Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава вторая: демонические культы античности




Сатанинская хроника

Введение:

Посвящается Алле М.

Проблема преемственности, на мой взгляд, является одной из важнейших в Сатанинской Традиции. Традиционные сатанисты не считают Сатану некой абстрактной идеей, которую возможно трактовать как архетип, эгрегор, силу природы, символ революционной борьбы пролетариата, воплощение русского национального духа – у кого, на что хватит ума и фантазии. Все это наукообразное мифотворчество является лишь боковым ответвлением настоящего сатанизма - религии основанной на почитании личностного темного божества. Мы не можем себе позволить роскоши считать сатанизмом то, что нам нравится, при формировании своего мировоззрения мы вынуждены отталкиваться от исторических фактов. Данная работа является попыткой, наконец, расставить все точки над «I» и показать сатанизм в его становлении на протяжении, как минимум, последних двух с половиной тысячелетий человеческой истории. Стоит отметить, что в данной работе очень слабо затрагивается вопрос о том, что собственно представляет из себя «сатанизм как учение», чем является «сатанинская традиция». На это я могу ответить, что в данной работе и не ставилось целью показать суть философии «сатанинского традиционализма»: этот вопрос подробно рассмотрен, в частности в книге главного идеолога традиционного сатанизма Дазарата «Система Дьявола», а также в ряде его и моих статей. «Сатанинская Хроника» по сути, вторична по отношению к тем программным документам - в ней показывается только «как развивался сатанизм», но не «что развивалось». По этой же причине, я не заостряю внимание и на том, почему я считаю правильным восприятие Сатаны исключительно как личности – этот вопрос был подробно рассмотрен в других работах идеологов традиционного сатанизма, к примеру, в статье Дазарата «За Сатану с метафизическими рогами и материальными копытами». Здесь же не будет какой-то особой философской глубины: тут показана только история Традиционного сатанизма - со времен античности и до наших дней.

Исс.

 

Глава первая: Там, где заходит Солнце…

Вопрос о месте и времени зарождения сатанизма пока остается без ответа. Большинство наших оппонентов – белосветников считают это учение всего лишь перевертышем христианства и как следствие зародившимся в недрах христианского мира, как вариант – в недрах иудаизма (эта гипотеза особенно по душе всяким безумным славянофилам - жидоедам). Мнения же самих сатанистов о происхождении их мировоззрения сильно разнятся. Самый распространенный вариант - это непривязанность к конкретному времени и месту, а в предшественники сатанизма записываются все культы темных божеств, какие только можно припомнить - от скандинавских до южноамериканских. Самым размытым в географическом и хронологическом планах является, пожалуй, определение, данное отечественными сатанистами Олегерном и Варраксом в их фундаментальном труде «Princeps Omnium»: «Сатанизм - это не конкретная историческая религия (и не религия вообще). Это следование определенному архетипу сквозь все религиозные и философские системы». Короче и яснее не скажешь.
Другие сатанисты считают, что их учение проистекает из неких доисторических, а то и дочеловеческих культов (уж у кого на что фантазии хватит). Некоторые возводят свои истоки к шумерам, египтянам, друидам и т.д.
Безусловно, почитание темных богов и духов было везде и всегда, у любых народов и цивилизаций. Но с другой стороны само понятие «сатанизм» по своему смысловому значению уже определения: «почитание темных богов». Приверженцы Кали, Эрлика, Барона Самеди исповедуют темные демонические культы - но не являются сатанистами. Отличие тут, естественно, не в самом объекте (или объектах) почитания и даже не в тех и способах которыми пытаются достигнуть единения с темным божеством- во многом они являются схожими. Речь идет скорей о конкретно-исторических условиях способствовавших формированию сатанизма и о той специфике, которую они наложили на эту религию.
Сатанизм, как совокупность определенных представлений о Темном боге и форм культовой практики связанных с ним сформировался в рамках вполне конкретной традиции и цивилизации, а именно – западной. Он прошел длинную и запутанную эволюцию: от демонических культов язычества, через дуалистические ереси средневековья, «черные мессы» Нового времени к учению Кроули, «Церкви Сатаны» и ОNА. Впрочем, и сейчас эта эволюция далеко не закончена. Речь идет не о преемственности, каких бы то не было институтов или организаций, которых, на протяжении всей истории сатанизма, скорей всего и не существовало. Скорее это некая преемственность идей, а также ритуальной практики, логически вытекающей из этих самых идей.
Но прежде, чем говорить о сатанизме, не помешает рассмотреть ту «среду», в которой он, собственно говоря, и возник - западную, или как сейчас модно говорить, евроатлантическую цивилизацию. Главный апологет теории «столкновения цивилизации» директор Института стратегических исследований при Гарвардском университете, Сэмюэл Хантингтон выделяет следующие характерные черты Запада:
а) Античное классическое наследие. Запад унаследовал от античной цивилизации многое, включая греческую философию и рационализм, римское право, латынь и христианство. Конечно, Запад не является единственным наследником античности, исламская и православная цивилизация также восприняли оттуда определенные идеи, но в значительно меньшей степени, чем Запад.
б) Католицизм и протестантство - западное христианство является, пожалуй самой важной отличительной особенностью европейской цивилизации. Все Средневековье и значительную часть Нового времени именно самоидентификация себя как католика (а позже еще и протестанта), определяла принадлежность человека к Западу.
в) Языковое многообразие. В отличие от других цивилизаций, где имеются свои стержневые языки(китайский, арабский, русский) Запад включает в себя множество народов говорящих на германских, романских, славянских, балтских и финно-угорских языках.
г) Разделение духовной и светской власти. Хантингтон пишет: «Бог и кесарь, церковь и государство, духовные и светские власти - таков был преобладающий дуализм в западной культуре. Только в индусской цивилизации было столь четкое разделение на религию и политику. В исламе Бог- это кесарь; в Японии и Китае кесарь- это Бог, в православии кесарь- младший партнер Бога. Это разделение и неоднократные столкновения между церковью и государством, столь типичные для западной цивилизации, никогда не приобретали такого широкого масштаба в других регионах мира.»
д) Господство закона. Эта концепция была унаследована от римлян. Средневековые мыслители развили идею о природном законе, согласно которой монархи должны были применять свою власть и в Англии появилась традиция общего права.. Во время фазы абсолютизма (шестнадцатый-семнадцатый век) торжество права наблюдалось скорее в нарушении закона, чем в соблюдении его, но продолжала существовать идея о подчинении власти человеческой неким внешним ограничениям: Non sub homine sed sub Deo et lege(лат.)- Не под человеком, а под Богом и законом.
е) Социальный плюрализм. Запад отличался тем, что там всегда существовали различные автономные группы, не основанные на кровном родстве или узах брака. Начиная с седьмого-восьмого веков эти группы, сначала включали в себя монастыри, монашеские ордена и гильдии, затем они расширились и к ним, в различных регионах Европы, присоединилось множество других союзов и сообществ. Помимо этого существовал и плюрализм классовый - в большинстве европейских общество была относительно сильная и автономная аристократия, крепкое крестьянство и небольшой, но значимый класс купцов и торговцев. Сила феодальной аристократии была особо значима в сдерживании тех пределов, в которых мог прочно укорениться среди европейских народов абсолютизм.
ж) Представительные органы. Социальный плюрализм в свою очередь дал начало сословиям, парламентам и другим институтам, призванным выражать интересы аристократов, духовенства и других групп. Эти органы обеспечили формы представительства, которые во время модернизации развились в институты западной демократии.
з) Многие из вышеперечисленных факторов предопределили в свою очередь, появление и еще одной характерной черты Западной цивилизации- чувства индивидуализма и традиции, индивидуальных прав и свобод, не имеющих равных среди прочих цивилизованных обществ. Индивидуализм остается отличительной чертой Запада, среди прочих цивилизаций и по сей день.
Хантингтон подчеркивал, что приведенные характеристики не присутствовали всегда и повсеместно в западном обществе - многие деспоты в западной истории регулярно игнорировали господство закона и распускали представительные органы. Не утверждал он и то, что ни одна из этих черт не проявлялась и в других цивилизациях.
«По отдельности ни один из этих факторов не был уникален для Запада. Однако их сочетание было уникально, и это дало Западу его отличительные особенности. Эти концепции принятые практики и общественные институты просто были широко распространены на западе, чем в других цивилизациях. Они – то, что сделало Запад Западом, причем уже давно. И они же во многом стали факторами, которые позволили Западу занять ведущую роль в модернизации самого себя и всего мира.»
Именно эти характерные черты западного общества и предопределили специфику становления культа Темного божества на Западе. Сатанизм в Западной Европе был вынужден существовать в условиях общества пронизанного белосветной идеологией - западным христианством, присутствовавшего во всех сферах общественной, политической и культурной жизни. Отношение к любому проявлению культа противника верховного божества здесь могло быть только одно - полное и безоговорочное отрицание. Соответственно любой, кто, так или иначе, пытался вступить в некое взаимодействие с демоническими существами, автоматически противопоставлял себя белосветной религии. Более того – все что порицалось церковью, почти неизбежно ассоциировалось с Дьяволом. Это же породило и такое, к сожалению, до сих пор еще неизжитое явление в сатанизме, как антихристианство, поставленное во главу угла. Впрочем, как раз здесь западное общество и не было чем-то особо выдающимся - такое же отношение предопределялось и господствующей идеологией стран исламской и православных цивилизаций.
Другая особенность западной цивилизации - господство закона, сама по себе не противоречила культу Дьявола, до тех пор, пока приверженцы этого самого культа не нарушали светское законодательство. К сожалению, это было только в теории - на практике давление белосветной идеологии в Европе было настолько сильно, что преступления против религии де-факто, а часто и де-юре становились уголовным преступлением. А существование кроме светского еще и церковного суда, наличие собственной карательной организации у католической церкви предопределило размах и жестокость преследования действительных либо мнимых поклонников Дьявола. Справедливости ради, стоит отметить, что ритуальная практика сатанистов и впрямь могла нарушать светское законодательство того времени.
В то же время господство закона внесло и определенный очень важный момент развитие сатанизма - идею договора с Дьяволом. Универсальная страшилка белосветных пропагандистов, осмеянная большинством современных сатанистов эта идея, тем не менее, несет в себе огромный потенциал - с Дьяволом можно договориться и вообще сотрудничать. В этом его отличие от белосветного бога с которым никакие договоры немыслимы – по причине непостижимого величия этого самого бога. Что может быть и возвышенно и прекрасно, но как-то…неудобно. Поэтому церковники во всех своих пропагандистских творениях на эту тему неизменно добавляли, что ЛЮБОЕ соглашение с Дьяволом ведет к погибели души и ее вечным мучениям. Понятно, что больше нечего им говорить не оставалось, однако народный фольклор это объяснение не устраивало. Идея договора с нечистой силой оказалась живучей и породила массу занятных и не очень легенд о том, как обмануть Дьявола: пообещать душу, когда догорит свеча, и задуть ее (а иногда - съесть), пока она горит; пообещать душу кого-то, кто первый пройдет через некое место и пустить туда животное и т.д. Впрочем, подобным надувательством дело не ограничивалось, существовали и более честные практики, о которых я напишу в главах посвященных средневековью. Пока же ограничусь выводом: идея договора с Дьяволом означает среди прочего и одну из главных идей Традиционного Сатанизма –сотрудничество с Темным Божеством. Пусть даже изначально такое сотрудничество, как правило, осуществлялось исключительно в корыстных целях, с надеждой впоследствии обмануть Дьявола. Сам факт обращения к Сатане - неважно с какой целью - в сочетании с убежденностью, что этот договор обрекает душу на вечные страдания, все равно подводил человека к более тесному взаимодействию с Адом и Дьяволом. Воспринимаемый изначально, как нечто внешнее, как что-то от чего можно отказаться в любой момент договор с Дьяволом постепенно превращался во что-то более основательное. Закономерный итог такого стремления- человек заключивший договор с Дьяволом зачастую сам становился частью инфернального мира - пусть даже и не имел такого стремления изначально. Отчасти этот момент отражен в легенде о докторе Фаусте и ее многочисленных литературных переработках, а также в ряде средневековых сказаний- например «демонические» детали облика ведьм.
Фольклорные сюжеты подводят нас еще к одному фактору способствовавшему смягчению общего неприятия сатанизма- языковое и этническое многообразие Европы. По мере того как западная цивилизация охватывала путем крещения все больше народов и государств, тем больше они привносили в нее своих традиций, политических институтов и самое главное - неизжитых до конца языческих представлений. Язычество, же, как я покажу ниже, стало фундаментом сатанизма.
Разделение светской и духовной властей тоже сыграло свою роль в создании благоприятной обстановки для становления культа Дьявола. Духовные и светские феодалы соперничали друг с другом за власть - чего стоит знаменитый спор между римским папами и германским императорами за инвеституру - право назначать священство на имперских землях. Негативное отношение к духовенству у аристократов частично переносилось и на саму религию – достаточно вспомнить германского императора Фридриха II Гогенштауфена, говорившего о Христе, Магомете и Моисее как о трех величайших обманщиках в человеческой истории. Все это накладывалось на понятие дворянской чести, которая логично совмещалось с таким противным истинному христианину понятием как гордость. Поэтому неудивительно, что кое-кто из феодалов мог приглашать колдунов и в тиши собственных замков приносить жертвы Дьяволу. Это облегчалось и классовым плюрализмом средневекового общества - аристократ имел свои неотъемлемые права и привлечь его к ответственности за всевозможные богопротивные действия становилась гораздо труднее, чем, к примеру, русского боярина целиком и полностью зависимого от «младшего партнера Бога на земле». Для того чтобы попасть в лапы инквизиции аристократ должен был или совсем зарваться, либо чем-то сильно провиниться еще и перед светской властью.
О взаимосвязи сатанизма и индивидуализма говорилось достаточно и без меня. Об античном наследии в сатанизме я поговорю в следующей главе, здесь же я хочу отметить вот что. Многие исследователи, выделяют еще и такую черту западной цивилизации как склонность к неудержимой экспансии. Особенно это любят подчеркивать отечественные патриотические исследователи, на разные лады перетолковывающие старые страшилки советского агипропа, помноженные теперь на православное мракобесие. Однако это стремление к экспансии европейской цивилизации отмечают и западные мыслители.
Об этом писал в частности и такой выдающийся мыслитель как Освальд Шпенглер. Кстати западную культуру он называет «фаустовской», что лишний раз подчеркивает тесную взаимосвязь сатанизма с европейской цивилизацией.
«Фаустовская культура была в сильнейшей степени направлена на расширение, политического, хозяйственного или духовного характера; она преодолевала все географически-материальные преграды; она стремилась без какой-либо практической цели, лишь ради самого символа, достичь Северного и Южного полюсов; наконец она превратила земную поверхность в одну колониальную область и хозяйственную систему. …Преодоление сопротивлений есть смысл фаустовской души…Все фаустовское стремиться к господству…».
Примерно то же самое пишет и Хантингтон:
«Запад отличается от всех прочих цивилизаций, тем, что он имеет преобладающее влияние на все другие цивилизации, которые существуют в мире …».
На сатанизм эта определяющая черта Запада оказывает двоякое влияние. Как идеология, находящаяся в жесткой оппозиции к христианским ценностям евроатлантической цивилизации, сатанизм неизбежно будет усваивать элементы традиций других народов - особенно те которые касаются темных культов и вообще религиозных практик. Это необходимо прежде всего для того чтобы избавиться от антихристианства, как основного побудительного мотива в борьбе с христианством.. Но с другой стороны сатанизм, будучи сам плотью от плоти западной цивилизации будет претендовать (хотя бы в теории) на роль учения объединяющего все эти разношерстные темные культы в единую синкретическую религию.
И, наконец, есть еще и сакральная сторона. Во всех традиционных представлениях Запад- это край где заходит солнце, «злая» сторона света (как впрочем и север). И это совпадение из той области, где «совпадений не бывает».

Глава вторая: демонические культы античности

Греко-римская цивилизация считается непосредственной прародительницей европейской. Именно там сформировались те основополагающие ценности, вошедшие впоследствии в саму плоть и кровь Запада. Некоторые историки и политологи на Западе, даже считают что само понятие европейской цивилизации следует существенно расширить вглубь веков - где-то так до пятого века до нашей эры, к временам греко-персидских войн, Марафонской битвы и Саламинского сражения. Даже если это не так, то все равно роль античности в становлении Западной цивилизации переоценить практически невозможно. И там же в античности следует искать истоки демонических культов, идеология и ритуальная практика которых легла затем в основу сатанизма.
Итак Древняя Греция, какой-то там век до нашей эры (допустим восьмой). Господствующая религия - культ олимпийских богов всем известных еще со школы - Зевс, Аполлон, Афродита и так далее. Совершенно стандартная языческая религия со своим набором темных и светлых богов. Четкого разделения между ними, правда, еще нет, но определенная оппозиция: верхние небесные боги/нижние подземные - все же присутствует.
Самым главным из подземных богов греков был Аид - буквально "безвидный", "невидный", "ужасный" - бог - владыка царства мертвых, которое также именуется Аидом. В мифологической картине мира древних греков он занимает достаточно заметное место - он брат главы богов Зевса, один из его соправителей. Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека Аид -"богатый", его именуют Плутоном (от греч. "богатство") т.к. он. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ.
Но, несмотря на свою важную роль в структуре мироздания, в плане развития именно культа Аид мало чего дал современному сатанизму - по причине почти полного отсутствия этого самого культа. Аид внушает ужас своей неотвратимостью. “Аид несмирим, Аид непреклонен; но зато из богов, ненавистнее всех он и людям” (Гомер. Илиада. XI. 155 сл). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям. В сравнении с прочими богами-олимпийцами, до нас почти не дошли гимны, посвященные Аиду, возможно, их было не так много. Тем не менее, образ Аида внес свою лепту в формирование образа Дьявола - как владыки преисподней, повелителя темных сил.
“Благое они (эллины) приписывают Зевсу Олимпийцу, дурное — Гадесу (т.е. Аиду)...” (Плутарх. Об Исиде и Осирисе.).
Собственно ритуальная практика относилась уже к другим темным божествам обитающим все в том же подземном мире. Одним из них была Геката, богиня луны, ночи и колдовства. Считалось, что она бродит ночью по дорогам со свитой собак, призраками, ламиями и прочей нечистью. Статуи Гекаты, выставленные на перекрестках, смотрели сразу в трех направлениях и в полнолуние проводились тайные ритуалы в честь Темной богини. Ее скульптуры с факелами и мечами ставились перед домами, чтобы держать злых духов в страхе. В древние времена люди старались умилостивить богиню, оставляя сердца кур и медовые лепешки перед порогом. В последний день месяца на перекрестки приносили дары - мед, лук, рыбу и яйца, ягнят - самочек. Колдуны поздней античности собирались на перекрестках, чтобы засвидетельствовать почтение Гекате и ее слугам. Представления о демоническом существе, бродящем ночью в сопровождении свиты из нечисти, о приношении ему жертв на перекрестках и о вознаграждении которое оно дарует такому дарителю, пережили античность и органично влились в уже средневековые темные культы.
Культовыми местами Гекаты считались пещеры. Ее древние алтари были круговыми, с разными надписями на них. Орфей установил таинства Гекаты на Эгине, где ее чтили больше всего. Таинства богини в проводились в Зеринфе, где была ее пещера, в которой приносили в жертву собак. Все-греческий фестиваль Гекаты проводился 13-14 августа. А фестиваль в Стратониках в Карии назывался Гекатесии. Храмы Гекаты обнаружены в Милете, Аргосе, Элевсинах, Эгине и Афинах, изваяния найдены по всей Греции.
Другим античным культом - предшественником сатанизма, можно считать почитание Гермеса - вестника богов, покровителя путников, проводника душ умерших. Античным язычникам было известно несколько нисхождений Гермеса. Орфики в гимнах разделяют Гермеса, сына Майи и Зевса, и Гермеса-Хтония, сына Диониса. Хотя из разбросанных по мифологическим текстам то тут, то там намеков становится ясно — это воплощения одной вселенской сути. Гермеса-Хтония другие античные авторы соотносят с самим Аидом. Вот как Орест призывает обрушить кару подземных богов на голову убийц своего отца Агамемнона:
"О жилище Аида, приют Персефоны!
О подземный Гермес и могучая Кара!
Честные Эринии, дщери богов!
Вы беззаконные зрите кончины,
Зрите обманом сквернимые ложа, -
Явитесь! На помощь! Отмстите за гибель отца моего!".
Гермес откликается на зов мстителя-Ореста:
"Несет гнев,
Несет кровь,
Изострил дух
Совершить месть.
Гермес, Майи сын,
К цели прямой ведет его,
Ведет, окутав тьмой лукавство мстителя"
Как видим, обращался-то Орест к Хтонию-Гермесу, а помощь ему приходит в образе Гермеса-олимпийца. То есть это действительно одно божество – имеющее ярко выраженные «темные» черты. Плутарх говорит, что Аристид после битвы при Платеях приносит "в жертву быка Гермесу Подземному". Приносит, надо понимать для легкого прохождения душ погибших в царство Аида - ведь Гермес – это водчий мертвых. Согласно Плутарху его называют “собакой”, отождествляя с собакоголовой обезьяной – “Тотом” и с божественным шакалом, водчим мертвых - Анубисом (тут можно вспомнить и про псов Аида и Гекаты). Пальмовая ветвь и Меркуриев кадуцей - эмблемы бога Анубиса. Египетский Анубис, проводник душ умерших в подземное царство, был отождествлен с Гермесом-Меркурием (отсюда - кадуцей). Точнее — именно с Хтоническим Гермесом, а олимпиец традиционно сопоставлен с Тотом. Пальма у египтян — эмблема астрологии и магии. Анубис, как и Гермес — покровитель магов. Сопоставление с египетским богом магии Тотом, породило синкретический культ Гермеса Трисмегиста ("трижды величайшего") в связи с близостью Гермеса потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и так называемые герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения. Так Гермес, стал в итоге выполнять и еще одну функцию, впоследствии приписываемую Сатане – учителя и наставника в тайных науках.
Впрочем были у него и иные функции. Вот некоторые эпитеты Гермеса из Гомеровского гимна, ему посвященного:
"ловкач, изворотливый, дока, хитрый пролаз, быкокрад, сновидений вожатый, разбойник, в двери подглядчик, ночной соглядатай..."; "выдумщик хитрый, облеченный бесстыдством", "черной ночи товарищ, плут продувной, скоторез и товарищ пирушки" "Пользы кому-либо мало дает, но морочит усердно смертных людей племена, укрываемый черною ночью".
Хитрость и ловкость Гермеса делают его богом торговли и одновременно - покровителем плутовства и воровства, ибо кто лучше, чем Гермес, знает, где и что плохо лежит и как наилучшим образом укрыть похищенное. Описание воровских подвигов Гермеса и история кражи младенцем прекрасного стада коров у Аполлона дается в гомеровском "Гимне Гермесу". Волшебные сандалии, с помощью которых он может быстро перемещаться куда угодно, склонность к воровству, колкий язык и хитрость, а также ряд других мелких деталей позволяют отметить разительное сходство образов скандинавского Локи с греческим Гермесом. Именно это качество- покровительство всякого рода неблаговидным делишкам, помощь в которых можно получить в обмен на жертвы роднит Гермеса со всякого рода средневековыми демонами, с которыми также пытались заключить сделку в обмен на души. Греческий бог был скромнее, ограничиваясь всего лишь жертвенной кровью.
Культ еще одного божества может считаться непосредственной предтечей ведьмовских шабашей средневековья и культа Дьявола- это дионисизм. В основе ритуалов Вакха(одного из имен Диониса) – непосредственное действие их участников, которые путем опьянения вином и наркотическим смесями вводили себя в состояние необузданной страсти, в которой достигалось единение с божеством. Причем подчас дионисийские оргии принимали, совершенно жуткие для современного человека формы. Вот что пишет об этом историк религий Джеймс Фрэзер в своей знаменитой «Золотой ветви»:
"Разрывание на части и пожирание живьем быков и телят было, видимо, типичной чертой дионисийского культа. Если принять во внимание обычай изображать бога в виде быка и вообще придавать ему черты сходства с этим животным, веру в то, что в форме быка он представал перед верующими на священных обрядах, а также предание о том, что он был разорван на части в виде быка, то нам придется признать, что, разрывая на части и пожирая быка на празднике Диониса, участники культа верили, что убивают бога, едят его плоть и пьют его кровь…"
Остается только добавить, что, по мнению многих ученых первоначально вместо животного разрывался и поедался ребенок. Археологические находки свидетельствуют что еще в 15 веке до нашей эры совершался ритуальный каннибализм на Крите- месте где был распространен культ быка, генетически связанный с культом Диониса. По одной из версий в младенчестве Дионис был растерзан титанами, чтобы потом возродиться в силе и славе. Это действо и пытались воспроизводить вакханки в своих разгульных празднествах. (К слову сказать, что и мистерии Гекаты начинались с терзания и пожирания мяса.) Глубинный смысл ритуальной оргии заключался в слиянии всех вещей, в снятии всех ограничений, любого дистанцирования и дискриминации. Конечным итогом должно было стать воплощение «опробывание» первоначального «хаотического» состояния, предшествующего творению. По сути тех же целей, спустя много веков, будут добиваться участники шабашей.
Главные оппоненты дионисизма - орфики, в своей космогонии впрямую относили дионисов культ к титанову началу в человеке, следование которому приводило людей к «озверению». В этом представлении отражен миф о некогда господствовавших природных богах- титанах, низвергнутых в Тартар олимпийскими богами. Культ Диониса давал выплеснуться из человека этому темному звериному началу, снимал неустойчивость психического мира древнего человека, в сознании которого постоянно тлел конфликт между цивилизацией и первобытным, по сути звериным, началом. Так в культе Диониса зарождалось еще одна характерная черта сатанизма - его связь с природными силами, естественными законами бытия. Титаново начало, кстати было не чуждо и иным темным божествам- так родителями Гекаты почитались титаны Перс и Астерия. Отношение к титанам было двойственным- с одной стороны они отождествлялись с хаотическим началом, были порождением еще не до конца оформленного мира. С другой стороны именно в силу этой своей приближенности к истокам Вселенной они считались обладателями особой мудрости, которой они время от времени делились с людьми. Самый яркий пример- миф о Прометее, ставший позже одной из составных частей дьявольского мифа. К слову сказать, античные представления о Прометее были не столь однозначными, как считается в наше время – как никак начала государственности и порядка, нравственные начала, стыд и правду людям дал Зевс, а не Прометей. Особенное значение придавали этому римские авторы, осуждавшие Прометея. У Горация Прометей - злой обманщик богов и дерзкий бунтарь, вложивший склонность к мятежу в человека, заботившийся лишь о теле, а не о нравственных идеалах. Что-то донельзя знакомое, не правда, ли?
Но вернемся к Дионису. Между ним и Дьяволом существует схожесть даже на уровне символики - в Элевгерах, деревне, из которой культ Диониса был перенесен в Афины, его называли Меланайгис, «носящий черную козлиную шкуру». В Дельфах Дионис управлял зимними месяцами и ассоциировался с ночным или черным солнцем уводящим за собой хоровод звезд - в противоположность яркому солнечному богу Аполлону, правившему остальную часть года. В свите Диониса были козлоподобные сатиры и бог Пан, также имевший козлиные черты. Дионис и Пан тесно связаны с иными божествами которых мы называем в числе предшественников образа Дьявола. По одной версии Гермес - спаситель, воспитатель и наставник «увенчанного цветущим плющом» Диониса, по другой Гермес- сам «сын хороводного Вакха и девы Пафосской». Сыном Гермеса считался Пан. А по иной из архаичных версий мифа о Дионисе он считался сыном Коры-Персефоны (супруги Аида) и Зевса проникшего к ней в облике змея- этого чуть ли не универсального образа Темного божества. Тут стоит вспомнить, что Аид порой выступает как ипостась Зевса, недаром последний именуется Хтонием - "подземным" и "спускающимся вниз". Согласно Орфическому гимну “Плутону”, он — “хтонический Зевс”, т.е. неявленная третья ипостась Зевса. Скорее всего, именно этот хтонический Зевс и проник в образе змея к Персефоне. Кстати, бог Аполлон которому противопоставляется Дионис, известен среди прочего и убийством чудовищного змея Пифона. А Дионис в одном из архаичных мифов представал в облике рогатого змея.
Греческая религия и мифология без особого труда были ассимилированы римлянами, получив при этом новый импульс к развитию в рамках огромной многонациональной державы. Своих богов (в том числе и демонических) римляне без труда отождествили с греческими. Но еще до начала римских завоеваний на Балканской полуострове, римляне столкнулись с еще одной цивилизацией имевшей развитую культуру и мифологию - этрусками. Их наследниками фактически и стали граждане Вечного города. Богатая и красочная этрусская демонология также внесла в немалый вклад в будущее становление сатанизма. Религия и мифология этрусков имеют много общих черт с древнегреческой религией и мифологией. Это продукт своеобразного культурного взаимообмена сюжетами и персонажами мифов, переосмысление греческой мифологии в рамках собственных космогонических, религиозных и политических представлений. Одновременно происходили ассимиляция и заимствование финикийских, карфагенских, египетских и отчасти кельтских мифологем и верований. Впитав в себя богатейшее наследие Средиземноморья и Греции, древнейшие элементы восточных цивилизаций, этрусская религия оказала огромное влияние на развитие римской религиозной практики на разных исторических этапах. При этом нужно отметить, что этруски равно почитали как Небесных богов, так и богов Подземного пантеона, и можно предполагать, что элементы многих этрусских мистерий, жреческой магии и мифологических представлений легли в основу европейской черного магического искусства. Этрусская мифология будучи по духу более мрачной, нежели греческая, с более яркими мифологическими персонажами относящимися к подземному миру породила колоритные демонические образы, перешедшие и в римскую мифологию.
Одна из самых страшных темных богинь этрусков была Мания, ужасная богиня, насылавшая безумие. Греки тоже почитали эту богиню, иногда отождествлявшуюся с Эвменидами – богинями мщения. Храм Мании находился между Аркадией и Мессенией, где по преданию Орест был лишен ума за убийство матери. Но на Аппенинах этот культ был более кровавым: в этрусские времена Мании приносили в жертву мальчиков, используя ножи, смоченные в крови жертвенного козла (и опять это животное архетипичное для культа Дьявола). Кроме того, поклонение Мании было связано с человеческими жертвами и отсеченными головами. По этрусским представлениям в голове находилась душа человека. Из этого следует, что страх перед Манией – не просто страх перед смертью, это страх перед безумием – гибелью души, после которого гибнет сама внутренняя сущность человека и невозможно его посмертное перерождение. Принесение в жертву головы указывает на древнейшее поверье, что Мания– хозяйка Протоокеана, где растворяется даже душа человека. Представления о Протоматерии как порождающей стихии, видимо, связаны с женским менструальным циклом. Женщины в это время имеют повышенную возбудимость, которая могла соотноситься с ритуальным безумием женских или женоподобных хтонических богов плодородия, например богини Мании и Диониса. Сама кровь, выходящая при менструальном цикле, возможно, рассматривалась как отражение порождающего Протоокеана, с ней могли соотноситься обязательные кровавые жертвы этим богам и богиням, как восполнение Протоматерии. Еще один любопытный момент- на иных гравюрах с этрусских зеркал, Медуза(ипостась Мании) изображена мужеподобной и с бородой. Здесь можно отметить некоторые параллели с той же Гекатой, которая хоть и не представлялась мужеподобной, но, как и Диана/Артемида мало интересовалась противоположным полом, оставаясь незамужней. В то же время Диониса порой представляли в виде «изнеженного красавца с женоподобным лицом; щеки белые, с густым румянцем, глаза с поволокой». Наконец можно вспомнить и то, что и Гермес стал отцом гермафродитизма - в самом прямом смысле этого слова, так как именно от связи Гермеса и Афродиты получилось двуполое существо. В общем можно сказать, что демонические культы язычества породили еще одну черту, важную для облика Темного божества - сочетание обоих полов. Чертами гермафродита наделяет средневековая иконография Дьявола, украшая его женской грудью, таким же выглядит и Бог Ведьм в трактовке Элифаса Леви.
Римляне заимствовали культ богини Мании у этрусков по причине большой силы и значимости этой богини, хотя им и претила ее магическая мрачность и жестокость. Ее праздник проходил в один день с культом Луперка(Фавна)- божества отождествлявшегося с греческим Паном. Пан покровительствовал стадам и мог наслать на врагов безумие или панику. Не исключено, что Пан/Фавн вполне мог быть мужской ипостасью все той же Мании. Логично предположить, что богиня Мания отождествлялась и с Гекатой. Прямых указаний на это в античных источниках нет, но есть косвенные и весьма существенные. Как и Мания, Геката несла ответственность за постигающее людей безумие, помешательство или одержимость какой-либо идеей(можно увидеть определенные параллели со «священным безумием» вакханалий). Д

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...