Методические рекомендации студентам, готовящимся к проведению микроуроков
К началу IV курса студенты уже обладают не только теоретическими знаниями, но и определенными профессионально значимыми навыками и умениями, например, умением правильно распределять внимание в процессе слушания речи на ее содержание и оформление; умением замечать, фиксировать, классифицировать и обучающе исправлять фонетические, лексические и грамматические ошибки; умением правильно пользоваться классной доской; умением громко, четко и выразительно читать и говорить и т. д. В процессе обучения языку на IV курсе следует использовать ряд более сложных форм педагогически направленной деятельности, синтезирующих ранее сформированные навыки и умения. Одной из таких форм работы, по мнению многих опытных преподавателей, является подготовка и проведение студентами на занятиях по практике устной и письменной речи обучающих эпизодов уроков, или так называемых микроуроков. Наиболее целесообразно начинать работу над микроуроками в первом семестре IV курса. В это время студенты интенсивно занимаются методикой преподавания иностранных языков в школе, готовятся к сдаче экзамена по методике и к выходу на педагогическую практику. Именно в этот период у студентов особенно высоки внутренние мотивы, способствующие серьезному отношению к подготовке и проведению микроуроков. Используя языковой и речевой материал данного учебника, профессиональные навыки и умения, сформированные на младших курсах, а также сведения теоретического, практического характера из курса лекций и практических занятий по методике, студенты под руководством преподавателя по практике устной и письменной речи могут проводить микроуроки различных видов.
Можно назвать следующие из них: — микроуроки по работе с речевыми образцами; — микроуроки по работе с текстом; — микроуроки по работе с лексикой; — микроуроки по работе над экспрессивной речью;
— микроуроки по работе с аудио-текстом; — микроуроки по работе над фонетической стороной устной речи и чтения; — микроуроки по письменному контролю выработанных навыков и умений; — микроуроки с применением эпи- и диафильмов. Бесспорно, возможности обучения языку на факультетах иностранных языков значительно отличаются от возможностей обучения языку в средней школе. Естественно, что методика обучения в вузе отличается от методики обучения в средней школе. Однако при проведении микроуроков она должна максимально приближаться к требованиям школьной методики. На каждом занятии (или каждом втором занятии) может быть проведено не более одного микроурока с последующим его обсуждением. Уроки учебника содержат специальные задания по проведению микроуроков разного вида. Каждый студент обязан тщательно подготовиться к проведению одного типа микроурока, т. е. составить подробный план-конспект1, в котором должна быть сформулирована задача микроурока, представлены этапы работы над материалом, разработаны упражнения с продуманными формулировками заданий и с ключами к ним. В плане следует отразить использование доски, раздаточного материала, технических и других средств наглядности. При выборе упражнений студент может пользоваться не только учебником IV курса, но и другими учебниками и учебными пособиями, а также литературой, указанной в планах к практическим занятиям по методике. Необходимо помнить, что сам микроурок может занимать 15—18 минут и 5—7 минут — его анализ, т. е. не более 25 минут в целом. Можно рекомендовать студентам прорепетировать дома подробно расписанный микроурок с часами в руках, с тем чтобы в аудитории не выйти за пределы отводимого времени.
Преподаватель практики устной и письменной речи проверяет выборочно 3—4 плана-конспекта микроурока данного
____________
1 С формой плана-конспекта студент может ознакомиться в кабинете методики.
вида, указывает на недостатки и возможные ошибки, дает соответствующие рекомендации, проверяет ключи и т. д. и назначает одного студента для проведения микроурока. Студент, выбранный преподавателем, выступает в роли учителя и проводит микроурок. Остальные члены группы являются «учащимися», а после проведения микроурока принимают участие в его обсуждении1. Подготовка к микроуроку любого вида должна начинаться с того, что студент просматривает конспекты лекций и литературу, рекомендованную к практическому занятию по методике по интересующей его теме. При подготовке к проведению микроуроков студенты могут пользоваться рекомендациями, приводимыми ниже.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МИКРОУРОКОВ ПО РАБОТЕ С РЕЧЕВЫМИ ОБРАЗЦАМИ
1. Проанализируйте речевые образцы с точки зрения трудностей, которые они могут представить для ваших учащихся. (Сравнение с родным языком и внутри языка может помочь вам в этом.)
2. Выберите способ раскрытия значения речевых образцов (беспереводный или переводный), исходя из их трудностей, имеющегося в вашем распоряжении времени и возможностей ваших учащихся. Если выбранный вами способ беспереводный, продумайте беспереводные способы контроля понимания, которые вы используете в работе.
3. Продумайте и отберите ситуации, в которых можно познакомить ваших учащихся с речевыми образцами, а также лексическое наполнение речевых образцов.
4. Отберите упражнения, необходимые для тренировки речевых образцов и их использования вашими учащимися в различных ситуациях. Помните, что, по возможности, все упражнения должны носить коммуникативный характер.
___________
1 Обсуждение микроуроков целесообразно проводить по схеме, которая предлагается ниже.
Тренировочные упражнения
— имитационные (согласитесь, подтвердите и т. д.); — трансформационные (переспросите, выразите удивление, не согласитесь, усомнитесь и т. д.);
— упражнения на завершение предложений; — упражнения на комбинирование двух предложений; — упражнений на перифраз; — вопросо-ответные упражнения; — перевод с английского языка на русский и т. д.
Упражнения на применение изученных речевых образцов
— придумайте свои примеры, используя речевые образцы; — используйте речевые образцы в предложенной учителем ситуации; — придумайте свои ситуации, используя речевые образцы; — используйте изученные речевые образцы в диалоге; — перевод с русского-языка на английский; — используйте изученные речевые образцы, раскрывая тему и т. д.
Продумайте, какие из упражнений вы вынесете на доску, раздадите вашим учащимся на специально приготовленных карточках в виде раздаточного материала и т. д. Не забудьте о способах контроля на каждом этапе работы с речевыми образцами.
5. Составьте и запишите подробный план-конспект вашего микроурока по работе с речевыми образцами, придерживаясь следующей последовательности: — Сформулируйте задачу микроурока (например, организация ознакомления с речевыми образцами и их тренировки на уровне предложения; организация тренировки речевых образцов на уровне связного высказывания; использование учащимися речевых образцов в собственной речи и т. д.). Исходя из сформулированной задачи, запишите дальнейший ход урока. — Продумайте и запишите организацию ознакомления с речевыми образцами (ситуации для раскрытия значения, контроль понимания, фонетическую отработку и т. д.).
— Продумайте и запишите организацию тренировки речевых образцов (характер, количество и последовательность упражнений; установки и ключи к предлагаемым упражнениям). — Продумайте и запишите организацию применения учащимися речевых образцов (характер, количество и последовательность стимулов, побуждающих учащихся к использованию речевых образцов и т. д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|