Номенклатура и объём оказываемых услуг и производимых операций
Перечень и динамика объема оказываемых услуг и производимых операций на РУП «Белтаможсервис» за 2006-2008гг. представлена в таблице 2. Из таблицы 2 видно, что перечень оказываемых услуг и производимых операций достаточно велик, но анализируя динамику изменения объёмов оказываемых услуг в период с 2006-2008, можно выявить определённые колебания. Это объясняется постоянным увеличением числа таможенных агентов на рынке таможенных услуг и непостоянностью клиентской базы РУП «Белтаможсервис». Также из приведённых в таблице данных видно, что в 2007 году руководством РУП «Белтаможсервис» была внедрена такая услуга, как «Подготовка и выдача заключения в отношении экспортируемых пило- и лесоматериалов», что связано с активизацией экспорта пило- и лесоматериалов за рубеж. В 2008 году филиал начал оказывать услуги по составлению чертежей, изготовлению масштабных изображений, видеозаписей, иллюстраций товаров в целях таможенной идентификации и приёму электронных копий деклараций и документов посредством сети Интернет и последующая их передача в таможенный орган.
Таблица 2 – Номенклатура и объём оказываемых услуг и производимых операций, количество операций
Продолжение таблицы 2
Предприятие продолжает работать с постоянными клиентами, доверие которых заслужило ещё в годы становления, но число новых клиентов и их доля в общем объёме не велика. Конечно, доверие постоянных клиентов говорит о многом, но в современных условиях конкурентной борьбы необходимо постоянно совершенствоваться, увеличивать клиентскую базу путём улучшения качества предоставляемых услуг, чему способствует повышения квалификации, профессионального уровня специалистов по таможенному оформлению, повышения уровня взаимодействия с таможенными органами, внедрения системы электронного декларирования, что также приведёт к экономии времени, затрачиваемого на оформление полного пакета документов.
С учётом достаточно широкой номенклатуры для проведения анализа услуг предоставляемых РУП «Белтаможсервис» в стоимостном выражении целесообразно сгруппировать их в 3 блока: а) услуги пунктов таможенного оформления (ПТО), центра статистического декларирования товаров (ЦСДТ); б) услуги склада временного хранения (СВХ), таможенных складов (ТС); в) таможенные операции. В таблице 3 представлены стоимостные показатели оказываемых услуг РУП «Белтаможсервис» за 2006-2008гг.: Таблица 3 – Объём оказываемых услуг и производимых операций, тыс.р.
В связи с вступлением в силу с 1июля 2007 года нового Таможенного Кодекса Республики Беларусь часть ранее оказываемых услуг перешла в раздел операций, в настоящее время в филиале оказывается порядка 18 видов операций, что объясняет снижение выручки от оказания услуг ПТО, ЦСДТ. Так как данное постановление начало действовать с середины 2007 года, изначально выручка по операциям не велика (всего 500 685 тыс.р.), но уже в 2008 году разница денежных поступления от выделенных операций и услуг ПТО, ЦСДТ составила всего 10 888 тыс.р. О бъём оказываемых услуг и производимых операций на РУП «Белтаможсервис» ежегодно увеличивается пропорционально росту цен и пополнению числа клиентов и в 2008 году составил 104 % к уровню 2007 года.
Анализ себестоимости Себестоимость продукции — затраты предприятия, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции. Детализация затрат Минского филиала за 2006-2008 год представлена в таблице 4.
Таблица 4 – Структура себестоимости услуг, тыс. р.
Анализ себестоимости работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Исходя из таблицы 4 увеличение расходов на оплату труда в 2007 г. по сравнению с 2006 в 1,2 раза, а в 2008 по сравнению с 2007 в 1,3 раза связано в первую очередь с изменением заработной платы на предприятии в 2006 г. по сравнению с 2006 в 1,45 раза, а в 2008 г. по сравнению с 2006 в 1,1 раза. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается увеличение себестоимости. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. доля общепроизводственных расходов увеличились в 1,2 раза, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. – в 1,3 раза, доля общехозяйственных расходов в среднем возросла в 1,3 раза. Повышение общей суммы затрат было вызвано повышением в абсолютном выражении суммы каждого элемента затрат. Нужно также отметить, что в 2008 году также значительно (в 1,5 раза к уровню 2007 г.) возросли расходы на рекламу, что объясняется активной рекламной деятельностью предприятия. Осуществление маркетинговых мероприятий позволило привлечь новых клиентов, увеличить объем оказываемых услуг и, как следствие, увеличение прибыли. Анализ себестоимости по элементам позволяет изучить состав затрат и охарактеризовать структуру себестоимости. Рассмотрим доли каждой статьи затрат в общем объеме за 2008 г. Общая тенденция повышения себестоимости на протяжении рассматриваемого периода 2006-2008 гг. обусловлена в основном увеличением объема оказываемых услуг. На рисунке 3 изображена структура себестоимости за 2008 г. Если рассмотреть другие года, то доля затрат на оплату труда и прочих затрат за 2006г. составляют соответственно 0,40 и 0,35, удельный вес отчислений на социальные нужды составляют 0,18, на амортизацию – 0,03, а удельный вес материальных затрат 0,05. Что касается 2007 г., то удельный вес затрат на оплату труда в общей сумме себестоимости и прочих затрат соответственно 0,41 и 0,37. Удельный вес отчислений на социальные нужды - 0,15, амортизацию также сохранился на уровне 2006 г. – 0,3, а материальные затраты снизились до 0,04.
Рисунок 3 – Структура себестоимости услуг
Таким образом, видно, что наибольший удельный вес из всех статей затрат составляют затраты на оплату труда и прочие затраты, что характеризует деятельность предприятия как трудоёмкое. На протяжении всего периода структура себестоимости существенно не менялась. Данный вывод вполне логичен для предприятия такого вида деятельности, так как большая часть затрат идет на оплату труда, что объясняется особой ролью человеческих ресурсов в сфере предоставления таможенных услуг.
2.3.3 Анализ прибыли Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций. Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечение выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и других социальных программ. Суммарная величина всех прибылей – балансовая (валовая) прибыль предприятия. Основными составными элементами балансовой прибыли являются: а) прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг (); б) прибыль (убыток) операционной деятельности (); в) финансовые результаты от внереализационных операций (ВФР).
Пб= + ±ВФР. (2.1)
Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Валовый доход (выручка), получаемый предприятием от реализации товара, определяется как произведение средней цены на количество проданных единиц. Средний доход (выручка), представляет собой величину, получаемую от продажи одной единицы товара в среднем за рассматриваемый период. Доход от реализации имущества — это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия. Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Это доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, доходы от сдачи имущества в аренду, сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, доходы от дооценки товаров, положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия. К расходам и потерям относятся: – убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности; – недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации; – отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; – судебные издержки и арбитражные сборы и др. Имея данные, характеризующие величины приведенных выше показателей, анализ прибыли предприятия следует осуществлять согласно следующим пунктам: – оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли; – изучение составных элементов формирования балансовой прибыли; – выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль; – анализ показателей рентабельности; – выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации. Данные о прибыли от реализации представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Анализ прибыли от реализации продукции за 2006-2008 гг., тыс.р.
Из таблицы 5 видно, что в 2006 г. показатель прибыли от реализации продукции является положительным. В 2007 г. в сравнении с 2006 г. прибыль увеличилась на 1242,2 млн. р. в связи с ростом объемов реализации по отдельным видам продукции, в 2008 г в сравнении с 2007 г. – на 168,2 млн. р. Темп роста прибыли в 2008 г. по сравнению с 2007 г. ниже, что связано с ростом себестоимости производимой продукции. Рассмотрим факторы, влияющие на изменение прибыли от реализации продукции:
∆Прп = Пр1п - Пр0п = (РП1 – Срп1) – (РП0 – Срп0), (2.2)
где , – прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по базовому году и отчётному; РП0, РП1 – объем реализованной продукции (товаров, работ, услуг), за вычетом всех налогов и других отчислений, включаемых в объем реализации, по базовому и отчётному годам; Срп0, Срп1 – себестоимость реализованной продукции по базовому и отчётному годам. За счёт изменения объёма реализации продукции:
(2.3) , (2.4)
где – коэффициент выполнения плана по объему реализации, рассчитанный по полной себестоимости реализованной продукции в базовом году; – себестоимость реализованной продукции в базовом году, рассчитанная на объем реализованной продукции в отчетном году. За счёт изменения средних цен реализации изделий:
(2.5)
где РПпф – объем реализованной продукции в базовом году, рассчитанный на объем реализованной продукции в отчётном году. За счёт средней себестоимости реализации изделий:
(2.6)
2007 г. к 2006 г.:
∆Прп = 998799 - 420877 = 577922 тыс. р. = 420877∙(1,20-1) = 84175,4 тыс. р. = 6231584 - 5813537 =418047 тыс. р. = -3179597 + 3255296,6 = 75699,6 тыс. р. Проверка: 84175,4 + 418047 + 75699,6 = 577922 тыс. р. 2008 г. к 2007 г.: ∆Прп = 716370 - 998799 = –282429 тыс. р. = 998799∙(1,09-1) = 89892 тыс. р. = 6508674 – 6653728 = -145054 тыс. р. = -3495812 + 3268545 = -227267 тыс. р. Проверка: 89892 + (-145054) + (-227267) = –282429 тыс. р.
Таким образом, в 2007 г. положительное влияние на изменение прибыли от предоставляемых услуг оказало изменение объема и средних цен реализации продукции. В 2008 г. негативное влияние на изменение прибыли наряду с себестоимостью оказало и изменение средних цен реализации продукции. Основные финансово-экономические показатели производственно – хозяйственной деятельности Минского филиала за 2008 год представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Основные финансово-экономические показатели, тыс.р.
Данные, приведённые в таблице 5 показывают, что в 2008, не смотря на тенденцию роста выручки от реализации товаров, работ, услуг в действующих ценах, на предприятии произошло резкое снижение чистой прибыли, которая составила всего 47% к уровню 2007 года. Это объясняется убытками по валютным операциям, от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, а также штрафы и неустойки, выплаченные предприятием. Из таблицы видно, что после уплаты всех налогов, сборов и платежей с выручки от реализации в распоряжении предприятия остается достаточная чистая прибыль, которая направляется для использования в фонды предприятия. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после выплаты всех налогов и местных сборов, а также экономических санкций в бюджет, распределяется: 1% – в резервный фонд; 52% – в фонд накопления; 47% – в фонд потребления, из них: на дополнительную оплату труда и премирование; на материальную помощь работникам; на оздоровительные мероприятия.
2.3.4 Анализ рентабельности Рентабельность - это показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами. Таким образом, основными показателями, характеризующими эффективность деятельности Минского филиала, являются: рентабельность собственного капитала, рентабельность продаж и рентабельность реализованной продукции (затрат). Значения вышеуказанных показателей в процентах представлены в таблице 7. Таблица 7 – Показатели эффективности деятельности, %
Из представленных в таблице 7 показателей рентабельности следует, что в 2008 году эффективность деятельности Минского филиала упала в 1,5 раза. Что было обусловлено внешними факторами, в том числе такими как передача регистрации паспортов сделки в банки, что повлекло за собой троекратное снижение выручки по центрам статистического декларирования товаров. Следствием чего стало снижение эффективности деятельности ряда подразделений филиала. Кроме того в течении 2008 года проводилась реконструкция и ремонт ряда подразделений, ввод в действие новых пунктов таможенного оформления, что повлекло за собой увеличение затрат, а следовательно и уменьшение рентабельности
2.3.5 Анализ финансового состояния предприятия Для анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия использовались данные бухгалтерской отчетности за 2005-2008 года. Анализ проводился с помощью финансовых коэффициентов — показателей эффективности, показателей ликвидности и деловой активности. Анализ структуры имущества предприятия представлен в таблице 8.
Таблица 8 – Анализ структуры имущества предприятия, %
В 2008году по сравнению с 2007г. увеличилась доля текущих активов в имуществе предприятия за счет опережающего роста текущих активов по сравнению с внеоборотными активами. Это говорит о стабильном, сбалансированном развитии предприятия. Анализ структуры капитала предприятия за период с 2006г. по 2008г., представлен в таблице 9 и указывает на улучшение финансового состояния предприятия, рост его стабильности и финансовой устойчивости. Предприятие постоянно наращивает долю инвестированного капитала в пассиве баланса.
Таблица 9 – Анализ структуры предприятия, %
Рост инвестированного капитала означает увеличение собственных средств предприятия, что увеличивает его инвестиционные возможности, возможности финансирования собственного развития, увеличивает финансовую устойчивость и независимость предприятия. Для финансирования текущей и инвестиционной деятельности предприятие практически не прибегает к заемным и кредитным ресурсам. В целом анализ структуры имущества и капитала предприятия говорит об улучшении финансового состояния предприятия за исследуемый период, его устойчивом и сбалансированном развитии, что подтверждает анализ состояния соответствующих коэффициентов, приведенный в таблице 10. Таблица 10 – Показатели финансового состояния предприятия
Степень зависимости предприятия от заемных средств отражает коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Он показывает, сколько заемных средств привлечено на рубль собственных и насколько каждый рубль долга подкреплен собственным капиталом. На начало анализируемого периода значение этого коэффициента превышало 2, это говорит о том, что заемные средства значительно превышали собственные (рисунок 4).
Рисунок 4 – Динамика коэффициента соотношения заемных и собственных средств
На рисунке 4 отчётливо видно, как 2005 году произошло значительное увеличение собственных средств предприятия за счет формирования различных фондов из прибыли и, начиная с 2005 года соотношение заемных и собственных средств предприятия находилось в пределах 0,63, что говорит о преобладании собственных источников предприятия над заемными и характеризует его как финансово устойчивое. В 2008 году данный показатель был на уровне 0.55, что говорит о высоком уровне финансовой независимости предприятия. Коэффициент финансовой независимости (отношение собственного капитала к общей величине капитала предприятия) характеризует стабильность структуры капитала. Этот коэффициент желательно поддержива
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|