые разбивки на все годы.

В основе цепных и скользящих бюджетов, а также вообще бюджетного планирования в последние десятилетия п р е -обладает метод ППБ — планирование — прогнозиро­вание — разработка бюджета. Этот метод основан на дейст­вии долговременных правительственных программ. При со­ставлении таких программ прогнозируются как величина требуемых для их решения ресурсов (не только финансовых, но материальных и трудовых), так и ожидаемые результа­ты. Особенность этого метода заключается в определении не просто величины затрат (как при обычном бюджетном пла­нировании), а в сопоставлении суммы затрат с ожидаемым результатом от данной программы. Система ППБ требует вывода оптимального варианта затрат с учетом конечного эффекта. То есть производится оценка единицы полезного эффекта данной программы. Это особенно важно при огра­ниченности ресурсов у государства.

При всей прогрессивности планирования и прогнозирова­ния эти методы не освобождают бюджеты от хронических дефицитов и нехватки средств для выполнения всех наме­ченных бюджетных мероприятий. Причина этого — в сти­хийном характере самой рыночной экономики, в классовой направленности бюджетов, в непроизводительном использо­вании бюджетных ресурсов.

Работа по составлению проекта бюджета начинается за­долго до начала бюджетного года. Так, в США — по закону за 18 месяцев, во Франции — за 14, в Японии — за 7, в Рос­сии — за 8 месяцев.

Важное значение на этой стадии имеют процесс бюджет­ного регулирования, т.е. сбалансирования нижестоящих бюд­жетов за счет вышестоящих, и процесс сбалансирования го­сударственного бюджета. Сбалансирование бюджета важно для налоговой и кредитной политики государства. Превыше­ние расходов над доходами, т.е. бюджетный дефицит, тре­бует либо роста налогов, либо увеличения государственного долга, что в конечном итоге также приводит к росту налого­вого бремени.

Бюджетное регулирование осуществляется тремя мето­дами:

1) зачисление в доход нижестоящего бюджета части дохо­дов вышестоящего (обычно устанавливается процент отчис­лений от федеральных налогов);

2) дотация;

3) субвенция.

Дотация, как правило, выдается из вышестоящего бюд­жета нижестоящему в твердой сумме для покрытия кассо­вого разрыва. При этом методе устанавливаются не только сумма разрыва, но и время разрыва между доходами и рас­ходами. Дотации могут применяться и для финансирования социальных или экономически важных проблем, если ниже­стоящий бюджет не регулируется другими методами.

Субвенция означает долевое участие вышестоящего бюджета в целевых мероприятиях нижестоящего. При этом покрывается не вообще кассовый разрыв нижестоящего бюджета, а осуществляется долевое финансирование. При субвенции также заранее оговариваются сумма и сроки фи­нансирования из вышестоящего бюджета.

Составленный проект бюджета передается на рассмотре­ние правительства, которое представляет его от своего име­ни на утверждение законодательному органу (парламенту). Права парламента в отношении бюджета в различных стра­нах различны, но они сводятся к праву вносить изменения в проект бюджета, утверждать его и требовать отчета об ис­полнении бюджета.

Право вносить изменения в проект бюджета и в действую­щее финансовое законодательство называется бюджетной инициативой. Существует три вида бюджетной инициативы — правительственная, парламентская и смешанная.

При правительственной бюджетной иници­ативе парламент имеет право принять бюджет либо от­клонить его. Вносить в бюджет изменения в этом случае пар­ламент не имеет права. Эта система действует в Англии. Па­лата лордов по закону от 1911 года вообще не имеет бюджет­ных прав, т.е. утверждение бюджета палатой лордов, как и подписание его королевой, носит чисто формальный харак­тер. Палата общин не имеет права увеличивать или сокра­щать бюджетные ассигнования. Бюджет утверждается го­лосованием по главам.

При парламентской бюджетной инициативе парламент имеет право изменять бюджет по доходам и рас­ходам по своему усмотрению.

При смешанной бюджетной инициативе, как парламент, так и правительство имеют право вносить изме­нения в бюджет. Однако при несовпадении точек зрения пра­вительство должно подать в отставку. Во всех странах ре­шающее значение в бюджетном процессе имеет нижняя па­лата. В США по закону от 1974 года расширены бюджетные права парламента, и сейчас президент (правительство) и кон­гресс (палата представителей и сенат) имеют примерно рав­ные права в области бюджетной инициативы.

В США до 10 ноября президент вносит в конгресс предло­жения по проекту бюджета, который начнется 1 октября сле­дующего года. Во второй половине января президент направ­ляет в конгресс бюджетное послание. До 15 мая конгресс одоб­ряет контрольные цифры бюджета, устанавливающие выс­шие и низшие пределы для доходов, бюджетных полномо­чий, бюджетных расходов бюджетного дефицита или пре­вышения доходов над расходами, государственного долга. До 15 сентября конгресс одобряет бюджет в целом.

Глава государства имеет право вето, т.е. имеет право на­ложить запрет на решение парламента по бюджету. Это вето ограничено и носит название суспензивного. Это означает, что если парламент вторично утвердит бюджет в тех же циф­рах, то бюджет входит в силу уже без утверждения его гла­вой государства.

Утвержденный бюджет передается на исполнение. Кассо­вое исполнение бюджета осуществляется двумя методами — казначейским и (или) банковским.

При казначейской системе государственное казначейство принимает доходы, производит расходы и сда­ет остатки на специальные счета в банках. Эта система в на­стоящее время применяется редко, хотя преимущества ее очевидны.

При банковской системе кассовое исполнение бюджета передается центральному эмиссионному банку страны.

Само исполнение бюджета, т.е. организация поступления доходов и исполнения расходов, осуществляется министер­ствами: по доходам — министерством финансов, по расхо­дам — соответствующими министерствами.

 

Бюджетное устройство

 

Бюджетное устройство включает в себя понятие органи­зации и принципов построения бюджетной системы, опре­деляет взаимоотношения звеньев бюджетной системы. Бюд­жетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права цен­тральных и местных органов власти по составлению, утвер­ждению и исполнению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и рас­ходов между отдельными видами бюджета.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах существуют два звена бюджетной системы (государственный бюджет и ме­стные бюджеты), в федеральных — три (еще и бюджеты субъектов федерации). В федеральных государствах могут быть и свои особенности бюджетного устройства в зависи­мости от типа федерации.

Федерация бывает двух видов — конфедерация и собст­венно федерация.

Конфедерация — это союз государств, где центральная власть выполняет поручения членов государства, где отдель­ные государства сохраняют независимость, но объединены одним или несколькими общими органами.

В федеральном государстве суверенитет членов федера­ции ограничен центральной властью, однако у членов феде­рации есть определенные права и самостоятельность.

Взносы членов конфедерации в центральный орган назы­ваются квотой, или матрикулярными взносами. На этом принципе построен бюджет ООН, ЕЭС, НАТО и других меж­государственных союзов.

Конфедеративные государства всегда перерождались в федерацию (если не распадались), поскольку централизован­ная власть расширяет свои полномочия и увеличивает кво­ту, сводя в конечном итоге на нет самостоятельность членов конфедерации.

У федерации первым видом собственных доходов высту­пают пошлины, затем федеральные акцизы, федеральные налоги и фискальные монополии. Будучи на первых порах незначительными, бюджеты федераций в конечном итоге намного превышают совокупные бюджеты членов федера­ции. Так, в США в 1913 году бюджеты штатов и местные бюджеты в 3 раза превышали федеральный бюджет, в 1939 году они уравнялись, в 1950 году федеральный бюджет превы­шал местные в 1,5 раза. В настоящее время федеральный бюджет США превышает местные бюджеты почти в 3 раза.

Бюджетное устройство, таким образом, включает в себя более частные понятия: бюджетная система; бюджет­ное право; бюджетный процесс; бюджетное регулирование.

Бюджетное устройств, включая в себя, в том числе и поня­тие организации и принципов построения бюджетной систе­мы, устанавливается и регламентируется законодательны­ми актами, которыми определены права центральных и ме­стных органов власти и управления по составлению, утвер­ждению и исполнению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и рас­ходов между отдельными видами бюджетов.

Особое значение для социальной стабильности государст­ва имеет система местных бюджетов. Местные бюджеты яв­ляются центральной частью местных финансов, включаю­щих также местные займы, местные спецфонды и финансы муниципальных предприятий.

Местные финансы действуют на территориях админист­ративных единиц государства — штатов, земель, провин­ций, округов, общин, городов и т.д. в зависимости от админи­стративного устройства государства.

Основу местных бюджетов составляют местные налоги и займы.

Основная доля расходов местных бюджетов приходится на расходы на экономическую и социальную инфраструктуру: образование, здравоохранение, санитарию и социальные расходы. Из местных бюджетов покрываются расходы по реконструкции городов, жилищно-коммунального хозяйст­ва, дорог, а также содержание местных органов власти.

Расходы местного бюджета делятся на текущие (связан­ные с управлением и эксплуатацией имущества местных органов власти) и капитальные (инвестиции). Текущие затраты покрываются в основном за счет местных налогов и суб­сидий центрального бюджета, капитальные — за счет зай­мов.

Местные бюджеты осуществляют основные расходы в го­сударстве по образованию (до 90% в некоторых государст­вах) и здравоохранению (до 75% в США). Источником покры­тия этих затрат, имеющих общегосударственное значение, являются не общегосударственные налоги, а местные. При этом общегосударственные налоги США составляют 70% всех налогов, в Англии — 90%, в ФРГ — 56%.

Местные налоги вводятся с разрешения центральных ор­ганов власти. Они делятся на три группы: налоги на имуще­ство, на автомашины и промысловые налоги. Существует также система местных косвенных налогов (на бензин, спирт­ные напитки и ряд товаров широкого потребления).

Учитывая, что центральные органы сохраняют за собой право контроля за ставками и суммами налога, вся система местных налогов дает возможность центральным органам власти оказывать политическое давление на местные орга­ны власти. Дополнительный контроль над деятельностью местных органов власти осуществляется через систему суб­сидий из вышестоящих бюджетов.

В дополнение к местным налогам устанавливаются надбав­ки к государственным налогам.

Небольшую долю в доходах местных бюджетов составля­ют неналоговые доходы — от собственности местных орга­нов власти, от сдачи в аренду или продажи земель и лесов, от коммунальных предприятий, пошлин, штрафов и т.д.

И, наконец, в бюджетном устройстве важное значение име­ет бюджетное право.

Бюджетное право представляет собой совокуп­ность юридических норм, определяющих бюджетную систе­му государства, компетенции центральных и местных орга­нов власти по составлению бюджета, распределению дохо­дов и расходов между отдельными видами бюджетов, а так­же порядок утверждения и исполнения бюджетов. Основы бюджетного права, являющегося частью финан­сового права, определена конституцией страны. В развитие основополагающих положений конституции в каждой стра­не разрабатываются нормативные документы (законы, ин­струкции, положения и т.п.).

Общая тенденция бюджетного права большинства стран направлена на сокращение прав местных органов власти.

Тема 5 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

1. Характеристика государственных расходов

Структура государственных расходов и их доля в валовом общественном продукте зависят от множества причин. Это и этап общественного развития, это и государственное уст­ройство, и внешняя и внутренняя политика государства. Нельзя даже сравнивать структуру и величину государст­венных расходов США, претендующих на мировое господ­ство, с государственными расходами, например, Финляндии.

На величину и структуру государственных расходов влия­ют не только политика государства, но и общий уровень эко­номики, уровень благосостояния населения, размер государ­ственного сектора в экономике, традиции, наконец.

Нельзя сопоставлять расходы феодального государства и современного. Чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации. Бели на первых порах государственные расходы состояли в основном из за­трат на дружину, военные походы, то постепенно, с расши­рением функций государства, меняется структура расходов. Появляются расходы на строительство крепостей, дорог, портов. Возрастают расходы на управление. С ростом науч­но-технического прогресса растут расходы государства на просвещение и науку. Под влиянием рабочего движения и с целью сохранения капиталистической системы государство начинает финансировать социальную сферу.

Если мы согласимся с тезисом о непроизводительном ха­рактере государства, то мы должны признать все государ­ственные расходы непроизводительными. Однако это утвер­ждение будет неправильным — любое государство, кроме диктаторского, тоталитарного, в определенной степени на­ходится под контролем общества. Если общество и прави-

тельство входят в непримиримое противоречие, то это вле­чет за собой революцию или другие аналогичные катаклизмы. Разумеется, правительство, назначаемое господствую­щим классом (группой), защищает интересы этого класса (группы). Защита этих интересов не обязательно проявля­ется в видимых льготах и преференциях—достаточно, если правительство будет обеспечивать воспроизводство условий, выгодных и удобных господствующему классу.

Широкие слои трудящихся имеют определенные льготы от деятельности правительства. Но в целом расходы на госу­дарство всегда являются дополнительной эксплуатацией трудящихся. Здесь нет противоречия. По самой природе то­вара „рабочая сила" уже очевидно, что рабочий за свой то­вар (за „рабочую силу") получает меньше, чем рабочая сила создает стоимость. Присвоение части результатов труда мы и называем эксплуатацией, не вкладывая сюда другой смысл. Да, это эксплуатация. И когда на нужды государства мы пла­тим налог со своих доходов, то это еще один вычет из нашей доли дохода, полученного от работодателя. Всякий налог — это форма дополнительной эксплуатации, осуществляемой государством. Но рабочие добровольно идут на завод, зара­нее соглашаясь на эксплуатацию, ибо доход от работы по­зволит рабочему содержать свою семью. В большинстве стран население платит налоги, считая, что услуги государ­ства по охране страны, безопасности граждан, услуги по со­циальному страхованию требуют возмещения с их стороны. К тому же к неплательщикам налогов государство применя­ет довольно жесткие меры.

В высокотехнологичном обществе нет альтернативы круп­ным производствам. Небольшие предприятия, основанные на индивидуальном или семейном труде, где формально нет эксплуатации, не могут удовлетворить потребности общест­ва. И это понятно, ибо создать автомобиль или компьютер можно только на крупном предприятии, и то на условиях кооперации с другими предприятиями. Только крупные производства, основанные на государственном, частном или

коллективном капитале, в состоянии удовлетворить разно­образные потребности общества. А такая организация про­изводства невозможна без привлечения наемного труда. Там же, где присутствует наемный труд, обязательно имеет ме­сто и эксплуатация наемного труда. Это вытекает не только из специфики товара „рабочая сила", но и из специфики ка­питала: капитал — это стоимость, приносящая прибавочную стоимость.

Таким образом, государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства, т.е. носят им­перативный характер.

Во-вторых, государственные расходы служат воспроиз­водству экономических и социальных отношений, сущест­вующих в конкретном государстве в конкретное время.

В-третьих, по своей экономической природе государствен­ные расходы являются отношениями дополнительной экс­плуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов.

В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизвод­ственного процесса.

Государственные расходы делятся на четыре основные группы:

1) расходы на социально-культурные нужды;

2) расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

3) военные расходы;

4) расходы на управление.

Структура государственных расходов, т.е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете го­сударства, не одинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних фак­торов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.

У ведущих капиталистических стран (кроме Японии) доля военных расходов (по всем источникам) доходит до 30% бюд­жета. Постоянную тенденцию к росту имеют расходы нав управление страной. Тенденцию к возрастанию имеют и за­траты, связанные с проникновением на рынки других стран, т.е. на внешнеэкономическую экспансию ведущие капитали­стические страны вынуждены направлять все возрастающие суммы.

Перечисленные группы расходов определены по предмет­ному признаку. Но государственные расходы можно класси­фицировать и по другим признакам.

По роли в воспроизводственном процессе государственные расходы делятся на три группы:

1) расходы на сферу материального производства;

2) расходы на непроизводственную сферу;

3) расходы на создание госрезервов.

По целевому назначению государственные расходы делятся на:

1) расходы на расширенное воспроизводство и реконст­рукцию (основная доля этих расходов направляется на ис­следования в области новых технологий и создание опытных образцов техники);

2) текущие затраты государства — расходы на управле­ние, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.д.;

3) затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов.

По экономическому содержанию государствен­ные расходы делятся на следующие виды:

1) заработная плата;

2) стипендии;

3) пенсии и пособия;

4) медикаменты;

5) питание;

6) канцелярские расходы;

7) расходы на приобретение мебели;

8) расходы на текущий и капитальный ремонт и т.д.

По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов феде­рации и местные расходы.

По источникам государственные расходы делятся на три группы:

1) бюджетные ассигнования;

2) расходы за счет резервных и страховых фондов;

3) кредитные источники финансирования.

В государственном секторе экономики может быть исполь­зован и такой источник, как самофинансирование.

 

2. Расходы на социально-культурные нужды

К группе расходов на социально-культурные нужды от­носятся:

1) расходы на просвещение (школьное и дошкольное об­разование);

2) расходы на здравоохранение;

3) расходы на науку;

4) расходы на библиотеки, содержание архитектурных памятников, национальных парков и заповедников;

5) расходы на социальное страхование (медицинское стра­хование, выплата пенсий и пособий, пособия по безработице и т.п.);

6) расходы иммиграционной службы;

7) расходы по участию в международных акциях социаль­но-культурного назначения;

8) расходы на поддержку спорта и туризма. Приведенный перечень не является исчерпывающим. К

тому же размеры отдельных статей расходов и их роль в бюджете страны могут существенно отличаться как по стра­нам, так и в динамике. Появление каждой из этих статей в составе расходов бюджета связано с экономической истори­ей конкретного государства.

Так, в России политика открытых дверей, провозглашен­ная Петром I, привела к появлению в составе государствен-

ных расходов статей, связанных с созданием школ и обуче­нием талантливой молодежи за границей. Борьба буржуа­зии Англии с королевской властью привела к включению в бюджет расходов на социальное страхование. Обращение российских деятелей науки и культуры к Президенту обу­словило появление перечня культурных ценностей, объяв­ленных народным достоянием и финансируемых соответст­венно из федерального бюджета.

Можно по-разному трактовать, почему правительства от-' дельных стран финансируют затраты на просвещение и здравоохранение. В советской финансовой науке это объяс­нялось классовой борьбой или переложением капиталиста­ми на плечи трудящихся (через госбюджет и налоги) затрат по воспроизводству рабочей силы. В последнем случае объ­яснение давалось исходя из цены на рабочую силу. Бели ра­бочий будет оплачивать расходы на обучение детей из своей зарплаты, то капиталист будет вынужден платить рабочему с учетом затрат на обучение детей. Если за учебу детей бу­дет платить государство, то эти затраты не будут включаться в цену рабочей силы.

Исключить такое объяснение нельзя. Но оно не будет ис­черпывающим. В конституциях многих государств затраты на школьное и дошкольное образование, как и расходы на здравоохранение, объявлены неотъемлемым правом граж­дан. И это следствие естественного развития общества. Со­временная техника и технология (как и вооружение) требу­ют не просто грамотного рабочего, а рабочего с высоким уров­нем подготовки. А если общество не может обойтись без та­ких работников, оно обязано их готовить, чтобы обеспечить непрерывный воспроизводственный процесс.

Финансирование школьного и дошкольного образования (кроме небольшого числа школ для особо одаренных детей и школ при посольствах) переложено на местные бюджеты. Однако через существующие в большинстве стран льготы в налогообложении значительный удельный вес в источниках

 

покрытия затрат школ занимают попечительские фонды и финансирование из различных общественных фондов. От­числение на просвещение или здравоохранение, как прави­ло, исключается из налогооблагаемого дохода физических и юридических лиц.

Во многих странах государство берет на себя расходы по просвещению наиболее нуждающихся групп населения. Гос­подствующие классы и группы предпочитают обучать своих 'детей в привилегированных школах, окончание которых га­рантирует поступление в престижные колледжи и универ­ситеты, открывает доступ в узкий круг общества.

Ограниченность бюджетных ресурсов, а государство все­гда находится в состоянии поиска новых доходов для покры­тия все возрастающих расходов, формализованность бес­платного обучения, желание определенных классов и групп населения дать своим детям более полное и разностороннее первичное образование приводят к все большему привлече­нию на нужды образования внебюджетных средств. Можно назвать всеобщей тенденцию возрастания роли внебюджет­ных ресурсов для организации первичного общего образова­ния. Эта тенденция сопутствует росту доходов населения.

По экономическому содержанию среди расходов на про­свещение преобладают расходы на зарплату, приобретение оборудования и мебели, расходы на строительство и содер­жание школьных зданий.

По общим принципам организации расходы на здравоохра­нение аналогичны затратам на просвещение. Учитывая сложности экологического характера и прозрачность госу­дарственных границ для распространения болезней, веду­щие страны вынуждены тратить значительные ресурсы на профилактику заболеваний и исследовательские работы в области медицины. Кроме того, в отличие от просвещения, где расходы приближены к потребителям, в здравоохране­нии получило распространение (по ряду объективных при­чин) строительство крупных лечебных комплексов. Отсюда

И особенность организации затрат из бюджета — доля мест­ных бюджетов в общей сумме затрат на здравоохранение ниже, чем доля местных бюджетов в расходах на просве­щение.

Среди затрат на здравоохранение преобладают затраты на медикаменты, перевязочные средства и белье, на зарпла­ту персонала, на питание больных, приобретение оборудо­вания, строительство и содержание зданий и сооружений, приобретение мебели.

В развитых странах наблюдается тенденция сокращения контингента, имеющего право на бесплатные медицинские услуги. Такое право распространяется на беднейшие слои населения. Основная часть населения получает доступ к ме­дицинским услугам через систему социального и медицин­ского страхования.

Система социального обеспечения по времени возникно­вения и включения ее в состав государственных расходов значительно „моложе", чем просвещение и здравоохранение. Первоначально система социального обеспечения носила характер защиты корпоративных структур. В настоящее время практически все государства в той или иной мере пла­нируют в своих расходах и расходы на социальное обеспе­чение. Сюда включаются пенсии и пособия. Именно эти за­траты первоначально вошли в состав государственных рас­ходов. Трудно сказать, какие пенсии—военнослужащим или чиновникам — были назначены впервые. В России прообра­зом таких пенсий были наделы земли с крепостными.

В настоящее время характерной особенностью системы социального страхования большинства стран является доле­вое участие в создании фондов социального страхования са­мих работников, предпринимателей и государства. Таким образом, эти фонды имеют три источника образования. Это не обязательное правило. Соотношение этих источников мо­жет быть совершенно разным. Но, в принципе, это наиболее рациональная система создания этих фондов.

 

Расходы на социальное страхование включают в себя дос­таточно обширный перечень видов:

1) пенсии;

2) пособия по временной нетрудоспособности;

3) оплата лечения в стационаре;

4) пособия по беременности и уходу за ребенком;

5) пособия многодетным семьям;

6) льготы по налогам и возврату ссуд за второго и т.д. ре­бенка (в Китае действуют обратные правила);

7) пособия по безработице;

8) расходы по профориентации;

9) расходы по приему, размещению и обучению имми­грантов;

10) расходы по содержанию домов престарелых;

11) расходы по содержанию и лечению инвалидов и т.д.

Часть этих расходов финансируется из федерального бюд­жета, часть — за счет бюджетов субъектов федерации и ме­стных бюджетов.

Размеры долевого участия населения определяются путем накопления статистического ряда и его обработки.

Немаловажную роль в увеличении доли государства и предпринимателей в расходах на социальное страхование играют сплоченность трудящихся, профсоюзное движение и тысячи других факторов.

 

3. Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики

Современная система расходов государства на народное хозяйство и поддержку экономики имеет длинную историю.

В докапиталистических формациях за счет государствен­ного имущества формировалась значительная часть доходов государства. Уже на рабовладельческой стадии развития государство располагало значительными земельными и лес­ными угодьями — шахтами, солеварнями, верфями и т.д. Государство являлось крупнейшим рабовладельцем. Собст­венность государства пополнялась в захватнических войнах.

В период феодальной раздробленности границы между доходами монарха и феодалов были условными, так как фео­далы выполняли значительную часть государственных функций. Но доходы не главное богатство общества — земля и ее недра, леса и водные пути оставались в собственности государства (включая и феодалов).

С централизацией государственной власти происходит лишь концентрация основных производительных сил в ру­ках государства. До победы буржуазии государство было крупнейшим собственником, в силу чего оно несло расходы по организации производства. Мы не анализируем соотно­шения доходов и расходов государства. В данном случае важ­но понять, что наряду с расходами на управление и военны­ми расходами значительная часть расходов государства в силу сложившихся исторически условий шла в сектор эко­номики.

Капиталистическая система победила в результате науч­но-технического прогресса, предложив обществу более про­изводительные технологии. Однако государство осталось крупнейшим собственником имущества. По ряду причин {важнейшая среди них — удовлетворение потребностей ар­мии) государство вкладывает свои средства в создание госу­дарственных предприятий. К настоящему времени в боль­шинстве стран сложилась система государственных пред­приятий двух типов — принадлежащих центральному пра­вительству (или правительствам субъектов федерации) и местным органам власти. Во втором случае эта собственность называется муниципальной.

По характеру организации управления различают две группы государственных предприятий:

1. Предприятия, находящиеся на бюджетном финансиро­вании. В этом случае государство покрывает все расходы предприятия, зачисляя в бюджет все доходы.

2. Автономные предприятия. Такие предприятия финан­сируются государством в случае убытков и для развития этих предприятия.

 

Исторически можно выделить следующие побудительные мотивы возникновения государственных предприятий:

1. Военные потребности дают толчок к развитию государ­ственных оружейных и пороховых заводов, мануфактур, верфей, портов и т.п.

2. Необходимость увеличения своих доходов побуждает государство строить предприятия по производству предме­тов роскоши — фаро^оровые заводы, предприятия по про­изводству гобеленов, шелковых тканей, часовые заводы и т.п.

3.,Из фискальных соображений государство монополизи­рует производство соли, спичек, табака, водки, других ана­логичных товаров.

С развитием капитализма государство берет на себя рас­ходы по организации важнейших отраслей инфраструкту­ры — железных дорог, почты, телеграфа, а также горных отраслей. Эти отрасли, непосредственно не создающие про­дукцию, но необходимые для функционирования всей эко­номики, требуют крупных единовременных вложений, кото­рые не могли бы мобилизовать капиталисты на этапе перво­начального накопления капитала. Кроме того, отрасли ин­фраструктуры имеют низкую рентабельность,' окупаются за длительный период времени. Но раз общество не может обой­тись без продукции и услуг этих отраслей, а капиталистам невыгодно вкладывать средства в эти отрасли, то эти расхо­ды берет на себя государство.

Таким образом, можно выделить три основные причины возникновения государственных предприятий в домонопо­листическую эпоху:

1. Экономические причины. С развитием капитализма в различных странах возникает потребность в средствах со­общения и отдельных отраслях, а размеры индивидуальных накоплений не позволяют частным предпринимателям ор­ганизовать производство и обслуживание в необходимых масштабах. Поскольку их отсутствие сдерживает развитие и других отраслей, государство берет на себя строительство таких объектов. Кроме стимулирования роста внутреннего

капитализма, эти отрасли создают необходимые предпосыл­ки для выхода на международный рынок, привлекают ино­странные капиталы и товары.

2. Политические причины. По политическим причинам государство развивает предприятия военного назначения, телеграф, телефон и почтовую связь. Эти отрасли в свою оче­редь дают толчок развитию ряда смежных отраслей, снижая затраты частных предпринимателей.

3. Фискальные причины. Ряд отраслей (добыча золота, соли и др.) государство развивает в силу ограниченности ре­сурсов или высокой доходности. Пользуясь своими правами, государство объявляет эти отрасли своей монополией. Клас­сический пример такой монополии — винная.

В современную эпоху развитие государственного сектора экономики протекает по-разному в ведущих и развивающих­ся странах. Пользуясь политическими и экономическими рычагами (в основном через ссудную политику), ведущие страны навязывают более слабым государственные вложе­ния в добывающие отрасли и аграрный сектор, превращая их тем самым в потенциальные рынки сбыта. Такая полити­ка, когда государство развивает не самые рентабельные от­расли, выгодна в целом классу капиталистов, поскольку уве­личивает норму прибыли.

Рассматривая развитие государственных расходов на на­родное хозяйство в ретроспективе, следует отметить общую тенденцию к их снижению. Там, где вложения государства создали почву для проникновения частного капитала, по­следний вытесняет государственный сектор. В случае услож­нения экономической ситуации в стране увеличивается доля государственных расходов.

Можно утверждать, что основной функцией государствен­ного капитализма является стимулирование частного пред­принимательства, создание для частного предприниматель­ства наиболее благоприятных условий. Этому подчинены финансовый механизм и механизм ценообразования.

 

Общей тенденцией можно назвать налоговые и кредитные льготы государственным предприятиям. В ценовой полити­ке в большинстве стран нет особых различий — цена на про­дукцию государственных предприятий занижается, если потребителями продукции являются негосударственные предприятия. И, наоборот, цена завышена, если продукция идет широкому потребителю.

Рентабельность государственных предприятий, кроме го­сударственных монополий, всегда ниже, чем у соответствую­щих негосударственных предприятий. Это увеличивает об­щие расходы государства, стимулируя перелив капитала в частные руки.

К расходам государства на поддержку экономики следует отнести и покупку государством акций частных предпри­ятий. Это один из способов помощи частным компаниям и переложения их убытков или расходов по расширению про­изводства на плечи налогоплательщиков.

Расходы государства в экономику являются постоянной статьей расходов. Как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдель­ной страны, общая тенденция этих расходов к постоянству объясняется их структурообразующей ролью. Общее назна­чение этих расходов — создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности.

В настоящее время участие государства в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями:

1. Финансирование отраслей инфраструктуры.

2. Финансирование новых отраслей, имеющих стратеги­ческое назначение. К таким отраслям относятся атомная про­мышленность, освоение космоса, некоторые отрасли хими­ческой промышленности и т.п. Эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют прибыль.

3. Финансирование убыточных отраслей. К таким отрас­лям относится добыча каменного угля и некоторые другие отрасли добывающей промышленности. Во многих странах эти отрасли национализированы.

4. Финансирование отраслей, требующих больших пер­воначальных вложений и имеющих длительный срок окупае­мости (например, строительство гидростанций).

5. Финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей.

6. Финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера. Участие государ-ства в этих затратах вызвано рисковым характером науч­ных изысканий.

7. Финансирование внешнеэкономической экспансии. Все, что на языке дипломатов называется экономической помощью, всегда является способом увеличения прибыли капиталистов своей страны. Мы говорим о конечной цели. Даже если эта помощь или участие в экономических меро­приятиях осуществляется не от имени государства, за все­ми сделками стоит государство, гарантируя эти сделки и обеспечивая возврат вложений.

Кредиты, предоставляемые от имени.государства, прак­тически не имеют денежную форму. Это всегда товарные кредиты, за которые надо возвращать деньги.

Исключение из правил вполне возможно — иногда эконо­мическая помощь бывает и безвозмездной. Но это крайне редкое явление, и объёмы такой помощи небольшие.

Внешнеэкономическая экспансия осуществляется в виде кредитов, военной помощи, подготовки кадров, предостав­ления технологий и сырья, долевого участия в экономиче­ских мероприятиях, в форме вывоза капитала и т.д.

4. Экономическая природа и содержание военных расходов

О военных расходах в экономической литературе сказано много. И как бы ни выясняли между собой отношения про­тивники и сторонники военных расходов, со дня осознания

 

себя человечество больше всего тратит на подготовку к вой­не, на ведение войн и на ликвидацию последствий войн. Ана­лиз бюджета любой страны (кроме нейтральных стран) за 20—30 лет покажет, что военные расходы неуклонно растут как в'абсолютных, так и в относительных суммах. Можно ут­верждать, что человечество к концу XX века не нашло спо­соба не только отказаться от военных расходов, но и сокра­тить свои самые непроизводительные расходы.

В обозримом будущем тенденция возрастания военных расходов, приводящих значительную часть населения к обеднению, не будет преодолена, несмотря на прекращение холодной войны, улучшение международного положения и укрепление доверия между странами. Так или иначе, подго­товка к войне идет и сегодня, в эпоху, когда внешне преодо­лены противоречия между двумя идеологическими система­ми.

К расходам на подготовку к войне относятся затраты на содержание, обучение и материальное обеспечение армии и резервов. Сюда же относятся и расходы на моральную под­готовку населения к войне, на военную пропаганду. К этой группе относятся и расходы на производство вооружений, на финансирование инфраструктуры стратегического назна­чения, на подготовку хозяйства страны к войне.

Значительную часть расходов на подготовку к войне со­ставляют расходы на военные исследования. Эти исследо­вания производятся не только по бюджету военного ведом­ства, но и многочисленным другим каналам, включая част­ные пожертвования.

В мирное время в производстве вооружения, обмундиро­вания, питания и других потребностей армии занято от 10 до 30% населения страны. Военные заказы дают жизнь многим производствам и доходы миллионам людей, занятым на та­ких предприятиях. Именно по этой причине многие апологе­ты отстаивают необходимость военных расходов. В то же время доказано, что деньги, вложенные в мирные отрасли

народного хозяйства, в пять раз более производительны, чем затраты военных отраслей.

Опыт России по сокращению отраслей, работавших на во­енные нужды, и сокращению численности армии показыва­ет, что без соответствующего финансирования это приводит к катастрофическим последствиям.

Потребности военного рынка и потенциальные возможно­сти огромного числа людей, связанных с обеспечением ар­мии, представляют важнейшую часть рынка. Потеря этого рынка сбыта не может не разрушить экономику любой, даже самой богатой, страны. Россия не стала исключением.

Может быть, по этой причине в ближайшем будущем ни одна из ведущих стран мира не пойдет на разрушение своей промышленности, обеспечивающей потребности армии. За­прещение отдельных видов вооружения ни в коей мере не означает сокращение военных расходов, поскольку на сме­ну запрещенным видам оружия приходят вновь произведен­ные.

Расходы на военные нужды тесно связаны с политикой. При этом невозможно найти первопричину. Внешне военным расходам предшествуют идеологические (политические) разногласия между странами. На самом деле в основе воен­ных расходов мирного времени гораздо больше экономиче­ских причин — стабильный рынок сбыта при монопольно высоких ценах на закупку продукции представляет идеаль­но привлекательную сферу деятельности для экономики. Естественно, сторонники сохранения этого важнейшего ком­плекса экономики мобилизуют свои силы и влияние во всех властных структурах.

За счет средств налогоплательщиков, собранных в бюдже­те, государство щедро финансирует в принципе непроизво­дительные военные траты, осуществляя перераспределение национального дохода.

На теоретическом уровне доказывать производительный характер военных расходов невозможно — вся военная тех­ника, например, не участвует в воспроизводственном про-

 

цессе. Таковы же и расходы на проведение военных учений.

По экономическому содержанию военные расходы на­столько многообразны, что их можно только ранжировать по объему. Всю классификацию государственных расходов, приведенную в первом параграфе данной темы, можно про­иллюстрировать на примере военных расходов.

Расходы на ведение войны в любой из воюющих стран все­гда значительно превосходят расходы на подготовку к вой­не. Во время войны весь потенциал страны, по крайней мере, страны, отражающей агрессию, переводится на военные ну­жды. Все остальные расходы общества значительно сокра­щаются, начиная с трудовых ресурсов.

Представить себе масштабы затрат человечества на веде­ние глобальной войны можно из следующих данных о пер­вой и второй мировых войнах, разразившихся в XX веке.

Война Общая Участвовало Мобили- Убито, Ранено,
  сумма затрат, млрд.$ в воине, стран зовано, млн. чел. млн. чел. млн. чел,
Первая          
мировая          
Вторая мировая   72      

Расходы по ликвидации последствий войны делятся на пять групп:

1) расходы по ликвидации хозяйственных разрушений;

2) перевод хозяйства на мирные рельсы — реконверсия хозяйства;

3) расходы по выплате государственного долга и процен­тов по нему;

4) выплата репараций;

5) выплата пенсий и пособий участникам войны.

5. Расходы на управление

Самой противоречивой статьей государственных расходов являются расходы на управление. Они отличаются постоян­ным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием крите­риев оценки результативности, с другой. Больше того, дока­зать необходимость их роста или уменьшения никому еще не удавалось ни на практике, ни в теории.

Государственные расходы на управление включают в себя затраты на содержание законодательных органов, прави­тельства страны, законодательных органов и правительств субъектов федерации, местных органов власти и управле­ния, органов правопорядка, органов судопроизводства и про­куратуры.

Фактические расходы на управление значительно превы­шают бюджетные назначения за счет привлечения различ­ных внебюджетных фондов, включая фонды политических партий. За счет этих средств создаются исследовательские центры, параллельные управленческие и охранные струк­туры и т.п.

Структурно в расходах на управление преобладают рас­ходы на зарплату, командировочные, на организацию отды­ха и лечения, на пенсии и пособия.

Социальный состав занятых в управлении соответствует классам и группам общества, в чьих руках находятся богат­ства страны, ибо органы управления всегда защищают ин­тересы имущих классов. Естественно, защиту существую­щих производственных отношений никто не доверит пред­ставителям других классов и общественных групп.

Если обследовать материалы обсуждения бюджетов лю­бой страны, то всегда можно обнаружить обоснованные по­требности на увеличение расходов на управление. И они рас­тут с завидным постоянством. В среднем за 20 лет расходы на управление удваиваются. И только в периоды предвыбор-

 

ной борьбы раздаются обещания по сокращению расходов на управление.

Самый разительный пример — современная Россия. Обед­невшая в результате распада великой державы и разруше­ния экономики страна содержит аппарат управления, пре­восходящий управленческий аппарат СССР.

 

Тема 6 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ

1. Содержание государственных доходов и их классификация

Государственные доходы как экономическая категория присущи любой общественно-экономической формации. Они базируются на определенных отношениях общественных групп и классов. Государственные доходы выражают отно­шения распределения и перераспределения национального дохода. В то же время государственные доходы представля­ют собой совокупность денежных средств, концентрируемых в руках государства для выполнения им своих функций.

Основным источником формирования государственных доходов является национальный доход, создаваемый в том или ином государстве. Формой проявления этих доходов выступают налоги.

Кроме налогов, государственные доходы выступают в виде прибылей предприятий и организаций государственного сек­тора, доходов от сдачи государственного имущества в арен­ду и концессии, доходов от продажи государственного иму­щества, доходов от ценных бумаг, доходов от долевого уча­стия государства в частном предпринимательстве, доходов от государственных монополий, таможенных доходов.

Экзотические виды государственных доходов — военная контрибуция и репарационные доходы. Не составляя доход государства, важным источником пополнения бюджета вы­ступают государственные кредиты, т.е. доходы от привлече­ния внутренних и внешних займов.

По экономическому содержанию государствен­ные доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговая форма изъятия доходов всегда сопровождается сменой фор-

 

мы собственности. При государственном кредите собствен­ником дохода государства остается кредитор.

По источникам образования государственные до­ходы делятся на налоги, доходы от государственного иму­щества и государственных ценных бумаг, доходы государ­ственных учреждений за оказанные услуги, штрафы и пени.

По формам образования государственные доходы делятся на обязательные платежи (налоги и таможенные платежи) и добровольные платежи (плата за услуги, займы, лотереи и др.).

По принадлежности государственные доходы делят­ся на доходы центральных органов власти и управления, до­ходы субъектов федерации и муниципальные доходы.

 

2. Налоги как основа государственных доходов

Давно было замечено, что государство не может сущест­вовать без налогов. Для государства налоги представляют то же самое, что для рабочего — заработная плата.

Налог — это часть национального дохода, принудитель­но взимаемая государством на содержание своего аппарата и финансирование выполняемых им функций.

Налоги обязательны к уплате и взимаются принудитель­но. Именно эта особенность налогов, их устойчивость, дела­ет их основой государственных доходов.

Источником налогов выступают имущество и доходы. Со­ответственно объектом обложения выступают заработная плата, прибыль, рента и доход.

Для людей наемного труда налог выступает формой допол­нительной эксплуатации (в дополнение к основной эксплуа­тации, осуществляемой на производстве). Учитывая особен­ность положения людей наемного труда в обществе (они яв­ляются собственниками важнейшей части воспроизводст­венного процесса — рабочей силы), налоги могут только ухудшить экономическое положение трудящихся, но не ра­зорить их. Но иное влияние оказывает налоговая система на

промежуточные классы, получающие доход от работы не по найму (мелкие предприниматели, фермеры и т.д.) — с уси­лением налогового бремени они разоряются, пополняя ряды пролетариев. Бели вследствие этого увеличивается предло­жение рабочей силы, падает её цена, а это еще больше ухуд­шает положение рабочих, людей наемного труда.

Налоги обычно составляют до 90% доходной части бюдже­та, достигая 30—40% национального дохода. Они, как прави­ло, делятся на федеральные и местные. В любом случае, виды налогов, их ставки и объекты обложения утверждаются цен­тральными органами власти. В федеральном государстве может дополнительно участвовать в формировании бюдже­та и налоговая система субъектов федерации. Как правило, налоговая система субъектов федерации дублирует налого­вую систему центра, участвуя в долевом распределении фе­деральных налогов. На этом уровне возможно сочетание фе­деральных и местных налогов. Наконец, возможно введение собственных налогов. Все зависит от конституции страны и раздела функций между центральной властью и субъекта­ми федерации.

Учитывая, что функции государства расширяются с раз­витием общества, в обозримом будущем надо ожидать даль­нейшего расширения и усложнения налоговой системы со­ответственно возрастанию сложности общественного произ­водства.

Элементы налога

Элементы налога в совокупности дают характеристику не только отдельных налогов, но и всей налоговой системы.

Различают следующие элементы налога.

1. Субъект налога — физическое или юридическое лицо, непосредственно облагаемое налогом. Однако не всегда субъ­ект налога платит налог со своего дохода. При капитализме (как и при предшествующих формациях) создаются условия

 

для переложения налога. При переложении налогов субъ­ект налога не совпадает с его действительным носителем.

2. Носитель налога — окончательный или фактический плательщик налога, который уплачивает его из своих дохо­дов. Например, при поземельном или подомовом налоге об­лагается владелец земли или дома, а уплачивают этот налог арендаторы.

3. Объект налога — имущество или доход, который обла­гается налогом. Например, заработная плата, прибыль, зем­ля, гонорар и т.д.

4. Источник налога — то, из чего вносятся налоги. У рабо­чих это зарплата, у капиталистов — прибыль, у крестьян — доход.

5. Единица (масштаб) обложения — часть объекта, при­нимаемая за основу при исчислении налога (1 га земли, 1 дол­лар дохода и т.д.).

6. Ставке (квота) налога — размер налога, исчисленный на единицу обложения. Он устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. Бе называют еще нормой налогового обложения.

7. Оклад налога —сумма налога, начисленная на весь объ­ект налога в целом.

8. Налоговая система — совокупность налогов в той или иной стране, форм и методов их построения и взимания.

9. Налоговый иммунитет — освобождение лиц, занимаю­щих особое, привилегированное положение, от обязанности платить налоги. В настоящее время это дипломатический корпус.

10. Налоговый кадастр —опись объектов, подлежащих на­логовому обложению. На их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта. Разновидность налогового кадастра — земельный кадастр (есть еще подомовой и пр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...