Система, источники и наука административно-деликтного права.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Понятие, предмет, метод и задачи административно-деликтного права. Термин «деликт» (от лат. delictum — проступок), говоря языком КоАП, означает правонарушение. Административно-деликтное право, как и уголовное, — специфические отрасли права, поскольку они предназначены в первую очередь для охраны общественных отношений, регулируемых другими отраслями права, в том числе и некоторых управленческих отношений. Это правоохранительные отрасли права. Административно-деликтное право устанавливает запреты на совершение административных правонарушений и предусматривает административные взыскания (наказания), меры административнойответственности за их нарушение. Предметом административно-деликтного права являются административно-деликтные отношения, возникающие по поводу административных правонарушений. В одних случаях таким поводом является соблюдение вступившей в юридическую силу административно-деликтной нормы (нормативного правового акта, содержащего административно-деликтные нормы) Вторым основанием возникновения рассматриваемых отношений служит применение административно-правовых мер предупреждения в целях недопущения нарушения административно-деликтных запретов. Например, осуществление проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, осуществление таможенного досмотра, осмотра, остановка транспортного средства в целях проверки документов, ограничение скорости движения на отдельных участках дороги и т. д. Такие отношения следует назвать предупредительными. Третьим обстоятельством возникновения административно-деликтных отношений бывает совершение административного правонарушения, т. е. несоблюдение установленного запрета
Задачи КоАП вытекают из ст. 2 Конституции, согласно которой «че- ловек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства В соответствии с конституционными установлениями в ст. 1.2 КоАП четко и исчерпывающе определены задачи законодательства об адми- нистративных правонарушениях: защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, окружающей среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного поряд- ка, а также защита установленного правопорядка от административных правонарушений, предупреждение административных правонаруше- ний Основным методом науки административного деликтного права является общий для всех отраслей знаний способ познания объективной реальности – метод диалектического материализма. Этот метод предполагает изучение административного деликтного права в его историческом развитии и неразрывной связи с действительностью, развитием государства и права. Метод регулирования охранительных админ-деликтных правовых отношений –это админ-правове принуждение,выражающееся в применении взыскания занарушениеустановленного гос-вом админ-правового запрета. Метод правового регулирования общ.отношений,возникающих при предупреждении адм.правонарушений – это угроза применения админювзыскания Метод регулирования общ.отношений,возникающих при защите от общ.опасных посягательст(задержание,оборона)
Система, источники и наука административно-деликтного права. Наука административное деликтное право является частью юридической науки и представляет собой совокупность взглядов, представлений и идей, раскрывающих сущность административного деликтного права как формы применения норм Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в целях охраны и регулирования общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества.
Наука административного деликтного праваисследует историю развития и источники административного деликтного права, административно-деликтные правоотношения, административный деликтный закон, его социальную обусловленность и социальную эффективность, понятие, задачи, функции, сущность административного деликтного права, понятие административного правонарушения, административной ответственности, административного взыскания, составы административных правонарушений, проблемы совершенствования административного деликтного законодательства и т.д. Основным методом науки административного деликтного права является общий для всех отраслей знаний способ познания объективной реальности – метод диалектического материализма. Этот метод предполагает изучение административного деликтного права в его историческом развитии и неразрывной связи с действительностью, развитием государства и права. Применение метода диалектического материализма не исключает применение и специальных методов изучения правовых явлений, таких как конкретно-социологический метод, метод сравнительно-правового исследования, социальный эксперимент, статистическое исследование и других. Наука административного деликтного права взаимодействует со всеми другими отраслями юридических наук. Это обусловлено общностью предмета исследования – нормы права и деятельностью по их применению; метода исследования – диалектического материализма; задач исследования – укрепление законности, борьба с правонарушениями, устранение или нейтрализация причин их порождающих и условий, им способствующих. Кроме этого, взаимопроникновение наук требует приспособления, согласования специальных приемов и методов различных наук к задачам, приемам и методам науки административного деликтного права. Систему науки административного деликтного права можно условно подразделить на ряд разделов: 1. история административного деликтного права; 2. общие положения административного деликтного права;
3. административный деликтный закон; 4. административное правонарушение; 5. административная ответственность; 6. обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением; 7. административные взыскания; 8. наложение административных взысканий; 9. обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность; 10. основания освобождения от административной ответственности; 11. конкретные составы административных правонарушений в различных областях и сферах; 12. административное деликтное право в других государствах. 3. Понятие и основные черты административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности. Административная ответственность наступает вне зависимости от желания лица, совершившего административное правонарушение в принудительном порядке. Административная ответственность – это правоотношение, возникающее между лицом, совершившим административное правонарушение и государством в лице компетентных органов (должностных лиц). Административная ответственность реализуется только компетентными органами (должностными лицами). Административной ответственности подлежат лишь лицо, виновное в совершении административного правонарушения. Это единственное основание для привлечения лица к административной ответственности. Административная ответственность наступает только за те деяния, которые определены административным деликтным законом в качестве административного правонарушения. Административная ответственность основывается на принципах: · законности, · равенства перед законом, · неотвратимости ответственности, · виновной ответственности, · справедливости · гуманизма. Административная ответственность от других видов юридической ответственности отличается по следующим критериям: - По основаниям ее применения; - За органами, которые ее применяют; - По кругу субъектов объектов ответственности; - По правовым последствиям; - Процессуальной процедурой ее осуществления;
- По санкциям. Административная ответственность отмежевывается от уголовной по следующим критериям: - За органами, ее применяют. Уголовная ответственность наступает исключительно по решениям судебных органов. Решение о применении административной ответственности принимаются многочисленными органами управления, которые наделены правами непосредственного применения к виновным в совершении правонарушений соответствующих административных взысканий (ст.ст. 218 - 244-15 КУоАП). - По правовым последствиям. Санкции и правообмеження, применяемые к правонарушителям при привлечении к уголовной ответственности более строгие, чем при административной ответственности. Меры административной ответственности, даже если они применяются судебными органами, не влекут за собой таких последствий, как судимость, изоляция от общества. - По кругу субъектов. К уголовной ответственности могут быть привлечены граждане Украины или иностранные граждане, лица без гражданства, вменяемые лица, достигшие возраста уголовной ответственности - 16-ти (ч.1 ст.22 УК), а за отдельные преступления - от 14-ти до 16- лет (ч.2 ст.22 УК). К административной ответственности могут быть привлечены, кроме уже перечисленных, также юридические лица и несовершеннолетние, достигшие 16 лет, и к которым применяются меры воздействия предусмотрены статьей 24одна КУоАП).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|