Нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятий оказывающих таможенные услуги
РУП «Белтаможсервис» является таможенным агентом в связи с чем главным нормативным документом, определяющим основные принципы деятельности предприятия, является приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 7 июля 1998 года. № 241-ОД «Об утверждении положения о таможенном агенте» и «Положение о таможенном агенте». Законодательной основой деятельности предприятия является Таможенный Кодекс Республики Беларусь от 6 января 1998 года № 133-3 и Закона РБ "О таможенном тарифе". Также могут приниматься иные акты законодательства Республики Беларусь, которые не противоречат Таможенному Кодексу. Таможенный Кодекс РБ был принят 6 января 1998 года (с изменениями и дополнениями от 19 мая 2000 года). Им установлены: основные положения по организации таможенного дела в РБ, порядок перемещения товаров через таможенную территорию, таможенные режимы, таможенные платежи, порядок организации таможенного и валютного контроля, порядок предоставления таможенных льгот и т.д. [17]. Закон РБ «О таможенном тарифе» был принят 10 февраля 1997 года (в редакции от 7.12.2000 года). Им были установлены ставки таможенных пошлин на ввозимые в Республику Беларусь товары. Постановлением Правительства Республики Беларусь от 28.06.2002 г. №865 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин» с 1 июля 2002 года приняты новые таможенные пошлины на импортируемые на территорию республики товары. Таким образом, ранее действовавшее Постановление Совета Министров РБ от 10 февраля 1997 года № 72 «О таможенном тарифе Республики Беларусь» со всеми изменениями и дополнениями прекратило свое действие. Постановление Совета Министров от 28 июня 2002 года. № 865 подготовлено в целях выполнения республикой обязательств по проведению унифицированной тарифной политики, установленных Соглашением между Правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве, подписанным 29 января 2001 года.
Закон РБ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 29.12.1998 года определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов РБ, а также предусматривает меры тарифного и нетарифного регулирования ВЭД. 30.06.1999 года в соответствие с вышеназванным законом было принято Постановление Совета Министров РБ «О совершенствовании нетарифного регулирования внешней торговли в РБ». В соответствие с этим постановлением утверждается: а) перечень товаров, экспорт которых осуществляется по специальным лицензиям образца ЕС для торговли текстильными изделиями, выдаваемых МИД РБ; б) перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензии МИД; в) перечень товаров, импорт которых осуществляется по лицензии МИД (сахар); г) перечень товаров, экспорт которых осуществляется при условии регистрации контрактов в МИД (грибы, злаки); д) перечень товаров, импорт которых осуществляется при условии регистрации контрактов в МИД; е) перечень товаров, импорт которых осуществляется при условии регистрации контрактов в облисполкомах и Мингорисполкоме; Субъекты хозяйствования РБ, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, а также резиденты СЭЗ, экспортирующие продукцию собственного производства и импортирующие сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие для производства, осуществляют экспорт и импорт без лицензии и без регистрации контракта. 5.08.1999 года в соответствие с вышеуказанным постановлением было разработано и утверждено Положение «О порядке лицензирования экспортных и импортных товаров в РБ». Оно вступило в силу одновременно с Постановлением "О совершенствовании нетарифного регулирования в РБ". Так лицензии, выдаваемые МИД, могут быть:
1) Разовые – выдаются для осуществления операций по каждой отдельной сделке; 2) Генеральные – в случаях: − при реализации установленных квот; − по межправительственным соглашениям; − при экспорте товаров собственного производства; − по решению Совмина РБ; 3) Специальные – на экспорт текстильных изделий в страны Евросоюза и Турцию. Регистрация контрактов осуществляется в соответствие с Постановлением МИД и ГТК от 30.06.1999 года. 30.06.1998 года Совет Министров и Национальный Банк РБ приняли Постановление "О расчетах по экспортным операциям", в соответствие с которым все юридические лица и предприниматели без образования юридического лица должны реализовывать продукции нерезидентам РБ только за иностранную валюту. 30.06.1999 года Совмин и НБ РБ приняли Постановление "О поэтапной отмене ограничений на проведение платежей в белорусских рублях по экспортным и импортным операциям». 06.01.1998 года Палатой Представителей РБ был принят Закон «Об экспортном контроле», который определяет правовые основы деятельности государственных органов, юридических и физических лиц РБ в области экспортного контроля и регулирует отношения, которые возникают в связи с перемещением через таможенную границу РБ объектов экспортного контроля. 08.04.2002 года было принято Постановление Совета Министров РБ № 440 "О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров". Вопросы уплаты таможенных платежей регулируются Декретом Президента № 14 от 17.05.2001 года «О некоторых вопросах исчисления и уплаты НДС», Инструкцией о порядке исчисления и уплаты акцизов, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам РБ от 15.03.2002 года № 28, Декретом Президента РБ от 27.02.2001 года № 6 «Об упорядочении предоставления льгот по налогам и таможенным платежам». Декретом Президента РБ № 16 от 13.06.2001 года «О предоставлении рассрочки уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию РБ технологического оборудования и запасных частей к нему», Положением о порядке применения ставки таможенной пошлины в размере ноль (0) процентов и предоставлении рассрочки уплаты НДС в отношении технологического оборудования и запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию РБ, утвержденное Постановлением ГТК РБ от 03.08.2001 года № 42.
Условия уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров также оговариваются в указе президента РБ «Об уплате налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров на территорию РБ» от 16 августа 1995 года № 300 (с изменениями и дополнениями в Указе президента от 4 апреля 2002 года № 188). Инструкцией «О порядке исчисления, уплаты и контроля за уплатой таможенных сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины, акцизов и НДС», утвержденную Постановлением ГТК Республики Беларусь от 16 августа 2001 года № 45, устанавливаются: товары, освобождаемые от обложения таможенный платежами, порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, льготы и отсрочки от уплаты, порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей. В Положении о таможенном режиме временного ввоза (вывоза) товаров, утвержденное Постановление ГТК РБ от 8 апреля 2002 года № 22, оговариваются правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности товаров, находящихся под данным видом таможенного режима. Другими нормативными документами являются: - Приказ ГТК от 5 октября 1998 года № 349-ОД «О подготовке специалистов по таможенному оформлению», также приказ ГТК от 14 мая 1998 года № 171-ОД «Об утверждении положения о квалификационном аттестате специалиста по таможенному оформлению»; - Постановление ГТК от 20 февраля 2002 года № 7 «О декларировании товаров, не предназначенных для коммерческой или производственной деятельности, перемещаемых физическими лицами через границу Республики Беларусь». Приказ ГТК от 9 июля 1998 года № 246-ОД Об утверждении положения о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация» и «Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров»;
- Постановление ГТК от 10 июля 2001 года № 33 «О статистическом декларировании товаров»; - Приказ ГТК от 29 июля 1998 года № 276-ОД «О таможенном досмотре»; - Постановление ГТК от 3 ноября 2005 года № 77 «Об особенностях вывоза товаров производителями экспортной продукции»; - Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 года № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». Постановление ГТК от 28 ноября 2005 года № 86 «О внесении изменений и дополнений в постановления Государственного Таможенного Комитета Республики Беларусь по вопросам валютного контроля»; - Приказ ГТК от 8 июля 1998 года № 245-ОД «О перевозке товаров под таможенным контролем»; - Приказ ГТК от 26 августа 2002 года № 305-ОД «О пунктах таможенного оформления на таможенной территории Республики Беларусь». Основные тенденции и направления развития системы таможенных услуг в Республике Беларусь: - система таможенного обслуживания развивается, как сервисная сфера, регулируемая и контролируемая государством, полностью отвечающая потребностям субъектов ВЭД; - осуществляется модернизация информационной системы таможенных органов, однако необходимо придание комплексности этому процессу, что позволит посредством реализации инновационных технологий повысить уровень таможенного обслуживания до необходимых международных стандартов; - совершенствование таможенного обслуживания в Республике Беларусь строится на развитии новейших таможенных технологических схем и процедур, позволяющих ускорить время таможенного оформления, не снижая при этом эффективность таможенного контроля (электронное декларирование, предварительное электронное информирование, формирование базы добросовестных участников ВЭД для использования упрощенной схемы таможенного контроля, пост-контроль, система управления рисками и др.), а также создание институциональной базы для развития не только таможенных, но и «околотаможенных» услуг; - наметились позитивные результаты по реализации кадровой политики в системе таможенной службы, направленной на формирование высокой корпоративной культуры, рост кадрового потенциала, стимулирование эффективной деятельности сотрудников таможенной системы и борьбу с должностными преступлениями. Анализируя деятельность таможенных органов, можно сделать вывод о том, что эффективное функционирование таможенной системы по фискальному и правоохранительному направлениям должно дополняться совершенствованием направления деятельности по предоставлению таможенных услуг на принципах сервисного подхода к обслуживанию участников ВЭД. Одним из основных условий совершенствования системы таможенных услуг является уменьшение средней продолжительности осуществления таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границу РБ с помощью внедрения современных информационных технологий, развития эффективной таможенной и «околотаможенной» инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы стимулирования эффективной деятельности сотрудников таможен.
Таким образом, можно утверждать, что таможенная служба является неотъемлемой частью системы государственного управления внешнеторговой деятельностью, активно участвует в ее регулировании и обслуживании, в том числе путем регламентации заявляемых сведений и предъявляемых документов, создания организационных условий для осуществления системного контроля внешнеторговых операций. Это означает, что в современных условиях таможенная служба Республики Беларусь, будучи частью экономической системы государства, наряду с выполнением традиционных функций администрирования в области налогообложения и регулирования внешней торговли, все активнее выступает как социально-экономический институт, в котором таможенная услуга проявляется в виде особой формы государственного сервисного обслуживания. Данный институт фактически создает (а в случае неэффективной деятельности – не создает) необходимые благоприятные условия для развития внешней торговли, способствуя тем самым выходу экономики страны на новые мировые рынки. В целом нормативно правовая база, регулирующая отношения, возникающие при пересечении границы физических лиц, товаров, полуфабрикатов, сырья содержит более 1500 документов, что создаёт определённую волокиту при оказании таможенных услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|