Пути оптимизации условий труда
Условия труда играют важную роль, т. к. полностью безопасных и безвредных условий работы не существует. Поэтому задача охраны труда сводится к тому, чтобы путем осуществления разноплановых мероприятий свести к минимуму воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, характерных для рабочих мест, максимально уменьшить вероятность несчастных случаев и профессиональных заболеваний работающих, обеспечить комфортные условия труда, способствующие высокой производительности. Производственные факторы – это наиболее обширная группа факторов, порождаемых особенностями производственного процесса на данном предприятии и формирующих специфические условия труда. Среди них выделяется несколько подгрупп: эстетические, социально-психологические, психофизиологические, санитарно-гигиенические и некоторые другие (хозяйственно-бытовые, организационные, материальные и пр.). Эстетические факторы – это те факторы, воздействие которых может вызывать у человека соответствующее отношение к условиям труда с точки зрения художественного восприятия окружающей среды (имеется в виду использование цвета, формы, музыки в трудовой деятельности человека). Эти элементы находят свое применение в решении художественно-конструкторских качеств рабочего места, инструмента, рабочей одежды, вспомогательных средств, а также в архитектурно-художественном оформлении интерьера. Важными элементами в современных условиях являются функциональная музыка и окраска производственных помещений. Их применение положительно воздействует на состояние исполнителя работы и способствует его работоспособности. Таким образом, цветовая окраска производственных помещений и оборудования тоже оказывает существенное влияние на человека. Цвет может воздействовать на психику человека и его эстетическое восприятие. Он не только изменяет состояние зрительного анализатора, но и воздействует на самочувствие и настроение, следовательно, и на работоспособность человека. К наиболее благоприятным цветам с физиологической точки зрения относятся зеленый, желтый и белый. Зеленый цвет в наибольшей степени оказывает стимулирующие воздействия на зрительный анализатор и в целом на организм (уменьшает внутриглазное давление, предупреждает раннее утомление). Однако замечено, если применять только зеленый цвет для окраски производственный помещений и оборудования, то он будет утомлять своим однообразием. Его следует чередовать с другими цветами. К рациональным относятся цвета от желтого до голубого. Отрицательно влияют на организм работника насыщенные цвета крайних участков спектра. Например, яркий синий и красный цвета быстрее вызывают зрительное утомление.
При выборе цвета производственных помещений и рабочих мест необходимо учитывать и другие факторы влияния цвета на человека. Цветовую отделку целесообразно выбирать с учетом климата и характера освещенности. На рабочих местах, где необходимо повышенная освещенность, следует отдать предпочтение белому и светло-желтому цвету стен и потолков. Благоприятным будет и оранжево-желтый, желтый, светло-голубой, светло-зеленый цвета (они имеют высокий коэффициент отражения: у желтого цвета – 65 – 75%, у зеленого (среднего) – около 50%). При выборе цветовой отделки необходимо учитывать и характер работы. При напряженном умственном труде цветовое оформление не должно отвлекать от работы. Поэтому целесообразно применять светло-желтый и зеленый цвета, которые стимулируют умственную деятельность. Там, где не требуется напряженного внимания, можно использовать более теплые цвета. При напряженной работе рекомендуются умственно возбуждающие цвета, так как возбуждение при воздействии активных цветов быстро проходит и быстро наступает утомление.
Спокойная окраска необходима не только при умственном, но и при физическом труде. В этом случае можно использовать светло-зеленый, светло-голубой, светло-желтый, розово-сиреневый, сероватые цвета. При работе, требующей различения цвета, стены производственных помещений и оборудования следует окрасить в светлые нейтральные цвета. При большом зрительном напряжении помещения и оборудование рекомендуется окрашивать в мягкие спокойные светлые тона без ярких контрастов. Желательно, чтобы поверхность была матовой и не давала светлых пятен и бликов. При однообразной монотонной работе рекомендуются живые, теплые тона. Также, к пассивным средствам повышения работоспособности относится функциональная музыка. Ее трансляция перед началом работы (встречающая музыка) должна способствовать переключению внимания работающих на трудовой процесс. В это время, как правило, передают бурные, энергичные мелодии. Они должны способствовать ускорению процесса врабатывания. Помимо прослушивания музыкальных передач в начале и в середине рабочего дня, рекомендуется транслировать музыку в конце смены (за 15 – 20 минут до окончания и в течение 5 – 10 минут после окончания работы). Передача бодрит, тонизирующая музыка поддерживает высокий темп производственного процесса, способствует хорошему настроению и улучшению самочувствия. При подборе музыкальных произведений необходимо учитывать интересы большинства работников, музыка не должна отвлекать от работы. Она должна служить звуковым фоном, к которому не прислушиваются и который не вызывает раздражения. Социально-психологическая группа факторов определяется составом и особенностями предприятия (социально-демографический состав персонала, интересы работников, стиль руководства в подразделениях предприятия и др.). Под действием этих факторов формируется морально-психологический климат на предприятии, выражающийся в уровне стабильности персонала, его сплоченности, характере взаимоотношений между группами работников, настроениях, дисциплине труда, трудовой активности и творческой инициативе. Социально-психологические факторы пока не имеют единиц измерения, норм и стандартов. Но социологические исследования в виде устного опроса, анкетирования создают объективную основу для создания их измерения и оценки.
Рассмотрим типичные проблемы, которые возникали на РУП «Белтаможсервис» и рекомендации по их решению. Основная проблема заключается в повышении общего комфорта социальной среды труда. Решению данной проблемы способствует совершенствование психоклимата в трудовом коллективе. Эффективность предпринимаемых мероприятий зависит от того, насколько правильно определены причины дискомфорта. Рассмотрим некоторые из них. Первая причина – нерациональных характер материальной (экономической) связи между членами коллектива для данного конкретного случая. Прежде всего, это касается системы материального поощрения членов коллектива за результаты деятельности и системы санкций за нарушение трудовой дисциплины или общественного порядка. Коллективная материальная ответственность не всегда способствует сплочению коллектива. Чаще эта отрицательная материальная связь становится поводом для разобщения коллектива. Вторая причина – высокая текучесть кадров под влиянием каких-либо причин, непосредственно не связанных с психоклиматом. В этом случае коллектив как таковой неустойчив по составу. Третья причина – неблагоприятная планировка рабочих мест в зависимости от вида труда, от особенностей личности каждого из членов коллектива, от возможного и необходимого общения рабочих в процессе труда в течение смены. Например, если общение возможно и желательно членами коллектива, а планировка рабочих мест препятствует этому, возникает досада, напряженность от неудовлетворенности в стремлении к общению и в итоге – моральный дискомфорт. Или наоборот, частые общения в процессе труда мешают, снижают продуктивность, а планировка рабочих мест не способствует индивидуальному сосредоточению, вследствие чего создается напряженность.
Для решения этой проблемы при планировке рабочих мест необходимо правильно оценить и учесть меру потребности членов коллектива в общении друг с другом. Все эти мероприятия предопределяются содержанием труда на каждом рабочем месте и последовательностью самих рабочих мест, что задается технологией. Психофизиологические факторы обусловлены содержанием труда и его организацией, поэтому их называют иногда трудовыми. Их также можно называть технико-технологическими, т. к. они определяются особенностями используемой техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, степенью оснащенности рабочих мест, особенностями сырья, и материалов. Это – физическая нагрузка, которая связана с динамической и статической работой; нервно-психическая нагрузка в виде напряжения зрения (точность работы), нервно-эмоционального напряжения и интеллектуальной нагрузки (объем перерабатываемой информации, число производственно важных объектов единовременного наблюдения и т.д.); монотонность трудового процесса (разнообразие, темп труда). Элементы этой группы, за исключением физических усилий и монотонности, не имеют утвержденных нормативов. Санитарно-гигиенические факторы – это внешняя производственная среда, а именно: микроклимат (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха), чистота воздушной среды (наличие паров, газов, аэрозолей), освещенность, шум, вибрация, ультразвук, различные излучения, биологические и другие воздействия. Почти все они нормируются путем установления стандартов, санитарных норм и требований и количественно оцениваются с помощью методов санитарно-гигиенических исследований. Многочисленными исследованиями гигиенистов и физиологов труда установлено, что на организм человека оказывают значительное воздействие санитарно-гигиенические факторы. Некоторые из них оказывают неблагоприятное влияние на работника, что снижает работоспособность, ухудшает состояние здоровья и иногда приводит к профессиональным заболеваниям. Поэтому необходимо знать не только причину возникновения этих факторов, но и иметь представление о способах уменьшения их отрицательного влияния на организм работающих. Особое внимание целесообразно уделять влиянию адаптируемых факторов внешней среды (метеорологическим условиям, шуму, вибрации, освещенности), отрицательное воздействие которых можно в значительной степени уменьшить за счет применения активных средств совершенствования трудового процесса.
В качестве примера рассмотрим результаты оценки напряжённости трудового процесса, которые были получены в результате составления карты аттестации рабочего места по условиям труда ведущего инженера – программиста на РУП «Белтаможсервис» (приложение Б). Полученные данные показали, что на рабочем месте, приведённые факторы не превышают нормативные, что не предусматривает ни права специалиста на сокращение продолжительности рабочего времени, дополнительный отпуск, льготы и компенсации за работу с особыми условиями труда. Следует отметить, что, проводя мероприятия по улучшению условий труда на предприятии, высшему руководству и соответствующим службам надо учитывать все факторы условий труда. От этого зависит эффективность проводимых мероприятий. В решении проблемы улучшения условий труда большую роль играет планомерность осуществления мероприятий. Условия труда на предприятии как условия жизни работников в процессе их деятельности, являются одновременно элементом производственной системы и объектом организации, планирования и управления. Поэтому изменение условий труда невозможно без вмешательства в производственный процесс. То есть необходимо сочетать, с одной стороны, условия труда, с другой – специфику деятельности данного предприятия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение проблемы по совершенствованию качества оказания таможенных услуг является одним из приоритетных направлений в научных исследованиях, связанных с модернизацией таможенного дела. Актуальность данного вопроса объясняется стремительным ростом объемов внешнеторговой деятельности, относительным ужесточением условий и правил внешней торговли. Так, при написании дипломного проекта основной целью являлось повышение качества оказания таможенных услуг. Исследование основных критериев оценки качества оказания таможенных услуг проводилось на примере Республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис», которое является таможенным агентом и организует свою деятельность согласно положению о таможенном агенте, разработанного государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Услуги оказываются на пограничных и внутренних пунктах таможенного оформления. Для разработки темы дипломного проекта и выработки ее решений была проведена исследовательская работа, которая позволяет сделать следующие выводы: а) деятельность таможенных предприятий оказывающих таможенные услуги способствуют ускорению товарооборота между странами, повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, развитию интеграционных процессов; б) большинство таможенных предприятий при адекватной оценке потребностей внешнего рынка преобразуются в крупных агентов, предоставляющих полный комплекс услуг по сопровождению внешнеэкономических операций; в) национальная нормативно-правовая база Республики Беларусь содержит большое количество нормативных документов, что усложняет деятельность таможенных предприятий; Для получения картины о деятельности РУП «Белтаможсервис» в целом был проведен анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, при котором рассматривались основные экономические показатели работы предприятия. В результате данного анализа можно сделать следующие основные выводы: а) объём оказываемых услуг и производимых операций на РУП «Белтаможсервис» ежегодно увеличивается, и в 2008 году составил 104 % к уровню 2007 года; б) на протяжении 2006-2008 гг. себестоимость в среднем увеличивается в 1,3 раза к уровню предыдущих лет; в) наибольший удельный вес в себестоимости составляют затраты на оплату труда (41 %), что характеризует деятельность предприятия как трудоёмкое и указывает на особую ролью человеческих ресурсов в сфере предоставления таможенных услуг; г) анализ прибыли показал, что в 2008 г. произошло резкое снижение чистой прибыли, которая составила всего 47% к уровню 2007 года; д) в 2008 году эффективность деятельности Минского филиала упала в 1,5 раза. Увеличение издержек, снижение прибыли и рентабельности предприятия, незначительный прирост новых клиентов показали, что на предприятии назрела необходимость совершенствования организации хозяйственной деятельности, которое найдет отражение в улучшения качества оказываемых услуг. Также на примере РУП «Белтаможсервис» были определены и проанализированы основные критерии оценки качества оказания таможенных услуг, которые позволили выявить основные недостатки в этой области: - низкий уровень информационного обеспечения; - волокита со стороны сотрудников; - недостаточный перечень предоставляемых услуг; - не достаточный уровень профессионализма специалистов; - отсутствие комфортных условий для ожидания. Определив основные недостатки, в проектном разделе на основе вышеприведенных исследований был предложен ряд мероприятий по совершенствованию качества оказания таможенных услуг: 1) Мероприятия по решению кадровых проблем целесообразно проводить для повышения качества обслуживания клиентов. Анализ показал наличие кадровых проблем, которые неблагоприятно влияют на взаимоотношения с участниками внешнеэкономической деятельности. С целью устранения существующих недостатков необходимо пересмотреть политику управление персоналом. Кроме повышения квалификации и уровня профессионализма специалистов, следует также уделять внимание адаптации новых сотрудников, мотивации работников и др. Данное мероприятие повысит качество обслуживания и устранит те проблемы, на которые поступают жалобы со стороны клиентов, которые отображены в интегральной оценке уровня качества оказания таможенных услуг. 2) Внедрение логистических услуг на примере РУП «Белтаможсервис», подразумевает открытие транспортно – логистического центра, деятельность которого поможет предприятию совершенствовать качество оказания таможенных услуг с помощью реализации принципа «одного окна», повышения уровня информационного обеспечения, сокращения времени, необходимого для оформления полного пакета документов. Также успешная реализация данного мероприятия позволит повысить уровень взаимодействия между таможенными структурами и субъектами хозяйствования; эффективность таможенного контроля. 3) Автоматизация работы с клиентами (внедрение CRM системы) позволит предприятию сократить время, затрачиваемое на осуществление полного пакета услуг, повысить уровень информационного обеспечения и эффективность таможенного контроля, избежать очередей в местах ожидания, что благоприятно отразится на качестве оказания таможенных услуг и облегчит работу с клиентской базой. При предложении каждого мероприятия описываются затраты и те преимущества, которые получит предприятие в итоге их реализации. Расчет общей эффективности предложенных мероприятий показывает, что расходы покрываются полностью за счёт сокращения численности специалистов путём автоматизации работы с клиентами. В конструкторском разделе рассмотрена технология изготовления печатных плат, применяемых в электронно-вычислительных машинах, позволяющих работать с информацией, базами данных, что снижает трудозатраты на работу с бумажными носителями, что, в свою очередь, обеспечивает экономию рабочего времени и минимизирует человеческий фактор в процессе хозяйственной деятельности предприятия. В разделе по охране труда были отображены пути улучшения экономики предприятия за счёт оптимизации условий труда, выявлена прямая взаимосвязь между условиями труда и уровнем работоспособности человека, результатами его работы, состоянием здоровья, отношением к труду. Таким образом, при разработке дипломного проекта цель, поставленная перед данным исследованием, достигнута, определены основные особенности работы предприятия, выявлены основные недостатки в процессе оказания таможенных услуг, а также предложены эффективные мероприятия по их решению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаревич, Т. Белтаможсервис: день сегодняшний и завтрашний. Таможня и внешнеэкономическая деятельность / Т. Азаревич. – 2006. – №12. – С. 31 – 32. 2. Аксенов В. Электронная таможня: перспективы и опыт внедрения электронного таможенного декларирования / В. Аксенов //Таможенная Граница. – 2006. – №1 – С. 55 – 57. 3. Ануфриев, Л.П. Технология РЭУ и автоматизация производства: курсовое проектирование / Л.П. Ануфриев, В.М. Бондарик, В.Л. Хмыль; под общ. ред. А.А. Ланина. - Минск: БГУИР, 2001. 4. Бизнес - план РУП «Белтаможсервис» на 2008, 2009. 5. Бухгалтерский отчет за 2005, 2006, 2007, 2008. 6. Власова, В.М. Таможенные операции. / В.М. Власова – М.: Финансы и статистика, 1997. – 144 с. 7. Денисенко, Т.Ф. Охрана труда: учебное пособие для студентов экономических специальностей / Т.Ф. Денисенко. – Минск: Высш. Шк., 2002. 8. Ершов, А.Д. Международные таможенные отношения / А.Д. Ершов – Минск: Амалфея, 1999. – 340 с. 9. Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам: постановление Министерства труда и социальной защиты, 22 фев. 2008. – № 35. 10. Козлов, Р. Кто такие брокеры и что с ними делать? / Р. Козлов //Таможня. «Северо-запад» – 2006 – №10 – С. 9 – 10. 11. Конструирование и технология производства ЭВМ: учебник / М.И. Пикуль [и др.]. – Минск: Высш. Шк., 1996 – 295 с. 12. Михнюк, Т.Ф. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студб инж.-техн. Спец. / Т.Ф. Михнюк. – Минск: Высш. Шк., 1998. 13. Об аттестации рабочих мест по условиям труда: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 22 фев. 2008 – №253. 14. Почекина В.В. Якубук Ю.П.; Под. Ред. Медведева В.Ф. Услуги в международной экономике. – Минск: Бип – С, 2003. – 178 с. 15. Таможенный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 17 декабря 1997 г., одобрен Советом Республики 20 декабря 1997 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 15.11.2004 N 332-З / Звязда от 15.01.98 г. Ведомости Национального собрания Республики Беларусь - 1998 – № 10 – 12 – 104 c. 16. Таможенный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 7 декабря 2006 года., одобрен Советом Республики 20 декабря 2006 года., вступает в силу с 1июля 2007 года / КонсультантПлюс: 17. Таможенное право РБ. – Минск: Амалфея 1999. – 460 с. 18. Трудовой кодекс Республики Беларусь под общ. ред. Г.А. Василевича. – Минск: Амалфея, 2006. 19. Управление персоналом: журнал – М.: 2008 – №1, №2, №3, №4, №5, №6. 20. Управление человеческими ресурсами: журнал – М.: 2007 – №1, №2, №3. 21. Устина А. Соответствовать требованиям времени / А. Устина // Таможня и Внешнеэкономическая деятельность. – 2007 – №13 – С. 23 – 26. 22. Фомин П. Новый таможенный кодекс: что изменилось / П. Фомин // Таможня и Внешнеэкономическая деятельность. – 2006 – №12 – С. 8 – 11. 23. Фомин П. Комментарии к положению о таможенном агенте. / П. Фомин Таможня и внешнеэкономическая деятельность. – 2007 – №4 – С. 9. 24.] Шимов, В. Словарь современных экономических и правовых терминов/ В. Н. Шимов, А. Н. Тур, П. В Стах – Мн.: Амалфея, 2002. – 816 с. 25. Экономика и организация труда: учебник для студентов высших учебных заведений / С.Н. Лебедева [и др.]; под ред. Л.В. Мисникова. – Минск: ООО «Мисанта», 2002. 26.] Беларусь [Электронный ресурс], Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2007. 27. Сайт Государственного таможенного комитета. «Таможенная политика Республики Беларусь» [Электрон. ресурс] – 2007. – Режим доступа: http:/www.customs.gov.by 28. Сайт министерства иностранных дел. «Таможенная граница в условиях СНГ» [Электрон. ресурс] – 2007. – Режим доступа: /www.mfa.gov.by
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|