Рекомендации по проведению микроуроков по работе над экспрессивной речью
1. Вспомните, какие формы экспрессивной речи вы знаете (монолог, диалог); какие виды (подготовленная, неподготовленная); какие стимулы используются в работе над экспрессивной речью: вербальные (сообщение темы, описание ситуации и т. д.), невербальные, т. е. различные средства наглядности (картинки, диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты и т. д.).
2. Вспомните некоторые методические рекомендации по работе над экспрессивной речью. (Работа над монологом проходит на трех уровнях1: на уровне одного предложения, на уровне связного высказывания, на уровне собственной речи. Работа по развитию экспрессивной речи проводится с постепенным снятием опор. Для увеличения активного времени учащихся используются разнообразные формы работы: парная, групповая, массовая и индивидуальная. При индивидуальном опросе необходимо вовлекать в работу всех учащихся путем специальных установок-заданий, например, прослушайте и задайте вопросы для получения дополнительной.
_____________
1 При проведении этого вида микроурока ведущий преподаватель по практике устной и письменной речи обязательно фиксирует все ошибки учащихся для дальнейшей работы по их исправлению. В отдельных случаях он должен прийти на помощь студенту-учителю, проводящему микроурок. Рекомендуется выбирать для проведения этого вида микроуроков самых способных студентов.
информации, прослушайте и дайте оценку прослушанному и т. д. Ошибки в речи исправляет учитель, как правило, после ответа учащегося, причем исправление должно носить обучающий характер и т. д.).
3. Вспомните различные-упражнения1 для развития а) подготовленной речи: — с опорой на формальные признаки (ключевые слова, план, заголовки и т. д.);
— с опорой на источники информации (картинка, кинофильм, диафильм, текст и т. д.); — с опорой на изученную тему.
б) неподготовленной речи: — с опорой на источник информации (рассказ на родном языке, картинка, неозвученный фильм и т. д.); — с опорой на жизненный опыт учащихся (прочитанное или увиденное, фантазия и т. д.).
4. Составьте и напишите подробный план-конспект микроурока по работе над экспрессивной речью.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МИКРОУРОКОВ ПО РАБОТЕ С АУДИОТЕКСТОМ
1. Уточните конечную задачу работы с аудиотекстом (текст используется только для развития аудирования или на его основе будет развиваться говорение). 2. Исходя из задачи, проанализируйте аудиотекст с точки зрения трудностей, которые он может представить для ваших учащихся (фонетических, лексических, грамматических; с точки зрения содержания и т. д.). 3. Вспомните некоторые методические рекомендации по работе с аудиотекстом (снятие трудностей различного характера; необходимость установок на прослушивание; однократность предъявления (или в редких случаях двукратность в зависимости от задачи работы с аудиотекстом); темп подачи
____________
1 См.: «Очерки по методике обучения немецкому языку» / Под ред. И.В. Рахманова. — М, 1974. — С. 79—81.
текста; условия подачи: с голоса, с магнитной пленки; способы контроля понимания: общие вопросы, специальные вопросы, неверные утверждения, вопросы самих учащихся по прослушанному тексту, составление плана прослушанного, пересказ прослушанного по цепочке, по частям, передача основного содержания прослушанного, обсуждение прослушанного, письменное изложение прослушанного и т. д.).
4. Составьте и запишите подробный план-конспект вашего микроурока по работе с аудиотекстом, придерживаясь следующей последовательности:
— сформулируйте задачу микроурока (развитие аудиро-вания, развитие монологической (диалогической) формы речи на основе аудиотекста, письменное изложение прослушанного и т. д.); — продумайте и запишите, каким образом вы будете снимать трудности (например, ознакомление учащихся с 1—2 незнакомыми лексическими единицами, без знания которых невозможна работа с аудиотекстом и т. д.); — продумайте установку на прослушивание; — выберите форму предъявления текста (ваш рассказ, чтение текста, подача текста с пленки); — выберите способы проверки понимания прослушанного, исходя из задачи микроурока, возможностей ваших учащихся, времени, которым вы располагаете, и т. д.; — в случае необходимости, продумайте установку на вторичное прослушивание и предъявите учащимся текст второй раз; — продумайте и запишите дальнейшие формы работы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МИКРОУРОКОВ ПО РАБОТЕ НАД ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ И ЧТЕНИЯ
1. Проанализируйте материал, над которым вам предстоит работать, с точки зрения фонетических трудностей и сгруппируйте его по фонетическим признакам, например, по ударной гласной, или по труднопроизносимой согласной [ŋ, ð, Ө], или по компоненту интонации, или по всему интонационному рисунку. 2. Вспомните ранее пройденный материал, содержащий подобные фонетические трудности. Отберите слова, словосо-
четания, предложения, особенно трудные для ваших учащихся, и подключите их к отработке.
3. Вспомните некоторые методические рекомендации по работе над фонетической стороной устной речи и чтения: — Если вы готовите учащихся к выполнению устных упражнений без зрительной опоры, фонетическая отработка строится также без зрительной опоры. Ели вашим учащимся предстоит выполнять упражнения со зрительной опорой (упражнения на карточках, упражнения из учебника, чтение текста и т. д.), фонетическая отработка Должна быть также организована со зрительной опорой (т.е. следует использовать карточки, учебник, доску, графопроектор и т. д.). Полезно помнить слова английского методиста М. Уэста: "Learn to read by reading. Learn to speak by speaking”. — После того, как вы отработаете изолированные слова, необходимо отработать их в сочетаниях с другими словами и на уровне целого предложения. Последовательность работы: звук, слово, словосочетание, предложение.
— Фонетическая отработка материала без зрительной опоры может проводиться двумя способами: либо учащиеся будут имитировать голос учителя, либо записанный на магнитофонную ленту голос диктора. — Помните, что хоровая работа очень полезна. Однако она должна непременно сочетаться с индивидуальным прого-вариванием каждым учащимся, если позволяет время. Во время хорового проговаривания внимательно слушайте всех учащихся. Старайтесь в хоре уловить тех, кто делает ошибки. Вызывайте тех, кто неточно произносит материал. В случае ошибки исправляйте ее. Помните, что исправление ошибки только имитацией часто не приносит желаемых результатов. Необходимо дать конкретные указания по исправлению, исходя из природы ошибки. — При фонетической отработке со зрительной опорой материал может быть представлен просто на карточках, или через графопроектор, или на классной доске. Слова, которые встретились впервые и читаются не по правилам, могут быть даны с транскрипцией. Работа ведется фронтально. Для выработки сознательных, прочных графемно-фонемных соответствий целесообразно начинать с чтения материала самими учащимися. Можно рекомендовать следующие режимы рабо-
ты: Р1—Рs—Р2—Р3 и т. д.; Р1—Т—Рs—Р2—Р3 и т. д.; в особо сложных случаях Т—Рs—Р1—Р2 и т. д. В конце тренировочной работы хорошо вызвать 1—2 учащихся прочитать весь материал целиком. — Помните, что для развития фонетических навыков есть две группы упражнений: упражнения на узнавание и упражнения на воспроизведение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|