Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды административных взысканий




За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

В отношении юридических лиц применяются только:

1) штраф;

2) лишение права заниматься определенной деятельностью;

3) конфискация;

4) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Такие административные взыскания, как:

1) исправительные работы;

2) административный арест;

3) лишение специального права;

4) лишение права заниматься определенной деятельностью;

5) конфискация;

6) депортация;

7) взыскание стоимости предмета административного правонарушения,

а также административные взыскания, применяемые к юридическим лицам, налагаются только судом.

Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.

Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкции статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Дополнительные административные взыскания применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.

Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лицо - тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах. Штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливается от десяти до пятидесяти базовых величин.

Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, то штраф, налагаемый на физическое лицо, устанавливается в размере нижнего предела штрафа, предусмотренного в санкции статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, но не ниже пяти десятых базовой величины.

Это положение не применяется к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрены такие виды административных взысканий, как:

административный арест,

лишение специального права,

лишение права заниматься определенной деятельностью,

конфискация,

депортация или

взыскание стоимости предмета административного правонарушения, если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность и если административное правонарушение совершено повторно;

Это же положение не применяется к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью; если совершенное административное правонарушение может повлечь административную ответственность юридического лица.

Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы в соответствии с частью первой настоящей статьи, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.

Исправительные работы не могут быть назначены:

  1. беременным женщинам,
  2. инвалидам I и II группы,
  3. лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком,
  4. женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет,
  5. несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет,
  6. военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанным во время прохождения сборов, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям

Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

Административный арест не может применяться к:

  1. беременным женщинам,
  2. инвалидам I и II группы,
  3. женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов,
  4. лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы,
  5. лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста,
  6. несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет,
  7. военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанным во время прохождения сборов, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.

Лишение специального права устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Лишение права управления транспортным средством не может назначаться физическому лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения либо состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения против порядка таможенного регулирования.


22. Отличие административного взыскания от других мер государственного принуждения.

Наиболее близки по своей правовой природе административное взы- скание и уголовное наказание. Наличие у них общих черт позволило даже некоторым ученым рассматривать их как разновидности «наказа- ния за неправду» и различие усматривать лишь в порядке назначения этих мер1. У данных карательных санкций много общего. Они являются мера- ми государственного принуждения в отношении виновных в совершении правонарушений. Как уголовное наказание, так и административное взы- скание применяются к нарушителям, которые не находятся в служебном подчинении у органов, налагающих указанные санкции, т. е. они являются формами так называемого внешневластного принуждения в отличие 1 См.: Жижиленко А.А. Наказание. Его понятие и отличие от других правоохранитель- ных средств. Пг., 1914. С. 659–660. 108 от внутриорганизационного или дисциплинарного наказания. Роднит оба вида этих карательных санкций и их общая целенаправленность. Общность административного взыскания и уголовного наказания проявляется в использовании внешне сходных видов отдельных санк- ций. По действующему праву известны штраф, исправительные рабо- ты, конфискация и как уголовное наказание, и как административное взыскание. Однако эти санкции существенно различаются, поскольку являются правовыми последствиями качественно отличных друг от дру- га правонарушений. Уголовно-правовая санкция – средство охраны общественных отно- шений от преступных посягательств. Основанием ее применения служит совершение деяния, представляющего наибольшую общественную опас- ность. Административное же взыскание применяется к лицу, виновному в совершении административного проступка, т. е. правонарушения, об- ладающего значительно меньшей степенью общественной опасности. Различная степень общественной опасности деяний, являющихся осно- ванием для уголовного наказания и административного взыскания, обу- словливает и принципиально различный характер санкций за совершение того или иного правонарушения: если правонарушение более опасное, оно должно влечь более тяжкое наказание для лица, его совершившего. Кара в уголовном наказании не тождественна каре в административ- ном взыскании. Первую отличает большая репрессивность, что находит свое отражение в установлении за совершение преступлений целого ряда суровых мер наказания, каких не знает никакая другая отрасль пра- ва, – смертная казнь, лишение свободы. Различен объем кары и в так на- зываемых сходных видах уголовно-правовых санкций и административ- ных взысканий. Внешне тождественные виды этих санкций отличаются друг от друга по размеру и сроку лишений и ограничений, применяемых к правонарушителю. Специфическим признаком уголовного наказания служит более резкая степень осуждения преступления как деяния, представляющего большую общественную опасность в сравнении с другими правона- рушениями. Эта степень осуждения создает состояние судимости, что отличает уголовно-правовую ответственность от иных видов юридиче- ской ответственности. Именно повышенная опасность преступления и преступника обусловливает необходимость объявления осужденного судимым на определенный срок. В силу этого институт судимости име- ет юридическое и морально-общественное значение. Наложение административного взыскания не влечет для правонару- шителя судимости и последствий, связанных с ней. 109 Применение административных взысканий влечет как неправовые, так и правовые последствия, которые наступают при совершении ново- го правонарушения и могут быть трех видов: 1) совершение административного проступка лицом, ранее подвер- гнутым административному взысканию, является отягчающим ответ- ственность правонарушителя обстоятельством, которое должно быть учтено при определении размера и срока взыскания в пределах санкции нарушенной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 7.3 КоАП); 2) факт наложения взыскания может быть квалифицирующим обстоя- тельством при привлечении к административной ответственности. Так, в соответствии со ст. 17.6 заведомо ложное сообщение, повлекшее приня- тие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подраз- делениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализирован- ными службами, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет ответственность в размере от 20 до 50 базовых величин; 3) совершение некоторых правонарушений лицом, подвергнутым административному взысканию за аналогичное нарушение, является основанием для применения к нему уголовного наказания (уголовная ответственность за преступления с административной преюдицией). Уголовное наказание применяется только судом. Административные взыскания налагаются как судом, так и многочисленными органами го- сударственного управления и их должностными лицами. Деятельность этих субъектов по применению административных взысканий является значительно более простым видом юрисдикционной деятельности и бо- лее скорым по сравнению с установленным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь порядком уголовного процесса. Следо- вательно, рассматриваемые карательные санкции имеют отличия про- цессуального характера, заключающиеся в упрощенном производстве по наложению административных взысканий. К карательным санкциям относятся также дисциплинарные взыска- ния. Они как одно из правовых средств борьбы с общественно опасны- ми деяниями направлены на охрану и укрепление правил, регулирую- щих объединенную деятельность граждан, участвующих в каком-либо целеустремленном процессе, требующем четкой организации, подчине- ния воли всех участников этого процесса единому, централизованному руководству (трудовой процесс, учебный процесс, служба в вооружен- ных силах и т. д.). Дисциплинарные взыскания направлены в основном против нарушений трудовой, учебной дисциплины. Однако круг отно- 110 шений, защищаемых посредством дисциплинарных взысканий, значи- тельно шире. Так, для некоторых категорий государственных служащих установлена дисциплинарная ответственность за нарушение общеобя- зательных правил поведения: за нарушение общественного порядка подвергаются дисциплинарному воздействию военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава ОВД, Комитета государственной безопасности и др. Дисциплинарная ответственность некоторых долж- ностных лиц может наступать за действия, не совместимые с их слу- жебным положением. Такова ответственность прокуроров и судей за действия, дискредитирующие авторитет соответствующих органов. Таким образом, дисциплинарные взыскания могут применяться не только за нарушения трудовой дисциплины. Сведение их задачи только к охране трудовых отношений необоснованно сузило бы возможности дисциплинарной ответственности. в определенных случаях нарушение трудовой дисциплины должностными лицами может повлечь приме- нение административных взысканий. Совершение одних и тех же про- ступков в зависимости от их характера и правового положения наруши- теля может служить основанием для применения либо дисциплинарной санкции, либо административного взыскания. Тот факт, что дисциплинарные взыскания используются для охраны от- ношений, регулируемых различными отраслями права, в том числе и адми- нистративным правом, еще не означает, что дисциплинарная ответствен- ность регулируется исключительно нормами административного права. Дисциплинарная ответственность является сложным правовым ин- ститутом, охватывающим нормы как административного, так и трудового права. Отличительной чертой ее выступает служебно-подчиненное поло- жение нарушителя по отношению к лицу, налагающему взыскание. Наложение дисциплинарного взыскания означает осуществление вну- тренних дисциплинарно-властных полномочий. Дисциплинарные взы- скания всегда применяются вышестоящим начальником того же учреж- дения или предприятия и отражают определенную служебно-трудовую зависимость, в то время как административные взыскания являются вы- ражением общегосударственной санкции за неправомерное деяние. Ад- министративные взыскания в отличие от дисциплинарных налагаются, как уже отмечалось, компетентным органом или должностным лицом на правонарушителя, не находящегося в их служебном подчинении. В отличие от соответствующих административных взысканий на- званные гражданско-правовые санкции применяются к субъектам гражданско-правового отношения (ими могут быть физические и юридиче- ские лица) за неисполнение договора либо иных гражданско-правовых 111 обязанностей; по своему содержанию являются имущественными санк- циями; по своей количественной определенности являются масштабны- ми, т. е. их размер зависит от стоимости неисполненного обязательства либо степени нарушения иных правомочий потерпевшего; применение этих санкций не освобождает виновного от ре ального исполнения на- рушенного обязательства; применяются судом.


 

23. Характеристика административных взысканий: предупреждение и штраф.

Предупреждение представ- ляет собой особую разновидность правоохранительных санкций. В от- личие от других видов административных взысканий, предусмотрен- ных КоАП, вынесение предупреждения не влечет за собой ограничений конституционных прав и свобод правонарушителя. Основная цель вы- несения указанного взыскания – превентивное воздействие на волю на- рушителя, препятствующее рецидиву проступка2. Предупреждение применяется в качестве самостоятельной (основ- ной) меры взыскания за совершение незначительных административ- ных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые по данным правоприменителя совершили тот или иной административ- ный проступок. Особенность предупреждения выражается также в форме его приме- нения: специальное указание в КоАП на письменную форму вынесения предупреждения свойственно только данному административному взы-,предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправно- го поведения. Предупреждение как мера административного взыскания применя- ется обычно за незначительные правонарушения, не носящие злостного антиобщественного характера. Впервые это взыскание было предусмо- трено декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 28 июня 1926 г. «Об издании местными исполкомами и городскими Советами обязательных поста- новлений и о наложении за их нарушение взысканий в административ- ном порядке». В декрете указывалось, что предупреждение применяется в случае признания нецелесообразности применения штрафа или при- нудительных работ, ввиду незначительности нарушения, недостаточной осведомленности нарушителя и т. п. По своему содержанию данное административное взыскание при- мыкает к мерам воспитательного характера, но не совпадает с ними. Не отрицая морального воздействия предупреждения на правонаруши- теля, следует отметить, что содержание этой меры административного взыскания состоит не столько в указании виновному управомоченным органом на нарушение нормы административного права, сколько в от- рицательной оценке государством поведения нарушителя, влекущей для него последствия не только морального, но и правового характера. Действующим законодательством предусмотрены соответствующие правовые формы наложения этого вида административного взыскания. Наложение предупреждения оформляется постановлением компетент- ного органа. Только оформленное надлежащим образом предупрежде- ние рассматривается как административное взыскание. Устные предупреждения должностных лиц о необходимости прекра- тить противоправное поведение либо устранить выявленные недостатки или нарушения в работе административными взысканиями не являются, а представляют собой меру убеждения и предупреждения (профилакти- ки), а иногда пресечения правонарушений (правонарушителю разъясня- ют противоправный характер его действий или бездействия, обязывают прекратить их и тем самым предостерегают от возможности совершения более вредных (общественно опасных) правонарушений и применения к нему за это более строгих мер государственного принуждения). Применение административного взыскания в виде предупреждения влечет наступление отрицательных правовых последствий для наруши- теля. Последний считается подвергнутым административному наказа- нию и при совершении другого правонарушения. Факт применения к нему предупреждения как административного взыскания должен быть 120 учтен. Фиксирование предупреждений помогает вести учет правонару- шений и позволяет при неоднократности их совершения применить к виновному более строгое административное взыскание.

Штраф представляет собой специфический вид административных взысканий, размер которого исчисляется в денежной форме. Ч. 1 ст. 6.5 КоАП определены правовые критерии исчисления размера административного штрафа, согласно которым размер штрафа опреде- ляется: исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания; в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонаруше- ния; в процентном либо кратном отношении к сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки; в эквиваленте к ино- странной валюте. В то же время согласно ч. 2 ст. 6.5 КоАП минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее 0,1 базовой вели- чины, минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее 2 базовых величин, а на юридическое лицо – менее 10 базовых величин. Штраф, исчисляемый в базовых величинах, за административные право- нарушения против порядка налогообложения, а также предусмотренные ст. 23.74 КоАП, налагаемый на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, может быть установлен в меньшем размере, но не мо- жет быть менее 0,1 базовой величины для индивидуального предприни- мателя, менее 0,5 базовой величины для юридического лица. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на физическое лицо, не может превышать 50 базовых ве- личин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления – 200 базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых ве- личинах, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не мо- жет превышать 200 базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятель- ности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления – 500 базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать 1000 базовых величин (ч. 3 ст. 6.5 КоАП). Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правона- 121 рушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости соответ- ствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученно- го в результате сделки. Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятикратный размер стоимости соответствую- щего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в ре- зультате сделки (ч. 4 ст. 6.5 КоАП). Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со ст. 86 Уголовного кодекса, установлен от 5 до 30 базовых величин (ч. 5 ст. 6.5 КоАП). Особенностью штрафа как вида административного взыскания яв- ляется то, что эта мера взыскания имущественного характера – самое эффективное средство принудительного воздействия на правонаруши- теля, в связи с чем ее применение предусмотрено почти всеми статья- ми Особенной части КоАП (за исключением ст. 23.24, согласно которой предоставление иностранным гражданам или лицам без гражданства иностранной помощи на цели, запрещенные законодательством, влечет депортацию с конфискацией этой помощи). Анализируя юридическую природу административного штрафа как вида административного взыскания, можно отметить следующее: – административный штраф отнесен законодателем к категории основных видов взысканий (ч. 1 ст. 6.3 КоАП); – как вид административного взыскания он может быть установлен только законом (ч. 1 ст. 1.1 КоАП); – представляя собой вид взыскания денежного характера, он, как это следует из положений ст. 6.1 КоАП, не несет в себе компенсационной функции в отличие от штрафа гражданско-правового; – исчисляется в относительно определенных единицах (в основном применительно к базовой величине, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении ад- министративного взыскания, либо в процентном или кратном отношении к стоимости совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте), что позволяет правоприменителю при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины и имущественного положения (так как административный штраф является величиной переменной и за- 122 висящей от условий развития экономики страны, он автоматически коррек- тируется с учетом темпов инфляции и изменения экономической ситуации, оставаясь при этом действенной мерой административного взыскания); – применяется как в судебном, так и во внесудебном порядке; – возможно взимать штраф в порядке упрощенного производства. На- пример, согласно ст. 10.3 ПиКоАП при совершении административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа, не превышающего двух базовых величин, протокол об административном правонарушении не составля- ется, а лицом, уполномоченным его составлять, выносится постанов- ление о наложении административного взыскания, которое вступает в силу с момента его вынесения. При этом штраф взимается на месте.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...