Оперативное картографирование
Оперативное картографирование — одна из ветвей геоинформационного картографирования, суть его составляют создание и использование карт в реальном или близком к реальному масштабах времени с целью быстрого (своевременного) информирования пользователей и воздействия на ход процесса. Реальный масштаб времени характеризует скорость создания — использования карт, т.е. темп, обеспечивающий немедленную обработку поступающей информации, ее картографическую визуализацию для оценки, мониторинга и конфоля каких-либо процессов и явлений, изменяющихся в том же темпе. В практических ситуациях оперативное изготовление картографических произведений и доставка их потребителям становятся важным и даже решающим условием выполнения задачи. Оперативные карты предназначены для решения широкого спектра проблем, и прежде всего для предупреждения (сигнализации) о неблагоприятных или опасных процессах, слежения за их развитием, составления рекомендаций и прогнозов, выбора вариантов контроля, стабилизации или изменения хода процесса в самых разных сферах — от экологических ситуаций до политических событий. Следует различать оперативные карты двух типов: одни рассчитаны на долговременное последующее использование и анализ (например, карты итогов голосования избирателей), а другие — на кратковременное применение для незамедлительной оценки какой-либо ситуации (например, карты стадий созревания сельскохозяйственных посевов). Исходными данными для оперативного картофафирования служат материалы аэрокосмической съемки, непосредственные наблюдения и замеры, статистические данные, результаты опросов, переписей, референдумов, кадастровая информация. А эффективность оперативного картофафирования определяется тремя факторами:
♦ надежностью автоматической системы, скоростью ввода и обработки данных, удобством доступа к базам данных; ♦ хорошей читаемостью самих оперативных карт, простотой их внешнего оформления, что обеспечивает эффективное зрительное восприятие в условиях оперативного анализа ситуаций; Глава XIV. Картография и геоинформатика Картографические анимации 273
♦ оперативностью распространения карт и доставки их потребителям, в том числе с использованием для этого телекоммуникационных сетей. Оперативное отображение состояния и изменения явлений теснейшим образом связано с автоматизированным изготовлением динамических карт. Они позволяют отразить не только структуру, но и существо явлений и процессов, происходящих в земной коре, атмосфере, гидросфере, биосфере и, что еще более важно, в зонах их контакта и взаимодействия. Динамическое картографирование, кроме того, является самым эффективным средством визуализации результатов мониторинга. Картографические анимации В традиционной картографии известны три способа отображения динамики явлений и процессов, их возникновения, развития, изменений во времени и перемещения в пространстве (см. разд. 4.14 и 8.4): ♦ показ динамики на одной карте с помощью стрелок или лент движения, «нарастающих» знаков и диаграмм, расширяющихся ареалов, изолиний скоростей изменения явлений и т.п.; ♦ показ динамики с помощью серий разновременных карт, снимков, фотокарт, блок-диаграмм и др., фиксирующих состояния объектов в разные моменты (периоды) времени; ♦ составление карт изменения состояний явления (см. разд. 13.4), когда показывается не сама динамика, а лишь результаты происшедших изменений (ареалы изменений). Геоинформационное картографирование существенно расширяет возможности отображения динамики геосистем, вводя в практику картографические анимации (мультипликации) — особые динамические последовательности карт-кадров, создающие при демонстрации эффект движения. Анимации прочно вошли в повседневную жизнь, они стали столь же привычными, как космические снимки и электронные карты. Хорошо известным примером могут служить телевизионные карты прогноза погоды, на которых видны перемещения фронтов, областей высокого и низкого давления, атмосферные осадки.
Разработано множество технологий и методик получения движущихся изображений. Созданы особые компьютерные программы, которые содержат модули, обеспечивающие самые разные варианты и комбинации картографических анимаций: ♦ перемещение всей карты по экрану; ♦ мультипликационные последовательности карт-кадров или ♦ изменение скорости демонстрации, покадровый просмотр, возврат к избранному кадру, обратная последовательность; ♦ перемещение отдельных элементов содержания (объектов, знаков) по карте; ♦ изменение вида элементов содержания (объектов, знаков), их размеров, ориентации, мигание знаков и др.; ♦ варьирование окраски (пульсация и дефилирование), изменение интенсивности, создание эффекта вибрации цвета; ♦ изменение освещенности или фона, «подсвечивание» и «затенение» отдельных участков карты; ♦ панорамирование, изменение проекции и перспективы (точки обзора, ракурса, наклона), вращение 3-мерных изображений; ♦ масштабирование (зуммирование) изображения или его части, использование эффекта «наплыва» или удаления объекта; ♦ создание эффекта движения над картой («облет» территории), в том числе с разной скоростью. Анимации можно демонстрировать с нормальной (24 кадра в секунду), ускоренной или замедленной скоростью. Отсюда возникают совершенно новые для картографии проблемы временной генерализации, выбора изобразительных средств, изучения принципов восприятия читателями движущихся карт и т.п. Динамические изображения добавляют традиционным статичным картам столь необходимый исследователям временной аспект. В связи с этим оправдано введение понятия масштаба времени (или временного масштаба). В определенном смысле можно говорить о медленно-, средне- и быстромасштабных изображениях, приняв следующие соотношения:
1:86 000 — одна секунда демонстрации анимационной карты соответствует (округленно) одним суткам; 1:600 000 — в одной секунде — одна неделя; 1:2 500 000 — в одной секунде — один месяц; 1:31 500 000 — в одной секунде — один год. 18-4886 274 Глава XIV. Картография и геоинформатика Виртуальное картографирование 275
14.7. Виртуальное картографирование Дальнейшее развитие геоинформационных технологий привело к созданию изображений, сочетающих свойства карты, перспективного снимка, блок-диаграммы и компьютерной анимации. Такие изображения получили название виртуальных (от лат. \ШиаИз — возможный, потенциальный). Этот термин имеет несколько смысловых оттенков: возможный, потенциальный, не существующий, но способный возникнуть при определенных условиях, временный или непродолжительно существующий, а главное — не реальный, но такой же, как реальный, неотличимый от реального. В машинной графике визуализация виртуальной реальности предполагает, прежде всего, применение эффектов трехмерности и анимации. Именно они создают иллюзию присутствия в реальном пространстве й возможности интерактивного взаимодействия с ним. В картографии виртуальные модели понимаются как изображения реальных или мысленных объектов, формируемые и существующие в программно-управляемой среде. Как любое картографическое изображение, они имеют проекцию, масштаб и обладают генерализованностью. Сама же виртуальная реальность — это интерактивная технология, позволяющая воспроизводить реальные и (или) мысленные объекты, их связи и отношения в программно-управляемой среде. Считается, что отказ от условных знаков, стремление придать виртуальным изображениям «натуральность», объемность, естественную окраску и освещение создает иллюзию реального существования объекта. Тем самым ускоряется процесс коммуникации, и повышается эффективность передачи пространственной информации.
Технологии создания виртуальных изображений моногообраз-ны. Обычно вначале по топографической карте, аэро- или космическому снимку создается цифровая модель, затем — трехмерное изображение местности. Его окрашивают в цвета гипсометрической шкалы либо совмещают с фотоизображением ландшафта и далее используют как реальную модель. Одна из наиболее распространенных виртуальных операций — «облет» полученного изображения. Специальные программные модули обеспечивают управление полетом: движение по избранному направлению, повороты, развороты, изменение скорости, показ перспективы. С помощью клавиатуры и джойстика (манипулятора в форме рукоятки с кнопками) можно вьщерживать полет на заданной высоте, с установленной скоростью, над точками с заранее избранными координатами. Кроме того, предусмотрены возможности выбора состояния неба (облачности), тумана, условий освещения местности, высоты Солнца, времени дня, эффектов дождя или снегопада и т.п. Модули редактирования позволяют дополнительно наносить новое тематическое содержание, менять текстуру местности, использовать цветные сетки и подложки, размещать надписи, выбирая размер и цвет шрифтов, добавлять тексты и даже звуки. Крупномасштабные тематические виртуальные изображения дают довольно подробное представление о рельефе и ландшафте, геологическом строении, водных объектах, растительном покрове, городах, путях сообщения и т.п. Возможность интеграции разной тематической информации в единой модели — одно из главных достоинств виртуального изображения. Пролетая и «зависая» над горами, можно детально рассмотреть террасированность их склонов, провести морфометрические измерения, определить характер эрозионных и оползневых процессов, а двигаясь над городскими территориями, — оценить особенности застройки и распределения зеленых массивов, спроектировать размещение новых зданий и транспортных магистралей. При виртуальном моделировании часто используют многоуровневую аппроксимацию. По одной и той же цифровой модели рельефа, ландшафта или растительного покрова выполняют несколько аппроксимаций с разными уровнями детальности. Это позволяет не ограничиваться увеличением или уменьшением масштаба, а переходить при необходимости на иной уровень детальности. Так возникает своеобразная мультиуровневая генерализация. Наибольшее применение виртуальные изображения имеют при решении таких практических задач, как мониторинг районов природного риска, строительство зданий и автострад, прокладка трубопроводов, оценка загрязнения среды и распространения шумов от аэропортов и т.п. Возможно использование аналогичных технологий в научных и учебных целях, например для создания средне-и мелкомасштабных виртуальных изображений, в том числе глобусов. На глобусах изображают, скажем, природную зональность земного шара, ход климатических процессов, сезонные изменения растительного покрова и ландшафта, миграцию населения,
18* 276 Глава XIV. Картография и геоинформатика движение транспортных потоков и т.д. Сюжеты виртуальных тематических карт столь же разнообразны, как и в традиционном картографировании. Электронные атласы Создание капитальных атласов растягивается, как известно, на долгие сроки, и главной проблемой становится их устаревание, нередко еще в процессе подготовки. Электронные атласы — это удачная альтернатива бумажным. Они позволяют значительно сократить сроки составления, использовать в качестве носителей компакт-диски, применить анимации и мультимедийные средства. Такие атласы содержат карты высокого качества, имеют дружественный интерфейс и обычно снабжены хорошими справочно-подсковыми системами. Существует несколько типов электронных атласов: ♦ атласы только для визуального просмотра («перелистывания»), так называемые вьюерные атласы; ♦ «интерактивные атласы*, в которых предусмотрены возможности изменять оформление, способы изображения и даже классификации картографируемых явлений, увеличивать и уменьшать (масштабировать) изображение, получать бумажные копии карт; ♦ «аналитические атласы», позволяющие комбинировать и сопоставлять карты, проводить их количественный анализ и оценку, выполнять оверлей, пространственные корреляции, — по существу, это ГИС-атласы; ♦ атласы, размещенные в компьютерных телекоммуникационных сетях (см. разд. 15.3), например Интернет-атласы. В их структуре кроме карт и интерактивных средств обязательно присутствуют еще и средства поиска дополнительной информации и карт в сети. Карты комплексных электронных атласов содержат разные виды информационных слоев: ♦ многофункциональные базовые слои, используемые для мно- $ гих карт; ' ♦ аналитические и синтетические слои по конкретной тематике; ♦ оперативно обновляемые тематические слои., Электронные атласы 277 Все они могут входить в содержание разных карт атласа, скажем, базовый слой «геологическое строение» можно использовать не только для собственно геологической карты; йо с той или иной генерализацией — для карт полезных ископаемых, гидрогеологической, инженерно-геологической, геоэкологической- и-др. Комбинирование слоев существенно упрощает трудоемкие процессы составления и взаимного согласования карт. В большинстве стран созданы национальные электронные атласы. Как правило они базируются на многотомных бумажных атласах, например атлас Швеции включает 17 томов, Нидерландов — 20 томов, Финляндии — 25 выпусков, Испании — 40 выпусков. Однако электронные атласы не всегда повторяют свои бумажные прототипы именно в силу текущего обновления карт, появления новых сюжетов и даже частичного изменения структуры. Проект создаваемого Национального атласа России предусматривает, что наряду с традиционным многотомным печатным изданием будут созданы еще две.версии: 1) электронная (упрощенная) на магнитных дискетах и компакт-дисках, которая разрабатывается одновременно с традиционной бумажной версией и впоследствии может быть дополнена другой видео- и аудиоинформацией, анимациями и текстом; 2) ГИС-версия, также расширяемая с помощью мультимедиа и включающая базы данных и универсальную программную оболочку. Телекоммуникационные сети 279 Глава XV
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|