Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика административных взысканий: конфискация, депортация, взыскание стоимости.




Депортация как вид административного взыскания выражается в выдворении за пределы Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 6.11 КоАП). Данное административное взыскание относится к санкциям, ограни- чивающим свободу нарушителя. Административное взыскание в виде депортации налагается только судом (ч. 3 ст. 6.2 КоАП) и может применяться в качестве как основного, так и дополнительного взыскания. Цель установления данного вида административного взыскания – предупреждение и пресечение действий иностранных граждан и лиц без гражданства, противоречащих интересам обеспечения государственной безопасности Республики Беларусь, охраны общественного порядка, а также охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Ре- спублики Беларусь и иных лиц. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть выдворены за пределы Республики Беларусь, если они грубо нарушили законодатель- ство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенное, валютное или иное законодательство и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности. Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны покинуть Республику Беларусь в срок, указанный в решении о выдворении за пре- делы Республики Беларусь, принятом в установленном порядке. Лица, уклоняющиеся от выезда, подлежат с санкции прокурора за- держанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание до- пускается на срок, необходимый для выдворения. Постановление о депортации приводится в исполнение органами внутренних дел.

В ст. 6.10 КоАП предусмотрены два вида конфискации – общая и специальная. Общая конфискация состоит в принудительном безвозмездном об- ращении в собственность государства дохода, полученного в результа- те противоправной деятельности, а также предмета административно- го правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйствен- ного ведения, оперативного управления) лица, совершившего админи- стративное правонарушение. В случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, кон- фискации подлежат также предмет административного правонаруше- ния, орудия и средства совершения административного правонаруше- ния независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся. Независимо от назначенного административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности применяет- ся специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвоз- мездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборо- та, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы, торговля которой осуществлялась в неустановлен- 124 ных местах, а также незаконных средств от сбора грибов, других дико- растущих растений или их частей (плодов, ягод, семян). Анализируя юридическую природу данного вида административно- го взыскания, можно отметить следующее: – конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета, орудий и средств совершения административ- ного правонарушения как мера взыскания носит имущественный харак- тер, т. е. принудительно, безвозмездно обращаются в собственность го- сударства определенные материальные ценности, и может применяться в отношении как физических, так и юридических лиц; – при конфискации материальные ценности должны принадлежать физическому лицу, совершившему административное правонарушение, или находиться в собственности на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего админи- стративной ответственности; – конфискация может применяться только в качестве дополнительного административного взыскания (ч. 3 ст. 6.3 КоАП) в основном к штрафу за отдельные виды правонарушений дополнительно к таким администра- тивным взысканиям, как лишение специального права, депортация; – конфискация как мера административного взыскания может на- значаться только в судебном порядке, что в полной мере соответствует ч. 5 ст. 44 Конституции, закрепляющей, что принудительное отчужде- ние имущества допускается лишь по мотивам общественной необхо- димости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденно- го имущества, а также по решению суда; только с вынесением судебного решения конфискация может рассматриваться как мера административ- ной ответственности, влекущая утрату собственником его имущества; – конфискацию как административное взыскание следует отличать от конфискации как меры уголовной ответственности (первая применяется за административное правонарушение, а не за преступление; правовой режим конфискации как вида уголовного наказания согласно ч. 1 ст. 61 Уголовного кодекса может распространяться на все движимые и недви- жимые имущественные объекты, являющиеся собственностью осужден- ного, тогда как конфискация в административном порядке может быть применена только в отношении конкретного имущества, указанного в ч. 1 ст. 6.10 КоАП); – конфискация по своей правовой природе примыкает к таким ме- рам обеспечения административного процесса, как наложение аре- ста на имущество (ст. 8.7 ПиКоАП), изъятие вещей и документов 125 (ст. 8.9 ПиКоАП), задержание и принудительная отбуксировка (эва- куация) транспортного средства (ст. 8.10 ПиКоАП), осуществляемым уполномоченными органами и должностными лицами. Эти меры хотя и ограничивают правомочие собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом, но в отличие от конфискации не порождают перехода права собственности к государству, поскольку они не являются мерами административной ответственности. Основной целью этих мер является прекращение противоправного поведения и обеспечение в по- следующем возможной конфискации.

Взыскание стоимости предмета административного правонару- шения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, то- варов и (или) транспортных средств. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при условии: – отсутствия предметов, товаров и (или) транспортных средств, явив- шихся предметом административного правонарушения, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена их конфискация; – невозможности реализации или экономической нецелесообразности реализации таких предметов, товаров и (или) транспортных средств. Данное взыскание налагается только судом и может применяться только в качестве дополнительного взыскания.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...