Этим заканчивается сарга десятая «История о сыне Бхригу: Разговор со
Этим заканчивается сарга десятая «История о сыне Бхригу: Разговор со Временем» книги четвертой «О существовании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, рассказанной божественным посланником и записанной Валмики.
Сарга 11. История о сыне Бхригу: О проявлении самсары.
1. Бог Времени сказал: Твой сын теперь истязает себя суровым аскетизмом на берегу реки Саманги, где дуют ветра и накатываются на берег бесчисленные волны. 2. Он там сидит неподвижно в течение восьми сотен лет, со спутанными волосами и четками из семян рудракши, держа под контролем все органы чувств. 3. О мудрый, если ты желаешь увидеть сноподобные фантазии его разума, открой свой глаз мудрости и посмотри. 4. Васиштха продолжил: Услышав это от бога Времени (Смерти), непривязанного ни к чему и ни к кому, мудрец задумался, войдя в око мудрости, желая увидеть жизнь своего сына. 5. Он тут же четко увидел всю историю жизни и воплощений своего сына, отраженную в зеркале своего разума. 6. Затем мудрец Бхригу покинул берег реки Саманги и снова вошел в свое тело, пребывающее на горе Мандара перед богом Времени. 7. Изумленный увиденным, лишившись привязанности к своему сыну, мудрец обратился с улыбкой к Времени, с такими бесстрастными словами: 8. О бог всех существ! Воистину, ты мудр и с легкостью знаешь прошлое, настоящее и будущее, а наше понимание мало! 9. Этот разнообразный и изменяющийся мир, нереальный, но кажущийся реальным, обманывает даже мудрецов! 10. Несомненно, только ты знаешь природу этого умственного фантазма и иллюзии, ибо все это происходит внутри тебя. 11. О бхагаван! Мой сын не умер, но принимая его за мертвого, я впал в заблуждение.
12. Я думал, что мой сын забран у меня до того, как пришло его время, и потому, О дэва, у меня возникло глупое желание проклятия. 13. Хотя мы, конечно, понимаем природу этой самсары, все равно, О великий, мы радуемся и грустим от того, что считаем счастливыми или несчастливыми событиями. 14. Гнев должен быть направлен на того, кто ведет себя неподобающе, а к хорошему человеку надо проявлять благожелательность, таковы законы этого мира, О бхагаван! 15. Пока существуют понятия «это надо сделать, а это не надо», существует иллюзия мира, и когда они оставляются, пропадает и иллюзия мира, О учитель! 16. Когда мы, забыв об этом, были обеспокоены только происшедшим, мы взволновались от этого и рассердились на тебя, О бхагаван. 17. О дэва, благодаря тебе я увидел желания моего сына, которые привели его на берег реки Саманги, и увидел его самого. 18. Разумом пронизано все в этом мире существ, и в плотном, и тонком теле; разум сам является телом, и сотворяет весь этот мир. 19. Бог Времени сказал: Хорошо сказано, мудрец, тело является только разумом, разум создает тело своими понятиями, как гончар лепит горшок. 20. Одним движением мысли в один миг разум создает и разрушает несуществующие формы, подобно ребенку воображающему привидение из-за заблуждения разума. 21. У разума есть способности галлюцинировать, самообманываться, видеть сны и воображать несуществующие глупости, заблуждаться в невежестве и создавать видимость небесных замков. 22. Привязываясь к материальному, О великий муни, человеческий разум и тело описывают как два отличающихся тела. 23. Весь этот тройственный мир состоит только из понятий разума, его возникающее разнообразие является ни реальным, ни не реальным, О мудрый! 24. Разум разрастается разнообразными проявляющимися понятиями, как на лиане разворачиваются побеги, цветы и листья; все многообразие появляется, подобно видению второй луны для невежественного.
25. Из-за привычки к разделению разум видит многообразие объектов; повсюду он видит разделение на горшок, дыру, материю и так далее. 26. Такими или подобными бесконечными суждениями, как «я слаб», «я страдаю», «я глуп», разум вовлекается в изменяющийся мир самсары. 27. С пониманием того, что разум иллюзорен, и не является мной, разум успокаивается в спокойствии безграничного Брахмана, 28. Как в огромном океане многочисленные волны перестают волноваться, вместе со своими брызгами и пеной, 29. Будучи по сути своей очевидно единой прозрачной и чистой, сладкой и прохладной, неразрушимой и вездесущей, разлившейся водой. 30. Маленькая волна думает о себе, что она маленькая по сравнению с другими, 31. А большая волна думает о себе, что она велика. 32. Маленькая волна чувствует себя маленькой и обделенной, и считает себя страдающей в аду, и также видит мир, как место для страданий. 33. Большая волна чувствует, что она возвышена и сияет блеском драгоценного камня, испуская бесчисленные лучи света. 34. Волна, в которой отражается луна, считает себя прохладной; в которой отражается огонь на берегу, думает, что горяча, 35. И тихо дрожит от страха, думая «увы, я горю! ». Отражая дерево с горного склона на берегу, заросшего лесом, 36. Другая волна думает, что она вместе со всеми совершает великие дела; сотрясаемая нескончаемым ветром, другая думает, что она разбита и погибла, 37. И плачет, что она рассыпалась на части. Но нет в океане никаких волн, отличных от воды! 38. Их бесконечные формы ни реальны, ни нереальны, и нет среди них ни больших, ни маленьких, ни горячих, ни холодных и никаких других качеств. 39. В океане нет волн, но нельзя сказать, что их там нет! Волны по своей природе - это только воображаемые понятия. 40. Они существуют, пропадая и снова появляясь, опять и опять рождаясь и умирая, сталкиваясь и отражаясь друг в друге, будучи неотличными друг от друга. 41. Все они - только вода, и ничто более, и также весь этот мир - только бесконечное чистое сияющее Сознание. 42. Все есть только Брахман, и все существует в едином Брахмане, величайшем, всемогущем, не имеющем ни начала, ни конца, едином и нераздельном, но кажущимся разделенным.
43. Его безграничные разнообразные возможности проявляются в бесчисленных удивительных разнообразных формах. 44. Бесконенчный Брахман проявляется сам в себе, как в воде появляются волны, и бесконечный Брахман становится всеми объектами мужского, женского и среднего рода. 45. Воображаемой отдельности того, что называется миром, никогда не было, нет, и не будет; нет ни малейшей разницы между бесконечным Брахманом и миром! 46. Брахман, бесконечное Сознание, наполнен и воистину безграничен, и мир есть только Брахман и ничто другое! Поняв это полностью, оставь все остальные мысли. 47. Он - единая сущность бесчисленных форм и создатель множества форм; он - творец всемирного закона. 48. В нем пребывает присущая ему сила, принимающая форму желаний и понятий, и Сознание принимает форму разума и становится материальными и сознательными объектами. 49. О безгрешный, только Брахман раскинулся как весь этот огромный мир, подобно океану, наполненному разнообразными волнами. 50. Сам по себе он видится множественностью как разнообразие форм, которые есть только он сам в себе самом, подобно тому, как воды океана пребывают в воде. 51. Как каждая отдельная волна не отличается от воды, также каждое воображенное понятие не отличается от тотального Сознания. 52. Как в семени пребывают все ветви, цветы, ростки, листья, плоды, почки будущего дерева, так во всемогущем едином Сознании всегда пребывает весь мир. 53. Как разнообразные цвета и формы видны в солнечном свете, так разнообразные возможности проявляются в божественной неизменной реальности. 54. Разнообразие возникает в неразделенном Сознании как из одноцветного облака появляется разноцветная радуга. 55. В Сознании возникает несознательная материальность, как из живого паука появляется неживая паутина, или как сновидение проявляется в человеке. 56. Как шелковичный червь вьет из нитей свой кокон, так бесконечное существо по собственному желанию связывает себя, своим могуществом создавая материальный мир.
57. И, как червь оказывается в тюрьме в своем коконе, так оно, по своему собственному желанию забыв свою природу, запутывается в этом мире, О брамин! 58. И, О благородный, также легко, по своему желанию, само собой, оно оставляет мир самсары и достигает освобождения, как слон разрывает пленившие его веревки. 59. Как и что Я только ни пожелает, своей силой оно мгновенно и полностью тем и становится, как бы велико не было желаемое. 60. Эта сила бесконечного полного Я, будучи им самим, в одно мгновение доставляет то, что воображено, подобно тому как сезон дождей приносит с собой густые туманы. 61. Как дерево выглядит по-разному в зависимости от времени года, так нерожденное Сознание по-разному проявляет свою силу, неотличную от него самого. 62. Для бога нет ни освобождения, ни несвободы; как в мире появляются эти понятия о свободе и несвободе? 63. Не существует ни несвободы, ни освобождения, есть только чистое Сознание! Но бесконечное заслоняется конечным в великой и удивительной иллюзии этого мира. 64. Из-за беспокойного разума, Я кажется скрытым, подобно тому, как шелковичный червь скрыт в своем собственном коконе. 65. Силой разума появляются воображаемые бесконечные формы и разнообразные тела. 66. Эти различные формы появляются в Сознании и пребывают в Сознании как Сознание, как волны появляются и пребывают в океане, или как лунный свет не отличен от луны. 67. В огромном волнующемся раскинувшемся океане высшего Я, в водах чистого Сознания, будучи самим чистым Сознанием, пребывают волны и брызги различных форм. 68. Некоторые становятся Брахмой, Вишну или Рудрой, некоторые обретают человеческую или божественную форму. По своей природе волны переливаются формами, - некоторые видятся как боги Яма, великий Индра, солнце, огонь или Кубера. Недолговечные волны появляются, существуют некоторое время, и пропадают; некоторые из них подобны небесным киннарам, гандхарвам и видьядхарам, божествам и прочим существам. Игривые волны появляются и пропадают во множестве, временами обретая более постоянные формы, наподобие лотосорожденного Брахмы и других, временами появляясь и рассыпаясь брызгами на мгновение, как божества, люди и другие существа. 69. Черви, насекомые, птицы, мухи, змеи и прочие твари подобны брызгам, появляющимся в этом огромном океане. 70. Где-то эти волны подобны другим эфемерным существам - людям, оленям, орлам, шакалам и прочим, обитающим в горных лесах на побережьях. 71. Некоторые живут очень долго, некоторые - очень коротко; некоторые огромны, некоторые имеют крошечные тела. 72. В этом сноподобном изменяющемся мире некоторые твердо пребывают под влиянием собственных понятий, некоторые считают мир неизменным.
73. Некоторые страдают в заблуждениях несчастья, считая себя слабыми, несчастными, глупыми и страдающими. 74. Некоторые становятся деревьями и растениями, некоторые - божествами, другие - людьми, третьи считают себя океаном. 75. Некоторые пребывают в мире в течение многих сотен эпох, другие, будучи чистыми как полная луна, продвигаются к освобождению. Возникающие как недолговечные волны в океане Брахмана, они являются только понятиями разума, появляющимся в чистом Сознании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|