Сущность государственного бюджета
Государственный бюджет представляет собой центральное звено финансовой системы. Именно с момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, можно считать, что финансы приобретают всеобщий характер. Через государственный бюджет образуется и используется общегосударственный централизованный фонд денежных средств. Именно через государственный бюджет государство организует перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, между регионами государства, между отраслями народного хозяйства. Государственный бюджет, таким образом, представляет систему денежных отношений, имеющих императивную форму, выражающих движение главным образом чистого дохода общества, в процессе которого образуется и используется централизованный фонд государства в целях выполнения им своих функций. Выступая как система денежных отношений, государственный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе — отношения между социальными группами и классами. По форме государственный бюджет выступает как роспись доходов и расходов государства на определенный срок, утверждаемая в законодательном порядке. Утверждение бюджета парламентом придает бюджету силу закона. Сущность и содержание бюджета определяются функциями государства, важнейшей из которых является воспроизводство производственных отношений, превалирующих на том или ином этапе развития государства. В этом плане наиболее интересным становится переходный этап от одной общественной формации к другой, когда в недрах одной формации зарождается другая, более прогрессивная, В этом случае в бюджете находит отражение борьба классов и групп за свои интересы.
Учитывая, что основной доходной базой бюджета являются налоги, бюджет отражает не только отношения эксплуатации, но и отношения дополнительной эксплуатации трудящихся. Таким образом, сущность бюджета в антагонистических формациях заключается в том, что он является орудием классового господства, орудием дополнительной эксплуатации трудящихся. Государственный бюджет появляется практически с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобретает форму документа, утверждаемого законодательным органом. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия. После революции 1686—1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. Расходы государства были разделены на две части — на расходы гражданские (цивильные) и расходы военные. Военные расходы утверждались ежегодно, а гражданские (расходы по цивильному листу) — только в том случае, когда король вносил в них изменения. В процессе ограничения королевской власти в цивильном листе остались лишь расходы на содержание короля- и королевского двора. В России первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 году на 1723 год. С 1802 года эти росписи стали составляться ежегодно, но лишь с 1811 года начинается составление бюджета России. Однако этот бюджет носил формальный характер, так как каждое министерство распоряжалось выделенными ему средствами бесконтрольно. Этот порядок в России установлен еще с XVI века, когда каждый приказ имел свои собственные источники доходов. Только с 1862 года в результате разработки бюджетного устройства под руководством одного из главных специалистов министерства финансов Татаринова средства министерств стали концентрироваться в руках государства по принципу единства кассы. Государственный бюджет России не публиковался и держался в строгой тайне. Даже члены Государственного Совета не знали фактическое состояние финансов России. С 1894 года государственные доходы и расходы России стали делиться на обыкновенные и чрезвычайные. В последние стали выделяться военные расходы, доходы и расходы по железной дороге и займы, С этого времени бюджет России стал гласным.
На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Объемы этого перераспределения составляют 36—40% валового внутреннего продукта; Это перераспределение осуществляется в интересах господствующих классов. Следует отметить, что процесс перераспределения национального дохода происходит по трем направлениям: 1) часть доходов трудящихся перераспределяется в пользу класса капиталистов через систему налоговых льгот и ссуд, субсидий и т.д.; 2) часть доходов мелких и средних капиталистов перераспределяется в пользу монополий через распределение госзаказов и монопольные цены; г 3) изменяются пропорции первичного распределения национального дохода на V и т в сторону увеличения т. Характеризуя сущность бюджета, необходимо указать; что он является орудием вмешательства государства в экономику. Именно концентрация огромной части национального дохода в руках государства позволяет последнему осуществлять стимулирование развития наиболее перспективных отраслей экономики, финансировать программы по энергетическому развитию, поддерживать на достаточно высоком уровне темпы научно-технического прогресса, в том
числе и через финансирование науки. Расширение государственного потребления и государственных капиталовложений позволяют поддерживать на достаточно стабильном уровне отдельные отрасли экономики и даже обеспечивать повышение нормы накоплений. В системе государственного потребления важнейшее место занимают военные расходы. Военный рынок поглощает большую часть продукции таких отраслей, как производство электронной аппаратуры, приборостроение, авиа- и ракетостроение, значительную часть продукции нефтеперерабатывающих отраслей и т.д. В бюджетах ведущих капиталистических стран огромные средства предусмотрены на закупки стратегического сырья.
Государственный бюджет является основным орудием экономической экспансии, т.е. вмешательства в экономику и политику развивающихся стран. Это достигается главным образом через систему государственного кредита, вытесняющего ссудный кредит с рынка капиталов. Это производится в интересах крупного капитала развитых капиталистических стран. В целом экономическая экспансия направлена на завоевание рынков сбыта и сырьевых рынков. То есть эти расходы бюджета производятся также в интересах крупной буржуазии. И, наконец, классовая сущность бюджетов в настоящее время проявляется в использовании государственного бюджета для поддержания монопольных цен и монопольной прибыли. Мы отмечали, что это осуществляется через установление пониженных цен на продукцию государственных предприятий (отсюда их убыточность и общий незначительный размер доходов от госпредприятий и имуществ), высокие государственные закупочные цены на продукцию монополий, налоговые льготы, государственные субсидии монополиям и т.д. В процессе своего развития, особенно на стадии борьбы буржуазии за власть, выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет: 1) полнота бюджета; 2) единство бюджета; 3) реальность (правдивость) бюджета; 4) гласность бюджета. Под полнотой бюджета понимаете я включение в бюджет полностью всех доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства и валовые расходы, а в бюджет нетто — только чистые доходы и расходы. Например, расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами. На стадии борьбы за власть буржуазия выступала за бюджет брутто, ибо это позволяло ей полнее контролировать деятельность правительства. С приходом к власти буржуазия отказалась от этого принципа, ибо бюджет нетто позволяет тщательнее затушевать классовый характер бюджета.
Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам. В настоящее время применяются четыре основных вида бюджетной классификации доходов и расходов бюджета: 1) ведомственная (административная, министериальная, распорядительная); 2) предметная (отраслевая, реальная, функциональная); 3) экономическая; 4) смешанная (комбинированная). Ведомственная классификация группирует доходы и расходы по министерствам и ведомствам. Предметная — военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.д., т.е. по отраслям государственного управления. Экономическая — группирует расходы по хозяйственным признакам — капиталовложения, зарплата, пенсии, ссуды и т.д. Смешанная — сводится к группировке расходов в шахматном порядке по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, по горизонтали — по экономическим признакам, а по вертикали — по предприятиям). Доходы бюджета обычно классифицируются по источникам — основной подоходный налог, налог с корпораций, косвенные налоги и т.д., т.е. это предметная классификация. Единство бюджета в современных условиях нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т.д. Правдивость, т.е. реальность, бюджета, предполагает, что все суммы доходов и расходов бюджета должны быть обоснованы и правильны. Современные бюджеты характеризуются затушевыванием направления расходов и сокрытием реальных соотношений классов в формировании доходной части бюджета, т.е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее время ни в одной стране, хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные бюджеты. Гласность бюджета предполагает открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом страны. На самом деле этот принцип не реализуется. Бюджет публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что позволяет затушевывать его действительную сущность.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс представляет регламентированную деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Государственный бюджет обычно составляется на год.. Однако бюджет может составляться и на более продолжительный период. Срок, на который составляется бюджет, называется бюджетным периодом. Бюджетный год не всегда совпадает с календарным годом. Так, в США до 1977 года бюджетный год начинался с 1 июля, а с 1977 года — с 1 октября. В Японии и ФРГ бюджетный год начинается 1 апреля, в Италии — с 1 июля и т.д. Кроме бюджетного года существует еще льготный срок — время для завершения финансирования отдельных объектов, закрытия финансовых отчетов. Составлением проекта бюджета занимается обычно министерство финансов (в США, где президент является и главой правительства, составлением бюджета занимается Бюджетное бюро при президенте). Отличительной особенностью бюджетов большинства стран является их ориентировочный характер, поскольку вся хозяйственная жизнь подчинена законам стихийного рынка, т.е. если достаточно точно можно определить величину расходов, то поступления в бюджет зависят, от сложившихся фактических доходов предпринимателей, рабочих, служащих, государственных предприятий. При исчислении доходов и расходов бюджета применяется три метода: 1) автоматический; 2) метод мажораций и минораций; 3) метод непосредственной оценки. При автоматическом методе итоги бюджета по доходам и расходам за прошлый период переносятся в бюджет на новый период. Этот метод применяется к отдельным разделам и статьям бюджета. Метод мажораций и минораций основан на статистической обработке динамического ряда за 15—10 лет. Определяется тенденция ряда, находится тренд, и по нему корректируют отдельные статьи доходов и расходов бюджета. При этом тенденция роста называется мажорацией, а уменьшения — минорацией. Метод непосредственной оценки основан на изучении реальной конъюнктуры. При помощи непосредственной оценки составители бюджета пытаются определить ожидаемые поступления в государственный бюджет и изменение расходов бюджета. В последние десятилетия в практике большинства государств получило большое развитие долгосрочное бюджетное прогнозирование и программирование'. Внешне это находит выражение в составлении цепных и скользящих бюджетов. Цепной бюджет составляется на несколько лет вперед по правительственным программам гражданских капиталовложений, военного строительства, разработки новых видов вооружений и т.п. По этим программам суммы автоматически включаются в бюджеты соответствующих лет без дополнительного утверждения. Скользящий бюджет составляется по принципу пятилетних планов, т.е. бюджет первоначально составляется на 5 лет, и по мере составления годовых бюджетов пятилетний бюджет передвигается на год вперед. При этом вносятся коррективы в годовые разбивки на все годы. В основе цепных и скользящих бюджетов, а также вообще бюджетного планирования в последние десятилетия п р е -обладает метод ППБ — планирование — прогнозирование — разработка бюджета. Этот метод основан на действии долговременных правительственных программ. При составлении таких программ прогнозируются как величина требуемых для их решения ресурсов (не только финансовых, но материальных и трудовых), так и ожидаемые результаты. Особенность этого метода заключается в определении не просто величины затрат (как при обычном бюджетном планировании), а в сопоставлении суммы затрат с ожидаемым результатом от данной программы. Система ППБ требует вывода оптимального варианта затрат с учетом конечного эффекта. То есть производится оценка единицы полезного эффекта данной программы. Это особенно важно при ограниченности ресурсов у государства. При всей прогрессивности планирования и прогнозирования эти методы не освобождают бюджеты от хронических дефицитов и нехватки средств для выполнения всех намеченных бюджетных мероприятий. Причина этого — в стихийном характере самой рыночной экономики, в классовой направленности бюджетов, в непроизводительном использовании бюджетных ресурсов. Работа по составлению проекта бюджета начинается задолго до начала бюджетного года. Так, в США — по закону за 18 месяцев, во Франции — за 14, в Японии — за 7, в России — за 8 месяцев. Важное значение на этой стадии имеют процесс бюджетного регулирования, т.е. сбалансирования нижестоящих бюджетов за счет вышестоящих, и процесс сбалансирования государственного бюджета. Сбалансирование бюджета важно для налоговой и кредитной политики государства. Превышение расходов над доходами, т.е. бюджетный дефицит, требует либо роста налогов, либо увеличения государственного долга, что в конечном итоге также приводит к росту налогового бремени. Бюджетное регулирование осуществляется тремя методами: 1) зачисление в доход нижестоящего бюджета части доходов вышестоящего (обычно устанавливается процент отчислений от федеральных налогов); 2) дотация; 3) субвенция. Дотация, как правило, выдается из вышестоящего бюджета нижестоящему в твердой сумме для покрытия кассового разрыва. При этом методе устанавливаются не только сумма разрыва, но и время разрыва между доходами и расходами. Дотации могут применяться и для финансирования социальных или экономически важных проблем, если нижестоящий бюджет не регулируется другими методами. Субвенция означает долевое участие вышестоящего бюджета в целевых мероприятиях нижестоящего. При этом покрывается не вообще кассовый разрыв нижестоящего бюджета, а осуществляется долевое финансирование. При субвенции также заранее оговариваются сумма и сроки финансирования из вышестоящего бюджета. Составленный проект бюджета передается на рассмотрение правительства, которое представляет его от своего имени на утверждение законодательному органу (парламенту). Права парламента в отношении бюджета в различных странах различны, но они сводятся к праву вносить изменения в проект бюджета, утверждать его и требовать отчета об исполнении бюджета. Право вносить изменения в проект бюджета и в действующее финансовое законодательство называется бюджетной инициативой. Существует три вида бюджетной инициативы — правительственная, парламентская и смешанная. При правительственной бюджетной инициативе парламент имеет право принять бюджет либо отклонить его. Вносить в бюджет изменения в этом случае парламент не имеет права. Эта система действует в Англии. Палата лордов по закону от 1911 года вообще не имеет бюджетных прав, т.е. утверждение бюджета палатой лордов, как и подписание его королевой, носит чисто формальный характер. Палата общин не имеет права увеличивать или сокращать бюджетные ассигнования. Бюджет утверждается голосованием по главам. При парламентской бюджетной инициативе парламент имеет право изменять бюджет по доходам и расходам по своему усмотрению. При смешанной бюджетной инициативе, как парламент, так и правительство имеют право вносить изменения в бюджет. Однако при несовпадении точек зрения правительство должно подать в отставку. Во всех странах решающее значение в бюджетном процессе имеет нижняя палата. В США по закону от 1974 года расширены бюджетные права парламента, и сейчас президент (правительство) и конгресс (палата представителей и сенат) имеют примерно равные права в области бюджетной инициативы. В США до 10 ноября президент вносит в конгресс предложения по проекту бюджета, который начнется 1 октября следующего года. Во второй половине января президент направляет в конгресс бюджетное послание. До 15 мая конгресс одобряет контрольные цифры бюджета, устанавливающие высшие и низшие пределы для доходов, бюджетных полномочий, бюджетных расходов бюджетного дефицита или превышения доходов над расходами, государственного долга. До 15 сентября конгресс одобряет бюджет в целом. Глава государства имеет право вето, т.е. имеет право наложить запрет на решение парламента по бюджету. Это вето ограничено и носит название суспензивного. Это означает, что если парламент вторично утвердит бюджет в тех же цифрах, то бюджет входит в силу уже без утверждения его главой государства. Утвержденный бюджет передается на исполнение. Кассовое исполнение бюджета осуществляется двумя методами — казначейским и (или) банковским. При казначейской системе государственное казначейство принимает доходы, производит расходы и сдает остатки на специальные счета в банках. Эта система в настоящее время применяется редко, хотя преимущества ее очевидны. При банковской системе кассовое исполнение бюджета передается центральному эмиссионному банку страны. Само исполнение бюджета, т.е. организация поступления доходов и исполнения расходов, осуществляется министерствами: по доходам — министерством финансов, по расходам — соответствующими министерствами.
Бюджетное устройство
Бюджетное устройство включает в себя понятие организации и принципов построения бюджетной системы, определяет взаимоотношения звеньев бюджетной системы. Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах существуют два звена бюджетной системы (государственный бюджет и местные бюджеты), в федеральных — три (еще и бюджеты субъектов федерации). В федеральных государствах могут быть и свои особенности бюджетного устройства в зависимости от типа федерации. Федерация бывает двух видов — конфедерация и собственно федерация. Конфедерация — это союз государств, где центральная власть выполняет поручения членов государства, где отдельные государства сохраняют независимость, но объединены одним или несколькими общими органами. В федеральном государстве суверенитет членов федерации ограничен центральной властью, однако у членов федерации есть определенные права и самостоятельность. Взносы членов конфедерации в центральный орган называются квотой, или матрикулярными взносами. На этом принципе построен бюджет ООН, ЕЭС, НАТО и других межгосударственных союзов. Конфедеративные государства всегда перерождались в федерацию (если не распадались), поскольку централизованная власть расширяет свои полномочия и увеличивает квоту, сводя в конечном итоге на нет самостоятельность членов конфедерации. У федерации первым видом собственных доходов выступают пошлины, затем федеральные акцизы, федеральные налоги и фискальные монополии. Будучи на первых порах незначительными, бюджеты федераций в конечном итоге намного превышают совокупные бюджеты членов федерации. Так, в США в 1913 году бюджеты штатов и местные бюджеты в 3 раза превышали федеральный бюджет, в 1939 году они уравнялись, в 1950 году федеральный бюджет превышал местные в 1,5 раза. В настоящее время федеральный бюджет США превышает местные бюджеты почти в 3 раза. Бюджетное устройство, таким образом, включает в себя более частные понятия: бюджетная система; бюджетное право; бюджетный процесс; бюджетное регулирование. Бюджетное устройств, включая в себя, в том числе и понятие организации и принципов построения бюджетной системы, устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти и управления по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов. Особое значение для социальной стабильности государства имеет система местных бюджетов. Местные бюджеты являются центральной частью местных финансов, включающих также местные займы, местные спецфонды и финансы муниципальных предприятий. Местные финансы действуют на территориях административных единиц государства — штатов, земель, провинций, округов, общин, городов и т.д. в зависимости от административного устройства государства. Основу местных бюджетов составляют местные налоги и займы. Основная доля расходов местных бюджетов приходится на расходы на экономическую и социальную инфраструктуру: образование, здравоохранение, санитарию и социальные расходы. Из местных бюджетов покрываются расходы по реконструкции городов, жилищно-коммунального хозяйства, дорог, а также содержание местных органов власти. Расходы местного бюджета делятся на текущие (связанные с управлением и эксплуатацией имущества местных органов власти) и капитальные (инвестиции). Текущие затраты покрываются в основном за счет местных налогов и субсидий центрального бюджета, капитальные — за счет займов. Местные бюджеты осуществляют основные расходы в государстве по образованию (до 90% в некоторых государствах) и здравоохранению (до 75% в США). Источником покрытия этих затрат, имеющих общегосударственное значение, являются не общегосударственные налоги, а местные. При этом общегосударственные налоги США составляют 70% всех налогов, в Англии — 90%, в ФРГ — 56%. Местные налоги вводятся с разрешения центральных органов власти. Они делятся на три группы: налоги на имущество, на автомашины и промысловые налоги. Существует также система местных косвенных налогов (на бензин, спиртные напитки и ряд товаров широкого потребления). Учитывая, что центральные органы сохраняют за собой право контроля за ставками и суммами налога, вся система местных налогов дает возможность центральным органам власти оказывать политическое давление на местные органы власти. Дополнительный контроль над деятельностью местных органов власти осуществляется через систему субсидий из вышестоящих бюджетов. В дополнение к местным налогам устанавливаются надбавки к государственным налогам. Небольшую долю в доходах местных бюджетов составляют неналоговые доходы — от собственности местных органов власти, от сдачи в аренду или продажи земель и лесов, от коммунальных предприятий, пошлин, штрафов и т.д. И, наконец, в бюджетном устройстве важное значение имеет бюджетное право. Бюджетное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих бюджетную систему государства, компетенции центральных и местных органов власти по составлению бюджета, распределению доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также порядок утверждения и исполнения бюджетов. Основы бюджетного права, являющегося частью финансового права, определена конституцией страны. В развитие основополагающих положений конституции в каждой стране разрабатываются нормативные документы (законы, инструкции, положения и т.п.). Общая тенденция бюджетного права большинства стран направлена на сокращение прав местных органов власти. Тема 5 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ 1. Характеристика государственных расходов Структура государственных расходов и их доля в валовом общественном продукте зависят от множества причин. Это и этап общественного развития, это и государственное устройство, и внешняя и внутренняя политика государства. Нельзя даже сравнивать структуру и величину государственных расходов США, претендующих на мировое господство, с государственными расходами, например, Финляндии. На величину и структуру государственных расходов влияют не только политика государства, но и общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике, традиции, наконец. Нельзя сопоставлять расходы феодального государства и современного. Чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации. Бели на первых порах государственные расходы состояли в основном из затрат на дружину, военные походы, то постепенно, с расширением функций государства, меняется структура расходов. Появляются расходы на строительство крепостей, дорог, портов. Возрастают расходы на управление. С ростом научно-технического прогресса растут расходы государства на просвещение и науку. Под влиянием рабочего движения и с целью сохранения капиталистической системы государство начинает финансировать социальную сферу. Если мы согласимся с тезисом о непроизводительном характере государства, то мы должны признать все государственные расходы непроизводительными. Однако это утверждение будет неправильным — любое государство, кроме диктаторского, тоталитарного, в определенной степени находится под контролем общества. Если общество и прави- тельство входят в непримиримое противоречие, то это влечет за собой революцию или другие аналогичные катаклизмы. Разумеется, правительство, назначаемое господствующим классом (группой), защищает интересы этого класса (группы). Защита этих интересов не обязательно проявляется в видимых льготах и преференциях—достаточно, если правительство будет обеспечивать воспроизводство условий, выгодных и удобных господствующему классу. Широкие слои трудящихся имеют определенные льготы от деятельности правительства. Но в целом расходы на государство всегда являются дополнительной эксплуатацией трудящихся. Здесь нет противоречия. По самой природе товара „рабочая сила" уже очевидно, что рабочий за свой товар (за „рабочую силу") получает меньше, чем рабочая сила создает стоимость. Присвоение части результатов труда мы и называем эксплуатацией, не вкладывая сюда другой смысл. Да, это эксплуатация. И когда на нужды государства мы платим налог со своих доходов, то это еще один вычет из нашей доли дохода, полученного от работодателя. Всякий налог — это форма дополнительной эксплуатации, осуществляемой государством. Но рабочие добровольно идут на завод, заранее соглашаясь на эксплуатацию, ибо доход от работы позволит рабочему содержать свою семью. В большинстве стран население платит налоги, считая, что услуги государства по охране страны, безопасности граждан, услуги по социальному страхованию требуют возмещения с их стороны. К тому же к неплательщикам налогов государство применяет довольно жесткие меры. В высокотехнологичном обществе нет альтернативы крупным производствам. Небольшие предприятия, основанные на индивидуальном или семейном труде, где формально нет эксплуатации, не могут удовлетворить потребности общества. И это понятно, ибо создать автомобиль или компьютер можно только на крупном предприятии, и то на условиях кооперации с другими предприятиями. Только крупные производства, основанные на государственном, частном или коллективном капитале, в состоянии удовлетворить разнообразные потребности общества. А такая организация производства невозможна без привлечения наемного труда. Там же, где присутствует наемный труд, обязательно имеет место и эксплуатация наемного труда. Это вытекает не только из специфики товара „рабочая сила", но и из специфики капитала: капитал — это стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Таким образом, государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства, т.е. носят императивный характер. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, по своей экономической природе государственные расходы являются отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса. Государственные расходы делятся на четыре основные группы: 1) расходы на социально-культурные нужды; 2) расходы на народное хозяйство и поддержку экономики; 3) военные расходы; 4) расходы на управление. Структура государственных расходов, т.е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства, не одинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п. У ведущих капиталистических стран (кроме Японии) доля военных расходов (по всем источникам) доходит до 30% бюджета. Постоянную тенденцию к росту имеют расходы нав управление страной. Тенденцию к возрастанию имеют и затраты, связанные с проникновением на рынки других стран, т.е. на внешнеэкономическую экспансию ведущие капиталистические страны вынуждены направлять все возрастающие суммы. Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам. По роли в воспроизводственном процессе государственные расходы делятся на три группы: 1) расходы на сферу материального производства; 2) расходы на непроизводственную сферу; 3) расходы на создание госрезервов. По целевому назначению государственные расходы делятся на: 1) расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию (основная доля этих расходов направляется на исследования в области новых технологий и создание опытных образцов техники); 2) текущие затраты государства — расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.д.; 3) затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов. По экономическому содержанию государственные расходы делятся на следующие виды: 1) заработная плата; 2) стипендии; 3) пенсии и пособия; 4) медикаменты; 5) питание; 6) канцелярские расходы; 7) расходы на приобретение мебели; 8) расходы на текущий и капитальный ремонт и т.д. По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов федерации и местные расходы. По источникам государственные расходы делятся на три группы: 1) бюджетные ассигнования; 2) расходы за счет резервных и страховых фондов; 3) кредитные источники финансирования. В государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование.
2. Расходы на социально-культурные нужды К группе расходов на социально-культурные нужды относятся: 1) расходы на просвещение (школьное и дошкольное образование); 2) расходы на здравоохранение; 3) расходы на науку; 4) расходы на библиотеки, содержание архитектурных памятников, национальных парков и заповедников; 5) расходы на социальное страхование (медицинское страхование, выплата пенсий и пособий, пособия по безработице и т.п.); 6) расходы иммиграционной службы; 7) расходы по участию в международных акциях социально-культурного назначения; 8) расходы на поддержку спорта и туризма. Приведенный перечень не является исчерпывающим. К тому же размеры отдельных статей расходов и их роль в бюджете страны могут существенно отличаться как по странам, так и в динамике. Появление каждой из этих статей в составе расходов бюджета связано с экономической историей конкретного государства. Так, в России политика открытых дверей, провозглашенная Петром I, привела к появлению в составе государствен- ных расходов статей, связанных с созданием школ и обучением талантливой молодежи за границей. Борьба буржуазии Англии с королевской властью привела к включению в бюджет расходов на социальное страхование. Обращение российских деятелей науки и культуры к Президенту обусловило появление перечня культурных ценностей, объявленных народным достоянием и финансируемых соответственно из федерального бюджета. Можно по-разному трактовать, почему правительства от-' дельных стран финансируют затраты на просвещение и здравоохранение. В советской финансовой науке это объяснялось классовой борьбой или переложением капиталистами на плечи трудящихся (через госбюджет и налоги) затрат по воспроизводству рабочей силы. В последнем случае объяснение давалось исходя из цены на рабочую силу. Бели рабочий будет оплачивать расходы на обучение детей из своей зарплаты, то капиталист будет вынужден платить рабочему с учетом затрат на обучение детей. Если за учебу детей будет платить государство, то эти затраты не будут включаться в цену рабочей силы. Исключить такое объяснение нельзя. Но оно не будет исчерпывающим. В конституциях многих государств затраты на школьное и дошкольное образование, как и расходы на здравоохранение, объявлены неотъемлемым правом граждан. И это следствие естественного развития общества. Современная техника и технология (как и вооружение) требуют не просто грамотного рабочего, а рабочего с высоким уровнем подготовки. А если общество не может обойтись без таких работников, оно обязано их готовить, чтобы обеспечить непрерывный воспроизводственный процесс. Финансирование школьного и дошкольного образования (кроме небольшого числа школ для особо одаренных детей и школ при посольствах) переложено на местные бюджеты. Однако через существующие в большинстве стран льготы в налогообложении значительный удельный вес в источниках
покрытия затрат школ занимают попечительские фонды и финансирование из различных общественных фондов. Отчисление на просвещение или здравоохранение, как правило, исключается из налогооблагаемого дохода физических и юридических лиц. Во многих странах государство берет на себя расходы по просвещению наиболее нуждающихся групп населения. Господствующие классы и группы предпочитают обучать своих 'детей в привилегированных школах, окончание которых гарантирует поступление в престижные колледжи и университеты, открывает доступ в узкий круг общества. Ограниченность бюджетных ресурсов, а государство всегда находится в состоянии поиска новых доходов для покрытия все возрастающих расходов, формализованность бесплатного обучения, желание определенных классов и групп населения дать своим детям более полное и разностороннее первичное образование приводят к все большему привлечению на нужды образования внебюджетных средств. Можно назвать всеобщей тенденцию возрастания роли внебюджетных ресурсов для организации первичного общего образования. Эта тенденция сопутствует росту доходов населения. По экономическому содержанию среди расходов на просвещение преобладают расходы на зарплату, приобретение оборудования и мебели, расходы на строительство и содержание школьных зданий. По общим принципам организации расходы на здравоохранение аналогичны затратам на просвещение. Учитывая сложности экологического характера и прозрачность государственных границ для распространения болезней, ведущие страны вынуждены тратить значительные ресурсы на профилактику заболеваний и исследовательские работы в области медицины. Кроме того, в отличие от просвещения, где расходы приближены к потребителям, в здравоохранении получило распространение (по ряду объективных причин) строительство крупных лечебных комплексов. Отсюда И особенность организации затрат из бюджета — доля местных бюджетов в общей сумме затрат на здравоохранение ниже, чем доля местных бюджетов в расходах на просвещение. Среди затрат на здравоохранение преобладают затраты на медикаменты, перевязочные средства и белье, на зарплату персонала, на питание больных, приобретение оборудования, строительство и содержание зданий и сооружений, приобретение мебели. В развитых странах наблюдается тенденция сокращения контингента, имеющего право на бесплатные медицинские услуги. Такое право распространяется на беднейшие слои населения. Основная часть населения получает доступ к медицинским услугам через систему социального и медицинского страхования. Система социального обеспечения по времени возникновения и включения ее в состав государственных расходов значительно „моложе", чем просвещение и здравоохранение. Первоначально система социального обеспечения носила характер защиты корпоративных структур. В настоящее время практически все государства в той или иной мере планируют в своих расходах и расходы на социальное обеспечение. Сюда включаются пенсии и пособия. Именно эти затраты первоначально вошли в состав государственных расходов. Трудно сказать, какие пенсии—военнослужащим или чиновникам — были назначены впервые. В России прообразом таких пенсий были наделы земли с крепостными. В настоящее время характерной особенностью системы социального страхования большинства стран является долевое участие в создании фондов социального страхования самих работников, предпринимателей и государства. Таким образом, эти фонды имеют три источника образования. Это не обязательное правило. Соотношение этих источников может быть совершенно разным. Но, в принципе, это наиболее рациональная система создания этих фондов.
Расходы на социальное страхование включают в себя достаточно обширный перечень видов: 1) пенсии; 2) пособия по временной нетрудоспособности; 3) оплата лечения в стационаре; 4) пособия по беременности и уходу за ребенком; 5) пособия многодетным семьям; 6) льготы по налогам и возврату ссуд за второго и т.д. ребенка (в Китае действуют обратные правила); 7) пособия по безработице; 8) расходы по профориентации; 9) расходы по приему, размещению и обучению иммигрантов; 10) расходы по содержанию домов престарелых; 11) расходы по содержанию и лечению инвалидов и т.д. Часть этих расходов финансируется из федерального бюджета, часть — за счет бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Размеры долевого участия населения определяются путем накопления статистического ряда и его обработки. Немаловажную роль в увеличении доли государства и предпринимателей в расходах на социальное страхование играют сплоченность трудящихся, профсоюзное движение и тысячи других факторов.
3. Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики Современная система расходов государства на народное хозяйство и поддержку экономики имеет длинную историю. В докапиталистических формациях за счет государственного имущества формировалась значительная часть доходов государства. Уже на рабовладельческой стадии развития государство располагало значительными земельными и лесными угодьями — шахтами, солеварнями, верфями и т.д. Государство являлось крупнейшим рабовладельцем. Собственность государства пополнялась в захватнических войнах. В период феодальной раздробленности границы между доходами монарха и феодалов были условными, так как феодалы выполняли значительную часть государственных функций. Но доходы не главное богатство общества — земля и ее недра, леса и водные пути оставались в собственности государства (включая и феодалов). С централизацией государственной власти происходит лишь концентрация основных производительных сил в руках государства. До победы буржуазии государство было крупнейшим собственником, в силу чего оно несло расходы по организации производства. Мы не анализируем соотношения доходов и расходов государства. В данном случае важно понять, что наряду с расходами на управление и военными расходами значительная часть расходов государства в силу сложившихся исторически условий шла в сектор экономики. Капиталистическая система победила в результате научно-технического прогресса, предложив обществу более производительные технологии. Однако государство осталось крупнейшим собственником имущества. По ряду причин {важнейшая среди них — удовлетворение потребностей армии) государство вкладывает свои средства в создание государственных предприятий. К настоящему времени в большинстве стран сложилась система государственных предприятий двух типов — принадлежащих центральному правительству (или правительствам субъектов федерации) и местным органам власти. Во втором случае эта собственность называется муниципальной. По характеру организации управления различают две группы государственных предприятий: 1. Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании. В этом случае государство покрывает все расходы предприятия, зачисляя в бюджет все доходы. 2. Автономные предприятия. Такие предприятия финансируются государством в случае убытков и для развития этих предприятия.
Исторически можно выделить следующие побудительные мотивы возникновения государственных предприятий: 1. Военные потребности дают толчок к развитию государственных оружейных и пороховых заводов, мануфактур, верфей, портов и т.п. 2. Необходимость увеличения своих доходов побуждает государство строить предприятия по производству предметов роскоши — фаро^оровые заводы, предприятия по производству гобеленов, шелковых тканей, часовые заводы и т.п. 3.,Из фискальных соображений государство монополизирует производство соли, спичек, табака, водки, других аналогичных товаров. С развитием капитализма государство берет на себя расходы по организации важнейших отраслей инфраструктуры — железных дорог, почты, телеграфа, а также горных отраслей. Эти отрасли, непосредственно не создающие продукцию, но необходимые для функционирования всей экономики, требуют крупных единовременных вложений, которые не могли бы мобилизовать капиталисты на этапе первоначального накопления капитала. Кроме того, отрасли инфраструктуры имеют низкую рентабельность,' окупаются за длительный период времени. Но раз общество не может обойтись без продукции и услуг этих отраслей, а капиталистам невыгодно вкладывать средства в эти отрасли, то эти расходы берет на себя государство. Таким образом, можно выделить три основные причины возникновения государственных предприятий в домонополистическую эпоху: 1. Экономические причины. С развитием капитализма в различных странах возникает потребность в средствах сообщения и отдельных отраслях, а размеры индивидуальных накоплений не позволяют частным предпринимателям организовать производство и обслуживание в необходимых масштабах. Поскольку их отсутствие сдерживает развитие и других отраслей, государство берет на себя строительство таких объектов. Кроме стимулирования роста внутреннего капитализма, эти отрасли создают необходимые предпосылки для выхода на международный рынок, привлекают иностранные капиталы и товары. 2. Политические причины. По политическим причинам государство развивает предприятия военного назначения, телеграф, телефон и почтовую связь. Эти отрасли в свою очередь дают толчок развитию ряда смежных отраслей, снижая затраты частных предпринимателей. 3. Фискальные причины. Ряд отраслей (добыча золота, соли и др.) государство развивает в силу ограниченности ресурсов или высокой доходности. Пользуясь своими правами, государство объявляет эти отрасли своей монополией. Классический пример такой монополии — винная. В современную эпоху развитие государственного сектора экономики протекает по-разному в ведущих и развивающихся странах. Пользуясь политическими и экономическими рычагами (в основном через ссудную политику), ведущие страны навязывают более слабым государственные вложения в добывающие отрасли и аграрный сектор, превращая их тем самым в потенциальные рынки сбыта. Такая политика, когда государство развивает не самые рентабельные отрасли, выгодна в целом классу капиталистов, поскольку увеличивает норму прибыли. Рассматривая развитие государственных расходов на народное хозяйство в ретроспективе, следует отметить общую тенденцию к их снижению. Там, где вложения государства создали почву для проникновения частного капитала, последний вытесняет государственный сектор. В случае усложнения экономической ситуации в стране увеличивается доля государственных расходов. Можно утверждать, что основной функцией государственного капитализма является стимулирование частного предпринимательства, создание для частного предпринимательства наиболее благоприятных условий. Этому подчинены финансовый механизм и механизм ценообразования.
Общей тенденцией можно назвать налоговые и кредитные льготы государственным предприятиям. В ценовой политике в большинстве стран нет особых различий — цена на продукцию государственных предприятий занижается, если потребителями продукции являются негосударственные предприятия. И, наоборот, цена завышена, если продукция идет широкому потребителю. Рентабельность государственных предприятий, кроме государственных монополий, всегда ниже, чем у соответствующих негосударственных предприятий. Это увеличивает общие расходы государства, стимулируя перелив капитала в частные руки. К расходам государства на поддержку экономики следует отнести и покупку государством акций частных предприятий. Это один из способов помощи частным компаниям и переложения их убытков или расходов по расширению производства на плечи налогоплательщиков. Расходы государства в экономику являются постоянной статьей расходов. Как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция этих расходов к постоянству объясняется их структурообразующей ролью. Общее назначение этих расходов — создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности. В настоящее время участие государства в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями: 1. Финансирование отраслей инфраструктуры. 2. Финансирование новых отраслей, имеющих стратегическое назначение. К таким отраслям относятся атомная промышленность, освоение космоса, некоторые отрасли химической промышленности и т.п. Эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют прибыль. 3. Финансирование убыточных отраслей. К таким отраслям относится добыча каменного угля и некоторые другие отрасли добывающей промышленности. Во многих странах эти отрасли национализированы. 4. Финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости (например, строительство гидростанций). 5. Финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей. 6. Финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера. Участие государ-ства в этих затратах вызвано рисковым характером научных изысканий. 7. Финансирование внешнеэкономической экспансии. Все, что на языке дипломатов называется экономической помощью, всегда является способом увеличения прибыли капиталистов своей страны. Мы говорим о конечной цели. Даже если эта помощь или участие в экономических мероприятиях осуществляется не от имени государства, за всеми сделками стоит государство, гарантируя эти сделки и обеспечивая возврат вложений. Кредиты, предоставляемые от имени.государства, практически не имеют денежную форму. Это всегда товарные кредиты, за которые надо возвращать деньги. Исключение из правил вполне возможно — иногда экономическая помощь бывает и безвозмездной. Но это крайне редкое явление, и объёмы такой помощи небольшие. Внешнеэкономическая экспансия осуществляется в виде кредитов, военной помощи, подготовки кадров, предоставления технологий и сырья, долевого участия в экономических мероприятиях, в форме вывоза капитала и т.д. 4. Экономическая природа и содержание военных расходов О военных расходах в экономической литературе сказано много. И как бы ни выясняли между собой отношения противники и сторонники военных расходов, со дня осознания
себя человечество больше всего тратит на подготовку к войне, на ведение войн и на ликвидацию последствий войн. Анализ бюджета любой страны (кроме нейтральных стран) за 20—30 лет покажет, что военные расходы неуклонно растут как в'абсолютных, так и в относительных суммах. Можно утверждать, что человечество к концу XX века не нашло способа не только отказаться от военных расходов, но и сократить свои самые непроизводительные расходы. В обозримом будущем тенденция возрастания военных расходов, приводящих значительную часть населения к обеднению, не будет преодолена, несмотря на прекращение холодной войны, улучшение международного положения и укрепление доверия между странами. Так или иначе, подготовка к войне идет и сегодня, в эпоху, когда внешне преодолены противоречия между двумя идеологическими системами. К расходам на подготовку к войне относятся затраты на содержание, обучение и материальное обеспечение армии и резервов. Сюда же относятся и расходы на моральную подготовку населения к войне, на военную пропаганду. К этой группе относятся и расходы на производство вооружений, на финансирование инфраструктуры стратегического назначения, на подготовку хозяйства страны к войне. Значительную часть расходов на подготовку к войне составляют расходы на военные исследования. Эти исследования производятся не только по бюджету военного ведомства, но и многочисленным другим каналам, включая частные пожертвования. В мирное время в производстве вооружения, обмундирования, питания и других потребностей армии занято от 10 до 30% населения страны. Военные заказы дают жизнь многим производствам и доходы миллионам людей, занятым на таких предприятиях. Именно по этой причине многие апологеты отстаивают необходимость военных расходов. В то же время доказано, что деньги, вложенные в мирные отрасли народного хозяйства, в пять раз более производительны, чем затраты военных отраслей. Опыт России по сокращению отраслей, работавших на военные нужды, и сокращению численности армии показывает, что без соответствующего финансирования это приводит к катастрофическим последствиям. Потребности военного рынка и потенциальные возможности огромного числа людей, связанных с обеспечением армии, представляют важнейшую часть рынка. Потеря этого рынка сбыта не может не разрушить экономику любой, даже самой богатой, страны. Россия не стала исключением. Может быть, по этой причине в ближайшем будущем ни одна из ведущих стран мира не пойдет на разрушение своей промышленности, обеспечивающей потребности армии. Запрещение отдельных видов вооружения ни в коей мере не означает сокращение военных расходов, поскольку на смену запрещенным видам оружия приходят вновь произведенные. Расходы на военные нужды тесно связаны с политикой. При этом невозможно найти первопричину. Внешне военным расходам предшествуют идеологические (политические) разногласия между странами. На самом деле в основе военных расходов мирного времени гораздо больше экономических причин — стабильный рынок сбыта при монопольно высоких ценах на закупку продукции представляет идеально привлекательную сферу деятельности для экономики. Естественно, сторонники сохранения этого важнейшего комплекса экономики мобилизуют свои силы и влияние во всех властных структурах. За счет средств налогоплательщиков, собранных в бюджете, государство щедро финансирует в принципе непроизводительные военные траты, осуществляя перераспределение национального дохода. На теоретическом уровне доказывать производительный характер военных расходов невозможно — вся военная техника, например, не участвует в воспроизводственном про-
цессе. Таковы же и расходы на проведение военных учений. По экономическому содержанию военные расходы настолько многообразны, что их можно только ранжировать по объему. Всю классификацию государственных расходов, приведенную в первом параграфе данной темы, можно проиллюстрировать на примере военных расходов. Расходы на ведение войны в любой из воюющих стран всегда значительно превосходят расходы на подготовку к войне. Во время войны весь потенциал страны, по крайней мере, страны, отражающей агрессию, переводится на военные нужды. Все остальные расходы общества значительно сокращаются, начиная с трудовых ресурсов. Представить себе масштабы затрат человечества на ведение глобальной войны можно из следующих данных о первой и второй мировых войнах, разразившихся в XX веке.
Расходы по ликвидации последствий войны делятся на пять групп: 1) расходы по ликвидации хозяйственных разрушений; 2) перевод хозяйства на мирные рельсы — реконверсия хозяйства; 3) расходы по выплате государственного долга и процентов по нему; 4) выплата репараций; 5) выплата пенсий и пособий участникам войны. 5. Расходы на управление Самой противоречивой статьей государственных расходов являются расходы на управление. Они отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки результативности, с другой. Больше того, доказать необходимость их роста или уменьшения никому еще не удавалось ни на практике, ни в теории. Государственные расходы на управление включают в себя затраты на содержание законодательных органов, правительства страны, законодательных органов и правительств субъектов федерации, местных органов власти и управления, органов правопорядка, органов судопроизводства и прокуратуры. Фактические расходы на управление значительно превышают бюджетные назначения за счет привлечения различных внебюджетных фондов, включая фонды политических партий. За счет этих средств создаются исследовательские центры, параллельные управленческие и охранные структуры и т.п. Структурно в расходах на управление преобладают расходы на зарплату, командировочные, на организацию отдыха и лечения, на пенсии и пособия. Социальный состав занятых в управлении соответствует классам и группам общества, в чьих руках находятся богатства страны, ибо органы управления всегда защищают интересы имущих классов. Естественно, защиту существующих производственных отношений никто не доверит представителям других классов и общественных групп. Если обследовать материалы обсуждения бюджетов любой страны, то всегда можно обнаружить обоснованные потребности на увеличение расходов на управление. И они растут с завидным постоянством. В среднем за 20 лет расходы на управление удваиваются. И только в периоды предвыбор-
ной борьбы раздаются обещания по сокращению расходов на управление. Самый разительный пример — современная Россия. Обедневшая в результате распада великой державы и разрушения экономики страна содержит аппарат управления, превосходящий управленческий аппарат СССР.
Тема 6 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ 1. Содержание государственных доходов и их классификация Государственные доходы как экономическая категория присущи любой общественно-экономической формации. Они базируются на определенных отношениях общественных групп и классов. Государственные доходы выражают отношения распределения и перераспределения национального дохода. В то же время государственные доходы представляют собой совокупность денежных средств, концентрируемых в руках государства для выполнения им своих функций. Основным источником формирования государственных доходов является национальный доход, создаваемый в том или ином государстве. Формой проявления этих доходов выступают налоги. Кроме налогов, государственные доходы выступают в виде прибылей предприятий и организаций государственного сектора, доходов от сдачи государственного имущества в аренду и концессии, доходов от продажи государственного имущества, доходов от ценных бумаг, доходов от долевого участия государства в частном предпринимательстве, доходов от государственных монополий, таможенных доходов. Экзотические виды государственных доходов — военная контрибуция и репарационные доходы. Не составляя доход государства, важным источником пополнения бюджета выступают государственные кредиты, т.е. доходы от привлечения внутренних и внешних займов. По экономическому содержанию государственные доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговая форма изъятия доходов всегда сопровождается сменой фор-
мы собственности. При государственном кредите собственником дохода государства остается кредитор. По источникам образования государственные доходы делятся на налоги, доходы от государственного имущества и государственных ценных бумаг, доходы государственных учреждений за оказанные услуги, штрафы и пени. По формам образования государственные доходы делятся на обязательные платежи (налоги и таможенные платежи) и добровольные платежи (плата за услуги, займы, лотереи и др.). По принадлежности государственные доходы делятся на доходы центральных органов власти и управления, доходы субъектов федерации и муниципальные доходы.
2. Налоги как основа государственных доходов Давно было замечено, что государство не может существовать без налогов. Для государства налоги представляют то же самое, что для рабочего — заработная плата. Налог — это часть национального дохода, принудительно взимаемая государством на содержание своего аппарата и финансирование выполняемых им функций. Налоги обязательны к уплате и взимаются принудительно. Именно эта особенность налогов, их устойчивость, делает их основой государственных доходов. Источником налогов выступают имущество и доходы. Соответственно объектом обложения выступают заработная плата, прибыль, рента и доход. Для людей наемного труда налог выступает формой дополнительной эксплуатации (в дополнение к основной эксплуатации, осуществляемой на производстве). Учитывая особенность положения людей наемного труда в обществе (они являются собственниками важнейшей части воспроизводственного процесса — рабочей силы), налоги могут только ухудшить экономическое положение трудящихся, но не разорить их. Но иное влияние оказывает налоговая система на промежуточные классы, получающие доход от работы не по найму (мелкие предприниматели, фермеры и т.д.) — с усилением налогового бремени они разоряются, пополняя ряды пролетариев. Бели вследствие этого увеличивается предложение рабочей силы, падает её цена, а это еще больше ухудшает положение рабочих, людей наемного труда. Налоги обычно составляют до 90% доходной части бюджета, достигая 30—40% национального дохода. Они, как правило, делятся на федеральные и местные. В любом случае, виды налогов, их ставки и объекты обложения утверждаются центральными органами власти. В федеральном государстве может дополнительно участвовать в формировании бюджета и налоговая система субъектов федерации. Как правило, налоговая система субъектов федерации дублирует налоговую систему центра, участвуя в долевом распределении федеральных налогов. На этом уровне возможно сочетание федеральных и местных налогов. Наконец, возможно введение собственных налогов. Все зависит от конституции страны и раздела функций между центральной властью и субъектами федерации. Учитывая, что функции государства расширяются с развитием общества, в обозримом будущем надо ожидать дальнейшего расширения и усложнения налоговой системы соответственно возрастанию сложности общественного производства. Элементы налога Элементы налога в совокупности дают характеристику не только отдельных налогов, но и всей налоговой системы. Различают следующие элементы налога. 1. Субъект налога — физическое или юридическое лицо, непосредственно облагаемое налогом. Однако не всегда субъект налога платит налог со своего дохода. При капитализме (как и при предшествующих формациях) создаются условия
для переложения налога. При переложении налогов субъект налога не совпадает с его действительным носителем. 2. Носитель налога — окончательный или фактический плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов. Например, при поземельном или подомовом налоге облагается владелец земли или дома, а уплачивают этот налог арендаторы. 3. Объект налога — имущество или доход, который облагается налогом. Например, заработная плата, прибыль, земля, гонорар и т.д. 4. Источник налога — то, из чего вносятся налоги. У рабочих это зарплата, у капиталистов — прибыль, у крестьян — доход. 5. Единица (масштаб) обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога (1 га земли, 1 доллар дохода и т.д.). 6. Ставке (квота) налога — размер налога, исчисленный на единицу обложения. Он устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. Бе называют еще нормой налогового обложения. 7. Оклад налога —сумма налога, начисленная на весь объект налога в целом. 8. Налоговая система — совокупность налогов в той или иной стране, форм и методов их построения и взимания. 9. Налоговый иммунитет — освобождение лиц, занимающих особое, привилегированное положение, от обязанности платить налоги. В настоящее время это дипломатический корпус. 10. Налоговый кадастр —опись объектов, подлежащих налоговому обложению. На их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта. Разновидность налогового кадастра — земельный кадастр (есть еще подомовой и пр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|