Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация государственных займов




Государственный кредит по источникам происхождения может, быть внутренним и внешним. В свою очередь внут­ренний государственный кредит может выступать в трех формах:

1) займы, предоставленные под запись в долговую книгу;

2) облигационные займы;

3) текущие долги казначейства.

Первая форма присуща феодализму. Чтобы заем (обычно монарху), который выдавал банкир, не считался частным, его записывали в специальную „Книгу по государственному дол­гу", в которой указывались условия предоставления займа — сумма, срок, порядок возврата, сумма возврата.

С развитием рыночных механизмов, в первую очередь вто­ричной финансовой системы, возникла необходимость в обя­зательствах государства, которые бы могли фигурировать на денежном рынке. Эти обязательства, сначала именные, по­степенно трансформировались в облигации.

В государствах с казначейской системой для покрытия кассового разрыва бюджета прибегают к текущим долгам казначейства, погашаемым в течение года или по договорен­ности с кредитором переходящим в облигации.

Текущие обязательства казначейства имеют обычно дого­ворную форму. Реже они выпускаются в форме ценных бу­маг — когда их срок превышает шесть месяцев.

По срокам займы делятся на:

1) бессрочные (рентные);

2) долгосрочные;

3) среднесрочные;

4) краткосрочные;

5) текущие долги.

Держатели рентных облигаций имеют право получать только проценты по своему займу, но не имеют права истре­бовать первоначальную сумму. По своему характеру эти зай­мы очень напоминают страховые суммы.

В бессрочных займах ежегодный процент обычно фикси­руется на уровне, немного превышающем банковский про­цент.

Преимущество такой системы заключается в стабильном размере ежегодных выплат. На размер ренты не влияет конъюнктура на финансовом рынке. Для привлекательности рентных займов вводятся обязательства государства по воз­мещению инфляционных потерь. По договорам бессрочных займов государство оставляет за собой право выкупа таких обязательств.

Долгосрочные займы заключаются на срок от 50 до 99 лет. По истечении этого срока облигации подлежат выкупу со стороны государства.

Долгосрочные займы по существу не отличаются от бес­срочных — они носят такой же рентный характер.

Долгосрочные займы бывают двух видов — аннуитет и тон-тина.

При аннуитете кредитор ежегодно получает оговоренную сумму дохода, состоящую из суммы процента по займу и час-ти капитального долга. На величину ежегодной выплаты влияет в основном срок действия договора займа.

Различают два вида аннуитетов — срочные и пожизнен-ные. Кредитор имеет право передавать срочный аннуитет другому лицу. При пожизненном аннуитете условия дейст­вия прекращаются со смертью кредитора.

По условиям договора аннуитет, как и все аналогичные займы, не подлежит конверсии.

Такой же архаичной формой являются и тонтины. При этой системе государство заключает договор займа с группой лиц примерно одного возраста. От аннуитета тонтина отличается только тем, что ежегодное вознаграждение выплачивается до тех пор, пока жив хотя бы один из кредиторов. Выплата ренты прекращается со смертью последнего из товари­щества кредиторов.

Среднесрочные займы выпускаются на срок от 10 до 15 лет, краткосрочные — от года до 5 лет, текущие — от трех меся­цев до года.

. Всякое правительство заинтересовано в долгосрочных зай­мах. Показатель соотношения долгосрочных и краткосроч­ных займов в общем объеме государственного долга являет­ся косвенной характеристикой устойчивости правительст­ва. Если преобладают краткосрочные займы и текущие обя­зательства, то это признак неустойчивости правительства.

По методам размещения займы делятся на добровольные и принудительные. Принудительные займы возникают в слу­чае войн или других чрезвычайных обстоятельств. Одной из форм принудительных займов является замораживание вкладов в сберегательных кассах.

Особенностью сберегательных касс в большинстве стран является их особый статус. В отличие от обычных банков сберегательные кассы не имеют права на совершение ссуд­ных операций на финансовом рынке. Государство гаранти­рует сохранность таких вкладов, используя в свою очередь остатки на счетах на свои нужды.

Опыт новых российских реформаторов по превращению Сбербанка в обычный коммерческий акционерный: банк в этом смысле противоречит всей мировой практике.

По валюте займы делятся на натуральные и денежные. Де­нежные займы могут быть в национальной валюте и в валю­те других стран.

Облигации денежных займов продаются и покупаются по текущему курсу за деньги.

Натуральные займы появляются в периоды экономической разрухи и сопутствующей ей инфляции. В этом случае за единицу принимается пуд хлеба, тонна угля; грамм золота.и т.д. На облигации указывается номинальная величина этой натуральной единицы. Однако облигации продаются и поку­паются за деньги в соответствии с ценой указанного на обли­гации товара в момент совершения операции купли-прода­жи.

Натуральная единица применяется с целью предотвраще­ния обесценения займа.

По месту размещения займы делятся на внутренние и внешние. Признаком места размещения выступает валюта займа — если используется валюта страны, выпускающей заём, то это внутренний заём. В отличие от классификации по источникам происхождения, внешние займы могут быть, размещены и на территории собственной страны. Это каса­ется стран, входящих по соглашению в зону действия опре­деленной валюты при сохранении и национальной валюты. Обычно это является следствием колониальной зависимости.

По форме доходности займы делятся на процентные и выигрышные (лотерейные).

По процентным займам выплата годового процента про­изводится по каждой облигации отдельно путем срезания купонов, на которых обозначаются сумма и срок выплаты., Выигрышные займы выпускаются с целью привлечения средств широких слоев населения. В этом случае доход вы­плачивается только по облигациям, чьи номера совпали с тиражной таблицей. Одновременно происходит погашение облигации. Оставшиеся облигации участвуют в следующем тираже, и так до полного погашения займа.

По форме обращения займы делятся на рыночные, неры­ночные и специальные выпуски.

Рыночные займы выпускаются в форме облигаций, вексе­лей, сертификатов, нот, бон. Они свободно обращаются на рынке, но не могут быть предъявлены к погашению до исте­чения их срока. Эта форма займов наиболее распространен­ная. Держатели нерыночных ценных бумаг имеют другую при­вилегию — досрочного предъявления к оплате. Это право наступает обычно, если другое не оговорено в условиях вы­пуска, через год. Держатель бумаг при досрочном предъяв­лении к оплате теряет на процентах.

Чаще всего нерыночные ценные бумаги имеют еще одно преимущество — ими можно погашать налоговые платежи.

Специальные займы размещаются среди финансовых ин­ститутов. Они именные и не обращаются на денежном рын­ке. Они также могут быть предъявлены к оплате или зачету до истечения срока их действия.

Важнейшее значение в проблемах государственного кре­дита имеет вопрос о курсе займа.

Курсом займа называется цена облигации займа, выра­женная в процентах к номиналу. Курсы могут быть трех ти­пов: альпари (при 100% курсе, т.е. совпадении цены и номи­нала), ажио (выше номинала) и дизажио (когда курс ниже номинала).

Например, когда номинал облигации составляет 1000 руб­лей, а продается она за 7 50 рублей, то дизажио составляет 25$.

При выпуске займов правительство заключает договор с банком-(или группой банков), биржей или другими финансо­выми институтами об условиях выпуска займов. В условия займа включаются сумма займа, срок, условия погашения, уровень доходности, эмиссионный курс.

Эмиссионным курсом займа называется курс в момент выхода займа на биржу. Эмиссионный курс обычно бывает ниже номинала — для покрытия затрат по первичному раз­мещению и для привлечения кредиторов.

Если учесть, что при выпуске займа уровень доходности ориентирован на банковский процент, то с изменением ссуд­ного процента начинает колебаться и цена на облигации зай­ма.

Реальный курс облигаций займа, сложившийся после раз­мещения займа, называется биржевым курсом. Заём счита­ется размещенным, когда он окажется в руках окончатель­ных держателей. Реальный курс займа зависит от уровня доходности займа (процент займа) и уровня банковского про­цента. При этом зависимость от процента займа прямо про­порциональна, а от уровня банковского процента — обратно пропорциональна.

Одной из форм государственного кредита, получившего распространение во второй половине XX века, является го­сударственные гарантии корпоративных кредитов.

При избыточности ссудного капитала тем самым государ­ство стимулирует вывоз капитала из своей страны и вслед­ствие этого рост ссудного процента внутри страны, создавая условия для размещения собственных займов.

И, наконец, надо различать облигационные операции цен­трального правительства и местных органов власти. Обяза­тельства местных органов власти входят в общую совокуп­ность государственного долга. Но ним чаще применяются льготы по налогам, чем по общегосударственным займам. Это связано с хроническим дефицитом местных бюджетов.

Доходы по местным займам обычно не облагаются мест­ными налогами.

3. Методы погашения государственного кредита

Государственные займы приобретаются по ряду причин экономического, социального и политического характера. Но во всех случаях курс облигаций займа зависит от доверия к правительству и его экономическому курсу.

Когда речь идет о внешних займах и его разновидности, о международном кредите, гарантией своевременного возвра­та и своевременной и полной выплаты процентов по долгу выступают различные международные объединения. Одна­ко при резкой смене власти в стране-должнике становится весьма проблематичной возможность возврата таких креди­тов.

Во время холодной войны и противостояния двух систем ведущие державы обоих лагерей выдавали кредиты афри­канским и арабским странам в целях перетягивания стран с неопределенным политическим будущим в свой лагерь. Со­ветскому Союзу такая политика обошлась почти в 80 милли­ардов долларов невозвращенных (и проблематичных в бу­дущем) долгов. Однако такие долги не списываются. Класси­ческим примером могут служить долги царской России, ко­торые большевистское правительство отказалось платить. Настойчивость и последовательная политика в частности французских держателей российских ценных бумаг приве­ла к тому, что через 80 лет правительство совершенно дру­гой России обязалось удовлетворить эти долги.

Совсем другая картина складывается по внутренним дол­гам. Никакому правительству стабильного государства не „придет в голову" ущемить интересы подписчиков на обли­гации или другие формы займов. Однако по разным эконо­мическим причинам, чаще по причине бюджетного дефици­та, правительство бывает вынуждено искать другие, неже­ли немедленная выплата за счет бюджета, способы расчета по государственным долгам.

Наиболее часто старые займы покрываются путем выпус­ка новых займов, т.е. путем рефинансирования. При этом

используется метод конверсии займов, метод их консолида­ции или унификации.

Конверсия займа означает изменение первоначальных условий займа (цена номинала, величина процента, срок зай­ма, форма погашения). При конверсии меняют часть первич­ных условий. Чаще всего величину процента и срок погаше­ния. Бывают и случаи полной конверсии (в СССР четыреж­ды была проведена полная конверсия займов).

Конверсии бывают добровольные, обязательные и прину­дительные.

При добровольной конверсии правительство предлагает держателям облигаций добровольно обменять облигации ста­рого займа на новые, как правило, с более низким процен­том. Держатель облигаций обычно имеет право прекратить действие кредита, получив свои деньги (с потерей процен­та), либо обменять старые облигации на новые, либо не обме­нивать свои облигации и получать по ним годовые проценты на новых условиях.

При обязательной конверсии старые облигации подлежат либо обмену на новые, либо возврату их государству в обмен на деньги.

При принудительной конверсии старые облигации обме­ниваются на новые в пределах установленного срока. При­нудительная конверсия не предусматривает досрочное по­гашение облигации. Не обмененные в срок облигации анну­лируются.

Консолидация означает перевод текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Обычно консолида­ция носит принудительный характер.

Чаще всего консолидация займов сопровождается конвер­сией, т.е. изменением первоначальных условий. В этом слу­чае возможен и обязательный, и добровольный порядок кон­солидации.

Унификация займов означает замену нескольких (или всех) ранее выпущенных облигаций займов новыми. Обычно эта операция проводится после прохождения цикла экономиче­ского кризиса, сопровождаемого инфляцией.

Тема 8

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

1. Сущность специальных фондов

Специальные фонды являются частью финансов государ­ства. В отличие от бюджетных ресурсов, средства специаль­ных фондов всегда имеют целевое назначение.

По экономическому содержанию специальные фонды яв­ляются одним из способов перераспределения национального дохода по инициативе правительства и в его пользу. В этом плане они не отличаются от налогов. Разница между налога­ми и специальными фондами заключается в том, что налоги формируются всегда за счет обязательных платежей, а в соз­дании специальных фондов участвуют и добровольные пла­тежи. Главное же отличие заключается в возвратности пла­тежей в целевые фонды. Во многих ведущих странах специ­альные фонды достигают по сумме 50 процентов государст­венных бюджетов. Они практически бесконтрольно находят­ся в распоряжении правительства, поскольку не подлежат утверждению парламентов. Это не относится к специальным фондам, создаваемым за счет бюджетных ассигнований, — они утверждаются парламентом, и финансовый контроль над их использованием идентичен бюджетным средствам.

Специальные фонды формируются четырьмя методами:

1} путем введения специальных налогов и сборов (напри­мер, фонды дорожного строительство);

2) за счет бюджетных ассигнований (обычно фонды, свя­занные с наукой и военными целями);

3) через выпуск специальных займов;

4) путем добровольных взносов.

Основная часть специальных фондов формируется за счет налогов и сборов и бюджетных отчислений. Они создаются

 

для решения социальных программ, для обеспечения струк­турных изменений в экономике, для стабилизации денеж­но-кредитной системы и т.д.

В последние десятилетия получили развитие межгосудар­ственные специальные фонды, решающие валютные и фи­нансовые проблемы экономических и политических союзов. Наиболее известными являются бюджет ЕЭС, Международ­ный валютный фонд и т.д.

Правительства заинтересованы в специальных фондах по ряду причин. Прежде всего это дает возможность привле­кать дополнительные ресурсы для выполнения правитель­ством своих функций.

Для правительства любого государства основной целью является воспроизводство существующих производствен­ных отношений. Вторая, не менее важная задача правитель­ства — обеспечение стабильности в межклассовых отноше­ниях. Этому во многом содействуют фонды медицинского и социального страхования и фонды социального обеспечения, создаваемые за счет накопительных взносов и отчислений.

В большой степени посредством специальных фондов пра­вительство финансирует развитие космических и военных исследований и аналогичных отраслей науки, работу спец­служб и аналогичные расходы, которые не требуют огласки и контроля со стороны общественности.

Временно свободные ресурсы специальных фондов ис­пользуются государством для решения кассовых разрывов бюджета, для финансирования непредвиденных расходов.

Подробное изучение специальных фондов требует рас­смотрения их по каждой стране в отдельности. Только при таком анализе возможно установить их влияние на финан­совую систему страны, на экономику, на социальную сферу. Только в этом.случае можно узнать реальные процессы рас­пределения и перераспределения национального дохода.

2. Классификация специальных фондов

Специальные фонды отличаются друг от друга по четы­рем признакам:

1} по срокам действия;

2) по принадлежности;

3) по правовому положению;

4) по целям.

По срокам действия спецфонды делятся на постоянные и временные. При создании специальных фондов постоянного действия не оговаривается срок, в течение которого они бу­дут действовать. Во втором случае четко определяется срок. Временные фонды создаются для решения определенной задачи, для финансирования конкретного проекта и т.д.

До принадлежности специальные фонды делятся на обще­государственные, местные и международные.

Решение об участии в международных специальных фон­дах и о создании специальных фондов на уровне государст­ва принимает парламент страны, поскольку источником их финансирования выступает либо бюджет, либо новые нало­ги и сборы. А введение новых налогов и сборов также явля­ется прерогативой парламента.

Особое место в экономике развитых стран занимают спе­циальные корпоративные фонды. Для создания этих фондов не требуют парламентского согласия. Однако их контроли­рует правительство, поскольку отчисления в подобные фон­ды затрагивают налоговые интересы государства.

По правовому положению различают три группы специ­альных фондов:

1) специальные фонды, включаемые в бюджет;

2) самостоятельные специальные фонды;

3) фонды, обладающие частичной самостоятельностью. Наиболее существенным является классификация специ­альных фондов по целям:

1) социальные фонды;

2) фонды личного и имущественного страхования;

 

3) экономические фонды;

4) научные специальные фонды;

5) военно-политические;

6) кредитные.

Система личного и имущественного страхования, будучи чисто финансовым институтом, с государственными финан­сами формально связана через налоговые системы. Особый случай представляет система государственного личного и имущественного страхования. Эти фонды образуются из по­ступлений от страховых взносов, от продажи страховых по­лисов, от доходов из вложений в ценные бумаги, от плате­жей за выданные гарантии по рискам от частных вложении.

Система страхования — это один из самых древних фи­нансовых институтов со своей специфической терминологи­ей, законами, экономическими связями, влиянием на эконо­мические процессы в обществе. Ущерб при наступлении страхового случая настолько велик, что индивидуальный предприниматель не в состоянии возместить ущерб, если его не разложить на большое число предпринимателей через страховую систему.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………. 3

Тема 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

1. Сущность финансов …………………………………………………………………5

2. Финансы как экономическая категория……………………………………………9

3. Функции финансов …………………………………………………………………12

4. Звенья финансов…………………………………………………………………….18

Тема 2.РОЛБ ФИНАНСОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ

1. Распределение — важнейшая стадия воспроизводственного процесса…………22

2. Роль и место финансов в процессе распределения ……………………………….27

3. Взаимосвязь и отличия важнейших экономических категорий: финансы, деньги, кредит, цены, зарплата…………………………………………………………………33

Тема 3. ГЕНЕЗИС ФИНАНСОВ

1. Исторический характер финансов………………………………………………….37

2. Роль финансов в накоплении и движении капитала………………………………41

3. Генезис дефиниции „финансы"…………………………………………………….42

Тема 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВ

1. Сущность государственного бюджета…………………………………………….86

2. Бюджетный процесс………………………………………………………………...91

3- Бюджетное устройство……………………………………………………………..96

Тема 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

1. Характеристика государственных расходов……………………………………..101

2. Расходы на социально-культурные нужды ………………………………………105

3. Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики ………………………109

4. Экономическая природа и содержание военных расходов ……………………….114

5. Расходы на управление ……………………………………………………………118

Тема 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ

1. Содержание государственных доходов и их классификация……………………120

2. Налоги как основа государственных доходов……………………………………121

3. Элементы налога …………………………………………………………………...122

4. Классификация налогов ……………………………………………………………125

5. Характеристика прямых налогов ………………………………………………….127

6. Характеристика косвенных налогов ………………………………………………136

7. Таможенное обложение…………………………………………………………….144

8. Особенности налогообложения в современной России …………………………146

Тема 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

1. Государственный кредит как метод формирования доходов бюджета …………153

2. Классификация государственных займов …………………………………………154

3. Методы погашения государственного кредита …………………………………..160

Тема 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

1. Сущность специальных фондов ……………………………………………………162

2. Классификация специальных фондов ……………………………………………..164

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...