Классификация государственных займов
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Государственный кредит по источникам происхождения может, быть внутренним и внешним. В свою очередь внутренний государственный кредит может выступать в трех формах: 1) займы, предоставленные под запись в долговую книгу; 2) облигационные займы; 3) текущие долги казначейства. Первая форма присуща феодализму. Чтобы заем (обычно монарху), который выдавал банкир, не считался частным, его записывали в специальную „Книгу по государственному долгу", в которой указывались условия предоставления займа — сумма, срок, порядок возврата, сумма возврата. С развитием рыночных механизмов, в первую очередь вторичной финансовой системы, возникла необходимость в обязательствах государства, которые бы могли фигурировать на денежном рынке. Эти обязательства, сначала именные, постепенно трансформировались в облигации. В государствах с казначейской системой для покрытия кассового разрыва бюджета прибегают к текущим долгам казначейства, погашаемым в течение года или по договоренности с кредитором переходящим в облигации. Текущие обязательства казначейства имеют обычно договорную форму. Реже они выпускаются в форме ценных бумаг — когда их срок превышает шесть месяцев. По срокам займы делятся на: 1) бессрочные (рентные); 2) долгосрочные; 3) среднесрочные; 4) краткосрочные; 5) текущие долги. Держатели рентных облигаций имеют право получать только проценты по своему займу, но не имеют права истребовать первоначальную сумму. По своему характеру эти займы очень напоминают страховые суммы. В бессрочных займах ежегодный процент обычно фиксируется на уровне, немного превышающем банковский процент. Преимущество такой системы заключается в стабильном размере ежегодных выплат. На размер ренты не влияет конъюнктура на финансовом рынке. Для привлекательности рентных займов вводятся обязательства государства по возмещению инфляционных потерь. По договорам бессрочных займов государство оставляет за собой право выкупа таких обязательств.
Долгосрочные займы заключаются на срок от 50 до 99 лет. По истечении этого срока облигации подлежат выкупу со стороны государства. Долгосрочные займы по существу не отличаются от бессрочных — они носят такой же рентный характер. Долгосрочные займы бывают двух видов — аннуитет и тон-тина. При аннуитете кредитор ежегодно получает оговоренную сумму дохода, состоящую из суммы процента по займу и час-ти капитального долга. На величину ежегодной выплаты влияет в основном срок действия договора займа. Различают два вида аннуитетов — срочные и пожизнен-ные. Кредитор имеет право передавать срочный аннуитет другому лицу. При пожизненном аннуитете условия действия прекращаются со смертью кредитора. По условиям договора аннуитет, как и все аналогичные займы, не подлежит конверсии. Такой же архаичной формой являются и тонтины. При этой системе государство заключает договор займа с группой лиц примерно одного возраста. От аннуитета тонтина отличается только тем, что ежегодное вознаграждение выплачивается до тех пор, пока жив хотя бы один из кредиторов. Выплата ренты прекращается со смертью последнего из товарищества кредиторов. Среднесрочные займы выпускаются на срок от 10 до 15 лет, краткосрочные — от года до 5 лет, текущие — от трех месяцев до года. . Всякое правительство заинтересовано в долгосрочных займах. Показатель соотношения долгосрочных и краткосрочных займов в общем объеме государственного долга является косвенной характеристикой устойчивости правительства. Если преобладают краткосрочные займы и текущие обязательства, то это признак неустойчивости правительства.
По методам размещения займы делятся на добровольные и принудительные. Принудительные займы возникают в случае войн или других чрезвычайных обстоятельств. Одной из форм принудительных займов является замораживание вкладов в сберегательных кассах. Особенностью сберегательных касс в большинстве стран является их особый статус. В отличие от обычных банков сберегательные кассы не имеют права на совершение ссудных операций на финансовом рынке. Государство гарантирует сохранность таких вкладов, используя в свою очередь остатки на счетах на свои нужды. Опыт новых российских реформаторов по превращению Сбербанка в обычный коммерческий акционерный: банк в этом смысле противоречит всей мировой практике. По валюте займы делятся на натуральные и денежные. Денежные займы могут быть в национальной валюте и в валюте других стран. Облигации денежных займов продаются и покупаются по текущему курсу за деньги. Натуральные займы появляются в периоды экономической разрухи и сопутствующей ей инфляции. В этом случае за единицу принимается пуд хлеба, тонна угля; грамм золота.и т.д. На облигации указывается номинальная величина этой натуральной единицы. Однако облигации продаются и покупаются за деньги в соответствии с ценой указанного на облигации товара в момент совершения операции купли-продажи. Натуральная единица применяется с целью предотвращения обесценения займа. По месту размещения займы делятся на внутренние и внешние. Признаком места размещения выступает валюта займа — если используется валюта страны, выпускающей заём, то это внутренний заём. В отличие от классификации по источникам происхождения, внешние займы могут быть, размещены и на территории собственной страны. Это касается стран, входящих по соглашению в зону действия определенной валюты при сохранении и национальной валюты. Обычно это является следствием колониальной зависимости. По форме доходности займы делятся на процентные и выигрышные (лотерейные). По процентным займам выплата годового процента производится по каждой облигации отдельно путем срезания купонов, на которых обозначаются сумма и срок выплаты., Выигрышные займы выпускаются с целью привлечения средств широких слоев населения. В этом случае доход выплачивается только по облигациям, чьи номера совпали с тиражной таблицей. Одновременно происходит погашение облигации. Оставшиеся облигации участвуют в следующем тираже, и так до полного погашения займа.
По форме обращения займы делятся на рыночные, нерыночные и специальные выпуски. Рыночные займы выпускаются в форме облигаций, векселей, сертификатов, нот, бон. Они свободно обращаются на рынке, но не могут быть предъявлены к погашению до истечения их срока. Эта форма займов наиболее распространенная. Держатели нерыночных ценных бумаг имеют другую привилегию — досрочного предъявления к оплате. Это право наступает обычно, если другое не оговорено в условиях выпуска, через год. Держатель бумаг при досрочном предъявлении к оплате теряет на процентах. Чаще всего нерыночные ценные бумаги имеют еще одно преимущество — ими можно погашать налоговые платежи. Специальные займы размещаются среди финансовых институтов. Они именные и не обращаются на денежном рынке. Они также могут быть предъявлены к оплате или зачету до истечения срока их действия. Важнейшее значение в проблемах государственного кредита имеет вопрос о курсе займа. Курсом займа называется цена облигации займа, выраженная в процентах к номиналу. Курсы могут быть трех типов: альпари (при 100% курсе, т.е. совпадении цены и номинала), ажио (выше номинала) и дизажио (когда курс ниже номинала). Например, когда номинал облигации составляет 1000 рублей, а продается она за 7 50 рублей, то дизажио составляет 25$. При выпуске займов правительство заключает договор с банком-(или группой банков), биржей или другими финансовыми институтами об условиях выпуска займов. В условия займа включаются сумма займа, срок, условия погашения, уровень доходности, эмиссионный курс. Эмиссионным курсом займа называется курс в момент выхода займа на биржу. Эмиссионный курс обычно бывает ниже номинала — для покрытия затрат по первичному размещению и для привлечения кредиторов.
Если учесть, что при выпуске займа уровень доходности ориентирован на банковский процент, то с изменением ссудного процента начинает колебаться и цена на облигации займа. Реальный курс облигаций займа, сложившийся после размещения займа, называется биржевым курсом. Заём считается размещенным, когда он окажется в руках окончательных держателей. Реальный курс займа зависит от уровня доходности займа (процент займа) и уровня банковского процента. При этом зависимость от процента займа прямо пропорциональна, а от уровня банковского процента — обратно пропорциональна. Одной из форм государственного кредита, получившего распространение во второй половине XX века, является государственные гарантии корпоративных кредитов. При избыточности ссудного капитала тем самым государство стимулирует вывоз капитала из своей страны и вследствие этого рост ссудного процента внутри страны, создавая условия для размещения собственных займов. И, наконец, надо различать облигационные операции центрального правительства и местных органов власти. Обязательства местных органов власти входят в общую совокупность государственного долга. Но ним чаще применяются льготы по налогам, чем по общегосударственным займам. Это связано с хроническим дефицитом местных бюджетов. Доходы по местным займам обычно не облагаются местными налогами. 3. Методы погашения государственного кредита Государственные займы приобретаются по ряду причин экономического, социального и политического характера. Но во всех случаях курс облигаций займа зависит от доверия к правительству и его экономическому курсу. Когда речь идет о внешних займах и его разновидности, о международном кредите, гарантией своевременного возврата и своевременной и полной выплаты процентов по долгу выступают различные международные объединения. Однако при резкой смене власти в стране-должнике становится весьма проблематичной возможность возврата таких кредитов. Во время холодной войны и противостояния двух систем ведущие державы обоих лагерей выдавали кредиты африканским и арабским странам в целях перетягивания стран с неопределенным политическим будущим в свой лагерь. Советскому Союзу такая политика обошлась почти в 80 миллиардов долларов невозвращенных (и проблематичных в будущем) долгов. Однако такие долги не списываются. Классическим примером могут служить долги царской России, которые большевистское правительство отказалось платить. Настойчивость и последовательная политика в частности французских держателей российских ценных бумаг привела к тому, что через 80 лет правительство совершенно другой России обязалось удовлетворить эти долги.
Совсем другая картина складывается по внутренним долгам. Никакому правительству стабильного государства не „придет в голову" ущемить интересы подписчиков на облигации или другие формы займов. Однако по разным экономическим причинам, чаще по причине бюджетного дефицита, правительство бывает вынуждено искать другие, нежели немедленная выплата за счет бюджета, способы расчета по государственным долгам. Наиболее часто старые займы покрываются путем выпуска новых займов, т.е. путем рефинансирования. При этом используется метод конверсии займов, метод их консолидации или унификации. Конверсия займа означает изменение первоначальных условий займа (цена номинала, величина процента, срок займа, форма погашения). При конверсии меняют часть первичных условий. Чаще всего величину процента и срок погашения. Бывают и случаи полной конверсии (в СССР четырежды была проведена полная конверсия займов). Конверсии бывают добровольные, обязательные и принудительные. При добровольной конверсии правительство предлагает держателям облигаций добровольно обменять облигации старого займа на новые, как правило, с более низким процентом. Держатель облигаций обычно имеет право прекратить действие кредита, получив свои деньги (с потерей процента), либо обменять старые облигации на новые, либо не обменивать свои облигации и получать по ним годовые проценты на новых условиях. При обязательной конверсии старые облигации подлежат либо обмену на новые, либо возврату их государству в обмен на деньги. При принудительной конверсии старые облигации обмениваются на новые в пределах установленного срока. Принудительная конверсия не предусматривает досрочное погашение облигации. Не обмененные в срок облигации аннулируются. Консолидация означает перевод текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Обычно консолидация носит принудительный характер. Чаще всего консолидация займов сопровождается конверсией, т.е. изменением первоначальных условий. В этом случае возможен и обязательный, и добровольный порядок консолидации. Унификация займов означает замену нескольких (или всех) ранее выпущенных облигаций займов новыми. Обычно эта операция проводится после прохождения цикла экономического кризиса, сопровождаемого инфляцией. Тема 8 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ 1. Сущность специальных фондов Специальные фонды являются частью финансов государства. В отличие от бюджетных ресурсов, средства специальных фондов всегда имеют целевое назначение. По экономическому содержанию специальные фонды являются одним из способов перераспределения национального дохода по инициативе правительства и в его пользу. В этом плане они не отличаются от налогов. Разница между налогами и специальными фондами заключается в том, что налоги формируются всегда за счет обязательных платежей, а в создании специальных фондов участвуют и добровольные платежи. Главное же отличие заключается в возвратности платежей в целевые фонды. Во многих ведущих странах специальные фонды достигают по сумме 50 процентов государственных бюджетов. Они практически бесконтрольно находятся в распоряжении правительства, поскольку не подлежат утверждению парламентов. Это не относится к специальным фондам, создаваемым за счет бюджетных ассигнований, — они утверждаются парламентом, и финансовый контроль над их использованием идентичен бюджетным средствам. Специальные фонды формируются четырьмя методами: 1} путем введения специальных налогов и сборов (например, фонды дорожного строительство); 2) за счет бюджетных ассигнований (обычно фонды, связанные с наукой и военными целями); 3) через выпуск специальных займов; 4) путем добровольных взносов. Основная часть специальных фондов формируется за счет налогов и сборов и бюджетных отчислений. Они создаются
для решения социальных программ, для обеспечения структурных изменений в экономике, для стабилизации денежно-кредитной системы и т.д. В последние десятилетия получили развитие межгосударственные специальные фонды, решающие валютные и финансовые проблемы экономических и политических союзов. Наиболее известными являются бюджет ЕЭС, Международный валютный фонд и т.д. Правительства заинтересованы в специальных фондах по ряду причин. Прежде всего это дает возможность привлекать дополнительные ресурсы для выполнения правительством своих функций. Для правительства любого государства основной целью является воспроизводство существующих производственных отношений. Вторая, не менее важная задача правительства — обеспечение стабильности в межклассовых отношениях. Этому во многом содействуют фонды медицинского и социального страхования и фонды социального обеспечения, создаваемые за счет накопительных взносов и отчислений. В большой степени посредством специальных фондов правительство финансирует развитие космических и военных исследований и аналогичных отраслей науки, работу спецслужб и аналогичные расходы, которые не требуют огласки и контроля со стороны общественности. Временно свободные ресурсы специальных фондов используются государством для решения кассовых разрывов бюджета, для финансирования непредвиденных расходов. Подробное изучение специальных фондов требует рассмотрения их по каждой стране в отдельности. Только при таком анализе возможно установить их влияние на финансовую систему страны, на экономику, на социальную сферу. Только в этом.случае можно узнать реальные процессы распределения и перераспределения национального дохода. 2. Классификация специальных фондов Специальные фонды отличаются друг от друга по четырем признакам: 1} по срокам действия; 2) по принадлежности; 3) по правовому положению; 4) по целям. По срокам действия спецфонды делятся на постоянные и временные. При создании специальных фондов постоянного действия не оговаривается срок, в течение которого они будут действовать. Во втором случае четко определяется срок. Временные фонды создаются для решения определенной задачи, для финансирования конкретного проекта и т.д. До принадлежности специальные фонды делятся на общегосударственные, местные и международные. Решение об участии в международных специальных фондах и о создании специальных фондов на уровне государства принимает парламент страны, поскольку источником их финансирования выступает либо бюджет, либо новые налоги и сборы. А введение новых налогов и сборов также является прерогативой парламента. Особое место в экономике развитых стран занимают специальные корпоративные фонды. Для создания этих фондов не требуют парламентского согласия. Однако их контролирует правительство, поскольку отчисления в подобные фонды затрагивают налоговые интересы государства. По правовому положению различают три группы специальных фондов: 1) специальные фонды, включаемые в бюджет; 2) самостоятельные специальные фонды; 3) фонды, обладающие частичной самостоятельностью. Наиболее существенным является классификация специальных фондов по целям: 1) социальные фонды; 2) фонды личного и имущественного страхования;
3) экономические фонды; 4) научные специальные фонды; 5) военно-политические; 6) кредитные. Система личного и имущественного страхования, будучи чисто финансовым институтом, с государственными финансами формально связана через налоговые системы. Особый случай представляет система государственного личного и имущественного страхования. Эти фонды образуются из поступлений от страховых взносов, от продажи страховых полисов, от доходов из вложений в ценные бумаги, от платежей за выданные гарантии по рискам от частных вложении. Система страхования — это один из самых древних финансовых институтов со своей специфической терминологией, законами, экономическими связями, влиянием на экономические процессы в обществе. Ущерб при наступлении страхового случая настолько велик, что индивидуальный предприниматель не в состоянии возместить ущерб, если его не разложить на большое число предпринимателей через страховую систему. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………………………………………………………………………. 3 Тема 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 1. Сущность финансов …………………………………………………………………5 2. Финансы как экономическая категория……………………………………………9 3. Функции финансов …………………………………………………………………12 4. Звенья финансов…………………………………………………………………….18 Тема 2.РОЛБ ФИНАНСОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ 1. Распределение — важнейшая стадия воспроизводственного процесса…………22 2. Роль и место финансов в процессе распределения ……………………………….27 3. Взаимосвязь и отличия важнейших экономических категорий: финансы, деньги, кредит, цены, зарплата…………………………………………………………………33 Тема 3. ГЕНЕЗИС ФИНАНСОВ 1. Исторический характер финансов………………………………………………….37 2. Роль финансов в накоплении и движении капитала………………………………41 3. Генезис дефиниции „финансы"…………………………………………………….42 Тема 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВ 1. Сущность государственного бюджета…………………………………………….86 2. Бюджетный процесс………………………………………………………………...91 3- Бюджетное устройство……………………………………………………………..96 Тема 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ 1. Характеристика государственных расходов……………………………………..101 2. Расходы на социально-культурные нужды ………………………………………105 3. Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики ………………………109 4. Экономическая природа и содержание военных расходов ……………………….114 5. Расходы на управление ……………………………………………………………118 Тема 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ 1. Содержание государственных доходов и их классификация……………………120 2. Налоги как основа государственных доходов……………………………………121 3. Элементы налога …………………………………………………………………...122 4. Классификация налогов ……………………………………………………………125 5. Характеристика прямых налогов ………………………………………………….127 6. Характеристика косвенных налогов ………………………………………………136 7. Таможенное обложение…………………………………………………………….144 8. Особенности налогообложения в современной России …………………………146 Тема 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ 1. Государственный кредит как метод формирования доходов бюджета …………153 2. Классификация государственных займов …………………………………………154 3. Методы погашения государственного кредита …………………………………..160 Тема 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ 1. Сущность специальных фондов ……………………………………………………162 2. Классификация специальных фондов ……………………………………………..164
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|